<< Пред.           стр. 198 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Физические действия в процессе репетиции, "Театр", 1951, ј 2, с. 49-62;
  Режиссёры двух театров. Заметки о режиссуре драматических театров
 Латвии, там же, 1956, "N" 3, с. 43-56.
  Лит.: М а р к о в П., Памяти Н. М. Горчакова, "Театр", 1958, ј 11, с.
 163-164.
  ГОРЧАКОВА (Сантагано), Александра Александровна (1841-1913) - русская
 артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), педагог и переводчица.
 Занималась пением у Репетто в Милане; там же впервые выступила на
 оперной сцене. В 1867-71 пела в Киевской опере. Обладала голосом
 обширного диапазона, высокой вок. техникой и выдающимся драма -тич.
 дарованием. Среди лучших партий Г.: Антонида, Людмила ("Иван Сусанин",
 "Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка"), Виолетта; Розина ("Севильский
 цирюльник"). В 1871 Г. оставила сцену, посвятив себя педагогич.
 деятельности; среди её учеников - Л. В. Собинов, С. И. Друзякина и др.
 Г. перевела на рус. яз. либретто св. 100 опер, в т. ч. "Фауст" и
 "Кармен", и на итал. яз. - 8 рус. опер, в т. ч. "Иван Сусанин". Г.
 переводила также на рус. яз. пьесы для драм. т-ра. Былапоследоват.
 пропагандисткой за границей рус. оперной музыки. Принимала деятельное
 участие в организации первого исполнения в Италии оперы Глинки "Иван
 Сусанин" (1874, Милан).
  Лит.: Собинов Л., Памяти А. А. Сантагано-Горчако-вой, газ. "Киевская
 мысль", 1913, 28. Ill; Алтаев А. Л., Памятные встречи, М.-Л., 1946, с.
 115-121.
  ГОРШ‚ШШ, Борис Иванович (р. 13.VI.1909) - русский советский актёр.
 Нар. арт. РСФСР (1961). В 1928 по окончании театр. техникума в Саратове
 вступил в труппу Саратовского т-ра. В 1930-34 работал в Ашхабадском, в
 1934-35 - в Ярославском т-рах. С 1935 - актёр Архангельского т-ра.
 Создал образ Ленина в спектаклях "Большой Кирилл" Сельвин-ского, "Именем
 революции" Шатрова, "Третья патетическая" и "Цветы живые" Погодина.
 Гражданским пафосом отмечены роли Горбачёва ("Братья Ершовы" по
 Кочетову) и Хлебникова ("Персональное дело" Штейна). Остротой сценич.
 формы отличаются комедийные образы Г.: Робинзон ("Бесприданница"),
 Епиходов ("Вишнёвый сад") и др. Е. Ж.
  "ГОРЬКАЯ СУДЬБИНА" - драма в 4 д. А Ф. Писем ского. Соч. 1859. В 1860
 была отмечена большой Уваровсж)й премией. Пост. 31 июля 1863 в вокзале
 Петровского парка (Москва) Кружком любителей драм. иск-ва; роль Анания
 исполнял автор. Первое представление "Г. с." на проф. сцене - 18 окт.
 1863 в Александрийском т-ре (Ананий - П. Васильев, Лизавета - Петрова,
 Матрёна - Линская, Чеглов-Соковин - Малышев, Золотилов - Леонидов,
 Кали-страт - Бурдин, Никон - Зубров, Шпрингель - Яблоч-кин). В Малом
 т-ре премьера "Г. с." состоялась 18 нояб. 1863 в бенефис Шумского
 (Ананий - П. Садовский, Лизавета - Е. Васильева, Матрёна - Таланова,
 Чеглов-Соковин - Шумский, Золотилов - Самарин, Калистрат - Дмитриевский,
 Никон - Степанов, Шпрингель - Вильде). Крупным событием в сценич.
 истории "Г. с." явилось выступление Стрепетовой в роли Лизаветы (15
 ноября 1876, Александрийский т-р). Среди др. исполнителей "Г. с."
 выступали: в Малом т-ре - Полтавцев, Рыбаков, Пада-рин (Ананий),
 Никулина-Косицкая, Ермолова, Шиловская, Нечаева (Лизавета), Вильде,
 Горев, Мурский (Чеглов-Соковин), А. Ленский (Золотилов), М. Садовский,
 Яковлев 2-й (Калистрат), О. Садовская, Массалитинова (Матрёна), Макшеев,
 Парамонов (Никон) и др.; в Александрийском т-ре - Виноградов, Писарев
 (Ананий), Сосновский, Апол-лонский (Чеглов-Соковин), Давыдов
 (Калистрат), Арди, Сво-бодин (Никон), Федотов, Корвин-Круковский
 (Шпрингель), Стрельская, Ленская (Матрёна). "Г. с." ставилась в т-ре
 Солодовникова, Москва (1880; Лизавета - Ермолова, Ананий - Писарев,
 Калистрат - Андреев-Бурлак), т-ре "Скоморох", Москва (1886), в Моск.
 об-ве иск-ва и лит-ры, 11 дек. 1888 (реж. А. Ф. Федотов,
 Ананий-Станиславский, позднее, в 1894, Станиславский выступал в этой
 роли в эпизодическом спектакле в Ярославле, а в 1895-в моек. гастролях
 Стрепетовой в т-ре "Парадиз"), т-ре Корша (1893), т-ре Лит." художеств.
 об-ва, Петербург (1901, реж. Евг. Карпов; Ананий-Каширин,
 Лизавета-Холмская), петерб. "Рабочем т-ре" (рабочий любительский
 кружок;! 914).В провинции: Воронежский (1864), Одесский (1865), Томский
 (1882), Самарский (1883), Астраханский (1884), Рижский (1895) и мн. др.
 т-ры.
  В сов. т-ре:Коми республиканский т-р, Сыктывкар (1922);
  Свердловский т-р (1926); Замоскворецкий т-р, Москва (1927);
  Златоустинский т-р (1938); Балахнинский (Горьк. обл.) колхозный т-р
 (1939), Астраханский (1939), Борисоглебский колхозный т-р (1940),
 Кизелевский (Пермской обл.) т-р (1940);
  Ростовский т-р Ярославской обл. (1941); Бугурусланский т-р Чкаловской
 обл. (1948); Тарнопольский т-р (1954), Костромской т-р (1956), Ленингр.
 т-р им. Ленинского комсомола (1960).
  Издания: Первая публикация "Г. с." - журн. "Библиотека для чтения",
 СПБ, 1859, .No 11; из последующих изд.:
  Писемский А. Ф., Собр. соч. в девяти томах, т. 9, М., 1959.
  Лит.: А. Ф. Писемский как драматург,"ЕИТ". 1905/1906, приложение к
 XVI выпуску, [СПБ]. [1906], с. 83-101; С а л-т м к о в-Щ е д р и н М.
 Е., Полное собр. соч.,т. 5,М., 1937, с. 161-175. А. Шн.
  ГОРЬКИЙ, Максим (наст. имя и фам.-Алексей Максимович Пешков) [16(28).
 III. 1868, Нижний Новгород, - 18.VI.1936, Горки, близ Москвы] - русский
 советский писатель и драматург. Основоположник литературы
 социалистического реализма. Четырёх лет потеряв отца, Г. провёл детство
 в доме деда, в мещанской нижегородской семье. Рано был отдан "в люди",
 служил "мальчиком"в магазине, учеником чертёжника, посудником на
 пароходе, работал в иконописной мастерской, грузчиком, пекарем, сторожем
 на железной дороге и т. п. В Казани, юношей, Г. сближается с революц.
 кругами. В 1888 был впервые арестован. В 1892 напечатан первый рассказ
 Г. "Макар Чудра". В нач. 1900-х гг. Г. обращается к драматургии, к-рая
 заняла важное место в его творчестве. Г. обращался к театру в переломные
 моменты своего творчества; в его драматургии наиболее чётко запечатлен
 процесс становления нового художеств. метода - социалистич. реализма. Г.
 пришёл в драматургию в 1901 как писатель протестующей массы (так
 называла его ленинская "Искра"), а его последние пьесы созданы в 30-е
 гг. Пьесы Г., как и всё его лит. наследие, представляют собой
 энциклопедию рус. жизни от начала века до Октябрьской революции (в пьесе
 "Сомов и другие", 1931, действие происходит в конце 20-х гг.). При всём
 разнообразии отображённого в драматургии Г. жизненного материала и
 обилии поднятых в ней проблем пьесы Г. отмечены внутренним единством,
 объединены одной темой - утверждением историч. необходимости
 социалистич. преобразования общества. Эта тема определила революц. пафос
 горьковской драматургии, придала ей высокую идейную и художеств.
 целостность.
  В 1-й период своей драматургич. деятельности, охватывающий годы
 подготовки и свершения первой рус. революции, Г. написал пьесы "Мещане"
 (1902, МХТ), "На дне" (1902, МХТ), "Дачники" (1904, Т-р В. Ф.
 Ко-миссаржевской), "Дети солнца" (1905, Т-р В. Ф. Комис-саржевской),
 "Варвары" (1905, пост. 1906, Рига, Смоленск), "Враги" (1906, Малый т-р в
 Берлине). В этих пьесах Г. раскрывает процесс самоопределения и
 размежевания осн. социальных сил рус. общества перед лицом
 приближающейся революции; для них характерен широкий разворот действия,
 осуществление новых композиционных драматургич. принципов, выражающихся
 в прямом противопоставлении враждебных друг другу социальных сил.
  2-й период включает в себя пьесы, написанные Г. в годы после
 поражения первой рус. революции: "Последние" (1908, пост. 1910,
 "Камерная сцена" М. Рейнхард-та, Берлин), "Чудаки" (1910, Новый драм.
 т-р, Петербург), "Дети" (1910, Киев, т-р "Соловцов"), "Васса Железнова"
 (1-й вариант, 1910), "Фальшивая монета" (1913, пост. 1937, Гос. евр. т-р
 БССР), "Зыковы" (1918, т-р Нар. дома в Петрограде), "Старик" (1915,
 пост. 1919, Малый т-р). Предположительно к нач. 10-х гг. относится пьеса
 Г. "Яков Богомолов". В этих пьесах Г. с прозорливостью подлинно
 пролетарского художника показывает процесс неизбежного распада бурж.
 класса, утверждает социальную и этич. правомерность его гибели.
  Пьесы Г., составляющие 3-й период его драматургич. творчества,
 созданы после Октябрьской революции - в 30-х гг. Лучшие из них: "Егор
 Булычев и другие" (1931, пост. 1932, Т-р им. Вахтангова, Ле-нингр.
 Большой драматич. т-р) и "Достигаев и другие" (1932, пост. 1933,
 Ле-нингр. Большой драм. т-р),
  2-й вариант "Вассы Желез-новой" (1936, ЦТКА и Т-р им. МОСПС). Широта
 охвата историч. процесса, острота социальных противопоставлений,
 характерные для драматургии Г. 1-го периода, сочетаются в пьесах
  3-го периода с особой углублённостью, сложностью пси-хологич.
 характеристик.
  Пьесы Г. отражают борьбу социальных сил, к-рая составляла гл.
 содержание русской жизни начала 20 в. Г. в художеств. образах раскрывает
 социально-историч. противоречия рус. жизни и показывает, что лишь
 социалистич. революция в состоянии их разрешить. В драмах Г. появляется
 новый герой- рабочий-революционер, объявляющий непримиримую войну
 старому миру. Уже в первой пьесе Г. "Мещане" в смелых афоризмах
 машиниста Нила ("прав не дают, права берут", "хозяин тот, кто трудится")
 были выражены настроения передовых людей новой, революц. России. Во
 "Врагах" действует коллектив бастующих рабочих, во главе к-рых стоит
 профессиональный революционер-большевик Синцов. В пьесах "Достигаев и
 другие", "Васса Железнова" Г. созданы образы большевика Рябинина и
 революционерки-подпольщицы Рашели. Герои Г. - люди своеобразного,
 независимого образа мысли. Склонные к философским размышлениям о жизни,
 к смелому афоризму и в то же время не теряющие ощущения реальности, они
 ведут между собой глубокий спор о смысле жизни и о предназначении
 человека. В этом страстном и напряжённом споре о "правде" выясняется
 подлинная социальная сущность людей. Г. воплотил в иск-ве своеобразный
 человеческий тип, возникший в процессе вызревания социалистич.
 революции, осознания народом необходимости коренных обществ, перемен.
 Герои Г. живут в атмосфере приближающейся революции и это сказывается в
 их образе мыслей. Буржуазная мещанская обыденная жизнь предстаёт в
 пьесах Г. как сила, враждебная человеку, сковывающая его сознание, его
 порыв к свободе. Однако у Г. буржуазная обыденность уже не имеет той
 силы, что у Островского или Чехова. Привычный уклад жизни в пьесах Г.
 глубоко подорван и внутренне бессилен перед новыми социальными веяниями.
 Уже в "Мещанах" писатель выступает против эксплуататорского мещанского
 образа жизни, предсказывая его гибель. В "Егоре Булычеве" и
 "Дос-тигаеве" он показывает, как рушится старый смрадный мир "хозяев".
 Предчувствием гибели своего класса, ощущением его внутр.
 несостоятельности охвачены у Г. даже нек-рые представители буржуазии -
 Васса Железнова, Егор Булычев. Давая социально-определённые
 характеристики, Г. в то же время никогда не ограничивался фиксацией
 классовых признаков своих героев, он раскрывал социальную сущность
 человека в неразрывной связи с его сложной индивидуальной
 характеристикой. В образах либерального адвоката Басова, популярного
 писателя Шалимова и др. "прогрессивно" настроенных интеллигентов Г.
 разоблачил эгоистич. индивидуализм и приспособленчество к бурж. жизни, а
 в образе капиталиста Булычева раскрыл бунтарскую тему человека,
 восстающего против своего класса (Антипа Зыков и Егор Булычев выражают
 неудовлетворённость укладом жизни, порождённым бурж. отношениями).
  Новаторские по теме, революционные по идейным мотивам и образам,
 пьесы Г. обозначили новый этап и в развитии драматич. формы. Вслед за
 Чеховым Г. создал новый тип драмы 20 в. Для драматургич. принципов Г.
 характерно стремление показать конфликт человека с обществом не столько
 в сфере столкновений, основанных на борьбе любовных или имущественных
 интересов, сколько в прямом воздействии на человека противоречий
 действительности. Всё это определило открытую форму горьковской драмы,
 не замкнутой в сфере семейно-имущественных отношений, не ограниченной
 строгим сюжетным развитием. Новый принцип сценич. действия, не
 связанного с традиц. сюжетными построениями, с игрой противоположных
 личных интересов, открытый Чеховым и обозначивший переворот в истории
 мировой драматургии, Г. развил и углубил. Однако, в отличие от
 персонажей Чехова, герои горьковских пьес в конечном счёте неизбежно
 группируются в двух противоположных, смертельно ненавидящих друг друга,
 борющихся лагерях. Драматургия Г. поставила новые задачи перед сценич.
 иск-вом: "....новый тип и новая манера игры, новый быт, новый
 своеобразный романтизм, пафос, с одной стороны, граничащий с
 театральностью, а с другой - с проповедью",- так определил эти качества
 К. С. Станиславский. Пьесы Г. приобщили т-р к новому, до того не
 известному жизненному материалу, к новым революц. идеям, к социалистич.
 эстетике. Они потребовали от т-ра политич. страстности и бытовой
 конкретности, философской углублённости, умения мыслить на сцене, яркой
 театральности, помогли открыть новые средства сценич. выразительности,
 создать новый тип актёра. Впервые пьесы Г. получили воплощение на сцене
 Моск. Художеств. т-ра. Новаторское иск-во Художеств. т-ра во многом
 определило характер драматургич. исканий Г. В 1902 на сцене МХТ была
 пост. первая пьеса Г.-"Мещане" (реж. Станиславский и Лужский; Бессеменов
 - Лужский, Акулина Ивановна - Муратова, Пётр - Мейерхольд, Елена -
 Книппер, Татьяна - Роксанова, Нил - Судьби-нин, Перчихин - Артём,
 Тетерев - Баранов). Однако т-ру, воспитанному на пьесах Чехова, не
 удалось полностью раскрыть природу горьковской драматургии. В спектакле
 была изменена расстановка борющихся сил. Героем спектакля стал Тетерев,
 жертвами мещанского мира оказались Пётр и Татьяна. Тем не менее сам факт
 постановки пьесы Г. имел огромное обществ, значение. Уже на этом
 спектакле в зрит. зале ощущалась напряжённая политич. атмосфера,
 возникавшая затем в годы первой рус. революции на всех горьковских
 спектаклях. В работе над драматургией Г. Художеств. т-р приобщался к
 идеям пролетарской революции, к эстетике социалистич. иск-ва. В том же
 году в МХТ была пост. вторая пьеса Г.- "На дне". Спектакль,
 осуществлённый Станиславским и Неми-ровичем-Данченко, имел огромный
 успех. Идея свободы, свободы любой ценой, страстно звучавшая в
 спектакле, отвечала сокровенным чувствам современников и пронизывала
 игру актёров особым волнением (Сатин - Станиславский, Барон - Качалов,
 Лука - Москвин, Настя - Книппер). В спектакле "На дне" иск-во Художеств.
 т-ра стало более мужественным и зрелым. Молодые артисты, недавно
 исполнявшие роли тонких чеховских интеллигентов, сумели отойти от
 близких им по духу персонажей, чтобы окунуться в жизнь "дна"; сумели
 отобразить жизнь сурово и ярко. В последующие годы в этом спектакле
 играли Леонидов и Добронравов (Васька Пепел), Тарханов, Грибов (Лука),
 Хмелёв (Костылёв), Шевченко (Василиса). В 1905 МХТ пост. "Дети солнца".
 Пьесы Г., широко шедшие в России в годы первой рус. революции, несмотря
 на цензурные и полицейские препоны, играли огромную обществ, роль; они
 часто сопровождались политич. демонстрациями. Наиболее острая пьеса Г.
 этого периода - "Дачники" - была впервые пост. в Драм. т-ре В. Ф.
 Комиссаржевской в Петербурге
  (1904; реж. Тихомиров; Варвара Михайловна - Комис-саржевская).
 Зрители раскололись на два враждебных лагеря, т-р превратился в
 митингующую площадь, раздираемую противоборствующими политич. страстями.
 Политич. демонстрациями сопровождались и представления пьесы "Дети
 солнца", шедшей в том же т-ре (1905; реж. Арбатов; Лиза -
 Комиссаржевская).
  В годы реакции пьесы Г. мало шли в России, из-за цензурных запретов
 нек-рые его новые пьесы появлялись на зарубежной сцене раньше, чем в
 России.
  В первые годы после Октябрьской революции пьесы Г. ставились в т-ре
 петрогр. Нар. дома ("Враги", "Зыковы"), б. Александрийском ("Мещане",
 "На дне") и моек. Малом ("Старик"). Подлинно новый этап сценич. истории
 пьес Г. начался пост. пьесы "Егор Булычев и другие" в Т'ре им.
 Вахтангова (1932). В этом спектакле т-р раскрыл осн. принципы
 горьковской драматургии, уловил её особую театральность. Уделяя
 пристальное внимание точному воспроизведению историч. обстановки,
 режиссёр Б. Е. Захава в то же время избегал подробного бытописательства,
 стремясь к лаконичности и яркости сценич. решений. 'Эпизоды озорной
 пляски Булычева, сцена с трубачом, когда трубный глас, подхваченный
 оркестром, мощно сопровождал провозглашаемую Булычевым отходную старому
 миру, выражали стиль пьесы, её бунтарский дух. Сущность горьковской
 драматургии, её философскую направленность и театральную природу
 особенно чётко выразил в спектакле Б. В. Щукин (Егор).Созданный им образ
 раскрывал диалектику творч. метода писателя. В купце Булычеве актёр
 показал человека, разоблачающего свой собственный класс, раскрыл тему
 бунта этого человека, к-рый "не на той улице жил". Образ Булычева был
 насыщен большой драматич. силой и социальным оптимизмом. Исполнение
 Щукина нанесло удар вульгарно-социологич., начётническому подходу к
 персонажам Г., имевшему место в спектаклях предшествующих годов. Тема
 бунта Булычева открывала черты народности в этом образе (в 1951
 спектакль был возобновлён; реж. Заха-ва; Гос. пр. СССР, 1952; в роли
 Булычева-С. В. Лукьянов). На сов. сцене выдающиеся образы Егора Булычева
 были созданы Вагаршяном (Т-р им. Сун-дукяна, 1933), Крушельницким (Т-р
 им. Шевченко, 1947) и др.
  Одним из значит, этапов утверждения в сов. театр. иск-ве метода
 социалистич. реализма была пост. в МХАТе пьесы "Враги" (1935). В этом
 спектакле (пост. Немировичем-Данченко) отчётливо проявились новые черты
 иск-ва Художеств. т-ра - ясность и внутр. простота. Немирович-Данченко
 искал решений экономных и точных. Строгая правдивость в воспроизведении
 жизни сочеталась в этом спектакле с открытой политич. тенденциозностью и
 чёткой театр. формой. Представители старшего поколения Художеств. т-ра -
 Качалов, игравший роль Захара Бардина, и Книппер-Чехова - Полина Бардина
 - остро разоблачали лживую сущность российского либерализма. Сатир ич.
 образ старого генерала Печенегова, привыкшего унижать человеческое
 достоинство других, создал Тарханов. Реакц. силы отживающего мира
 воплощал образ прокурора Николая Скроботова, к-рого играл Хмелёв с
 убийственным сарказмом. В диалогах Николая Скроботова с актрисой
 Татьяной (Тарасова) политич. тенденциозность и жизненная правда были
 выражены Хмелёвым в чёткой и ясной форме. Среди лучших пост. пьес Г. на
 сов. сцене - "Достигаев и другие" (Т-р им. Вахтангова, 1933), "Дачники"
 в Ленингр. Большом драм. т-ре (1939, реж. Бабочкин), "Последние" в Т-ре
 им. Янки Купалы (1937, реж. Раевский и Зорев). В спектакле "Последние"
 киевского Т-ра им. Франко (1937) А. М. Бучма создал образ жандарма
 Коломийцева, отмеченный остротой сатирич. рисунка. Образы Вассы
 Железновой были воплощены: С. Г. Бирман (Т-р им. МОСПС, 1936), игравшей
 Вассу властной, деспотичной и вместе с тем талантливой женщиной, остро
 ощущающей обиду за прошлые унижения, поруганное достоинство; В. Н.
 Пашенной (Малый т-р, 1952), воплотившей замечательный по своей силе и
 глубокой жизненной правде образ хозяйки большого дела; арм. актрисой
 Асмик (1937, Т-р им. Сундукяна). Тонко, многогранно и глубоко была
 раскрыта одна из самых сложных пьес Г. "Старик" в Камерном т-ре (1946,
 реж. Таиров и Гайдебуров; в роли Старика - Гайдебуров). Среди выдающихся
 пост. пьес Г. - "Варвары" в Малом т-ре (1941, реж. Судаков и Зубов), в
 Ленинградском Большом драматическом театре (1959, реж. Товстоногов),
 "Дачники" в Московском театре им. Ермоловой (1949, реж. Лобанов), "На
 дне" в Ленингр. академич. т-ре драмы им. Пушкина (1956, реж. Вивь-ен),
 "Егор Булычев и другие" в Т-ре им. Сундукяна (1933), Художеств. т-ре
 Латв. ССР (1946), "Васса Же-лезнова" в Харьковском т-ре им. Шевченко
 (1935), "Враги" в Т-ре им. Руставели (1951) и в т-ре "Эстония" (1946),
 "Мещане" в т-ре "Ванемуйне" (1941) и Т-ре им. Хамзы (1952), "Дети
 солнца" в Т-ре им. Кингисеппа (1953), "Последние" в Т-ре драмы Латв. ССР
 (1946). В 1953 на сцене Ярославского т-ра была впервые пост. пьеса Г.

<< Пред.           стр. 198 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу