<< Пред.           стр. 296 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 1803-04 и 1815-16.
  Лит.: В r a z i e г N., Histoire des petits theatres de Paris depuis
 leur origines, v. 2, P., 1838; De Manne A. E., Menetrier G., Galerie
 historique des comediens de la troupe de Nicolet, Lyon, 1869; Мокульский
 С., История западноевропейского театра, т. 2, M., 1939, с. 268; L e-c o
 m t e L. H., Histoire des theatres de Paris. Les varietes amusantes, P.,
 1908. E. Ф.
  ЗАВЕЛ (наст. имя и фам.- Мариам Давыдовна С а х а в я н; 1858-1926) -
 армянская актриса. Сценич. деятельность начала в 1879, была партнёршей
 выдающихся арм. актёров П. Адамяна, Си-рануйш, О. Абеляна. Играла в
 труппе арм. драм. об-ва в Тифлисе, часто выступала в арм. нар. т-рах,
 много гастролировала. 3. преимущественно комедийная и характерная
 актриса; роли: Согомэ ("Дядя Багда-сар" Пароняна), Шушан ("Злой дух"
 Ширванзаде), Кукушкина ("Доходное место"), Анна Андреевна ("Ревизор"),
 Гертруда ("Гамлет"). В 1921 в Тифлисе был отмечен 40-летний юбилей её
 сценической деятельности. С. Мел.
  ЗАВЕЛА (по мужу - Врубель), Надежда Ивановна [20.III (l.IV).
 1868-21.VI (4.VII).1913] - русская артистка оперы (колоратурное
 сопрано). В 1891 окончила Петерб. консерваторию по классу Н.А.Ирецкой.
 Брала уроки пения уМ. Маркези в Париже. Впервые выступила на оперной
 сцене в сезоне 1893-94 в Киеве. в труппе И. Я. Сетова. В сезонах 1894-95
 выступала в Тифлисе, 1895-96 - в Петерб. частной опере, в 1896- 1897- в
 оперном т-ре в Харькове. Расцвет творческой деятельности 3. связан с её
 выступлениями в 1897-1904 на сцене Моск. частной оперы Мамонтова. В
 1904-11 3. - солистка Мариинского т-ра.
  Получила широкую известность как исполнительница главных партий в
 операх Н. А. Римского-Корсакова- Марфа; Волхова ("Садко"), Снегурочка;
 Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Царевна ("Кащей бессмертный")
 и др. Композитор высоко ценил дарование 3.; партию Марфы он написал в
 расчёте на её муз.-сценич. и вок. данные (нежно-свирельное колоратурное
 сопрано) и посвятил ей несколько своих лучших романсов. Искусство 3.
 отличалось большой эмоциональной правдивостью и тонкостью выражения. Её
 сдержанная и проникновенная игра чутко отражала все оттенки музыки. 3.
 была выдающейся камерной певицей. Облик 3. запечатлен в портретах,
 написанных художником М. А. Врубелем (с 1896 - её муж).
  Партии: Горислава ("Руслан и Людмила"), Татьяна;
  Тамара; Недда ("Паяцы"), Миньон (о. п. Тома), Маргарита, Джульетта
 ("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно), Гретель ("Гензель и Гретель"
 Гумпердинка,1-я пост. в-России), Мария ("Мазепа"), Эльза, Елизавета
 ("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Дездемона ("Отелло"), Маша ("Дубровский"),
 Виолетта, Микаэ-ла и др.
  Лит.: Ф [индейзен] Ник., Современные артисты. Над. Ив. Забела, "Рус.
 муз. газ.", 1900, ј 4; P и м с к и й-Корсаков Н.А., Летопись моей
 музыкальной жизни, 7 изд., М., 1955; P и м с к и и -К о p с а к о в А.
 Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 4, М., 1937. с.
 117-23, 153-70; Янковский М., Н. И. Забела М.- Л., 1953.
  ЗАБЛОЦКИЙ (Zabiocki), Францишек (2.1.1750- 10.IX.1821) - польский
 поэт и драматург. Окончил школу пиаристов. Лит. деятельность начал в
 1774, напечатав отрывок перевода "Мизантропа" Мольера. С 1779 переводил
 и переделывал пьесы Мольера, Бомарше, Дидро и др. 3. был одним из первых
 польск. комедиографов. Выражая идеи Просвещения, он высмеивал в своих
 комедиях - "Суеверный" (1781), "Ухаживания Фирцика" (1781), "Сарматизм"
 (1785)-нравы шляхетской среды - консерватизм, невежество, родовую спесь,
 галломанию. Написанные стихами, с соблюдением "трёх единств", пьесы 3.
 отличаются в то же время живостью характеристик, языка, остроумием и
 юмором. Пьесы 3. ставились т-ром "Народовы" (Варшава). В 1795 3. уехал в
 Рим (тяжело перенеся подавление восстания Костюшко) и принял там
 духовный сан. В 1811 вернулся в Польшу.
  С о ч.: Dziela, t. 1-2. Warsz., 1877.
  Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
 Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 756-60; G a w al e w i с z M.,
 Pranciszek Zabtocki, Krakow, 1894; C h i m e l-o w s k i Р., Nasza
 literatura dramatyczna, Petersburg, 1898. Б. Рос.
  ЗАБОРСКИЙ (Zaborsky), Вилем (р. 9.X.1920) -чехословацкий актёр. По
 национальности словак. В 1938 был принят в труппу Словацкого нац. т-ра.
 Выступая в т-ре, одновременно учился в Братиславской консерватории на
 драматич. отделении (прошёл за один год двухгодичный курс), а в 1938-42в
 Братиславском ун-те на философском отделении. Сценич. иск-во 3.
 характеризуется ярким, открытым темпераментом, строгим отбором
 изобразительных средств. Роли: профессор Зон-ненбрук ("Немцы"
 Кручковского), Чацкий; Захар Бардин ("Враги"), Бенеш из Вайтмила
 ("Кровавый суд" Тыла), Галилео Галилей ("Жизнь Галилея" Брехта), Эдди
 ("Вид с моста" Миллера), Мариан ("Полуночная месса" Карваша), Боркин
 ("Иванов" Чехова). 3.- один из лучших мастеров художеств. слова ЧССР;
 выступает на эстраде. С 1944 - преподаватель сценической речи в
 Братиславском театр. ин-те. Лауреат Гос. пр. (1953). ' Л. Сол.
  ЗАБРОДИН, Иван Степанович [р. 21.11(5.111). 1908] - русский советский
 режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1929 окончил 1-ю театр. мастерскую
 Пролеткульта в Москве (педагоги: Л. М. Крицберг, С. А. Мартинсон, В. В.
 Люце). В 1929-36 был актёром и режиссёром в т-рах Зап. Сибири. В 1936-48
 3. руководил Горно-алтайским т-ром, созданным на базе основанной им
 студии. Пост.: "Чейнеш" (1939) и "Оролор" (1939) Кучияка, "Темир Санаа"
 Енгинова (1941), "Юч-кыс" Улагашеваи Кучияка (1941), "Гроза" (1938),
 "Васса Железнова" (1944), "Мещане" (1946), "Русский вопрос" (1948) и др.
 В 1952-56 работал в т-рах Кузбасса и Казахстана. В 1950-52 и с 1956 -
 реж. Тувинского театра; пост. "Ревизор" (1951), "Человек с ружьём"
 (1957), "Разлом" (1956) и др. А. Ив.
  ЗАВАДСКИЙ, Юрий Александрович [р. 30.VI (A2VII). 1894, Москва-русский
 советский режиссёр, наДтёр, педагог, театральный деятель. Нар. арт. СССР
 (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Род. в дворянской семье. Учился
 в Моск. ун-те; в 1915 поступил в Студию Е. Б. Вахтангова, где был
 сначала художником, затем актёром и режиссёром. В 1924-31 - актёр МХАТа.
 В 1924 основал студию, реорганизованную в 1927 в Театр-студию под рук.
 Завадского (см. Завадского студия). В 1932-35-худ. рук. Центр, т-ра
 Красной Армии, в 1936-40 - Ростовского т-ра им. Горького. С 1940 - гл.
 режиссёр Московского т-ра им. Моссовета. Ведёт педагогич. работу в
 ГИТИСе (с 1940). С 1947-профессор. Гос. пр. СССР (1946, 1951).
  Создав первые роли - Антоний ("Чудо св. Антония" Метерлинка, 1916),
 Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922) - под руководством Вахтангова,
 3. воспринял от него стремление к изящной театр. форме, праздничности,
 лёгкости сце-нич. представления. Работа под рук. Станиславского в МХАТе
 над ролями Чацкого (1925), Графа Альмавивы ("Женитьба Фигаро", 1927),
 Трубецкого ("Николай 1и декабристы" А, Р. Кугеля, 1926) открыла перед 3.
 неисчерпаемые возможности, определила стремление к глубокому анализу
 душевной жизни человека. В годы работы в Театре-студии порой театр.
 форма постановок становилась для 3., увлечённому театр. "игрой",
 самоцелью ("Волки и овцы"; "Школа неплательщиков" Вернея и др.).
 Искусство 3. достигло зрелости к сер. 30-х гг., когда выявились лучшие
 черты его творчества - лиризм, рождающийся в результате проникновенного
 раскрытия характеров современников, оптимизм восприятия жизни
 художником. Героическое, великое раскрывалось им как задушевное,
 органически присущее каждому человеку -спектакли "Мстислав Удалой" Прута
 (1932), "Гибель эскадры" (1934), пост. в ЦТКА; "Машенька" (1941),
 "Нашествие" (1943); "Встреча в темноте" Кнорре (1944), "Бранденбургские
 ворота" Светлова (1946), пост. в Т-ре им. Моссовета. 3. вписал яркую
 страницу в сценич. историю комедий Гольдони ("Трактирщица", 1940,
 "Забавный случай", 1942) и Шекспира ("Укрощение строптивой", 1938,
 "Виндзорские насмешницы", 1957), утверждая при пост. этих спектаклей
 принцип контрастного сочетания драматизма и комедийности,
 психологической правды и откровенной театральной игры.
  Опытный режиссёр-педагог, 3. воспитал ряд выдающихся актёров - В. П.
 Марецкую, Н. Д. Мордвинова, О. Н. Абдулова, Р. Я. Плятта и др., создал
 актёрскую школу, особенностями к-рой являются лёгкость перевоплощения,
 широкий диапазон творчества-от остродраматических трагедийных ролей до
 фарсовых, буффонных. Увлекаясь живописью (3. нередко выступал в ранние
 годы художником своих спектаклей), 3. всегда уделяет большое внимание
 внешнему облику спектакля, являясь сторонником поэтич., изящного образа
 постановки. Среди спектаклей, пост. 3. в 40-е гг., - "Отелло" (1945),
 "Госпожа министерша" Нушича (1946).
  Среди лучших спектаклей, поставленных 3. во 2-й пол. 50-х - нач. 60-х
 гг.: "Дали неоглядные" (1957) и "Летом небо высокое" (1960) Вирты,
 "Битва в пути" по Николаевой (1958), "Антей" Зарудного (1961). Эти
 спектакли свидетельствуют о дальнейшем развитии 3. принципов лирич.,
 светлого воспроизведения совр. действительности.
  Соч.: Из опыта режиссёра, в сб.: Работа режиссёра над советской
 пьесой, М.-Л., 1950; Работа режиссёра с художником и композитором, в
 кн.: Режиссёр в советском театре, М.-Л., 1940; Композиция сценического
 пространства, в сб.:
  Театральный альманах, кн. 2 (4), M., 1946.
  Лит.: Образцова А. Г., Режиссёрское творчество Ю. А. Завадского.
 Автореф. дисс., М., 1951; Незнамов М., Творческий путь театра,
 [Ростов-на-Дону], 1939. А. О.
  ЗАВАДСКОГО СТУДИЯ - театральная студия, существовавшая в Москве в
 1924-36. Организована Ю. А. Завадским. Возникла, как и ряд других
 молодых театр. коллективов, на волне студийного движения 20-х гг. "Нам
 казалось тогда, -писал Завадский,- что новое слово в искусстве может и
 должен сказать молодой театр. который возьмет от MX AT его мудрость и
 глубину, от Вахтангова - зоркость, страстность, экспериментаторский жар
 и вечную неудовлетворенность, а также вкус к театру, отвергающему дурную
 театральность и жадному к театральности подлинной". Несмотря на
 искреннее стремление к новаторскому выражению современности, студия
 порой приходила к формальному пониманию своих задач. 1924- 1?27- период
 учёбы, в эти годы подготовлен первый спектакль - изящная иронич. комедия
 Мюссе "Любовью не шутят". Педагогич. работу в студии, кроме Завадского,
 вели актёры и режиссёры MX АТа и Т-ра им. Вахтангова - Н. П. Хмелёв, Е.
 С. Телешова, Н. С. Соколова, А. А. Орочко и др. В 1927 студия была
 реорганизована в Театр-студию под рук. Ю. А. Завадского. Т-р открылся
 спектаклем "Простая вещь" по Лавренёву (пост. Ю. А. Завадского, Н. П.
 Хмелёва и Б. А. Мордвинова). В дальнейшем основу репертуара
 Театра-студии составили русские классич. и зарубежные произв. - "Компас,
 или Деловой человек" ("Делец") Газенклевера (1928), "Моё!" ("Вольпоне")
 Бена Джонсона (1932), "Ученик дьявола" Шоу (1933), "Волки и овцы"
 Островского (1934), "Школа неплательщиков" Вернея (1935) и др. Находясь
 под воздействием творческих экспериментов Вахтангова, Завадский
 переносил из спектакля в спектакль приёмы сценич. гротеска и иронии.
 Вольно обращаясь с текстом, меняя место и время действия, трансформируя
 характеры, т-р то добивался яркого и свежего прочтения классики, то
 попадал в плен ложно понимаемого новаторства. Завадский слыл в эти годы
 "большим мастером маленьких вещей", творцом "изысканных сценических
 миниатюр" и "безделушек" (наиболее удачно из совр. пьес была поставлена
 трагедия в стихах Л. Первомайского "Ваграмова ночь", 1935). В работе с
 молодёжью он пропагандировал систему Станиславского, добивался
 психологической тонкости и правды в сценической трактовке образов,
 требовал виртуозного перевоплощения.
  Работа в Театре-студии явилась серьёзной школой для молодых актёров и
 режиссёров - В. П. Марецкой, Н. Д. Мордвинова, Р. Я. Плятта, О. Н.
 Абдулова, Д. П. Фивейского, И. С. Вульф, М. П. Чистякова, А. П.
 Алексеевой, Ю. А. Шмыткина, Н. И. Бродского и др. В 1936 студия была
 направлена в Ростов, составив основу труппы Ростовского т-ра им.
 Горького.
  Лит.: Бояджиев Г. Н., Студийные театры, в кн.:
  Очерки истории рус. сов. драматич. театра, т. l, M., 1954 (гл. 10 и
 11). А. О. 3ABATTA (Zavatta), Ашиль (р. 6.V.1915) - французский цирковой
 артист; клоун. Впервые выступил в цирке своего отца в 1921. Был
 акробатом-гимнастом, жонглёром, дрессировщиком львов. В 1932 дебютировал
 в цирке Ранси (г. Лимож) как соло-клоун. В 1933-55 работал в Зимнем
 цирке в Париже. 3. включал в свои выступления пантомимно-акробатические
 сценки, в к-рых показывал жизнь простых людей-тружеников. В 1961
 гастролировал в Советском Союзе. М. Зон. ЗАВЕЙСКИЙ (Zawieyski), Ежи (р.
 1902) - польский писатель и драматург. 3. является членом объ-единения
 католиков ("Стоважишэне", организовано в 1952), одобряющих социалистич.
 преобразования Поль ши. В своих драматич. произведениях пропагандирует
 католическое "всепрощение". Среди пьес 3.: "Возвращение
 Пшеленцкого"'(1937,т-р " Народ овы", Варшава)- написана во время
 полемики с драматургом С. Жеромским о путях развития культуры Польши;
 "Спасение Якуба" (1947, т-р им. Словацкого, Краков), "Любовь Анны" (соч.
 1948) - о людях послевоенной Польши; "Сократ" (соч. 1950), "Жалоба
 Ореста" (соч. 1951)., "Тиртей" (соч. 1955) - о героях античности;
  "Совершенный человек", "Песня надежды" - о библейских героях, и др.
 Герои пьес 3.- чаще всего страдающие, беспомощные, безвольные люди,
 находящие искупление в страдании, раскаянии и любви к ближнему. Однако в
 более поздних драмах "Сократ" и "Обоюдоострый меч" (о Томасе Море)
 прославляется новый герой - человек, твёрдый духом, умирающий за правду.
  Соч.: Ocalenie Jakuba, Warsz., 1947; Rozdroze milosci, "Milosc Anny",
 [Warsz. J, 1948; Wysoka sciana, Warsz., 1956; Dramaty, [Warsz., 1957 ].
  Лит.: Skoluda C., "Lament Orestesa", Zawieyskiego, "Teatr i Film",
 1957, ј 12 (22). P. В.
  ЗАГАРОВ (наст. фам. - Ф е с с и н г), Александр Леонидович (17.1.1877
 - 12.XI.l941) - русский советский актёр и режиссёр. Засл. деят. иск-в
 РСФСР (1940). В 1898, по окончании драм. отделения'Муз.-драм. уч-ща при
 Моск. филармонич. об-ве (класс В. И. Немировича-Данченко), вступил в
 труппу МХТ. Работал здесь до 1906 (с перерывами). Роли: Клещ ("На дне"),
 Сорин ("Чайка"), Публий и Пиндар ("Юлий Цезарь" Шекспира) и др.
 Режиссёрскую деятельность начал в сезоне 1901-02 в Ярославле. Был
 актёром и режиссёром в т-рах Тифлиса, Риги, Херсона, Киева. В 1909-10 -
 гл. режиссёр т-ра Корша в Москве. В 1911-16 - актёр и режиссёр
 Александрийского т-ра в Петербурге. После Октябрьской революции св. 10
 лет работал на Украине, сыграв значит, роль в становлении и развитии
 укр. сов. т-ра. Возглавлял т-р им. Шевченко в Киеве, Харьковский
 Краснозавод-ский т-р. Затем актёр и режиссёр в т-рах Пензы,
 Владивостока, Хабаровска, Коврова и др. городов. В 1939-41 - в
 Саратовском ТЮЗе и Саратовском т-ре им. К. Маркса.
  Роли: доктор Штокман (о. п. Ибсена), Оргон ("Тартюф"), Егор Булычев;
 профессор Бородин, Малько ("Страх" и "Далёкое" Афиногенова). Художник
 большой культуры, беспокойной творческой мысли, страстный пропагандист
 учения Станиславского и Неми-ровича-Данченко, 3. был
 режиссёром-педагогом, много работал с актёрами. Его лучшие спектакли -
 "Тартюф", "Женитьба Фигаро", "Враги", "Аристократы", "Егор Булычев и
 другие", "Бесприданница";
  "Беспокойная старость" Рахманова и др. С 1901 3. вёл педагогич.
 работу (студия С. В. Халютиной, школа МХАТа, студия при т-ре
 Суходольской, и др.). С 1920- профессор киевского Муз.-драм. ин-та.
 Среди его учеников - И. Н.Певцов, А. И. Канин, Н. М. Ужвий и мн. др.
 Выступал в периодич. печати со статьями о т-ре.
  Соч.: Мистецтво актора, Кив, 1920.
  Лит.: Гладков Н. А., А. Л. Загаров - мастер и человек, Ковров, 1939;
 "Театральная жизнь", 1959, ј 16, с. 30-31. Юр. 3.
  "ЗАГМУК" - трагедия в 5 д. А. Г. Глебова (о восстании рабов в
 Вавилоне). Пост. 29 дек. 1925 в Малом т-ре (реж. Волконский, худ.
 Федотов, комп. Книппер; Арад-Эа, он же- Зер-Сибан - П. Садовский,
 Ильтани - Белевцева, Гоголева, Бель-Наид - Аксёнов. Нингир-Син - Ленин,
 Нингал-Умми - Пашенная, Мар-Аммурим - Ольховский, Убар-Ир-ситим
 -Айдаров, Абумильки-Костромской, Уруру-Оленев).
  Пьесу ставили также: Т-р им. Руставели (1926; пер. Шан-шиашвили; реж.
 Ахметели, худ. Гамрекели; Арад-Эа - У. Чхеидзе, Ильтани - Цулукидзе,
 Нингир-Син - Васад-зе, Нингал-Умми- Чавчавадзе, Мар-Аммурим -
 Гамбашид-зе, Абумильки - Хорава, Набу-Мушебиль-Жоржолиани, УРУРУ -
 Кобахидзе); Еврейский т-р, Харьков (1927);
  Т-р им. Азизбекова (1929; пер. Ибрагимова; реж. Туганов;
  Арад-Эа - Шарифов) и др. По либретто автора комп. А. Крейн написал
 одноим. оперу (поставлена в Большом т-ре, 1930, реж. Смолич). Пьеса
 переведена на нем. яз.
  Издания: Глебов А., Загмук. Трагедия раннего восстания, 5 д. (7 к.),
 М., 1926.
  Лит.: Предисловие А. В. Луначарского, в кн.: Глебов А., Загмук.
 Трагедия..., М., 1926. А. Шн.
  ЗАГОРСКИЙ, Александр Васильевич [р. 26. VI II (7. IX). 1884] -
 русский советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Сценич.
 деятельность начал в 1908 в Ярославле. Выступал в провинции как актёр и
 режиссёр. С 1921 работала т-рах Астрахани, Тулы, Курска, Ярославля,
 Калуги, Свердловска, Казани, Киева и др. городов. С 1939 - актёр
 Тбилисского рус. т-ра им. А. С. Грибоедова.
  Роли: Берсенев ("Разлом"), Фамусов ("Горе от ума"), Городничий;
 Прохор ("Васса Железнова"), Окаёмов ("Машенька"), Макаров ("Порт-Артур"
 Степанова и Попова), Вершинин ("Три сестры") и др. Е. Ш.
  ЗАГОРСКИЙ (Zahorsky), Богуш (р. 15.II.1906) - чехословацкий актёр.
 Засл. арт. ЧССР (1956). Чл. КПЧ с 1946. В 1923-25 учился в Пражской
 консерватории на драматич. отделении. В 1925-28 принимал участие в
 создании авангардных театр. трупп ("Художеств. студия", "Современная
 студия"). В 1928 вместе с Э. Бурианом и И. Гонзлем переехал в Брно и
 поступил в студию "Дада", к-рая в 1929 влилась в Гос. т-р. В 1931-38
 3.-актёр Освобождённого т-ра (Прага). В 1938-45 выступала различных
 труппах. Был одним из создателей Реалистич. т-ра в Праге (1945). С 1946
 - актёр Нац. т-ра (Прага). Ведёт педагогич. работу.
  Роли: Чир ("Любовь Яровая"), Ножейчек ("Упрямая женщина" Тыла), пан
 Вах, Струна ("Августовское воскресенье", "Хрустальная ночь" Грубина),
 Сорин ("Чайка") и др.
  Лит.: Солнцева Л." Чехословацкий театр сегодня, М., 1962 (находится в
 печати). ' Д, Сол.
  ЗАГОРСКИЙ, Иван Аникиевич [14(26).X 1.1858-11(24). VI 11.1904] -
 украинский актёр. Сценич. деят. начал в рус. провинц. труппах. С 1889 -
 в труппе М. Л. Кропивницкого. В 1900-03-в труппе, возглавлявшейся М. Л.
 Кропивницким, П. К. Саксаганским и Н. К. Садовским. Наиболее полно
 талант 3. раскрылся в комич. и бытовых ролях - Шпак ("Шельменко-денщик"
 Квитки-Основьяненко), писарь, Павло, Мартын Хондоля, Гордей Поваренке
 ("По ревизии", "Олеся", "Мироед, или Паук", "Пока солнце взойдёт, роса
 очи выест" Кропивницкого). Флегматичные, сохраняющие серьёзность в самых
 комич. положениях герои 3. были воплощены актёром с филигранной
 отточенностью.
  Лит.: [Некролог], "Киевская старина", 1904, т. 87, октябрь, [кн. 10],
 отдел II, с. 34-35. Е. Хл.
  ЗАГОРСКИЙ (наст. фам. -Подзикунов), Иван Васильевич (1861-20.IV.1908)
 - украинский актёр. С 14 лет участвовал в любительских спектаклях. В
 1879 вступил в рус. труппу Н. Н. Савина (Харьков). В 1880 в труппе Г.
 Выходцева (Кременчуг) встретился с М. Л. Кропивницким, под руководством
 к-рого работал до 1888. В 1888-1900-актёр труппы Н. К. Садовского. В
 1900-07 работал на рус. сцене. В 1907 вернулся в укр. т-р (труппы: О. 3.
 Суслова, Н. К. Садовского). Мастер ярких эпизодов, 3. славился как
 комик-буфф. Созданные им образы отличались выразительностью, остротой
 сценич. рисунка. Роли: Шинкарь ("Наймичка" Карпенко-Каре-го), Шлема, дед

<< Пред.           стр. 296 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу