<< Пред. стр. 296 (из 913) След. >>
1803-04 и 1815-16.Лит.: В r a z i e г N., Histoire des petits theatres de Paris depuis
leur origines, v. 2, P., 1838; De Manne A. E., Menetrier G., Galerie
historique des comediens de la troupe de Nicolet, Lyon, 1869; Мокульский
С., История западноевропейского театра, т. 2, M., 1939, с. 268; L e-c o
m t e L. H., Histoire des theatres de Paris. Les varietes amusantes, P.,
1908. E. Ф.
ЗАВЕЛ (наст. имя и фам.- Мариам Давыдовна С а х а в я н; 1858-1926) -
армянская актриса. Сценич. деятельность начала в 1879, была партнёршей
выдающихся арм. актёров П. Адамяна, Си-рануйш, О. Абеляна. Играла в
труппе арм. драм. об-ва в Тифлисе, часто выступала в арм. нар. т-рах,
много гастролировала. 3. преимущественно комедийная и характерная
актриса; роли: Согомэ ("Дядя Багда-сар" Пароняна), Шушан ("Злой дух"
Ширванзаде), Кукушкина ("Доходное место"), Анна Андреевна ("Ревизор"),
Гертруда ("Гамлет"). В 1921 в Тифлисе был отмечен 40-летний юбилей её
сценической деятельности. С. Мел.
ЗАВЕЛА (по мужу - Врубель), Надежда Ивановна [20.III (l.IV).
1868-21.VI (4.VII).1913] - русская артистка оперы (колоратурное
сопрано). В 1891 окончила Петерб. консерваторию по классу Н.А.Ирецкой.
Брала уроки пения уМ. Маркези в Париже. Впервые выступила на оперной
сцене в сезоне 1893-94 в Киеве. в труппе И. Я. Сетова. В сезонах 1894-95
выступала в Тифлисе, 1895-96 - в Петерб. частной опере, в 1896- 1897- в
оперном т-ре в Харькове. Расцвет творческой деятельности 3. связан с её
выступлениями в 1897-1904 на сцене Моск. частной оперы Мамонтова. В
1904-11 3. - солистка Мариинского т-ра.
Получила широкую известность как исполнительница главных партий в
операх Н. А. Римского-Корсакова- Марфа; Волхова ("Садко"), Снегурочка;
Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Царевна ("Кащей бессмертный")
и др. Композитор высоко ценил дарование 3.; партию Марфы он написал в
расчёте на её муз.-сценич. и вок. данные (нежно-свирельное колоратурное
сопрано) и посвятил ей несколько своих лучших романсов. Искусство 3.
отличалось большой эмоциональной правдивостью и тонкостью выражения. Её
сдержанная и проникновенная игра чутко отражала все оттенки музыки. 3.
была выдающейся камерной певицей. Облик 3. запечатлен в портретах,
написанных художником М. А. Врубелем (с 1896 - её муж).
Партии: Горислава ("Руслан и Людмила"), Татьяна;
Тамара; Недда ("Паяцы"), Миньон (о. п. Тома), Маргарита, Джульетта
("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно), Гретель ("Гензель и Гретель"
Гумпердинка,1-я пост. в-России), Мария ("Мазепа"), Эльза, Елизавета
("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Дездемона ("Отелло"), Маша ("Дубровский"),
Виолетта, Микаэ-ла и др.
Лит.: Ф [индейзен] Ник., Современные артисты. Над. Ив. Забела, "Рус.
муз. газ.", 1900, ј 4; P и м с к и й-Корсаков Н.А., Летопись моей
музыкальной жизни, 7 изд., М., 1955; P и м с к и и -К о p с а к о в А.
Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 4, М., 1937. с.
117-23, 153-70; Янковский М., Н. И. Забела М.- Л., 1953.
ЗАБЛОЦКИЙ (Zabiocki), Францишек (2.1.1750- 10.IX.1821) - польский
поэт и драматург. Окончил школу пиаристов. Лит. деятельность начал в
1774, напечатав отрывок перевода "Мизантропа" Мольера. С 1779 переводил
и переделывал пьесы Мольера, Бомарше, Дидро и др. 3. был одним из первых
польск. комедиографов. Выражая идеи Просвещения, он высмеивал в своих
комедиях - "Суеверный" (1781), "Ухаживания Фирцика" (1781), "Сарматизм"
(1785)-нравы шляхетской среды - консерватизм, невежество, родовую спесь,
галломанию. Написанные стихами, с соблюдением "трёх единств", пьесы 3.
отличаются в то же время живостью характеристик, языка, остроумием и
юмором. Пьесы 3. ставились т-ром "Народовы" (Варшава). В 1795 3. уехал в
Рим (тяжело перенеся подавление восстания Костюшко) и принял там
духовный сан. В 1811 вернулся в Польшу.
С о ч.: Dziela, t. 1-2. Warsz., 1877.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 756-60; G a w al e w i с z M.,
Pranciszek Zabtocki, Krakow, 1894; C h i m e l-o w s k i Р., Nasza
literatura dramatyczna, Petersburg, 1898. Б. Рос.
ЗАБОРСКИЙ (Zaborsky), Вилем (р. 9.X.1920) -чехословацкий актёр. По
национальности словак. В 1938 был принят в труппу Словацкого нац. т-ра.
Выступая в т-ре, одновременно учился в Братиславской консерватории на
драматич. отделении (прошёл за один год двухгодичный курс), а в 1938-42в
Братиславском ун-те на философском отделении. Сценич. иск-во 3.
характеризуется ярким, открытым темпераментом, строгим отбором
изобразительных средств. Роли: профессор Зон-ненбрук ("Немцы"
Кручковского), Чацкий; Захар Бардин ("Враги"), Бенеш из Вайтмила
("Кровавый суд" Тыла), Галилео Галилей ("Жизнь Галилея" Брехта), Эдди
("Вид с моста" Миллера), Мариан ("Полуночная месса" Карваша), Боркин
("Иванов" Чехова). 3.- один из лучших мастеров художеств. слова ЧССР;
выступает на эстраде. С 1944 - преподаватель сценической речи в
Братиславском театр. ин-те. Лауреат Гос. пр. (1953). ' Л. Сол.
ЗАБРОДИН, Иван Степанович [р. 21.11(5.111). 1908] - русский советский
режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1929 окончил 1-ю театр. мастерскую
Пролеткульта в Москве (педагоги: Л. М. Крицберг, С. А. Мартинсон, В. В.
Люце). В 1929-36 был актёром и режиссёром в т-рах Зап. Сибири. В 1936-48
3. руководил Горно-алтайским т-ром, созданным на базе основанной им
студии. Пост.: "Чейнеш" (1939) и "Оролор" (1939) Кучияка, "Темир Санаа"
Енгинова (1941), "Юч-кыс" Улагашеваи Кучияка (1941), "Гроза" (1938),
"Васса Железнова" (1944), "Мещане" (1946), "Русский вопрос" (1948) и др.
В 1952-56 работал в т-рах Кузбасса и Казахстана. В 1950-52 и с 1956 -
реж. Тувинского театра; пост. "Ревизор" (1951), "Человек с ружьём"
(1957), "Разлом" (1956) и др. А. Ив.
ЗАВАДСКИЙ, Юрий Александрович [р. 30.VI (A2VII). 1894, Москва-русский
советский режиссёр, наДтёр, педагог, театральный деятель. Нар. арт. СССР
(1948). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Род. в дворянской семье. Учился
в Моск. ун-те; в 1915 поступил в Студию Е. Б. Вахтангова, где был
сначала художником, затем актёром и режиссёром. В 1924-31 - актёр МХАТа.
В 1924 основал студию, реорганизованную в 1927 в Театр-студию под рук.
Завадского (см. Завадского студия). В 1932-35-худ. рук. Центр, т-ра
Красной Армии, в 1936-40 - Ростовского т-ра им. Горького. С 1940 - гл.
режиссёр Московского т-ра им. Моссовета. Ведёт педагогич. работу в
ГИТИСе (с 1940). С 1947-профессор. Гос. пр. СССР (1946, 1951).
Создав первые роли - Антоний ("Чудо св. Антония" Метерлинка, 1916),
Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922) - под руководством Вахтангова,
3. воспринял от него стремление к изящной театр. форме, праздничности,
лёгкости сце-нич. представления. Работа под рук. Станиславского в МХАТе
над ролями Чацкого (1925), Графа Альмавивы ("Женитьба Фигаро", 1927),
Трубецкого ("Николай 1и декабристы" А, Р. Кугеля, 1926) открыла перед 3.
неисчерпаемые возможности, определила стремление к глубокому анализу
душевной жизни человека. В годы работы в Театре-студии порой театр.
форма постановок становилась для 3., увлечённому театр. "игрой",
самоцелью ("Волки и овцы"; "Школа неплательщиков" Вернея и др.).
Искусство 3. достигло зрелости к сер. 30-х гг., когда выявились лучшие
черты его творчества - лиризм, рождающийся в результате проникновенного
раскрытия характеров современников, оптимизм восприятия жизни
художником. Героическое, великое раскрывалось им как задушевное,
органически присущее каждому человеку -спектакли "Мстислав Удалой" Прута
(1932), "Гибель эскадры" (1934), пост. в ЦТКА; "Машенька" (1941),
"Нашествие" (1943); "Встреча в темноте" Кнорре (1944), "Бранденбургские
ворота" Светлова (1946), пост. в Т-ре им. Моссовета. 3. вписал яркую
страницу в сценич. историю комедий Гольдони ("Трактирщица", 1940,
"Забавный случай", 1942) и Шекспира ("Укрощение строптивой", 1938,
"Виндзорские насмешницы", 1957), утверждая при пост. этих спектаклей
принцип контрастного сочетания драматизма и комедийности,
психологической правды и откровенной театральной игры.
Опытный режиссёр-педагог, 3. воспитал ряд выдающихся актёров - В. П.
Марецкую, Н. Д. Мордвинова, О. Н. Абдулова, Р. Я. Плятта и др., создал
актёрскую школу, особенностями к-рой являются лёгкость перевоплощения,
широкий диапазон творчества-от остродраматических трагедийных ролей до
фарсовых, буффонных. Увлекаясь живописью (3. нередко выступал в ранние
годы художником своих спектаклей), 3. всегда уделяет большое внимание
внешнему облику спектакля, являясь сторонником поэтич., изящного образа
постановки. Среди спектаклей, пост. 3. в 40-е гг., - "Отелло" (1945),
"Госпожа министерша" Нушича (1946).
Среди лучших спектаклей, поставленных 3. во 2-й пол. 50-х - нач. 60-х
гг.: "Дали неоглядные" (1957) и "Летом небо высокое" (1960) Вирты,
"Битва в пути" по Николаевой (1958), "Антей" Зарудного (1961). Эти
спектакли свидетельствуют о дальнейшем развитии 3. принципов лирич.,
светлого воспроизведения совр. действительности.
Соч.: Из опыта режиссёра, в сб.: Работа режиссёра над советской
пьесой, М.-Л., 1950; Работа режиссёра с художником и композитором, в
кн.: Режиссёр в советском театре, М.-Л., 1940; Композиция сценического
пространства, в сб.:
Театральный альманах, кн. 2 (4), M., 1946.
Лит.: Образцова А. Г., Режиссёрское творчество Ю. А. Завадского.
Автореф. дисс., М., 1951; Незнамов М., Творческий путь театра,
[Ростов-на-Дону], 1939. А. О.
ЗАВАДСКОГО СТУДИЯ - театральная студия, существовавшая в Москве в
1924-36. Организована Ю. А. Завадским. Возникла, как и ряд других
молодых театр. коллективов, на волне студийного движения 20-х гг. "Нам
казалось тогда, -писал Завадский,- что новое слово в искусстве может и
должен сказать молодой театр. который возьмет от MX AT его мудрость и
глубину, от Вахтангова - зоркость, страстность, экспериментаторский жар
и вечную неудовлетворенность, а также вкус к театру, отвергающему дурную
театральность и жадному к театральности подлинной". Несмотря на
искреннее стремление к новаторскому выражению современности, студия
порой приходила к формальному пониманию своих задач. 1924- 1?27- период
учёбы, в эти годы подготовлен первый спектакль - изящная иронич. комедия
Мюссе "Любовью не шутят". Педагогич. работу в студии, кроме Завадского,
вели актёры и режиссёры MX АТа и Т-ра им. Вахтангова - Н. П. Хмелёв, Е.
С. Телешова, Н. С. Соколова, А. А. Орочко и др. В 1927 студия была
реорганизована в Театр-студию под рук. Ю. А. Завадского. Т-р открылся
спектаклем "Простая вещь" по Лавренёву (пост. Ю. А. Завадского, Н. П.
Хмелёва и Б. А. Мордвинова). В дальнейшем основу репертуара
Театра-студии составили русские классич. и зарубежные произв. - "Компас,
или Деловой человек" ("Делец") Газенклевера (1928), "Моё!" ("Вольпоне")
Бена Джонсона (1932), "Ученик дьявола" Шоу (1933), "Волки и овцы"
Островского (1934), "Школа неплательщиков" Вернея (1935) и др. Находясь
под воздействием творческих экспериментов Вахтангова, Завадский
переносил из спектакля в спектакль приёмы сценич. гротеска и иронии.
Вольно обращаясь с текстом, меняя место и время действия, трансформируя
характеры, т-р то добивался яркого и свежего прочтения классики, то
попадал в плен ложно понимаемого новаторства. Завадский слыл в эти годы
"большим мастером маленьких вещей", творцом "изысканных сценических
миниатюр" и "безделушек" (наиболее удачно из совр. пьес была поставлена
трагедия в стихах Л. Первомайского "Ваграмова ночь", 1935). В работе с
молодёжью он пропагандировал систему Станиславского, добивался
психологической тонкости и правды в сценической трактовке образов,
требовал виртуозного перевоплощения.
Работа в Театре-студии явилась серьёзной школой для молодых актёров и
режиссёров - В. П. Марецкой, Н. Д. Мордвинова, Р. Я. Плятта, О. Н.
Абдулова, Д. П. Фивейского, И. С. Вульф, М. П. Чистякова, А. П.
Алексеевой, Ю. А. Шмыткина, Н. И. Бродского и др. В 1936 студия была
направлена в Ростов, составив основу труппы Ростовского т-ра им.
Горького.
Лит.: Бояджиев Г. Н., Студийные театры, в кн.:
Очерки истории рус. сов. драматич. театра, т. l, M., 1954 (гл. 10 и
11). А. О. 3ABATTA (Zavatta), Ашиль (р. 6.V.1915) - французский цирковой
артист; клоун. Впервые выступил в цирке своего отца в 1921. Был
акробатом-гимнастом, жонглёром, дрессировщиком львов. В 1932 дебютировал
в цирке Ранси (г. Лимож) как соло-клоун. В 1933-55 работал в Зимнем
цирке в Париже. 3. включал в свои выступления пантомимно-акробатические
сценки, в к-рых показывал жизнь простых людей-тружеников. В 1961
гастролировал в Советском Союзе. М. Зон. ЗАВЕЙСКИЙ (Zawieyski), Ежи (р.
1902) - польский писатель и драматург. 3. является членом объ-единения
католиков ("Стоважишэне", организовано в 1952), одобряющих социалистич.
преобразования Поль ши. В своих драматич. произведениях пропагандирует
католическое "всепрощение". Среди пьес 3.: "Возвращение
Пшеленцкого"'(1937,т-р " Народ овы", Варшава)- написана во время
полемики с драматургом С. Жеромским о путях развития культуры Польши;
"Спасение Якуба" (1947, т-р им. Словацкого, Краков), "Любовь Анны" (соч.
1948) - о людях послевоенной Польши; "Сократ" (соч. 1950), "Жалоба
Ореста" (соч. 1951)., "Тиртей" (соч. 1955) - о героях античности;
"Совершенный человек", "Песня надежды" - о библейских героях, и др.
Герои пьес 3.- чаще всего страдающие, беспомощные, безвольные люди,
находящие искупление в страдании, раскаянии и любви к ближнему. Однако в
более поздних драмах "Сократ" и "Обоюдоострый меч" (о Томасе Море)
прославляется новый герой - человек, твёрдый духом, умирающий за правду.
Соч.: Ocalenie Jakuba, Warsz., 1947; Rozdroze milosci, "Milosc Anny",
[Warsz. J, 1948; Wysoka sciana, Warsz., 1956; Dramaty, [Warsz., 1957 ].
Лит.: Skoluda C., "Lament Orestesa", Zawieyskiego, "Teatr i Film",
1957, ј 12 (22). P. В.
ЗАГАРОВ (наст. фам. - Ф е с с и н г), Александр Леонидович (17.1.1877
- 12.XI.l941) - русский советский актёр и режиссёр. Засл. деят. иск-в
РСФСР (1940). В 1898, по окончании драм. отделения'Муз.-драм. уч-ща при
Моск. филармонич. об-ве (класс В. И. Немировича-Данченко), вступил в
труппу МХТ. Работал здесь до 1906 (с перерывами). Роли: Клещ ("На дне"),
Сорин ("Чайка"), Публий и Пиндар ("Юлий Цезарь" Шекспира) и др.
Режиссёрскую деятельность начал в сезоне 1901-02 в Ярославле. Был
актёром и режиссёром в т-рах Тифлиса, Риги, Херсона, Киева. В 1909-10 -
гл. режиссёр т-ра Корша в Москве. В 1911-16 - актёр и режиссёр
Александрийского т-ра в Петербурге. После Октябрьской революции св. 10
лет работал на Украине, сыграв значит, роль в становлении и развитии
укр. сов. т-ра. Возглавлял т-р им. Шевченко в Киеве, Харьковский
Краснозавод-ский т-р. Затем актёр и режиссёр в т-рах Пензы,
Владивостока, Хабаровска, Коврова и др. городов. В 1939-41 - в
Саратовском ТЮЗе и Саратовском т-ре им. К. Маркса.
Роли: доктор Штокман (о. п. Ибсена), Оргон ("Тартюф"), Егор Булычев;
профессор Бородин, Малько ("Страх" и "Далёкое" Афиногенова). Художник
большой культуры, беспокойной творческой мысли, страстный пропагандист
учения Станиславского и Неми-ровича-Данченко, 3. был
режиссёром-педагогом, много работал с актёрами. Его лучшие спектакли -
"Тартюф", "Женитьба Фигаро", "Враги", "Аристократы", "Егор Булычев и
другие", "Бесприданница";
"Беспокойная старость" Рахманова и др. С 1901 3. вёл педагогич.
работу (студия С. В. Халютиной, школа МХАТа, студия при т-ре
Суходольской, и др.). С 1920- профессор киевского Муз.-драм. ин-та.
Среди его учеников - И. Н.Певцов, А. И. Канин, Н. М. Ужвий и мн. др.
Выступал в периодич. печати со статьями о т-ре.
Соч.: Мистецтво актора, Кив, 1920.
Лит.: Гладков Н. А., А. Л. Загаров - мастер и человек, Ковров, 1939;
"Театральная жизнь", 1959, ј 16, с. 30-31. Юр. 3.
"ЗАГМУК" - трагедия в 5 д. А. Г. Глебова (о восстании рабов в
Вавилоне). Пост. 29 дек. 1925 в Малом т-ре (реж. Волконский, худ.
Федотов, комп. Книппер; Арад-Эа, он же- Зер-Сибан - П. Садовский,
Ильтани - Белевцева, Гоголева, Бель-Наид - Аксёнов. Нингир-Син - Ленин,
Нингал-Умми - Пашенная, Мар-Аммурим - Ольховский, Убар-Ир-ситим
-Айдаров, Абумильки-Костромской, Уруру-Оленев).
Пьесу ставили также: Т-р им. Руставели (1926; пер. Шан-шиашвили; реж.
Ахметели, худ. Гамрекели; Арад-Эа - У. Чхеидзе, Ильтани - Цулукидзе,
Нингир-Син - Васад-зе, Нингал-Умми- Чавчавадзе, Мар-Аммурим -
Гамбашид-зе, Абумильки - Хорава, Набу-Мушебиль-Жоржолиани, УРУРУ -
Кобахидзе); Еврейский т-р, Харьков (1927);
Т-р им. Азизбекова (1929; пер. Ибрагимова; реж. Туганов;
Арад-Эа - Шарифов) и др. По либретто автора комп. А. Крейн написал
одноим. оперу (поставлена в Большом т-ре, 1930, реж. Смолич). Пьеса
переведена на нем. яз.
Издания: Глебов А., Загмук. Трагедия раннего восстания, 5 д. (7 к.),
М., 1926.
Лит.: Предисловие А. В. Луначарского, в кн.: Глебов А., Загмук.
Трагедия..., М., 1926. А. Шн.
ЗАГОРСКИЙ, Александр Васильевич [р. 26. VI II (7. IX). 1884] -
русский советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Сценич.
деятельность начал в 1908 в Ярославле. Выступал в провинции как актёр и
режиссёр. С 1921 работала т-рах Астрахани, Тулы, Курска, Ярославля,
Калуги, Свердловска, Казани, Киева и др. городов. С 1939 - актёр
Тбилисского рус. т-ра им. А. С. Грибоедова.
Роли: Берсенев ("Разлом"), Фамусов ("Горе от ума"), Городничий;
Прохор ("Васса Железнова"), Окаёмов ("Машенька"), Макаров ("Порт-Артур"
Степанова и Попова), Вершинин ("Три сестры") и др. Е. Ш.
ЗАГОРСКИЙ (Zahorsky), Богуш (р. 15.II.1906) - чехословацкий актёр.
Засл. арт. ЧССР (1956). Чл. КПЧ с 1946. В 1923-25 учился в Пражской
консерватории на драматич. отделении. В 1925-28 принимал участие в
создании авангардных театр. трупп ("Художеств. студия", "Современная
студия"). В 1928 вместе с Э. Бурианом и И. Гонзлем переехал в Брно и
поступил в студию "Дада", к-рая в 1929 влилась в Гос. т-р. В 1931-38
3.-актёр Освобождённого т-ра (Прага). В 1938-45 выступала различных
труппах. Был одним из создателей Реалистич. т-ра в Праге (1945). С 1946
- актёр Нац. т-ра (Прага). Ведёт педагогич. работу.
Роли: Чир ("Любовь Яровая"), Ножейчек ("Упрямая женщина" Тыла), пан
Вах, Струна ("Августовское воскресенье", "Хрустальная ночь" Грубина),
Сорин ("Чайка") и др.
Лит.: Солнцева Л." Чехословацкий театр сегодня, М., 1962 (находится в
печати). ' Д, Сол.
ЗАГОРСКИЙ, Иван Аникиевич [14(26).X 1.1858-11(24). VI 11.1904] -
украинский актёр. Сценич. деят. начал в рус. провинц. труппах. С 1889 -
в труппе М. Л. Кропивницкого. В 1900-03-в труппе, возглавлявшейся М. Л.
Кропивницким, П. К. Саксаганским и Н. К. Садовским. Наиболее полно
талант 3. раскрылся в комич. и бытовых ролях - Шпак ("Шельменко-денщик"
Квитки-Основьяненко), писарь, Павло, Мартын Хондоля, Гордей Поваренке
("По ревизии", "Олеся", "Мироед, или Паук", "Пока солнце взойдёт, роса
очи выест" Кропивницкого). Флегматичные, сохраняющие серьёзность в самых
комич. положениях герои 3. были воплощены актёром с филигранной
отточенностью.
Лит.: [Некролог], "Киевская старина", 1904, т. 87, октябрь, [кн. 10],
отдел II, с. 34-35. Е. Хл.
ЗАГОРСКИЙ (наст. фам. -Подзикунов), Иван Васильевич (1861-20.IV.1908)
- украинский актёр. С 14 лет участвовал в любительских спектаклях. В
1879 вступил в рус. труппу Н. Н. Савина (Харьков). В 1880 в труппе Г.
Выходцева (Кременчуг) встретился с М. Л. Кропивницким, под руководством
к-рого работал до 1888. В 1888-1900-актёр труппы Н. К. Садовского. В
1900-07 работал на рус. сцене. В 1907 вернулся в укр. т-р (труппы: О. 3.
Суслова, Н. К. Садовского). Мастер ярких эпизодов, 3. славился как
комик-буфф. Созданные им образы отличались выразительностью, остротой
сценич. рисунка. Роли: Шинкарь ("Наймичка" Карпенко-Каре-го), Шлема, дед