<< Пред.           стр. 223 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 ("Женитьба").
  С успехом выступала в водевилях. Комедийная яркость сочеталась в
 иск-ве Г. с естественностью, многосторонним знанием нар. быта и речи.
 Традиции иск-ва Г. были продолжены видными актрисами Александрийского
 т-ра 19 в.- Ю. Н. Линской, В. В. Стрель-ской и др.
  Лит.: Каратыгин П. А., Записки, т. 1-2, Л., 1929-30; Селиванов Н.,
 Елена Ивановна Гусева, "ЕИТ". Сезон 1894-1895 гг., Приложения, кн. 1,
 СПБ, 1895.
  ГУСЕЙН, Мехтй [наст. имя и фам.- М е х т и А л и о г л ы Г у с е и н
 о в; р. 22. Ш (4.IV). 1909]- азербайджанский советский писатель,
 драматург, критик. Окончил историч. ф-т Азерб. ун-та (1930) и сценарный
 ф-т ВГИКа (1938). Лит. деятельность начал в 1926. Написал пьесы:
 "Джаваншир" (1942, Т-р им. Азизбекова, 1957) о полководце и гос. деятеле
 Азербайджана 7 в., "Шохрет" ("Слава", 1938) о жизни сов. пограничников,
 "Низами" (1940, Т-р им. Азизбекова, 1942) о великом поэте, "Интизар"
 ("Ожидание", совм. с И. Эфендиевым, 1944) о сов. морали, верности сов.
 людей гражд. долгу. Автор (совм. с Э. Мамедханлы) лит. сценария
 кинофильма "Фаталихан".
  Соч.: Избр. произьедения, М., 1959. Дж. Д.
  ГУСЕЙН ДЖАВЙД (Д ш а в и д; наст. фам. - Расизаде), Молла Абдулла
 оглы (24. X.I 882- 1941) - азербайджанский советский поэт и драматург.
 Первоначальное образование получил в духовной школе. В 1909 окончил лит.
 ф-т Стамбульского ун-та. Лит. деятельность начал в 1906. Автор 18 пьес
 (преим. в стихах). Г. Д. прошёл сложный идейно-творч. путь. В дореволюц.
 годы, страстно протестуя против социальной несправедливости и духовной
 деспотии, Г. Д. не видел путей к освобождению человека от гнёта
 бурж.-феод. строя. Отсюда абстрактно-романтич. характер его бунтарства,
 мотивы пессимизма и отчаяния ["Марал", 1912,
  "Шейда", 1917, "Иблис" ("Сатана"), 1918]. Г. Д. отдал нек-рую дань
 пантюркистским и панисламистским идеям ("Пророк", 1921, "Пропасть",
 1917, "Хромой Тамерлан", 1925). Прогрессивно-гуманистич. тенденции
 творчества Г. Д. наиболее полно проявились в трагедии "Шейх Сенан"
 (1915), выражающей протест против .религ. нетерпимости, фанатизма,
 мракобесия.
  После установления в Азербайджане Сов. власти в творчестве Г. Д.
 происходит резкий перелом. Он пишет драму "Князь" (1930), посв. борьбе
 за установление Сов. власти в Грузии. В пьесе "Шехла" (1936) и частично
 в "Телли саз" (1930) он обращается к темам сов. действительности. В 30-х
 гг. написал историч. драмы "Сиявуш" (1934) и "Хайям" (1935), в к-рых
 разоблачает деспотизм, с глубоким сочувствием изображает борьбу нар.
 масс против гнёта феодалов и шахов, воспевает вольнолюбивые, гуманистич.
 идеи. Пьеса "Хайям" посвящена поэту Омару Хайяму. Пьесы Г. Д. шли на
 сценах т-ров Азербайджана, Армении, Таджикистана и др. республик.
  Соч. на азерб. яз.: "Шейх-Сенан", Баку, 1917 и 1927;. "Иблис", Баку,
 1924 и 1927; "Сиявуш", Баку, 1934; Избр. сочинения, Баку, 1958.
  Лит.: Д ж а ф а р М., Творчество Гусейна Джавида в советский период,
 "Азербайджан", 1957, ј 10 (на азерб. яз.). Дж. Д.
  ГУСЕЙНЗАД‚, Алекпер Гусейн оглы (р. 12. VI. 1884) - азербайджанский
 советский актёр. Засл. арт. Азерб. ССР (1957). Сценич. деятельность
 начала 1906. Играл характерные роли: Гаджи Кара (о. п. Ахундова), Шейх
 Насрулла и Гаджи Гасан ("Мертвецы"
  Мамедкулизаде), Аллахверди, Баба-киши, Гаджи Ахмед, Довлет-бей ("В
 1905 году", "Севиль", "Алмас", "Айдын" Джабарлы). Выступал в нац. муз.
 комедиях Уз. и 3. Гаджибековых и др. Ярким юмором отмечено исполнение
 роли Султанбека ("Аршин мал алан" Гаджибекова), в к-рой Г. снялся и в
 кино (Гос. пр. СССР, 1946). А. Кае.
  ГУССЕНС (Goossens), Юджин (26. V. 1893- 6. VI. 1962) - английский
 дирижёр, композитор. Учился в Королевском муз. колледже в Лондоне, где
 брал уроки композиции у Ч. Станфорда. В 1915-20 вместе с Т. Бичемом
 дирижировал спектаклями "Оперной труппы Бичема" в Лондоне. В 1921-22
 дирижировал балетом "Спящая красавица" Чайковского, пост. в Лондоне
 труппой Дягилева. В 1923-46 Г.- дирижёр симф. оркестра в Рочестере и
 Цинциннати (США), в 1947-56 в Сиднее (Австралия). Автор опер "Юдифь"
 (1929, т-р "Ковент-Гарден"), "Дон Хуан де Маньяра" (1937, там же, с Л.
 Тиббеттом в заглавной роли), балета "Трагедия моды" (1926), музыки к
 спектаклям "Филипп II" Верхарна (1918), "К востоку от Суэца" С. Моэма
 (1922), "Постоянная нимфа" М. Кеннеди (1926) (все пост. в Лондоне) и др.
 В своём творчестве Г. испытал влияние импрессионистов и полифонич. стиля
 неоклассицистов.
  Лит.: Orchard W. A., Music in Australia, Melbourne, [1952]. Be. Т.
  ГУСТАВЙНО (Gusta vino), Энрике (1898-1954)- аргентинский драматург,
 театральный критик, режиссёр и переводчик. Автор пьес "Адриана и
 четверо" (1927, т-р "Нац. комедии"), "Святая Флавия" (1928), "Самая
 честная женщина мира" (1929), "Господин Пьерро и его деньги" (1930,
 Муниципальная пр.), "Мольер, или Перевоплощение души" (1936),
 "Потерянная невеста" (1941, Пр. нац. комиссии культуры), "Как важно быть
 жуликом" (1942, т-р "Ла Маскара"), "Хлеб с любовью" (1946) и др. В своих
 комедиях Г. разоблачал ханжество, корыстолюбие служителей культа,
 алчность, коррупцию бурж. общества. Пост. спектакли: "Преступление и
 наказание" по Достоевскому (1934, т-р "Архентино"), "Великий бог Браун и
 др." СГНила.
  Лит.: О г d a z L., El teatro en el Rio de la Plata..., 2 ed., В.
 Aires, 1957. Ал. Р.
  ГУСТАЙТИС, Иозас Иозович (р. 17.IV.1912)- литовский советский актёр,
 режиссёр, педагог, либреттист. Нар. арт. Лит. ССР (1959). Чл.
 Коммунистич. партии с 1951. Сценич. деятельность начал в 1932 как актёр
 в Каунасском т-ре. Роли: Малькольм ("Макбет"), Яша ("Вишнёвый сад"),
 Полежаев ("Беспокойная старость"). С 1941 ведёт режиссёрскую работу. В
 1944-46 - режиссёр Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс), в 1946-49 - гл.
 режиссёр Клайпедского, в 1949 - 52 - Каунасского т-ров, с 1952 - Т-ра
 оперы и балета Лит. ССР. Пост. спектакли: "Два лагеря" Якобсона (1950,
 Каунасский т-р), "Платон Кречет" (1947, Клайпедский т-р), "Князь Игорь"
 (1953, т-р оперы); "Марите" Рачунаса (1953, там же). Г.- один из
 либреттистов и пост. опер "Пиленай" (1957), "Вайва" (1958) Кловы. Автор
 пьесы о коллективизации "Яблони цветут" (совм. с Ю. ХливицкАгае;
  1948, Т-р драмы Лит. ССР). В 1954-56 вёл педагогич. работу в
 Вильнюсской драм. студии и консерватории. А. Руз.
  ГУТАУСКАС, Казис (р. 4.IX.1910) - литовский советский артист оперы
 (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Лит. ССР (1960). В 1939 окончил
 консерваторию в Каунасе и в этом же году впервые выступил на оперной
 сцене. Принимал участие в первых постановках литов. сов. опер. Среди
 лучших партий Г.- Лютаурас ("Гражина" Карнавичюса), Вашкис ("Марите"
 Рачюнаса), Хозе, Альфред, Радамес; Трике ("Евгений Онегин"), Андрей
 ("Мазепа"), Шуйский
  ("Борис Годунов") и др. Г. выступает как концертный певец.
  ГУТМАН, Давид Григорьевич (1884-1946) - советский режиссёр и
 драматург. В 1903-13 работал помощником режиссёра, режиссёром т-ров
 Нижнего Новгорода, Харькова, Киева, Казани и др. городов. Г. был одним
 из инициаторов создания в России т-ров миниатюр и постановщиком
 спектаклей-обозрений в этих т-рах. В годы 1-й мировой войны Г. руководил
 Мамоновским и Петровским т-рами миниатюр в Москве. В эти годы он изобрёл
 для начинающего А. Вертинского маску Пьеро. В 1917-19 возглавлял
 Свободный т-р Воронежского ГУБОНО; в 1919-20- Моск. т-р революц. сатиры
 (Теревсат). В 1926-29 был ведущим режиссёром Моск. т-ра сатиры, работал
 как режиссёр в Ленингр. т-ре сатиры и ставил спектакли в мюзик-холлах,
 Моск. оперетте (1924-29). В 1941 создал фронтовой т-р "Ястребок". Совм.
 с В. Массом, В. Типотом, Н. Эрдманом, В. Ардовым, С. Антимоновым и др.
 написал в 1924-26 ряд пьес (в осн. обозрений) для Моск. т-ра сатиры:
 "Москва с точки зрения" (1924), "Семь лет без взаимности" (1925), "Ой,
 не ходи, Грицю, на "Заговор императрицы"" (1925). Творчество Г. как
 режиссёра и драматурга характеризуется злободневностью, остротой формы.
 Он часто обращался к гротеску, применял разнообразные сценич. трюки.
  Лит.: Очерки истории русского советского драм. театра, т. 1, M., 1954
 (глава девятая), д 3.
  ГУТТУЗО (Guttuso), Ренато (р. 2.1.1912) - италь янский художник. Чл.
 ЦК Итал. коммунистич. партии. Крупнейший представитель "неореализма" в
 Италии. Как театр. художник работает с 1940 (декорации и костюмы к
 балету "История солдата" Стравинского в "Театро делле арти", Рим). Г.
 стремится к экспрессивности, зрительной действенности декорац. решения
 спектакля, подчёркнуто геометрич. конструкциям.
  Работы Г.: "Пятая колонна" по Хемингуэю (1945, труппа К. Нинки-О.
 Вилли), "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1947, т-р "Фениче", Х
 муз. фестиваль в Венеции), "Король Рогер" Шимановского (1949, "Т-р
 Массимо", Палермо, Фестиваль Междунар. об-ва совр. музыки),
 "Пульчинелла" Стравинского (1951, "Опера", Рим), "Мамаша Кураж и её
 дети" Брехта (1952, Т-р Сатиры, Рим), "Генрих IV" Пиранделло (1954, "Т-р
 Пиранделло", Рим), "От моего до твоего" Верги (1956, "Пикколо-театр",
 Милан), "Малиа" Капу-аны (1958, "Труппа сидилианского т-ра". Катания) и
 др.
  ГУТЬЕРРЕС (Gutierrez), Эдуарде (1853-90) -аргентинский писатель,
 драматург. Автор новелл (на исп. яз.) из жизни крестьян-скотоводов -
 гаучо. В 1884 новелла Г. "Хуан Морейра" (1884) была инсценирована
 труппой бр. Карло в т-ре "Политеама" (Буэнос-Айрес) как пантомима, в
 к-рой актёры исполняли нар. песни под аккомпанемент гитары, сопровождая
 их мимикой и танцами. В 1886 Г. вместе с известным актёром-комиком
 (исполнителем роли Хуана Морейра) Хосе X. Подеста написал к этому
 спектаклю текст, положив начало новому нац. театр. жанру - т-ру гаучо.
 Этот жанр утвердил на аргент. сцене образы нац. героев, отразил борьбу
 за освобождение родины. В своих последующих пьесах "Хуан Куэльо",
 "Дружба до гроба", "Чёрный муравей" и др. Г. воспевал отвагу, мужество и
 любовь к родине простого народа. Большинство пьес Г. пост. в т-ре
 "Политеама".
  Лит.: Estrella Gutierrez F., Historia de la literatura americana y
 argentina, B. Aires, 1940 (совм. с E. Suarez Calimano). Ал. Р
  ГУТЬЕРРЕС ГАРСЙА, Гарсиа Гутьер pec (Garcia Gutierrez), Антонио
 (5.VII.1813-26. Vili. 1884) - испанский драматург. Один из
 представителей прогрессивного романтизма в исп. драматургии. Лит.
 деятельность начал в 1836. Драмы Г. Г. "Трубадур" (1836, "Т-р дель
 Принсипе"), "Симон Бокканегра" (1843, "Т-р де ла Крус") и др.,
 построенные на конфликте между свободолюбивым героем и жестокой феод.
 действительностью, выражают протест против сословного гнёта. Эти драмы
 послужили лит. основой для одноим. опер Дж. Верди. Романтич. принципы
 нашли выражение в пьесах Г., написанных в 60-70-х гг., среди них
 наибольшим успехом пользовалась "Каталонская месть" (1864, "Т-р дель
 Принсипе"). Г. Г. был одним из самых популярных драматургов Испании 19
 в.
  Соч.: Obras escogidas, Madrid, 1866; Obras escogidas, [Madrid], 1941.
  Лит.: Funes E." Garcia Gutierrez: estudio critico desu obra
 dramatica, Cadiz, 1900; RegensburgerC. A., Uber den Trovador des Garcia
 Gutierrez, die Quelle von Verdis Oper "1l Trovatore", B., 1911; A d a m
 s N. B., The romantic dramas of Garcia Gutierrez, N. Y., 1922. В. Ч.
  ГУДКОВ (Gutzkow), Карл Фердинанд (17.Ш. 1811, Берлин,-16. ХП. 1878,
 Заксенхаузен, близ Франкфурта-на-Майне) - немецкий писатель, драматург и
 публицист. Изучал богословие, философию и право в Берлинском и Иен-ском
 ун-тах (1829-31). Начал лит. деятельность в 1832. В 1835 возглавил лит.
 группу "Молодая Германия" (группа нем. буржуазных либеральных писателей,
 настроенных оппозиционно по отношению к феодально-религиозной реакции,
 боровшаяся против романтизма). С позиций либерального бюргерства Г.
 отстаивал гражд. свободы и выступал за объединение Германии. Но, борясь
 с реакцией, Г. вместе с тем страшился революции и отрицал научный
 коммунизм. Ф. Энгельс ценил публицистич. талант Г. и отмечал, что он
 пишет "изумительно метко", однако политически ограничен и не выходит за
 рамки "либеральных фраз". Пора расцвета Г. как драматурга - 1839-49. Он
 написал 27 различных по жанру пьес. Почти все они с успехом шли на
 сцене. Материал для своих драм Г. черпал из истории, но всегда насыщал
 их совр. идеями. Нек-рые пост. пьес Г. на нем. сцене вызывали бурную
 реакцию де-мократич. части зрителей и нередко подвергались запрету.
 Ранние драмы Г. "Нерон" (1835), "Гамлет в Виттенберге" (1835), "Царь
 Саул" (1839) не были пост. на сцене. Первая поставленная в т-ре пьеса
 Г.- историч. драма "Ричард Сэвэдж" (1839, Франкфурт-на-Майне). В ней
 отчётливо звучит тема социального неравенства в бурж. и дворянском
 об-ве. В драме "Вернер, или Сердце и свет" (1840, Городской т-р,
 Гамбург) Г. показывает столкновение большой искренней любви с
 условностями и ханжеством высшего общества. В том же 1840 в Берлинском
 придворном т-ре пост. историч. трагедия Г. "Паткуль". Её герой-
 посланник Петра I при Саксонском дворе - поборник правды, ставший
 жертвой придворных интриг. В трагедии "Пугачёв" (1844) Г. создал образ
 крестьянского вождя, далёкий от историч. правды. Г. написал также неск.
 историч. комедий: "Коса и меч" (1843), "Прообраз Тартюфа" (1844) о
 столкновении Мольера с королём и церковью, "Королевский лейтенант"
 (1849, эпизод из жизни молодого Гёте) и др. Мировую известность принесла
 Г. трагедия ((Уриэль А кос та" (1846), посв. жизни голл. философа,
 предшественника Спинозы. Г. внёс в трагедию современные ему идеи
 протеста против подавления свободы мысли, против религиозного
 мракобесия, в ней прославляется человеческий разум. Трагедия была
 впервые пост. в Дрездене 13 дек. 1846, в Берлине - 17 апр. 1847 и с тех
 пор вошла в репертуар мирового т-ра. В России шла в первый раз в Малом
 т-ре в 1879 (Акоста - Ленский, Юдифь-Ермолова). В 1895 в Об-ве иск-ва и
 лит-ры её пост.. и сыграл в ней гл. роль К. С. Станиславский. В 1910
 трагедия пост. в петерб. Михайловском т-ре, а затем перенесена в
 Александрийский т-р (Акоста - Юрьев). В 80-х гг. в Большом т-ре шла
 опера "Уриэль Акоста" Серовой. В сов. время пьеса ставилась во мн.
 т-рах. Пост. "Уриэля Акосты" К. А. Марджанишвили в 1929 на сцене груз.
 т-ра в Кутаиси (ныне Т-р им. Марджанишвили) сыграла заметную роль в
 истории груз. театра. Из рус. сов. постановок самая значит, осуществлена
 И. Я. Судаковым в Малом т-ре (1940). Остужев-Акоста создал образ большой
 душевной силы, исполненный бунтующей и непокорённой мысли.
  В 1848-50 Г. состоял драматургом при Дрезденском придворном т-ре.
 Последние 30 лет жизни он изменил своим демократич. устремлениям и
 отошёл от обществ, жизни и политич. борьбы. Пьесы, созданные Г. в этот
 период, мало примечательны. Однако в мемуарах "Взгляд на мою жизнь"
 (1875) вновь слышится голос молодого Г. - демократа и бунтаря.
  Соч.: Ruckbliecke auf mein Leben, В., 1875; Gesammelte Werke, Bd
 l-12, Jena, 1873-78; Dramatische Werke, Bd 1-4, Jena, 1880; в рус. пер.
 - Пьесы, М., 1960; Вернер, "Репертуар и Пантеон", СПБ, 1842, кн. 17;
 Пугачёв, П., 1918; Уриэль Акоста, М., 1955.
  Лит.: Энгельс Ф., Александр Юнг. "Лекции о совр. лит-ре немцев", в
 кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 2 изд., М., 1955, с. 473-86; M e
 t i s E., Gutzkow als Dramatiker, Stockh., 1915. Г. Гур.
  ГУШАЛЕВИЧ, Евгений Иванович (1867-1919)- украинский артист оперы
 (драматич. тенор). Окончил Венскую консерваторию. С 1891 пел в т-рах
 Карлс-бада, Брно, Праги, Варшавы; сезон 1901-02 - в Львовском оперном
 т-ре Т. Павликовского. Партии:
  Манру (о. п. Падеревского), Канио, Хозе, Лоэн-грин; Манрико
 ("Трубадур"), Эрик ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Г. обладал
 высоким вок. мастерством, голосом большой силы. Пел и играл горячо, с
 темпераментом. Выступал также как камерный певец, пропагандируя вок.
 лирику Н. Лысенко и соч. др. укр. композиторов.
  Лит.: Pajdczkowski Р., Teatr Lwowski pod dyrekcja Tadeusza
 Pawlikowskiego. 1900-06, Krakow, 1961, c. 277, 429-33. А. Ив.
  ГУШАНСКИЙ, Семён Ханаанович [р. 4(17).VI.' 1904] - русский советский
 актёр, режиссёр и педагог. Засл. арт. РСФСР (1959). Окончил Киевскую
 театр. студию (1922). В течение ряда лет работал в т-рах для детей,
 способствуя творч. развитию этих т-ров. В 1927-30 - актёр Первого гос.
 педагогич. т-ра; исполнил роль Ирода в спектакле "Винтовка 492 116"
 Крона. Один из организаторов (1930) Бауманского т-ра рабочих ребят (с
 1936-3-й Моск. т-р для детей, с 1938- Моск. т-р для детей), Г. был
 актёром, директором и художеств. руководителем этого т-ра (до 1941).
 Играл здесь роли: Изя ("Токмаков переулок" Смирновой), Рубинчик ("Улица
 радости" Зархи), Иван Анисимович, Костя ("Сказка" и "Двадцать лет
 спустя" Светлова) и др. В 1941-45 работал в Центр, детском т-ре; пост.
 спектакль "Далёкий край" Шварца (1944, совм. с Окунчиковым). С 1946 - в
 Т-ре им. Ермоловой. Роли: Дудаков ("Дачники"), Жуковский ("Пушкин"
 Глобы), Белов ("Спутники" по Пановой), Ладыгин ("Мой друг" Погодина).
 Пост.: "С новым счастьем" Светлова (1957), "Девушка с веснушками"
 Успенского (1960) и др. С 1946 преподаёт мастерство актёра в ГИТИСе. А.
 Ив.
  ГХОШ, Гиришчондро (1844-1912) - индийский бенгальский драматург,
 режиссёр, актёр, театральный деятель. Примыкал к радикальной бурж.
 интеллигенции. Его деятельность способствовала развитию нац.
 бенгальского т-ра. В 1867 организовал театр. труппу "Джатра" в
 Багбазаре, на основе к-рой в 1871 был открыт Нац. т-р. В 1874 Г. начал
 работу в "Большом нац. т-ре" и вскоре стал директором этого т-ра.
 Вначале Г. писал текст песен для пост. "Джатры", в 1881 обратился к
 драматургии (пьеса "Убийство Ра-ваны"). Создал пьесы на мифологич. и
 религиозные сюжеты: "Инкогнито Пандавов" (1882), "Жизнь Прах-лада"
 (1884), "Жизнь Будды" (в том же году), "Брахман Билва Мангал" (1885),
 "Чайтанья-свет" (1884), "Ни-маи Шаньяс" (1885) - из жизни бенг. религ.
 реформатора и поэта Чайтаньи, "Хара-Гури" (1905), "Шан-карачарья" (1910)
 и др. Среди пьес Г. на сюжеты из истории Индии - "Ананда Рао" (1882),
 "Сирадж-уд-Даула" (1906), "Мир Касим" (1907), "Ашока" (1911). Герои
 большинства этих пьес - инд. вожди и полководцы 17-18 вв., боровшиеся за
 независимость Индии. В числе пьес Г.- социальная драма "Састи кишанти"
 (1909) о праве вдов на брак. Г.-автор многочисл. комедий, насыщенных
 музыкой, песнями, танцами; лучшая из них - "Абу Хосен". Мн. из пьес Г.
 ставились в "Большом нац. т-ре" и в созданных им т-рах "Стар" (осн.
 1883), "Минерва" (осн. 1892). Г. был выдающимся актёром своего времени,
 его называли "Гарриком бенгальской сцены"; среди ролей Г.: Ним Чанд,
 Лалит ("Шадхабар экадаси", "Лилавати" Дино-бондху Миттро), Макбет (пер.
 пьесы принадлежит Г.). Воспитал ряд крупных актёров - Бошу, Дани Бабу
 (сын Г.). Благодаря Г. на сцене бенг. т-ров появились актрисы, среди
 к-рых выделялись Шуку-мари Дотто, Тари Сундари.
  Соч.: Collected works, Calcutta, 1910. Лит.: Guha- ThakurtaM. A., The
 Bengali drama, L., 1930, c. 95-142. Св. П.
  ГЬЕЛЛЕРУП (Gjellerup), Карл (2.VI.1857-11.X. 1919) - датский
 драматург. В начале своей лит. деятельности примыкал к радикальному
 направлению, возглавлявшемуся Г. Брандесом, но уже в 80-е гг. реалистич.
 тенденции в творчестве Г. сменились идеализацией раннего средневековья,
 стремлением к абстрактно-идеалистич. морализации. Таковы неоромантич.
 трагедии Г. "Брунхильд" (1884), "Святой Юст" (1886), "Хагбард и Сигне"
 (1888), "Король Хьярнескальд" (1893), представляющие собой
 стилизаторские вариации старинных саг и баллад. В 90-е гг. 19 в. Г.
 разрабатывал жанр т. н. современной трагедии рока-"Герман Вандель"
 (1891), "Вут-хорн" (1893, "Дагмартеатр", Копенгаген), "Его
 превосходительство" (1895). В этих пьесах критика бурж. действительности
 ослаблена пессимистич. концепциями, близкими философии А. Шопенгауэра, и
 модернистскими поисками в области формы. Идеями религ. экстаза
 проникнуты откровенно декадентские пьесы Г. "Жертвенные костры" (1903) и
 "Идеальная жена" (1907). Лауреат Нобелевской пр. (1917).
  Лит.: В a n p H., Realisme og realister, Kbh., 1879;

<< Пред.           стр. 223 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу