<< Пред.           стр. 319 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 - Норлюнд).
  Издания: Первая публикация "И." - Г л e б о в А., Инга. Драма в 4 д.,
 М., 130, новая редакция - М., 1935; из послед, изд.- Глебов А.,
 Избранные пьесы, М." 61- А. Шн.
  ЙНГЕМАН (Ingemaiin)y Бернхард Северин (28. V.1789-24.II.1862)
 -датский писатель, драматург. Представитель консервативно-шовинистич.
 направления в дат. романтич. лит-ре. И. написал сказочную драму
 "Рейнальд-Волшебник" (1815), религиозно-мис-тич. направленность к-рой
 свидетельствует о влияния ва И. нем. реакционных романтиков. Трагедии
 "Мит-ридат" (1812), "Турнус" (1813)у "Пастух из Тулузы" (1821) лишены
 большого общественно-политич. содержания,. эклектически сочетают в себе
 элементы клас-сицистской, сентименталистской и романтич. эстетики.
 Трагедии И. "Мазаниелло" (1815) и "Бланка" (1816) были пост. в
 Королевском т-ре.
  Соч.: Samlede skrifter, bd l-XXX, Kbh., 1853-64 bd I-VI - Драматич..
 произведения).
  Лит.: S chwanen'flugel H., Ingemann "s liv o dit- , nin?, Kbh., 1886;
 H a BI s e n P." Den danske skueplads, illustreret theaterhistorie, bd
 2, Kbh., 1895. Вл. М.
  ИНДЖ (Inge), Уильям (p. 3.V.1913) - американ ский драматург. Окончил
 Канзасский ун-т, был учителем, актёром, театр. критиком. Первая пьеса И.
 "Далеко от небес" пост. в 1947 в т-ре М. Джонс (г. Даллас). Известность
 получили пьесы "Вернись, маленькая Шеба" (1950), "Пикник" (1953,
 Пули-пера пр.), "Автобусная остановка" (1955), "Тьма на втором этаже"
 (1957). Бытовые пьесы И. написаны в реалистич. манере, оня отображают
 социальную и психологич. неустроенность обитателей провинц. городков
 ср.-зап. штатов Америки. Однако трагедийные мотивы ("Тьма на втором
 этаже") приглушаются сентиментальностью, реальные конфликты
 сглаживаются, герои пьес И. находят утешение в любви, к-рая выдаётся
 автором за истинный гуманизм. Влияние фрейдизма особенно сказалось в
 пьесе "Потерянные розы" (1959).
  Соч.: Four plays, N. Y., 1958.
  Лит.: G a s s n er J., Theatre at the crossroads, N. Y., 1960, c.
 167-73, 307-308; B r u s t e i n R., The man-taming women of William
 Inge, "Harper's Magazine", 1958, November, c. 52-57. Г. З.
  ИНДИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ И ДРАМЫ
  (на яз. хинди - Сангит натак академи) - организация, основанная в
 Дели в 1953 в целях поощрения и развития иск-ва инд. танца, драмы,
 музыки и кинематографии. Академия способствует возрождению и объединению
 нац. культур народов Индии. Под руководством Академии были проведены
 семинары фильма (1955), драмы (1956), музыки (1957) и танца (1958).
 Одной из основных задач Академии является изучение нар. иск-ва, его
 возрождение во всех инд. штатах. Академия объединяет ведущих деятелей
 инд. культуры. Среди них:
  Суреш Авастхи, П. Банерджи, Мохан Кхокар, Гопинатх, Аппа Рао и др.
 Президент - доктор П. В. Раджаманнар. Мел. Б.
  ИНДИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки инд. т-ра уходят в глубокую
 древность. Нар. танцы, обряды, игры, пантомимы древних племён,
 получившие наиболее яркое выражение в культе ведических божеств, были
 прообразами первых театр. представлений в Индии. Культовые празднества и
 жертвоприношения сопровождались процессиями, во время к-рых давались
 своеобразные представления, посв. мифич. и легендарным героям.
 Древнейшие памятники инд. лит-ры - Веды, Брахманы, Упанишады и Пураны
 содержат диалоги. Гимны Ригведы (11-10 вв. до н. э.) состоят из прозаич.
 повествования и стихотворных диалогов, к-рые ведёт царь Пурураваса с
 небесной нимфой Урваши. В инд. эпосе "Махабхарата" и "Рамаяна"
 упоминается о "ната" и "нартака" - актёрах и танцовщиках, а также о
 представлениях, сопровождающихся танцами и декламацией. В др. трактате о
 государстве "Артхашастре" Каутильи (4 в. до н. э.) описаны методы
 обучения актёров и определены размеры вознаграждения за участие в
 представлении. Древние инд. тексты, относящиеся к 5-1 вв. до н. э.,
 рассказывают о бродячих актёрах-танцорах, певцах и лицедеях ("шайлюса",
 "кушилава" и "ната"), к-рые разыгрывали небольшие сценки на
 мифологические и бытовые сюжеты, чередовавшиеся с показом акробатических
 номеров, фокусов и дрессированных Зверей".
  Возникновению классич. инд. т-ра (сер. 1-го тысячелетия до н. э.)
 предшествовал народный т-р, представленный в Индии разнообразными
 формами. Нек-рые нар. театр. представления сохранились до наст. времени
 и пользуются в совр. Индии большой популярностью.
  Одна из наиболее широко распространённых форм нар. т-ра Сев. Индии,
 сохранившаяся от древности до наст. вр., - муз.-танц. драма - лилы (лила
 - "игра"). Осн. драматургич. источники этих драм - инд. эпос
 "Махабхарата", "Рамаяна), разл. мифы, легенды и др. произведения
 фольклора. Существуют 2 вида этих театр. представлений: лилы, в основе
 к-рых лежит "Махабхарата" и героем является Кришна, получили назв.
 Кришналилы и Раслилы (рас- танец), лилы, воспроизводящие сцены из жизни
 героя нар. эпоса "Рамаяны" - Рамы, называются Рамлилами. Представления
 лил длятся в течение 14 дней, иногда более 1 месяца. Они разыгрываются
 местными жителями (на гор. площади, у храма и т. д.). Иногда лилы
 разыгрываются в тех местах, где согласно преданиям и легендам
 происходили воспроизводимые в представлении события. По ходу
 представления зрители переходят от одного места к другому. Обязательные
 персонажи лилы - злые и добрые демоны, разл. животные - враги и друзья
 героев. Их внешний облик строго традиционен. Исполнители носят красочные
 маски и спец. костюмы. Занавес и декорации отсутствуют. Между эпизодами
 актёры часто импровизируют весёлые бытовые интермедии (шом), не
 связанные с осн. сюжетной линией. Представление не имеет делений на акты
 и сцены. Актёры, готовясь к выступлению в следующих эпизодах,
 переодеваются или отдыхают на глазах у зрителей.
  К другим формам нар. представлений относится якшагана,
 распространённая на юге Индии (Канна-да) и объединяющая танец, диалог,
 декламацию и пение. На Малабарском побережье популярна танцевальная
 пантомима катхакали (катакхали) к-рая в 18 в. превратилась в
 высокоразвитую театр. форму, имеющую свою обширную драматургию.
 Своеобразной формой нар. т-ра является бытующая в Анд-хре бурракатха.
 Сюжеты 'бурракатхи заимствованы из эпоса и мифологии, в представления
 включаются танцы и песни. На С. Индии существует т-р кашмирских
 странствующих актёров-бханда. Представления этого т-ра состоят из
 небольших драм. сценок на местные темы, отличающиеся резкой сатирич.
 направленностью. К популярным видам нар. творчества относятся также
 наутанки, сванг или накал (Сев. Индия), тамаша (Махараштра),
 видхинатакам (Андхра, Тамилнад), лай-хароба (Ассам) и др.
  Формы нар. представлений оказали большое влияние на формирование
 классич. инд. т-ра и драматургии. Классич. т-р, вобравший в себя
 элементы нар. творчества, формировался в течение более чем 5 веков,
 предшествующих нашей эре. В "Натьяшастре"- первом дошедшем до нас
 санскритском трактате по драматургии и сценич. иск-ву, приписываемом
 легендарному мудрецу Бхарате, затрагиваются вопросы происхождения т-ра,
 драмы, музыки, танца, говорится о театр. архитектуре и оформлении сцены.
 Особое внимание в трактате уделялось актёрскому мастерству.
 "Натьяшастра" выдвигала детально разработанную систему жестов и мимики,
 в к-рой особое значение имели движения пальцев рук (мудра), выражающие
 сложные понятия и чувства. При помощи жестов исполнители создавали
 образы рек, гор, ветра, рассвета, ночи, звёзд и др.
  В основе эстетики классич. инд. т-ра лежит учение об эмоции (раса) и
 её сценич. воплощении (бхава). Каждой расе соответствовали определённый
 сюжет и персонажи. Актёрская игра была строго канонизирована. Все
 персонажи имели свой грим, костюм, походку, манеру говорить и петь.
 Раскрытие психологии действующих лиц не входило в задачу исполнителей,
 критерием актёрского мастерства являлось совершенное выполнение
 предписанных канонов. Представления включали танец, слово, пантомиму и
 музыку.
  Др.-инд. т-р утверждал незыблемость кастового общественного строя,
 его представления имели целью расширить знания в области религии,
 философии, истории. Содержание инд. классич. драматургии связано с бытом
 и нравами двора. Сюжеты и образы, заимствованные из инд. эпоса и
 мифологии, язык драм были рассчитаны на вкусы привилегированных слоев
 инд. общества. Гл. действующие лица (боги, прославленные полководцы,
 святые, мудрецы, министры и др.) говорили, на санскрите - языке,
 непонятном народу. Но инд. классич. драмы содержали и реалистич.
 элементы, связанные с традициями нар. т-ра. Так, для классич. инд. драмы
 характерно чередование стиха и прозы, возвышенного и комического, наряду
 с божественными персонажами и высокопоставленными героями в пьесах
 действовали представители народа, к-рые говорили на нар. разговорных
 диалектах - пракритах. Из народного т-ра были заимствованы: один из
 обязательных персонажей инд. классич. т-ра- шут (видушака), верный друг
 и наперсник героя, остроумный и сообразительный, и сатирич. образы:
 шурин - выскочка и невежда, жадный, глупый брахман и др. Инд.
 драматургия, находившаяся под влиянием религиозно-философских концепций
 своего времени, основанных на незыблемой вере в вечный миропорядок, не
 создала трагедий; в театр. представлениях нельзя было показывать смерть
 героя, свержение царской власти, мятежи, осаду города и т. д. Это
 определило иллюзорность классич. т-ра, выражавшего гармонию условного
 мира, далёкого от реальной действительности.
  Расцвет инд. классич. т-ра относится к 1-й пол. 1-го тыс. н. э. и
 выражен в творчестве Бхасы, (2-3 вв.), Калидасы (4-5 вв.) и Шудраки (5
 в.). Этот период истории Индии связан с укреплением феодализма. В лучших
 образцах инд. классич. драматургии нашло отражение усиление социального
 неравенства. Драмы Бхасы, Шудраки и Калидасы часто отступают от
 традиционных классич. канонов, в них широко представлены разнообразные
 явления действительности. В произв. Бхасы ("Пригрезившаяся Васавадатта",
 "Подвиги мальчика", "Пять ночей" и др.) народ является активным
 участником событий. Знаменитая драма Шудраки "Глиняная повозка" (сер.
 1-го тысячелетия н. э.) воспроизводит не только жизнь двора, но и
 средних, низших слоев инд. общества, персонажи её, простые люди,
 наделены добротой и благородством. Вершина драматургии Древней Индии -
 драмы Калидасы: "Шакунтала", "Малявика и Агнимитра", "Мужеством
 обретённая Урваши", имеющие высокие художеств. достоинства, обаятельны и
 человечны.
  В 5-7 вв. классич. драма Индии начинает переживать глубокий кризис,
 вызванный распадом во-енно-бюрократич. рабовладельч. империй. В
 последующее время классич. т-р всё больше отходит от жизни, теряет связь
 с нар. творчеством. Захват власти мусульманскими династиями, наложившими
 религиозный запрет на театр. представления, глубокий
 социаль-но-экономич. кризис, к-рый переживала Индия, приводят к тому,
 что в 11-12 вв. классич. инд. т-р фактически прекращает своё
 существование.
  В течение 7 последующих столетий инд. драматургия утеряла присущие ей
 достоинства и превратилась в литературу для чтения (отсутствие
 конфликта, развёрнутого драматургич. действия и др.). Появились
 пересказы и переводы санскритских драм на ново-инд. языки - хинди,
 бенгали, маратхи и др. Среди них; "Хануман" Джодхпура Джасвант Сингха
 (1643), "Прабодх Чандродай" Гулаба Сингха (1789), "Хануман" Хирдая Рамы
 (1630) и др. театр. культура страны была представлена иск-вом нар. т-ра,
 к-рый к этому времени претерпевает значит. изменения. Новые социальные
 преобразования, произошедшие в Индии в период правления мусульманских
 династий, породили новое общественное движение - бхакти, к-рое оказало
 влияние на развитие нар. инд. т-ра. Это движение, зародившееся в среде
 ремесленников, торговцев и направленное против высших каст, феодальной
 верхушки инд. общества (возникло в 11-12 вв., к концу 15 в. охватило всю
 страну), было облачено в религиозную форму. Учение основывалось на
 признании прав личности, отрицании кастового строя. В древних нар.
 представлениях появляется новая трактовка Кришны и Рамы, образы их
 провозглашают идеи равенства, утверждают человеческое достоинство, идеи
 патриотизма. Особенно усиливается патриотич. звучание театр.
 представлений в годы англ. колониализма - образ Рамы символизирует собой
 великую, единую Индию, свободную от угнетателей и иноземных
 поработителей.
  Во 2-й пол. 19 в. с ростом нац. самосознания и нац.-освободит.
 движения в Бенгалии зарождаются новая драматургия и т-р. В 1785 в
 Калькутте рус. индолог Г. С. Лебедев создал общедоступный т-р на
 бенгальском яз. Лебедев ставил спектакли, писал к ним музыку, декорации.
 Несмотря на большой успех и поддержку передовых кругов бенгальского
 общества, Лебедев был вынужден закрыть т-р и вернуться на родину в
 результате травли со стороны чиновников Ост-Индской компании.
  Первые попытки создания новой драматургии были сделаны бенгальскими
 драматургами Динобондху Мит-тро, Модхушудоном Дотто, Рамнарайоном
 Таркорот-но. Творчество этих авторов отличалось социальной глубиной и
 антибританской направленностью. В 1872 бенгальский драматург Гиришчондо
 Гхош основал нац. т-р, с к-рым гастролировал в Бенгалии и городах Сев.
 Индии. В репертуаре т-ра были пьесы: "Зеркало индиго" Миттро (1872),
 разоблачающая англ. плантаторов, сатирич. пьеса "Бенгали бабу" Мустафи
 (1872) о низкопоклонстве перед англичанами бенгальских
 высокопоставленных чиновников, патриотич. драма "Мать Индия"
 Бондопаддхая (1873), "В тисках голода" Таркоротно (1876) и др.
 Антибританская направленность этого т-ра вызвала беспокойство англ.
 администрации. В 1876 был издан "Закон о драматических представлениях",
 вводивший жестокую полицейскую цензуру на все драматич. произв.
 Полицейские преследования мешали появлению пьес на темы современности,
 поэтому бенгальские драматурги обращаются к историч. сюжетам и воплощают
 патриотич. идеи в героич. образах далёкого прошлого ("Чандра-гупта"
 Диджендролал Рая, "Вождь Шиваджи", "Мир Касим" Гхоша и др.). Большая
 заслуга в становлении бенгальского т-ра принадлежит Р. Тагору. В своём
 творчестве драматурга, режиссёра, актёра и композитора Тагор отстаивал
 простоту формы и глубину содержания драмы.
  В последней четверти 19 в. в Индии возникает т. н. т-р парсов,
 преследующий коммерческие цели. Первая театр. компания парсов "Ориентал
 театрикал компании под рук. П. Фрамджи была организована в Бомбее в
 1870. Позднее были созданы компании "Орджинал театрикал компани",
 "Виктория", "Олд парси тиэтр" и др., во главе к-рых стояли
 предприимчивые коммерсанты. Т-р парсов существовал в Индии в течение 50
 лет. Прогрессивная инд. интеллигенция выступила против монополии этих
 т-ров, ставивших низкосортные пьесы. Т-рам парсов противостояли
 любительские театр. коллективы, получившие в 70-80-е гг. широкое
 распространение в колледжах, школах и ун-тах. Первый любительский т-р
 был осн. в 1888 в Канпуре, в 1898 организовано об-во "Рамлила натак
 мандали", в 1907 - "Бенаресское общество драматургии хинди". Эти
 коллективы, а также любительские театр. группы в Джайпуре, Лакхнау,
 Калькутте и др. городах Индии пользовались большой популярностью в
 кругах инд. интеллигенции, их поддерживали передовые драматурги.
  Во 2-й пол. 19 в. зарождается новая драматургия и в др. провинциях
 Индии. Становление драмы хинди связано с именем Бхаратенду Харишчандры,
 в творчестве к-рого органически сочетаются традиции нац. и зап.-европ.
 драматургии. В 1907 Харишчандра основал любительские театр. труппы и
 любительское театр. об-во "Бхаратенду натак мандали", к-рое сыграло
 большую роль в развитии т-ра и драмы хинди. Дальнейшее развитие
 драматургии хинди связано с именем Джайшанкара Прасада. Испытав значит.
 влияние зап. лит-ры, Прасад отходит от условных форм классич.
 драматургии и вводит в действие трагедийные финалы, обращается к новым
 героям, новой тематике. Его драматургии свойственны драматич.
 насыщенность сюжета, психологизм.
  Идеи нац.-освободит, движения, требование независимости, широкая
 волна стачечного движения находят отражение в драматургии 20-40-х гг. 20
 в. В произв. Премчанда впервые появляются образы тружеников инд.
 деревни, поднимающихся на борьбу с помещиками - заминдарами ("Борьба").
 Пафосом патриотизма пронизано творчество драматурга С. Говинддаса,
 создавшего в своих пьесах яркие образы борцов против британского
 колониализма ("Путь служения", "К чему страдания?" и др.). Проблема
 индо-мусульманского единства, разрабатывавшаяся мн. прогрессивными
 драматургами Индии, находит выражение в драмах Харикришны Преми,
 призывавшего к единению индусов и мусульман, к общей борьбе за
 независимость рэдины ("Принятие еды", 1945, и др.).
  Развитие драмы на хинди, как и на др. новоинд. и дравидийских языках,
 происходит в трудных условиях. Отсутствие проф. т-ров почти во всех
 крупных городах страны и конкуренция со стороны кино мешают развитию И.
 т. ид.
  С 30-х гг. в драматургии хинди утверждается одноактная пьеса -
 эканки, способствующая развитию реалистич. направления в инд. т-ре. В
 этом жанре работают драматурги Рамкумар Варма и Упендранатх Ашк,
 сочетающий в своём творчестве реалистич. принципы европ. драматургии с
 нац. традициями инд. т-ра.
  В нач. 40-х гг. театр. жизнь страны значительно активизируется.
 Возникает много любительских и проф. театр. коллективов, ставящих перед
 собой задачу помогать народу в борьбе против колониального гнёта. Их
 деятельность способствовала пробуждению классового самосознания инд.
 трудящихся и консолидации прогрессивных сил страны в борьбе за
 независимость родины. В 1943 в Индии создаётся Ассоциация народных
 театров Индии (ИПТА), деятельность к-рой оказала значит, влияние на
 дальнейшее развитие театр. культуры Индии. То обстоятельство, что
 население всех штатов Индии состоит из ряда национальностей и племён,
 употребляющих разл. языки и диалекты, заставило Ассоциацию обратиться к
 формам нар. танцевального представления. Использование этой древней
 театр. формы давало возможность ИПТА показывать спектакли во всех частях
 страны. Наибольшим успехом пользуются спектакли, получившие форму нар.
 танцевальных драм (лилы, наутанки и др.). При Ассоциации была создана
 труппа "Малый балет" (1952) под руководством Шанти Бардхана, сочетавшего
 в своём творчестве лучшие традиции нар. иклас-сич. танцевального иск-ва.
 Творч. метод балетмейстера оказал большое влияние на всю деятельность
 Ассоциации инд. нар. т-ров. Становлению совр. инд. балета способствовало
 также иск-во инд. танцовщика и хореографа Удая Шанкара, талантливо
 объединившего в своих пост. выразит, приёмы классич. и нар.
 танцевального иск-в.
  Значит, этапом в развитии совр. инд. т-ра явилось создание в 1944
 режиссёром, актёром и драматургом Притхвирадж Капуром в Бомбее проф.
 драм. т-ра. Капур осуществил в своём т-ре постановку многих пьес,
 поднимающих актуальные проблемы совр. жизни страны ("Стена", "Патхан" и
 др.).
  После установления независимости страны (1947) в Индии был создан ряд
 театр. учреждений, способствующих своей деятельностью подъёму нац.
 культуры. В столице Республики Дели с 1951 проводятся традиционные
 фестивали драмы, в к-рых участвуют многочисл. любительские и проф.
 театр. коллективы разл. штатов страны (в 1954 на фестивале было
 исполнено св. 25 пьес на 14 языках народов Индии). В 1953 в Дели
 основана Индийская академия музыки и драмы (Сангит натак академи),
 имеющая филиалы в др. штатах. Академия проводит работу по изучению и
 популяризации нац. культуры в области т-ра, музыки и танцевального
 иск-ва. В 50-е гг. в Дели создан экспериментальный профессиональный т-р
 "Хиндустани тиэтр". Основатель т-ра драматург Кудзии Зайди (М. Мишра)
 пост. здесь " Шакунталу" Калидасы в переработке на хиндустани, а молодой
 режиссёр Хабиба Танвира - "Глиняную повозку" Шудраки (спектакль пост.

<< Пред.           стр. 319 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу