<< Пред.           стр. 254 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 анилиновыми красками на тонком материале (полотно или бязь) и
 рассчитанное на просвет (источники света располагаются за Д.). Д. была
 изобретена в 1822 франц. художником-декоратором Л. Лагером. 2)
 Совокупность живописного фона (написанного клеевыми красками на холсте)
 вместе с предметным планом (бутафория). Б. Я.
  ДИОРДИЕВ, Евгений Яковлевич [р. 7(20).X. 1912) - русский советский
 актёр и режиссёр. Нар. арт. Казах. ССР (1958). Учился в Одесской театр.
 студии (педагоги Я. А. Варшавский, В. С. Смышляев). Сценич. деятельность
 начал в 1930 в Одесском т-ре им. Иванова. В 1935-37- актёр
 Тираспольского т-ра, в 1937-40 - Свердловского и областных т-ров
 Свердловской области. С 1946 - актёр и режиссёр Алма-Атинского рус.
 т-ра. Д. играл драматич. и комедийные роли. Мастерство перевоплощения,
 яркая характерность - отличительные черты дарования Д.
  Роли: Астров (1946); Гарри Смит ("Русский вопрос", 1947), Швандя
 (1951), Городничий (1953); Ромодан ("Крылья" Корнейчука, 1955), Протасов
 ("Дети солнца", 1956); Платонов (в пьесе Чехова, 1959), Вожак
 ("Оптимистическая трагедия", 1960).
  С нач. 40-х гг занимается режиссёрской деятельностью, пост.
 спектакли: "Па золотом дне" Мамина-Сибиряка (1957), "Фальшивая монета"
 Горького (1958), "Оптимистическая трагедия" (1960). Снимается в кино. ?
 
  ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ (дипломная постановка) - 1) Спектакль,
 поставленный студентом-выпускником театрального учебного заведения в
 качестве экзаменац. работы для получения диплома со званием режиссёра.
 Выпускники-режиссёры направляются для постановки своих Д. с. в проф. и
 народные т-ры. 2) Спектакль, в к-ром все роли (или .часть их)
 исполняются студентами-выпускниками на право получения диплома с
 квалификацией актёра. В Д. с. могут участвовать и выпускники по др.
 сценич. специальностям ( театр. художники, художники-бутафоры и т. д.).
 В дореволюц России, где не было спец. режиссёрских и
 художественно-технич. учебных заведений, Д. с, по этим специальностям,
 естественно, не было, а актёрские Д с. обычно сводились к исполнению
 выпускниками пьес или чаще отрывков из разных пьес на закрытых
 экзаменац. показах. В СССР Д. с. существуют с 1936 (выпуски
 Североосетинской и Якутской студий ГИТИСа). Для Д. с. выпускники
 разрабатывают постановочные планы, к-рые обсуждаются и корректируются на
 соответствующих кафедрах. Д. с. демонстрируются также на сценах проф.
 т-ров, Домов культуры, колхозных клубов и пр. Для приёма каждого Д. с.
 создаётся Гос. экзаменац. (аттестационная) комиссия. В Москве
 периодически проводятся открытые смотры Д.с. с последующим широким
 обсуждением показанных работ (показы Д. с. высших театр. уч. заведений
 столицы в 1951, 1953 и др., смотр Д. с. театр. уч. заведений Москвы,
 Киева, Харькова, Минска, Тбилиси, Еревана в 1958). Анллогиучые смотры
 проводятся и в др. городах. С 1958 в Москве при ГИТИСе существует
 специальный Учебный театр. на сцене к-рого студенты-дипломники проходят
 производственную практику и систематически показывают Д. с. А. Шн.
  ДИРЕКЦИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ - орган управления казёнными (позднее
 императорскими) театрами в царской России. Дирекция была создана в 1766
 по указу Екатерины II как Дирекция петерб. придворных театров; первый
 директор- И. П. Елагин (1766-79), его преемник - В. И. Бибиков
 (1779-83). В 1783-86 наз. "Комитет над зрелищами и музыкой"
 (председатель - А. В. Олсуфьев), в 1786-1806 - снова Дирекция петерб.
 придворных т-ров. Директора:
  С. Ф. Стрекалов (1786-89), П. А. Соймонов и А. В. Храповицкий
 (1789-91, параллельно два равноправных директора), кн. Н. Б. Юсупов
 (1791-99), гр. Н. П. Шереметев (1799), обер-гофмаршал А. Л. Нарышкин
 (1799-1819), кн. П. И. Тюфякин (1819-21), А. А. Майков (1821-25), С. С.
 Остолопов (1825-29). При Нарышкине были осуществлены две реорганизации:
 1) в 1806 - учреждение Моск. имп. т-ров с подчинением их Петерб.
 дирекции, 2) в 1812 - учреждение особого комитета "для разрешения высших
 театральных вопросов" и переход Дирекции придворных т-ров в его ведение
 (существовал до 1829). В 1822, при А. А. Майкове, Моск. имп. т-ры были
 выделены из общей дирекции и переданы в ведение моек. военного
 генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына (до 1826), а затем в ведение
 вновь образованного Министерства двора. Директора: Ф. Ф. Кокошкин
 (1823-31), M. H. Загоскин (1831-42). В 1842 Моск. имп. т-ры снова были
 подчинены общей дирекции придворных т-ров с переименованием её в Д. и.
 т.; находилась в ведении Министерства имп. двора. Директорами Д. и. т.
 были кн. С. С. Гагарин (1829-33), А. М. Гедеонов (1834-58), А. И.
 Сабуров (1858-62), А. М. Борх (1862-67), С. А. Гедеонов (1867-75), К. К.
 Кистер (1875-81), И. А. Всеволожский (1881-99), С. М. Волконский
 (1899-1901), В. А. Теляковский (1901-17). Вскоре после Февральской
 революции Д. и. т. была преобразована в Дирекцию гос. т-ров (директор -
 Ф. Д. Батюшков); существовала до ноября 1917. А. Шн.
  ДИРИЖЕР (от франц. diriger - управлять) - лицо, руководящее
 коллективным исполнением муз. произведения (оркестром, хором, ансамблем
 песни и пляски), оперным и балетным спектаклем. Д. проводит подготовит,
 работу с исполнительским коллективом (на репетициях), выступает как его
 руководитель во время концерта, спектакля, указывая темп, динамич.
 оттенки, момент вступления тех или иных групп исполнителей или отдельных
 солистов, воодушевляя и организуя коллектив. Д. определяет художеств.
 истолкование исполняемого произведения, создаёт ансамбль, добивается
 технич. стройности исполнения. В 18 в. Д. вок. или инструмент, капеллы,
 а также оперы наз. капельмейстером. Позднее это название закрепилось гл.
 обр. за Д. воен. духового оркестра (наз. также военным Д.). Хоровой Д.
 наз. хормейстером.
  ДИРИЖИРОВАНИЕ - вид муз. исполнитель-ства, иск-во управления
 коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, в опере и т. п.).
 Возникло в 18 в. в связи с появлением оперы и генерал-баса. Чембалист,
 продолжая выполнять функции аккомпаниатора в речитативе, начал
 руководить ансамблем исполнителей, давал знак вступления оркестру и
 солистам, следил за соблюдением правильного темпа, ритма и сохранением
 ансамблевого строя. Помимо Д. с чембало, к-рое во мн. странах
 сохранялось в оперной практике до конца 18 в., возникло и Д., при к-ром
 дирижёр, стоя перед ансамблем, управлял им жестами с помощью палочки или
 свитка. Часто дирижировал сам композитор, автор оперы (Гайдн и Моцарт),
 а чембалист был его помощником.
  В 18 в. техника Д. интенсивно развивалась, расширился круг жестов и
 выразит, возможностей дирижера, он превратился в
 музыканта-интерпретатора, к-рый стремился не только выдержать правильный
 ритм и темп, но и донести до слушателей содержание произведения. В симф.
 оркестре первым помощником Д. становится концертмейстер-скрипач, в
 оперном оркестре им остаётся чембалист (до исчезновения генерал-баса).
 Необходимость особой специализации в Д. была вызвана развитием муз.
 иск-ва (постепенное усложнение муз. мышления, муз. языка и средств его
 выражения, оркестровой и хоровой фактуры). Сложность дирижёрского иск-ва
 потребовала участия в исполнении муз. произв., в т. ч. опер, крупнейших
 музыкантов, б. ч. композиторов, обладавших дирижёрскими способностями.
 Среди выдающихся дирижёров-профессионалов 19 в., заложивших основы совр.
 дирижёрской техники,- Г. Берлиоз, Р. Вагнер, К. М. Ве-бер, Ф.
 Мендельсон, позднее - Г. Бюлов и Г. Рихтер. Большое значение в развитии
 оперного иск-ва и профессии дирижёра имела дирижёрская деятельность Г.
 Малера. Среди его учеников - дирижёры Б. Вальтер, А. Цемлинский, О. Фрид
 и др.
  В 20 в., в связи с тенденцией к созданию синтетич. муз.-драм.
 оперного спектакля, особенно возрастает роль дирижёра и его
 ответственность. Дирижёр зачастую превращается в гл. руководителя
 спектакля, он вникает в мельчайшие детали постановки, исполняя т. о.
 функции режиссёра. Среди крупнейших мастеров оперного Д. в 20 в. Г.
 Караян, И. К pune, Б. Па-умгартнер (Австрия), Т. Бичем, А. Коутс
 (Англия), Я. Ференчик (Венгрия), Б. Вальтер, Ф. В e йнг ар т нер, О.
 Клемперер, К. К paye (Германия), А. Ралте (Голландия), Д. Митропулос
 (Греция), В. Г у и, М. Росси, А. Тосканини (Италия), Дж. Джорджеску
 (Румыния), Л. Стоковский (США), А. Ярнефельт (Финляндия), Р. Дезормъер,
 Ж. Себастьян (Франция), 3. Ха-лабала (Чехословакия), Л. Матачич
 (Югославия) и др.
  В России в 19 - нач. 20 вв. были выдающиеся дирижёры: К. Н. Лядов,
 пианист В. И. Сафонов, композиторы и пианисты С. В. Рахманинов, А. Г.
 Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн, композитор П. И. Чайковский и др. Большое
 влияние на развитие оперного Д. оказали дирижёры Э. Направник (в
 Петербурге) и В. Сук (в Москве).
  После Октябрьской революции Сов. правительство организовало
 систематич. подготовку дирижёров в лучших консерваториях страны, в
 средних и высших муз. уч. заведениях. Сов. дириж. иск-во определяется
 творчеством А. М. П азовского, Н. С. Голованова, С. А. Самосуда, Э. И.
 Грикурова, К. П. Кондрашина, А. Ш. Мелик-Пашаева, Б. Э. Хайкина, В. В.
 Небольсина и др. Развивается Д. ив союзных республиках - К. Симеонов на
 Украине, О. Димитриади в Грузии, Н. Ниязи в Азербайджане, Л. Вигнер в
 Латвии. Я. АН.
  ДИСЕНТА-И-БЕНЕДЙКТО (Dicenta y Benedicto), Хоакин
 (3.11.1863-20.II.1917) - испанский писатель, драматург. В 1888 начал
 драматургич. деятельность (пьеса в стихах "Самоубийство Вертера", труппа
 Кальво-Вико, Мадрид). Написал ок. 39 пьес. Автор первой в Испании пьесы
 о жизни рабочих - "Хуан Хосе" (1895, труппа Э. Марио, Мадрид). Пьеса
 вызвала широкий обществ, отклик в Испании, а в годы республики (1931-39)
 ставилась ежегодно 1 Мая. Д.-и-Б.-автор драм: "Люциано" (1894, труппа Э.
 Марио), "Сеньор Феодал" (1896, "Т-р комедии"), "Даниэль" (1906, труппа
 Герреро-Мендоса, Мадрид) и др.
  Соч.: Дисента-и-Бенедикто X., Хуан Хосе. Драма в 3 д., пер. с исп..
 М-, 1935.
  Лит.: Gonzales Blanco A., Los dramaturgos espanoles contemporaneos.
 Valencia, 1917. В. Ч.
  ДИСК (Divadelni studio Statnr konservatore) - чехословацкий учебный
 театр при Академии искусств. Основан в 1945 в Праге как театр. студия
 Гос. консерватории. Пост. спектаклей в Д. осуществляют студенты старших
 курсов, являющиеся актёрами и оформителями этих спектаклей. Л. Сол.
  ДИСКАНТ, д и ш к а н т (позднелат. discantus, от лат. dis -
 приставка, означающая расчленение, и cantus- пение),- 1) Высокий детский
 голос (мальчиков). 2) Партия в хоре или BOK. ансамбле, исполняемая
 высокими детскими или высокими женскими (сопрано) голосами.
  ДИССЕПОЛО (Discepolo), Армандо (р. 18.IX.1887) - аргентинский
 драматург, режиссёр. Работу в т-ре начал в 1910 драмой "В железных
 тисках" (т-р "Аполо", Буэнос-Айрес), к-рая выдвинула его в ряды лучших
 аргент. драматургов реалистич. направления. Писал сайнете драмы,
 комедии. Автор пьес:
  "Кузница" (1912, т-р "Аполо") из жизни рабочих, "Честные люди",
 "Кукла", "Поднимись и шагай" и др. Пьесы "Органчик" (1925), "Матео"
 (1923) и "Часовщик" (1935) сохраняются в репертуаре аргент. т-ров. Герои
 Д.- люди "дна". Пьесы его отмечены яркостью диалога и драматизмом,
 обличают распад бурж. общества Аргентины 30-х гг. Продолжая традиции Ф.
 Санчеса Д. стремился отобразить стремление людей к лучшей жизни, но
 герои его пассивны, обычно не видят выхода из кризиса. В 1929 Д. начал
 режиссёрскую деятельность в труппе "Нового т-ра" (Буэнос-Айрес); в 1930
 - режиссёр т-ра "Архентино" (Буэнос-Айрес). Пост. спектакли: "Конец
 недели" Шериффа, "Приглашение к путешествию" Бернарда, "Снег"
 Пши-бышевского и др. В 1936-40 работал в т-рах "Астраль", "Политеама" и
 др. (Буэнос-Айрес). Пропагандировал на аргент. сцене систему
 Станиславского. Воспитал плеяду выдающихся аргент. актёров (Б.
 Зингерман, Ф. Петрони, М. Де ла Bera и др.).
  Лит.: О г d a z L., El teatro en tl Rio de la Plata. 2 ed., B. Aires,
 1957; Siete sainetes portenos, B. Aires,1958; Gallo B. R., Historia del
 sainete nacional, B. Aires, 1959. Ал. Р.
  ДИСТЕГЙЯ (греч. ????????, от ?? - приставка, означающая дважды,
 двойной, и ?????? - крыша) - в древнегреческом театре, по-видимому,
 верхний этаж здания сцены, а также его плоская крыша. По свидетельству
 греч. лексикографа Полидевка (Поллукса), в трагедии Д. изображала
 верхний этаж дворца (напр., в "Финикиянках" Еврипида Антигона смотрит с
 Д. на войско, осаждающее Фивы). С. Д.
  ДИ СТЕФАНО (Di Stefano), Джузеппе (р.24. VII. 1921) - итальянский
 артист оперы (лирический тенор). Ученик А. Торкио и Л. Монтезанто.
 Дебютировал в т-ре города Реджо-нель-Эмилия в 1946 в опере "Манон"
 Массне (де Грие). В сезоне 1946-47 выступал в оперных т-рах Милана, Рима
 и Барселоны. С 1948 ежегодно поёт в "Метрополитен-опера", гастролирует в
 городах Европы и Америки, в т. ч. в Генуе (1951), Триесте (1950, 1952),
 Мехико (1952), Берлине (1955), Вене (1956). С 1951-солист т-ра "Ла
 Скала". У Ди С. ровный звучный голос широк oro диапазона, точная
 фразировка, выдающиеся сценич. данные. Особенно удаются артисту
 драматич. партии, требующие большого исполнительского темперамента.
  Партии: Эдгар, Неморино ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток"
 Доницетти), Холе, Альфред, Каварадос-си, Рудольф, Канио; Пинкертон
 ("Чио-Чио-сан"), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Манрико
 ("Трубадур"), Герцог;
  Надир ("Искатели жемчуга" Визе), Вертер, Ленский и др. Лит.: L a ? г
 i -V о l p i G., Voci parallele, Mil., 1955.
  Св. Г., Иг. Ф.
  ДЙТТЕРСДОРФ (Dittersdorf), Карл (2. XI. 1739- 24. X. 1799) -
 австрийский композитор, дирижёр, скрипач. Музыке обучался в Вене. В
 1761-65 служил скрипачом в венском придворном оркестре, в 1765-95
 работал придворным капельмейстером. Д.- один из создателей венского
 зингшпиля, соединявшего простоту и ясность мелодии, близкой к бытовым
 истокам, с развитыми оперными формами (арии, ансамбли и т. д.).
  Автор зингшпилей:
  "Доктор и аптекарь"
  (1786), "Обман из-за суеверия" (1786), "Любовь в сумасшедшем доме"
  (1787) (все пост. в Вене, в "Кернтнертортеатре"), "Скряга Иеронимус"
 (1787. "Леопольдштадт-театр". Вена), "Красная шапочка" (1788,
 Бреславль); опер: "Отвергнутая любовь" (соч. 1771), "Кузнец" (соч.
 1775), "Свадьба Фигаро" (соч. до 1786), "Призраке барабаном" (соч.
 1794), "Виндзорские проказницы" (соч. 1796) (все не пост.), св. 100
 симфоний и,др.соч.
  Соч.: Uber die Grenzen des Komischen und Heroischen in der Musik,
 "AMZ", Lpz., 1798; Uber die Behandlung italienischer Texte bei der
 Komposition, там же.
  Лит.: K r e b s С., Dittersdorf lana, Lpz., 1900 (с перечнем всех
 соч. Д.); Holi К.. С. v. Dittersdorf's Opern fur das wiederhergestellte
 Johannisberger Theater. Diss., Bonn - Hdib., 1913; RiedingerL.,
 Dittersdorf als Opernkomponist, в кн.: Studien zur Musikwissenschaft...,
 II, Lpz.-W., 1914. An. ?.
  ДИФЙЛ (???????)?3 С и н о п а (ок. 355/350-ок. 263 до н.
 э.)-др.-греч. драматург; один из виднейших представителей новой аттич.
 комедии. Современник и соперник Менандра, Д. принадлежало ок. 100
 комедий (сохранилось ок. 60 названий и незначит. фрагменты). Комедии Д.
 отличались мастерством композиции, умелым сопоставлением контрастных
 сцен, живым и острым диалогом. Творчеству Д. подражал Плавт в нек-рых
 своих комедиях ("Казина", "Канат" и др.).
  Лит.: Comicorum atticorum fragmenta, cd. Th. Kock, v. 2, Lipsiae,
 1884. C. M.
  ДИФИРАМБ (??????????) - в Древней Греции хоровое песнопение в честь
 бога Диониса. Возник в устной нар. поэзии. В 7-6 вв. до н. э. лит. форму
 Д. придал поэт Арион. При исполнении Д. из хора выделялся запевала,
 зачинавший песню, подхватываемую хором. Д. отличался повышенной
 эмоциональностью и, по-видимому, включал зачатки диалога (между
 запевалой и хором), что и определяет его значение для возникновения
 греч. драмы. По словам Аристотеля, трагедия возникла от запевал Д.
 ("Поэтика", гл. 4). 'Д. раннего периода, принадлежащие Ариону, Ласу и
 др., не сохранились, Д. поэта Пиндара дошли в виде фрагментов. В 1896
 был обнаружен сборник поэм Бакхилида, одна из них - Д. "Тезей" (70-е гг.
 5 в. до н. э.) - имеет чёткое диалогич. построение. Драматич. элемент
 был, по-видимому, присущ и более ранним Д., но Бакхилид усилил его.
  Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
 др.], т. l, M.-Л., 1946. С. А.
  ДИФТЕРЫ (греч. ??????? - шкура, кожа) - в древнегреческой комедии
 костюм пастухов и других сельских персонажей; род грубой одежды из кожи
 (или шкуры) домашнего животного. С. А.
  ДИШКАНТ - см. Дискант.
  ДМИТЕРКО, Любомир Дмитриевич (р. 18. III. 1911) - украинский
 советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Учился в
 Ин-те нар. образования Каменец-Подольска (1928-30), на сценарных курсах
 Киевского киноинститута (1930-32). Лит. деятельность начал в 1928.
 Написал пьесы: "Хре-щатыйяр" (1944, Т-р им. Франко, Киев), в новой
 редакции - "Генерал Ватутин" (1947, Т-р им. Шевченко, Харьков) - о
 героической борьбе советских воинов за освобождение Киева, "Навеки
 вместе"
  (1950, Днепропетровский т-р им. Шевченко) - историческая драма о
 борьбе за воссоединение украинского и русского народов, о их единстве и
 содружестве. Автор пьес "Пути человеческие" ("Подснежники", 1954,
 Харьковский т-р им. Шевченко) - о строителях гидроэлектростанции на
 Днепре, "В золотой раме" (1956, там же) - о значении иск-ва, творчестве
 художника, "Девичья доля" (1959, Запорожский т-р им. Щорса) - о
 воспитании молодёжи. Пьесы Д. отличаются поэтичностью, романтич.
 приподнятостью, в них созданы яркие характеры, отражены жизненные
 конфликты.
  С о ч Пьесы, Киев, 1951; Драмы, пер. с украинск., М., 1955.
  Лит.: К у з я к и н а Н., Любомир Дмитерко. Лит.-критич очерк, Киев,
 1951; Письменник радянсько Украни, Кив, 1900. Р. Б.
  ДМИТРЕВСКИЙ (наст. фам.- Д е м е р т), Владимир Александрович
 [19(31).VII.1820-22.I(3.II). 1871)]- русский актёр. Учился на
 философском ф-те Казанского ун-та (1838-39). Участвовал в любительских
 спектаклях. Сценич. деятельность начал в Казани в труппе П. А. Соколова
 (амплуа простака), затем (1840-е гг.) играл в Калуге. Исполнял роли
 резонёров и характерные. В 1847 дебютировал на сцене Малого т-ра и в
 1848 был зачислен в труппу. Отличаясь умом, культурой, самобытным
 талантом, исключит. трудолюбием, Д. тщательно изучал каждую роль,
 создавая даже в слабых пьесах живые сценич. образы.
  Роли: Готье (комедия-водевиль "Записки демона" Араго и Вермона),
 Правдин ("Недоросль"), Яичница и Кочкарёв ("Женитьба"), Фёдор ("Свадьба
 Кречинского"). Д. много выступал в произв. Островского; был первым
 исполнителем 19 ролей в его пьесах на моек. сцене: Илья ("Не так живи,
 как хочется"), Вышневский ("Доходное место"), Голутьин ("На всякого
 мтдреца - довольно простоты"), Хлынов ("Горячее сердце") и*др. Исполнял
 роли в пьесах Шекспира - Яго; сэр Тоби ("Двенадцатая ночь"). Играл в
 комедиях Мольера -"Тартюф" (Оргон и Клеант), /Лекарь поневоле" (Жеронт).
 В 1856- 1862 преподавал драм. иск-во в Моск. театр. уч-ще.
  Лит.: Баженов А. Н., Соч. и переводы, т. 1. М., 1869. Е. Фил.
  ДМИТРЕВСКИЙ (Дмитревской), Иван Афанасьевич [28ДЦИ.???). 1734-27.
 Х(8.Х?). 1821] -русский актёр, режиссер, педагог; переводчик, автор лит.
 трудов, театральный деятель. Друг Ф. Г. Волкова и его сподвижник по
 созданию т-ра в Ярославле (1750), Д. был вместе с труппой Волкова вызван
 в Петербург ив 1752 отдан "для подготовки к актёрскому званию" в Петерб.
 шляхетный корпус. В 1756 Д. вошёл в труппу первого рус. постоянного

<< Пред.           стр. 254 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу