<< Пред. стр. 254 (из 913) След. >>
анилиновыми красками на тонком материале (полотно или бязь) ирассчитанное на просвет (источники света располагаются за Д.). Д. была
изобретена в 1822 франц. художником-декоратором Л. Лагером. 2)
Совокупность живописного фона (написанного клеевыми красками на холсте)
вместе с предметным планом (бутафория). Б. Я.
ДИОРДИЕВ, Евгений Яковлевич [р. 7(20).X. 1912) - русский советский
актёр и режиссёр. Нар. арт. Казах. ССР (1958). Учился в Одесской театр.
студии (педагоги Я. А. Варшавский, В. С. Смышляев). Сценич. деятельность
начал в 1930 в Одесском т-ре им. Иванова. В 1935-37- актёр
Тираспольского т-ра, в 1937-40 - Свердловского и областных т-ров
Свердловской области. С 1946 - актёр и режиссёр Алма-Атинского рус.
т-ра. Д. играл драматич. и комедийные роли. Мастерство перевоплощения,
яркая характерность - отличительные черты дарования Д.
Роли: Астров (1946); Гарри Смит ("Русский вопрос", 1947), Швандя
(1951), Городничий (1953); Ромодан ("Крылья" Корнейчука, 1955), Протасов
("Дети солнца", 1956); Платонов (в пьесе Чехова, 1959), Вожак
("Оптимистическая трагедия", 1960).
С нач. 40-х гг занимается режиссёрской деятельностью, пост.
спектакли: "Па золотом дне" Мамина-Сибиряка (1957), "Фальшивая монета"
Горького (1958), "Оптимистическая трагедия" (1960). Снимается в кино. ?
ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ (дипломная постановка) - 1) Спектакль,
поставленный студентом-выпускником театрального учебного заведения в
качестве экзаменац. работы для получения диплома со званием режиссёра.
Выпускники-режиссёры направляются для постановки своих Д. с. в проф. и
народные т-ры. 2) Спектакль, в к-ром все роли (или .часть их)
исполняются студентами-выпускниками на право получения диплома с
квалификацией актёра. В Д. с. могут участвовать и выпускники по др.
сценич. специальностям ( театр. художники, художники-бутафоры и т. д.).
В дореволюц России, где не было спец. режиссёрских и
художественно-технич. учебных заведений, Д. с, по этим специальностям,
естественно, не было, а актёрские Д с. обычно сводились к исполнению
выпускниками пьес или чаще отрывков из разных пьес на закрытых
экзаменац. показах. В СССР Д. с. существуют с 1936 (выпуски
Североосетинской и Якутской студий ГИТИСа). Для Д. с. выпускники
разрабатывают постановочные планы, к-рые обсуждаются и корректируются на
соответствующих кафедрах. Д. с. демонстрируются также на сценах проф.
т-ров, Домов культуры, колхозных клубов и пр. Для приёма каждого Д. с.
создаётся Гос. экзаменац. (аттестационная) комиссия. В Москве
периодически проводятся открытые смотры Д.с. с последующим широким
обсуждением показанных работ (показы Д. с. высших театр. уч. заведений
столицы в 1951, 1953 и др., смотр Д. с. театр. уч. заведений Москвы,
Киева, Харькова, Минска, Тбилиси, Еревана в 1958). Анллогиучые смотры
проводятся и в др. городах. С 1958 в Москве при ГИТИСе существует
специальный Учебный театр. на сцене к-рого студенты-дипломники проходят
производственную практику и систематически показывают Д. с. А. Шн.
ДИРЕКЦИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ - орган управления казёнными (позднее
императорскими) театрами в царской России. Дирекция была создана в 1766
по указу Екатерины II как Дирекция петерб. придворных театров; первый
директор- И. П. Елагин (1766-79), его преемник - В. И. Бибиков
(1779-83). В 1783-86 наз. "Комитет над зрелищами и музыкой"
(председатель - А. В. Олсуфьев), в 1786-1806 - снова Дирекция петерб.
придворных т-ров. Директора:
С. Ф. Стрекалов (1786-89), П. А. Соймонов и А. В. Храповицкий
(1789-91, параллельно два равноправных директора), кн. Н. Б. Юсупов
(1791-99), гр. Н. П. Шереметев (1799), обер-гофмаршал А. Л. Нарышкин
(1799-1819), кн. П. И. Тюфякин (1819-21), А. А. Майков (1821-25), С. С.
Остолопов (1825-29). При Нарышкине были осуществлены две реорганизации:
1) в 1806 - учреждение Моск. имп. т-ров с подчинением их Петерб.
дирекции, 2) в 1812 - учреждение особого комитета "для разрешения высших
театральных вопросов" и переход Дирекции придворных т-ров в его ведение
(существовал до 1829). В 1822, при А. А. Майкове, Моск. имп. т-ры были
выделены из общей дирекции и переданы в ведение моек. военного
генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына (до 1826), а затем в ведение
вновь образованного Министерства двора. Директора: Ф. Ф. Кокошкин
(1823-31), M. H. Загоскин (1831-42). В 1842 Моск. имп. т-ры снова были
подчинены общей дирекции придворных т-ров с переименованием её в Д. и.
т.; находилась в ведении Министерства имп. двора. Директорами Д. и. т.
были кн. С. С. Гагарин (1829-33), А. М. Гедеонов (1834-58), А. И.
Сабуров (1858-62), А. М. Борх (1862-67), С. А. Гедеонов (1867-75), К. К.
Кистер (1875-81), И. А. Всеволожский (1881-99), С. М. Волконский
(1899-1901), В. А. Теляковский (1901-17). Вскоре после Февральской
революции Д. и. т. была преобразована в Дирекцию гос. т-ров (директор -
Ф. Д. Батюшков); существовала до ноября 1917. А. Шн.
ДИРИЖЕР (от франц. diriger - управлять) - лицо, руководящее
коллективным исполнением муз. произведения (оркестром, хором, ансамблем
песни и пляски), оперным и балетным спектаклем. Д. проводит подготовит,
работу с исполнительским коллективом (на репетициях), выступает как его
руководитель во время концерта, спектакля, указывая темп, динамич.
оттенки, момент вступления тех или иных групп исполнителей или отдельных
солистов, воодушевляя и организуя коллектив. Д. определяет художеств.
истолкование исполняемого произведения, создаёт ансамбль, добивается
технич. стройности исполнения. В 18 в. Д. вок. или инструмент, капеллы,
а также оперы наз. капельмейстером. Позднее это название закрепилось гл.
обр. за Д. воен. духового оркестра (наз. также военным Д.). Хоровой Д.
наз. хормейстером.
ДИРИЖИРОВАНИЕ - вид муз. исполнитель-ства, иск-во управления
коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, в опере и т. п.).
Возникло в 18 в. в связи с появлением оперы и генерал-баса. Чембалист,
продолжая выполнять функции аккомпаниатора в речитативе, начал
руководить ансамблем исполнителей, давал знак вступления оркестру и
солистам, следил за соблюдением правильного темпа, ритма и сохранением
ансамблевого строя. Помимо Д. с чембало, к-рое во мн. странах
сохранялось в оперной практике до конца 18 в., возникло и Д., при к-ром
дирижёр, стоя перед ансамблем, управлял им жестами с помощью палочки или
свитка. Часто дирижировал сам композитор, автор оперы (Гайдн и Моцарт),
а чембалист был его помощником.
В 18 в. техника Д. интенсивно развивалась, расширился круг жестов и
выразит, возможностей дирижера, он превратился в
музыканта-интерпретатора, к-рый стремился не только выдержать правильный
ритм и темп, но и донести до слушателей содержание произведения. В симф.
оркестре первым помощником Д. становится концертмейстер-скрипач, в
оперном оркестре им остаётся чембалист (до исчезновения генерал-баса).
Необходимость особой специализации в Д. была вызвана развитием муз.
иск-ва (постепенное усложнение муз. мышления, муз. языка и средств его
выражения, оркестровой и хоровой фактуры). Сложность дирижёрского иск-ва
потребовала участия в исполнении муз. произв., в т. ч. опер, крупнейших
музыкантов, б. ч. композиторов, обладавших дирижёрскими способностями.
Среди выдающихся дирижёров-профессионалов 19 в., заложивших основы совр.
дирижёрской техники,- Г. Берлиоз, Р. Вагнер, К. М. Ве-бер, Ф.
Мендельсон, позднее - Г. Бюлов и Г. Рихтер. Большое значение в развитии
оперного иск-ва и профессии дирижёра имела дирижёрская деятельность Г.
Малера. Среди его учеников - дирижёры Б. Вальтер, А. Цемлинский, О. Фрид
и др.
В 20 в., в связи с тенденцией к созданию синтетич. муз.-драм.
оперного спектакля, особенно возрастает роль дирижёра и его
ответственность. Дирижёр зачастую превращается в гл. руководителя
спектакля, он вникает в мельчайшие детали постановки, исполняя т. о.
функции режиссёра. Среди крупнейших мастеров оперного Д. в 20 в. Г.
Караян, И. К pune, Б. Па-умгартнер (Австрия), Т. Бичем, А. Коутс
(Англия), Я. Ференчик (Венгрия), Б. Вальтер, Ф. В e йнг ар т нер, О.
Клемперер, К. К paye (Германия), А. Ралте (Голландия), Д. Митропулос
(Греция), В. Г у и, М. Росси, А. Тосканини (Италия), Дж. Джорджеску
(Румыния), Л. Стоковский (США), А. Ярнефельт (Финляндия), Р. Дезормъер,
Ж. Себастьян (Франция), 3. Ха-лабала (Чехословакия), Л. Матачич
(Югославия) и др.
В России в 19 - нач. 20 вв. были выдающиеся дирижёры: К. Н. Лядов,
пианист В. И. Сафонов, композиторы и пианисты С. В. Рахманинов, А. Г.
Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн, композитор П. И. Чайковский и др. Большое
влияние на развитие оперного Д. оказали дирижёры Э. Направник (в
Петербурге) и В. Сук (в Москве).
После Октябрьской революции Сов. правительство организовало
систематич. подготовку дирижёров в лучших консерваториях страны, в
средних и высших муз. уч. заведениях. Сов. дириж. иск-во определяется
творчеством А. М. П азовского, Н. С. Голованова, С. А. Самосуда, Э. И.
Грикурова, К. П. Кондрашина, А. Ш. Мелик-Пашаева, Б. Э. Хайкина, В. В.
Небольсина и др. Развивается Д. ив союзных республиках - К. Симеонов на
Украине, О. Димитриади в Грузии, Н. Ниязи в Азербайджане, Л. Вигнер в
Латвии. Я. АН.
ДИСЕНТА-И-БЕНЕДЙКТО (Dicenta y Benedicto), Хоакин
(3.11.1863-20.II.1917) - испанский писатель, драматург. В 1888 начал
драматургич. деятельность (пьеса в стихах "Самоубийство Вертера", труппа
Кальво-Вико, Мадрид). Написал ок. 39 пьес. Автор первой в Испании пьесы
о жизни рабочих - "Хуан Хосе" (1895, труппа Э. Марио, Мадрид). Пьеса
вызвала широкий обществ, отклик в Испании, а в годы республики (1931-39)
ставилась ежегодно 1 Мая. Д.-и-Б.-автор драм: "Люциано" (1894, труппа Э.
Марио), "Сеньор Феодал" (1896, "Т-р комедии"), "Даниэль" (1906, труппа
Герреро-Мендоса, Мадрид) и др.
Соч.: Дисента-и-Бенедикто X., Хуан Хосе. Драма в 3 д., пер. с исп..
М-, 1935.
Лит.: Gonzales Blanco A., Los dramaturgos espanoles contemporaneos.
Valencia, 1917. В. Ч.
ДИСК (Divadelni studio Statnr konservatore) - чехословацкий учебный
театр при Академии искусств. Основан в 1945 в Праге как театр. студия
Гос. консерватории. Пост. спектаклей в Д. осуществляют студенты старших
курсов, являющиеся актёрами и оформителями этих спектаклей. Л. Сол.
ДИСКАНТ, д и ш к а н т (позднелат. discantus, от лат. dis -
приставка, означающая расчленение, и cantus- пение),- 1) Высокий детский
голос (мальчиков). 2) Партия в хоре или BOK. ансамбле, исполняемая
высокими детскими или высокими женскими (сопрано) голосами.
ДИССЕПОЛО (Discepolo), Армандо (р. 18.IX.1887) - аргентинский
драматург, режиссёр. Работу в т-ре начал в 1910 драмой "В железных
тисках" (т-р "Аполо", Буэнос-Айрес), к-рая выдвинула его в ряды лучших
аргент. драматургов реалистич. направления. Писал сайнете драмы,
комедии. Автор пьес:
"Кузница" (1912, т-р "Аполо") из жизни рабочих, "Честные люди",
"Кукла", "Поднимись и шагай" и др. Пьесы "Органчик" (1925), "Матео"
(1923) и "Часовщик" (1935) сохраняются в репертуаре аргент. т-ров. Герои
Д.- люди "дна". Пьесы его отмечены яркостью диалога и драматизмом,
обличают распад бурж. общества Аргентины 30-х гг. Продолжая традиции Ф.
Санчеса Д. стремился отобразить стремление людей к лучшей жизни, но
герои его пассивны, обычно не видят выхода из кризиса. В 1929 Д. начал
режиссёрскую деятельность в труппе "Нового т-ра" (Буэнос-Айрес); в 1930
- режиссёр т-ра "Архентино" (Буэнос-Айрес). Пост. спектакли: "Конец
недели" Шериффа, "Приглашение к путешествию" Бернарда, "Снег"
Пши-бышевского и др. В 1936-40 работал в т-рах "Астраль", "Политеама" и
др. (Буэнос-Айрес). Пропагандировал на аргент. сцене систему
Станиславского. Воспитал плеяду выдающихся аргент. актёров (Б.
Зингерман, Ф. Петрони, М. Де ла Bera и др.).
Лит.: О г d a z L., El teatro en tl Rio de la Plata. 2 ed., B. Aires,
1957; Siete sainetes portenos, B. Aires,1958; Gallo B. R., Historia del
sainete nacional, B. Aires, 1959. Ал. Р.
ДИСТЕГЙЯ (греч. ????????, от ?? - приставка, означающая дважды,
двойной, и ?????? - крыша) - в древнегреческом театре, по-видимому,
верхний этаж здания сцены, а также его плоская крыша. По свидетельству
греч. лексикографа Полидевка (Поллукса), в трагедии Д. изображала
верхний этаж дворца (напр., в "Финикиянках" Еврипида Антигона смотрит с
Д. на войско, осаждающее Фивы). С. Д.
ДИ СТЕФАНО (Di Stefano), Джузеппе (р.24. VII. 1921) - итальянский
артист оперы (лирический тенор). Ученик А. Торкио и Л. Монтезанто.
Дебютировал в т-ре города Реджо-нель-Эмилия в 1946 в опере "Манон"
Массне (де Грие). В сезоне 1946-47 выступал в оперных т-рах Милана, Рима
и Барселоны. С 1948 ежегодно поёт в "Метрополитен-опера", гастролирует в
городах Европы и Америки, в т. ч. в Генуе (1951), Триесте (1950, 1952),
Мехико (1952), Берлине (1955), Вене (1956). С 1951-солист т-ра "Ла
Скала". У Ди С. ровный звучный голос широк oro диапазона, точная
фразировка, выдающиеся сценич. данные. Особенно удаются артисту
драматич. партии, требующие большого исполнительского темперамента.
Партии: Эдгар, Неморино ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток"
Доницетти), Холе, Альфред, Каварадос-си, Рудольф, Канио; Пинкертон
("Чио-Чио-сан"), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Манрико
("Трубадур"), Герцог;
Надир ("Искатели жемчуга" Визе), Вертер, Ленский и др. Лит.: L a ? г
i -V о l p i G., Voci parallele, Mil., 1955.
Св. Г., Иг. Ф.
ДЙТТЕРСДОРФ (Dittersdorf), Карл (2. XI. 1739- 24. X. 1799) -
австрийский композитор, дирижёр, скрипач. Музыке обучался в Вене. В
1761-65 служил скрипачом в венском придворном оркестре, в 1765-95
работал придворным капельмейстером. Д.- один из создателей венского
зингшпиля, соединявшего простоту и ясность мелодии, близкой к бытовым
истокам, с развитыми оперными формами (арии, ансамбли и т. д.).
Автор зингшпилей:
"Доктор и аптекарь"
(1786), "Обман из-за суеверия" (1786), "Любовь в сумасшедшем доме"
(1787) (все пост. в Вене, в "Кернтнертортеатре"), "Скряга Иеронимус"
(1787. "Леопольдштадт-театр". Вена), "Красная шапочка" (1788,
Бреславль); опер: "Отвергнутая любовь" (соч. 1771), "Кузнец" (соч.
1775), "Свадьба Фигаро" (соч. до 1786), "Призраке барабаном" (соч.
1794), "Виндзорские проказницы" (соч. 1796) (все не пост.), св. 100
симфоний и,др.соч.
Соч.: Uber die Grenzen des Komischen und Heroischen in der Musik,
"AMZ", Lpz., 1798; Uber die Behandlung italienischer Texte bei der
Komposition, там же.
Лит.: K r e b s С., Dittersdorf lana, Lpz., 1900 (с перечнем всех
соч. Д.); Holi К.. С. v. Dittersdorf's Opern fur das wiederhergestellte
Johannisberger Theater. Diss., Bonn - Hdib., 1913; RiedingerL.,
Dittersdorf als Opernkomponist, в кн.: Studien zur Musikwissenschaft...,
II, Lpz.-W., 1914. An. ?.
ДИФЙЛ (???????)?3 С и н о п а (ок. 355/350-ок. 263 до н.
э.)-др.-греч. драматург; один из виднейших представителей новой аттич.
комедии. Современник и соперник Менандра, Д. принадлежало ок. 100
комедий (сохранилось ок. 60 названий и незначит. фрагменты). Комедии Д.
отличались мастерством композиции, умелым сопоставлением контрастных
сцен, живым и острым диалогом. Творчеству Д. подражал Плавт в нек-рых
своих комедиях ("Казина", "Канат" и др.).
Лит.: Comicorum atticorum fragmenta, cd. Th. Kock, v. 2, Lipsiae,
1884. C. M.
ДИФИРАМБ (??????????) - в Древней Греции хоровое песнопение в честь
бога Диониса. Возник в устной нар. поэзии. В 7-6 вв. до н. э. лит. форму
Д. придал поэт Арион. При исполнении Д. из хора выделялся запевала,
зачинавший песню, подхватываемую хором. Д. отличался повышенной
эмоциональностью и, по-видимому, включал зачатки диалога (между
запевалой и хором), что и определяет его значение для возникновения
греч. драмы. По словам Аристотеля, трагедия возникла от запевал Д.
("Поэтика", гл. 4). 'Д. раннего периода, принадлежащие Ариону, Ласу и
др., не сохранились, Д. поэта Пиндара дошли в виде фрагментов. В 1896
был обнаружен сборник поэм Бакхилида, одна из них - Д. "Тезей" (70-е гг.
5 в. до н. э.) - имеет чёткое диалогич. построение. Драматич. элемент
был, по-видимому, присущ и более ранним Д., но Бакхилид усилил его.
Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
др.], т. l, M.-Л., 1946. С. А.
ДИФТЕРЫ (греч. ??????? - шкура, кожа) - в древнегреческой комедии
костюм пастухов и других сельских персонажей; род грубой одежды из кожи
(или шкуры) домашнего животного. С. А.
ДИШКАНТ - см. Дискант.
ДМИТЕРКО, Любомир Дмитриевич (р. 18. III. 1911) - украинский
советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Учился в
Ин-те нар. образования Каменец-Подольска (1928-30), на сценарных курсах
Киевского киноинститута (1930-32). Лит. деятельность начал в 1928.
Написал пьесы: "Хре-щатыйяр" (1944, Т-р им. Франко, Киев), в новой
редакции - "Генерал Ватутин" (1947, Т-р им. Шевченко, Харьков) - о
героической борьбе советских воинов за освобождение Киева, "Навеки
вместе"
(1950, Днепропетровский т-р им. Шевченко) - историческая драма о
борьбе за воссоединение украинского и русского народов, о их единстве и
содружестве. Автор пьес "Пути человеческие" ("Подснежники", 1954,
Харьковский т-р им. Шевченко) - о строителях гидроэлектростанции на
Днепре, "В золотой раме" (1956, там же) - о значении иск-ва, творчестве
художника, "Девичья доля" (1959, Запорожский т-р им. Щорса) - о
воспитании молодёжи. Пьесы Д. отличаются поэтичностью, романтич.
приподнятостью, в них созданы яркие характеры, отражены жизненные
конфликты.
С о ч Пьесы, Киев, 1951; Драмы, пер. с украинск., М., 1955.
Лит.: К у з я к и н а Н., Любомир Дмитерко. Лит.-критич очерк, Киев,
1951; Письменник радянсько Украни, Кив, 1900. Р. Б.
ДМИТРЕВСКИЙ (наст. фам.- Д е м е р т), Владимир Александрович
[19(31).VII.1820-22.I(3.II). 1871)]- русский актёр. Учился на
философском ф-те Казанского ун-та (1838-39). Участвовал в любительских
спектаклях. Сценич. деятельность начал в Казани в труппе П. А. Соколова
(амплуа простака), затем (1840-е гг.) играл в Калуге. Исполнял роли
резонёров и характерные. В 1847 дебютировал на сцене Малого т-ра и в
1848 был зачислен в труппу. Отличаясь умом, культурой, самобытным
талантом, исключит. трудолюбием, Д. тщательно изучал каждую роль,
создавая даже в слабых пьесах живые сценич. образы.
Роли: Готье (комедия-водевиль "Записки демона" Араго и Вермона),
Правдин ("Недоросль"), Яичница и Кочкарёв ("Женитьба"), Фёдор ("Свадьба
Кречинского"). Д. много выступал в произв. Островского; был первым
исполнителем 19 ролей в его пьесах на моек. сцене: Илья ("Не так живи,
как хочется"), Вышневский ("Доходное место"), Голутьин ("На всякого
мтдреца - довольно простоты"), Хлынов ("Горячее сердце") и*др. Исполнял
роли в пьесах Шекспира - Яго; сэр Тоби ("Двенадцатая ночь"). Играл в
комедиях Мольера -"Тартюф" (Оргон и Клеант), /Лекарь поневоле" (Жеронт).
В 1856- 1862 преподавал драм. иск-во в Моск. театр. уч-ще.
Лит.: Баженов А. Н., Соч. и переводы, т. 1. М., 1869. Е. Фил.
ДМИТРЕВСКИЙ (Дмитревской), Иван Афанасьевич [28ДЦИ.???). 1734-27.
Х(8.Х?). 1821] -русский актёр, режиссер, педагог; переводчик, автор лит.
трудов, театральный деятель. Друг Ф. Г. Волкова и его сподвижник по
созданию т-ра в Ярославле (1750), Д. был вместе с труппой Волкова вызван
в Петербург ив 1752 отдан "для подготовки к актёрскому званию" в Петерб.
шляхетный корпус. В 1756 Д. вошёл в труппу первого рус. постоянного