<< Пред.           стр. 228 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 1961), Новосибирска (1950), Горького (1950), Баку (1956) и др.
  Издания: "Д.", партитура и клавир, М-, Музгиз, 1960, текст на русском
 и груз. яз. Рус. перевод Э. Александровой. Я. Гр.
  ДАЙ АЙ-ЛЯНЬ (р. 1916) - китайская артистка балета. С 13-летнего
 возраста училась балетному иск-ву в Лондоне. В 1939 вернулась в Китай. В
 своём творчестве стремилась сочетать балетную классику с приёмами нар.
 кит. танца. Во время 2-й мировой войны изучала уйгурские танцы в
 Синьцзяне, вела педагогич. деятельность в Гос. оперной школе. В 50-е гг.
 выступала с инд. танцами в Пекинском нар. т-ре. Известна как
 исполнительница нац. танцев различных народностей. С 1955 Д.- директор
 Пекинского балетного уч-ща. В 1954 была избрана депутатом Всекитайского
 собрания народных представителей. Б. Р.
  "ДАЙ СЕРДЦУ ВОЛЮ, ЗАВЕД‚Т В НЕВОЛЮ" - драма в 5 д. М. Иропивницкого
 (из жизни пореформенной укр. деревни). 1-я редакция под назв. "Микита
 Старостен-ко, или Не заметишь, как горе нагрянет" - 1863, последующие -
 1873 и 1882. 1-я ред. пост. в 1863 в Бобринце местным любительским
 кружком, 2-я ред. в 1873 в Харькове труппой Колюпанова-Александрова с
 автором в роли Ивана Непокрытого. С 1882 пьеса ставится укр. труппами во
 мн. городах России. Шла также в Петербурге и в Москве (1886, 1901, 1906,
 1916 и др.). Среди исполнителей: Саксаганский, Н. Садовский, Ю. В.
 Шумский (Микита), Кропивницкий, Саксаганский, Марьяненко (Иван
 Непокрытый), Биберович, Заньковецкая, Линицкая,М. К.Садовская (Одарка и
 Маруся).
  На сов. сцене пьесу ставили Харьковский т-р им. Шевченко (1934,
 режиссёр и исполнитель роли Ивана- Крушель-ницкий, худ. Баручек, комп.
 Крыжановский; Микита - Сердюк, Семён - Антонович, Одарка - Чистякова,
 Маруся- Федорцева), Днепропетровский т-р им. Шевченко (1937), Львовский
 т-р им. Заньковецкой (1938), Одесский т-р им. Октябрьской революции
 (1947), Донецкий т-р им. Артёма (1951), Т-р им. Франко (1953, реж.
 Крушельницкий, худ. Граченко;
  Иван - Крушельницкий, Омельчук, Семён - Дашенко, Микита- Братерский,
 Одарка - Васильева, Маруся - Петрова, Копержинская).
  Издания: Первое укр. изд. "Д. с. в..." - в кн.: Збор-н?к твор?в M. Л.
 Кропивницького, т. 1, Кив, 1882; из послед. укр. изд.: Кропивницький М.,
 Твор? в шести томах, т. 1, Кив, 1958; в рус. пер. - Кропивницкий М.,
 Пьесы, М., 1960.
  Лит.: Йосипенко М.К., Марко Лукич Кропивниць-кий, Кив, 1958, с.
 58-70; Кисельков Й., Театральн? портрети, Кив, 1955, с. 93-97. А. Шн.
  ДАЙДЕ, Л.-см. Дейде, Л.
  ДАЙКА (Dayka), Маргит (р. 1902) - венгерская актриса. Нар. арт.
 Венгерской Народной Республики (1953). С детских лет выступала на сцене.
 В 1924 начала работать в Коложварском (ныне - Клужском) т-ре. С 1929
 играла в "Вигсинхазе" в Будапеште. В 1948 была принята в т-р им. Мадача
 (Будапешт). Роли: Камилла ("Лилиомфи" Сиглигети), Катюша Масло-ва
 ("Воскресение" по Л. Толстому), Ирина ("Три сестры"), Настя ("На дне"),
 Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука) и др.
 Пр.им. Кошута (1952). М. 3.
  ДАЙТОН (наст. имя и фам.- Александр Николаевич Александров; р. 1906)
 - советский цирковой артист; акробат. Работу в цирке начал в 1922 как
 турнист, затем был воздушным гимнастом, плечевым акробатом и
 эквилибристом. С 1928 выступает с номером "Икарийские игры", являясь
 создателем этого жанра в сов. цирке. Подготовил ряд молодых артистов,
 выступающих в икарийских играх. М. 3.
  ДАЛАНГ - деятель индонезийского театра. Д. является одновременно
 владельцем и гл. исполнителем (кукловодом) кукольного и теневого нар.
 т-ра, постановщиком представлений т-ра масок. Во время представления Д.,
 невидимый для зрителей, читает и поёт весь текст пьесы. Является
 участником общественных или частных празднеств. Д. имеет обычно собств.
 набор театр. реквизита (куклы, маски, костюмы, оружие, экран, набор муз.
 инструментов и др.) и связку пакемов-кратких записей сюжетов для
 составления по ним сценариев (лаконов). Лаконы пишутся самостоятельно
 каждым Д. Иногда Д. издаёт свои ла-коны, выступая как драматург. Пакемы
 содержат чаще всего героич. сюжеты нар. эпоса*. При разработке этих
 сюжетов Д. дополняют их сатирич. сценками, импровизируя во время
 представления, часто используют местные злободневные темы. Профессия Д.
 передаётся по наследству вместе с театр. реквизитом и муз.
 инструментами.
  Лит. см. при статьях Ваяпг, Индонезийский театр и драматургия. Люд.
 М.
  ДАЛЕЙРАК, Д а л е р а к (Dalayrac, D'Alayrac), Никола
 (13.VI.1753-27.XI.1809) - французский композитор. Музыке обучался у Ф.
 Лангле и А. Э. М. Гретри. В 1781 Д. пост. в придворном т-ре в Париже
 свои оперы: "Маленький ужин", "Рыцарь в моде". Создал св. 60 произв. для
 т-ров "Комеди Итальенн" и "Опера комик", вт. ч. "Нина, или Безумная от
 любви" (1786), "Камиль, или Подземелье" (1791), "Адольф и Клара" (1799),
 "Дом для продажи" (1800), "Гулистан" (1805) и др. Д.- один из первых
 франц. композиторов, работавших в жанре комич. оперы. Живая, яркая
 музыка Д. пользовалась большой популярностью у слушателей, гл. обр.
 из-за умелого использования композитором характерных элементов франц. и
 итал. нар. муз. комедий, остроты сюжета.
  Лит.: Pixerecourt R. Ch.-Gr. de, Vie d Dalayrac, P., 1810; Р о u g ?
 n A., L'Opera-comigue pendant la Revolution de 1788 a 1801, P., 1891; Q
 u ? t t a r d H., "La Nina", de D., "Revue musicale", 1908, marz.; С u с
 u e 1 G." Les createurs de l'Opera-comique, в кн.: Les maitres de la
 mu-sique.P., 1914. Вл. О.
  ДАЛИ (Dali), Сальвадор (р. 11. III.1904) - художник и театральный
 декоратор. Род. в Испании. Учился в Академии изящных иск-в в Мадриде, но
 был исключён. Жил в Париже, где сблизился с сюрреалистами и вскоре стал
 одним из наиболее характерных представителей этого направления. В 1939
 участвовал как художник и автор либретто в работе балетмейстера Л.
 Мясина над пост. балета "Вакханалия" на муз. Вагнера ("Балле рюсс де
 Монте-Карло"). С 1940 живёт в США. Создал декорац. оформление к балетам
 Мясина "Лабиринт" на муз. Шуберта (1941, т-р "Метрополитен-опера"),
 "Безумный Тристан" на муз. Вагнера (1944, "Балле энтернасьональ",
 Нью-Йорк), к балету "Кафе Чинитас" на нар. исп. муз. (1944, "Балле т-р",
 Детройт) и др. Среди работ Д.-оформление спектаклей "Саломея" Штрауса
 (1949, т-р "Ковент-Гарден"), "Розалинда" (по "Как вам это понравится"
 Шекспира, 1949, пост. Л. Висконти, Рим), "Дон Жуан Тенорио" Соррильи
 (1949-50, т-р М. Герреро, Мадрид). Д. видит источник творчества в сфере
 "подсознательного", для него предметом изображения является не
 объективная действительность, а субъективные ассоциации, фантастич. и
 алогическое совмещение несовместимых в жизни предметов, изображаемых им
 с натуралистич. точностью.
  "ДАЛИ НЕОГЛЯДНЫЕ" - драма в 4 д. Н. Е. Вирты (по мотивам романа
 "Крутые горы" того же автора). Пост. 7 нояб. 1957 в т-ре им. Моссовета
 (реж. Завадский и Докуто-вич, худ. Васильев, комп. Мурадели; Хижняков -
 Дубов, Погоржельский, Струков - Сидоркин, Добротворский, Автор - Плятт,
 Консовский, Стрешнев - Новиков, Бродский, Поздняков - Слабиняк, Аноров,
 Стёпкин - Парфёнов, Щёлоков, Ефим Лукич - Львов, Сидорук, АстаховГодзи,
 Темяков, Ферапонт Нилыч - Молчанов, Лебедев, Ракитина - Марецкая,
 Шапошникова, Валерия Борисовна - Бутова, Марголина, Ксения Ивановна -
 Климова, Касенкина, Пелагея Ильинична - Косырева, Ткачёва Настя -
 Чернова, Холина, Косачёва - Левакина, Марфа - Севастьянова, Якунина). На
 Всесоюзном театр. фестивале 1957 спектакль был отмечен дипломом 1-й
 степени.
  Пьесу Вирты ставили многие т-ры страны. В 1958-Ле-нингр. Большой
 драм. т-р (реж. Владимиров и Сирота, худ. Иванов; Хижняков - Семилетов,
 Струков - Полицейма-ко, Автор - Корн, Стрешнев - Лариков, Поздняков -
 Кузнецов, Стёпкин - Е. Лебедев, Ефим Лукич - Горюнов, Астахов - Семёнов,
 Кедров - Осокин, Ракитина -Ольхина, Настя - Макарова, Косачёва -
 Волынская); Саратовский т-р (реж. Ляшенко, худ. Крюков); Казанский рус.
 т-р (рен;. Петровский, худ.Никитин); Минский т-р (реж.Спивак и Обухович,
 худ.Григорьянц); Иркутский т-р (реж. Табачников, худ. Бриклин);
 Хабаровский т-р (реж. Амитов, худ. Нови-ковский); Новосибирский т-р
 "Красный факел" (реж. Чер-нядев, худ. П. Коваленко); Архангельский т-р
 (реж. Смирнов, худ. Белых); Калининский т-р (реж. Сафронов, худ.
 Солодов); Калужский т-р (реж. Любарский, худ. Мордмилло-вич); Ирбитский
 т-р (реж. Галин, худ. Зыков); Томский т-р (реж. Иванов, худ. Постников)
 и др. В \ 959 "Д. н."пост. Оренбургский т-р (реж. Иоффе), Омский т-р
 (реж. Альховский, худ. Богоявленский), Сызранский городской т-р (реж.
 Шахба-зидин), Рязанский т-р (реж. Манский, худ. Исаев), Челябинский т-р
 (реж. Ефремова, худ. Талалай), Ульяновский т-р (реж. Даусон, худ.
 Никитин), Астраханский т-р (реж. Вахов-ский, худ. Никандров), Кутаисский
 т-р (реж. Алексишвили, худ. Штенберг), Душанбинский т-р (реж. Лянге и
 Герр, худ. Шипулин), Ташкентский рус. т-р (реж. Чернова, худ. Бачу-рин и
 Визель), Ашхабадский рус. т-р (реж. Аксёнов, худ. Ци-баровский),
 Краснодарский т-р (реж. Платов, худ. Ареда-ков) и др.
  И з д а н и я: Первое изд. "Д. н." - М., 1957 (на стеклографе),
 позднее - в сб.: Современная драматургия, кн. 2, M., 1957.
  Лит.; "Театр", M., 1958, ј 2, с. 75-85; "Театральная жизнь", M.,
 1959, ј 7, с. 14-19; В творческом соревновании..., сб. статей, M., 1958,
 с. 69-79. А. Шн.
  "ДАЛИБОР" ("Dalibor")- опера Б. Сметаны, либр. И. Венцига (в основу
 сюжета положено древнее чеш. предание). Соч. 1867, пост. 16 мая 1868,
 Прага (дирижёр Сметана, ре/к. Колар; Далибор - Лукес, Милада - Микова,
 король Владислав - Лев, Будивой - Шебеста, Бенеш - Палечек, Витек -
 Барцал, Итка - Эренберг). 200-е представление в Праге состоялось 12 мая
 1914, 300-е представление - 10 марта 1924. В 1955 Пражский нац. т-р
 показал спектакль в Москве (дирижёр Кромбгольы, реж. Кашлик, худ.
