<< Пред.           стр. 325 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 крупнейших драматургов Татарии, И. создал пьесы в различных жанрах.
 Динамичные пьесы И. показывают характеры героев в развитии. Сочный,
 образный язык И. близок к народной речи. Первая комедия "Амирхан хазрат"
 написана II. в 1914, трагедия "Райский мост" - в 1919. Сатирич. пьеса
 "Переселение", разоблачающая контрреволюц. тат. буржуазию и ханжество
 мусульм. духовенства в эмиграции, была пост. в Башк. т-ре драмы (Уфа) и
 Тат. т-ре (1925). Комедии И., воссоздающие годы нэпа - "Культурный
 Шенгерей" (1925), "Пикуляй Шарафи" (1927) и
  "Портфель" (1929), пост. в Башк. т-ре драмы. В Т-ре им. Камала
 поставлены драма И. "Миркай и Айсылу" (1936) - о борьбе против религ.,
 консервативных устоев и комедия "Забулачная республика" (1939),
 разоблачающая национализм. С 1940 в репертуаре этого т-ра сохраняется
 весёлая комедия И. "Хужа Насретдин" - о популярном герое фольклора.
 Борьбе сов. народа с фашизмом посвящена трагедия И. "Марьям" (1943).
 Проблемы семьи, морали, борьбы с пережитками прошлого нашли отражение в
 пьесах "Райхан" (1952) и "Зифа" (1953).
  В псторич. драме "Мулланур Вахитов" (1948, Т-р им. Камала), трагедии
 о Герое Сов. Союза Мусе Джалиле (1956, Башк. т-р драмы, 1957, Т-р им.
 Камала) И. с большим драматизмом показывает героя в переломные моменты
 его судьбы, его связь с народом. И. обогатил нац. культуру переводами
 произведений Грибоедова, Пушкина, Шекспира, Мольера.
  По его либретто Н. Жиганов написал оперу "Туляк" (1945, Т-р оперы и
 балета, Казань). Пьесы И. шли в т-рах Татарии, Башкирии, Узбекистана,
 Казахстана. И. является также автором статей, очерков по истории тат.
 т-ра.
  / Соч.: Комедия пэм драмалар, Казан, 1953; Сэхнэ эсэрла-ре, Казан,
 1958; Мулланур Вахитов. Драма, пер. с татарок., М., 1957.
  Лит.: Шамуков Г., Нэкый Исэнбэт, Казан, 1959;
  К p ы ж и ц к и и Г., Корифей татарского театра, "Театр", 1959, .Ni
 4. У. К.
  ИСАЧЕНКО, Константин Степанович [р.5(17).III. 1882] - русский
 советский артист оперы (тенор), хоровой дирижёр, педагог. Пению обучался
 в Петерб. консерватории у С. И. Габеля. Впервые выступил на оперной
 сцене в 1908 в петерб. Народном доме. В 1911 выезжал с труппой С.
 Дягилева в Париж, Монте-Карло, Лондон. В 1911-12 выступал в оперном т-ре
 в Киеве, затем в Петерб. т-ре муз. драмы. В 1918 вместе с труппой этого
 т-ра перешёл в состав Большого оперного т-ра в Нар. доме, где пел до его
 закрытия (1923), после чего оставил сцену, занимался педагогич.
 деятельностью (с 1918 И.- проф. Ленингр. консерватории).
  Партии: Ленский; Берендей ("Снегурочка"), Шуйский ("Борис Годунов"),
 Вильгельм Мейстер ("Миньон" Тома), Альфред, Альмавива и др.
  ЙСЕНЕ (Isene), Ула (р.2.VI.1898) - норвежский актёр. В 1Р23-37
 выступал как камерный певец.
  С 1938-в драм. т-рах Осло: Трённелагском (1938-39), Новом (1939-46),
 Национальном (1946-52), Народном (1952-60). И.- характерный актёр, его
 игра отличалась эмоциональностью, тонкой 'ироничностью, выразит. внешним
 рисунком ро/пи.
  Роли: Яльмар Экдаль, Эйлерт Левборг, Вангель ("Дикая утка", "Гедда
 Габлер", "Женщина с моря" Ибсена), Петруч-чио ("Укрощение строптивой"),
 Бенедикт ("Много шума нз ничего"), Сведенхьельм (о. п. Бергмана), Менш
 ("Он сидит на кипящем котле" Мунка), Отец ("Дневник Анны Франк" Гудрич и
 Хаккета).
  Лит.: Gjesdahl P., Premierer os portretter, Oslo, [l 957 ]. Вл. М.
  ИСЕЦКИИ (наст. фам. - Тер-Иоанесянн), Леон Николаевич
 [8(20).IX.1890-10.V.1946] -советский артист оперы (бас). Нар. арт. Груз.
 ССР (1943). Засл. арт. Арм. ССР (1933). В 1914 окончил Брюссельский
 ун-т, в этом же году, поселившись в Тифлисе, брал уроки пения у А. А. и
 В. И. Зеленых; совершенствовался в Милане. С 1916 И.- солист Тифлисской
 оперы, с 1937-Т-ра им. Палиашвили. Н. обладал голосом красивого тембра и
 высокой вок. культурой. В 1923 принимал активное участие в организации
 оперного т-ра в Александрополе (ныне - Ленинакан), в к-ром пел партии на
 арм. языке. В Т-ре им. Палиашвили исполнял партии на груз. и рус.
 языках: Цангала ("Даиси" Палиашвили), царь Георгий ("Дареджан Коварная"
 М. Баланчивадзе), Надир-шах ("Алмаст" Спендиарова), Огсен ("Лусаба-цин"
 Степаняна); Кончак, Мельник, Дон Базилио, Мефистофель; Цунига ("Кармен")
 и др. Принимал активное участие в создании Т-ра оперы и балета им.
 Спендиарова. Б. Д., Л. Ц.
  "ИСКАТЕЛИ ЖЕМЧУГА" ("Les Pecheurs de Perles")- опера Ж. Би.зе, либр.
 M. Kappe и Э. Кормона, пост. 30 сент. 1863, Париж. Последующие пост.:
 Милан (1886, 1938), Женева (1887), Лондон (1887 и 1889, на итал. яз.),
 Барселона (1887, на итал. яз.), Брюссель (1887), Мехико (1-887, на итал.
 яз.), Буэнос-Айрес (1888, на итал. яз.), Будапешт (1888), Прага (1889),
 Париж (1889, на итал. яз.; 1893, 1.938), Берлин (1893, 1934), Копенгаген
 (1900), Загреб (1900), Рио-де-Жанейро (1902, на итал. яз.), Варшава
 (1904), Стокгольм (1913), Нью-Йорк (1916, на франц. яз.), София (1927),
 Рига (1933), Сидней (1935) и др. В России впервые исполнена итал.
 труппой в Москве в 1863 (Надир - Мазини), На рус. яз. пост. 5 сент. 1889
 Частной оперной труппой Картавова в Петербурге (дирижёр Плотников; Надир
 - Любин, Лейла- Муран-ская, Зурга - Круглов, Нурабад - Петров). В 1903
 пост. в Новом т-ре в Москве (дирижёр Авранек, балетм. Манохин;
  Надир - Собинов, Лейла - Нежданова, Зура - Гераси-менко, Нурабад -
 Горяинов).
  На сов. сцене пост. в 1927 в енингр. Нар. доме (дирижёр Ульрих;
 Надир- Смирнов, Лейла - Попова, Зурга - Бочаров, Нурабад - Налимов).
 Пост. в др. городах Сов. Союза: Ташкент (1956), Минск (1956), Каунас
 (1957), Уфа (1961).
  Издания: "И. ж.", клавир, М., Юргенсон, [1894].
  Я. Гр. ИСКЕНДЕРОВ, Адиль Рза оглы (р.10.X.1912) - азербайджанский
 советский режиссёр. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
 1940. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 4-го и 5-го созывов. Окончил
 Бакинский театр. техникум (1930), в 1936 - ГИТИС. В 1932-36 -
 режиссёр-практикант в Т-ре им. Евг. Вахтангова. С 1936 - режиссёр (в
 1937-60 - гл. режиссёр и директор) Т-ра им. Азизбе-кова. Уже первый
 спектакль "Платон Кречет", пост. И. в 1935, отличался
 целеустремлённостью, яркостью сце-нич. характеристик. И. способствовал
 развитию нац. драматургии. Работая совм. с азерб. драматургами и
 писателями, И. пост. новые пьесы С. Вургуна, М. Ибрагимова, С. Рахмана,
 Э. Мамедханлы и др. Среди " работ И. в Т-ре им. Азизбекова: "Хаят"
 Ибрагимова (1937), "Вагиф" (1938) и Фархад и Ширин" (1941) Вургуна,
 "Счастливцы" Рахмана (1941), "Рассказ о Турции" Назыма Хикмета (1953),
 "Намус" Ширванзаде (1952), "Джаваншир" М. Гуссейна (1957), "Бухта
 Ильича" Меджнунбеко-ва (1958), "Утро Востока" Мамедханлы (Гос. пр. СССР,
 1948); осуществил также постановки драм Дж. Джабарлы - "Айдын" (1940),
 "В 1905 году" (1947) и др.; Шекспира ("Отелло", 1949). Поставил в Т-ре
 оперы и балета им. Ахундова "Шах Сенем" Глиэра (1937), в Бакинском рус.
 т-ре "Вагиф" Вургуна (1956). Для творчества И. характерны монументальная
 героика, торжественная репрезентативность, яркая зрелищность. С 1937 И.
 ведёт педагогич. работу (в Азерб. театр. ин-те им. М. А. Алиева).
 Снимался в кино. С 1961 работает в кино. К. Кае.
  "ИСКУССТВО"- русское советское специализированное издательство.
 Создано в 1935, в 1938 было объединено с издательством "Изогиз". Имеет
 отделение в Ленинграде. Изд-во выпускает лит-ру по разл. отраслям иск-ва
 на рус. яз. Значит. раздел деятельности "И." занимает драматургия. В
 издательстве выпущены 10-томный сб. "Советская драматургия", 1917-47;
 сборники пьес драматургов нац. республик СССР, избр. пьесы сов.
 (Арбузов, Симонов, Тренёв и др.) и зап.-европ. драматургов (Гауптман,
 Пиранделло, Уайльд и др.). Нзд-во выпускает книги по истории и теории
 русского т-ра, т-ра народов СССР и зарубежных т-ров всех времён. Изд-во
 публикует книги, освещающие театр. наследие К. С. Станиславского и Вл.
 И. Немировича-Данченко (собр. соч., режиссёрские партитуры, записи бесед
 и репетиций, письма и др.); критич. исследования и монографии, сце-нич.
 истории произв. драматургии, работы по технике сцены, учебно-методич.
 литературу, книги, освещающие творч. опыты мастеров т-ра, театр.
 мемуары, книги по цирку и эстраде. Большими тиражами издаётся массовая
 театр.лит-ра для худ. самодеятельности, серии одноактных пьес, брошюры,
 посв. творчеству крупнейших актёров и драматургов, брошюры к юбилейным
 датам, гастролям зарубежных т-ров в СССР и др.
  Ряд изданий, гл. обр. мемуарную литературу и книги, посв. вопросам
 техники сцены и оформлению спектакля, "И." выпускает совм. с ВТО. Из
 периодических изданий "И." выпускает журналы "Театр", "Ежегодники
 Московского Художественного театра", альманах "Современная драматургия".
  Лит- см. при ст. 'ГеатТюведение.
  ИСКУССТВО АКТЕРА - искусство создания сценических образов; вид
 исполнительского творчества. Исполняя определённую роль в театр.
 представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени к-рого он
 действует в спектакле. Материалом для этого ему служат собственные
 природные данные: речь, тело, движения, мимика, так же как и его
 эмоциональность, наблюдательность, воображение, память и пр.
 Особенностью И. а. является то, что процесс актёрского творчества в
 своей конечной стадии всегда совершается на глазах у зрителя в момент
 спектакля.
  Основу актёрского творчества составляет принцип перевоплощения.
 Существуют понятия внешнего и внутреннего перевоплощения, к-рые, однако,
 могут быть расчленены только условно. По существу,- это две стороны
 сложного творч. процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи.
 В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в
 неразрывном единстве.
  Актёр прибегает к помощи грима, костюма (в нек-рых видах т-ра - к
 помощи маски), вырабатывает интонации,. жесты, походку, мимику,
 передающие с той или иной степенью жизненной достоверности или
 театральной условности внешность .и манеру поведения изображаемого им
 лица. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы
 передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир
 своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.
  И. а. требует высокого мастерства, развитой техники. Исполнитель
 должен уметь пользоваться выразит. средствами, присущими И. а., словом,
 голосом, движением, быть пластичным, музыкальным и др. Методы и формы И.
 а. дифференцируются в зависимости от видов театр. иск-ва (драма, опера,
 балет, пантомима и т. д.), от драматургич. жанров, выдвигающих те или
 иные задачи (трагедия, комедия, фарс и др.).
  Важнейшим средством воздействия сценич. образа в драматич. т-ре
 является слово, вводящее зрителей в сущность мыслей и чувств,
 переживаемых героем.
  И. а. призвано воплотить на сцене авторский замысел, выявить идейный
 смысл драмы. Вместе с тем актёр обогащает содержание драмы, замысел
 автора собственным жизненным опытом, размышлениями. наблюдениями. Исходя
 из своего мировоззрения и творческой индивидуальности, актёр сообщает
 исполняемой роли ту или иную трактовку.
  Актёр может стать "властителем дум" своего поколения, выражая в
 создаваемых им совр. или классич. образах прогрессивные демократич. идеи
 времени (в рус. т-ре - Мочалов, Ермолова, Комиссаржев-ская, Качалов и
 др.). Новые нсторич. эпохи приносят с собой новое прочтение крупнейших
 ролей мирового репертуара. Гаррик создал своего Лира, Моча-лов - своего
 Гамлета, Остужев и Хорава - Отелло; во всех этих случаях актёр с
 наибольшей для его времени глубиной выразил гуманистич. содержание
 творчества Шекспира, раскрыв содержание образа с позиций передовых
 идеалов современности. Вот почему И. а. приобретает высокое обществ,
 значение, способность увлекать, волновать и воспитывать зрителей.
  И. а. находится в тесной связи с искусством режиссуры. Единство
 постановочного решения спектакля потребовало воспитания в актёре чувства
 ансамбля, И. а. стало частью сложного целого. Принцип ансамбля не только
 установил взаимодействие исполнителя с его партнёрами, но и определил
 связь между творческим самочувствием актёра, приёмами его игры и теми
 средствами, к-рые избираются режиссёром для общего постановочного
 решения спектакля (жанр, ритм, пространств, композиция, пластич.
 рисунок, музыка, декорационное оформление и т. д.).
  История И. а. знает различные типы актёрского перевоплощения,
 соответствующие нац. особенностям народа, эстетич. природе того или
 иного вида т-ра, принципам его творч. метода.
  На почве определённого творч. мировоззрения формируется метод, к-рым
 актёр пользуется при создании сценич. образа, вырабатываются приёмы
 игры, средства сценич. выразительности.
  В совр. т-ре существуют разные теории И. а. Однако различие школ,
 манер и даже методов не исключает подчинения И. а. нек-рым общим
 законам, определяющимся выражением в актёрском творчестве художеств.
 правды. Закономерности творч. процесса создания образа неоднократно
 становились предметом изучения при разработке теории И. а. (см. театр.
 Театроведение). В европ. т-ре определились две крайние тенденции: одна,
 связанная с рационалистич. пониманием задач И. а., выдвигала примат
 сознания над вдохновением, другая, отвергая рассудочные формы
 творчества, утверждала примат вдохновения, эмоции, главенствующую роль
 интуиции. Развитие реализма в И. а. потребовало пересмотра этих
 концепций. На протяжении 19-20 вв. создаётся реалистич. теория И. а.,
 утверждающая тесное взаимодействие между сознательной и интуитивной
 стороной творч. процесса актёра и между эмоциями, творч. воображением
 актёра и техникой И. а. Крупнейшим достижением реалистич. теории И. а.
 явилась подготовленная длительным развитием теоретич. мысли и богатейшим
 опытом творч. практики русского и мирового т-ра система К. С.
 Станиславского (см. Станиславского система), оказавшая широкое
 воздействие на И. а. разл. стран.
  Как форма обществ, идеологии, театр. а следовательно, и И. а.
 обусловлены уровнем развития общества, характером господствующих в нём
 представлений о жизненных закономерностях и влиянии этих закономерностей
 на человеческие судьбы.
  Исторический очерк. Истоки И. а. восходят к массовым действам
 первобытного общества, синкретически объединившим зачатки всех видов
 искусств. Наивное мировоззрение человека той эпохи приписывало подобным
 действам магич.значение (воздействие на силы природы, устрашение врага и
 пр.). И. а. как такового здесь еще не было, хотя важнейшая предпосылка
 для его появления уже наметилась. Распад массовых действ, исполняемых
 всем родом, на групповые игры и танцы (мужские, женские) ведёт к
 появлению исполнителей и зрителей. Это усилило активность исполнителей и
 определило важнейшую функцию зрелища - его эмоциональное воздействие на
 зрителей.
  В древнем мире, в Греции и в странах Востока, где религия выступает в
 качестве универсальной идеологии, И. а. развивается в формах ритуального
 действа, к-рое сохраняет свой первоначальный син-кретич. характер.
 Однако уже здесь в ритуал празднества участники действа сознательно
 вводят ряд приёмов, усиливающих в зрителях чувство религиозного страха,
 благоговения, экстаза, сострадания.
  В дальнейшем намечаются два пути развития драмы, И. а. В одном случае
 (Индия, Иран и др. страны Востока) драма сохраняет свою связь .с
 религией, и И. а. формируется под влиянием присущих религии аллегорич.
 условных приёмов выразительности, надолго застывая в своих традиц.
 формах. В другом случае (Греция) происходит постепенное высвобождение
 драмы из-под власти культа, развитие в ней элементов драматич. борьбы,
 социальных мотивов, индивидуального лирич. начала. Именно это и
 становится предпосылкой для возникновения т-ра и И. а. в подлинном
 смысле слова.
  И. а.античности. Как особый вид художеств. творчества И. а. впервые
 сложилось в Др. Греции в 5 в. до н. э. в эпоху образования демокрадич.
 городов-государств. Своими истоками др.-греч. театр восходит к культовым
 земледельческим играм в честь бога плодородия Диониса. Героич. дифирамбы
 послужили истоком для развития трагич. И. а., а весёлые нар. празднества
 - комич. И. а. Определяющим моментом развития И. а. явился выход за
 пределы культа, слияние т-ра с поэзией.
  На раннем этапе (в 6 в. до н. э.) это были хоровые лирич. песни,
 исполняемые двумя полухориями и запевалой-корифеем. Одушевляясь
 чувствами героев, деяния к-рых он воспевал, корифей, по существу,
 подготавливал рождение И. а. Элементы внешнего актёрского перевоплощения
 присутствовали в изображении бога Диониса. Непосредственно к форме
 ритуального действия примыкает самый ранний тип зрелища, созданный
 первым греч. драматургом и актёром Фесписом. Сценич. иск-во возникло в
 единстве с драмой; поэт, декламируя стихи, действовал от имени своего
 героя и тем самым становился актёром. Это единство поэтич. и актёрской
 деятельности было закреплено "отцом трагедии") Эсхилом (525- 456 до н.
 э.), взявшим на себя исполнение основных ролей в собственных трагедиях.
 С именем Эсхила связано введение второго актёра, а с именем Софокла
 (496-406 до н. э.)- третьего. Три актёра составляли "труппу" др.-греч.
 т-ра, исполнявшую трагедии. Первый актёр -протагонист-был исполнителем
 гл. ролей - мужских и женских, он же выступал с чтением больших
 монологов в ролях других персонажей (вестники). Второй актёр -
 девтерагонист - играл остальные значительные роли; на долю третьего
 актёра - трита-гониста - оставались преимущественно эпизодич. роли.
 Актёры др.-греч. т-ра носили маски, перешедшие в театр. представления от
 ритуальных действ, и зрители, даже те, к-рые сидели на отдалённых
 местах, могли видеть лицо героя.
  Дальнейшее развитие т-ра сделало невозможным совмещение в одном лице
 поэта и актёра. Отделившись от поэтич. творчества, И. а. стало
 оцениваться самостоятельно (имя протагониста на дидаскалиях писалось
 рядом с именем поэта). Актёр, выступавший глашатаем нравств. истин,
 обрёл большой авторитет, в связи с чем поднялось и его
 общественно-правовое положение.
  Трагедийно-монументальный и комедийно-буффонный стиль спектаклей
 античного т-ра определялся не только его драматургией, но и И. а. Всем
 своим обликом и стилем игры трагич. актёр подчёркивал монументальность
 изображаемого им мифологич. героя. Он увеличивал свой рост с помощью
 обуви на высоких подошвах (котурны), надевал толщинки, скрытые хитоном и
 ярким плащом, ниспадающим скульптурными складками, его маска имела форму
 своеобразного шлема с зияющим отверстием рта, орлиным носом, большими
 глазницами и высоким выступом над лбом (онкос)" на к-рый надевалась
 восточная тиара иди пышная митра. В И. а. греч. трагедии первенствующее
 место было отведено слову. Трагич. декламация отличалась
 торжественностью и напевностью, звучала чётко и спокойно (каталоге),
 эмоциональное нарастание речи передавалось через речитатив
 (паракаталоге) и, наконец, в патетич. местах слово сменялось сильным и
 страстным пением (мелос). Речитативы и пение актёра сопровождались
 музыкой (чаще всего игрой на флейте и лире). В эмоционально напряжённых
 местах роли трагич. актёры переходили от размеренно пластических
 движений к величеств. танцу (эммелии) или к ритмам трагич. танца-плача.
 Игра актёров в трагедии отличалась пластичностью и музыкальностью,
 органически сочетаясь с действиями хора, в пении и движениях к-рого
 сохранялись ритуальная приподнятая лирика, патетика обрядовых
 песнопений.
  Свойственное античному т-ру резкое разделение трагедии и комедии
 определило и особые формы комедийного представления.
  Комедийный актёр надевал маску с растянутым до "ушей ртом, широким
 приплюснутым носом, с выпуклым, голым лбом, привязывал себе толстое
 брюхо, отвислый зад и горб" на ноги он натягивал узкие штаны.
 Гиперболизированная комич. маска сатирически изображала низменные

<< Пред.           стр. 325 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу