<< Пред.           стр. 185 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 предназначенных к публичному исполнению, составление и опубликование
 списков разрешённых и запрещённых произведений, контроль за соблюдением
 установленных правил. Г. вёл также работу с драматургами, кино- *
 организациями, устраивал обсуждения пьес, спектаклей, кинофильмов. В
 1928 Г. вошёл в состав Главискусства. В 1933 был выделен в
 самостоятельное Управление - ГУРК. М. И.
  "ГЛАГОЛ ПРАЖСКИЙ" ("Hlahol Prazsky") - чешский мужской хор. Основан в
 1861 под девизом Сметаны "Песней - к сердцу, сердцем - к родине". "Г.
 П." принимал активное участие в жизни оперных т-ров Чехии. Во главе хора
 стояли певец и педагог Я. Лукес, хормейстер Ф. Геллер и др. С 1863 "Г.
 П." руководил Сметана, при к-ром хор стал подлинным центром чеш. нац.
 муз. культуры. В репертуаре "Г. П."- произв. славянских композиторов, в
 т. ч. отрывки из опер. "Г. П." играет значительную роль и в пропаганде
 лучших произв. чехословацкой и зарубежной муз. классики.
  Лит.: Nejedly Z., Dejiny praz Hlaholil, Praha, 1911. Л.Т.
  ГЛАГОЛЬ (наст. фам.- Голоушев), Сергей Сергеевич (1855-1920) -
 русский художник, художественный и театральный критик. По профессии
 врач. С 90-х гг. печатал статьи о т-ре в журналах "Артист", "Рампа и
 жизнь", "Маски", в газ. "Курьер" и др. Сторонник реалистич. принципов
 МХТ, Г. выступал с критикой натуралистич. и декадентских течений 20 в.
 Г. много писал о МХТ.
  Соч.: Под впечатлением Художественного театра, М.,1902 (совм. с
 Джемсом Линчем - Л. Н. Андреевым); Художники Художественного театра, в
 сб.: Московский Художественный театр. т. 2, M., 1914; Да здравствует
 театр. в сб.:
  В спорах о театре, М., 1914.
  Лит.: Некрасов Н.,С.С. Голоушев (Сергей Глаголь). Некролог,
 "Художественная жизнь", 1920, ј 4/5. E.X.
  ГЛАДИАТОР (лат. gladiator, от gladius - меч)- 1) Участник зрелищ-боёв
 в Др. Риме. Г. проводили вооружённую борьбу между собой или со зверями.
  Обычно набирались из рабов или приговорённых к смерти преступников.
 Г. проходили специальное обучение, делились на множество разрядов по
 вооружению и технике боя ("ретнарии" с трезубом и сетью, к-рую
 набрасывали на противника, тяжеловооружён' ные "самниты", "фракийцы" в
 нац. фракийском вооружении и т. д.). Бои Г. иногда становились частью
 пышных зрелищ, обычно на популярный мифологич. сюжет. Эти представления,
 отличающиеся грубым натурализмом (подлинные убийства), способствовали
 моральному и эстетическому разложению зрителей, деградации культуры в
 Риме. С. А.
  2.} Цирковой артист; силовой акробат рафт-акробат). Г. обычно
 обладают атлетич. сложением, развитой мускулатурой, выступают в
 стилизованных римских костюмах и вооружении, выполняют фигурные
 построения (акробатич. пирамиды) на спец. пьедестале (иногда
 вращающемся), напоминающие скульптурные изваяния; перестроения из одной
 фигуры в другую часто делаются при затемнённом свете, быстро, а сами
 построения демонстрируются при разноцветном освещении. Номера с участием
 Г. ("гладиаторы") получили большое распространение в дореволюционном
 русском цирке, зап.-европейском варьете, мюзик-холле. ГЛАДИЛЬЩИКОВ,
 Николай Павлович (р. 27.IV. 1895)- советский цирковой артист,
 дрессировщик. Засл. арт. РСФСР (1939). Род. в Торопце в семье лесника.
 Занимаясь в Петерб. политехнич. ин-те, увлекался спортом и выступал как
 борец-профессионал. В годы гражданской войны был инструктором воен.
 обучения в Йрасной Армии. В 1922 завоевал звание чемпиона РСФСР по
 классич. борьбе. С 1923, выступая в клубах с лекциями по физкультуре,
 начал заниматься дрессировкой, демонстрировал борьбу с медведем. В 1927
 дебютировал в Орехово-Зуевском цирке со своей "Смешанной группой
 хищников". Г. был первым крупным советским дрессировщиком хищников.
 Увеличивая количество животных и варьируя их состав, Г. усложнял и
 совершенствовал выучку хищников. Демонстрировал дрессировку бурых
 медведей, львов, гиен, собак, крокодилов, домашних птиц. Некоторые
 успехи в области дрессуры были достигнуты впервые Г. (создал номер, в
 котором совместно выступали петухи и группа хищников). Вносит в свои
 выступления элементы театрализации (номер Г. был оформлен в рус. стиле),
 народного юмора, использует нек-рые традиции русских скоморохов,
 обучавших медведей.
  Лит.: Кублицкий Г., ротитель хищников, [Архангельск, 1940]. М. 3.
  ГЛАДКОВ, Александр Константинович [р. 17(30). III. 1913] - русский
 советский драматург, поэт и театральный критик. Лит. деятельность начал
 в 1930. Работал зав. лит. частью и ассистентом режиссёра в Студии под
 рук. Н. П. Хмелёва (1935-36), в Т-ре им. Мейерхольда (1934-37). Г.автор
 героич. комедии в стихах из времён Отечественной войны
 1812"Давным-давно" ("Питомцы славы"; 1941, Ленингр. т-р Комедии, 1942,
 Центр, т-р Красной Армии). Написал пьесы: "Бессмертный" (совм. с
 Арбузовым;
  1943, Центр, т-р Красной Армии), "Новогодняя ночь" ("Жестокий
 романс"; 1945, Ленингр. Большой драм. т-р), "Ночное небо" (1959,
 Ленингр. т-р Комедии) и др. В произв. Г., героями к-рых является гл.
 обр. молодёжь, воспеваются поэзия подвига, романтика, благородные
 устремления. Г. принадлежит сценич. редакция и рус. перевод японской
 пьесы "Украденная жизнь" Каору Моримото (1959, Моск. т-р им. Вл.
 Маяковского). С. Д.
  Соч.: Из воспоминаний о Мейерхольде, в сб.: Москва театральная, М.,
 1960.
  ГЛАДКОВ, Фёдор Васильевич [9(21).VI.1883- 20.XII.1958] - русский
 советский писатель. Член КПСС с 1920. Окончив учительский институт,
 работал педагогом. Принимал активное участие в революционном движении.
 Лит. деятельность начал в 1900. Г. инсценировал свои произведения.
 Большим успехом пользовалась инсценировка романа "Цемент" (1926, Т-р им.
 МГСПС, Москва, Ярославский т-р им. Волкова и др.). В 1934 на основе
 романа "Энергия" создал драму "Гордость" (Т-р им. МОСПС). Автор ряда
 статей по вопросам т-ра. Ст. пр. 1950, 1951.
  ГЛАДКОВСКИИ, Арсений Павлович [9(21).V. 1894-31.VII.1945] - русский
 советский композитор. В 1917 окончил физико-математич. ф-т Петерб.
 ун-та. В 1912-17 занимался теорией композиции у В. Кала-фати. В 1924
 окончил Ленингр. консерваторию. Г.- один из первых крупных сов. театр.
 композиторов. Автор (совм. с Е. Пруссаком) оперы "За красный Петроград"
 ("1919-й год" ; 1925, Ленингр. Малый оперный т-р), оперы-оратории "Фронт
 и тыл" (1930, там же), балета "Том Сойер" (1939), муз. комедий "Рустам",
 "Поэт и барабанщик" (1932, 1937, Ленингр. т-р муз. комедии), музыки к
 спектаклям ленингр. т-ров, в т. ч. "Дружба" Гусева, "Женитьба
 Бальзаминова" Остров-' ского, "Мария Стюарт" Шиллера и др., а также
 камерно-инструментальных, вок. и др. соч. Музыка сценич. произв. Г.
 отличается ясностью мелодики, простотой и выразительностью гармонии.
 Интонац. язык музыки Г. насыщен мелодич. оборотами песен эпохи гражд.
 войны и сов. массовых песен. С 1922 Г. занимался педагогич.
 деятельностью в Ленинграде.
  Лит.: Богданов-Березовский В., Советская опера, Л.-М., 1940 (гл. 2 и
 10).
  ГЛАЗУНОВ, Александр Константинович [29.VII (10.VIII). 1865,
 Петербург,-21.III.1936, Париж]- русский композитор, дирижёр, педагог,
 музыкально-общественный деятель. Нар. арт. Республики (1922). Музыке
 начал обучаться с десятилетнего возраста под руководством домашних
 педагогов, в т. ч. Н. Елен-ковского. В 1879-81 Г. брал уроки гармонии и
 сочинения у Римского-Корсакова. В 80-х гг. начал активную композиторскую
 деятельность, будучи участником "беляевского кружка" и находясь в тесном
 общении с композиторами "Могучей кучки" и Чайковским. После смерти
 Бородина Г. совместно с Римским-Корсаковым закончил оперу "Князь Игорь"
 и по памяти записал увертюру к опере. Своими симф. и камерными произв.
 Г. завоевал выдающееся место в ряду рус. композиторов-реалистов конца 19
 в. С 1888 выступал также как дирижёр; гастролировал во мн. странах.
 После Октябрьской революций продолжал муз. и обществ, работу, являясь
 активным участником многих муз.-просветит. мероприятий. Творчество Г.
 характерно своей народно-патриотич. направленностью, проявляющейся как в
 его тематике, так и во всём муз. складе. Муз. язык произв. Г.
 обнаруживает глубокую связь с рус. народной песенностью. Подобном. И.
 Глинке и композиторам "Могучей кучки", Г. широко отразил в своём
 творчестве и музыку западнославянских, восточных и др. народов. Музыка
 Г. проникнута здоровым, мужественным оптимизмом, полнотой жизнеощущения,
 отличается жизненным благородством и красотой формы, сочностью мелодич.
 языка, богатством и яркостью колорита. Вместе с тем она носит на себе
 печать известной самоуспокоенности, созерцательного отношения к
 действительности. Осн. место в творч. наследии Г. занимают симф. соч. (8
 симфоний, увертюры и др.), в к-рых композитор продолжил реалистич.
 традиции рус. муз. классики. Театральные жанры представлены в творчестве
 Г. тремя балетами и музыкой к драматич. спектаклям. В своём балетном
 творчестве Г. продолжил путь симфонизации бал ета,указанный Чайковским;
 сделал балетную музыку определяющим звеном драматургии балета. Балетам
 Г. свойственна широта симфонич. размаха и сочная декоративность
 оркестрового письма, мелодич. красота и выразительность. Благодаря
 сценич. эффектности и красочному разнообразию музыки большую
 популярность завоевал балет Г. "Раймонда" на сюжет средневековой
 провансальской легенды (либр. М. Петипа и Л. Пашковой, 1898, Мариин-ский
 т-р, Петербург). Миниатюрный одноактный балет "Барышня-служанка, или
 Испытание Дамиса" (либр. М. Петипа на сюжет картин Ватто, 1900,
 Петербург, Эрмитажный т-р, нов. ред. 1924) представляет собой искусную
 муз.стилизацию франц. сентиментальных пасторалей 18 в. и построен на
 старинных танцах, сочетающих национальные франц. и рус. элементы. В
 балете "Времена года" (либр. М. Петипа, 1900, Петербург, Эрмитажный т-р)
 блестяще проявилось свойственное Г. мастерство оркестровой звукописи;
 зимний пейзаж, вакханалия и др. эпизоды относятся к лучшим страницам
 русской музыкальной живописи.
  Г. - автор музыки к пьесам "Саломея" Уайльда (1908), "Царь Иудейский"
 Романова (1914), а также к драме "Маскарад" Лермонтова (1916), из к-рой
 особенно популярен романс Нины. Г. принадлежат также, кантаты, хоры и
 др. вок. соч. С 1899 Г.- профессор по кл. композиции, затем по кл. камер
 но-инстр. ансамбля, в 1905-28 - директор Петерб. (затем Ленингр.)
 консерватории. Почётный доктор Кембриджского и Оксфордского ун-тов.
  Лит. соч.: Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958.
  Лит.: О с с о в с к и и А. В., А. К. Глазунов. Его жизнь и
 творчество. 1882-1907, СПБ, [1907]; П [етровский] Е., О балетной музыке
 А. К. Глазунова, "Русская муз. газ." 1907, ј 1; Глебов Игорь, "Раймонда"
 Глазунова "Еженедельник Гос. акад. театров", 1922, ј 9; Б е л я е в В.
 Александр Константинович Глазунов, т. 1, ч. 1, П., 1922 Асафьев Б. В.,
 Глазунов, Избр. труды, т. 2, М., 1954 Федорова Г., А. К. Глазунов, М.Л.,
 1947; Глазунов, Исследования, материалы, публикации, письма, т. 1-2, Л.,
 1959. Л .М.
  ГЛАМА-МЕЩЕРСКАЯ (наст. фам.- Б а р ы ш е-в а), Александра Яковлевна
 (1859-1942) - русская актриса и театральный педагог. Ученица В. В.
 Самойловой и И. В. Самарина. В 1878 дебютировала в Александрийском т-ре,
 но, отклонив условия, предложенные ей дирекцией, уехала в провинцию.
 Играла в Киеве, Житомире, Вильно и др. городах. Роли:
  Офелия; Мария ("Материнское благословение" Денне-рп), Фадетта
 ("Сверчок домашнего очага" Бирх-Пфей-фера). В 1880 вступила в труппу
 Пушкинского т-ра (т-р Бренко) в Москве, где заняла ведущее положение
 наряду с М. И. Писаревым (её будущим мужем), П. А. Стрепетовой, В. Н.
 Андреевым-Бурлаком, А. И. Южиным, В. П. Далматовым и др. После закрытия
 Пушкинского т-ра работала в Москве в т-ре Лентовского ("Скоморох") и
 т-ре Корша,а затем вновь в Киеве в т-ре Соловцова. "Артистка большого
 интеллекта, большой культуры, она умела тонко вытачивать каждую свою
 роль и детально её прорабатывать" (Ю. М. Юрьев). Отличительными чертами
 искусства Г.-М. были простота и искренность. С 1895 по болезни оставила
 сцену и до 1927 занималась педагогич. деятельностью. Последние годы
 жизни провела в ленингр. Доме ветеранов сцены. Работала над книгой
 "Воспоминаний".
  Соч.: Воспоминания, Л.- М., 1937.
  Лит.: Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1948, с. 83. Л. Кл.
  ГЛАЦ(С1аг),Херта (р. 16.IX.1914)-американская артистка оперы
 (контральто). Родилась в Австрии.
  Пению обучалась в А.Я.Глама-Мещерская Венской муз. акаде- в роли
 Вари. "Дикарка" Остров-Мии. Впервые высту- ского и Соловьёва. пила на
 оперной сцене в Бреслау в 1933. Гастролировала в Чехословакии, Австрии,
 Швеции, США, Германии, Англии, СССР
  (1934) и др. странах. С 1942 Г.- солистка "Метрополитен-опера"
 (Нью-Йорк). Участвовала в оперных постановках на Глайндборн-ском
 фестивале опер Моцарта
  (1935) и Зальцбургском фестивале (1936). Завоевала широкую
 известность как одна из лучших совр. исполнительниц опер Вагнера и
 Моцарта (партии: Эрда, Брангепа, Фрика -"Золото Рей-на", "Тристан и
 Пзольда", "Валькирия", Марцс-лшта - "Свадьба Фигаро") к др.
 композиторов. Л. М.
  ГЛЕБКА, Пётр Фёдорович (р. 6. VII. 1905)- белорусский советский поэт
 и драматург. Деп. Верх. Совета БССР 4-го и 5-го созывов. Академик АН
 БССР (1957). Чл. КПСС с1942.Лит.деятельность начал в 1925. Написал пьесы
 "Над
  Берёзой-рекой"(1940)-о гражданской войне вБелорус-сии и "Свет с
 востока" (1957) - о борьбе за победу Сов. власти. Обе пьесы пост. в
 Белорус. т-ре им. Я. Коласа.
  Лит.: Нарысы па г?сторы? беларускай л?таратуры, М?нск, 1956, с.
 540-63; Очерк истории белорусской советской литературы, М., 1954, с.
 326-44; Няфёд Ул., Бела-руск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. В. Н.
  ГЛЕБОВ, Анатолий Глебович (наст. фам.- К о-т е л ь н и к о в) (р.
 9.XII.1899) - русский советский драматург. Один из первых сов.
 драматургов. Работал в драмкружках и рабочих клубах как автор монтажей и
 инсценировок, занимался журналистикой. Проф. лит. деятельность начал в
 1927. Пьеса Г. "Загмук" - о восстании рабов в Древнем Вавилоне, была
 пост. в 1925 в Малом т-ре. На сюжет "Загмука" А. А. Крейном была создана
 одноимённая опера (1930, Большой т-р). Г. написал пьесы: "Власть" (1927,
 1-й Рабочий т-р Пролеткульта)- об Октябрьской революции, "Рост" (1927,
 Моск. т-р Революции) - о жизни сов. заводского коллектива, "Инга" (1929,
 там же)-о новой женщине, проблеме сов.семьи и др.Г. ведёт активную
 работу по переводу драматургии народов СССР, ему принадлежат переводы на
 рус. яз. пьес:
  "Ещё одна жертва" Сундукяна, "Намус" Ширванзаде, "Свадьба с приданым"
 Дьяконова, "Честь семьи" Мух-тарова и мн. др. Написал ряд пьес для
 театр. самодеятельности (ок. 30), книгу "Островский на самодеятельной
 сцене", ряд статей по т-ру и др.
  Соч.: Сборник пьес, М., 1934.
  Лит.: А. В. Луначарский, о театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1,
 М., 1958. (7. Под.
  ГЛЕБОВ (наст. фам.- Сорокин), Глеб Пав-лович [р.
 29.IV(11.V).1899]белорусский советский актёр. Народный артист СССР
 (1948). Участвовал в любительских спектаклях. Сценическую деятельность
 начал в 1921 в провинциальных т-рах на Украине. С 1926 - актёр 1-го
 Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы в Минске). Творчеству
 Г. свойственны психологич. глубина, яркость мимики, выразительность
 жеста, мягкость, простота, тонкий юмор. Г. создал впечатляющие и
 проникновенные образы людей из народа и остро сатирич. характеристики.
 Среди лучших ролей 30-х гг.:
  Павел Немира ("Отечество"
  Чорного, 1932), Халимон ("Партизаны" Крапивы,
  1938), Гарпагон ("Скупой" Мольера, 1937), Харкевич
  ("Гибель волка" Смуйлёнка, 1939), Туляга ("Кто смеётся последним"
 Крапивы, 1939, Ст. пр. 1941); 40-50-х гг.:
  Пустаревич ("Павлинка" Ку-палы, 1944), Кропля ("Константин Заслонов"
 Мовзона, 1947, Ст. пр. 1948),Романюк ("Калиновая роща" Корнейчука,
 1950), Горошка, Само-сеев ("Извините, пожалуйста", 1954, "Чтобы люди не
 журились" (1959) Макаёнка. Г. снимался в белорус. кинофильмах
 ("Константин Заслонов", "Наши соседи" и
  ДР-)Лит.: Дунина С., Глеб Павлович Глебов, М.- Л., 1949;
  Стэльмах Ул., Народны ар-гыст СССР Г. П. Глеба, М?нск, l954. B. H.
  ГЛСБОВА, Мария Михайловна (1840-е гг.-1919) - русская актриса,
 антрепренёр. По окончании Пе-терб. театр. уч-ща успешно дебютировала в
 1861 в Александрийском т-ре в роли Полины ("Доходное место"). Играла
 здесь до 1864, но неудовлетворённая водевильными ролями, к-рые ей
 поручались, перешла на харьковскую сцену. Играла в провинции (Тифлис,
 Саратов, Кронштадт, Ораниенбаум, Одесса, Нижний Новгород, Харьков,
 Казань). В 1866-70, 1882-83-снова в Александрийском т-ре, в 1883-84- в
 Москве в т-ре Лентовского. С 1891 работала в труппе Н. Соловцова в Киеве
 (была его женой),исполняла роли героинь. В 1902, после смерти Соловцова,
 Г. возглавила антрепризы, работала в Киеве до 1905. Обладала прекрасными
 внешними данными, красивым голосом, драматнч. темпераментом. Лучшие
 роли: Катерина, Лидия, Кручинина ("Гроза", "Бешеные деньги" и "Без вины
 виноватые" Островского), Леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Адриенна
 Лекуврер (о. п. Скриба и Легувэ). А. Кл.
  ГЛ‚ДЖЕВИЧ (Gledevic), Антун (26.XI.1659- 28.1.1728) - хорватский поэт
 и драматург. Родом из Дубровника. Писал в период, когда дубровницкая
 литература, переживавшая упадок, подражала итал. образцам. Г.- автор
 мелодрам, представляющих собой обработки произв. венецианских авторов
 (А. Ауре-ли и др.): "Эрмиона", "Олимпия посвящённая" и "Да-мира
 смиренная". Незаконченной осталась мелодрама Г. "Белизарио, или
 Эльпидия". Осн. произведение Г. - мелодрама "Зорислава" ставилась в
 Дубровнике. Г. написал рождественскую идиллию "Рождество Господне",
 исполненную в 1703 в церкви в Цавтате, близ Дубровника. С. И.
  ГЛЕЗЕР, Хильда Андресовна [26.VI(8.VII).1893, Вильянди,25.VIII.1932,
 Таллин] - эстонская акт- риса, режиссёр, театральный педагог. Род. в
 семье каменщика. С 1910 выступала в любительских спектаклях. Брала уроки
 сценич. иск-ва у финской актрисы X. Рантанен. С 1916 работала в т-ре
 "Эстония". Одновременно - в "Утреннем т-ре" (1921-24) и в "Рабочем т-ре"
 (1926-32). Среди разнообразных ролей, сыгранных Г.:
  Пэк ("Сон в летнюю ночь" Шекспира, 1919), Женщина ("Человек-масса"
 Толлера, 1922), Электра (о. п. Гофман-сталя, 1923), Озе ("Пер Гюнт"
  Ибсена, 1927), г-жа Пичэм ("Трёхгрошовая опера" Гея-Брехта, 1930),
 Лаура ("Домовой" Вильде, 1927), Тийна ("Оборотень" Китцберга, 1928).
 Образы, созданные Г., отмечены яркой характерностью, задушевностью,
 героической направленностью, отличаются острым своеобразным рисунком,
 предельной выразительностью.
  В 1924 начала режиссёрскую деятельность (первая пост. - "Земля"
 Брюсова в "Утреннем т-ре"). В трагедийном репертуаре Г. стремилась
 выявить оптимистич. начало, раскрыть социальные противоречия. Реалистич.
 тенденции сочетались в режиссёрском творчестве Г. с условными решениями,
 в поставленных ею спектаклях проявлялись влияния нем. экспрессионизма.
 Особенно удавались Г. ритмич. массовые сцены. Среди режиссёрских работ
 Г.: в т-ре "Эстония" - "РУР" Чапека (1925), в "Рабочем театре"- "Ночь"
 Мартинэ (1927), "В вихре ветров" Китцберга (1927), "На дне" (1931);
 "Гоп-ля мы живём" Толлера (1929) и др. Выступала как мастер художеств.
 чтения (с 1929 в радиовещании). В 1924-32 вела педагогич. работу (в
 Школе театр. иск-ва в Таллине).
  Лит.: Hilda Gleser, TaUinn, 1934; U k s i p A., Hilda Gie-ser, в кн.:
 Eesti noukogude teater. Almanahh III, Tallinn, 1957, c. 224-229. Л. Кр.
  ГЛЕЙХ (Gleich), Йозеф Алоиз (14.IX.1772, Вена,- 10. II. 1841, там же)

<< Пред.           стр. 185 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу