<< Пред.           стр. 239 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Таммлаана, "Неуловимое чудо" Вильде, "Песня обольщения" Хинт, муз.
 комедия "Румму Юри" Арро и Нормета, оперетта "Только мечты" Кырвера);
 Мужской хор Эстонской ССР и др.
  Показ лит-ры и иск-ва Адыгейской и Карачаево-Черкесской автономных
 областей: 7-11 окт. 1957. Адыгейский ансамбль песни и пляски,
 Карачаево-Черкесский ансамбль песни и пляски, самодеятельность.
  Башкирская декада: 27 мая - 5 июня 1955. Башкирский т-р оперы и
 балета (оперы "Сала-ват Юлаев" Исмагилова, "Царская невеста"; балеты
 "Журавлиная песня" Степанова, "Лауренсия" Крейна);
  Башкирский т-р драмы ("Одинокая берёза" Карима, "Черноликие" Амири и
 Галимова, "Дядя Ваня", "Отелло"); Ансамбль нар. танца Башк. ССР, хоры,
 оркестры, коллективы самодеятельности.
  Бурятские декады: 20-27 окт. 1940. Участники: Муз.- драм. т-р
 Бурят-Монгольской АССР (оперы "Энхэ-Булат батор" Фролова, "Баир"
 Цыдын-жапова и Шадаева); ансамбли, солисты, коллективы самодеятельности.
 27 нояб.-8 дек. 1959. Бурятский т-р драмы ("Барометр показывает бурю"
 Бато-жбая, "Хитрый Будамшу" Шагжина, "Горе от ума";
  "Тайфун" Цао Юя); Т-р оперы и балета (оперы "Побратимы" Аюшеева,
 "Князь Игорь", балеты "Красавица Ангара" Книппера, "Во имя любви"
 Батуева и Майзеля); Т-р русской драмы, Улан-Удэ ("Сквозь грозы"
 Кычакова, "Василиса Мелентьева" Островского), ансамбли, коллективы и
 солисты бурятской гос. филармонии.
  Показ лит-ры и иск-ва Кабардино- Балкарской АССР. 20 июня - 1 июля
 1957. Объединённый драм. т-р ("Песнь о Даханаго" Аксирова, "Семья
 Тамаши" Шхагапсоева, "Навечно" Шортанова, "Ревизор"); кабардинская
 студия ГИТИСа (4-й курс) ("В добрый час!" Розова, "Жорж Данден"
 Мольера).
  Дагестанская декада: 8-19 апр. 1960. Участники: Кумыкский муз.-драм.
 т-р им. Салавато-ва (муз. комедия "Под деревом" Рустамова, "Каменный
 гость" Пушкина); Аварский т-р им. Г. Цадасы (трагедия "Горянка"
 Гамзатова, водевиль "По горным дорогам" Закорьяева и Даудова);
 Лезгинский т-р им. Стальского (муз. драма "Ашуг-Саид" Хурюгского и
 Меджидова, историко-революц. драма "Судак-свидетель" Хуршилова и
 Чистякова); Лакский т-р им. Капиева ("В родном ауле" Алиева); Русский
 т-р им. Горького, Махач-Кала ("Сердца друзей" М. и 3. Зуль-фухаровых),
 ансамбли, коллективы, солисты Даг. гос. филармонии.
  Карельская декад а": 21 авг.-l сент. 1959. Финский драм. т-р
 ("Сельские сапожники" Киви, "Хозяйка леса" по Бабичу, "Люди с Дангора"
 Андер-сена-Нексё, "Бессмертные звёзды" Гракова и Иванова, "Егор Булычев
 и другие"); Муз.-драм. т-р, Петрозаводск ("Трасса" Дворецкого, "В
 огненном кольце" Борисова, "Снегурочка"; муз. комедия "Кумоха"
 Пергамента, балет "Сампо" Синисало), ансамбли, коллективы, солисты
 Карельской гос. филармонии.
  Северо-Осетинская декад а: 26 авг.- 4 сент. 1960. Участники:
 Осетинский Муз.-драм. т-р (опера "Коста" и муз. комедия "Весенняя песня"
 Плие-ва, пьесы "Чермен" Плиева, "В родных горах" Хубецо-вой, "Крылатые"
 Токаева, "Гибель эскадры" Корнейчука, "Король Лир"); Рус. т-р,
 Орджоникидзе ("Я и мои друзья" Алексеева, "Старик" Горького, "Фатима" по
 Хетагурову, "Лиса и виноград" Фигейреду), ансамбли, коллективы, солисты
 Сев.-Осет. гос. филармонии.
  Татарская декад а: 24 мая - 2 июня 1957. Участники: Татарский т-р
 оперы и балета им. Мусы Джалиля (оперы "Алтын-Чеч", "Джалиль" Жиганова,
 "Саматх" Валиуллина, "Евгений Онегин", балет "Шу-рале"); Т-р им. Камала
 ("Зангер Шэль" Тинчурина, "Хужа Насредин" и "Зифа" Исанбета,
 "Минникамал" Амирова, "Ташкыннар" Гиззата, "Король Лир"); Казанский
 Большой драм. т-р им. Качалова ["Бессмертная песнь" ("Муса Джалиль")
 Ишмуратова, "Мать своих детей" Афиногенова, "Юность буревестника"
 Елизаровой, "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого, "Старик" Горького];
 Мензелинский колхозно-совхозный т-р ("Неписанные законы" Аминова,
 "Галиябану" Файзи); коллективы и солисты татарской филармонии,
 самодеятельность.
  Якутская декада: 10-17 дек. 1957. Участники: Якутский муз.-драм. т-р
 им. Ойунского (опера "Ньюргун Боотур" Жаркова и Литинского,
 театрализованная оратория "Якутская праздничная" Григоряна, сцены нар.
 праздника "Ысыах"); ансамбли, солисты, коллективы самодеятельности.
  Кроме перечисленных декад, аналогичные мероприятия (недели, показы и
 др.) проводились в столицах союзных и автономных республик. А. Шн.
  ДЕ КЙРИКО (De Chirico), Джордже (р. 10.VII. 1888) - итальянский
 художник и театральный декоратор. Род. в Греции. Художеств. образование
 получил в Афинах, Флоренции, Мюнхене. Творчество Де К. сформировалось
 под влиянием швейц. художника-символиста А. Бёклина. С 1924 Де К.
 работает как художник в т-ре; принимает участие в пост. оперно-ба-летных
 спектаклей (в т. ч.' мн. опер, показываемых на итал. фестивале
 "Флорентийский музыкальный май"). Художпик-сюрреалист, Де К. в своих
 театральных работах использует принципы реалистического искусства.
  Среди работ Де. К. - оперы: "Пуритане" Беллини (1933), "Орфей"
 Монтевсрди (1945). "Ифигения" Пиццетти (1951); балеты "Протей" на муз.
 Дебюсси (1938, "Балле рюсс"" Лондон), "Аполлон Мусагет" на муз.
 Стравинского (1956, "Пик-кола Скала", Милан) и др.
  ДЕККЕР (Dekker), Мауриц (р. 16.VII. 1896)-голландский писатель. Автор
 мн. романов и пьес, Д. в своём творчестве обличает социальную
 несправедливость, выступает страстным противником фашизма и
 антисемитизма, сторонником идей социализма, создаёт психологически
 углублённые образы. В драме "У мира нет прихожей" (1951) Д. говорит о
 борьбе человечества против угрозы атомной войны, об ответственности
 учёных за будущее человечества. Др. пьесы:
  "Карусель" (1938), "Жизнь может быть лучше", "Последняя минута" о
 Сакко и Ванцетти (1933. Народный т-р Груневелда).
  Лит.: Jong D. de, M. Dekker, zijn persoon en zijn werk. Leiden, 1946.
 Л. Вис.
  ДЕККЕР (Dekker), Томас (ок. 1572 - 1632) - английский писатель и
 драматург. Написал ок. 40 пьес, в т. ч.: "Приятная комедия о старике
 Фортунате" (ок. 1594), "Праздник башмачника" (1600), написанные по
 мотивам нар. легенд. Пьеса "Добродетельная распутница" (совм. с Г.
 Мидлтоном; 2 ч., 1604-05) направлена против дворянской распущенности,
 пуританского ханжества. Свои пьесы Д. писал для труппы лорда-адмирала,
 т-ров "Роза", "Фортуна" и др. Обращение к бытовым темам и пристрастие к
 чувствительности делают Д. предшественником "мещанской драмы" 18 в.
  Соч.: The dramatic works, v. 1-4, L., 1873; Shoemaker's holiday. L.,
 tl932]; The honest whore..., Oxf., 1931; в рус. пер.- Добродетельная
 шлюха, в кн.: Аксёнов И. А., Елизаветинцы,. Статьи и переводы, М., 1938.
  ДЕКЛАМАЦИЯ (от лат. declamatie - упражнение в красноречии) -
 искусство произнесения стихов или прозы. В Др. Риме Д.- упражнение в
 красноречии, составлявшем один из важных элементов ораторского иск-ва;
 во Франции - иск-во произнесения речей, а также стихов на сцене. В
 классицистич. т-ре 17-18 вв. понятие Д. объединяло всю совокупность
 средств актёрской игры, включая жест и мимику. Классицизм канонизировал
 торжественно-приподнятую, напевную, условную манеру сценич. речи,
 отвечавшую нормам придворного вкуса. Развитие реалистич. и романтич.
 тенденций в т-ре конца 18 - нач. 19 вв. вело к разрушению канона
 классицистич. Д. Романтизм и реализм отвергли понятие Д., т. к.
 романтизм провозгласил свободу актёрского вдохновения и чувства; а
 реализм поставил речь и всё поведение актёра на сцене в зависимость от
 изображаемого им характера со всеми его индивидуальными и типич.
 особенностями.
  Со временем словом "Д." стала обозначаться ложная ходульная манера
 речи. K.C. Станиславский считал Д. (или декламационность) одним из
 грубейших проявлений пустоты и фальши в актёрском иск-ве. Он применял
 этот термин для обозначения речи, произносимой актёром бойко и уверенно,
 с формальными ухищрениями и претензией на выразительность, но на самом
 деле без глубокого содержания, без мысли и внутр. цели, вне логики
 развивающегося на сцене действия. Борьба с декламационностью понималась
 Станиславским как необходимое условие создания образа, основанного на
 началах жизненной правды (см. Станиславского система}.
  Д. долгое время называли концертное исполнение стихов с эстрады, не
 вкладывая в этот термин (позднее вытесненный понятием художественного
 чтения) отрицательного смысла. Разновидность эстрадной Д.мелодекламация
 - чтение стихов или прозы под музыку. В 20-е гг. была распространена т.
 н. коллективная Д.- ритмизированное произнесение стихов хором, с
 выделением отдельных голосов.
  Лит.: Блинов И. Я., Выразительное чтение и культура устной речи, М.,
 1946; Верховский Н. Ю., Книга о чтецах. Очерки развития советского
 искусства художественного чтения, М.-Л., 1950. Т. Р., П. Е.
  ДЕКОРАТОР (устар.) - автор художественного оформления спектакля, а
 также художник-исполнитель, пишущий декорации по эскизам другого
 художника. См. Художник театральный.
  ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО - искусство создания зрительного образа
 спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной
 техники. Все эти изобразит, средства воздействия являются органич.
 компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его
 содержания, сообщают ему определённое эмоциональное звучание. Развитие
 Д. и. тесно связано с развитием т-ра и драматургии.
  В древнейших нар. обрядах и играх присутствовали элементы Д. и.
 (костюмы, маски, декоративные занавеси и т. д.). В др.-греч. т-ре уже в
 5 в. до н. э., помимо здания скены, служившего архитектурным фоном для
 игры актёров, существовали объёмные декорации, а затем были введены и
 живописные. Принципы греч. Д. и. были усвоены т-ром Др. Рима, где
 впервые применён занавес.
  В период средневековья первоначально роль декоративного фона играла
 внутренность церкви, где разыгрывалась литургич. драма. Уже здесь
 применяется основной, характерный для ср.-век. т-ра принцип симультанной
 декорации, когда все места действия показываются одновременно. Этот
 принцип получает дальнейшее развитие в основном жанре ср.-век. т-ра -
 мистерии. Наибольшее внимание во всех видах мистериальной сцены
 уделялось декорации "рая", изображавшегося в виде беседки, украшенной
 зеленью, цветами и плодами,и "ада" -" в виде раскрывающейся пасти
 дракона. Наряду с объёмными декорациями использовались и живописные
 (изображение звёздного неба и т. д.). К оформлению привлекались искусные
 ремесленники - живописцы резчики, позолотчики; первыми театр.
 машинистами были часовщики. Старинные миниатюры, гравюры и рисунки дают
 представление о различных типах и приёмах постановки мистерий. В Англии
 получили наибольшее распространение постановки на педжен-тах,
 представлявших собой передвижной двухэтажный балаган, установленный на
 телеге. В верхнем этаже разыгрывалось представление, а нижний служил
 актёрам для переодевания. Известные гравюры франц. художника Ж. Фуке
 (ок. 1460) изображают постановку мистерии "в кругу": действие
 разыгрывалось на площадке, окружённой террасой, разделённой
 перегородками на ложи, в к-рых сидели зрители и музыканты, а также
 размещались и участники действия. Подобный круговой или кольцевой тип
 устройства сценич. площадки позволял использовать для постановки
 мистерий сохранившиеся от антич. эпохи амфитеатры. Третьим типом
 оформления мистерий являлась т. н. система беседок (мистериальные
 представления 16 в. в Люцерне, Швейцария, и Донауэшингене, Германия) -
 разбросанных по площади открытых домиков, в к-рых развёртывалось
 действие эпизодов мистерии. Пример такого оформления даёт миниатюра Ю.
 Кайо, изображающая постановку мистерии в Валансьенне в 1547; "домики"
 сосредоточены на одном помосте и объединены в одно декоративное целое,
 требующее фронтального восприятия. В школьном т-ре 16 в. впервые
 встречается .расположение мест действия не по одной линии, а параллельно
 трём сторонам сцены (Кёльн, 1581).
  Культовая основа театр. представлений мн. суран Азии обусловила
 господство в течение ряда веков условного оформления сцены, когда
 отдельные символич. детали обозначали места действия. Отсутствие
 декораций восполнялось наличием в отдельных случаях декоративного фона,
 богатством и разнообразием костюмов, гримов-масок, цвет к-рых имел
 символич. значение. В феод -аристократич. муз. т-ре масок (т-р Но),
 сложившемся в Японии в 14 в., был создан канонич. тип оформления: на
 задней стенке сцены, на отвлечённом золотом фоне изображалась сосна -
 символ долголетия; перед балюстрадой крытого мостика, расположенного в
 глубине площадки слева и предназначавшегося для выхода актёров и
 музыкантов на сцену, помещались изображения трёх небольших сосен (см.
 Японский театр).
  В 15 - нач. 16 вв. в Италии появляется новый тип театр. здания и
 сцены. В оформлении театр. постановок принимали участие крупнейшие
 художники и архитекторы-Леонардо да Винчи, Рафаэль, А. Мантенья, Ф.
 Брунеллескии др. Перспективные декорации, изобретение к-рых
 приписывается (не позднее 1505) Бра-манте, были впервые использованы в
 Ферраре художником Пеллегрино да У дине, а в Риме-Б. Перуцци, при
 постановке "Подменённых" Ариосто (1519). Декорации, изображавшие вид
 уходящей в глубину улицы, писались на холстах, натянутых на рамы, и
 состояли из задника и трёх боковых планов с каждой стороны сцены;
 отдельные части декораций выполнялись из дерева (кровли домов, балконы,
 балюстрады и т. д.). Необходимое перспективное сокращение достигалось с
 помощью крутого подъёма планшета. Вместо симуль-танных декораций на
 ренессансной сцене воспроизводилось одно общее и неизменное место
 действия для спектаклей определённых жанров. Крупнейший итал.
 театральный архитектор и декоратор С. Серлио выработал 3 типа декораций:
 храмы, дворцы, арки- для трагедий; гор. площадь с частными домами,
 лавками, гостиницами - для комедий; лесной пейзаж- для пасторалей.
 Художники Ренессанса рассматривали сцену и зрительный зал как единое
 целое. Это проявилось в создании т-ра "Олимпико" в Виченце, построенного
 по проекту А. Палладио в 1584; в этом т-ре В. Скамоцци соорудил пышную
 постоянную декорацию, изображавшую "идеальный город" и предназначенную
 .для постановки трагедий.
  Аристократизация т-ра в период кризиса итал. Возрождения привела к
 преобладанию в театр. постановках внешней эффектности. Рельефная
 декорация С. Серлио сменилась живописной декорацией в стиле барокко.
 Феерический характер придворного оперно-балет-ного спектакля в конце 16
 и в 17 вв. обусловил широкое использование театр. механизмов.
 Изобретение те-лариев-трёхгранных вращающихся призм, обтянутых
 разрисованным холстом, приписываемое худ. Буонта-ленти, позволило
 осуществлять перемены декораций на глазах у публики. Описание устройства
 таких подвижных перспективных декораций имеется в трудах нем.
 архитектора И. Фуртенбаха, работавшего в Италии и насаждавшего в
 Германии технику итал. т-ра, а также у архитектора Н. Саббатини в
 трактате "Об искусстве строить сцены и машины" (1638).
 Усовершенствование техники перспективной живописи дало возможность
 декораторам создавать впечатление глубины без крутого подъёма планшета.
 Актёры могли полностью использовать пространство сцены. В нач. 17 в.
 появились кулисные декорации (см. Кулисы), изобретённые Дж. Алеотти.
 Были введены технич. приспособления для полётов, система люков, а также
 боковые портальные щиты и портальная арка. Всё это привело к созданию
 сцены-коробки.
  Итал. система кулисных декораций получила распространение во всех
 странах Европы. В сер. 17 в. в придворном венском т-ре барочные кулисные
 декорации были введены итал. театр. архитектором Л. Бур-начини, во
 Франции известный итал. театр. архитектор, декоратор и машинист Дж.
 Торелли с изобретательностью применил достижения перспективной кулисной
 сцены в придворных постановках оперно-балетного типа. Испанский т-р,
 сохранявший еще в 16 в. примитивную ярмарочную сцену, усваивает итал.
 систему через итал. худ. К. Лотти, работавшего в придворном исп. т-ре
 (1631). Гор. публичные т-ры Лондона сохраняли долгое время условную
 сценич. площадку шекспировской эпохи с делением на верхнюю, нижнюю и
 заднюю сцены, с выдающимся в зрит. зал просцениумом и скудным
 декоративным оформлением (см. рис. к ст. "Лебедь). Сцена англ. т-ра
 давала возможность быстро осуществлять смену мест действия в их
 последовательности. Перспективная декорация итал. типа была введена в
 Англии в 1-й четв. 17 в. театр. архитектором И. Джонсом в пост.
 придворных спектаклей. В России кулисные перспективные декорации
 применялись в 1672 в представлениях при дворе царя Алексея Михайловича.
  В эпоху классицизма драматургич. канон, требовавший единства места и
 времени, утвердил постоянную и несменяемую декорацию, лишённую
 конкретно-историч. характеристики (тронный зал или вестибюль дворца для
 трагедии, гор. площадь или комната для комедии). Все разнообразие
 декоративно-постановочных эффектов сосредоточивалось в 17 в. в пределах
 оперно-балетного жанра, а драматич. спектакли отличались строгостью и
 скупостью оформления. В т-рах Франции и Англии присутствие на сцене
 ари-стократич. зрителей, располагавшихся по бокам авансцены,
 ограничивало возможности декорац. оформления спектаклей. Дальнейшее
 развитие оперного иск-ва привело к реформе оперной декорации (итал.
 художники А. Поццо у семейство Биббиена). Отказ от симметрии, введение
 угловой перспективы помогали создать средствами живописи иллюзию большой
 глубины сцены. Динамичность и эмоциональная выразительность декорации
 достигались игрой светотени, ритмич. разнообразием в разработке
 архитектурных мотивов (бесконечные анфилады барочных зал, украшенных
 лепным орнаментом, с повторяющимися рядами колонн, лестниц, арок,
 статуй), с помощью к-рых создавалось впечатление грандиозности
 архитектурных сооружений.
  Обострение идеологич. борьбы в эпоху Просвещения нашло выражение в
 борьбе различных стилей и в Д. и. Наряду с усилением зрелищной пышности
 барочной декорации и появлением декораций, исполненных в стиле рококо (
 театр. работы Ф. Буше, Л. А. Мейсонье, О. Фрагонара и Др.), характерных
 для феод.-аристократич. направления, в Д. и. этого периода шла борьба за
 реформу т-ра, за освобождение от абстрактной пышности придворного
 иск-ва, за более точную нац. и историч. характеристику места действия. В
 этой борьбе просветительский т-р обращался к героич. образам античности,
 что нашло выражение в создании декораций классицистич. стиля. Особое
 развитие это направление получило во Франции в творчестве декораторов
 Дж. Сервандони, Г. Дюмона, П. А. Брюнетти, воспроизводивших на сцене
 здания античной архитектуры. В 1759 Вольтер добился изгнания зрителей со
 сценич. подмостков, освободив дополнит, место для декораций. В Италии
 переход от барокко к классицизму нашёл выражение в творчестве Дж.
 Пиранези.
  Интенсивное развитие т-ра в России в 18 в. обусловило расцвет рус. Д.
 и., использовавшего все достижения совр. театр. живописи. В 40-х гг. 18
 в. к оформлению спектаклей привлекались крупные иностр. художники - К.
 Биббиена, П. и Ф. Градип-ци и др., среди к-рых видное место принадлежит
 талантливому последователю Биббиены Дж. Валериа-ни. Во 2-й пол. 18 в.
 выдвинулись талантливые русские декораторы, большинство к-рых было
 крепостными: И. Вишняков, бр. Вольские, И. Фирсов, С. Калинин, Г. Мухин,
 К. Фунтусов и др., работавшие в придворных и крепостных театрах. С 1792
 в России работал выдающийся театральный художник и архитектор П.
 Гонзаго. В его творчестве,-идейно связанном с классицизмом эпохи
 Просвещения, строгость и гармония архитектурных форм, создающих
 впечатление грандиозности и монументальности, сочетались с полной
 иллюзией реальной действительности.
  В конце 18 в. в европ. т-ре, в связи с развитием бурж. драмы,
 появляется павильонная декорация (замкнутая комната с тремя стенами и
 потолком).
  Кризис феод. идеологии в 17-18 вв. нашёл своё отражение в Д. и. стран

<< Пред.           стр. 239 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу