<< Пред. стр. 188 (из 913) След. >>
артист оперы (баритон). Нар. арт. СССР (I960). Чл. Коммунистич. партии с1962. В 1951 окончил Киевскую консерваторию по кл. проф. И. С.
Паторжинского. Сценич. деятельность начал в 1945 в Черновицком
украинском музыкально-драматическом театре, в 1947-51 занимался в
Оперной студии при Киевской консерватории, с 1951-артист Т-ра оперы и
балета им. Шевченко. Г. свойственна свободная, лёгкая манера игры; голос
певца звучит ровно во всех регистрах. Для творчества Г. характерно
единство вок. и сценич. воплощения партии-образа. Гастролировал в
Исландии, Дании, Австралии, Индии и др. странах. Снимался в кино.
Партии: Остап, Микола, Эней ("Тарас Бульба", "Наталка-Полтавка",
"Энеида" Лысенко), Мартин ("Милана" Г. Майбороды), Павел ("Первая весна"
Жуковского), Петруччио ("Укрощение строптивой" Шебалина), Онегин,
Елецкий, Демон, князь Игорь, Эскамильо;
Валентин ("Фауст"), Фигаро ("Севильский цирюльник" Россини), Сильвио,
Тонио ("Паяцы"), Жермон; Аль-фио ("Сельская честь" Масканьи), Тельрамунд
("Лоэп-грин" Вагнера) и др. Выступает как камерный певец.
Лит.: Теп липкий К., Соловей Буковинского леса, "Театральная жизнью,
i960, ј 23; Стефанович М., Д. М. Гнатюк, Кив, 1961. д/ (7w
ГН‚ДИЧ, Николай Иванович [2(13).II.1784-3(15).IL 1833]- русский
писатель, переводчик, театральный деятель. Учился в Моск. ун-те. Г.
осуществил первый полный стихотворный перевод "Илиады" Гомера (1807-29).
С нач. 1800-х гг. печатал статьи по вопросам т-ра в журн. "Северный
вестник", "Драматический вестник", "Сын отечества" и др. Г. выступал
пропагандистом нац. рус. т-ра, видя в нём сильнейшее средство воспитания
масс. Он активно поддерживал демокра-тич. сентиментальную драму Н. И.
Ильина и трагедию В. А. Озерова, стремился обогатить рус. репертуар
лучшими произведениями зап.-европ. классики. Г. был близок к декабристам
и их театр. эстетике. Переводя "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, "Король
Лир" Шекспира (под назв. "Леар"), "Танкред" Вольтера, Г. приближал
эти пьесы к преддекабристской драме, проникнутой чувствительностью и
гражд. героикой. Отстаивая самостоят, пути развития рус. актёрского
иск-ва, Г. указывал на его преимущества перед франц. школой ("Письмо к
Б. о переводе и представлении "Ифигении в Авлиде" трагедии
Расина",СПБ,1815). В 1805-07 Г. начал театрально-педагогич. работу,
способствуя развитию новой школы игры и декламации, в к-рой высокое
героич. начало сочеталось с глубокой эмоциональностью, отчётливыми
романтич. тенденциями. Школа эта, связанная с расцветом декабристской
театр. культуры, была наиболее ярко представлена в творчестве актрисы Е.
С. Семёновой-ближайшей ученицы и друга Г.
Соч.: Полное собрание поэтических сочинений и переводов Н. И.
Гнедича, т. 3. Переводы, СПБ, 1905.
Лит.: Жихарев С., Записки современника, М.-Л.. 1955; Медведева И., Н.
И. Гнедич и декабристы, в сб. :
Декабристы и их время, M.-Л., 1951, с. 101-154. Т. Р.
ГНЕДИЧ, Пётр Петрович (18.X.1855-16.VII. 1925)-русский писатель,
драматург, переводчик, историк искусства. Учился в Академии художеств в
Петербурге. С конца 70-х гг. печатал занимат. повести, романы, очерки,
фельетоны в различных петерб. газетах и журналах. Г. много писал по
вопросам иск-ва, проявляя при этом широкую эрудицию и художеств. вкус
(его 3-томная "История искусств", 1885, неоднократно переиздавалась). Из
театроведч. соч. Г. наибольшую ценность представляет работа о "Горе от
ума" (СПБ, 1900). Г. выступал как драматург. Его первая пьеса "На
хуторе" была с успехом пост. в Пушкинском т-ре в Москве (1881), в
Александрийском т-ре (1883). Многочисл. драм. произв. Г., отличавшиеся
либеральной направленностью, сценич. занимательностью, живым диалогом,
пользовались большим успехом: "Перекати поле" (1889, т-р Горе-вой,
Москва, 1890, Александрийский т-р), "Горящие письма" (1886, Малый т-р),
"Зима" (1905, Александрийский т-р), "Холопы" (1907, Александрийский
т-р), "Болотные огни" (1909, Т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург),
"Декабрист" (1918, Малый т-р, ранее пьеса была запрещена цензурой) и др.
В пьесах Г. играли Ермолова, Савина, Комиссаржевская, Станиславский,
Остужев, Правдин, Южин, Горев, Далматов и др. крупнейшие представители
рус. столичной и провинц. сцены. Значит, художеств.
достоинствами-точностью, сценичностью - отличаются переводы Г. трагедий
Шекспира. В 1896-1901 Г. состоял управляющим труппой Т-ра
Лит.-художеств. об-ва в Петербурге (т. н. Суворинский, или петерб. Малый
т-р), где по его инициативе были впервые пост.: "Власть тьмы" (1895) и
"Царь Фёдор Иоаннович" (1898). В 1901-08 Г. занимал ту же должность в
Александрийском т-ре; добился здесь пост. пьес Софокла, Еврипида,
Шекспира, Мольера, Ибсена, Шоу, пропагандировал рус. классику. Г. много
сделал для поднятия общей художеств. культуры спектаклей. Его
режиссёрские работы и декорации (Г. сам оформлял спектакли) отмечены
стремлением точно воспроизвести изображаемую эпоху, передать художеств.
манеру и стиль автора. После Октябрьской революции Г. состоял (1918-19)
членом репертуарной секции Петрогр. ТЕ О ( театр. отделения)
Наркомпроса. В последние годы жизни работал над воспоминаниями.
Соч.: Сочинения, тт. 5-6, 8-10,СПБ-Пг., 1910-15;
Книга жизни. Воспоминания. 1855-1918, [Л.], 1929. А. Кл.
ГО (Оо1),Эдмонд Франсуа Жюль (1.X.1822-20.III. 1901) - французский
актёр. Один из крупнейших представителей французского сценического
реализма. Закончив драматический класс Парижской консерватории у Прово
(1843), играл в провинции. В 1845 поступил в трупдухеатра "Комеди
Фран-сез" на", роли .слуг г-. С " успехом сыграл роль аббата в комедии
Мюссе "Не нужно биться об заклад" (1848). В 1850 был принят в сосъетеры.
В 1873-95 был старейшиной труппы "Комеди Франсез". Г. играл в комедиях
Мольера, Рень-яра, Мариво, Бомарше, а также в пьесах совр. драматургов
-Бальзака, Скриба, Лабиша, Дюма-crfua, Сарду. Наибольшим успехом
пользовался в пьесах Ожье - "Зять господина Пуарье" (Пуарье) и "Нотариус
Герен" (Ге-рен). Лучшая роль Г. - продажный журналист Жп-буайе
("Наглецы", 1861; "Сын Жибуайе", 1862, Ожье). Бурж. республиканец по
политич. взглядам, Г. не принял Парижской Коммуны. Ограниченность
мировоззрения определила черты объективизма в его творчестве. Однако в
большинстве своих ролей Г. создавал типич. образы представителей бурж.
мира, раскрывая хищничество и лицемерие буржуа. Сочетая в своём
творчестве комедийность и драматизм, он добивался глубокой
социально-психологич. характеристики, цельности замысла, выразительности
и точности деталей.
Лит.: Journal de Edmond Got, v. 1-2, P., 1910; S a г-с e y P., La
Comedie-Francaise, P., 1876; LaRounat Ch. de, Etudes dramatiques. P.,
1884; L e m a i t r e J., Impressions de theatre, t. 5, P., 1892; A n t
о i n e A., Le theatre, t. 2. P., 1932; Г в о з д e в А. А.,
Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.-М-, 1939, с.
34-35. Е. Ф.
ГбББИ (Gobbi), Тито (р. 24.X.1913) - итальянский артист оперы
(баритон). Учился на юридич. ф-те ун-та в Падуе; брал уроки пения у Дж.
Крими. В 1936 получил первую премию на междунар. конкурсе вокалистов в
Вене. В 1938 впервые выступил на оперной сцене в Риме. С 1942 Г. -
солист- т-ра "Л а Скала", пел также на сценах др. т-ров Италии; с 1947
гастролировал в Англии, Франции, Испании, Португалии, Швеции, Швейцарии,
Германии, Австрии, Египте, США и др. странах. Г.- один из лучших и
наиболее популярных баритонов мира. Иск-во Г. отличается широтой творч.
диапазона, он создаёт разнохарактерные муз.-сценич. образы - от лирич. и
комедийных до трагедийных. Г. присущи совершенное вок. мастерство,
большая артистич. свобода. С особым успехом он исполнял партии в операх
Верди: Жермон, Форд и Фальстаф, Навуходоносор, Макбет, Ренато, маркиз
Поза, Амо-насро, Яго, Симон Бокканегра ("Травиата", "Фальстафа,
"Навуходоносор", "Макбет", "Бал-маскарад", "Дон Карлос", "Аида",
"Отелло", "Симон Бокканегра").
Среди др. партий Г. - Белькоре ("Любовный напиток" Доницетти),
Скарпиа, Джанни Скикки ("Тоска", "Джанни Скиккн" Пуччини), Шарль Жерар
("Андре Шенье" Джордано), Жермон; Дон Жуан (о. п. Моцарта); Оттокар
("Вольный стрелок" Вебера), Иоханаан, Мандрика ("Саломея", "Арабел-ла"
Р. Штрауса), Воццек (о. п. Берга). Г. снимался во мн. муз. фильмах, в т.
ч. "Риголетто", "Паяцы", "Севильский цирюльник", "Любовный напиток",
"Сила судьбы"" и др.
Лит.; Lauri-Volpi G., Voci parallele, MiL, 1955. Л. M., Св. Г.
ГОББИ (Gobbi), Хильда (р. 1913) - венгерская актриса. Училась в
Академии драм. иск-ва в Будапеште. С 1935 работала в Нац. т-ре.
Участвовала в антифашистском движении, в организации спектаклей для
рабочих. До освобождения Венгрии (1945) выступала гл. обр. в комедиях и
фарсах. В 40- 50-х гг.творч.диапазон Г. расширился. Она создала образы
Любови Яровой; королевы Гертруды ("Банк-бан" Ка-тоны), Ниловны ("Мать"
по Горькому, 1956). С 1957- в труппе Т-ра им. Йожефа. Снимается в кино.
А. Гер.
ГОВИНДДАС, Сетх (р. 16.X.1896) - индийский писатель, драматург. Пишет
на языке хинди. Происходит из княжеского рода правителей Джабалпура.
Лит. деятельность начал в 1908. С 1919 активно участвовал в
нац.-освободит, движении за независимость Индии. В течение 8 лет
находился в тюрьме. Г. написал св. 100 пьес. Сюжет для пьесы "Долг"
(1930) Г. заимствовал из мифологии; "Хар-ша" (1932), "Шашигупта" (1941)
и "Шер-шах" написаны на сюжеты из истории, "Откуда страдание?" (1946),
"Чей грех?) (1948)-из совр. жизни. В своих произв. Г. выступает против
обществ. неравенства, кастовой дискриминации, в защиту
ин-до-мусульманского единства. Член партии Всеин-дийскпй нац. конгресс,
депутат Индийского парламента. Св. П.
ГОГОЛЕВА, Елена Николаевна [р. 25.111(7. IV). 1900] - русская
советская актриса. Нар. арт. СССР (1949). Член Коммунистич. партии с
1948. Род. в семье военного. Мать Г.-про-винц. актриса. Окончив в 1916
Александро-Мариин-ский ин-т, Г. поступила на драм. отделение Муз.-драм.
уч-ща Моск. филармонич. об-ва. В 1918 дебютировала на сцене Малого т-ра
в роли Джесспки ("Венецианский купец") и была принята в труппу. Играла
Софью ("Горе от ума", 1922), Весну ("Снегурочка", сезон 1922-23),
Не-гину ("Таланты и поклонники", 1922-23), Аксюшу ("Лес"), Полину
("Доходное место"). Уже в ранний период своего творчества Г. уделяла
большое внимание культуре сценич. речи, выразительности внешнего рисунка
роли, стараясь раскрыть каждый сценич. образ приёмами яркой
театральности. Стремясь к созданию образов волевых, сильных женщин, Г.
исполнила роли Олёны и Ларисы ("Воевода" и "Бесприданница" Островского,
1922-23), Дуни ("Холопы" Гнедича). В 1926 в спектакле "Любовь Яровая" Г.
воплотила яркий типич. образ умного и злобного врага молодой Советской
республики-Пановой. Обличит., сатирич. мотивами были проникнуты образы
принцессы Эболи ("Дон Карлос", 1932-33), леди Мильфорд ("Коварство и
любовью, 1936-37), Марины Мнишек ("Борис Годунов", 1937), Лидии
Чебоксаровой ("Бешеные деньги", 1933), Глафиры ("Волки и овцы", 1935),
Коринкиной ("Без вины виноватые", 1941), герцогини Мальборо ("Стакан
воды" Скриба). В 1941 в спектакле "Варвары" Г. создала образ Надежды
Монаховой. Среди лучших ролей актрисы также - Юдифь ("Уриэль Акоста"
Гуц-кова, 1939). Осн. место в репертуаре актрисы во 2-й пол. 40-х гг. и
в 50-е гг. заняли роли в пьесах сов. драматургов: Лаврова ("Великая
сила" Ромашова, 1947), Горелова ("За тех, кто в море!" Лавренёва,
1947), Полозова ("Московский характер" Софронова,
1948), Падолист ("Крылья" Корнейчука, 1955) и др. Исполняя роли своих
современниц, сохраняя индивидуальные черты каждой из них, Г. создаёт
обобщённый типич. образ женщины-коммунистки, обладающей высокой моралью,
волей к борьбе, беззаветной преданностью Родине. В классич. драматургии
играла: Выш-невскую ("Доходное место", 1948), Кручинину (1951). В ролях
леди Макбет (1955); миссис Краули ("Ярмарка тщеславия" Теккерея, 1958)
нашла продолжение трагедийная и сатирич. устремлённость иск-ва Г.
Лит.: Лозинская Л., Елена Николаевна Гоголева, М., 1949; Ежегодник
Малого театра за 1953-1954 гг., M., 1956, с. 681 (III. Актеры Малого
театра. Гоголева Е. Н.). В. Мае.
ГОГОЛЬ, Николай Васильевич [20.III(1.IV).1809, местечко Большие
Сорочпнцы б. Полтавской губ.,- 21.II(4.III). 1852, Москва] - русский
писатель и драматург. Основоположник критич. реализма в рус. лнт-ре.
Род. в семье помещика. Отец Г.- В. А. Гоголь-Яновский - автор комедий.
Уже в детские годы Г. горячо увлекался т-ром. Во время пребывания в
Нежинской гимназии Г. был организатором и участником гимназич.
спектаклей (исполнял комич. роли, в частности роль Простако-вой в
"Недоросле"). В 1828 по окончании гимназии переехал в Петербург, его
попытка стать актёром окончилась неудачно. Первые произв. Г.,
посвящённые жизни укр. народа, восходят к истокам нар. творчества, к
укр. вертепу.
Первое обращение Г. к драматургич. деятельности относится к нач. 30-х
гг. В 1833 Г. начал работу над острой социальной комедией "Владимир 3-й
степени", обличающей нравы чиновно-бюрократич. среды и столичной
аристократии. Однако эта пьеса не была закончена писателем ("...
остановился, увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые
цензура ни за что не пропустит", Письма Г., т. 1, с. 245). Впоследствии
(1840-42) Г. переработал сохранившиеся фрагменты комедии в 4 самостоят.
сцены - "Утро делового человека" (1871, Александрийский т-р), "Тяжба"
(1844, там же), "Лакейская" (1863, там же), "Отрывок" ("Собачкин", 1860,
там же). Уже в этих сценах намечен характерный для Г. новаторский тип
реалистич. социальной комедии, проявились осн. черты драматургии Г.показ
типических и вместе с тем индивидуальных, жизненно правдивых характеров.
Незаконченной осталась и историч. драма "Альфред", в к-рой Г. пытался
создать образ идеального монарха - англ. короля Альфреда (соч. 1835,
изд. 1856). Отказавшись от завершения "Владимира 3-й степени", в 1833 Г.
начал работать над "Женитьбой" (1-я ред."Женихи").. В 1835, не закончив
"Женитьбу", Г. обратился к созданию новой комедии "Ревизора (сюжет был
подсказан писателю Пушкиным). "Ревизор" - вершина драматургии Г. как по
широте и глубине идейной направленности, так и по совершенству
художеств. мастерства. Тема комедии, её идейный смысл выросли до
широкого социального обобщения, разоблачения самодержавного строя,
дворянского и чиновничьего общества. Показывая уродливые фигуры провинц.
чиновников, смешное приключение Хлестакова, Г. разоблачал осн. черты
самодержавной России- хищнический произвол, циничное воровство, полное
пренебрежение к интересам народа. Образ Городничего в своей социальной
сущности вырастал до широкого обобщения аракчеевской бюрократии всего
гос. аппарата царской России. Ничтожность и вырождение дворянства были
воплощены в образе Хлестакова. "Комедия Гоголя "Ревизор", его роман
"Мертвые души",- писал Герцен,- это страшная исповедь современной
России..." (Герц ен А. I Собр. соч., т. 7, 1956, с. 229).
Первая пост. "Ревизора" в Александрийском т-в Петербурге 19 апр. 1836
(Городничий - Сосницк Хлестаков - Дюр) явилась крупнейшим обществ.
театр. событием. Привилегированная публика воспр няла комедию с
"негодованием", как клевету и фа Однако передовые круги тогдашнего
общества, увид( шие в "Ревизоре" смелое обличение действительное!
восторженно приветствов ли комедию. Белинский с кликнулся на появлен
"Ревизора" рядом отзывов статей, раскрывавших д мократич., обличительна
смысл сатиры Г., и дал и черпывающий анализ ком дии в статье "Горе от
ума в основном посвящение "Ревизору" (1840). Одна1 сам Г. не был
удовлетвори первой пост. своей комеди Исполнители играли в пр] вычных
для них водевил ных традициях, не понял социального смысла сатир Г.
Особенно был недоволс писатель исполнением рол Хлестакова. В письме А.
С. Пушкину ("Отрыво из письма, писанного авт( ром вскоре после первог
представления "Ревизора" одному литератору") Г. oi мечал, что актёр Дюр
игра Хлестакова "обыкновенны; вралем", одним из "вод вильных шалунов". В
это] письме Г. высказал ценны и глубокие соображения сценич.
интерпретации ко медии, сохранившие сво значение до наших дней 24 мая
1836 "Ревизор" бы. поставлен на Московской императорской сцене (Го
родничий - Щепкин, Хлестаков - Д. Т. Ленский)
В 1842 опубликована окончат, редакция комеди! "Женитьба",
представляющей собой острую и глубо кую социальную сатиру, раскрывающей
пустоту и мо ральное ничтожество совр. дворянского об-ва, втор жение в
него новых бурж. начал. "Женитьба" былс пост. впервые в Петербурге на
сцене Александринско го т-ра 9 дек. 1842 (Подколесин - Мартынов, Кочка
рёв - Сосницкий); в Москве - на сцене Большого т-ра 5 февр. 1843 в
бенефис Щепкина, игравшего роль Подколесина; роль Кочкарёва исполнял
ЖИВОКИНЕ (в дальнейшем эти актёры поменялись ролями). Одновременно с
"Женитьбой" в бенефис Щепкина была пост. одноактная сатирич. комедия Г.
"Игроки" (Щепкин - Утешительный, П. М. Садовский - За-мухрышкин), в
к-рой писатель показал хищнич. мирок авантюристов и шулеров как слепок с
жизни господствующих классов.
Г. была создана глубоко продуманная теория драматургии и т-ра. В
"Театральном разъезде" (1842), в статьях "Петербургские записки 1836
г.", "Петербургская сцена в 1835/36 г.", "О театре, об одностороннем
взгляде на театр..." (1845) и в др. заметках и письмах Г. выдвинул
законченную эстетич. концепцию т-ра, являвшуюся основой его драматургич.
творчества. "Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь,-писал
Г.,- ...Ято такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра".
Отстаивая своеобразие т-ра, Г. резко выступал против засилия на рус.
сцене переводных мелодрам и водевилей, настаивал на изображении рус.
жизни, на создании нац. пьес. "Русского мы просим!... Русских
характеров!- писал Г.,- Давайте нас самих!". Критерием художественности
драматурга он считал верность жизни. "Если комедия должна быть картиной
и зеркалом общественной нашей жизни, - писал Г.,- то она должна отразить
ее во всей верности". Защищая принцип "высокой комедии", обнажающей
"раны и болезни нашего общества", Г. призывал не только к правдивому
отражению жизни, но и к суду над ней. Образцы такой комедии Г. видел в
произв. Фонвизина и Грибоедова. Драматургия Г. явилась новым этапом в
развитии мировой драматургии. Г. создал подлинно реалистич. т-р, комедию
широкого обществ. звучания, смелую социальную сатиру. Типическая
обобщённость образов, глубина проникновения в характер человека, яркость
и отточенность речевой характеристики героев делают Г. не только
достойным преемником Фонвизина, Грибоедова, Мольера, Бомарше, Гольдони,
произв. к-рых он высоко ценил, но и подлинным новатором,
основоположником реалистич. драматургии 19 в. Понимание обществ, роли
комедии определило во многом новаторство драматургии Г. Он отказывается
от традиционной любовной интриги, от "частной завязки", считая, что
комедия должна "вязаться в один большой, общий узел", основываться на
конфликте, имеющем широкое обществ, значение. С наибольшей полнотой этот
принцип был осуществлён Г. в "Ревизоре", где конфликт, определяющий,
развитие действия, основывается не на личных столкновениях героев
комедии, а на раскрытии фальши и лицемерия всего чиновного бюрократич.
общества, его антинародной сущности. Г. отказывается в своих комедиях от
дидактически одностороннего показа характеров, рисуя их во всей
жизненной полноте. Создав в своих произв. огромное количество типов, Г.
воплотил в них основное, наиболее существенное для изображаемой им рус.
действительности того времени. Он сумел подчеркнуть, заострить
разбросанные в повседневной жизни черты человеческих характеров. "Это
лицо,- писал Г. по поводу образа Хлестакова,- должно быть тип многого,
разбросанного в разных русских характерах, но которое здесь соединилось
случайно в одном лице, как весьма часто попадается в натуре". Типическая
сила и обобщённость образов Г. противостоят натуралистич. т-ру,
копирующему действительность, уходящему от её обобщённого изображения.
Г. охотно пользуется гротескно-комедийными приёмами, острыми сюжетными
положениями, яркими красками народного т-ра, продолжая традиции Мольера
и Гольдони. Белинский подчёркивал безупречную гармонию формы и
содержания "Ревизора", предельную экономию и точность художеств.
средств. В. П. Немирович-Данченко указывал на "гениальное чувство