<< Пред. стр. 225 (из 913) След. >>
1885; В 1 a n c h e А., К u l b e г g K." Theatergalleri, Stockh., 1944.Вл. О.
ГЯУРОВ, Николае (Р. 13.IX.1929) - болгарский артист оперы (бас). С
1949 учился в Софийской гос. консерватории по к..ассу X. Брымбарова,
завершил муз. образование в Моск. консерватории (окончил в 1955). С 1955
- солист Софийской нар. оперы. В сезоне 1956-57 Г. - стажёр, затем
солист Большого т-ра (Москва). Гастролировал во мн. странах Европы
(Чехословакия, Австрия, Италия, Англия, Франция и др.). Обладает
сильным, красивым голосом большой гибкости и широкого диапазона. С
одинаковым успехом исполняет комич. и лирич. партии: Креон ("Медея"
Керубини), Даланд ("Летучий голландец" Вагнера), Филипп ("Дон Карлос"
Верди), Дон Базилио;
Мефистофель ("Фауст"), Пимен, Варлаам ("Борис Годунов"), Галицкий
("Князь Игорь"), Гремин ("Евгений Онегин") и др. Созданные Г. сценич.
образы отличаются идейно-стилистич. единством и высоким эмоциональным
накалом. Димитровская пр. (1959). Д. М.
Д-34" - чешский театр. Основан в Праге в 1933 Э. Ф. Бурианом (с того
же года гл. режиссёр и директор этого т-ра). Назв. получил от первой
буквы чеш. слова "дивадло" (театр) и года его первого сезона (1934).
Своим назв. т-р стремился подчеркнуть стремление к современности (каждую
осень нового года название менялось-"Д-35", "Д-36" и т. д. до "Д-41" и
затем с "Д-46" до "Д-51"; в 1955 т-ру вновь было возвращено название
"Д-34"). Коллектив бросил вызов официальному т-ру бурж. Чехословакии,
выступал за политич. и художеств. обновление иск-ва. Т-р избрал своим
девизом "Для нас нация - это трудовой народ, а культура трудового народа
- это культура национальная". Буриан стремился воспитать в творч.
коллективе высокую трудовую мораль. "Д-34" должен был стать синтетич.
т-ром, владеющим всеми театр. жанрами. Подобно др. "левым" т-рам, "Д-34"
стоял на позициях условного иск-ва, что порою мешало коллективу
разрешать социальные вопросы. Ставя классич. драматургию, Буриан
перерабатывал её с целью придания спектаклям острополитич.,
злободневного характера. Так, напр., комедия Мольера "Скупой" (1934)
была переработана режиссёром в сатирич. комедию о владельце совр.
гигантского монополистич. треста. "Севильский цирюльник" Бомарше (1936)
трактовался как агитац. спектакль, направленный против наступления
фашизма в Испании. Переработке были подвергнуты "Венецианский купец"
(1934); "Крысолов" Дыка (1940) и др. Такая искусств, трактовка приводила
к искажению классич. произв., но имела значит, политич. звучание. В
1933-41 на сцене т-ра "Д-34" шли пьесы: "Кафе на главной улице" Велички
(1933), "Мы хотим жить" Нового (1934), "Опера нищих" Брехта (1934),
"Каждому по заслугам" Клицперы (1936), инсц. "Крещение Святого
Владимира" Гавличека-Боров-ского (1934), "Бравый солдат Швейк" по Гашеку
(1935) и др. Значит, место в репертуаре "Д-34" занимали пьесы рус.
писателей:
"Егор Булычев и другие" (1934);
"Аристократы" Погодина (1935), "Село Степанчиково" по Достоевскому
(1940) и др. Полицейская цензура преследовала т-р "Д-34" за "пропаганду
коммунизма под маской искусств", запрещала спектакли, делала купюры, не
разрешала гастроли т-ра. После фашистской оккупации Чехословакии
коллектив подвергся репрессиям, в ответ на к-рые в 1939 в различных
городах Чехословакии были созданы орг-ции сторонников т-ра - "Круг
друзей". В 1941 "Д-34" был закрыт и вновь открылся лишь после
освобождения Чехословакии. Первая премьера сезона 1945-46 "Ромео и
Джульетта" - трагедия Шекспира, была трактована как сон узника фашизма.
В дальнейшем были поставлены: "Бригада шлифовальщика Каргана" Кани о
новом отношении к труду (1949), пьесы Буриана "Зачем живешь, Вацлав
Ржига?" (1959), "Дали" (1959) и др., "Мать" Чапека (1952), "На дне"
(1951); "Клоп" Маяковского (1956), "Маскарад" (1952); "Кровавые
крестины" Тыла (1952), "Гостиница Астория" Штейна (1958) и др. Театр
по-прежнему стремился к актуальному, синтетич. спектаклю. В 1951-55
театр был передан чехословацкой армии и носил название Художественный
театр армии (АУД). В сезон 1955-56 при т-ре был организован
экспериментальный оперный коллектив, поставивший "Оперу на ярмарке"
Буриана в стиле ярмарочных представлений бродячих музыкантов. В 1958
гастролировал в СССР и Польше. После смерти Буриана (1959) т-р "Д-34"
был переименован в Т-р им. Буриана. Гл. реж. т-ра стал К. Новак. Ведущие
актёры т-ра "Д-34": О. Бенишкова, Л. Бурдшова, 3. Кочова, М. Кучиркова,
В. Зинкова, 3. Подлинна, О. Яновский, К. Лин, Я. Вагнер и др.
Лит.: Kocova Z., Kronika armadniho umeleckeho divadla, Praha, 1955; D
v o r a k A., Trojice nejodvaznejsich, Jindrich Honzl, Emil Frantisek
Burian, Jiri Frejka, Praha. 1961;
Кочова 3., Шесть глав о театре Э. Ф. Буриана "Д-34", пер. с чешек.,
Прага,1958; Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М.,1958; Б а ч ел и с
Т., Театр Э.Буриана, "Театр", М., 1958,ј 8. Л. С.
ДАВАЛОС (Davalos), Марселино (26.IV.1871- 19.IX.1923) - мексиканский
поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1895. Д.- один из первых
мекс. драматургов, писавший пьесы на острые социальные темы. Среди
драматич. произв. Д.- "Последняя картина" (1900, т-р "Ренасимьенто",
Мехико), "Гвадалупа" (1903) о наследственном алкоголизме, "Так проходят
годы" (1908, т-р В. Фабрегас, Мехико), посв. судьбе крупной актрисы,
"Преступление Марсиано" (1909, т-р "Дегольядо"), "Нерасторжимый" (1915,
т-р "Принсипаль"), "Орлы и звёзды" (1916, т-р Фабрегас) и др. Д. написал
монографии "О театре" (2 тт., 1917).
Лит.: U s i g I i R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932; Jones W. K.,
Breve historia del teatro latinoamericano, Mexico, 1956. ю. я.
ДАВЕНАНТ (Dave nant), Уильям (3. III. 1606-7.IV. 1668) - английский
драматург и театральный деятель. Сын оксфордского трактирщика, крестник
Шекспира. С детских лет увлекался театром. Начал драматургическую
деятельность в последний период эпохи Возрождения. Написал несколько
трагедий и комедий, из которых лучшей является комедия "Остряки" (1636).
Писал также пьесы-маски для придворных представлений. В 1638 получил
звание поэта-лауреата. После закрытия т-ров пуританами в 1642 Д. был
вынужден прекратить драматургич. деятельность. Когда в последние годы
Протектората Кром-вель стал устраивать спектакли при своём дворе, Д. был
приглашён в качестве одного из гл. организаторов представлений. В 1656
им была написана и пост. "Осада Родоса", первая англ. опера,за этим
последовали "Испанцы в Перу" (1658) и "Сэр Фрэнсис Дрейк" (1659). После
реставрации монархии Стюартов Д. получил от Карла II патент на создание
т-ра и организовал в 1661 в Линкольне Инн Филдс представления. Труппе
покровительствовал брат короля. В отличие от другого театрального
предпринимателя Киллигру, набравшего труппу из старых актёров, Д.
воспитал плеяду молодых актёров, в числе которых был лучший трагик эпохи
Т. Беттертон. Основал школу для обучения актёров в Хаттон-Гарден. Д.
ввёл в английский театр спектакли с пышным декоративным убранством,
сложную сценическую ма-шинерию. А. А.
ДАВЕНПОРТ (Davenport) - семья американских актёров. Эдуард
(15.XI.1816-1.IX.1877). Дебютировал в Провиденсе в 1837, после чего был
приглашён в труппу бостонско-го "Тремонт-т-ра". В 1846 впервые выступил
в Нью-Йорке в "Парк т-ре", сыграл Ромео ("Ромео и Джульетта"). В 1847-54
работал в Англии, где пользовался большой популярностью. В последующие
годы Д. выступал в т-ра х Нью-Йорка, Бостона, Вашингтона, Филадельфии, с
успехом исполняя роли Брута и Гамлета ("Юлий Цезарь", "Гамлет"
Шекспира), Ри-шельё (в о. п. Булвер-Литтона), сэра Джайл-са
Оверрича("Новый способ платить старые долги" Мессинджера) и др.
Фанни (урождённая В а и н и н г, Vining;
16. Vil. 1829- 20. VII. 1891) - жена Эдуарда Д. Восемнадцати лет
дебютировала на англ. сцене в роли Джульетты ("Ромео и Джульетта").
Первое выступление в Америке состоялось в 1855 в Бостоне в театре
"Бостонский музей" в пьесе "Жертва любви" Ловелла. В последующие годы
сыграла роли: Офелии, леди Макбет; Розалинды, Беатриче ("Как вам это
понравится", "Много шума из ничего" Шекспира).
Фанни (10.IV.1850 - 26.IX.1898) - дочь Эдуарда и Фанни Д. Сценич.
деятельность начала в 1862 в т-ре "Ниблос-Гарден" в Нью-Йорке, откуда
она перешла в т-р Дж. Дру в Филадельфии. В 1869-77 была в труппе одного
из крупнейших амер. антрепренёров О. Дейли. Здесь она с большим успехом
исполнила роль леди Гей Спенкер ("Лондонская самоуверенность" Бу-сико).
Д. создала ряд шекспировских образов: Офелия; Розалинда, миссис Форд
("Как вам это понравится", "Виндзорские проказницы") и др. Большое место
в её репертуаре занимали мелодрамы. В 1877-78 успешно выступала в
нью-йоркском т-ре "Юнион Сквер" в инсценировке "В екфильдского
священника" по Голдсмиту. Впоследствии Д. всё чаще обращается к
творчеству В. Сарду, выступая в гл. ролях его пьес: "Тоска",
"Клеопатра", "Теодора". Организовав труппу, гастролировала с ней по
городам США.
Эдгар (1.11.1862- 25.VI1.1918) - старший сын Эдуарда и Фанни Д. В
1878-79 выступал в спектаклях театра "Уолнат-стрит" в Филадельфии. Много
гастролировал по стране. В 1887-93 был ведущим актёром т-ра "Бостонский
музей". Выступал с выдающимися актёрами США Дж.Марлоу, В. Аллен, О.
Скиннер и др. В 1915 начал сниматься в кино.
Гарри (19. I. 1866 - 9.VIII.1949) - младший сын Эдуарда и Фанни Д. В
13-летнем возрасте исполнил роль Джозефа Портера в пьесе "Передник её
величества" Гилберта и Салливена в детском спектакле в Филадельфии.
Впоследствии исполнял ведущие роли в спектаклях разл. трупп в Нью-Йорке
и др. городов США (многие годы играл в водевилях). В 1898 впервые
выступил в Лондоне. В 1912 начал сниматься в кино.
Лит.: E d g e t t E. F., Edward Loomis D., N. Y., 1901;
Moses M., Famous actor families in America, N. Y., 1906;
Goad 0. S. and M i m s E., The American stage, New Haven, 1929: O d e
1 l G. C.D., Annals of the New York stage, v. XII, N. Y., 1940. К. Б.
ДАВИД (David, Davide) - семья итальянских певцов. Д ж а к о м о
(1750-31. XII. 1830) - итальянский артист оперы (лирич. тенор). Впервые
выступил на оперной сцене в Милане в 1773, пел в герцогском т-ре.
Исполнял ведущие партии в операх:
"Зон Зон" Гаццанига, "Неистовый Роланд" Гульельми, "Лицемер, безумный
от любви" Саккини и др. В 1775- 1784 Д.-солист разл. оперных т-ров
Италии (в 1783- "Ла Скала"), в 1785 с успехом гастролировал в Париже, в
1791 - в Лондоне. Д.- один из лучших певцов своего времени - обладал
сильным голосом красивого тембра, виртуозным мастерством и великолепным
чувством стиля. Был ведущим исполнителем теноровых партий в операх
Гульельми ("Лаокоон"), Паизиелло ("Поражение Дария"), Чимарозы
("Александр в Индии"), Бьянки ("Тарар") и др. композиторов. В 1813 Д.
оставил сцену и занимался педагогич. деятельностью. Среди учеников Д.его
сын Джованни, а также А. Ноццари и др.
Лит.: С a s t i 1 -В 1 a z e , F. H. J., Theatres lyriques de Paris.
L'Opera Italien de 1548 a 1856, P., 1856; Gutierrez В., II Teatro
Carcano. 1803-1914, Milano, 1914.
Джованни (15.X.1790-1851) - итальянский артист оперы (лирич. тенор).
Сын и ученик Джакомо Д. Впервые выступил на сцене в 1808 в Сиене
(Италия) вместе с отцом в опере "Аделаида Гуэсклинская" Май-ра. В
1810-16 пел в разл. итал. оперных т-рах; в 1816-22 был солистом
неаполитанской оперы. Исполнял теноровые партии на премьерах опер
Россини, в т.ч. Нарцис ("Турок в Италии", 1814), Родриго ("Отел-ло",
1816), Риччардо ("Риччардо и Зораида", 1818), Орест ("Гермиона", 1819),
Джакомо ("Дева озера", 1819), Ило ("Зельмира", 1822). В 1822 вместе с
Россини гастролировал в Вене. В 1830-31 пел в Париже и Лондоне. Д.
обладал голосом широкого диапазона (брал м и второй октавы); исполнение
его отличалось лёгкостью звучания, блестящей колоратурной техникой,
лиризмом и искренностью. В 1839 Д. оставил сцену. В 1844 был приглашён в
Петербург на должность директора Итал.. оперы, где работал до конца
жизни.
Лит.: Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., [пер. с франц. ], т.8, М.,
1959; Radiciotti G., Gioacchino Rossini. Vita documentata, opere ed
influenza su l'arte, v. l, Ti-voli, 1927; Della Corte A., Satire e
grotteschi di musiche..., Torino, 1946. CQ F
ДАВИД (David), Карл Генрих (30.XTL1884-17. V.1951) - швейцарский
композитор, музыкальный писатель. В 1904 окончил консерваторию в Кёльне;
совершенствовался в Мюнхене у Л. Тюиля. В 1910-14 работал педагогом в
Базельской консерватории, в 1915-17 - в Берлине и Кёльне. С 1918 жил и
работал как композитор в Цюрихе, одновременно выступал в качестве муз.
критика на страницах швейцарской газеты "Ди Тат" и журнала "Швейцерише
музикцейтунг". Автор ряда муз.-сценич. произв. в разл. жанрах: лирич.
оперы "Изменчивые мечты" (1938), комич. оперы "Уикэнд" (1933), муз.
комедии "Сицилианец" (1924), оперы-сказки "Золушка". Произв. Д.
ставились в Швейцарии. Они отличались мелодико-ритмич. своеобразием,
остротой сюжета, технич. мастерством. По языку близки к экспрессионизму.
Д. принадлежат соч. в др. жанрах.
Лит.: Schuh W., Karl Heinrich David zum Gedachtnis, "Schweizerische
Musikzeitung", 1951, ј 7-8. Ал.М.
ДАВИД (David), Фелисьен (13.IV.1810-29 .VIIL 1876) - французский
композитор. Член Ин-та Франции (1869). Учился в Париж, консерватории
(композиции-у Ф. Ж. Фетиса, игре на органе-у Ф. Бенуа). В 1831 примкнул
к об-ву сен-симонистов, после разгрома к-рого в 1833 отправился в
путешествие по Азии и Африке. Пропагандировал идеи утопического
социализма, изучал и собирал музыку вост. народов. Композиторскую
деятельность начал в 40-х гг. 19 в. Является основоположником франц.
муз. ориентализма. Автор опер: "Бразильская жемчужина" (1851, "Т-р
лирик", Париж), "Геркуланум" (1859, т-р "Гранд-Опера", Париж), "Лалла
Рук" (на сюжет поэмы Томаса Мура, 1862, т-р "Опера комик", Париж),
"Сапфир" (1865, там же), ораторий и др. произв.
Лит.: Azevedo A., F. David, sa vie et ses oeuvres, P., 1863; Brancour
R., Felicien David, P., 1911; Mire-court E. de, Felicien David, P.,
1854. JJ M
ДАВИД KEPAKAH (6 в.) - армянский учёный, разрабатывал теоретические
вопросы искусства. Оценивая виды совр. ему арм. т-ра в зависимости от их
общественной полезности, Д. К. учитывал восприятие представлений простым
народом. В книгах "Толкование труда Дионисия Фракийского" и "Искусство
грамматики" Д. К. высоко оценивал трагедию как "описание дел храбрецов",
одобрял назидательную комедию" подразделяя ее на "порицательную" (о
людях, ведущих дурной образ жизни) и "одобрительную" (о тех, кто живёт
хорошо, в добре).
Лит.: Г о я н Г., 2000 лет армянского театра, т. 2, M." 1952, с.
128-134. Г. Г.
ДАВИДОВСКИЙ, Константин Алексеевич (19.III. 1882- 1. III.
1939)русский советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1933). Окончил
Харьковский технологич. ии-т (1905). Учился на частных театр. курсах E.
А. Лепков-ского. На сцене с 1906 (Товарищество новой драмы под рук. В.
Э. Мейерхольда). В 1907-08 выступал в т-ре В. Ф. Комиссаржевской в
Петербурге. В 1908-24 играл в провинции (Херсон, Одесса, Курск, Саратов,
Вильно и др.). С 1925 - актёр Т-ра им. МГСПС в Москве. Роли: Гапон
("Георгий Гапон" Шаповаленко), генерал Кондратенко ("Порт-Артур"
Никулина) и др. В 1927 создал образ комиссара Фурманова ("Мятеж" по
Фурманову). Наиболее полно дарование Д. раскрылось в характерных ролях:
Дерри Майр ("Человек, который смеётся" по Гюго), Ли-Бертран ("Чернь"
Шаповаленко), Николай Скроботов ("Враги"). Пост.:
"Дело рядового Шибунина" Никулина (1936), "Враги" (1937) и др. Автор
пьесы "Золото" (1930), инсценировки "Кому на Руси жить хорошо" (1938).
Д. был известен также как мастер художественного чтения. А.Шн.
ДАВИДОГЛУ (Davidoglu), Михаил (р. 11.XI. 1910) - румынский драматург.
Окончил лит. ф-т ун-та, работал учителем. В 1936 начал драматургич.
деятельность ("Смирненский моряк"). Наиболее значит, драм. произв.
Д."Человек из Чеатала" (1947), "Шахтёры" (1948, пр. им. И. Л. Караджале
Академии РНР, 1949), "Огненная крепость" (1950, Гос. пр., 1951), "Город
в огнях" (1951), "Почётная вахта" (1953) - посвящены актуальным темам
современности, жизни рум. рабочих. Д. написал также историч. драму
"Хо-рия" (1957), пьесы "Неслыханная буря" (1957), "Великан поля" (1958).
ДАВИЛА (Davila), Александру (12.11. 1862 - 19. X. 1929) - румынский
драматург, режиссёр и театральный деятель. Образование получил в Париже.
На формирование взглядов Д. оказала влияние деятельность А. Антуана. В
1902 на сцене бухарестского Нац. т-ра было пост. наиболее значит,
произв. Д.- историч. драма в стихах "Влайку Воде". В 1905-08 и 1912-14
был директором Нац. т-ра. Д. следовал принципам К. С. Станиславского,
методу M XT, ввёл новые принципы отбора репертуара, основой к-рого он
считал отечеств. драматургию и мировую классику. В 1909, после
отстранения Д. от руководства Нац. т-ром, организовал труппу под назв.
"Компания Давиды", в к-рую вошла группа молодых актёров Нац. т-ра. Д.
стремился ставить спектакли высокого художеств. уровня. Но т-р не имел
хорошего помещения, испытывал финансовые трудности и был вынужден давать
спектакли в др. городах, выпускать каждую неделю новую премьеру. Всё это
мешало Д. осуществить свои стремления. В Нац. т-ре и в труппе "Компания
Давиды" он пост. спектакли: "Клад", "Шкатулка" Плавта, "Сид" Корне-ля,
"Скупой", "Лекарь поневоле", "Мнимый больной" Мольера, "Буря",
"Виндзорские проказницы" Шекспира. Ставил также комедии Бомарше, пьесы
Гаупт-мана, Уайльда и др. Д. уделял большое внимание нац. драматургии,
ставил произв. И. Л. Караджале, Б. П. Хашдеу, В. Делавранчи, В.
Александри и совр. ему авторов. Но порой Д. приходилось идти на уступки
вкусам публики и ставить бульварные пьесы. Деятельность Д.
способствовала развитию режиссёрского иск-ва в Румынии. Под его
руководством сформировалась плеяда лучших рум. актёров, режиссёров. С
1915 из-за паралича не работал в т-ре.
Лит.: Alterescu S., Tornea Р., Teatrul National "I. L. Caragiale",
Buc., 1955; С т y p д з а-Б у л а н д-р а Л., Штрихи моей жизни в
театре. Отрывки из воспоминаний, пер. с румын., "Театр", 1958, ј 2. ff,
P.
ДАВИСОН (Dawison), Богумил (15. V. 1818 - l.II. 1872) - польский
актёр. Род. в бедной евр. семье. С 1835 учился в Варшавской драм. школе
под рук. Б. Кудлича. После дебюта в т-ре "Бельки" в 1837 выступал в
Вильно. В 1840 переехал во Львов, где работал до 1847. В дальнейшем
играл в т-рах городов Любека, Гамбурга (до 1849), Дрездена (1853-64),
Вены (1850-53), исполняя роли на нем. языке. В Польше выступал в
качестве гастролёра (Львов, 1849; Варшава, 1865). В 1866-67
гастролировал в США. Д. обладал большим сценич. темпераментом,
выразительной внепг-ностью, прекрасными голосовыми данными, острым умом,
энергией. Создал монументальные образы в классич. трагедиях и комедиях:
Отелло, Макбет, Ричард III, Гамлет, Лир; Фальстаф ("Генрих IV"
Шекспира), Гарпагон, Франц Моор, Дон Карл ос; Мул ей Гассан, Валленштейн
("Заговор Фиеско", "Валлен-штейн" Шиллера).
Лит.: Grot Z., Dzieje sceny polskiej w Poznaniu 1782-1869, Poznan,
1950; "Teatr", Warsz., 1951, ј 4-5.
Б. Рост. ДАВИТАШВИЛИ, Георгий Михайлович [р. 15(27). II. 1893] -
грузинский советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1934). В 1913-15 учился
в школе сценич. иск-ва А. Петровского в Петербурге. В 1915-20 работал на
рус. сцене (Таганрог, Баку, Владикавказ, Батум). Играл
героико-дра-матические роли: Незнамов, Жадов; Раскольников
("Преступление и наказание" по Достоевскому). В 1920 перешёл на
грузинскую сцену, вступив в Тбилисский драм. т-р (ныне Т-р им.
Руставели). Создал ряд значит. образов, героич. и характерных: Фронд озо
("Овечий источник", 1922), Кристи Ме-гон ("Герой" Синга, 1923), Гамлет
(1925), Миндия ("Ла-мара" по Важа-Пшавеле, 1926), фон Штубе ("Разлом",
1928), Гелахсан ("Тетнульд" Дадиани, 1931), За-ал ("Арсен"
Шаншнашвили, 1936), Гарсиа Лорка ("Алькасар" Мдивани, 1937), профессор