 Трестер, хормейстер Оуржедник; Далибор - Блахут, Милада - Подва-лова,
 Итка - Петрова, король Владислав - Беднарж, Будивой - Едличка, Бенеш -
 Калаш, Витек - Злесак). Пост. в др. городах: Вена (1892, 1897, 1924,
 1938), Мюнхен (1894), Загреб (1895), Любляна (1899), Варшава, Антверпен
 (1902), Берлин (1904, 1940), Будапешт (1909), София (1924), Цюрих
 (1930), Кобург (1940) и др.
  В России пост. 30 дек. 1899 в Мариинском т-ре (рус. пер. Спасского,
 дирижёр Направник, худ. Бурхард; Далибор - Ершов, Милада - Куза, король
 Владислав - Шаронов). На сов. сцене пост. Львовским т-ром оперы и балета
 (1950, дирижёр Зак, реж. Скляренко, худ. Нирод, хормейстер Ар-бит;
 Далибор - Малашенко, Милада - Телегина, король Владислав - Кармалюк).
  Издания: "Д.", клавир, Praha, Hudebni matice, 1950, последнее изд. Ц.
 Г р.
  ДАЛИН (Dalin), Улоф фон (29.II.1708 - 12.VIII. 1763) - шведский
 писатель, поэт, драматург, учёный-историк. В своих эстетич. воззрениях и
 дра-матургич. практике испытал влияние франц. классицистов. Автор
 комедии "Завистник" (1738), высмеивающей дворянские нравы, и трагедии
 "Брюнхиль-да" (1738) на древнесканд. сюжет. Обе пьесы по ст. Шведским
 т-ром. Деятельность Д.сыграла значит, роль в становлении классицизма в
 швед. драматургии и театр. иск-ве.
  Соч.: Valda skrifter, Orebro, 1872. Лит.: Lamm M., Olof Dalin,
 Uppsala, 1908. Д. M.
  ДАЛЛАПЙККОЛА (Dallapiccola), Луиджи (р. 3. II. 1904) - итальянский
 композитор, пианист. Музы ке учился в консерватории им. Керубини во
 Флоренции; с 1931- преподаватель той же консерватории. В 1945-47 - муз.
 критик газеты "Иль мондо" во Флоренции. Автор оперы "Ночной полет" (по
 повести А. де Сент-Экзюперп, 1940, т-р "Пергола", Флоренция), балета
 "Марсий" на сюжет др.-греч. мифа (1948, т-р "Фениче", Венеция, пост. в
 Испании и Швеции; в 1951 - в т-ре "Ла Скала", Милан). Д. принадлежит
 транскрипция и ред. для совр. сцены оперы Монтеверди "Возвращение Улисса
 на родину" (1942, т-р "Пергола", Флоренция). Д. является одним из
 представителей до-декафонии, однако свойственные композитору ро-мантич.
 тенденции выводят мн. его произв. за пределы этой системы. Д. создаёт
 произведения, посв. большим темам современности. Опера "Заключённый"
 (1950, т-р "Комунале", Флоренция), сюжет к-рой навеян событиями 2-й
 мировой войны и гитлеровской оккупации, посвящена борьбе против тирании.
 Св. Г.
  ДАЛМАТОВ [наст. имя и фам. - Василий Панте-леймонович Л у ч и ч; 1852
 - 14(27).II.1912] - русский актёр. Род. в Далмации, цо национальности
 серб. Актёрскую деятельность начал в Одессе, на любительской сцене,
 затем исполнял выходные роли в небольших провинц. труппах. В
 18731876-актёр Моск. общедоступного т-ра. Роли: Фердинанд, Карл Моор. В
 сезоне 1880-81 играл в Пушкинском т-ре А. А. Бренко, после его закрытия
 перешёл к Ф. А. Коршу (в первом спектакле этого т-ра "Ревизор" исполнил
 роль Хлестакова). В 1884 Д. был приглашён в Александрийский т-р, где
 играл до 1894 и с 1901 до конца жизни. Гастролировал в Москве и в
 провинции, принимал участие в организации в Петербурге Лит. артистич.
 кружка (впоследствии Т-р Лит. худ. об-ва или "Суворинский т-р").
  Д. обладал большим творч. диапазоном. Его иск-во было отмечено
 высокой культурой, филигранной чёткостью. Однако трагич. образы Гамлета,
 Макбета, короля Лира, созданные Д., были лишены эмоциональной силы.
 Исполнение этих ролей отличалось манерностью. Среди трагич. ролей Д.
 выделяется роль Иоанна ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), к-рая
 была сыграна, по определению А. Р. Кугеля, "на высоте возможного
 совершенства". Истинной стихией Д. были роли "фатов"- светских людей,
 "прожи-гателей жизни" и авантюристов. С большим изяществом, лёгкостью,
 изощрённым мастерством, тонким юмором играл Д. роли Агишпна ("Женитьба
 Белуги на", 1883), Телятева ("Бешеные деньги", 1898), Звездинцева
 ("Плоды просвещения", 1902), корнета Отлетаева (о. п. Кугушева) и в
 особенности К речи н-ского ("Свадьба К ре' чинского", 1902). В то же
 время Д. был острым и наблюдательным художником, умел вскрывать в своих
 героях черты социальной деградации, создавать типические образы. К ислу
 лучших ролей Д. относятся также Ра-китин и граф Любин
  ("Месяц в деревне", 1903, и "Провинциалка", 1909, Тургенева),
 Мармелад ов ("Преступление и наказание" по Достоевскому, 1899), Ноздрёв
 ("Мёртвые души" по Гоголю).
  Д.- автор пьес ("Труд и Капитал", "Облава", "Бес корысти опутал" и
 др.), шедших на сценах Александрийского т-ра, т-ров Горевой, Корша и др.
 Писал фельетоны, рассказы и повести из театр. жизни (опубл. в "Новом
 времени", "Театре и искусстве", "Ниве" и т. п.). Умер в Петербурге.
  Соч.: По ту сторону КУЛИС. Театральные очерки, т. 1, СПБ, 1908;
 Сочинения. Пьесы, СПБ, 1891.
  Лгт.;"ЕИТ", СПБ, 1911, вып. VI, с. 69-95; К у гель А. Р. (Homo
 Novus), Театральные портреты, П.-M.,1923;
  Ю p ьев Ю. M., Записки, Л.-М., 1948; M и x а и л о в К. Н., Василий
 Пантелеймонович Далматов, СПБ, 1914. А. Кл,
  ДАЛСЮМ (Dalsum), Алберт ван (р. 1889) - голландский актёр, режиссёр,
 театральный деятель. Ученик Я. де Воса. В 1909 начал сценич.
 деятельность в т-ре, возглавляемом В. Ройярдсом. В 1913 исполнял
 заглавную роль в спектакле "Гейсбрехт ван Амстель" Бонд ела (Королевское
 объединение Нидерландского т-ра). В 1915 впервые выступил как режиссёр в
 "Грант-ре" (Амстердам). В 1929 организовал (совм. с А. Дефресне)
 "Восточно-Нидерландский т-р" в Арнеме; затем работал как актёр и
 режиссёр в труппах Э. Фер-каде, Салборна, Вербека. В 1947 возглавил
 (вместе с А. Дефресне) "Королевское объединение Нидерландского т-ра".
 Среди лучших ролей: Люцифер и Адам (в о. п. Вондела), Отелло, Ричард
 III, король Лир;
  Врут ("Юлий Цезарь" Шекспира), Павел ("Павел среди иудеев" Верфеля).
 Режиссёрское творчество Д. отмечено стремлением к экспериментам. В числе
 его пост.: "Строитель Сольнес" Ибсена, "Лили ом" Моль-нара,
 "Преступники" Брукнера, "Палач" Лагеркви-ста, "Убийство в соборе"
 Элиота. В нек-рых пост. Д. заметно влияние нем. экспрессионизма. А. Вис.
  ДАЛЬБЕК (Dahlbeck), Эва Элисабет (р. 8.III. 1920) - шведская актриса.
 В 1944 окончила школу при Королевском драм. т-ре в Стокгольме и вскоре
 стала одной из ведущих актрис этого т-ра. Игра Д. отличается
 лаконичностью, оригинальным психологическим рисунком роли. Лучшие роли:
 Порция ("Венецианский купец"), Дорина ("Тартюф"), Елена Андреевна ("Дядя
 Ваня"), Гертруда (о. п. Сёдерберга), Гина Экдаль ("Дикая утка" Ибсена),
 Ирина ("Три сестры"). Автор пьес "Это моя младшенькая" (1955),
 "Счастья!" (1956). С 1942 снимается в кино. В л. М.
  ДАЛЬГРЕН (Dahlgren), Фредрик Август (20.IX. 1817 - 16.II.1895) -
 шведский поэт и драматург. Последователь швед. комедиографа сер. 19 в.
 А. Т. Блан-ша. Автор (совм. с комп. А. Ранделем) водевиля "Вермландцы"
 (1846), получившего большую популярность в 19 в. и постоянно включаемого
 в репертуар совр. проф. и любит, трупп. Этот водевиль отличается ярко
 выраженным нац. колоритом, демократич. направленностью, сочным нар.
 юмором. Д. был переводчиком произв. Шекспира и П. Кальдерона. Автор
 "Заметок о театрах Стокгольма" ("Anteckningar от Stockholms theater",
 1866). A. M.
  ДАЛЬ MOHTE (Dal Monte), Тоти (наст. имя и фам.- Антониетта M e н e г
 e л л и; р. 27.VI.1899) - итальянская артистка оперы (колоратурное
 сопрано). До 1916 занималась пением с педагогом и певицей Б. Маркизио. В
 этом же году впервые выступила в миланском т-ре "Л а Скала". Здесь Д. М.
 изучала сценич. иск-во под рук. А. Пини-Корси. В 1917-22 пела в оперных
 т-рах Генуи, Милана, Палермо, Турина и др. городов Италии, в последующие
 годы гастролировала в Париже, Лондоне, Берлине, Монте-Карло, Нью-Йорке,
 Мельбурне, Токио, городах Юж. Америки и др. стран мира. Неоднократно
 выступала в спектаклях под рук. А. Тосканини, пела вместе с Шаляпиным.
 Голос Д. М. отличался широтой диапазона, гибкостью и красотой тембра,
 певица обладала незаурядным сценич. дарованием. В 1943 Д. М. оставила
 оперную сцену. Преподавала пение в Милане, Риме, Венеции. В 1936 по
 приглашению Р. Симони с успехом выступила на драм. сцене в "В
 Кьоджинских перепалках" Гольдо-ни (Венеция). В 1948 играла в драм. т-ре
 Базеджо. Снималась в фильмах. В 1956 посетила Сов. Союз.
  Партии: Чио-Чио-сан; Норма, Амина ("Норма", "Сомнамбула" Беллини),
 Лючия, Линда ("Лючия ди Ламмермур", "Линда ди Шамуни" Доницетти),
 Джильда, Виолетта, Розина;
  Лиу, Лизетта ("Турандот", "Рондина" Пуччини), Бьянкофьора ("Франческа
 да Римини" Дзандонаи), Анна ("Лорелея" Ката-лани).
  Лит.: "Сов. музыка", М-, 1956, ј 12, с. 114-116; "Театр", М., 1957, ј
 1, с. 167; L a u г i - V о 1 р i G., L' Equivoco, Milano, 1938; Gaisberg
 E. W., T. Dal Monte .в кн.:
  Musica e dischi, Milano, 1949. Св. Г. Bc. Г.
  ДАЛЬСКАЯ (А м м а н-Д а л ь с к а я), Елизавета Константиновна [21.IX
 (З.Х).1899-25.VIII.1962]- русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР
 (1956). Сценич. деятельность начала в 1919 в Казани в т-ре Народного
 дома. С 1922 сначала в составе труппы "РАМПА", позднее с драм.
 коллективами Уральского театр. объединения разъезжала по городам
 Поволжья, Прикамья, Урала. С 1934 - в труппе Свердловского драм. т-ра.
 Д.- мастер тонкого психологич. рисунка. Играла разнохарактерные роли. Но
 особой выразительности достигала актриса, создавая характеры сильных
 женщин, способных на борьбу, умеющих' горячо любить и ненавидеть.
  Среди лучших ролей Д.- Лариса ("Бесприданница"), Анна Каренина; Лида
 ("Платон Кречет"), Лиза Муравьёва ("Победители" Чирскова), Варвара
 ("Счастье" Павленко и Радзинского), Надежда ("Варвары"), Любовь Яровая;
 Филумена ("Филумена
  Мартурано" Э. Де Филиппе), Бережкова ("Кресло Л 16" Угрюмова).
  Лит.: НемченкоЛ., Народная артистка РСФСР Елизавета Константиновна
 Дальская, Свердловск, 1959. А. Шн.
  ДАЛЬСКАЯ, Тамара Александровна (р.8.III. 1909) - русская советская
 актриса. Нар. арт. Коми АССР (1946). Окончила студию при Одесском т-ре

<< Пред.           стр. 228 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу