<< Пред.           стр. 345 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Лит.: К узнецов Евг., Из прошлого русской эстрады, М., 1958;
 Шкловский В., "Жили-были", "Знамя", 1961, ј 8; Благов Ф., Золушка от
 театра, "Зрелища", 1922, ј 7. Ю. Д.
  КАБЕЛЬ, К а б ю (Cabel; Cabu; урожд. Д p ё-л e т, Dreulette), Мари
 (31.1.1827-23.V.1885) - бельгийская артистка оперы (сопрано). Пению
 училась в Парижской консерватории у Ж. Кабю (впоследствии муж К.).
 Дебютировала в т-ре "Опера комик" (Париж) в 1849. В 1853-55 и 1861-63
 К.-солистка "Т-ра лирик" в Париже, в 1856-61 и 1864-70 - т-ра "Опера
 комик". Пела на оперной сцене Лиона и др. городов Франции, а также
 Брюсселя, Страсбурга, Женевы, Лондона. Первая исполнительница партий
 Туанетты ("Потерянное сокровище" Адана), Манон, Елены ("Ма-нон Леско",
 "Первый день счастья" Обера), Диноры (о. п. Мейербера), Филины ("Миньон"
 Тома) и др. К. обладала красивым, подвижным голосом, хорошей сценич.
 внешностью. Выступала в концертах. В 1878, тяжело заболев, К. оставила
 сцену.
  Партии: Мари ("Дочь полка" Доницетти), Берта ("Прс-рок" Мейербера),
 Атенаида ("Мушкетёры королевы" Галеви), Генриетта ("Жена посла" Обера).
 J7. М.
  КАБРИОЛЬ [франц.- cabriole, от итал. capriola (capra intricata -
 стреноженная коза)] - движение в классич. и характерном танцах.
 Виртуозный танцевальный прыжок, при к-ром одна нога, поднятая на взлёте
 назад, вперёд или в сторону, удерживается на заданной высоте, а другая,
 отделяясь от пола, ударяет ранее отведённую ногу (1 или 2 раза). В
 прыжке танцовщик принимает ту или иную позу. Иногда прыжок совершается с
 заранее подготовленной позы.
  Лит. см. при ст. Жете. Д. И.
  КАБУКИ - вид японского театра. Сложился и получил развитие в 17-18
 вв. Словом "К." в 16 в. обозначали всякую экстравагантность в манерах,
 одежде, поведении; оно же применялось к скоморохам, нар. бродячим
 актёрам. Истоки иск-ва К. восходят к представлениям комедиантов -
 исполнителей небольших сценок, фарсов, в к-рые входили пляска и пение.
 Сначала представления давались на открытой площадке, потом - во
 временных сооружениях, балаганах. Особой популярностью пользовались
 представления, исполнявшиеся женщинами, владевшими иск-вом пения и
 пляски. В нач. 17 в. известность получила женская труппа, во главе к-рой
 стояла 0-Куни; впоследствии за ней традиция установила славу
 осно-воположницы всего иск-ва К. В 1629, по соображениям охраны обществ,
 нравственности, женские труппы (онна-К.) были запрещены; их место заняли
 труппы, состоявшие из мальчиков-подростков (вакасю-К.); в 1651 полиция
 запретила и эти труппы. С этого времени труппы формировались из
 актёров-мужчин (яро-К.), причём выработалось особое амплуа исполнителей
 женских ролей (оннагата, или ояма). Эти труппы выступали в постоянных
 помещениях крупнейших городов феод. Японии - Киото, Осака и Эдо (Токио).
  С конца 17 в. началось формирование иск-ва К. как высокоразвитого
 проф. т-ра. В этот период лучшими исполнителями были актёры Саката
 Тодзюро, Итикова Дандзюро I и Йосидзава Аямэ (исполнитель женских
 ролей). Формированию спец. драматургии для т-ра К. способствовало
 творчество Тикамацу Мондзаэмона, писавшего пьесы для Саката Тодзюро.
 История драматургии К. связана с развитием разговорной драмы (кёгэн),
 предшественником которой был народный уличный фарс 14-45 вв. Актёрская
 игра строилась на основе "подражания" (мономанэ), т. е. стремления
 воспроизводить действительность, под к-рой понимался также и внутр. мир,
 состояние человека. Исполнители мужских трагич. ролей передавали ара
 гото-силу, неистовость страстей, темперамента, исполнители женских
 трагич. ролей передавали вагото - мягкость, слабость. На основе этих
 элементов сложилась историч. трагедия, дзидаймоно,- первый из двух
 главных жанров драматургии К. В этих трагедиях историч. события и
 персонажи выражали темы, актуальные для того времени, когда пьеса
 создавалась. В пьесах о современности, героями к-рых были обитатели
 "кварталов любви", актёры передавали нурэгото - горестные любовные
 переживания. Так, в т-ре К. возникла чувствительная мелодрама. В пьесах,
 рассказывающих о происшествиях в купеческих и дворянских семьях, главным
 содержанием игры актёров стала передача быта, нравов. На этой основе
 сложилась бытовая драма, сэвамоно,-второй из двух главных жанров
 драматургии К.
  Своё завершение иск-во К. получило во 2-й пол. 18 в., когда в
 репертуар К. вошли дзёрури - пьесы т-ра марионеток (аяцури-сибай),
 достигшего к этому времени своего наибольшего развития. Перенося на свою
 сцену пьесы дзёрури, труппы К. приспособляли их к условиям своего
 иск-ва. В спектаклях сохранился обязательный для дзёрури
 сказитель-рассказчик, к-рый под аккомпанемент трёхструнного сямисэна вёл
 рассказ, актёры же в пантомиме воспроизводили действенные сцены. Так, в
 драматургич. ткань пьес К. вошла пантомима. Под музыку исполнялись сцены
 боя (та-тимавари), "путешествия" (митиюки), давались необходимые
 вставные пояснения, излагались переживания героев. Таким образом, в
 сценич. представления т-ра К. вошли элементы муз. драмы. Новая театр.
 форма обусловила и новую технику актёрского исполнения, в игре актёра
 появилась форма ("ката"), состоявшая из комплекса строго определённых
 движений и поз, показывающих тех или иных персонажей и их переживания.
 Установились определ. сценич. формы для различных амплуа. Свою форму
 приобрела и каждая эмоция, каждая сценич. ситуация. В этом сказалось
 влияние иск-ва марионеток, с их четко выработанными позами и движениями.
 Эстетика К. требовала, чтобы актёр находил для подмеченного им в жизни
 предельно выразительную форму, не заботясь о том, будет ли это выражение
 соответствовать внешней жизненной реальности. Основной эстетпч. принцип
 К.- "искусство находится на грани между тем, что есть, и тем, чего нет".
 Так образовалось особое понятие сценич. движения - сигуса, сценич. речи
 - сэрифу. В т-ре К. сложились амплуа: герой (татияку), злодей
 (катакияку), молодая девушка (вакасюоннагата), молодой человек
 (вакасюгата), матрона (касягата), старик (оядзигата), комик (докэгата).
 Актёры, создававшие определённые стили исполнения, передавали эту манеру
 своим ученикам, лучший из к-рых наследовал и имя своего учителя (см.
 Итикава). Ввиду замкнутой цеховой организации трупп К. преемственность
 шла от отца к сыну (родному или усыновлённому). На основе такой
 преемственности образовались актёрские династии.
  Частая смена места действия в спектаклях К. требовала быстрой смены
 декораций; это достигалось применением вращающейся сцены, перенесением
 места действия со сцены на авансцену и ханамити ("цветочная тропа")
 -дощатый помост, возвышающийся над партером и служащий проходом со сцены
 через зрительный зал. "Цветочная тропа" предназначалась гл. обр. для
 сцен "прихода" и "ухода" действующих лиц, если они имели значение для
 развития действия.
  Пьесы т-ра К. представляли собой как бы партитуру, содержащую текст,
 режиссёрский план и указания для актёров, рассказчика и музыкантов. Над
 созданием такой партитуры работал обычно особый цех составителей
 (сакуся), существовавший при каждой труппе. Из состава цеха выделялся
 главный драматург (татисакуся), и пьеса шла под его именем. Нередко
 главный драматург только определял основную схему пьесы, к-рую завершали
 его помощники. Выдающимися драматургами К. стали: Тикамацу Мондзаэмон,
 Намики Гохэй, Цуруя Намбоку, Кава-такэ Мокуами. Многие пьесы этих
 драматургов создавались при участии крупнейших актёров К.:
  Саката Тодзюро, Итикава Дандзюро I, II, VII и IX, Накамура Утаэмон I
 и V, Мацумото Косиро IV и V, Оноэ Кикугоро II, III и V, Савамура Содзюро
 III и V.
  В 70-х гг. 19 в. Япония вступила на путь капита-листич. развития.
 Связанные с этим социальные и политич. перемены в стране вызвали и новые
 требования к театр. иск-ву. Это привело к созданию т-ра европ. типа,
 характерного для 19 в., и отразилось на иск-ве К. Деятели К. стали
 стремиться к замене историч. пьес прежнего типа новыми, в к-рых была бы
 соблюдена историч. правда. Такие пьесы, получившие наименование "пьес
 живой истории" (кацурэкимоно), писали драматург Еда Гаккай совм. с
 актёрами Итикава Дандзюро IX, Морита Канъя XII. Появляются бытовые
 драмы, действующие лица к-рых - современники, гл. обр. молодёжь (т. к.
 молодые люди носили новую стриженую причёску, их называли дзангири -
 "стриженые", а пьесы о них получили название дзангиримоно - "пьесы о
 стриженых"). Реформу претерпело и само иск-во т-ра К.: началась борьба
 со штампами, канонизированной условностью. Таким образом, и драматургия
 и актёрское мастерство стремятся приблизиться к современности. В этом
 направлении много сделал Цубоути Сёё - драматург, критик, театровед,
 переводчик Шекспира. Постановка его историч. трагедии - "Кири хитоха"
 ("Листок павлонии", 1904) способствовала обновлению актёрского нск-ва К.
 В дальнейшем в становлении Нового К. ("Син-Кабуки") положительную роль
 сыграли драматурги Окамото Кидо, Мацуи Сёё, Маяма Сэйка и др., режиссёры
 Осанаи Каору, актёры Итикава Садандзи II, Оноэ Кикугоро VI; позднее -
 Итикава Энноскэ II.
  Спектакли лучших трупп Нового К. были показаны в Сов. Союзе: в 1928
 труппа, возглавляемая Садандзи II и Сётё, и в 1961 - труппа Итикава
 Энноскэ Ни Утаэмон VI.
  Лит.: Конрад Н. И., Театр Кабуки, в сб.: Театральный октябрь, Л.-М-,
 1926; его же. Театр Кабуки, Л.- М., 1928; его же. Японский театр. в сб.:
 Восточный театр. Л., 1929; Каватакэ Сигэтоси, Кабукиси-но кэнкю, Токио,
 1943; Иицука Томоитиро, Кабуки гайрон, Токио, 1928; KawatakeS., Kabuki,
 Tokyo, 1957; Scott А. С., The Kabuki theatre of Japan, L., 1955; E a rie
 E., The Kabuki theatre, N. Y-, 1956;
  KawatakeT. und 0 r t o l a n i В., Zur Theaterpeschich-te Japans, W.,
 1961 ; KawatakeS., Kabuki. Twelve chapters of Japanese drama,
 "Contemporary Japan", Tokyo, 1955, v, XXIII, Nos. 7-9, 10-12; 1956, v.
 XXIV, Nos. 1-3, 4-6; Кабуки дзэнсю. Тоита Ясудзи-хэн, т. 1-3, 1956. ff.
 Кон.
  КАБУЛОВА, Саодат (р. 15.XII.1925) - узбек екая советская артистка
 оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1959). Пению
 обучалась в Моск. консерватории (1948-54). Впервые выступила на сцене в
 Ташкенте в 1941. До 1948 К. работала в Т-ре им. Муки-ми, с 1954солистка
 Т-ра еперы и балета им. Навои. Партии: Джамиля, Асаль ("Лейли и
 Меджнун", "Гюльсара" Глиэра и Садыкова), Зухра ("Тахир и Зухра"
 Джалилова и Бровцына), Ойхон ("Проделки Майсары" Юдакова), Иоланта (о.
 п. Чайковского), Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе), Джильда и др. К.
 обладает голосом красивого тембра, в её иск-ве европ. вок. техника
 сочетается с ярко нац. манерой исполнения. В 1956-57 гастролировала в
 Индии, Бирме, Афганистане, Р?ам-бодже. E.H.
  КАВАКАМИ, Отодзиро (1.1. 1864-11. XI. 1911)- японский актёр и
 театральный деятель. Исполнитель юмористич/баллад. Участвовал в движении
 за демократизацию театр. иск-ва Японии. В 1891 основал своеобразную
 труппу соси-сибай, близкую по технике исполнения т-ру Кабуки, но
 ставящую новые пьесы. В 1903, вернувшись со своей труппой из гастрольной
 поездки в Европу и США, К. пост. в т-ре "Мэйдзидза":
  "Отелло", "Гамлет", "Венецианский купец". Спектакли имели успех и
 способствовали развитию движения за совр. драму - сингэки. В 1907 К.
 пытался организовать "Всеяпонское объединение новых актёров", но ему это
 не удалось.
  Лит.: "Гэйнодзитэн", Токио, 1961. Л. Г. КАВАККЬОЛИ (Cavacchioli),
 Энрико (1885-4.1. 1954) - итальянский драматург. Один из наиболее ярких
 представителей т-ра "гротеска". На драматургию К. оказали влияние пьесы
 Л. Андреева и футури-стич. "теории" Маринетти. Известность К. принесла
 его "гротескная" пьеса "Райская птица" (1919, т-р Талли, Турин). К.
 принадлежат пьесы: "Та, что на тебя похожа" (1919, т-р "Альфьерп",
 Турин), "Танец живота" (1921, т-р "Мандзони", Милан), "Верблюд" (1929,
 т-р "Никколини", Флоренция), "Оазис" (1935, т-р Сан-Ремо). Для
 драматургии К. характерен подчёркнутый субъективизм, стремление
 "эпатировать" буржуа. Однако в своих "гротесках" К. никогда не выходит
 за узкие рамки бурж. морали.
  Лит.: D'Amico S., Teatro italiano, v. l-5, Mil., 1955-56; P u l l i n
 i G., Teatro italiano fra due secoli, Firenze, [1958 J. p,
  "КАВАЛЕР РОЗ" ("Der Rosenkavalier") - опера Р. Штрауса, либр. Г.
 Гофмансталя, пост. 26 янв. 1911, Дрезден (дирижёр Шух, декорации
 Роллера; княгиня Вер-денберг - Зиме, барон Оке - Перрон, Октавиан -
 Остен, Софи - Наст, господин Фаниналь - Шейдемантель). Пост. в др.
 городах Германии: Мюнхен (1911), Франкфурт (1910, Берлин (1911, там же
 300-е представление, 1933). В др. странах: Базель (1911, на нем. яз.),
 Милан (1911), Прага (1911), Вена (1911), Будапешт (1911), Гаага (1911,
 на нем. яз.), Лондон (1913, на нем. яз.; 1939), Любляна (1913, на нем.
 яз.; 1936), Нью-Йорк (1913, на нем. яз.), Буэнос-Айрес (1915, на итал.
 яз.), Рио-де-Жанейро (1915, на итал. яз.), Загреб (1916), Копенгаген
 (1916), Стокгольм (1920), Барселона (1921, на нем. яз.; 1934), Варшава
 (1922), Хельсинки (1923, на швед. яз.), Антверпен (1926), Париж (1927),
 Бухарест (1929), Рига (1930), София (1938, на нем. яз.). Афины (1938, на
 нем. яз.).
  На сов. сцене пост. 24 нояб. 1928, Ленингр. акад. т-р оперы и балета
 (дирижёр Дранишников, реж. Радлов, ба-летм. Вайнонен, худ. Якунин;
 княгиня Верденберг - Изгур, барон Оке - Журавленке, Октавиан -
 Преображенская, Софи - Горская, Вальзаччи - Большаков). ". Издания: "К.
 р.", Р.-В., A. Furstner, 1911. ti. Ip. КАВАЛЕРОВА (урожд. Борисова),
 Елена Матвеевна [1791-30.111(11.IV).1863, Москва ]-русская актриса.
 Сценич. деятельность начала в 1806 в Российской труппе моек. т-ра
 (впоследствии труппа Малого т-ра); работала здесь до 1835, затем в
 1842-63. Ок. 20 лет играла не подходившие к характеру её дарования роли
 "вторых любовниц" и "наперсниц" в трагедиях. Получила признание лишь с
 переходом на комедийные характерные роли пожилых женщин и старух. Образы
 К. в произв. А. А. Шаховского - княжна Холмская, Ксантипа, Брюзгина
 ("Какаду", 1828, "Аристофан", 1828, "Ворожея, или Танцы духов", 1829) -
 определили новый этап в её творчестве. К.- первая воплотительница на
 петерб. сцене ролей Хлёстовой ("Горе от ума", 1830,-в сцене "Московский
 бал"; в пост. 1831) и Фёклы Ивановны ("Женитьба", 1843). Верность
 жизненной правде, знание рус. быта, внутренняя и внешняя Характерность,
 умение поддерживать ансамбль, сочность и живость игры, тонкое чувство
 меры, особая простота тона сделали К. замечат. исполнительницей ролей в
 пьесах Островского: Карповна ("Бедная невеста", 1853), Пелагея Егоровна
 ("Бедность не порок", 1854), Спири-доньевна ("Не так живи, как хочется",
 1854), Настасья Панкратьевна ("В чужом пиру похмелье", 1856), Матрёна
 ("Праздничный сон - до обеда", 1857), Перешив-кина ("Не сошлись
 характерами", 1858), Незабудкина
  ("Бедная невеста", 1860), Фоминишна ("Свои люди- сочтёмся", 1861). Её
 купчихи, свахи, мещанки, няньки были взяты из окружающей среды.
 Островский, весьма охотно поручавший К. роли в своих пьесах, считал её
 одной из лучших актрис московской труппы.
  Сестра К.- Анна Матвеевна Борисова - известная трагич. актриса;
 играла на моек. сцене в 1806-37. Муж К.- Константин Прохорович
 Кавалеров, бывший крепостной актёр, с 1806 работал на моек. сцене;
 известен как исполнитель комич. ролей слуг. Выступал также как оперный
 певец и балетный артист; умер в 1842,
  Лит.: Драматический альбом..., Изд. П. Н. Арапова и Авг. Роппольта,
 М., 1850, с. LU, LUI, LIV; Аксаков С. Т., Литературные и театральные
 воспоминания, Собр. соч., т. 3, M., 1956; Баженов А. Н., Соч. и
 переводы, т. I, М., 1869, с. 58, 83, 129, 132, 190, 191. Е. Фил.
  КАВАЛЛИ (Cavalli; наст. имя и фам.- Франческо К а л e т т и-Б р у н
 и, Caletti-Bruni) (14.II.1602- 14.1.1676) - итальянский композитор. Один
 из создателей венецианской оперной школы. Музыке обучался у своего отца
 Дж. Б. Калетти-Бруни, капельмейстера собора в Креме. С 1617 - певец
 капеллы собора св. Марка в Венеции, затем органист (1640) и
 капельмейстер (1668). К. впервые применил к муз.-сценич. произв. назв.
 "опера". Автор 42 опер, б. ч. на мифологич. сюжет. Первая опера
 К."Свадьба Фети-ды и Пел ея"- была пост. в 1639 в т-ре "Сан-Кассиано" в
 Венеции. За ней последовали: "Любовь Аполлона и Дафны" (1640), "Дидона"
 (1641), "Эгист" (1643), "Ро-мул п Рем" (1645), "Торильда" (1648) (все
 пост. в Венеции) и др. Европ. известность принесла К. опера "Язон"
 (1649). В 1660 был приглашён в Париж, где пост. оперы "Ксеркс" (1661) и
 "Влюблённый Геркулес" (1662). Ученик и последователь К. Монтеверди, К.
 стремился в своих произв. к правдивости сценич. ситуаций п характеров.
 Оперы К. отличаются простотой и выразительностью мелодии, связанной с
 нар.-бытовыми источниками, разнообразием муз .-сценич. средств,
 единством серьёзного и комического.
  Лит.: W i e 1 Т., Fr. Cavalli e la sua musica scenica, Venezia, 1914.
 Св. Г.
  КАВАЛЬЕРИ (Cavalieri), Лина (25.XII.1874- 7.11.1944) - итальянская
 артистка оперы (сопрано). В 1887 начала выступать как певица в римском
 кафе-концерте "Эзедра" и вскоре завоевала широкую популярность. По
 совету тенора Ф. Маркони решила стать оперной певицей. Пению обучалась у
 М. Мариани. На оперной сцене впервые выступила в 1900 в неаполитанском
 т-ре "Сан-Карло". Затем пела в т-рах Палермо, Милана, Генуи.
 Гастролировала в Лисабоне, Петербурге (1901, 1907-10, 1914),
 Монте-Карло, Нью-Йорке (1906-10, в т. ч. вместе с Карузо), Париже,
 Лондоне. К. обладала чистым и свежим голосом небольшого диапазона, но
 пользовалась успехом благодаря искреннему и эмоциональному исполнению,
 исключительно красивой внешности. На итал. оперной сцене в последний раз
 выступила в 1916. В 1914-21 снималась в кино ("Манон Леско", "Гранатовая
 роза" и др.).
  Партии: Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы"), Мими, Тоска; Манон
 ("Манон Леско" Пуччини), Виолетта; Джульетта ("Сказки Гофмана"
 Оффенбаха), Манон, Таис, Саломея ("Манон", "Таис", "Иродиада" Массне),
 Федора (о. п. Джордано), АДриенна ("Адриенна Лекуврер" Чилеа).
  С о ч.: Le mie verita. Roma, 1936.
  Лит.: Беляев Ю., Л. Кавальери, "Петербургский дневник театрала",
 1904, .ј 7, с. 1-2. Св. Г.
  КАВАЛЬКАДА ЦИРКОВАЯ [франц. cavalacade, от итал. cavalcata (cavalcare
 - ездить верхом)] - торжественный въезд в город труппы передвижного
 цирка. Известны с сер. 18 в., особое развитие получили во 2-й пол. 19 в.
 В К. ц. участвуют артисты, одетые в костюмы для выступления; проводят
 животных. В центральной части города К. ц. обычно останавливается, и
 артисты демонстрируют фрагменты своих номеров. В СССР выступления такого
 рода проводятся на стадионах и площадях. М. Зон.
  КАВАЛЯУСКАС, Ионас (р/ 10.XII.1920) - литовский советский актёр.
 Засл. арт. Лит. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии. Сценич.
 деятельность начал в Каунасском Гос. т-ре в 1941, с 1949 - актёр
 Вильнюсского т-ра. Образы, созданные К., отличаются глубиной психологич.
 анализа, простотой, темпераментом.
  Роли: Ленин ("Кремлёвские куранты", "Третья патетическая" Погодина),
 Фердинанд; Тарутис ("Земля-кормилица" Милюнаса), Март Туйск ("Блудный
 сын" Раннета), Войниц-кий; Скачкаускас ("Доля предрассветная" Сруога),
 Лейстер ("Мария Стюарт"), Король ("Гамлет"), Шибаев ("Незабываемый
 1919-й", Гос. пр. СССР, 1952), Ветровой ("Калиновая роща" Корнейчука),
 Доктор ("Всеми забытый" Хикмета) и др. С 1953 преподаёт на актёрском
 ф-те Консерватории Лит. ССР.
  Лит.: Petuchauskas M., Jonas KavaUauskas, "Lietuvos teatrai",
 Vilnius, 1959, ј 3, с. '18-26; Talen-tingas scenos meistras, "Tiesa",
 1957, ј 100. В. М.
  КАВАРАДЗАКИ - японская актёрская династия в т-ре Кабуки. Наиболее
 выдающиеся представители этой династии:
  К. Кунитаро V (р. 14. X. 1909)-ученик Итикава Энносукэ II. В 1929
 впервые выступил в т-ре Кабуки как он-нагата - исполнитель женских
 ролей. В 1931 принимал участие в создании труппы "Дзэн-синдза", где был

<< Пред.           стр. 345 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу