<< Пред.           стр. 23 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  АЛЬТ - 1) Партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая низким
 детским или низким женским (меццо-сопрано, контральто) голосами; звучит
 и ноти-руется в партитуре выше тенора, отсюда и название (лат, altus,
 итал. alto - высокий). 2) Низкий детский голос ( у мальчиков). 3)
 4-струнный смычковый муз. инструмент скрипичного семейства.
  АЛЬТАВЙЛЛА (Altavilla), Паскуале (6. XII. 1806-1872) - итальянский
 актёр. Род. в Неаполе.
  Представитель неаполитанского диалектального т-ра (вид итал. т-ра,
 где актёры играют на местном диалекте). Вначале выступал в
 импровизированных фарсах; в 1835 был приглашён в т-р "Сан-Карлино", где
 исполнял роли глуповатого слуги в одноактных пьесках собственного
 сочинения - "Миллионерша с мёртвой головой", "Поездка в Кастелламаре по
 железной дороге", "Открытие кафе", "Европа", "Читатель газеты", "Свет и
 газ" и др. Игра А. отличалась живостью и виртуозностью, унаследованными
 им от лучших актёров комедии дель арте. Он пользовался импровизацией,
 приёмами акробатики. А. внёс черты человечности в исполнение комического
 образа-маски, предвосхищая манеру исполнения актёра А. Петито. Написал
 большое количество фарсов и комедий (издавались в 1849-61), не
 отличающихся большими художеств. достоинствами, но очень сценичных. В
 1958 миланский "Пикколо-театр" поставил комедию А. "Пульчинелла ищет
 своё счастье в Неаполе".
  Лит.: BragagliaA. ., Pulcinella, Roma, 1953. P.X. АЛЬТАНИ, Ипполит
 Карлович [ 15(27). V. 1846- 17. II. 1919] - русский дирижёр и
 хормейстер. В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки (у Г.
 Венявского) и композиции (у Н. Зарембы и А. Рубинштейна). В 1867-82
 работал дирижёром и хормейстером рус. оперы в Киеве; способствовал
 развитию музыкально-сценич. иск-ва на Украине. В 1882- 1906 - гл.
 дирижёр Большого т-ра. А. осуществил впервые на моек. сцене постановку
 рус. опер - "Опричник" (1874), "Мазепа" (1884), "Пиковая дама" (1891),
 "Иоланта" (1893) Чайковского, "Снегурочка" (1893), "Псковитянка" (1901)
 Римского-Корсако-ва, "Борис Годунов" (1888) Мусоргского и др. Уделял
 большое внимание технич. законченности исполнения, чистоте строя и
 ровности звучания. Выступал также в симф. концертах. Преподавал в Муз.
 уч-ще Киевского отделения Рус. муз. об-ва.
  Лит.: И. К. Альтани..., "Рус. муз. газета", 1902, ј 41;
  Ипполит Карлович Альтанн (По поводу 25-летия его дирижёрской
 деятельности), "ЕИТ", вып. 6-7, [СПБ], 1909. В. А. К.
  АЛЬТЕРМАН, Теодор Юрьевич [12(24). XI. 1885- 18(31). III. 1915] -
 эстонский актёр. Творч. деятельность начал в 1902 в полу
 профессиональной труппе об-ва "Эстония" в Ревеле (Таллин). В 1905
 занимался в Берлине у проф. Э. Милан сценич. речью и актёрским
 мастерством. С 1906, с перерывом (в 1911-13 работал в нар. т-ре в
 Эссене, Германия)- актёр эст. проф. т-ра "Эстония" (один из
 организаторов этого т-ра). А. создал яркие сценич. образы: Барон (1903),
 Хлестаков (1908); Борис Годунов ("Смерть Ивана Грозного" А. К. Толстого,
 1909), Отелло (1910), Гамлет (1913); Тесман ("Гедда Габлер" Ибсена,
 1914). А. был первым исполнителем ролей:
  Лео Саалепа и Пийбелехта ("Неуловимое чудо", 1913, и "Домовой", 1914,
 Вильде). Игра А. отличалась мастерством перевоплощения, большим
 актёрским темпераментом, яркой характерностью. Он владел искусством
 пауз, внутреннего монолога. Успешно исполнял роли в комедиях и фарсах
 (Антон Мель-цер -"Хорошо сшитый фрак" Дрегели, 1913, и др.). А.
 занимался также режиссёрской деятельностью; первая режиссёрская работа
 А. - "Безумная мысль" Лауфса (1907). В дальнейшем пост. спектакли
 "Неуловимое чудо" Вильде (1913), "Маскарад" (1914), "Без вины виноватые"
 (1915) и др.
  Лит.: Theodor Altermann, Tallinn, 1940; Pinna P., Theodor Altermann,
 "Looming", 1945, .No 11, lk. 1145-1158;
  Lauter A., Theodor Altermann, в кн.: Eesti Noukogude teater. Aim. II,
 Tallinn, 1956, lk. 233-40; Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956, с.
 38-43. Л. Цр.
  АЛЬТЛЕЙС-ХЕЙСЛЕР, Анна Андресовна [20. XII. 1885 (l. I. 1886) - 8. X.
 1957] - эстонская актриса. Сценич. деятельность начала в 1903 в
 любительской труппе г. Вильянди в Эстонии. В 1906-25- актриса т-ра
 "Ванемуйне" (Тарту). Дебютировала в роли Ренаты ("Ледоход" Хальбе). В
 1927-28 - актриса т-ра "Эндл а" (Пярну). Творчество А. характеризуется
 реалистич. тенденциями, широтой диапазона. С большим темпераментом
 исполняла как дра-матич., так и комедийные роли: Ганна ("Возчик
 Ген-шель" Гауптмана, 1907), Акулина ("Власть тьмы", 1908), Тийна
 ("Оборотень" Китцберга, 1911), Лилли ("Неуловимое чудо" Вильде, 1913),
 Елена Андреевна ("Дядя Ваня", 1916), Йо ("Гибель "Надежды"" Хейер-манса,
 1907). В 1928 А. покинула сцену.
  Лит.: К. E. S., Altleis-Heisler Anna, в кн.: Eesti biogra-tiline
 leksikoni, taiendkoide, Tartu-Tallinn, 1940, c. 11. Л. K p.
  АЛЬТМАН, Иоганн Львович (l. V. 1900-26. II. 1955)- русский советский
 литературовед и театральный критик. Член КПСС с 1920. Окончил Моск. ун-т
 (1926), Ин-т красной профессуры (1932, лит. отделение). Был редактором
 газеты "Советское искусство" (1936-38), журнала "Театр" (1937-41). А. -
 автор работ по теории драмы, а также ряда статей (о Луначарском,
 Тренёве, Билль-Белоцерков-ском, Вишневском, Афиногенове, Киршоне, о
 спектаклях моек. театров, театров Армении, Грузии, Азербайджана и др.).
  Соч.: Драматические принципы Аристотеля, М.,. 1936; Теория драмы
 Лессинга, М., 1936; Лессинг и драма, M.-Л., 1939; Акакий Алексеевич
 Хорава, M.-Л., 1947;
  Избранные статьи, М., 1957. С Под"
  АЛЬТМАН, Натан Исаевич [р. 9(21). XII. 1889]- русский советский
 театральный художник, график и живописец. Учился в Одесском художеств.
 уч-ще. Работу в т-ре начал в 1918. Участвовал в оформлении массовых
 инсценировок в Ленинграде (1918-20). Художник спектаклей:
 "Мистерия-Буфф" Маяковского (1921, Госцирк), "Гадибук" Ан-ского (1922,
 студия "Габима", Москва), "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1932, Театр
 интернационального действия, Париж). Элементы схематизма и
 абстрактности, свойственные ранним работам А., успешно преодолеваются им
 в последующий период. В своих театрально-декорационных работах А.
 стремится к глубокому раскрытию темы спектакля, чёткости, скульптурной
 завершённости композиционного построения сценич. пространства,
 использованию условных приёмов для создания реалистич. образа. Среди его
 лучших работ: "Отелло" (1944) и "Гамлет" (1954); "Победители ночи" Штока
 (1950) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, "Тристан и Изольда" Бруштейн
 (1947) в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола и др. А" работает также
 в кино.
  Лит.: Гиляровская Н., Декоративное искусство за 12 лет, 1917-1929,
 "Искусство", 1929, ј 7-8, с. 19-20. М. Л.
  АЛЬТХАУЗ - см. Олтхаус.
  АЛЬФАНО (Alfano), Франко (8. III. 1876-27. X. 1954)-итальянский
 композитор и педагог. Музыке-обучался в Неаполитанской ( у П. Серрао) и
 Лейпциг-ской (у С. Ядассона и Г. Зитта) консерваториях. В 1915-18 -
 проф., в 1918-23 - директор консерватории в Болонье; в 1923-39 -
 директор Муз. лицея в Турине; с 1940 - т-ра "Массимо" в Палермо.
 Известность приобрёл оперой "Воскресение" (по роману Л. Н. Толстого,
 1904, Турин, т-р "Витторио Эмануэле"), обошедшей сцены крупнейших
 оперных т-ров мира. Среди других опер А.: "Миранда" (1896, Неаполь),
 "Сакунтала" (1921, Болонья), "Мадонна Империя" (1927, Турин), "Сирано де
 Бержерак" (1936, Рим), "Доктор Антонио" (1949, Рим). А. - автор валетов
 "Неаполь" (1901, Париж), "Лоренца" (1901, Париж), "Везувий" (1933,
 Сан-Ремо) и др. соч. В 1926 А. завершил остававшуюся неоконченной оперу
 Пуччини "Турандот". В своём творчестве испытал влияние композиторов
 веристской школы, а также Вагнера. Вс. Г., Я. Ш.
  АЛЬФВЕН (Alfven), Хуго (1.V. 1872-15.V.1960) - шведский композитор.
 Композиции учился сначала в Стокгольме у Ю. Линдегрена, затем в
 Германии, Италии и Франции. Автор пантомимич. драмы "Горный король"
 (1923, Стокгольм), музыки к пьесе "Мы Нордстрёма (1932, Стокгольм),
 музыки к драме "Гадальщик" Хейденштама (1912), к фильмам, а также симф.
 и др. соч. В своих соч. А. широко использовал швед. нар. песни и танцы.
 В 1917 А. присвоено почётное звание доктора философии Упсальского ун-та.
 Н. Г"
  АЛЬФОНСО (Alfonso), Пако (р. 1906) - кубинский драматург и режиссёр.
 В 1941 начал лит. деятельность. Писал скетчи, посвящённые разоблачению
 эксплуататоров, рисующие продажность правосудия, - "Продолжаем есть
 муку", "Случай" и др. Эти скетчи ставились обычно во время митингов и
 массовых гуляний на площадях Гаваны. В 40-е гг. А" написал драмы:
 "Мамбисы и партизаны", "Две матери" - о героич. прошлом Кубы, "Это был
 человек из народа" - о солидарности рабочих, "Сабанимар" (1944, Народный
 т-р) - о засилии помещиков, лишающих крестьян земли. В 1946 театр.
 группа Академии драматического иск-ва в Гаване поставила пьесу А. "Луна,
 ты меня больше не тревожишь". В пьесах "Гниющая трава" и "Тростниковые
 плантации" (1959, т-р "Эль Сстано") изображается расовая дискриминация
 на Кбе, тяжёлая жизнь рабочих сахарных плантаций. Л. X.
  АЛЬФЬЕРИ (Alfieri), Витторио, граф [16. I. 1749, Асти (Пьемонт), - 8.
 X. 1803, Флоренция],- итальянский драматург. В 1758-66 учился в
 туринской Академии; с 1767 много путешествовал по странам Европы, был в
 России (1770). Мировоззрение А. формировалось в период усиления в Италии
 влияния буржуазии, активизации борьбы против феод. привилегий,
 распространения идей нац. объединения страны. Значит. влияние на А.
 оказали идеи франц. просветителей, особенно Ш. Л. Монтескье.
  Первая трагедия А. "Клеопатра" (1775, туринский т-р "Кариньяно")
 имела большой успех. В 1775-77 А. создал "Филиппа", "Полиника",
 "Антигону", "Агамемнона", "Ореста"-политич. трагедии в духе классицизма,
 построенные на столкноге-нии долга и чувства, страсти и разума. В 1778
 написал трагедию "Заговор Пацци", затем "Марию Стюарт", в 1782 -
 "Тимо-леон", ставшую любимой трагедией итал. якобинцев. В 1782 создал
 свою лучшую трагедию "Саул".
  В 1785 покинул Италию и жил во Франции. Здесь в 1786 А. написал
 трагедии "Брут I" (посвящена Дж. Вашингтону) и "Брут II" (посвящена
 "будущему итальянскому народу"). Революцию 1789 А. встретил одой
 "Парижу, избавившемуся от Бастилии". Однако по мере того, как революция
 развивалась, энтузиазм А. сменялся страхом перед восставшим народом. В
 1792 после свержения монархии и установления якобинской диктатуры А.
 бежал из Парижа. Последние годы жизни провёл во Флоренции, где написал
 комедии: "Толпа", "Противоядие", "Один", "Немногие" - бледные
 политические аллегории, в к-рых высмеиваются различные формы гос.
 устройства, "Окопце"-сатирич. пьесу в стихах в стиле лукиановских
 диалогов, и комедию "Развод".
  В историю лит-ры и т-ра А. вошёл как создатель итал. политич.
 трагедии. А. делил свои трагедии на пять групп: трагедии любви
 ("Клеопатра", "Филипп", "Розамунда", "Софонизба", "Октавия"), трагедии
 свободы ("Виргиния", "Заговор Пацци",
  "Тимолеон", "Агис", "Брут I", "Брут II"), трагедии о королевском
 тщеславии, изображающие борьбу за трон ("Полиник", "Агамемнон", "Дон
 Гарсиа", "Мария Стюарт"), трагедии семейных чувств ("Орест", "Антигона",
 "Меропа", "Альцеста"), трагедии внутренней борьбы ("Саул", "Мирра").
 Однако по сути дела все они являются трагедиями свободы. Герои их -
 аристократы, борющиеся за освобождение народа, люди с сильной волей,
 восставшие против тирании. Творчество А. пронизано протестом против
 деспотизма феодально - абсолютистского гос-ва. Театр для А.-школа
 патриотизма и гражданского мужества. На трагедиях А. воспитывалось целое
 поколение итал. якобинцев и революционеров периода борьбы за нац.
 освобождение и объединение своей родины.
  Мировоззрению и всему творчеству А. были свойственны глубокие
 противоречия. Свободолюбивые, тираноборческие устремления А. имели
 аристо-кратич. характер, его протест против деспотизма был крайне
 индивидуалистичным и абстрактным.
  По своей форме трагедии А. близки произв. представителей франц.
 классицизма. В них соблюдаются 3 единства, действие начинается в момент
 высокого подъёма и стремительно движется к развязке, отсутствует сложная
 интрига, число действующих лиц сведено к минимуму, большое место
 занимают монологи главного героя. Истинный трагизм, по мнению А.,
 обусловливается величием и силой страсти, конфликтом между страстью и
 волей.
  Произв. А. сценичны, эмоциональны, лишены внешних эффектов, они
 ставились в совр. драматургу т-рах. В трагедиях А. играли крупнейшие
 итал. актёры - Г. Модена, Э. Росси, А. Ристори. Т. Сальвини, Э. Цаккони.
 После 2-й мировой войны (1939-45) в Италии ставились: "Мирра" в пост.
 реж. В. Чаффи (1949) и О. Коста (1949), "Орест" в постановках Л.
 Висконти (1949), О. Коста (1949) и В. Гасмана (1951), "Филипп" и
 "Агамемнон" в постановке О. Коста (1949 и 1952). На рус. сцене была
 поставлена трагедия "Филипп" (Александрийский т-р, 1844). А. написал
 "Жизнь Витторио Альфьери" - одно из самых ярких произведений мемуарной
 лит-ры 18 в., а также ряд трактатов, в к-рых изложены его
 общественно-политич. и эстетич. воззрения.
  Соч.: Opere di V. Alfieri, v. 1-11, Torino, 1903; Tragedie a cura N.
 Bruscoli, v. 1-3, Bari, 1946-47; в рус. пер.- Виргиния, "Вестник
 Европы", 1871, кн. 7; Мирра, СПБ, 1860; Октавия, СПБ, 1861; Розамунда,
 СПБ, 1861; Филипп. Трагедия в 5 актах, "Невский сборник", 1864, с.
 297374; Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим, пер. fc
 итал.], М., 1904.
  Лит.: Гливенко И. И., Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т. 1,
 СПБ, 1912; Ф р и ч e В., Итальянская литература XIX в., ч. 1, M., 1916;
 M o к у л ь с к и и С. С., История западноевропейского театра, т. 2,
 M.-Л., 1939, с. 109-16; Bertana E., Vittorio Alfieri studiato nella
 vita, nel pensiero e nell'arte, Torino, 1904; Croce В., Alfieri, в кн.:
  Poesia e non poesia. Bari, 1923; Fu bini M., Vittorio Alfieri,
 Firenze, F1953J. P. X.
  "АЛЬЦЕСТА" ("Alceste") - i) Опера X. Глюка, итал. либр. Р.
 Кальцабиджи (по Еврипиду). Пост. 26 дек. 1767, Вена; в России - пост.
 1798, Петербург. На рус. языке - в т-ре Шереметева, Кусково (близ
 Москвы), после 1785.
  2) Опера Т. Раупаха, текст А. Сумарокова. Первая рус. опера на рус.
 текст. Пост. 28 июня 1758, Петергоф, Придворный т-р. Исполнялась силами
 придворных певчих. В 1764 пост. в Петербурге (Адмет - Бортнянский,
 Альцеста - Соколовский, Геркулес - Сичевский, Прозерпина - Носа-ченко).
 Новая пост.- 8 дек. 1774 во дворце гр. С. К. Нарышкина (Петербург).
 Исполнители: Кралевна, Санковская, Ки-риаков. Опера шла в сопровождении
 оркестра духовых (роговых) инструментов.
  Издания.-"А." Глюка-партитура, Vienne, 1769; нов. изд., Р., Richault,
 [1874J. Н.Гр.
  АЛЬШВАНГ, Арнольд Александрович [19.IX (1.Х). 1898-28. VII. 1960]
 -русский советский музыковед. Окончил Киевскую консерваторию (покл.
 фп.1920, по кл. композиции - 1922). Автор работ по истории рус. и
 зарубежной музыки 19--20 вв., а также по вопросам сов. муз. творчества и
 исполнительства. Проф. Киевской и Моск. консерваторий, доктор
 искусствоведения (1944).
  Соч.: Клод Дебюсси, М.-Л., 1935; Бетховен, М.-Л., 1952; Опыт анализа
 творчества П. И. Чайковского (1864- 1878), М.-Л., 1951; Чайковский, M.,
 1959; Избранные статьи, M., 1959, и др.
  Лит.: Бернандт Гр., А. А. Алыпванг, "Советская музыка", 1941,
 ;ј1;Кулаковский Л., Талантливый музыковед, там же, 1955, ј 9.
  АЛЯБЬЕВ, Александр Александрович (4(15). VIIJ. 1787, Тобольск,- 22.
 II (6. III). 1851, Москва]- русский композитор. С 1797 жил в Петербурге,
 с 1804 - в Москве. Участник Отечественной войны 1812. До 1823 состоял на
 военной службе. В 1825 был арестован по ложному обвинению, в 1828 сослан
 (Тобольск, Кавказские Минеральные Воды, Оренбург). Со 2-й пол. 30-х гг.
 снова жил в Москве. Композиторскую деятельность начал до войны; учителем
 А. называют композитора И. Я. Миллера. Наиб. известность А. приобрёл как
 автор романсов, из к-рых всемирную славу завоевал "Соловей" (П. Ви-ардо,
 М. Зембрих, А. Патти и другие певицы исполняли этот романс в сцене урока
 в опере"Севильский цирюльник" Россини). А. принадлежат также
 оркестровые, камерно-инструмент., фортепьянные, хоровые и др. соч. На
 сцене пост. его комич. опера "Лунная ночь, или Домовые" на либретто П.
 А. Муханова и П. Н.Арапова (1823, Большой т-р, Петербург) и комич. балет
 "Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты" (1827, Большой т-р,
 Москва). Оба произведения не удержались в репертуаре, хотя они содержат
 много красивой музыки, особенно в лирич. эпизодах, а также в овеянных
 тонким юмором комич. сценах. Сценарий балета, поставленного Ф.
 Бернаделли, не сохранился. На открытие моек. Большого театра в 1825 А.
 совм. с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку к прологу
 "Торжество муз" М. А. Дмитриева. В истории русской театр. музыки А.
 занимает видное место как наиболее значительный, наряду с Верстовским,
 автор опер-водевилей. Им написана музыка к опере-водевилю Н. И.
 Хмельницкого "Новая шалость, или Театральное сражение" (с Верстовским и
 Л. В. Маурером, 1822, Большой т-р, Петербург), к комедии-водевилю М. Н.
 Загоскина "Деревенский философ" (1823, т-р на Моховой, Москва; та же
 музыка - в комедии-водевиле "Путешествующая тап-цовщица-актриса, или Три
 сестры-невесты" П. Н. Арапова, 1824, Большой т-р, Петербург), к
 операм-водевилям А. И. Писарева: "Учитель и ученик, или В чужом пиру
 похмелье" (с Верстовским и Шольцем, 1824, т-р на Моховой, Москва),
 "Проситель" (те же композиторы и Мих. Ю. Виельгорский, 1824, там же),
 "Хлопотун, или Дело мастера боится" (с Верстовским, 1824, Малый т-р),
 "Встреча дилижансов" (с Верстовским, 1825, Большой т-р, Москва), "Забавы
 калифа, или Шутки на одни сутки" ( с Верстовским и Шольцем, 1825, там
 же), "Три десятки, или Новое двухдневное приключение" (с Верстовским,
 1825, там же). Для Большого т-ра А., находившийся ко времени написания
 "Забав калифа" в заключении, написал в 1827 музыку к операм-водевилям
 Писарева "Две записки, или Без вины виноват", "Пастушка, старушка,
 волшебница, или Что нравится женщинам" ( по Фавару) (в обоих случаях
 совм. с Верстовским), к опере-водевилю А. А. Шаховского "Молодая мать и
 жених в 48 лет, или Домашний спектакль", комедии-водевилю Н. А. Шатилова
 (по Скрибу и Дюпену) "Нераздельные, или Новое средство платить долги"
 (вставные номера-Шольца) и опере-водевилю Н. И. Малышева (по Скрибу и
 Варнеру) "Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам" (совм. с
 Шольцем и Верстовским). В Петербурге был пост. водевиль Р. М. Золотова
 (по Дартуа и Эжену) "Утро и вечер, или Ветер переменился" (1826) с
 музыкой А, Почти все эти пьесы шли в обеих столицах, а нек-рые и в
 провинции. Музыка А. из прежних водевилей использовалась и в других
 пьесах, в т. ч. водевилях Д. Т. Ленского "Муж и жена" (1830) и "Старый
 гусар, или Пажи Фридриха II" (1831), шедших в Большом т-ре (Москва).
 Применение наряду с куплетами более развитых вок. форм и расширение
 приёмов муз. характеристики приближают нек-рые оперы-водевили А. к
 комич. опере (так, в принадлежащем А. 2-м акте "Забав калифа"
 встречаются арии, хоры, балетный дивертисмент и развёрнутый финал).
 Увертюры А. к этим пьесам написаны нередко на уровне оперных увертюр.
  А. написал также музыку к ряду драм. спектаклей Большого т-ра
 (Москва), в т. ч. "Виндзорские кумушки" Шекспира (1838), "Русалка"
 Пушкина (1838), "Безумная" по И. И. Козлову (1841). Нет сведений об
 исполнении его муз.-драм. сцены "Кавказский пленник" по повести Пушкина
 (партитура относится предположительно к 20-м годам, клавираусцуг А. И.
 Дюбюка издан в 1859). Оперы А. "Аммалат-Бек" по Бес-тужеву-Марлипскому,
 "Волшебная ночь" по комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира, "Рыбак и
 русалка, или Злое зелье" (опера-балет) не были поставлены.
  Лит.: Тимофеев Г., А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества, М., 1912;

<< Пред.           стр. 23 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу