<< Пред.           стр. 311 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 индивидуалистич. идеалов. Гл. герой пьесы "Пер Гюнт" -
 философско-симво-лич. воплощение буржуазного индивидуума с его
 беспринципностью, приспособляемостью, эгоцентризмом. Являясь антиподом
 Бранда, Пер Гюнт в то же время родствен ему своим гипертрофированным
 индивидуализмом. Многообразие идейных и эстетич. задач, решаемых И. в
 "Пер Гюнте", предопределило многоплановость композиции поэмы, сложное,
 но гармоничное переплетение гротеска, социальной сатиры .и лирики,
 элементов реалистического и фантастического. Окончательно порывая с
 романтич. тенденциями, И. не отказывается от использования нар. поэзии и
 сказок.
  В 70-е гг. в творчестве И. критика идеологии и практики капиталистич.
 общества становится всё более последовательной и гневной. И. восхищается
 рус. революц.-демократич. движением: "Россия-одна из немногих\стран на
 земле, где люди еще любят свободу и приносят ей жертвы. Поэтому-то
 страна и стоит так высоко в поэзии и искусстве" (цит. по кн.: Адмони В.,
 Генрик Ибсен, 1956, с. 157). Однако, как и в 60-е гг., понимание
 несостоятельности и антигуманности капиталистич. обществ енно-политич.
 системы не перерастало у И. в осознание необходимости пролетарской
 революции: позитивная программа драматурга сводилась к отвлечённым
 требованиям "всемирного потопа", "революции духа", уничтожения всякого
 гос-ва. В своих следующих пьесах, написанных в жанре психологич. драмы,
 И. переходит от изображения широкой картины действительности к анализу
 отдельных явлений совр. жизни. Он стремится показать контраст между
 благополучной видимостью и внутренней деградацией бурж. мира. И. создал
 новый тип аналитич. драмы, в к-рой особое значение приобретают
 предыстория персонажей, скрытые, внутренние причины их поступков,
 лаконичные и существенные для композиции пьесы бытовые детали.
 Действенное начало пьесы заключается не столько в развитии сюжета,
 сколько в духовной борьбе персонажей. Новаторское содержание реализма И.
 с особой силой проявляется в чётком, интеллектуально насыщенном,
 тщательно мотивированном диалоге, обладающем глубоким подтекстом. Драмы
 И. "...рисуют нам хотя маленький и среднебуржуазный, но совершенно
 несоизмеримый с немецким мир - мир, в котором люди еще обладают
 характером и инициативой и действуют, хотя зачастую с точки зрения
 иноземных понятий довольно странно, но самостоятельно" (ЭнгельсФ., в
 кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 420). Бунт героев
 против бурж. среды всегда связан с активным утверждением прав свободной
 и цельной личности, но никогда не приводит их к пониманию гл. причин
 трагич. положения, к-рое они стремятся преодолеть. В сатирич. комедии
 "Союз молодёжи" (1869, Христианийский т-р), в драмах "Столпы общества"
 (1877, там же), "Враг народа" (1882, там же - 1883) социальная
 проблематика получила выражение в критич. изображении порочных экономич.
 и политич. основ общества. Но чаще И. приходит к подобной постановке
 вопроса, к острым социально-критич. выводам, разрабатывая сугубо
 нравственные психологич. темы. В пьесе "Кукольный дом" (1879,
 Королевский т-р в Копенгагене) тема освобождения личности, обличение
 ханжества бурж. семейных отношений перерастают в обобщённое обвинение
 бесчеловечности обществ, устройства. В "Привидениях" (1881, труппа И.
 Весселя, Чикаго- 1882) трагедия фру Альвинг и её сына раскрывается как
 следствие общего распада бурж. семьи, морали, религии, их лицемерной,
 компромиссной сущности.
  В 80-90-х гг. в драматургич. методе И. происходят существенные
 изменения. Тончайший психологич. анализ, реалистич. обрисовку характеров
 и среды И. органично сочетает с разработанной им в "Бран-де" и "Пер
 Гюнте" системой символов, "со стремлением обобщить действительность до
 синтетических образов" (Луначарский А. В., Лит. газета, 1931, 29 марта).
 Сила социального обличения ослабевает, трагич. неспособность И. увидеть
 конкретные, действенные формы борьбы за радикальное изменение обществ,
 отношений приводит его к пересмотру проблемы "брандовского" стоицизма,
 проблемы героя-бунтаря. Эта тенденция характеризует драмы "Дикая утка"
 (1884, "Норвежский т-р" в Бергене), "Росмерсхольм" (1886, там же),
 "Женщина с моря" (1888, Христианийский т-р-1889). Но гуманистич. позиции
 И. находят новое выражение в стремлении развенчать индивидуализм героев
 драм "Гедда Габ-лер" (1890, Христианийский т-р), "Строитель Сольное"
 (1892, Христианийский т-р-1893), "Йун Габриель Боркман" (1896, Драматич.
 т-р в Стокгольме). Основу драмы "Маленький Эйольф" составляет борьба
 гуманистич. и эгоистич. начал в человеке (1894, Христианийский
 т-р-1895). В "драматическом эпилоге" "Когда мы, мёртвые, пробуждаемся"
 (1899, Королевский т-р в Копенгагене - 1900) И. осуждает
 антиобщественное, лишённое человечности искусство.
  Творчество И. оказало большое влияние на развитие мировой реалистич.
 драматургии и театр. культуры. Это влияние проявляется в произв. Г.
 Гауптмана, Б. Щоу, Дж. Голсуорси, Г. Хейберга, Н. Грига, А. Миллера, Дж.
 Пристли и др. драматургов. Пьесы И. способствовали формированию
 идейно-эстетич. принципов крупнейших актёров и театр. коллективов
 скандинавских стран, Германии, Франции, США, Англии, Италии, Польши. Они
 входят в репертуар т-ров мн. стран.
  В России И. получил известность в конце 19 в. Среди лучших пост. его
 пьес на рус. сцене: "Кукольный дом" (1884; Нора - Савина), "Пир в
 Сульхауге" (1896; Маргит - Савина, Снгне - Мичурина-Самойлова, Баутесен
 - Давыдов) в Александрийском т-ре;
  "Воители в Хельгеланде" (1892; Йордис - Федотова, Дагни - Ермолова,
 Сигурд - Южин), "Джон Габриель Боркман" (1904; Элла - Ермолова,
 Гунхильд- Федотова), "Привидения" (1909; фру Альвннг - Ермолова, Освальд
 - Остужев) в Малом т-ре; "Кукольный дом" (1904), "Строитель Сольнес"
 (190о), "Гедда Габлер" (1905) в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской (гл. роли
 здесь играла В. Ф. Комиссаржевская, в её трактовке этих ролей зрители
 видели резкий протест против бурж. общества); "Маленький Эйольф" (1905)
 в Передвижном т-ре под рук. П. Гайдебурова п Н. Скар-ской. В ролях
 Бранда и Освальда выступал П. Ор-ленев. В Моск. Художеств. т-ре были
 созданы наиболее значит, в дореволюционной России ибсеновские спектакли:
 "Гедда Габлер" (1899; Гедда - Андреева, Тесман - Москвин, Левборг -
 Станиславский), "Доктор Штокман" ("Враг народа", 1900; Штокман -
 Станиславский), "Когда мы, мёртвые, пробуждаемся" (1900; Рубек -
 Качалов, Ирена -Савицкая, Майя - Книппер), "Дикая утка" (1901;
 Верле-Вишневский, Яльмар - Качалов), "Столпы общества" (1903; Бер-ник -
 Станиславский), "Бранд" (1906; Бранд - Кача лов), "Пер Гюнт" (1912; Пер
 Гюнт - Леонидов, Сольвейг - Коренева, Осе - Халютина). Нек-рые пост. МХТ
 ("Доктор Штокман", "Бранд") выразили ан-тибурж. пафос драматурга,
 раскрыли своеобразие его реализма. Передовые деятели рус. т-ра работали
 над драмами И. в сложной обстановке, когда ряд критиков (К. Бальмонт, Д.
 Мережковский, А. Белый, И. Аполлонская) писали об И. как о мистике,
 анархисте, эстете. Это сказалось в пост. "Гедды Габлер" Мейерхольдом.
 Объективную оценку творчества И. дала марксистская критика - Г. В.
 Плеханов и А. В. Луначарский, В сов. т-ре в 30-е гг. были пост. значит,
 спектакли: "Столпы общества" (1934; Берник- Певцов), "Кукольный дом"
 (1936; Нора - Карякина) в Ленингр. акад. т-ре драмы; "Нора" (1939;
 Нора-Гиацинтова, Гельмер - Берсенев) в Моск. т-ре им. Ленинского
 комсомола и др. В 50-60-х гг. выделяются пост. пьес: "Привидения" в
 Воронежском т-ре (1955; фру Альвинг - Супротивная, Освальд - Вишняков),
 Моск. драм. т-ре (1956, фру Альвинг -Еню-тина, Освальд - Песелев), Малом
 т-ре (1957; фру Альвинг - Гоголева); "Гедда Габлер" (1956;
 ГеддаСухаревская) в Моск. т-ре киноактёра, "Нора" (1959;
  Hopa - Орлова, Саввина) в Т-ре им. Моссовета; "Кукольный дом" (1960;
 Hopa - Калинина) в МХАТе, "Столпы общества" (1960; Берник - Шатов) в
 Моск. т-ре им. Пушкина. Осуществлена лит.-муз. композиция драм. поэмы
 "Пер Гюнт" в пост. В. Аксёнова, А. Глумова, Л. Колесова. Во мн. муз.
 т-рах Сов. Союза пост. балет "Сольвейг, или Ледяная дева" Асафьева (на
 муз. Э. Грига), созданный на материале драматич. поэмы И.
  Соч.: Samlede verker, v. 1-10, Kbh., 1898-1902; Samlede verker, v.
 1-21, Oslo, 1928-1957; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-8, M., 1903-1907;
 Избр. соч., M.-Л.. 1951;
  Собр. соч., т. 1-4, M., 1956-58.
  Лит.: Маркс К. и ЭнгельсФ., Избр. письма, 1953 (Ф. Энгельс-П.
 Эрнсту); Цеткин К., Генрик Пб-сен, "Иностр. лит-ра", 1956, .ј 5; M e p и
 н г Ф., Генрик Ибсен, в кн.: Литературно-критич. работы, т. 2, M.-Л.,
 1934;
  Плеханов Г., Генрик Ибсен, в кн.: Искусство и литература, М., 1948;
 Луначарский А., Хенрик Ибсен, в кн.: И б с e н X., Избр. драмы. Л.,
 1935; Б л о к А., Г.Ибсен, в кн.: Собр. соч., т. 9, Л., 1936; Минский
 Н., Г. Ибсен. Его жизнь и литературная деятельность, СПБ. 1897; И e г e
 p Г., Г. Ибсен, М., '1892; Н ем и p о в и ч -Данченко В., Формы театра
 Ибсена, "Новый зритель",
  1928, ј 14; А д м о н и В., Г. Ибсен, М., 1956; его же, Творческий
 путь Г. Ибсена, в кн.: Ибсен Г., Собр. соч., т. 1, М., 1956; его же,
 Эстетические взгляды Г. Ибсена, там же, т. 4, М., 1958; Янковский М.,
 Ибсен на русской сцене, там же, т. 4, М., 1958; Haakonsen D., H. Ibsens
 realisme, Oslo, 1957; K o h t H., H. Ibsen. Eit diktarliv, Oslo, 1954;
 Shaw В., The quintessence of ibsenism, L., 1891;
  N о г t h a ni J., Ibsen*s dramatic method, L., 1952; W e i-g a n d
 H. J., The modem Ibsen, N. Y., 1960; L o t h а г R., H. Ibsen, Lpz.
 -B.-W., 1902; Ollen G., Ibsens dramatik, Stockh., 1955; Lund A., H.
 Ibsen og det norske teater, Oslo, 1925; Heiberg G., Ibsen og Bjornson
 paa scenen, Oslo, 1918; Nilsson N. A., Ibsen in Russland, Stockh., 1958;
 Ehrhard A., H. Ibsen et le theatre contemporain, P., 1892. Вл. М.
  ИБСЕН (Ibsen), Лиллебиль (p. 6.VIII.1899)- норвежская актриса.
 Сценич. деятельность начала в 14 лет как танцовщица. Затем работала в
 т-ре М. Рейнхардта (Берлин), в т-рах "Колизей" и "Лирик" (Лондон),
 "Гилд" (Нью-Йорк). С 1928 И.- актриса Нового т-ра в Осло. Выступала и в
 оперетте (Ганна Главари - "Весёлая вдова" Легара). Гастролировала в
 Копенгагене, Стокгольме, Гётеборге и др. городах.
  Роли: Гедда Габлер, Анитра, Эллида, Ирена ("Гедда Габлер", "Пер
 Гюнт", "Женщина с моря", "Когда мы, мёртвые. пробуждаемся" Ибсена),
 Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др. Е. Ч.
  "ИВАН СУСАНИН"- опера М. И. Глинки, либр. Г. Ро-эена, пост. 27 нояб.
 1836, Большой т-р, Петербург (дирижёр Кавос, декорации Роллера; Сусанин
 - О. Петров, Антонида- М. Степанова, Собинин-Леонов,
 Ваня-Петрова-Воробьёва);
  18 OKT. 1837 пост. там же (в бенефис О.Петрова; с новой сценой Вани у
 ворот монастыря). В Большом т-ре в Москве пост. 7 сент. 1842 (дирижёр
 Иоганнис, декорации Серкова и Шеньяна; Сусанин - Куров, Антонида -
 Леонова, Собинин-Бантышев, Ваня - Петрова). Последующие возобн. в
 Мариинском т-ре:
  1868, .1882, 1886, 1887,1908; в Большом т-ре: 1872, 1879, 1892, 1904
 (к 100-летию со дня рожд. Глинки; дирижёр Рахманинов, реж. Василевский,
 декорации Коровина, Головина, А. Васнецова; Сусанин - Шаляпин, Антонида
 - Нежданова, Собинин - Розанов, Ваня-Збруева). В 1875 пост. в Харькове
 на открытии оперного т-ра.
  Среди исполнителей в рус. оперных т-рах: Радонежский, В. Петров,
 Корякин, Касторский (Сусанин); Павловская, Соловьёва, Е. Семёнова,
 Климентова,
  Александрова-Кочетова, Е. Степанова, Дейша-Сионицкая (Антонида);
 Кадмина, Леонова, Лавровская, Долина, Петрова-Званцева (Ваня); Михайлов,
 Булахов, Додонов, Усатов, Донской, Ершов, Дамаев (Собинин).
  На сов. сцене пост. 21 февр. 1939, Большой т-р (на новый текст
 Городецкого; дирижёр Самосуд, реж. Мордвинов, худ. Вильяме, балетм.
 Захаров; Сусанин - Пирогов, Рейзен, Михайлов; Антонида - Барсова,
 Жуковская; Собинин - Большаков; Ваня - Златогорова. Гос. пр. СССР). В
 том же году - Т-р оперы и балета им. Кирова (в редакции Пазовского и
 Баратова, дирижёр Лазовский, реж. Бара-тов, худ. Федоровский, хормейстер
 Степанов, балетм. Бочаров; Сусанин - Яшугин, Антонида - Халилеева,
 Со-бннин - Нэлепп, Ваня - Вербицкая). В 1945 пост. в Большом т-ре в
 новой муз.-сценич. редакции. Пост. во мн. городах Сов. Союза: Саратов
 (1939, 1953), Куйбышев (1940. 1952, 1956), Одесса (1940), Киев (1940,
 1949), Луганск (1940), Горький (1940, 1950), Харьков (1940, 1955),
 Ташкент (1941, 1945 и 1953), Ереван (1942), Новосибирск (1945, 1959),
 Пермь (1945), Львов (1949), Минск (1950),Рига (1951), Казань (1951),
 Улан-Удэ (1954).
  Впервые пост. за рубежом в 1866 в Праге (дирижёр Балакирев); там же в
 1877 на чеш. яз. (Антонида - Александрова-Кочетова). В 1874 пост. в
 Милане (Антонида-Меньшикова). Опера шла на сценах мн. городов мира, в т.
 ч.; Ницца (1881, на итал. яз.; 1890), Лондон (1887, на итал. яз.),
 Берлин (1888 и 1908, на рус. яз.; 1940). Копенгаген (1888, на рус. яз.),
 Манчестер (1888, на рус. яз.), Париж (1896), Гамбург (1900), Монте-Карло
 (1916, на рус. яз.), Нью-Йорк (1936, в концертном исп.), София (1949,
 пост. Соковнина), Прага (1949), Пхеньян (1957), Милан (1959).
  Издания: "И. С."-Партитура ("Жизнь за царя"), СПБ, Стелловский, 1881;
 нов. изд., переем, и исправл. И. А. Рим-ским-Корсаковым, А. К.
 Глазуновым, Лейпциг, Беляев, 1907; клавир ("Ж. за ц."), СПБ,
 Стелловский, 1857; под названием "И. С." -Музгиз, 1942; то же, 1949,
 1953.
  Лит.: Михаил Иванович Глинка. Календарь, Л., 1954;
  Протопопов В., "Иван Сусанин" Глинки. Муз.-теоретич. иссл., М., 1961.
 ' Н Гр.
  ИВАНКбВСКАЯ, Татьяна Львовна (р. 14. III. 1915)- украинская советская
 артистка балета. Засл. арт. УССР (1946). В 1931-33 училась в Ленингр.
 хореографич. уч-ще у М. Ф. Романовой. В 1935-55 работала в Одесском т-ре
 оперы и балета. Лёгкость и грациозность танца сочетались в иск-ве И. с
 яркой актёрской выразительностью. Создала образ сов. патриотки Олеси в
 одноим. героич. балете Русинова (пост. В. Вронского).
  Партии: Лился (о. п. Данькевича), Маша ("Щелкунчик"), Одетта-Одиллия,
 Эсмеральда и др. Ю. С.
  ИВАНОВ (К ю н д э), Алексей Андреевич (1908- 1934) -якутский
 советский драматург. Окончил Иркутскую учительскую семинарию. Лит.
 деятельность начал в 1923. Написал ряд агитац. пьес на совр. тематику,
 к-рые были пост. Якутским т-ром. В пьесе "Огни коммуны" стремился
 показать величие социалистич. революции, раскрывая эту тему в условных
 романтич. образах. Пьеса "В таёжной глуши" показывает жизнь глухой якут.
 провинции, "Леня"- разоблачает антинародную сущность якут.
 национа-листич. буржуазии. Гражданской войне посв. драма "Те годы", в
 к-рой И. впервые попытался создать образы коммунистов и комсомольцев.
  Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955. А. Ив.
  ИВАНОВ, Алексей Петрович [р. 9(22). IX. 1904]- русский советский
 артист оперы (баритон). Нар. арт. СССР (1951). В 1932 окончил Ленингр.
 консерваторию по классу проф. Г. А. Боссе; брал уроки у И. В. Ершова.
 Впервые выступил на оперной сцене в 1930 в Ленинграде. Пел на сцене
 Ленингр. Малого оперного т-ра (1932-36), оперных т-ров Свердловска,
 Саратова и Горького. С 1938 И.- солист Большого т-ра. Обладает голосом
 яркого, сильного звучания; исполнению И. присущи реалистич.
 убедительность, драматич. сила. Партии: Риголетто (Гос. пр. СССР, 1946),
 Пётр ("Вражья сила" Серова, Гос. пр. СССР, 1948), Мазепа (Гос. пр. СССР,
 1950), Демон; Чёрт ("Черевички"), Комиссар ("В огне" Кабалевского),
 Грязной, Тонио,Эскамильо и др.
  ИВАНОВ, Андрей Алексеевич [р. 30.XI (13.XII). 1900] -русский
 советский артист оперы (баритон). Нар. арт. СССР (1944). Пению обучался
 в Киеве. В 1925 выступал в спектаклях Киевского передвижного оперного
 коллектива. Пел в Бакинском, Одесском, Свердловском т-рах оперы и
 балета. В 1934- 1949 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко, с 1950 -
 Большого т-ра. В 1956 оставил сцену. Голос И. сильный, красивого
 бархатного тембра, отлично звучал как в лирич. (Руслан, Евгений Онегин;
 Жер-мон - "Травиата", Валентин - "Фауст"), так и в драматич. партиях
 (князь Игорь, Риголетто, Демон,
  Грязной, Мазепа, Эскамильо; Скарпиа - "Тоска"). Исполнение И.
 отличалось большой эмоциональностью, драматич. выразительностью.
 Гастролировал за границей (Лондон, Вена, Берлин, Прага, Будапешт,
 Варшава). Выступал в концертах. Е, В. ИВАНОВ, Валентин Алексеевич (р.
 12. VII 1.1909) - русский советский режиссёр. Засл. деят. иск-в (1952).
 Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1932 окончил Всесоюзные режиссёрские
 курсы. В 1933-37 учился в ГИТИСе (театроведч. ф-т), по окончании к-рого
 работал зав. лит. частью Рязанского т-ра. Затем был художеств.
 руководителем (гл. реж.) в т-рах Рязани (1939 - 45), Волгограда (1945 -
 50), Костромы (1950- 59). С 1959 - гл. реж. Ставропольского т-ра.
  Пост.: "Воевода", "Бесприданница" (1947); "Последняя жертва", "Без
 вины виноватые" Островского, "Егор Булычев и другие" (1949), "Зыковы",
 "Васса Железнова", "Иванов", "За тех, кто в море!" (1946) и др. Э. К.
  ИВАНОВ, Всеволод Вячеславович [р. 12 (24). II. 1895] - русский
 советский писатель, драматург. Род. в семье учителя. Участвовал в гражд.
 войне в Сибири. Печататься начал в 1915. Первые драматургич. опыты И.
 (мелодрамы для труппы провинциальных актёров, выступавшей на ж.-д.
 станциях Зап. Сибири, 1914; пьеса "Чёрный занавес", 1918) не
 сохранились.
  В 1927 по мотивам своей повести И. написал для МХАТа драму Бронепоезд
 .14-69", пост. к десятилетию Октябрьской революции (художеств.
 руководитель постановки К. С. Станиславский, реж. Судаков и Литовцева).
 В этой пьесе, являющейся одним из лучших произведений сов. драматургии,
 отмеченной высокой поэтичностью, наиболее полно сказалось стремление И.
 к эпич. формам драмы, яркой колоритности и сочности характеров. Образы
 героев революции и гражд. войны были впервые раскрыты с убедительной
 правдивостью. Динамичная форма драмы способствовала мощному звучанию
 темы героич. борьбы народа за власть советов, прославлению боевой
 международной солидарности трудящихся. В пьесе отчётливо были выявлены
 ведущая роль партии большевиков, победоносная сила союза рабочих и
 крестьян в пролетарской революции. Образы коммуниста Пеклеванова,
 партизана Вершинина и др. позволили Станиславскому осуществить свою
 заветную мечту- "показать революцию через душу человека". Спектакль
 МХАТа - важнейший этап истории сов. т-ра. Пьеса "Бронепоезд 14-69" шла
 во многих т-рах страны, переводилась на яз. народов СССР JB Грузии, в
 переработке С. Шаншиашвили, под назв. "Анзор"), впоследствии ставилась и
 за рубежом: во Франции, Чехословакии, Венгрии, Австралии и др. странах.
  Тематике гражданской войны были посвящены пьесы И.: "Блокада" (1929,
 МХАТ), "Голуби мира" (1937, пост. 1938, Центральный театр Красной Армии)
 и "Пархоменко" (сценический вариант одноимённого романа И., 1941, там
 же). Писал также пьесы, посв. рус. истории: трагикомедия "Двенадцать
 молодцов из табакерки" (1936) о последних днях царствования Павла I,
 "Вдохновение" (1940) о т. н. смутном времени начала XVII века,
 "Ломоносов" (1953, МХАТ).
  Соч.: Пьесы, М., 1954; Избранные произведения в двух томах, М., 1954
 (т. 1 - Пьесы); От сцены "На колокольне" к "Бронепоезду 14-69", в сб.:
 Идейность и мастерство, М., 1953; Как был написан "Бронепоезд 14-69",
 "Молодая Гвардия", М., 1957, ј 1.
  Лит.: Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского..., М.,
 1952, с. 465-526; Зайцев Н., Драматургия Всеволода Иванова, Л.-М., 1962
 (имеется библиография); Яновский Н.Н., Всеволод Иванов, Новосибирск,
 1956; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-2,
 М., 1954-60. К. Ф. /
  ИВАНОВ, Вячеслав Васильевич (р. 1.XII. 1885)- русский советский
 театральный художник. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1947). Учился в
 художеств. школах Казани и Киева. С 1906 - в Моск. уч-ще живописи,
 ваяния и зодчества (окончил в 1910). С 1908 - пом. декоратора в Оперном
 т-ре Зимина. Как театр. художник самостоятельно начал работать в 1909.

<< Пред.           стр. 311 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу