<< Пред.           стр. 290 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 69-95; Зноск о-Б о р о в с к и и Евг., "Живой труп", "Русская
 художественная детопись", СПБ, 1911, .Ne 18. с. 284-95; Волконский С.,
 Художественные отклики, СПБ, 1912, с. 59-78; И. М. Москвин, Статьи и
 материалы. Сборник, М., 1948, с. 149-72;
  Ломунов К., Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956, с. 322-80;
 Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956, с. 386-406; "Театр", 1960,
 ј 11, с. 76-81,. А. Шн.
  ЖИВОЙИНОВИЧ (Живо?инови?),Велимир(р. 2.XI. 1886) - югославский
 (сербский) поэт, критик и режиссёр. Окончил философский ф-т в Лейпциге и
 в Белграде (1914). В 1919 вместе с С. Пандурови-чем основал журнал
 "Мисао" ("Мысль"), где печатал статьи по эстетике, литературе и т-ру. С
 1920 - режиссёр, с 1924 - директор Белградского Нац. т-ра. Автор
 психологич. драмы из крестьянской жизни "Человек мечтает" (1938, Нац.
 т-р, Белград) и драмы "Станции". Ж. выступал также как переводчик.
 Перевёл пьесы Лабиша, Шиллера, Достоевского, Гёте, совм. с Б. Недичем
 Шекспира ("Зимнюю сказку" и "Ромео и Джульетту"). М. Ник.
  ЖИВОКЙНИ, Василий Игнатьевич [1805-18(30).!. 1874] - русский актёр.
 Род. в Москве. Отец Ж. - выходец из Италии, был владельцем небольшой
 макаронной фабрики (сожжена в 1812). Поступив в Моск. театр. уч-ще
 (1817), Ж. занимался балетом, обучался игре на скрипке, драм. иск-ву.
 Готовился стать музыкантом в оркестре. В 1822, под влиянием простой и
 правдивой игры И. И. Сосницкого, гастролировавшего в Москве, Ж. решил
 стать драм. актёром. Подготовив три роли, Ж. в 1824 дебютировал в одной
 из них на моек. сцене (Дубридор - "Глухой, или Полный трактир"). В том
 же году сыграл Митрофанушку ("Недоросль"). В 1825, по окончании уч-ща,
 был зачислен в драм. труппу моек. т-ров (с 1824 - Малый т-р). Выступал
 вначале в драмах, операх и балетах, играл в оркестре. Вскоре Ж.
 выделился как за-мечат. водевильный актёр, комик-буфф* Игра Ж.
 отличалась естественностью и простотой, что роднило его иск-во с
 творчеством основоположника рус.сце-нич. реализма М. С. Щепкина (с к-рым
 Ж. выступал в одних и тех же спектаклях, а иногда исполнял одинаковые
 роли). В то же время Ж. стремился к импровизации, к яркой буффонаде,
 созданию постоянной маски. Своих героев, принадлежавших, как правило, к
 средним и низшим слоям общества (ремесленники, актёры, небогатые
 торговцы, мелкие чиновники), Ж. изображал сочувственно, с большой
 любовью. Творчество Ж. проникнуто оптимизмом (его называли "светлым
 комиком"). Замечат. комедийный актёр, Ж. широко использовал традиции
 рус. нар. т-ра (представления скоморохов, балаганы и др.). Любимые
 персонажи Ж.- весёлые и добродушные люди: хлопотливые отцы, недалёкие,
 но искренне влюблённые женихи, хитрые старики, флегматичные умники,
 темпераментные простаки. Играя, по существу, одну и ту же роль, актёр
 создавал постоянный образ-маску человека средних лет, живого,
 непосредственного, обладающего ярким чувством юмора, всегда готового к
 проделкам.У героев Ж. были особая, смешная, хромающая походка, угловатые
 жесты. Говорил Ж., смешно растягивая слова, делал неправильные ударения,
 ещё более усиливающие комич. эффект. Для творчества Ж. характерно
 обращение к импровизации, он вставлял сочинённые им экспромтом реплики,
 обращался к публике, пел куплеты, иногда превращая своё пение во
 вставной эстрадный номер. Импровизации Ж. отличались остроумием, часто
 носили сатирич. направленность. В такой манере Ж. играл не только в
 водевилях (Жовиаль - "Стряпчий под столом", 1834, Мордашев- "Аз и Ферт"
 Фёдорова, и мн. др.), но и в классич. пьесах. Однако в реалистич.
 бытовых драмах импровизационно-буффонная манера игры актёра вступала в
 резкое противоречие с содержанием произведения. Так, напр., Подколесина
 ("Женитьба"), Рас-плюева ("Свадьба Кречинского"), Рисположенско-го
 ("Свои люди - сочтёмся") и др. роли Ж. играл в обычной для него
 водевильной манере, не искал характерности. Зато в ролях, дающих
 возможность обращаться к буффонаде, - Арган ("Школа жён" Мольера),
 Грумио ("Укрощение строптивой" Шекспира), Ж. бывал очень хорош. С 60-х
 гг. Ж., обладавший музыкальностью, выступал также и в опереттах.
  Ж. вёл педагогическую работу в Моск. театр. уч-ще. Обучая своих
 учеников гл. обр. на водевильном репертуаре, он требовал от них простоты
 и естественности исполнения, боролся против наигрыша и напыщенности.
 Ежегодно (с 1834, Нижний Новгород, антреприза Рязанцева) Ж.
 гастролировал в провинции. В конце 1873 тяжело заболел и перестал
 выступать на сцене. Однако, почувствовав себя лучше, он решил
 возобновить работу в т-ре. 17 янв. 1874 состоялся спектакль с его
 участием, к-рый Ж. едва довёл до конца и через несколько часов
 скончался.
  Соч.: Из моих воспоминаний, "Библиотека театра и искусства", СПБ,
 1914, февраль, кн. 2, с. 3-31.
  Лит.: Кони Ф., В. И. Живокини на петербургской сцене, "Репертуар и
 Пантеон театров", СПБ, 1847, т. 4, с. 10-16; Дмитриев Ю. А., Московского
 Малого театра артист Живокини, "Театр", I960, ј 9. Ю. Д.
  ЖИВОКИНИ - семья русских актёров: 1) Дмитрий Васильевич (15. V. 1829
 - 8. I. 1890). Сын В. И. Живокини. С 1848 до конца жизни служил в Малом
 т-ре; играл комич. (преим. вторые) роли;
  2) Александра Васильевна (урождённая Петрова; 1840 - 10. I. 1885).
 Жена Д. В. Живокини. Работала в Малом т-ре (1857-78). Исполняла преим.
 вторые роли в водевилях; 3) Надежда Дмитриевна Живокин и-М а р д ж а н о
 в а (р. 29. VIII. 1876). Дочь Дмитрия Вас. Живокини. Жена режиссёра К.
 А. Марджанишвили. Выступала на сцене с 1896. Ю. Д.
  ЖИГАНОВ, Назиб Гаязович [р. 2(15). I. 1911] - татарский советский
 композитор. Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Деп.
 Верх. Совета РСФСР 3-5-го созывов. В 1938 окончил Моск. консерваторию
 (кл. композиции проф. Г. И. Литинско-го). Творчество Ж., отмеченное ярко
 выраженным нац. характером и органич. усвоением рус. муз. культуры,
 заложило основы тат. оперного иск-ва. Ж. написал оперы:
  "Качкын" ("Беглец"; исп. в 1939 на открытии Т-ра оперы и балета в
 Казани) об участии татарского народа в пугачёвском восстании, "Ирек"
 (1940, там же) о первых днях Октября в татарской деревне. Борьба против
 монг. ханов-поработителей показана в опере на либр. М. Джалиля
 "Алтынчеч" ("Золотоволосая", 1941, Т-р оперы и балета, Казань, Гос. пр.
 СССР, 1948). Героич. подвигу. и самоотверж. труду сов. людей в годы
 Великой Отечеств, войны посв. оперы "Ильдар", на либр. М. Джалиля (1942,
 Т-р оперы и балета, Казань, 2-я ред. - "Дорога победы", 1954, там же),
 "Тюляк" (1945, там же), "Намус" ("Честь";
  1950, там же). Опера "Джалиль" (1957) воссоздаёт образ татарского
 сов. поэта-героя. В операх Ж. много выразит, арий, вок. ансамблей, симф.
 антрактов, живописных балетных сцен. Лучшие произв. Ж. отличаются яркой
 фантазией, художеств. мастерством, реализмом и динамичностью стиля. Ж.
 также принадлежат балеты "Фатых" (1943), "Зюгра" (1946, Т-р оперы и
 балета, Казань), симф., камерно-инстру-мент. и др. соч. С 1953 Ж.- проф.
 Казанской консерватории. Гос. пр. СССР (1950) за сюиту на тат. темы.
  Лит.: Виноградов Ю., Назиб Жиганов и его творчество, в кн.:
 Литературный Татарстан. Альманах, кн. 2, Казань, 1949; ГиршманЯ. М.,
 Назиб Жиганов, М., 1 957.
  ЖИГМИДДОРЖ, Бучийн (р. 1910) - монгольский актёр. Чл. МНРП. Засл.
 арт. МНР. С 1929 был участником художеств. самодеятельности. В 1933-41
 работал в Т-ре МНРА, с 1941, после реорганизации этого т-ра,- в Гос.
 муз.-драм. т-ре.
  Роли: Бэджин лама, Буянхишиг да-лама ("Сумья ноён", 'Ванли"- нар.
 пьесы), Цаган гэрт хан и Цотон ноён ("Три Шарайгольских хана", инсц.
 Намдака по эпосу "Гэсэ-риада"), Тибетский купец ("Среди печальных гор"
 Наца-гдоржа), Бригелла ("Слуга двух господ"), Вакуленко ("Калиновая
 роща" Корнейчука) и др. Снимался в кино.
  Э. О., Г. У.
  ЖИГУНОВ, Тима Талибович (р. 23. Vlil. 1914)- кабардинский советский
 актёр. Засл. арт. РСФСР и Каб.-Балк. АССР (1957). В 1940 окончил
 Кабардинскую студию ГИТИСа и вступил в труппу Кабардинского т-ра (ныне
 Кабардино-Балкарский т-р,Нальчик). Первые роли: граф Альмавива
 ("Женитьба Фигаро"), Сильвио ("Слуга двух господ"), Павел Корчагин ("Как
 закалялась сталь"), Аскер ("Аршин мал алан" Гаджи-бекова). В дальнейшем
 определилось острохарактерное дарование Ж., разнообразие в выборе им
 выразит. средств. Роли: Хлестаков; Алмастин ("Даханаго" Аксирова),
 Хитрый мулла ("Навечно" Шортанова), злобный князь Ашажоко ("Камбот и
 Ляца" Шортанова), Часовщик ("Кремлёвские куранты"), Яровой;
  Дормидонт, Миловзоров ("Поздняя любовь", "Без вины виноватые"
 Островского). Е. Ж.
  ЖИД (Gide), Андре (22. XI. 1869-19.II.1951)- французский писатель,
 драматург. В 1891 начал лит. деятельность. Автор романов "Имморалист",
 "Подземелья Ватикана", "Фальшивомонетчики" и др., идеализирующих
 принципы индивидуализма и аморализма. В пьесах "Саул" (1898, т-р "Вьё
 колрмбье", 1922) и "Царь Кандавл" (1899, т-р "Творчество", 1901) Ж.
 изображает властолюбивых деспотов-маньяков, сатирически рисуя также и
 представителей народа. Любимый герой Ж., изображённый в пьесе "Филоктет"
 (изд. 1899, пост. в Париже - 1919),- гордый одиночка, презирающий власть
 общества и богов, ставящий себя выше интересов родины, подчиняющийся
 лишь акту свободной воли. В нач. 30-х гг., в период обострённого
 внимания к идеям социализма и разоблачения империализма и фашизма, Ж.
 написал своё наиболее значит, драматич. произв.- драму "Эдип" (1930,
 пост. реж. Ж. Питоев в 1932), проникнутую верой в торжество свободы
 человека. Однако в эти же годы оптимистич. настроенность Ж. уступила
 место депрессии. Ж. принадлежит либретто драматич. симфонии "Персефона"
 (муз. Стравинского, 1934, "Гранд-Опера"), в к-ром прозвучал призыв
 примириться с действительностью. В 1936 Ж. написал книгу "Возвращение из
 Советского Союза", в к-рой повторил клеветнич. выпады бурж. прессы.
 Духовная капитуляция перед фашизмом сказалась в пьесе "Робер, или
 Общественный интерес" (1940, "Т-р мю-нисипаль" в Тунисе-1946).
  Ж,-автор ряда работ о т-ре, в т. ч. статьи "О эволюции театра"
 (1904), в к-рой он подчёркивает чужерод-ность иск-ву "общественных,
 патриотических" устремлений драматурга. Ж. инсценировал свой роман
 "Подземелья Ватикана" (1933, "Литературное об-во"), роман "Процесс"
 Кафки (совм. с Ж. Л. Барро, 1947, "Т-р Мариньи"). В своём драматургич.
 творчестве Ж. декадентски интерпретировал библейские, мифоло-гич. и
 античные сюжеты. Эстетизация нравственного уродства, открытая
 реакционность этич. и историч. концепций, культ индивидуализма,
 характерные для творчества Ж., подготовили почву для драматургии
 экзистенциалистского направления и т. н. школы "авангардистского т-ра"
 во Франции. Нобелевская пр. (1947).
  С о ч.: Theatre complet, v. 1-8, Neuchatel-P., 1947-49;
  Собр. соч., пер. с франц., т. 1, Л., 1935.
  Лит.- В г о d i n Р., Presences contemporaines, v. 2, P., 1958. В.
 Бал.
  ЖЙДЕК (Zidek), Иво (р. 1926) - чешский артист оперы (лирический
 тенор). Пению учился у проф. Р. Ва-шека в Остраве. Был принят стажёром,
 затем солистом Остравског оперного т-ра. .Дебютировал в партии Вертера
 (о. п. Массне). Эпизодически выступал в Пражском Нац. т-ре, в 1948 стал
 солистом этого т-ра, с большим успехом исполнял партию Еника в
 "Проданной невесте". С 19Й6 Ж. выступает на сцене Венской гос. оперы.
  Партии: Дон Карлос (о. п. Верди), Де Грие ("Манон Леско" Пуччини),
 Вальзаччи ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Фернандо ("Буря" Фибиха), Гофман
 ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Феррандо ("Так поступают все" Моцарта).
  Лит.: ip L., Pevci pred mikrofonem, Praha, 1960.
  Л. Moc. "ЖИДОВКА", "Е в p e и к a" ("La Juive"),- опера Ф.Галеви,
 либр. Э. Скриба, пост. 23 февр. 1835, Париж. Идёт также под назв. "Дочь
 кардинала". Ставилась на сценах почти всех стран мира. Впервые пост. в
 России нем. труппой 23 окт. 1837, Петербург. На рус. яз. (в пер. Н.
 Куликова) пост. 6 февр. 1859, Петербург ( Ел еазар-Сетов, Кардинал -
 Васильев 1-й, Рахиль - Булахова, Принцесса-Кох). В Москве пост. 21 янв.
 1865, Большой т-р (Елеазар - Сетов, Рахиль - Анненская, Леопольд -
 Владиславлев, Евдок-сия - Кох, де Броньи - Демидов, Руджеро -
 Артемов-ский, Альберт - Константинов). В 1914 пост. в Оперном т-ре
 Зимина (дирижёр Плотников, реж. Иванов, худ. Федотов; Елеазар - Дыгас,
 Кардинал - Запорожец, Леопольд-Юдин, Судья - Хохлов, Рахиль - Кошиц,
 Евдоксия - Роговская). На сов. сцене пост. 28 окт. 1922, Москва, Т-р
 Зимина (дирижёр Орлов, реж. Просторов; Герцогиня - Лисичкина, Рахиль -
 Окунева, Елеазар - Матвеев, Кардинал - Касторский, Леопольд - Палферов,
 Руджеро - Воронов, Глашатай - Озеров).
  Издания: "Ж.", М., Юргенсон, Г1888]. ff, рр
  ЖИЕНКУЛОВА, Ш. - см. Шара.
  "ЖИЗЕЛЬ" ("Giselle") - балет А. Адана, либретто Т. Готье и Ж.
 Сен-Жоржа. Пост. 28 июня 1841 в т-ре "Гранд-Опера", Париж (балетм.
 Коралли, худ. Чичери;
  Жизель - Гризи, Альберт - Л. Петипа, Мирта - Дю-милетр). Первая пост.
 в Петербурге в Мариинском т-ре 18 дек. 1842 (балетм. Титюс, худ. Роллер;
 Жизель - Андрея-нова, Альберт - Никитин). Первая пост. в Москве 15 сент.
 1844 в Большом т-ре. Возобн. в 1911 (балетм. Горский; Жизель - Каралли,
 Альберт - Тихомиров).
  На сов. сцене поставлена: в Большом т-ре в 1934 (балетм. Монахов,
 худ. Макаров); в 1944 (балетм. Лавровский, худ. Волков; Жизель -
 Уланова, Альберт - Ермолаев). В Ле-нингр. т-ре оперы и балета им. Кирова
 в 1932 (балетм. Лавровский; Жизель - Уланова, Альберт - Чабукиани).
 Пост. в т-рах др. городов: Харьков (1927), Свердловск (1927-Жизель -
 Сальникова, 1945 - балетм. Фёдорова;
  Жизель - Млодзинская), Алма-Ата (1941 и 1943); Казань (1941 и 1945;
 балетм. Жуков, худ. Сперанский; Жизель - Гацулина и Михно); Тбилиси
 (1942; балетм. Чабукиани, худ. Вирсаладзе; Жизель - Цигнадзе, Альберт -
 Чабукиани), Минск (1953), Рига (1956; балетм. Гривицкас, Жизель -
 Сабаляускайте), Вильнюс (1957), Новосибирск (1957; балетм. Сатуновский и
 Н. Уланова); Львов (1958, балетм. Трегубов).
  Из зарубежных пост. "Ж." наиболее известны: Лондон
  (1842), Милан (1843), Бостон (1847), Нью-Йорк; Париж (1924, Жизель -
 Спесивцева, Альберт - Лидар, худ. Бенуа), т-р "Олд Вик", Лондон (1934 и
 1951); Стокгольм (1953), Хельсинки (1958, балетм. Лавровский), Варшава
 (1960, балетм. Дудинская и Сергеев) и др. Среди выдающихся
 исполнительниц партии Жизели: Бланжи (1842), Гран
  (1843),. Черрито (1843), Эльслер (1843), Санковская (1845), Феррарис
 (1859), Розати (1862), Муравьёва (1862), Вазем (1878), Гримальди (1889),
 Преображенская (1889), Джури (1896), Замбелли (1901), Павлова (1903),
 Карсавина (1910), Фёдорова 2-я (1913), Люком (1921), Гельцер (1924),
 Маркова (1934), Немчинова (1935), Фонтейн (1937), Тука-нова (1939),
 Шовире (1944), Грей (1944), Семёнова (1953), Голдвин (1953), Берёзова
 (1956), Алонсо, Дейде и др.
  Лит.: Слонимский Ю., Жизель, Л., 1926; е г о ж е, Жизель, Л., 1934;
 Балет Гос. ордена Ленина Академического Большого театра СССР, М., 1955,
 с. 355-66; Beaumont С. W., The ballet called Giselle, L., 1945. В. Бер.
  "ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ"- опера М.И. Глинки. См. "Иван Сусанин".
  "ЖИЗНЬ ИСКУССТВА"- l) русская советская
 "художественно-литературно-театральная газета", издавалась в Петрограде
 в 1918-22. В 1918-21 - ежедневная, впоследствии выходила еженедельно и 2
 раза в неделю (более 50 номеров в 1918 - вечернее издание). Орган Отдела
 т-ров и зрелищ Комиссариата Нар. проев. Союза коммун Сев. области- по
 1919, Петрогр. театр. отдела Наркомпроса-по 1921, Художеств. отдела
 Петрогр. губполитпросвета - по 1922. Имела приложение: Программы
 петрогр. т-ров. 2) Советский художеств.-лит.-театральный журнал. Создан
 в 1923 на основе газеты того же названия. Издавался в Ленинграде до
 1929. Имел приложения: Программы ленингр.т-ров (1924- 1925 и 1928-29). В
 1930 слился с журн. "Рабочий u театр". В газете, а впоследствии в журн.
 освещались вопросы театр. иск-ва, печатались хроника, корреспонденции и
 др. А. Шн.
  ЖИЛИНА, Елена Ефимовна [27.IV(9.V). 1890, Казань,-29.1. 1963,
 Винница] - русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1957). Выступала
 на любит, сцене (Нар. дом в Самаре). В 1920 поступила в театр. студию
 при Наркомпросе в Казани (среди её учителей-В. С. Зотов, 3. M.
 Славянова). В 1921 Ж. дебютировала на сцене Казанского Большого драм.
 т-ра в роли Саши ("Иванов" Чехова). По окончании студии (1922) была
 принята в труппу этого т-ра. В 1936-42 работала в Архангельском т-ре, с
 1942-вновь в Казанском т-ре. Ж. - актриса яркого комедийного
 темперамента. Её иск-ву свойственны смелые, определённые краски. Мн.
 образы, созданные Ж., отмечены сатирич. заострённостью, заразительным и
 метким нар. юмором. Среди её ролей: Караулова ("Чужой ребёнок"
 Шкваркина), Дуэнья ("День чудесных обманов" Шеридана), Фелицата,Домна
 Пантелевна ("Правда хорошо, а счастье лучше", "Таланты и поклонники"
 Островского), Коробочка ("Мёртвые души"), Анна Андреевна ("Ревизор"),
 Полина Бардина, Захаровна ("Враги", "Старик" Горького). Актриса широкого
 диапазона, Ж. с успехом играла также героич. и драматич. роли: Параскева
 Димитрова ("Лейпциг 1933" Компанейца и Кронфельда), Мария Николаевна
 ("Русские люди"), Таланова ("Нашествие"). С большой психологич. глубиной
 исполнила Ж. роль Лагутиной ("Мать своих детей" Афиногенова).
  Лит.: Авдеев А., Е. Жилина, Казань, 1957. Ц. И. ЖИЛЙНСКИЙ, Арвид
 Янович [р. 18(31).Ш.1905]- латышский советский композитор. Засл. деят.
 иск-в Латв. ССР (1954). В 1933 окончил консерваторию в Риге (класс
 композиции Я. Витола). Автор муз. комедии "В краю голубых озёр" (1954,
 Латв. т-р оперы и балета, Рига), оперетты "Шесть маленьких барабанщиков"
 (1955), детского балета "Марите" (1941), Балетной сюиты (1947), музыки к
 спектаклю "Золотой конь" Я. Райниса, камерно-инструмент., вок. и др.
 соч. С 1927 ведёт педагогич. работу в Рижской консерватории (с
 1947-доцент).
  ЖИЛУНОВИЧ, Дмитрий Фёдорович (псевд.- Тишка Гартный) [23. Х(4. XI).
 1887-11.IV. 1937] - белорусский советский писатель, драматург.
  Акад. АН БССР (1928). Чл. Коммунистич. партии с 1918. В пьесе "Волны
 жизни" (1918) отразил социальное неравенство и клас. борьбу в белорус.
 деревне накануне революции 1905, в драме "Социалистка" (1923, Т-р им. Я.
 Купалы) - революц. настроения белорус. крестьян перед 1917. Пьесы "На
 стыке" (1925) и "Две силы" (1926) посвящены проблемам социалистич.
 морали.
  Лит.: Ц i ш к a Гартны, Прысады, М?нск, 1927;
  П?сьменн?к? Савецкай Беларус?, М?нск, 1959, с. 138-39. К. С.
  ЖИЛЬСОН (Gilson), Поль (15. VI. 1865-3.IV. 1942) - бельгийский
 композитор и педагог. Один из основоположников флам. нац. муз. школы.
 Музыке обучался в Брюссельской консерватории, 'брал уроки у Ф. О.
 Геварта. Автор опер: "Принцесса Солнечный свет" (103, Флам. т-р,
 Антверпен), "Люди моря" по В. Гюго (1904,там же), балетов: "Пленница"
 (1904, т-р "Де ла Монне", Брюссель), "Любовь разбойника" (1906, Флам.
 т-р, Антверпен) и др.; музыки к спектаклям:
  "Альвар" Э. Хиля (1895, Брюссель) и др.; новой ред. оперы "Тиль
 Уленшпигель" Блокса (1920, т-р "Де ла Монне", Брюссель); драматич.
 кантаты "Франческа да Римини" по Данте, оратории "Демон" по Лермонтову и
 др. соч. Ж. вслед за Я. Блоксом способствовал становлению флам. нац.
 оперы, широко использовал нац. фольклор. Испытал воздействие
 композиторов "Могучей кучки", у к-рых усвоил стремление к развитой
 мелодике. Иск-вом колоритной, блестящей оркестровки отчасти обязан
 влиянию Вагнера. В 1889- 1909 Ж.- проф. Брюссельской, в 1904-09 -также
 Антверпенской консерваторий. Среди его учеников:
  Ж. Абсилъ, О. де Бёк и др. Ж. принадлежит неск. крупных
 музыкально-теоретических работ. Выступал в печати в качестве
 музыкального критика. Рим. пр. (1889).
  Соч.: Notes de musique et souvenirs" Brux., 1942. Лит.: С о г Ь e t
 A., Paul Gilson, "Music and Letters", L., 1946. v. 27, .ј 2; M eu l e m

<< Пред.           стр. 290 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу