<< Пред. стр. 185 (из 913) След. >>
предназначенных к публичному исполнению, составление и опубликованиесписков разрешённых и запрещённых произведений, контроль за соблюдением
установленных правил. Г. вёл также работу с драматургами, кино- *
организациями, устраивал обсуждения пьес, спектаклей, кинофильмов. В
1928 Г. вошёл в состав Главискусства. В 1933 был выделен в
самостоятельное Управление - ГУРК. М. И.
"ГЛАГОЛ ПРАЖСКИЙ" ("Hlahol Prazsky") - чешский мужской хор. Основан в
1861 под девизом Сметаны "Песней - к сердцу, сердцем - к родине". "Г.
П." принимал активное участие в жизни оперных т-ров Чехии. Во главе хора
стояли певец и педагог Я. Лукес, хормейстер Ф. Геллер и др. С 1863 "Г.
П." руководил Сметана, при к-ром хор стал подлинным центром чеш. нац.
муз. культуры. В репертуаре "Г. П."- произв. славянских композиторов, в
т. ч. отрывки из опер. "Г. П." играет значительную роль и в пропаганде
лучших произв. чехословацкой и зарубежной муз. классики.
Лит.: Nejedly Z., Dejiny praz Hlaholil, Praha, 1911. Л.Т.
ГЛАГОЛЬ (наст. фам.- Голоушев), Сергей Сергеевич (1855-1920) -
русский художник, художественный и театральный критик. По профессии
врач. С 90-х гг. печатал статьи о т-ре в журналах "Артист", "Рампа и
жизнь", "Маски", в газ. "Курьер" и др. Сторонник реалистич. принципов
МХТ, Г. выступал с критикой натуралистич. и декадентских течений 20 в.
Г. много писал о МХТ.
Соч.: Под впечатлением Художественного театра, М.,1902 (совм. с
Джемсом Линчем - Л. Н. Андреевым); Художники Художественного театра, в
сб.: Московский Художественный театр. т. 2, M., 1914; Да здравствует
театр. в сб.:
В спорах о театре, М., 1914.
Лит.: Некрасов Н.,С.С. Голоушев (Сергей Глаголь). Некролог,
"Художественная жизнь", 1920, ј 4/5. E.X.
ГЛАДИАТОР (лат. gladiator, от gladius - меч)- 1) Участник зрелищ-боёв
в Др. Риме. Г. проводили вооружённую борьбу между собой или со зверями.
Обычно набирались из рабов или приговорённых к смерти преступников.
Г. проходили специальное обучение, делились на множество разрядов по
вооружению и технике боя ("ретнарии" с трезубом и сетью, к-рую
набрасывали на противника, тяжеловооружён' ные "самниты", "фракийцы" в
нац. фракийском вооружении и т. д.). Бои Г. иногда становились частью
пышных зрелищ, обычно на популярный мифологич. сюжет. Эти представления,
отличающиеся грубым натурализмом (подлинные убийства), способствовали
моральному и эстетическому разложению зрителей, деградации культуры в
Риме. С. А.
2.} Цирковой артист; силовой акробат рафт-акробат). Г. обычно
обладают атлетич. сложением, развитой мускулатурой, выступают в
стилизованных римских костюмах и вооружении, выполняют фигурные
построения (акробатич. пирамиды) на спец. пьедестале (иногда
вращающемся), напоминающие скульптурные изваяния; перестроения из одной
фигуры в другую часто делаются при затемнённом свете, быстро, а сами
построения демонстрируются при разноцветном освещении. Номера с участием
Г. ("гладиаторы") получили большое распространение в дореволюционном
русском цирке, зап.-европейском варьете, мюзик-холле. ГЛАДИЛЬЩИКОВ,
Николай Павлович (р. 27.IV. 1895)- советский цирковой артист,
дрессировщик. Засл. арт. РСФСР (1939). Род. в Торопце в семье лесника.
Занимаясь в Петерб. политехнич. ин-те, увлекался спортом и выступал как
борец-профессионал. В годы гражданской войны был инструктором воен.
обучения в Йрасной Армии. В 1922 завоевал звание чемпиона РСФСР по
классич. борьбе. С 1923, выступая в клубах с лекциями по физкультуре,
начал заниматься дрессировкой, демонстрировал борьбу с медведем. В 1927
дебютировал в Орехово-Зуевском цирке со своей "Смешанной группой
хищников". Г. был первым крупным советским дрессировщиком хищников.
Увеличивая количество животных и варьируя их состав, Г. усложнял и
совершенствовал выучку хищников. Демонстрировал дрессировку бурых
медведей, львов, гиен, собак, крокодилов, домашних птиц. Некоторые
успехи в области дрессуры были достигнуты впервые Г. (создал номер, в
котором совместно выступали петухи и группа хищников). Вносит в свои
выступления элементы театрализации (номер Г. был оформлен в рус. стиле),
народного юмора, использует нек-рые традиции русских скоморохов,
обучавших медведей.
Лит.: Кублицкий Г., ротитель хищников, [Архангельск, 1940]. М. 3.
ГЛАДКОВ, Александр Константинович [р. 17(30). III. 1913] - русский
советский драматург, поэт и театральный критик. Лит. деятельность начал
в 1930. Работал зав. лит. частью и ассистентом режиссёра в Студии под
рук. Н. П. Хмелёва (1935-36), в Т-ре им. Мейерхольда (1934-37). Г.автор
героич. комедии в стихах из времён Отечественной войны
1812"Давным-давно" ("Питомцы славы"; 1941, Ленингр. т-р Комедии, 1942,
Центр, т-р Красной Армии). Написал пьесы: "Бессмертный" (совм. с
Арбузовым;
1943, Центр, т-р Красной Армии), "Новогодняя ночь" ("Жестокий
романс"; 1945, Ленингр. Большой драм. т-р), "Ночное небо" (1959,
Ленингр. т-р Комедии) и др. В произв. Г., героями к-рых является гл.
обр. молодёжь, воспеваются поэзия подвига, романтика, благородные
устремления. Г. принадлежит сценич. редакция и рус. перевод японской
пьесы "Украденная жизнь" Каору Моримото (1959, Моск. т-р им. Вл.
Маяковского). С. Д.
Соч.: Из воспоминаний о Мейерхольде, в сб.: Москва театральная, М.,
1960.
ГЛАДКОВ, Фёдор Васильевич [9(21).VI.1883- 20.XII.1958] - русский
советский писатель. Член КПСС с 1920. Окончив учительский институт,
работал педагогом. Принимал активное участие в революционном движении.
Лит. деятельность начал в 1900. Г. инсценировал свои произведения.
Большим успехом пользовалась инсценировка романа "Цемент" (1926, Т-р им.
МГСПС, Москва, Ярославский т-р им. Волкова и др.). В 1934 на основе
романа "Энергия" создал драму "Гордость" (Т-р им. МОСПС). Автор ряда
статей по вопросам т-ра. Ст. пр. 1950, 1951.
ГЛАДКОВСКИИ, Арсений Павлович [9(21).V. 1894-31.VII.1945] - русский
советский композитор. В 1917 окончил физико-математич. ф-т Петерб.
ун-та. В 1912-17 занимался теорией композиции у В. Кала-фати. В 1924
окончил Ленингр. консерваторию. Г.- один из первых крупных сов. театр.
композиторов. Автор (совм. с Е. Пруссаком) оперы "За красный Петроград"
("1919-й год" ; 1925, Ленингр. Малый оперный т-р), оперы-оратории "Фронт
и тыл" (1930, там же), балета "Том Сойер" (1939), муз. комедий "Рустам",
"Поэт и барабанщик" (1932, 1937, Ленингр. т-р муз. комедии), музыки к
спектаклям ленингр. т-ров, в т. ч. "Дружба" Гусева, "Женитьба
Бальзаминова" Остров-' ского, "Мария Стюарт" Шиллера и др., а также
камерно-инструментальных, вок. и др. соч. Музыка сценич. произв. Г.
отличается ясностью мелодики, простотой и выразительностью гармонии.
Интонац. язык музыки Г. насыщен мелодич. оборотами песен эпохи гражд.
войны и сов. массовых песен. С 1922 Г. занимался педагогич.
деятельностью в Ленинграде.
Лит.: Богданов-Березовский В., Советская опера, Л.-М., 1940 (гл. 2 и
10).
ГЛАЗУНОВ, Александр Константинович [29.VII (10.VIII). 1865,
Петербург,-21.III.1936, Париж]- русский композитор, дирижёр, педагог,
музыкально-общественный деятель. Нар. арт. Республики (1922). Музыке
начал обучаться с десятилетнего возраста под руководством домашних
педагогов, в т. ч. Н. Елен-ковского. В 1879-81 Г. брал уроки гармонии и
сочинения у Римского-Корсакова. В 80-х гг. начал активную композиторскую
деятельность, будучи участником "беляевского кружка" и находясь в тесном
общении с композиторами "Могучей кучки" и Чайковским. После смерти
Бородина Г. совместно с Римским-Корсаковым закончил оперу "Князь Игорь"
и по памяти записал увертюру к опере. Своими симф. и камерными произв.
Г. завоевал выдающееся место в ряду рус. композиторов-реалистов конца 19
в. С 1888 выступал также как дирижёр; гастролировал во мн. странах.
После Октябрьской революций продолжал муз. и обществ, работу, являясь
активным участником многих муз.-просветит. мероприятий. Творчество Г.
характерно своей народно-патриотич. направленностью, проявляющейся как в
его тематике, так и во всём муз. складе. Муз. язык произв. Г.
обнаруживает глубокую связь с рус. народной песенностью. Подобном. И.
Глинке и композиторам "Могучей кучки", Г. широко отразил в своём
творчестве и музыку западнославянских, восточных и др. народов. Музыка
Г. проникнута здоровым, мужественным оптимизмом, полнотой жизнеощущения,
отличается жизненным благородством и красотой формы, сочностью мелодич.
языка, богатством и яркостью колорита. Вместе с тем она носит на себе
печать известной самоуспокоенности, созерцательного отношения к
действительности. Осн. место в творч. наследии Г. занимают симф. соч. (8
симфоний, увертюры и др.), в к-рых композитор продолжил реалистич.
традиции рус. муз. классики. Театральные жанры представлены в творчестве
Г. тремя балетами и музыкой к драматич. спектаклям. В своём балетном
творчестве Г. продолжил путь симфонизации бал ета,указанный Чайковским;
сделал балетную музыку определяющим звеном драматургии балета. Балетам
Г. свойственна широта симфонич. размаха и сочная декоративность
оркестрового письма, мелодич. красота и выразительность. Благодаря
сценич. эффектности и красочному разнообразию музыки большую
популярность завоевал балет Г. "Раймонда" на сюжет средневековой
провансальской легенды (либр. М. Петипа и Л. Пашковой, 1898, Мариин-ский
т-р, Петербург). Миниатюрный одноактный балет "Барышня-служанка, или
Испытание Дамиса" (либр. М. Петипа на сюжет картин Ватто, 1900,
Петербург, Эрмитажный т-р, нов. ред. 1924) представляет собой искусную
муз.стилизацию франц. сентиментальных пасторалей 18 в. и построен на
старинных танцах, сочетающих национальные франц. и рус. элементы. В
балете "Времена года" (либр. М. Петипа, 1900, Петербург, Эрмитажный т-р)
блестяще проявилось свойственное Г. мастерство оркестровой звукописи;
зимний пейзаж, вакханалия и др. эпизоды относятся к лучшим страницам
русской музыкальной живописи.
Г. - автор музыки к пьесам "Саломея" Уайльда (1908), "Царь Иудейский"
Романова (1914), а также к драме "Маскарад" Лермонтова (1916), из к-рой
особенно популярен романс Нины. Г. принадлежат также, кантаты, хоры и
др. вок. соч. С 1899 Г.- профессор по кл. композиции, затем по кл. камер
но-инстр. ансамбля, в 1905-28 - директор Петерб. (затем Ленингр.)
консерватории. Почётный доктор Кембриджского и Оксфордского ун-тов.
Лит. соч.: Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958.
Лит.: О с с о в с к и и А. В., А. К. Глазунов. Его жизнь и
творчество. 1882-1907, СПБ, [1907]; П [етровский] Е., О балетной музыке
А. К. Глазунова, "Русская муз. газ." 1907, ј 1; Глебов Игорь, "Раймонда"
Глазунова "Еженедельник Гос. акад. театров", 1922, ј 9; Б е л я е в В.
Александр Константинович Глазунов, т. 1, ч. 1, П., 1922 Асафьев Б. В.,
Глазунов, Избр. труды, т. 2, М., 1954 Федорова Г., А. К. Глазунов, М.Л.,
1947; Глазунов, Исследования, материалы, публикации, письма, т. 1-2, Л.,
1959. Л .М.
ГЛАМА-МЕЩЕРСКАЯ (наст. фам.- Б а р ы ш е-в а), Александра Яковлевна
(1859-1942) - русская актриса и театральный педагог. Ученица В. В.
Самойловой и И. В. Самарина. В 1878 дебютировала в Александрийском т-ре,
но, отклонив условия, предложенные ей дирекцией, уехала в провинцию.
Играла в Киеве, Житомире, Вильно и др. городах. Роли:
Офелия; Мария ("Материнское благословение" Денне-рп), Фадетта
("Сверчок домашнего очага" Бирх-Пфей-фера). В 1880 вступила в труппу
Пушкинского т-ра (т-р Бренко) в Москве, где заняла ведущее положение
наряду с М. И. Писаревым (её будущим мужем), П. А. Стрепетовой, В. Н.
Андреевым-Бурлаком, А. И. Южиным, В. П. Далматовым и др. После закрытия
Пушкинского т-ра работала в Москве в т-ре Лентовского ("Скоморох") и
т-ре Корша,а затем вновь в Киеве в т-ре Соловцова. "Артистка большого
интеллекта, большой культуры, она умела тонко вытачивать каждую свою
роль и детально её прорабатывать" (Ю. М. Юрьев). Отличительными чертами
искусства Г.-М. были простота и искренность. С 1895 по болезни оставила
сцену и до 1927 занималась педагогич. деятельностью. Последние годы
жизни провела в ленингр. Доме ветеранов сцены. Работала над книгой
"Воспоминаний".
Соч.: Воспоминания, Л.- М., 1937.
Лит.: Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1948, с. 83. Л. Кл.
ГЛАЦ(С1аг),Херта (р. 16.IX.1914)-американская артистка оперы
(контральто). Родилась в Австрии.
Пению обучалась в А.Я.Глама-Мещерская Венской муз. акаде- в роли
Вари. "Дикарка" Остров-Мии. Впервые высту- ского и Соловьёва. пила на
оперной сцене в Бреслау в 1933. Гастролировала в Чехословакии, Австрии,
Швеции, США, Германии, Англии, СССР
(1934) и др. странах. С 1942 Г.- солистка "Метрополитен-опера"
(Нью-Йорк). Участвовала в оперных постановках на Глайндборн-ском
фестивале опер Моцарта
(1935) и Зальцбургском фестивале (1936). Завоевала широкую
известность как одна из лучших совр. исполнительниц опер Вагнера и
Моцарта (партии: Эрда, Брангепа, Фрика -"Золото Рей-на", "Тристан и
Пзольда", "Валькирия", Марцс-лшта - "Свадьба Фигаро") к др.
композиторов. Л. М.
ГЛЕБКА, Пётр Фёдорович (р. 6. VII. 1905)- белорусский советский поэт
и драматург. Деп. Верх. Совета БССР 4-го и 5-го созывов. Академик АН
БССР (1957). Чл. КПСС с1942.Лит.деятельность начал в 1925. Написал пьесы
"Над
Берёзой-рекой"(1940)-о гражданской войне вБелорус-сии и "Свет с
востока" (1957) - о борьбе за победу Сов. власти. Обе пьесы пост. в
Белорус. т-ре им. Я. Коласа.
Лит.: Нарысы па г?сторы? беларускай л?таратуры, М?нск, 1956, с.
540-63; Очерк истории белорусской советской литературы, М., 1954, с.
326-44; Няфёд Ул., Бела-руск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. В. Н.
ГЛЕБОВ, Анатолий Глебович (наст. фам.- К о-т е л ь н и к о в) (р.
9.XII.1899) - русский советский драматург. Один из первых сов.
драматургов. Работал в драмкружках и рабочих клубах как автор монтажей и
инсценировок, занимался журналистикой. Проф. лит. деятельность начал в
1927. Пьеса Г. "Загмук" - о восстании рабов в Древнем Вавилоне, была
пост. в 1925 в Малом т-ре. На сюжет "Загмука" А. А. Крейном была создана
одноимённая опера (1930, Большой т-р). Г. написал пьесы: "Власть" (1927,
1-й Рабочий т-р Пролеткульта)- об Октябрьской революции, "Рост" (1927,
Моск. т-р Революции) - о жизни сов. заводского коллектива, "Инга" (1929,
там же)-о новой женщине, проблеме сов.семьи и др.Г. ведёт активную
работу по переводу драматургии народов СССР, ему принадлежат переводы на
рус. яз. пьес:
"Ещё одна жертва" Сундукяна, "Намус" Ширванзаде, "Свадьба с приданым"
Дьяконова, "Честь семьи" Мух-тарова и мн. др. Написал ряд пьес для
театр. самодеятельности (ок. 30), книгу "Островский на самодеятельной
сцене", ряд статей по т-ру и др.
Соч.: Сборник пьес, М., 1934.
Лит.: А. В. Луначарский, о театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1,
М., 1958. (7. Под.
ГЛЕБОВ (наст. фам.- Сорокин), Глеб Пав-лович [р.
29.IV(11.V).1899]белорусский советский актёр. Народный артист СССР
(1948). Участвовал в любительских спектаклях. Сценическую деятельность
начал в 1921 в провинциальных т-рах на Украине. С 1926 - актёр 1-го
Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы в Минске). Творчеству
Г. свойственны психологич. глубина, яркость мимики, выразительность
жеста, мягкость, простота, тонкий юмор. Г. создал впечатляющие и
проникновенные образы людей из народа и остро сатирич. характеристики.
Среди лучших ролей 30-х гг.:
Павел Немира ("Отечество"
Чорного, 1932), Халимон ("Партизаны" Крапивы,
1938), Гарпагон ("Скупой" Мольера, 1937), Харкевич
("Гибель волка" Смуйлёнка, 1939), Туляга ("Кто смеётся последним"
Крапивы, 1939, Ст. пр. 1941); 40-50-х гг.:
Пустаревич ("Павлинка" Ку-палы, 1944), Кропля ("Константин Заслонов"
Мовзона, 1947, Ст. пр. 1948),Романюк ("Калиновая роща" Корнейчука,
1950), Горошка, Само-сеев ("Извините, пожалуйста", 1954, "Чтобы люди не
журились" (1959) Макаёнка. Г. снимался в белорус. кинофильмах
("Константин Заслонов", "Наши соседи" и
ДР-)Лит.: Дунина С., Глеб Павлович Глебов, М.- Л., 1949;
Стэльмах Ул., Народны ар-гыст СССР Г. П. Глеба, М?нск, l954. B. H.
ГЛСБОВА, Мария Михайловна (1840-е гг.-1919) - русская актриса,
антрепренёр. По окончании Пе-терб. театр. уч-ща успешно дебютировала в
1861 в Александрийском т-ре в роли Полины ("Доходное место"). Играла
здесь до 1864, но неудовлетворённая водевильными ролями, к-рые ей
поручались, перешла на харьковскую сцену. Играла в провинции (Тифлис,
Саратов, Кронштадт, Ораниенбаум, Одесса, Нижний Новгород, Харьков,
Казань). В 1866-70, 1882-83-снова в Александрийском т-ре, в 1883-84- в
Москве в т-ре Лентовского. С 1891 работала в труппе Н. Соловцова в Киеве
(была его женой),исполняла роли героинь. В 1902, после смерти Соловцова,
Г. возглавила антрепризы, работала в Киеве до 1905. Обладала прекрасными
внешними данными, красивым голосом, драматнч. темпераментом. Лучшие
роли: Катерина, Лидия, Кручинина ("Гроза", "Бешеные деньги" и "Без вины
виноватые" Островского), Леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Адриенна
Лекуврер (о. п. Скриба и Легувэ). А. Кл.
ГЛ‚ДЖЕВИЧ (Gledevic), Антун (26.XI.1659- 28.1.1728) - хорватский поэт
и драматург. Родом из Дубровника. Писал в период, когда дубровницкая
литература, переживавшая упадок, подражала итал. образцам. Г.- автор
мелодрам, представляющих собой обработки произв. венецианских авторов
(А. Ауре-ли и др.): "Эрмиона", "Олимпия посвящённая" и "Да-мира
смиренная". Незаконченной осталась мелодрама Г. "Белизарио, или
Эльпидия". Осн. произведение Г. - мелодрама "Зорислава" ставилась в
Дубровнике. Г. написал рождественскую идиллию "Рождество Господне",
исполненную в 1703 в церкви в Цавтате, близ Дубровника. С. И.
ГЛЕЗЕР, Хильда Андресовна [26.VI(8.VII).1893, Вильянди,25.VIII.1932,
Таллин] - эстонская акт- риса, режиссёр, театральный педагог. Род. в
семье каменщика. С 1910 выступала в любительских спектаклях. Брала уроки
сценич. иск-ва у финской актрисы X. Рантанен. С 1916 работала в т-ре
"Эстония". Одновременно - в "Утреннем т-ре" (1921-24) и в "Рабочем т-ре"
(1926-32). Среди разнообразных ролей, сыгранных Г.:
Пэк ("Сон в летнюю ночь" Шекспира, 1919), Женщина ("Человек-масса"
Толлера, 1922), Электра (о. п. Гофман-сталя, 1923), Озе ("Пер Гюнт"
Ибсена, 1927), г-жа Пичэм ("Трёхгрошовая опера" Гея-Брехта, 1930),
Лаура ("Домовой" Вильде, 1927), Тийна ("Оборотень" Китцберга, 1928).
Образы, созданные Г., отмечены яркой характерностью, задушевностью,
героической направленностью, отличаются острым своеобразным рисунком,
предельной выразительностью.
В 1924 начала режиссёрскую деятельность (первая пост. - "Земля"
Брюсова в "Утреннем т-ре"). В трагедийном репертуаре Г. стремилась
выявить оптимистич. начало, раскрыть социальные противоречия. Реалистич.
тенденции сочетались в режиссёрском творчестве Г. с условными решениями,
в поставленных ею спектаклях проявлялись влияния нем. экспрессионизма.
Особенно удавались Г. ритмич. массовые сцены. Среди режиссёрских работ
Г.: в т-ре "Эстония" - "РУР" Чапека (1925), в "Рабочем театре"- "Ночь"
Мартинэ (1927), "В вихре ветров" Китцберга (1927), "На дне" (1931);
"Гоп-ля мы живём" Толлера (1929) и др. Выступала как мастер художеств.
чтения (с 1929 в радиовещании). В 1924-32 вела педагогич. работу (в
Школе театр. иск-ва в Таллине).
Лит.: Hilda Gleser, TaUinn, 1934; U k s i p A., Hilda Gie-ser, в кн.:
Eesti noukogude teater. Almanahh III, Tallinn, 1957, c. 224-229. Л. Кр.
ГЛЕЙХ (Gleich), Йозеф Алоиз (14.IX.1772, Вена,- 10. II. 1841, там же)