<< Пред.           стр. 28 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 фарсы (этот обычай удержался в А. т. до 19 в.), что способствовало
 развитию комедийно-фарсового жанра драматургии и т-ра. Большое развитие
 получила в А. т. 18 в. также пантомима, истоки к-рой восходят к итал.
 комедии дель арте, известной в Англии через гастролёров со второй пол.
 16 в. Первая англ. пантомима "Трактирные плуты" была пост. в т-ре
 "Друри-Лейн" в 1702. С 1716 благодаря деятельности Дж. Уивера, Тёрмонд и
 Дж. Рича пантомима занимает значит, место в репертуаре А. т.,
 способствуя развитию актёрского иск-ва и постановочной культуры (в т. ч.
 декорационного иск-ва).
  На протяжении всего 18 в. в Лондоне сохранялась монополия т-ров
 "Друри-Лейн" (с 1663) и "Ковент-Гарден" (с 1732). Вместе с тем здесь
 возникали также и др. т-ры, напр. "Гудменс-Филдс" (1729-42).
 Основывались т-ры и в др. больших городах Англии, Шотландии и Ирландии.
 Провинция становилась источником пополнения столичных сцен даровитыми
 актёрами. Наряду с театр. антрепризами существовали также т-ры, носившие
 характер паевых товариществ, к-рые, однако, существенно отличались от
 подобных компаний эпохи Возрождения. В 18 в. гл. пайщик, владеющий более
 чем половиной паев, являлся полноправным распорядителем т-ра. Такими гл.
 пайщиками были, напр., актёр Гаррик и драматург Шеридан, руководившие
 т-ром "Друри-Лейн" (первый с 1747 по 1776, второй - с 1776 по 1809). К
 18 в. относится возникновение англ. драматич. критики, игравшей большую
 роль в развитии А. т. (критики допускались в т-ры и на репетиции, где
 они давали советы участникам спектакля).
  Начало 18 в. отмечено деятельностью актёров клас-сицистич. школы Дж.
 Бутса, Р. Уилкса и др.; середина 18 в.- Дж. Куина. В комедийном
 репертуаре первой пол. 18 в. выдвинулись К. Сиббер и А. Олдфилд. К
 середине 18 в. относится деятельность К. Клайв, П. Уоффингтон, Ч.
 Маклина.
  Крупнейшим деятелем театр. иск-ва в эпоху Просвещения был великий
 англ. актёр 18 в. Д. Гаррик.
  Его борьба за просветительский репертуар, поражавшая простотой и
 психологич. глубиной игра, деятельность по формированию образцовой
 труппы и воспитанию актёров, реформы в -области режиссуры имели
 важнейшее значение для утверждения реализма в сценич. иск-ве 18 в.
 (Гаррик окончательно изгнал публику со сцены, ввёл ряд технич.
 усовершенствований, напр. сделал источники сценич. освещения не видимыми
 для публики).
  Развитию декорационного иск-ва в 18 в. способствовал Ф. Ж. Лутербур.
 Однако до конца 18 в. актёры продолжали играть в совр. или условных
 театр. костюмах.
  Крупнейшими англ. актёрами конца 18- нач. 19 вв. были Дж. Кембл и его
 сестра С. Сиддонс - мастера монументального трагического стиля. Если
 первый был во многом еще связан с традициями классицизма, то Сиддонс
 осталась в истории А. т. как одна из самых выдающихся актрис благодаря
 органическому сочетанию блестящей декламационной манеры речи с
 искренностью чувств и страстей воплощаемых ею персонажей.
  19 в. отмечен падением репертуара А. т. Трагедии крупнейших
 поэтов-романтиков - Байрона, Шелли, на сценах не утвердились. Т-ры
 ставили преим. мелодрамы и фарсы. Среди репертуарных пьес середины 19 в.
 лишь драмы Э. Булвер-Литтона и Т. Робертсона имели некоторые
 художественные достоинства. Раз- витие т-ра было связано гл. обр. с
 пост. классич. и переводной драматургии. В нач. 19 в. в А. т. получает
 развитие романтич. направление, связанное с деятельностью Э. Кипа. Его
 игра, исполненная мощи и огня, свободная от сковывающих норм
 классицизма, по-своему отражала романтический культ выдающейся личности,
 не приемлющей косности и фальши англ. общества.
  После отмены монополии "Друри-Лейн" и "Ко-вент-Гарден" (1843) т. н.
 "малые" т-ры, специализировавшиеся до этого на муз. и цирковых
 представлениях, бурлесках, "водных пантомимах" и т. д., получили право
 постановки пьес любого жанра. В Лондоне было построено неск. новых
 театр. зданий, количество т-ров значительно возросло, появились новые
 актеры и режиссёры: Э. Мэтъюс, У. Макреди, Ч. Кин, позднее - Г. Ирвинг и
 Э. Терри. Артистка балета, оперы и драмы, первая женщина-режиссёр в А.
 т., Вестрис в созданном ею т-ре "Олимпик" и в др. т-рах добивалась
 сценич. ансамбля, реалистич. показа жизни простых людей, естественности
 в игре артистов. Макреди на сценах т-ров "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн"
 первый восстановил не искажённые переделками тексты Шекспира, был
 зачинателем борьбы за историзм в сценическом оформлении, стремился
 ставить лучшие из пьес совр. авторов. Ч. Кин, возглавлявший в 50-е гг.
 19 в. т-р "Принсесс", осуществил серию пост. пьес классич. репертуара
 (гл. обр. Шекспира), отличавшихся историч. точностью оформления, общей
 слаженностью ансамбля, разработкой массовых сцен, но чрезмерной
 громоздкостью. Мн. черты, присущие режиссёрской деятельности Ч. Кина,
 получили дальнейшее развитие в творчестве Ирвинга и Терри на сцене т-ра
 "Лицеум". Уход от тем современности принял у Ирвинга программный
 характер. Его пост. классич. пьес отличались академизмом и декоративной
 пышностью. Вместе с тем высокая культура спектаклей Ирвинга определила
 их значение для развития нац. иск-ва. Рационалистичность игры Ирвинга
 искупалась глубиной замысла, умением актёра раскрыть философскую
 сущность роли, тщательной отработкой сценич. деталей. Иск-во Терри было
 более непосредственным и эмоциональным.
  В конце 19 в. на А. т. значит, влияние оказывает европ. реалистич.
 драматургия (в частности, пьесы
  Ибсена) и движение "свободных т-ров", доследовавших аримеру франц.
 т-ра Антуана. Новым требованиям к еценич. иск-ву в наибольшей степени
 отвечала драматургия Б. Шоу и Дж. Голсуорси. В 1891 критик Дж. Грейн
 основал в Лондоне т. н. "Независимый театр", пропагандировавший
 драматургию Шоу, Ибсена и др. За "Независимым т-ром" последовали: "Т-р
 нового века", "Общество литературного т-ра", "Олд Вик" (1894) и др.
  Большое значение в утверждении еценич. реализма имел в первое
 десятилетие 20 в. т-р "Корт", возглавлявшийся X. Гренвилл-Варкером и Дж.
 Ведренном. Здесь ставились пьесы Шоу, Ибсена, Гренвилл-Бар-кера и др.
 Реалистич. характер носила и режиссёрская деятельность А. Э. Хорнимен,
 возглавлявшей в 1908-21 "Гейети т-р" в Манчестере. С целью пропаганды
 значительных драм. произведений передовые деятели А.т. учредили в 1899
 "Сценическое общество", закрытые спектакли к-рого миновали цензурные
 запреты. Здесь впервые в Англии были пост. произв. Л. Н. Толстого,
 Чехова, Горького, влияние к-рых на А. т. усиливается особенно в
 последние десятилетия (1950-60-е гг.). Многие т-ры реалистич.
 направления, просуществовав несколько сезонов, как правило, закрывались
 из-за отсутствия гос. и общественной материальной поддержки.
  Наряду с т-рами реалистич. направления в Англии появились т-ры и
 театр. деятели, утверждавшие модернистские тенденции. Помпезность и
 декоративность, тяготение к внешним эффектам характеризуют постановки и
 актёрскую игру Г. Бирбом Три.
  Принципы символизма в А. т. с наибольшей полнотой выразил режиссёр Г.
 Крэг. Модернистские течения оказали заметное влияние также на
 деятельность "Кембриджского фестивального т-ра"( 1926-33), отказавшегося
 от рампы и занавеса, прибегавшего к условному декоративному оформлению
 конструктивистского типа. В 20-е гг. 20 в. распространение получили
 пьесы совр. англ. драматургов-Дж. Барри, У. С. Моэма, Н. Коуарда; в 30-е
 гг. в число наиболее репертуарных драматургов в Англии выдвигается также
 Дж. Б. Пристли. Наряду с театрами, стремящимися поддерживать высокий
 литературный уровень пьес и принципы реализма в еценич. искусстве,
 создаются т-ры и ансамбли, специализирующиеся на пост. детективов,
 развлекательных, порою пошлых, комедий и фарсов, муз. ревю.
  Несмотря на то, что с начала 20 в. в Англии ведётся борьба за
 создание нац. т-ра, гос. т-ров в стране не существует. Во главе
 большинства т-ров стоят антрепренёры, арендующие театр. помещения для
 показа той или иной пьесы. Они привлекают режиссёров, набирают труппу,
 приглашая на главные роли популярных артистов ("звёзд"). После 2-3
 недель репетиционной подготовки начинается ежевечерний показ спектакля.
 Когда сборы падают, труппа расформировывается. Такая система пагубно
 отражается на еценич. иск-ве и судьбе актёров.
  Наряду с этими недолговечными театр. предприятиями в Англии
 существует и несколько стационарных - т. н. репертуарных театров,
 продолжающих лучшие традиции А. т. Ведущее положение среди них занимает
 лондонский "Олд Вик", называемый за его ориентацию на драматургию
 Шекспира "Домом Шекспира", но включающий в свой репертуар и классич.
 произведения др. авторов ("Тартюф", "Мария Стюарт"; "Ченчи" Шелли,
 "Привидения" и др.). В этом т-ре неоднократно выступали многие
 выдающиеся актёры Англии: С. Торндайк, Э. Эванс, Дж. Гилгуд, Л. Оливье,
 В. Ли, М. Редгрев). Среди молодых актёров - Дж. Невилл, П. Роджерс.
 Второй шекспировский т-р Англии - "Мемориальный театр" в
 Стратфорде-он-Эйвон (осн. в 1860). Этот т-р имеет стационарное помещение
 и постоянное руководство, но состав труппы периодически меняется. Здесь
 выступают лучшие англ. актёры. В 1958/59 в "Мемориальном т-ре" играли
 Гилгуд, Редгрев, Д. Тъютин, в сезоне 1959/60- Оливье и П. Робсон (США).
 Нек-рые спектакли этого т-ра носят реалистич. характер ("Гамлет", "Ромео
 и Джульетта", 1958, "Отелло", 1959), другие - модернистский ("Король
 Лир", 1955). К стационарным т-рам Англии относятся и "репертуарные" т-ры
 Бирмингема и Ливерпула. В 1959 в лондонском Сити организован новый
 стационарный т-р "Мермейд" (под рук. Б. Майлса).
  Недостаточное количество пост. трупп принуждает актёров порою
 переходить в развлекательные т-ры уэст-Энда (р-н Лондона); в 1959/60
 здесь работали П. Скофилд, В. Ли, до этого с выдающимся успехом
 выступавшие в разл. т-рах и театр. компаниях в пьесах Шекспира, в
 значительных произведениях англ. и зарубежных драматургов.
  После 2-й мировой войны продолжают широко ставиться пьесы Моэма и
 Пристли, Д. Брайди, Т. Реттигена, К. Фрая; появляются пьесы П. Устинова,
 Р. Макдугалла, Ю. Маккола, Б. Биэна, Ш. Дилэни и др. В 1956 театр.
 коллективом "Ин-глиш стейдж компани" пост. пьеса Дж. Осборна "Оглянись
 во гневе", воспринятая как "манифест" литературной группы, получившей в
 Англии название "рассерженной молодёжи". Деятельность этой группы
 характеризуется бурным, но абстрактным протестом против всей современной
 действительности. Борьба между реализмом и декадентскими, модернистскими
 направлениями, демократич. прогрессивной и реакционной бурж.
 идеологиями, обострившаяся в 20 в. в англ. иск-ве, проявилась и в
 области т-ра. Многие значит, пьесы не находят пути на сцену, и их пост.
 осуществляются в "закрытых" т-рах (напр., в "Артс т-р" Театрального
 клуба).
  Прогрессивное, демократич. направление в А. т развивают лондонские
 т-ры "Уоркшоп" ("Театр. мастерская") под рук. Дж. Литлвуд и "Юнити" под
 рук. Ю. Маккола. Т-р "Уоркшоп" уделяет большое внимание современной
 тематике и экспериментам в области еценич. формы. "Юнити" (имеющий
 филиал в Ливерпуле и св. 30 разъездных бригад, обслуживающих рабочие
 районы Англии) ориентируется на передовую совр. англ. и зарубежную
 драматургию. Т-ром "Юнити" были поставлены пьесы сов. авторов:
 "Аристократы", "Русский вопрос"; "Калиновая роща" Корнейчука, инсц.
 "Педагогической поэмы" Макаренко и др.
  Среди деятелей современного А. т.: режиссёры Г. Байем-Шоу, Ф. Бенсон,
 М. Бенталл, У. Бриджес-Адамс, П. Брук, Т. Гатри, Т. Грей, Б. Джэксон, Б.
 Дин, Дж. Дю Морье, Л. Кессон, П. Лант, Н. Монк, Н. Плейфер, П. Холл;
 актёры Дж. Гилгуд, Вивьен Ли, Л. Оливье, М. Редгрев, П. Скофилд, Д.
 Тьютин, Р. Ричардсон, Р. Хелпмен, П. Эткрофт, супруги Лант и др. А. А.
  Опера. Музыкальный театр Англии уходит своими корнями в традиции
 драм. спектаклей- "масок", сочетавших пантомиму, декламацию и музыку.
 Одним из первых авторов музыки "масок" был придворный композитор Г.
 Лоус. В 17 в. эта форма широко используется в постановках пьес Шекспира,
 Б. Джонсона и др. В эпоху республики ставились спектакли, приближавшиеся
 по своему характеру к оперным ("Осада Родоса" Г. Лоуса и др., 1656). В
 период Реставрации французская опера вытесняет при дворе "маски". В
 конце 17 в. Г. Перселл создал первую англ. национальную оперу "Дидона и
 Эней" (1689), а также музыку к многочисл. спектаклям.
  После смерти Перселла в Англии ставятся преим. итал. оперы;
 творчество нац. композиторов отходит на второй план. Оперные спектакли
 ставились в
  Королевском театре "Хеймаркет", т-рах "Друри-Лейн", "Ковент-Гарден" и
 др. В 1720 была основана Королевская академия музыки.
  В 18 в. в Англии живёт и работает ряд выдающихся европ. музыкантов, в
 т. ч. Г. Ф. Гендель, к-рый руководил в 1720-41 Королевской академией
 музыки, где ставил свои оперы. Как реакция на засилье итал. оперы в нач.
 18 в. появляется форма "балладной оперы" - драм. спектакля с музыкой и
 ариями, основанными на нар. балладах (как правило, сатирич. пародийных),
 затрагивавших актуальные социальные и политич. проблемы. Одной из первых
 балладных опер был "Знатный пастух" А. Рамзея (1725). Широкую
 популярность приобрела балладная опера после появления "Оперы нищих" Дж.
 Гея (1728, т-р "Линкольне Инн Филдс"), направленной против засилья итал.
 оперы и опер Генделя. После "Оперы нищих", прочно вошедшей в музыкальный
 быт Англии, появляется ряд новых балладных опер, авторами к-рых были Ч.
 Дибдин, Т. Линли, С. Сто-раче и др. Наряду с этим известная часть англ.
 композиторов писала оперы по итал. образцу ("Томас и Салли" Т. Арна,
 "Рекрут-сержант" Дибдина и др.), однако эти произведения не поднимались
 над уровнем подражаний. К 18 в. относится зарождение нац.
 оперно-исполнит. школы, отличавшейся от итал. большей драматич.
 выразительностью исполнения и уделявшей меньше внимания вок. стороне.
 Первыми выдающимися представителями этой школы были певицы С. Янг, С.
 Дейвис, Э. Биллингтон; певцы Дж. Брагам и Ч. Инклдон.
  К 1-й пол. 19 в. относится творчество композиторов М. Балфа, Г.
 Бишопа, В. Уоллеса; их оперы ("Клери, девушка из Милана" Бишопа,
 "Маритана" Уоллеса, "Богемская девушка" Балфа) отличались мелодичностью
 и занимательностью сюжета, однако пользовались временным успехом. Для
 творчества англ. композиторов 19 в. в целом характерно отсутствие ярко
 выраженного нац. характера. Несмотря на это, оперная культура в Англии
 интенсивно растёт. Наряду с многочисл. итал. певцами в спектаклях
 принимают участие и англ. артисты, развивавшие нац. традиции англ. вок.
 иск-ва. К их числу относятся певицы К. Стивене, М. Пейтон, Э. Ромер,
 позднее Л. Пайн, К. Новелло, К. Хейс; певцы У. Хар-рисон, С. Ривс, Ч.
 Сэнтли и др.
  Оперные спектакли давались во мн. англ. городах; в них участвовали
 наряду с англ. и лучшие европ. артисты. В 1847 реконструируется здание
 крупнейшего в Англии и одного из лучших в Европе театров
 "Ковент-Гарден", в к-ром выступает Королевская итальянская опера. В 1856
 была образована Королевская английская опера, дававшая представления с
 т-ре "Инглиш опера хаус", а затем "Друри-Лейн" и "Ковент-Гарден". В 1869
 основана компания "Карл Роза", ставившая своей целью постановку опер на
 англ. языке. С 1891 ведущая труппа страны - Королевская итальянская
 опера-становится Королевской оперой и начинает ставить спектакли также
 на англ. языке.
  В конце 19 в. наступает период, известный под назв. "английского
 музыкального возрождения", характеризуемый повышением интереса
 композиторов к нац. тематике, нар. театр. формам и фольклору. Одно из
 лучших произв.- романтич. опера Ф. Делиуса "Деревенские Ромео и
 Джульетта" (1901), а также оперы Ч. Станфорда "Савонарола" (1884),
 "Много шума из ничего" (1901) и др.
  После первой мировой войны наступает новый подъём англ. оперного
 иск-ва. Оперы, основанные на сюжетах из англ. истории и построенные на
 нар. мелодиях, создают композиторы Э. Смит ("Фантазия", 1898, "Лес",
 1901, "Похитители", 1906, и др.), Р. Воан-Уильяме ("Хыо-гуртовщик",
 1924, "Влюбленный сэр Джон", 1930, и др.), Г. Холст ("На голове вепря",
 1925), С. Скотт ("Алхимик", 1928) и др. Большая роль в пропаганде оперы
 принадлежит крупнейшему дирижёру Т. Бичему. Возникают новые оперные
 труппы, выступающие в т-рах "Олд Вик", "Сэдлерс-Уэллс", "Лондон опера
 хаус", "Шефтсбери" и др.
  Среди этих трупп выделяются "Бритий нэшонал опера компани" (1922),
 "Бичем опера компании (1909), "Импириал лиг оф опера" (1927). Оперные
 компании возникают также в Глазго, Бирмингеме, Эдинбурге и др. городах
 страны.
  В 20 в. в связи с ростом нац. тенденций в оперном иск-ве выдвигается
 большая группа талантливых артистов: певицы А. Николе, К. Ланн, Ф.
 Истон, М. Тейт, М. Деррид, Н. Иди, Е. Тёрнер, а в последние годы Д.
 Вивьен, К. Шеклок, А. Поллак, И. Стюарт, Дж.Хаммонд; певцы
 Дж.Мак-Кормак, У. Хайд. Р.Редфорд, X. Нем, М. Лоренс, X. Гинци др.
  В 1940-50-х гг. новое поколение англ. композиторов во главе с Б.
 Бриттеном стремится развить традиции нац. муз. театра, заложенные
 Перселлом. Ставятся оперы Бриттена "Питер Граймс" (1945), "Альберт
 Херринг" (1947), детская опера "Ноев ковчег" (1959) и др. Для муз. т-ра
 работали композиторы М. Типпет (опера "Летняя свадьба", 1954), У. Уолтон
 ("Троил и Крессида", 1954) и др. Важным вкладом в развитие нац. оперного
 иск-ва явились произв. прогрессивного композитора А. Буша "Уот Тайлер"
 (1953) и "Люди из Блекмура" (1956); сюжет последней взят из жизни
 простых людей Англии (поставлены в ГДР).
  В 1950-е гг. наряду с крупнейшими т-рами "Ковент-Гарден" (с 1950 -
 гос. т-р), "Сэдлерс-Уэллс" даются .регулярные оперные спектакли компании
 Глайндборн, Шотландской нац. оперной компании, Английской оперной
 труппы, компании "Карл Роза", оперной компании по постановке спектаклей
 для детей ("Питер оперншоу") и др. Л. М.
  Оперетта. В 1860-70-х гг. в Англию проникают франц. оперетты. Это
 явилось известным стимулом к созданию англ. оперетты. Однако англ.
 оперетта была лишена сатирич. направленности, свойственной франц., и
 являлась своеобразным сплавом опереточных форм и приёмов с приёмами
 цирковой эксцентриады, идущими от англ. ярмарочных пар. представлений.
 Возникает ряд крупных опереточных трупп, выступающих в т-рах "Гейети",
 "Савой" и др. Первые англ. опереточные труппы ставили пре-им. произв.
 франц. авторов. Создателем нац. оперетты явился композитор А. Салливен.
 В содружестве с драматургом У. Гилбертом им написано много*оперетт,
 среди к-рых лучшие: "Рензанские пираты" (1880), "Постоянство" (1881),
 "Иоланта" (1882), "Принцесса Ида" (1884), пользовавшиеся широкой
 популярностью и неоднократно шедшие как в Англии, так и за рубежом.
 Наиболее известная оперетта Салли-вена и Гилберта-"Микадо" (1888), в
 к-рой определились характерные черты англ. оперетты - мелодич. яркость,
 лиричность, эксцентричность. Продолжателем линии развития англ. нац.
 оперетты явился талантливый композитор С. Джонс - автор оперетт "Шальная
 девушка" (1893), "Натурщица" (1894), "Гейша" (1896), "Греческий раб"
 (1899), "Девушка из Юты" (1908) и др. Лучшие произв. Джонса, прежде
 всего "Гейшу" (имевшую огромный успех), отличает широкое использование
 англ. танцев, мелодий, развёрнутое песенное начало, лиризм. В
 последующие годы англ. оперетта не выдвинула крупных имён и постепенно
 превратилась в мюзик-холльное представление, имеющее мало общего с
 жанром муз. т-ра. Исключением является талантливая мелодичная оперетта
 "Крестьяночка" Монктона (1913, Лондон). Л. М.
  Балет. В Англии, как и в других странах Европы, театр. танец возник в
 конце ср. веков и был связан с празднествами: с одной стороны - с
 народными, с другой - с феодальными и придворными. Начиная с 14 в. были
 известны т. н. "маммингс" и "дисгайзингс" (mummings, desguisings -
 "ряжения"), т. е. выходы костюмированных персонажей и музыкантов во
 время празднества, напоминающие итал. дворцовые интермедии той же эпохи.
 На протяжении первых десятилетий 15 в. в этих выходах проявилось
 организующее драматич. начало: танцы сопровождались песнями, диалогами.
 В нач. 16 в. получили распространение увеселительные представления

<< Пред.           стр. 28 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу