<< Пред.           стр. 208 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 показать неудавшийся заговор вельмож против царя; в плане трагедии "1812
 год" (точная датировка не установлена) крепостной крестьянин-патриот,
 герой Отечественной войны, вернувшись "под палку господина",
 предпочитает смерть рабству. И в последующие годы, в период жесточайшей
 правительств венной реакции, наступившей после разгрома декабристов,
 писатель не утерял интереса к социально-политич. вопросам, в частности к
 вопросу о роли народа в истории, в обществ, борьбе.
  В 1825 Г. вернулся на Кавказ. В конце 1826 в крепости Грозный он был
 арестован, увезён в Петербург и привлечён по делу декабристов. Однако
 следственной комиссии не удалось доказать его участия в заговоре. По
 окончании русско-персидской войны 1826- 1828 Г. принял участие в
 выработке Туркманчайско-го мирного договора. С текстом этого договора в
 1828 Г. в последний раз прибыл в Петербург. В апр. 1828 он был направлен
 в замаскированную политич. ссылку - полномочным министром-резидентом в
 Персию (по пути Г. провёл нсск. месяцев в Грузии, где сблизился с
 грузинской интеллигенцией, поэтами Н. Бараташвили, А. Чавчавад-зе, Г.
 Орбелиани и др. В Тифлисе Г. женился на дочери А. Чавчавадзе- Нине).
 Агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги,
 недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на
 русскую миссию. После отчаянной схватки Г. был убит.
  Величайшее создание Г.-комедия "Горе от ума"- одно из крупнейших
 произведений рус. драматургии. "Горе от ума" отразило обществ, жизнь
 эпохи кризиса феодально-крепостнич. строя в России и могучий
 нац.-патриотич. подъём антикрепостнич. настроений, вызванный в нар.
 массах и в передовой части дворянского общества Отечеств, войной 1812.
 Замысел комедии, её историч. и политич. содержание непосредственно
 связаны с освободит, движением передовой дворянской молодёжи, начавшимся
 вскоре после войны и перешедшим в дальнейшем в революц. борьбу
 декабристов против самодержавия. В комедии нарисована "резкая картина
 нравов" (А. С. Пушкин) и обществ.-политич. обстановка барской Москвы
 нач. 20-х гг. 19 в. Столкновение Чацкого с "фамусовщиной" было
 выражением борьбы двух политич. лагерей, сложившихся в рус. обществе, -
 передовой дворянской молодёжи и феодально-крепостнич. реакции. Идеалом
 фамусовского общества 'является "век минувший" с его антинар. идеологией
 и феод. моралью, с его непримиримой враждой к культуре, просвещению,
 социальному и духовному прогрессу. Образ Скалозуба воплощает военщину
 прусско-пав-ловской школы, ненавистную свободомыслящим офицерам,
 участии. кам Отечеств, войны 1812, воспитанным на заветах А. В. Суворова
 и М. И. Кутузова. Лакейское угодничество и лицемерие Г. заклеймил в
 образе Молча-лина.
  Крепостнич. дворянству, барской Москве и пустому поверхностному
 дворянскому либерализму (пародийный образ Репетилова) в комедии
 противопоставлен Чацкий. Вольнолюбие Чацкого возникает как следствие
 пробуждения его пат-риотич. чувств, его вражды к барским нравам и феод.
 морали. Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности. В
 своих гневных монологах, полных благородного . пафоса, он разоблачает
 крепостничество, вступается за обездоленных крестьян. Вместе с тем
 Чацкий - просветитель. Гл. средство переустройства общества, изменения
 жизни он видит в образовании, воспитании. В комедии Г. отражена слабость
 дворянского освободит. движения в России нач. 19 в. и в то же время
 революц. патриотизм декабристов, их протест против деспотизма и
 крепостного строя, их борьба за нац. самобытность рус. культуры.
 Обличение Г. отживающего уклада жизни сыграло огромную роль в развитии
 передового нац. самосознания в рус. обществе. Для Г., как и для
 декабристов, уничтожение рабства было неразрывно связано с утверждением
 достоинства и чести рус. народа. По своим лит. и сценич. качествам "Горе
 от ума" не имело равных в совр. Г. рус. драматич. лит-ре (за исключением
 одного только "Бориса Годунова"). Вместе с Пушкиным Г. ввёл в литературу
 принцип историзма в изображении действительности. Жизнь, человеческие
 характеры он раскрыл в движении, в развитии, отражающем смену историч.
 эпох, борьбу нового со старым. Сила гри-боедовского реализма сказалась в
 изображении людей и нравов, в их зависимости от обществ, среды, в умении
 запечатлеть самые существ. стороны изображаемой действительности.
  Г. как художник показал в своей комедии выдающееся мастерство
 типизации, иск-во создавать реалистич. характеры, обобщать большие
 социальные явления в живых индивидуализированных образах. Г. также
 мастер драматургия, композиции: свободно, естественно, с нарастающим
 напряжением ведёт он действие комедии, искусно переплетая и связывая
 драму любви Чацкого с его обществ, драмой. В композиции "Горя от ума"
 сохранились нек-рые традиционные черты классицистской комедии 18 в.
 (единство места и времени, образ наперсницы); однако и здесь Г.
 выступает как новатор, заменяя обычное пятиакт-ное членение пьесы
 четырёхактным, наделяя образ Лизы выхваченными из жизни чертами
 сметливой крепостной девушки. Язык комедии близок к живой нар. речи ("О
 стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу",-писал Пушкин).
 Взамен канонич. александрийского стиха Г. применяет свободный и живой
 разностопный ямбич. стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. Вместе
 с Крыловым и Пушкиным Г. создавал рус. лит. язык. Его пьеса явилась
 одним из самых ярких проявлений борьбы за русскую нац. культуру, за
 самобытность рус. лит-ры.
  Комедия Г. вызвала враждебный отпор в лагере дворянской реакции.
 Царская цензура не разрешила печатание "Горя от ума" [в 1825 были
 опубликованы лишь отрывки из комедии в альманахе "Русская Талия", 1-е
 издание, искалеченное театр. цензурой, появилось в 1833; полный текст
 (без искажений) напечатан только в 1875]. Комедия стала расходиться в
 бесчисленных списках и, по словам Пушкина, "произвела неописанное
 действие". Декабристы, высоко оценившие комедию, распространяли её в
 целях пропаганды своих политич. идей. Историч. место "Горя от ума" Г. в
 рус. лит-ре глубоко определил В. Г. Белинский, отмечавший, что
 "...вместе с "Онегиным" Пушкина его "Горе от ума" было первым образцом
 поэтического изображения русской действительности в обширном значении
 слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание
 последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и
 Гоголь" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 506). В реалистич. изображении быта
 и нравов, в иск-ве типизации Г. является предшественником Н. В. Гоголя,
 его "Ревизора". Многие мотивы грибоедовской комедии звучат в "Маскараде"
 М. Ю. Лермонтова, "Доходном месте" А. Н. Островского. Переведённая почти
 на все иностр. языки, комедия Г. вошла в золотой фонд мировой
 драматургии.
  Грибоедовская комедия способствовала победе реализма на рус. сцене и
 явилась творч. школой для мн. поколений рус. актёров.
  Любители попытались сыграть Горе от умсп еще при жизни драматурга. В
 мае 1825 ученики Петерб. театр. училища под наблюдением самого Г.
 подготовили постановку комедии, но накануне спектакля она была запрещена
 петербургским генерал-губернатором Милорадовичем; в 1827 отрывки из
 "Горя от ума" были исполнены офицерами-любителями в Сардарском дворце в
 Эривани. На профессиональной сцене комедия появилась 2 декабря 1829
 (Большой т-р, Петербург, сцены из 1-го акта). Полностью, но в искажённом
 цензурой виде "Горе от ума" было представлено в Петербурге 26 янв. 1831
 в бенефис Я. Г. Брянского с участием В. А. Каратыгина (Чацкий), Е. С.
 Семёновой (Софья), И. И. Сосницкого (Репетилов). Первые петерб.
 спектакли были сыграны в архаично-классицистич. манере: Каратыгин -
 Чацкий был "театральным героем древности". В Москве 3-й акт комедии
 поставили в первый раз 23 мая 1830, 3-й и 4-й акты - 25 февр. 1831, а
 всю комедию полностью - 27 ноября 1831. В этих спектаклях Фамусова играл
 М. С. Щепкин, Чацкого - П. С. Мочалов. Для т-ров провинции комедия
 оставалась под запретом до 1863. Но еще до официального разрешения она
 ставилась нек-рыми т-рами в обход цензуры. 26 февр. 1831, за неск.
 месяцев до первой моек. пост., "Горе от ума" было пост. Киевским т-ром
 (труппа И. Ф. Штейна). Вслед за тем комедия идёт в Казани (1836), Одессе
 (1837), Тамбове (1838). Из ранних провинц. пост. комедии наиболее
 значит, была пост. харьковской труппы Л. Ю. Млатковского с участием Н.
 X. Рыбакова, К. Т. Соленика, Л. И. Млатковской. В конце 30-нач. 40-х гг.
 19 в. пьеса "Горе от ума" являлась неизменной гастрольной пьесой Щепкина
 (Киев, Казань, Астрахань, Харьков, Таганрог и т. д.) и Мочалова
 (Харьков, Киев, Воронеж и др. города). Уже в первых московских
 постановках "Горе от ума" реалистическое начало вступает в борьбу с
 театр. рутиной. Щепкин, хотя и не сразу овладевший ролью (по его
 собственным словам, ему в ней "не хватало барской ноты"), создал образ
 типический, полный огромной обличит, силы. "Актер глубоко понял поэта и,
 несмотря на свою от него зависимость, сам является творцом"- писал о
 Щепкине - Фамусове В. Г. Белинский. Мочалов с подъёмом и экспрессией
 передавая гражданский пафос Чацкого, тем самым глубоко раскрывал
 главную, обличит, тему комедии. В 1839 роль Чацкого перешла к И. В.
 Самарину, гармонически сочетавшему обществ, и интимную драмы героя.
 Следующий исполнитель Чацкого в Малом т-ре С. В. Шуйский (1864) на
 первый план выдвинул горе от любви, чем ослабил социальное звучание
 пьесы. Такая трактовка образа Чацкого удерживалась на рус. сцене в
 течение всего 19 и нач. 20 вв. Так играли: А. П. Ленский, Ф. П. Горев,
 А. А. Остужев, П. М. Садовский (внук) в Малом т-ре, А. М. Максимов, В.
 П. Далматов в Александрийском т-ре, Н. К. Милославский в провинции.
  Исполнителями Фамусова на сцене Малого т-ра после Щепкина были: с
 1864 И. В. Самарин (положивший в основу образа "сочетание кичливости и
 угодливости"); с 1887 - А. П. Ленский (создавший образ сластолюбивого и
 жестокого крепостника); с 1911 - К. Н. Рыбаков (подчёркивавший в
 Фамусове черты упрямой консервативности, его веру в незыблемость
 существующих порядков); А. И. Южин. Роль Софьи в Малом т-ре играли Г. Н.
 Федотова, М. Н. Ермолова и др.
  В течение долгих лет "Горе от ума" считалось "современной",
 "салонной" комедией и её играли в костюмах и декорациях не начала 20-х
 гг. 19 в., а соответствовавших времени постановки. 3-й акт во мн.
 спектаклях, несмотря на прямое указание Г., превращался в сцену
 великосветского бала. Только в 188р в т-ре Корша (Москва) худ. А. С.
 Янов оформил "Горе от ума" по модным журналам 20-х гг. В спектакле был
 блестящий подбор исполнителей:
  В. Н. Давыдов (Фамусов), Н. П. Рощин-Инсаров (Чацкий), И. П.
 Киселевский (Скалозуб), А. А. Яблоч-кина (Софья) и др. Впоследствии
 Давыдов играл Фамусова на сцене Александрийского т-ра (вплоть до 1925) в
 ансамбле с Чацким - Ю. М. Юрьевым. Роль Софьи исполняли М. Г. Савина, В.
 Ф. Комис-саржевская и В. А. Мичурина-Самойлова. Рощин-Инсаров и
 Киселевский играли роли Чацкого и Фамусова в т-рах Н. Н. Соловцова
 (Киев), Н. Н. Синельникова (Новочеркасск, Харьков) и др.
  Подлинно историч. достоверность постановки была достигнута Моск.
 Художеств. т-ром (1906), создавшим художественную энциклопедию
 дворянской жизни эпохи Г. В основу первой редакции своей режиссёрской
 трактовки "Горя от ума" В. И. Нсмиро-вич-Данченко положил принцип
 интимной драмы, заглушивший социальное звучание комедии. В. И. Качалов -
 Чацкий, продолжая традиции Шумского" подчёркивал лирич. тему Чацкого. Но
 если героич. гражданская тема, воплощённая в образе Чацкого, не
 прозвучала еще в полную силу, то сатирич. образы комедии уже тогда
 приобрели большую остроту. К. С. Станиславский - Фамусов создавал
 заострённо-сатирич. образ чванливого и невежественного моек. барина,
 поражавший историч. и бытовой точностью. Л. М. Леонидов - Скалозуб
 создал тип армейского офицера аракчеевской школы. Особенно популярной
 становится комедия Г. после Октябрьской революции. Обличительные
 монологи Чацкого были созвучны революц. настроенности зрит. зала. В
 1918, 1921 и 1927 "Горе от ума" ставилось на сцене б. Александрийского
 т-ра (Ленингр. Академич. т-р драмы); в 1921- в московском Малом т-ре, в
 1919 - в Саратовском т-ре им. К. Маркса (реж. А. И. Ка-нин; Чацкий - И.
 А. Слонов).
  С сер. 20-х гг. отдельные режиссёры сов. т-ра предпринимают попытки
 вульгарно-социологически и формалистически перетолковать комедию. Напр.,
 пост. В. Э. Мейерхольда осуществлённая им в своём т-ре в 1928. Спектакль
 шёл по первой редакции Г. со вставками из разл. вариантов и носил
 название "Горе уму" (также по первой редакции Г.). Чацкого играл Э. П.
 Гарин, Фамусова - И. В. Ильинский, Софью- 3. Н. Райх. В 1935 Мейерхольд
 осуществил вторую постановку комедии (Чацкий - М. И. Царёв, Фамусов - П.
 И. Старковский), но и в ней в основном сохранил свой первоначальный
 постановочный план. Стремясь усилить социальную сторону комедии и
 показать Чацкого одним из участников движения декабристов, Мейерхольд
 допустил искажение и вульгаризацию авторского замысла, ломку текста,
 ввёл сцены, не предусмотренные автором. В конце 20-х - начале 30-х гг.
 влияние вульгарного социологизма сказывается на пост. "Горя от ума" во
 мн. т-рах столицы и периферии. Так, в постановке Малого т-ра (1930) Н.
 О. Волконский исказил высокий реаПамятник А. С. Грибоедову в листич.
 строй пьесы, Москве, скульптор А. Мануйлов, заменил его гротеском и
 карикатурой. Чацкий (В. Э. Мейер) был трактован как разночинец-демократ,
 а не как дворянин-декабрист.
  На путь реализма в пост. комедии Малый т-р вернулся в 1938 (реж. П.
 М. Садовский, И. Я. Судаков и С. П. Алексеев, худ. Е. Е. Лансере). П. М.
 Садовский и М. М. Климов (Фамусов), М. И. Царёв (Чацкий), К. А. Зубов
 (Репетилов, а впоследствии Фамусов), И. В. Ильинский (Загорецкий), А. А.
 Яблочкина и В. О. Массалитинова (Хлёстова) и др. раскрывали в комедии не
 только борьбу двух поколений, но и борьбу двух миров - мира крепостников
 и эксплуататоров и мира борцов за счастье народа. К 1938 относится также
 и новая постановка МХАТа (пост. В. И. Немировича-Данченко, худ. В.
 Дмитриев). Крупнейшим достижением спектакля, в к-ром играли М. М.
 Тарханов (Фамусов), И. М. Москвин (Загорецкий), О. Л. Книппер-Чехова
 (Хлёстова), А. О. Степанова (Софья), О. Н. Андровская (Лиза) и др., было
 исполнение В. И. Качаловым роли Чацкого. На этот раз артист в полной
 мере передал обществ, пафос образа, раскрывая в Чацком прежде всего
 мыслителя и борца.
  Начиная с сер. 30-х гг. (с пост. в 1935 "Горя от ума" Н. Н.
 Синельниковым на сцене Харьковского т-ра русской драмы) борьба за
 реалистич. освоение комедии Г. охватила и периферию.
  Лучшие пост. "Горя от ума" были осуществлены в Ростове-на-Дону (1937;
 реж. и исполнитель роли Чацкого - Ю. А. Завадский), в г. Горьком (1938;
 реж. Н. И. Соболыциков-Самарин), в Архангельске (1938), в Рязани (1938;
 реж. А. И. Канин), в Смоленске (1939; реж. Н. А. Покровский), в
 Ярославле (1948), в Краснодаре (1950). Ставится "Горе от ума" и в т-рах
 для детей и юношества (Московский Госцент-юз, 1939, реж. Б. Норд, Центр,
 детский т-р, 1951, реж. М. О. Кнебель, Казахский ТЮЗ в Алма-Ате, 1959).
 "Горе от ума" в переводе на латыш. яз. было пост. Т-ром драмы Латв. ССР
 (1950); на укр. яз.-в Черновцах (1951), на чуваш, яз. - в Чебоксарах
 (1947); спектакль "Горе от ума" был включён в число спектаклей
 Бурятского драм. т-ра, показанных во время 2-й декады бурят, иск-ва в
 Москве (1959, реж. Ф. С. Сахиров). "Горе от ума" ставилось за рубежом, в
 т. ч. в Болгарии, Чехословакии, Румынии, ГДР, Польше, КНР, Австрии,
 Англии, Иране и др. странах.
  Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1-3, СП Б, 1911- 1917; Рукопись
 комедии "Горе от ума" (фототипич. изд.) у М., 1903; Сочинения, М., 1953.
  Лит.: Белинский В. Г., Горе от ума. Комедия в 4-х действиях, в
 стихах. [Критич. разбор], Собрание соч. в трёх томах, т. 1, М., 1948;
 Гончаров И. А., Миллион терзаний, в его кн.: Литературно-критические
 статьи и письма, Л., 1938; А. С. Грибоедов в воспоминаниях
 современников, М., 192 Нечкина М. В., А. С. Грибоедов и декабристы, 2
 изд., М., 1951; Орлов В. Н., Александр Сергеевич Грибоедов. 1795-1829,
 Л.-М., 1949; Петров С. М., А. С. Грибоедов, М. - Л., 1945; П и к с а-нов
 Н. К., Творческая история "Горе от ума", М.-Л.,1928;
  А. С. Грибоедов, М.- Л., 1946 (Литературное наследство" т.47-48); Л е
 о н о в Л. М., Судьба поэта. Доклад, прочитанный на торжественном
 заседании в Большом театре 15 января 1945 г., в его кн.: Избранное, М.,
 1945; Пиксанов Н. К., Сценическая история "Горе от ума", в кн.:
 Грибоедов А. С., "Горе от ума", М., 1946; Филиппов В. А., "Пять
 Фамусовых", в сб.: Столетие Малому театру. 1824-1924, М., 1924; Филиппов
 В. А., "Горе от ума" А. С. Грибоедова на русской сцене, М., "Знание",
 1954. См. также библиографию к ст. "Горе от ума". С.Пет., Л. Ход.
  ГРИБО‚ДОВСКАЯ ПРЕМИЯ - ежегодная поощрительная денежная премия в
 память А. С. Грибоедова, учреждённая в 1894 Об-вом рус. драматич.
 писателей и оперных композиторов. Присуждалась за новые лучшие в сезоне
 пьесы членов Об-ва, поставленные императорскими или частными т-рами в
 Петербурге, Москве. Распределением премий занималась спец. комиссия из
 авторитетных литераторов и артистов, переизбиравшаяся ежегодно на общем
 собрании членов Об-ва. Фонд Г. п. составлялся из добровольных
 пожертвований, а премиальные - из процентов на осн. капитал. Премии
 вручались авторам 30 янв. каждого года (день кончины Грибоедова). Г. п.
 были отмечены в разные годы пьесы М. Горького ("Мещане", 1903, "Васса
 Железнова", 1912), Л. Андреева ("ОаиДеапшз", 1912), А. И.
 Южина-Сумбатова ("Старый закал", 1895, и "Джентльмен", 1899), С. А.
 Найдёнова ("Дети Ванюшина", 1903), В. И. Немировича-Данченко ("Цена
 жизни", 1897, "В мечтах", 1903) и др. А. Шн.
  ГРИБО‚ДОВСКАЯ СТУДИЯ (Московская студия имени А. С. Грибоедова) -
 театральная студия, существовавшая в 1915-24. Организована артисткой МХТ
 С. В. Халютиной и адвокатом А. Н. Васильевым. Худ. руководителиХалютина,
 артисты МХТ Н.П. Кудрявцев и В. В. Л уж-ский. Придерживаясь реалистич.
 позиций, Г. с. боролась с модными в то время формалистич. тенденциями. В
 1921-22 здесь прочёл цикл лекций К. С. Станиславский. В Г. с.
 преподавали Н. С. Бутова, С. М. Волконский, О. Г. Лобанова, Е. С.
 Телешова. 1-й спектакль студии - "Горе от ума" (1916), затем были пост.
 "Не так живи, как хочется" Островского (1919), "Плутни Скапена" (1922) и
 др. Среди участников Г. с.- С. В. Азанчевский, С. Б. Васильев, В. В.
 Вронская, А. А. Ефремов, М. М. Иловайский, М. Н. Кедров, Н. И. Оленина,
 В. Орлова, Н. И. Сац, М. А. Титова и др. Ал. Е.
  ГРИБУНИН, Владимир Фёдорович [4(16).IV.1873- l. IV. 1933] - русский
 советский актёр. Засл.деят. иск-в РСФСР (1933). Учился в уч-ще Малого
 т-ра (1893-95) у М. П. Садовского. С 1898 - в труппе МХТ. Г.-преим.
 характерный актер бытового плана. Острое чувство формы соединялось у
 него с большим художеств. талантом, с "искусством полутонов" (по
 характеристике В. И. Немировича-Данченко). Играл гл. обр. в рус.
 репертуаре: Никита ("Власть тьмы"), Фс;рапонт, Чебутыкин и
 Симеонов-Пищик ("Три сестры" и "Вишнёвый сад"), Ступендьев
 ("Провинциалка" Тургенева), Фурначёв ("Смерть Пазухина"
 Салтыкова-Щедрина). Обличительно-сатирич. сторона дарования Г. с
 особенной силой проявилась в роли
  Курослепова ("Горячее сердце")- одной из лучших работ артиста (1926).
 А. Кл.
  ГРЙВИЦКАС, Витаутас Винцович (р. 8. XI. 1925)- литовский советский
 балетмейстер. Засл. деят. иск-в Лит.ССР (1959). С 1944-артист балета
 Т-ра оперы и балета в Каунасе. Партии: Ротбарт ("Лебединое озеро"),
 Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Кунот ("Ау-дроне" Индры). В 1952
 окончил ГИТИС (балетмейстерское отделение) и начал работать
 балетмейстером, а позже гл. балетмейстером в Т-ре оперы и балета Лит.
 ССР (Вильнюс). Г. -либреттист и постановщик (вместе с А. Мессерером)
 первого литов. сов. балета "На берегу моря" Юзелюнаса (1953),
 изображающего жизнь литов. рыбаков в послевоен. период, и балета
 "Аудроне" Индры на историч. сюжет. В своём творчестве Г. стремится
 сочетать классику с элементами литов. нар. танцев, ищет новые
 выразительные средства. Пост. балеты: "Светлана" Клебанова (1951),
 "Жизель" (1956), "Пер Гюнт" Грига (1956), "Эгле Королева ужей" Балсиса
 (1960), "Северный сон" Аустера (1961) и др. Пост. оперы:

<< Пред.           стр. 208 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу