<< Пред. стр. 203 (из 913) След. >>
("Третья патетическая" Погодина) и др.Лит.: Гринберг И., Ирина Гошева, "Искусство и жизнь", 1940, J 4, с.
42-43; Сухаревич В., Облики и маски, "Театр", 1940, Jsu 9;Бертенсон М.,
Ирина Гопхева/ там же, 1941, .ј 4. В. М.-М.
ГОЯН (наст. фам.- Тер-Никогосян), Георг Иосифович [р.10(23).XI.1901]
- советский театровед. Доктор искусствоведения. Засл. деят. иск-в Арм.
ССР (1961). Чл. Коммуниотич. партии с 1930. Окончил ГИТИС (1935), Ин-т
Красной профессуры (1938). Лит. деятельность начал с 1921. Автор книг и
статей по истории т-ра народов СССР. С 1936 преподаёт в ГИТИСе (с 1949
-профессор), с 1958 возглавляет здесь кафедру т-ра народов СССР.
Соч.: История русского театра 17, 18, 19 веков. Рабочая программа,
М., 1939; Путь развития русского театра, М.-Л., 1939 (на правах
рукописи); Гликерия Федотова, М.-Л., 1940, М., 1948; театр. рождённый
Октябрём. История таджикского драматич. театра, [Душанбе], 1943; 2000
лет армянского театра, т. 1-2, М., 1952. Б. А.
ГРАББЕ (Grabbe), Христиан Дитрих (11.XII.18O1- 12.IX.1836) - немецкий
драматург и театральный критик. Сын смотрителя тюрьмы. Изучал право в
Лейпциге и в Берлине. В 1823 безуспешно пытался поступить актёром в
Дрезденский т-р. Несколько лет работал чиновником. В 1834 теряет службу
и переезжает в Дюссельдорф. Там поступает в т-р К. Иммермана, где
выступает как критик (1834-36). Лит. деятельность начал в 1822. Нужда,
болезнь, одиночество, конфликты с бурж. обществом рано свели его в
могилу.
Г.- первый представитель нем. реалистич. драмы 19 в.,
непосредственный предшественник Г. Бюхнера. В первой романтич. трагедии
рока "Герцог Теодор Гот-ландский" (1822), написанной на сюжет
скандинавской саги, следуя традициям драмы "кошмаров и ужасов", Г.
описывает слепую власть судьбы, чудовищны e преступления, кровавую
месть. В романтич. комедии "Шутка, сатира, ирония и глубокий смысл"
(1827) фантастика и романтич. ирония сочетаются с острой социальной
сатирой на романтич. лит-ру. В дальнейшем Г. отходит от романтизма. В
теоретич. работе "О шекспировской мании" (1827) он критикует романтиков
за слепое подражание Шекспиру, но призывает следовать Шекспиру в
правдивом изображении действительности, обосновывает необходимость
создания проблемной нац. реалистич. драмы. Эти же требования Г.
выдвигает в книге "Театр Дюссельдорфа" (1835), объединяющей его статьи о
дюссельдорфском т-ре. В этой книге драматург отвергает совр. т-р -
сентиментально-мелодраматич. пьесы Коцебу и пустые драмы Э. Раупаха. В
трагедии "Дон-Жуан и Фауст" (1829) Г. даёт своеобразную трактовку двух
мировых образов. Зрелое творчество Г. развивается в обстановке роста
бюргерской политич. оппозиции в нач. 30-х гг. Это определяет
демократич., антифеодальную, обличительную направленность его историч.
драматургии 1828-36. Изображая те или иные историч. события, Г. обличает
совр. ему нем. действительность и с большой симпатией рисует нар. массы.
Уже в первой историч. трагедии "Марий и Сулла" (1827) Г., описывая
гражданскую войну в Др. Риме, ставит проблему народа, показывает борьбу
Мария и Суллы как борьбу представителей разных социально-историч. групп.
В трагедиях из истории Германии 12-13 вв. "Император Фридрих Барбаросса"
(1829) и "Император Генрих VI" (1830), объединённых под общим назв.
"Гогенштауфены" и написанных под влиянием историч. хроник Шекспира и
"Валленштейна" Шиллера, Г. даёт первый образец нац. реалистич. историч.
драмы. Драматург пытается разрушить ореол величия, окружающий
Гогенштауфенов в шовинистич. нем. историографии, и резко осуждает их
завоеват. политику. В трагедии "Фридрих Барбаросса" он изображает
восстание нар. масс Милана против захватившего их город нем. императора.
Центр, проблемой творчества Г. является взаимоотношение народа и великой
историч. личности. Отвергая культ сильной личности, Г. признаёт решающую
роль народа в историч. процессе. В своей лучшей трагедии "Наполеон, или
Сто дней" (1831, пост. в 1835 во Франкфурте-на-Майне, в 1898 в Берлине,
в 1899 в Вене), написанной под впечатлением июльской революции 1830, Г.
показывает, что творцом истории является народ, именно народ совершил
великую французскую революцию и возвращение Наполеона с острова Эльбы
возможно только потому, что народ ненавидит Бурбонов. По мнению Г.,
деятельность великих людей подчинена историч. необходимости, обусловлена
социально-историч. обстановкой эпохи (трагедия "Ганнибал", 1835, и др.).
В своём творчестве Г. выступал как страстный противник войны и рабства.
Он показывал страдания народа во время войны и его героизм. В драме
"Битва Германа" (1836), описывая жестокие нравы в римской армии, Г.
обличал нем. военщину своего времени, в центре внимания драматурга
находились не военачальники, а простые солдаты, к-рые решают исход
битвы. Г. следовал Шекспиру в изображении массовых нар. сцен, в
композиции (деление на эпизоды), в реалистич. раскрытии обстановки
действия. Влияние Шекспира сочетается в историч. трагедиях Г. с
шиллеровской традицией, к-рая сказывается в стремлении драматурга
создать монументальную историч. драму, в интересе к образу сильного
человека. Политические, тенденциозно-обличит., демократич. драмы Г. не
могли встретить сочувствия у руководителей т-ров Германии, они не
пользовались успехом и у зрителя, воспитанного на сентимент. и романтич.
драме. Этому способствовали и художественные недостатки сцен, слабость в
раскрь -тии характеров, излишняя детализация, риторичность языка его
драматургии.
Соч.: Werke, hrsg. von P. Friedrich, Bd 1-4, Weimar, 1923.
Лит.: Nieten О., Chr. D. Grabbe. Sein Leben und seine Werke,
Dortmund, 1908; Berger A., System der dramat. Technik mit bestim.
Untersuchung von Grabbes Dramen, [B.], 1909; Schneider F. J., Chr. D.
Grabbe's Personlichkeit und Werk, Monaco, 1934; D i e k m a n n E., Chr.
D. Grabbe, Detmold, 1936; Bergmann A., Chr. D. Grabbe, [B.], 1936,
Detmold, 1954. Harn. B.
ГРАВЕЛИС, Пётр Петрович (р. 26. Vili. 1919) - латышский советский
артист оперы (баритон). Нар. арт. Латв. ССР (1959). В 1939-41 учился в
Латв. консерватории; брал уроки пения у Э. Виттинга и А. Вилю-маниса.
Впервые выступил на оперной сцене в Риге в 1947. С 1948 Г.- солист Т-ра
оперы и балета Латв. ССР. Партии: Даумант ("Банюта" Калныня), Евгений
Онегин, Мазепа; Регут, Аумалис ("К новому берегу", "Зелёная мельница"
Зариня), Фигаро, Эскамильо, Жермон; Яго ("Отелло" Верди), Вольфрам
("Тангейзер") и др. Пользуется широкой известностью как концертный
певец. Я. В.
ГРАВЙНА (Gravina), Джан Винченцо (16.11 1664- 6.1.1718) - итальянский
теоретик искусства, драматург, поэт. В своих теоретич. трудах излагает
принципы эстетики классицизма. Первое литературное произв.- "Разговор об
"Эндимионе" Алессандро Гви-ди" (1692). Наиболее полно взгляды Г.
изложены в работе "Основы поэзии" (1708), в к-рой Г. защищает осн.
положения театр. классицизма (особенно принцип единства времени) и
восхваляет итал. т-р 16 в., считая его лучшим после древнегреческого. В
трактате "О трагедии" (1715) Г. критикует современный ему т-р и требует
от драматурга тщательного изучения обычаев народа, жизнь к-рого он
показывает. Теоретич. принципы Г. воплощены в опубликованных им в 1712
трагедиях "Паламед", "Андромеда", "Папиниан", "Сервий Туллий" и "Аппий
Клавдий", содержание к-рых взято из мифологии и др.-рим. истории.
Трагедии Г. носили лит. характер и не оказали влияния на развитие т-ра.
Вольтер назвал Г. гениальным теоретиком и автором "жалких трагедий".
Лит.: Galletti A., Le teorie drammatice e la tragedia in Italia nel
sec. XVIII, Cremona, 1901. Ал. С.
ГРАДЙЦЦИ, Г p а д и ч и (Gradizzi, Gradici)- семья итальянских
живописцев и театральных художников, .работавших с 1754 в России в
петерб. и пригородных дворцах и театрах. П ь e т p о (1710-80) вместе с
худ. Дж. Валерианы и А. Перезинотти писал декорации для Оперного дома
(близ Летнего дворца), в 1756 участвовал в изготовлении театр. машин и
декораций к опере "Александр в Индии" Арайи на петерб. сцене. Р. X.
Франческо (1729-93) - сын Пьетро Г. В 1762 зачислен "1-м живописцем,
архитектором и театральным инспектором". Создал эскизы и декорации более
чем к 40 операм и балетам. Франческо Г.- преемник Дж. Валериани и
предшественник П. Гонзаго.
Лит.: Курбатов В., Перспективисты и декораторы, "Старые годы", 1911,
июль-сентябрь; Ш т е-л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер.
с нем., Л., 1935; Успенский А. И., Словарь художников, в XVIII в.
писавших в имп. дворцах, М., 1913; Архив дирекции императорских театров.
1746-1801, вып. 1, отд. П., СПБ. 1892. А. Мое.
ГРАДОВ-СОКОЛОВ (наст. фам. - С о к о л о в), Леонид Иванович
[31.111(12.IV). 1845- 28.XI(10. XII). 1890] - русский актёр. В 1866 по
окончании Петерб. театр. уч-ща был принят в Александрийский т-р; с 1867
выступал в Тифлисе. С 1884 играл в Москве - в т-ре Корша (1884, 1886). в
т-ре Горевой (1890) и др. Г.-С. обладал талантом характерного бытового
актёра. Роли:
Расплюев ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина), Штопнов ("Соколы и
вороны" Сумбатова), Жовиаль ("Стряпчий под столом" Ленского) и др. Был
известен также как исполнитель комич. куплетов. Выступал в опереттах.
Лит.: Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, М.-Л. 1931. А. Кл.
"ГРАЖДАНСКИЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР" ("Civic Repertory Theatre") -
американский драматический театр. Осн. в Нью-Йорке в 1926 известной
амер. актрисой и режиссёром Е. Ле Гальенн под влиянием M XT,
гастролировавшего в США в 1923-24. В отличие от коммерч. т-ров США, "Г.
р. т." имел постоянную труппу и репертуар, состоявший из нескольких
спектаклей. Билеты продавались по общедоступным ценам. При т-ре была
открыта школа. "Г. р. т." стремился ставить лучшие пьесы мировой
драматургии. В первый сезон здесь шли пьесы: "Три сестры";
"Джон Габриэль Боркман" и "Строитель Сольнес" Ибсена, "Двенадцатая
ночь", "Хозяйка гостиницы" и др. Позднее - "Гедда Габлер" (1928) и
"Кукольный дом" (1930) Ибсена, "Мещанин во дворянстве" (1928), "Живой
труп" (1929), "Вишнёвый сад" (1929), "Ромео и Джульетта" (1930), "Дама с
камелиями" (1931) и др. Гл. роли почти во всех спектаклях исполняла Е.
Ле Гальенн. В т-ре играли актёры А. Назимова, Дж. Бен-Ами и др. В
течение 7 лет "Г. р. т." стремился создавать значит, пост. классич.
произведений, противопоставляя свою деятельность коммерч. т-рам Бродвея,
но "Г. р. т." находился в стороне от эконо-мич. и политич. борьбы,
насущных вопросов обществ. жизни. В 1933 прекратил своё существование
из-за финансовых затруднений.
Лит.: Le Galienne E., With a quiet heart, N. Y., 1953. Я. К.
ГРАМАТИКА (Gramatica) - итальянские актрисы, сестры. Ирма (р. 1873) -
впервые выступила на сцене в возрасте 3 лет в пьесе "Причины и
следствия"
Феррари. Получила муз. образование во Флоренции. В 1887 была принята
в труппу Ч. Росси и Э. Дузе, совершила с ними гастрольную поездку в Юж.
Америку. Один из первых крупных актёрских успехов Г.- в пьесе Верги "В
швейцарской". В 1892 заняла положение молодой героини в труппе И.
Виталиани. Затем работала в разл. труппах, пользуясь большим успехом,
особенно в совр. франц. репертуаре ("Фру-Фру" Мельяка и Галеви, "Тереза
Ракен" Золя, "Фран-сильон" Дюма-сына, "Одетта" Сарду). В 1896-97 Г.-
первая актриса труппы Э. Цаккони (лучшие роли - в пьесах "Коварство и
любовь"; "Одинокие" Гауптма-на, "Укрощение строптивой"; "Бесчестные"
Роветты). В труппе Талли - Граматика - Калабрези, организованной в 1900,
Г. впервые сыграла гл. роли в пьесах "Как листья..." Джакозы,
"Потерянные во мраке" Бракко, "От твоего до моего" Верги, "Дочь Йорио"
Г. Д' Аннунцио. В последующие годы Г. создавала собств. труппы и играла
в труппах др. импрессарио. В 1915 была премьершей т-ра "Мандзони" в
Милане. После 1-й мировой войны Г. в течение ряда лет не выступала на
сцене. Вела педагогич. работу в Академии драматич. иск-ва в Риме
(1935-36). В 1938 выступила в последний раз на сцене в роли леди Макбет.
Творчество Г. отличалось чистотой, лиризмом, правдивостью, отсутствием
натуралистич. черт, присущих актёрам-веристам. Она превосходно исполняла
роли молодых героинь в комедиях Гольд о-ни ("Памела, или Награждённая
добродетель" и "Хозяйка гостиницы"), а также в психологич. драмах
("Кукольный дом"; "Огни Ивановой ночи" Зудермана и др.). По мнению
современников, Ирма Г. унаследовала лучшие черты артистич.
индивидуальности Э. Дузе.
Э м м а (р. 22. III. 1875)- с детских лет выступала на сцене. Вначале
её сценич. деятельность проходила под рук. Дузе. К 1900 она стала одной
из ведущих актрис Италии. Играла в пьесах Гауптмана ("Одинокие", "Возчик
Геншель", "Роза Бернд"), Ибсена ("Кукольный дом", "Гедда Габлер"),
Ростана ("Самаритянка"), Кю-реля ("Новый идол"), а также в пьесах Гольд
они ("Хозяйка гостиницы", "Ревность Зелинды и Линдора"). В 1906-09 с
успехом выступала в произв. совр. франц. драматургов (особенно А.
Батая). В 1909-15 была в труппе, организованной ею вместе с Л.
Орландини. Играла гл. обр. в пьесах совр. авторов - Б. Шоу ("Кандида",
"Профессия миссис Уоррен", "Пигмалион", "Святая Иоанна", "Цезарь и
Клеопатра");
Г. Д' Аннунцио ("Мёртвый город"), Л. Пиранделло, К. В. Лодовичи и др.
Особым успехом пользовалась в модернистском репертуаре ("Улыбки мадам
Беде" Амиеля и Обе, "Медали старой дамы" Барри, "Любить" Жеральди). В
нач. сценич. деятельности в творчестве Эммы Г. сохранялись нек-рые
романтич. традиции, позднее она перешла на веристские позиции. Лучшие
сценич. образы Г. были поэтичны. Особенно ей удавались характеры тонких,
"сумеречных" женщин. В 1947-50 Г. выступала также в Аргентине и Испании.
Лит.: Cervi A., Irma Gramatica, Bologna, 1900;
Cervi A., Senza maschera, Bologna, 1919;Manzini A., Emma Gramatica,
Mil., 1921. С. Мок.
ГРАМШИ (Granisci), Антонио (23.1.1891-27.IV. 1937) - деятель
итальянского рабочего движения, основатель и руководитель Коммунистич.
партии Италии, крупнейший итальянский теоретик-марксист. В 1914 окончил
Туринский ун-т, где изучал филологию, историю и философию. В 1913
вступила Итал. социалистич. партию, в 1917 избран секретарём Туринской
секции социалистич. партии. В 1919 основал политич. еженедельник "Ордине
нуово", вокруг к-рого сплотилась группа, ставшая ядром будущей итал.
Коммунистич. партии. В 1922 участвовал в работе IV Конгресса Коминтерна
в Москве и был избран членом его
Исполкома. В 1924 вернулся в Италию, где, возглавляя Коммунистич.
партию Италии, вёл последовательную борьбу за сплочение демократия, сил
против пришедших к власти фашистов. В 1926 был арестован. В 1928
фашистский трибунал приговорил его к 20 годам заключения. Остаток жизни
провёл в тюрьме, затем в больнице, где содержался под полицейским
надзором.
В своих работах Г. большое место уделял вопросам культуры, в т. ч.
театр. иск-ву. В 1916-20 был театр. критиком в туринской газете
"Аванти!". Его мно-гочисл. рецензии на спектакли, ставившиеся в эти годы
в Турине, а также отклики на события театр. жизни объединены под назв.
"Театральная хроника" и опубликованы в книге "Литература и национальная
жизнь" (1950). Вопросам т-ра и драматургии посвящены также мн. страницы
его "Тюремных тетрадей" и "Писем из тюрьмы" (Избр. произв., т. 3, 1959).
"Театральная хроника" отражает борьбу Г. за итал. нац. реалистич,
иск-во, близкое и понятное народу. Рассматривая театр как школу обществ,
и эс-тетич. воспитания народа, Г. боролся против пьес, в к-рых
отстаивались лживые и лицемерные принципы бурж. морали (особенно
характерны его рецензии на пьесы популярных в то время драматургов Д.
Ник-код еми и А. Бернстейна), против превращения спектакля в
развлекательное зрелище, в частности против театр. треста бр. Кьярелла,
монополизировавшего зрелищные предприятия Турина (в статьях "Театральная
промышленность", "Снова о братьях Кьярелла" и др.), отстаивал всё новое
и подлинно прогрессивное в итал. театре. Г. был одним из первых в
Италии, кто оценил гуманистич. содержание драматургии Л. Пиранделло, он
написал статьи о его наиболее значит, пьесах тех лет: "Подумай об этом,
Джакомино", "Лиола", "Наслаждение в добродетели", "Прививка", "Это
так","Как прежде, но лучше, чем прежде", "Колпак с бубенчиками" и др. В
Пиранделло Г. видел драматурга-новатора, смело восставшего против
традиций итал. бурж. т-ра и высмеявшего нормы мещанской морали. "Его
комедии,- писал Г.,- это ручные гранаты, которые взрываются в мозгу
зрителей и разбивают вдребезги пошлые чувства и представления". Особенно
высоко ценил Г. диалектальные пьесы Пиранделло (рецензия на пьесу
"Лиола"). В "Театральных хрониках" Г. уделял значит, место анализу
мастерства крупнейших актёров того времени - Э. Граматики, Э. Новелли,
Р. Руджери и др. Восхищаясь техникой исполнения Руджери, Г. в то же
время осуждал его за стремление подчинить спектакль своей актёрской
индивидуальности (игра Руджери в роли Макбета). Г. считал важнейшим
недостатком итал. трупп отсутствие в них ансамбля. Он связывал будущее
итал. театра с новым, пролетарским зрителем (рецензия на пьесу "Анфиса"
Андреева).
Рецензии и заметки Г. по вопросам драматургии и т-ра играют большую
роль в борьбе за демократич. т-р Италии.
Соч.: Letters tura evita nazionale, Torino, 1950.
Лит. T r e v i s a n i G., Gramsci e il teatro italiano. Studi
gramsciani, Roma, 1958; F er r e 11 i G.-C, Sulle cronache teatrali di
Gramsci, "Societa", Milano, 1958, .Ns 2. * P. X,
ГРАН (Grahn), Люсиль (30.VI.1819, Копенгаген,- 4. l V.I 907, Мюнхен)
- датская артистка балета. Училась у известного педагога Авг.
Бурнонвиля. В 1834 дебютировала в па-де-де в опере "Немая из Портичи"
Обера в Королевском оперном т-ре (Копенгаген). В 1835 исполнила ведущую
партию Астрид в балете Бурнонвиля "Вальдемар" Фрелиха. В 1839 уехала из
Дании и выступала в Париже, Лондоне и др. Одна из ярких представительниц
романтич. балета, Г. с успехом исполняла партии Эолины, Катарины (о. п.
Пуни). Выступала в па-де-катр на муз. Пуни (пост. Перро для Тальони,
Гризи, Гран и Черрито). Т. Готье писал о её "меланхолической грации",
лёгкости и свободе танца. В 1845 Г. гастролировала в Петербурге,
выступала в гл. партиях в балетах "Жизель"; "Сильфида" Шней-цгоффера,
"Гитана" Обера и Шмидта и др. С 1856 перестала выступать как танцовщица,
вела балетмейстерскую деятельность (Лейпциг - 1858-61; Монако -
1865-75).
Лит.: Kragh-Jacobsen S.e Krog-h T, Den Kongelige Danske ballet, Cph.,
1952; Guest l., The romantic ballet in England, L." 1954. Ham. P.
"ГРАН ГИНЬОЛЬ" - см. Гиньоль.
ГРАН ПА (франц. grand pas, букв.-большой танец)- ансамблевый танец в
балете с участием солистов и кордебалета, обычно является заключит,
танцем акта или картины. Построение Г. п. представляет собой обычно
па-де-де или па д'аксъон, развёрнутые в широкую хореографич. композицию.
Напр., Г. п. сильфид (2-й акт "Сильфиды" Шнейцгоффера), виллис (2-й акт
"Жизели"), сцена бала (3-й акт "Раймонды") и др. А. И.
ГРАНАДА (Granada), Николае (23. X. 1840-2. III. 1915) - аргентинский
драматург. Драматургич. деятельность начал в 1858. Автор исторической
драмы о борьбе индейцев против исп. колонизаторов "Атауальпа" (1897, т-р
"Опера", Буэнос-Айрес). Один из создателей нац. комедии, Г. написал
пьесы "В деревню" (1902, т-р "Аполо", Буэнос-Айрес), "Под крышей" (1911,
там же), "В беседке" (1914, "Нац. т-р комедии"), "Чайка" (1903, "Нац.
т-р комедии"). В своих пьесах Г. впервые показывает аргент.
крестьянина-гаучо как борца за справедливость, противопоставляя чистоту
деревенских нравов суетности, эгоизму и фальши бурж. города. Пост. пьесы
Г. "В деревню" труппой X. Подеста утвердила на сцене аргент. т-ров нац.
актёров.
Лит.: Bosch M. G." Historia del teatro en Buenos Aires, B. Aires,
1910; Cortazar A. R., Nicolas Granada, B. Aires, 1942. Ал. Р.
ГРАНАДОС, собств. Гранадос -и-К а м п и н ь я (Granados у Campina),
Энрике (27.VII.1867 - 24.III.19l6) - испанский композитор, пианист.
Совм. с И. Алъбенисом основал новую исп. муз. школу, опирающуюся на нац.