<< Пред.           стр. 36 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 направлений. Поэтому наряду с реалистическими, социально-значительными
 пьесами А. ставил пьесы натуралистические и иногда
 мистико-символистские.
  В области актёрского и режиссёрского иск-ва А. исходил из положения,
 что "новый т-р требует и новых исполнителей"; учил актёров тщательно
 разрабатывать внешний рисунок роли, раскрывать психологию действующего
 лица, добивался естественности, простоты исполнения, выступал против
 холодной, условно-декламац. манеры игры актёров "Комеди Франсез",
 боролся с "премьерством", ремесленничеством, ратовал за постоянный
 состав труппы, за спаянный актёрский ансамбль. Наиболее полно эстетич.
 принципы А. были воплощены в его собственном актёрском творчестве. А.
 был замечательным характерным актёром. Среди его лучших ролей:
  Аким ("Власть тьмы"), Освальд ("Привидения"), Кузовкин ("Нахлебник").
 В своих постановках А. ломал академические театр. каноны, строил смелые
 для своего времени, естественные мизансцены (напр., актёр мог говорить,
 стоя спиной к зрительному залу, и т. п.), вводил в спектакль шумовые
 эффекты (ветер, дождь и т. д.), новые принципы освещения сценич.
 пространства (уничтожение света рампы, применение верхнего света,
 оправданного обстановкой действия). Однако в нек-рых спектаклях А.
 проявились натуралистич. тенденции (напр., использование настоящих
 мясных туш в спектакле "Мясники" Икра, 1888). В постановках массовых
 сцен А. отказался от использования невыразительной толпы статистов,
 создавал мизансцены, в к-рых каждый из участников был наделён
 индивидуальным характером, имел определённую сценич. задачу. Благодаря
 этому массовые сцены становились жизненными и художественно-правдивыми.
 Деятельность А. способствовала поднятию сценич. культуры, улучшению
 оформления спектаклей. Он требовал изготовления спец. декораций и
 костюмов к каждой постановке. Выступал против "дежурных" павильонов, в
 к-рых шли. классич. и совр. пьесы, призывал смело применять
 разнообразные постановочные средства, помогающие создавать подлинную,
 жизненно-достоверную атмосферу на сцене.
  Для того чтобы открыть доступ в театр широкому зрителю, А. считал
 необходимым значительно удешевить цены на билеты, стремился к тому,
 чтобы в здании общедоступного т-ра не было неудобных мест.
  А. понимал т-р как средство пропаганды и истолкования лит-ры.
 Актёрское творчество он подчинял замыслу автора-драматурга и режиссёра,
 лишая актёра права мыслить самостоятельно. Впоследствии это привело А.
 фактически к отрицанию самостоятельности актёрского творчества.
  Литературное наследие А. обширно и представляет собой большую
 теоретич. ценность, его "Дневники..." являются одним из ценных
 документов по истории франц. т-ра, театр. жизни конца 19 - нач. 20 вв.
  А работал в кино, широко используя натурные съёмки. Поставил фильмы:
 "Братья-корсиканцы" по Дюма-отцу (1917), "Труженики моря" по Гюго
 (1917), "Арлезианка" по Доде (1922). В 1897 А. с группой артистов
 Свободного т-ра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России
 (Петербург, Москва, Киев, Одесса).
  Творчество А. оказало большое влияние на франц. и мировой т-р. А.
 развивал реалистич. тенденции в театр. иск-ве, боролся с рутиной и
 штампами, господствовавшими на сцене в конце 19 в., утвердил
 режиссёрское иск-во как самостоятельную область сценич. творчества.
  Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur
 le Theatre Antoine et sur l'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. изд. Дневники
 директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.-Л.,1939; La vie amoureuse
 de Francois-Joseph Talma, P., 1925; Le theatre, v. 1-2, P., 1933-34.
  Лиги.: Мовшенсон А., Вступ. статья в кн.: АН-т у а н А., Дневники
 директора театра, сокращ. пер. с франц., М.-Л., 1939; Луначарский А. В.,
 О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958, с. 174-178;
 Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий.
 Очерки, М.-Л.. 1939, с. 77-104; К оvatchevitch M., La vie, l'oeuvre,
 l'influence et le prestige de Andre Antoine, fondateur du Theatre Libre,
 dans fe monde, Clermont-Ferrand-P., 1941; Roussou M., Andre Antoine, P.,
 [1954]; Sarcey F., Quarante ans de theatre (Feuilletons dramatiques), v.
 5-7, P., 1901 - 1902, p. 239-317. Ар. Г
  АНТУАНА ТЕАТР (Theatre Antoine) - французский театр. Основан
 выдающимся режиссёром, актёром и театр. деятелем А. Антуаном в Париже.
 Открылся 29 сент. 1897 в помещении "Меню-Плезир" спектаклем, состоявшим
 из пьес "Бланшетта" Бриё и "Бубурош" Куртелина. Труппа т-ра состояла
 преимущественно из актёров распавшегося в 1896 Свободного театра. В неё
 входили ф. Жемье, А. Ар-кильер, Жанвье, Л. Кола, Анрио, А. Дефонтен и
 др. Антуан ставил перед собой те же задачи, к-рые были выдвинуты им при
 создании Свободного театра; основанный им т-р утверждал идеи Э. Золя,
 натура-листич. школы, пропагандировал произв. молодых франц. писателей и
 новую зарубежную драматургию, почти не проникавшую на франц. сцену,
 боролся против ремесленных и "кассовых" пьес. В отличие от Свободного
 театра, спектакли к-рого посещались узким кругом парижской интеллигенции
 по абонементу, А. т. давал открытые платные спектакли, рассчитанные на
 широкие слои зрителей. В т-ре были введены умеренные цены на билеты,
 составлен обширный, часто обновляемый репертуар, резко отличавшийся от
 репертуара др. т-ров Парижа, ставивших пустые, бессодержательные пьесы
 модных авторов. В репертуар А. т. входили пьесы франц. драматургов А.
 Бека, Э. Бриё, Э. Фабра, П. Лоти, Л. Беньера, О. Мирбо, Ж. Куртелина, М.
 Донне, Л. Декава и др., инсценировки произв. Г. Мопассана, О. Бальзака,
 Э. Золя; переводные пьесы - Л. Толстого, Г. Ибсена, Г. Гауптмана,
 Г.Хейерманса, Б. Бьёрнсона, Г. Зудермана, А. Стриндберга, А.Шниц-лера и
 др. В 1904 в т-ре был поставлен "Король Лир" Шекспира, к-рый до этого
 времени почти не был известен франц. зрителям. Значительным этапом в
 истории т-ра явились постановки пьес Ж. Ренара - "Рыжик" (1900),
 "Господин Берне" (1903) и др. Вместе с тем Антуан недостаточно
 последовательно проводил намеченную им вначале репертуарную линию; в А.
 т. ставились реакционные пьесы Ф. де Кюреля и модные боевики. В 1906
 Антуан ушёл из т-ра, заняв пост директора "Одеона". Во главе А. т. стал
 Ф. Жемъе, к-рый руководил им до 1921. За этот период Жемье пополнил
 репертуар т-ра постановкой произв. Шекспира - "Гамлет" (1913),
 "Венецианский купец" (1916), "Антоний и Клеопатра" (1917), "Укрощение
 строптивой" (1918). После ухода Жемье А. т. утратил значение передового
 художественного коллектива, сплачивавшего молодые писательские силы,
 прогрессивную интеллигенцию, и превратился в рядовой т-р Парижа. Ар. Г.
  АНТЬЕ (Antier), Бенжамен (21. III. 1787-25. IV. 1870) - французский
 драматург. Автор мелодрам, комедий и водевилей, написанных гл. обр. в
 соавторстве с А. Декомберусом, Г. де Пиксерекуром, Куальяком и др. Пьесы
 А. ставились в парижских театрах бульваров. Республиканские и
 демократич. черты мировоззрения А. вносили в его творчество нек-рые
 обличит, ноты. Написанные с участием А. мелодрама "Постоялый двор в Ад
 ре" (соавторы По-лиант и Ж. А. Сент-Аман, 1823, т-р "Амбигю") и
 са-тирич. комедия "Робер Макер" (соавторы Фредерик-Леметр, Ж. А.
 Сент-Аман, Оверне и М. Алуа, 1834, т-р "Фоли драматик") прославились
 благодаря блестящему исполнению Фредериком-Леметром роли Робера Макера.
 Среди др. пьес А. наиболее известны:
  "Извозчик" (1825), "Рочестер" (1829), "Поджигательница" (1830),
 "Маска из смолы" (1855) и др.
  Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a
 l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, 1.1,P.,1878. Е. Ф.
  АНТЬЕ (Antier), Мари (1687-3. XII. 1747) - французская артистка оперы
 (сопрано). Пению обучалась в Париже у М. Рошуа. Впервые выступила там
 же.в 1712. В 1712-41 пела в Парижской опере. Первая исполнительница
 главных партий в операх "Идоменей" Кампра (1712), "Телемак" (1714),
 "Семирамида" (1718) Детуша, "Ипполит и Арисия" (1733), "Галантная Индия"
 (1735), "Кастор и Поллукс" (1737) Рамо, "Медея и Ясон" Саломона (1713) и
 др. Выдающиеся сценич. и вокальные данные, а также особая
 ("царственная", по словам современников) манера держаться на сцене
 обеспечили А. длительный успех в операх композиторов "галантного стиля".
 В 1741 А. оставила сцену. Я. Ш.
  АНТЭПЙРРЕМА - см. Эпиррема.
  АНУЙ, А н у и л ь (Anouilh), Жан (р. 23.VI. 1910, Бордо) -
 французский драматург. Лит. деятельность начал пьесой "Горностай" (1932,
 т-р "Творчество"), в к-рой заметно влияние творчества Ф. М.
 Достоевского. В пьесах "Бал воров" (1932, Т-р искусств- 1938), "Дикарка"
 (1934, т-р "Матюрен" -1938), "Путешественник без багажа" (1937, там же),
 "Ужин в Санлисе" (1937, т-р "Ателье"- 1941) и др. А. в остро сатирич.
 или насмешливо-комедийной форме изображает противоречия бурж. об-ва,
 конфликт междх богатыми и неимущими.
  В творчестве А. обнаруживается кризис мировоззрения современной
 франц. бурж. интеллигенции. В комедиях, к-рые он именует "розовыми
 пьесами", звучат трагич. ноты разочарования в жизни; его драмы и
 трагедии - "чёрные пьесы" - проникнуты горькой мыслью о недостижимости
 счастья и свободы для человека. А. создал оригинальные вариации на темы
 античных трагедий-"Эвридика" (1939; 1941 - т-р "Ателье"), "Медея" (1946,
 т-р "Ателье"-1953). Среди пьес этого цикла наиболее значительна трагедия
 "Антигона" (1943, т-р "Ателье"), гл. мысль к-рой - лучше погибнуть, чем
 покориться,- прозвучала в оккупированном гитлеровцами Париже как призыв
 к сопротивлению против фашистского "нового порядка". Несмотря на то, что
 А. настойчиво декларирует свою "аполитичность", в его драмах находят
 отражение актуальные проблемы современности. Но творчество и
 мировоззрение А. крайне противоречивы. Так, в трагедии "Жаворонок"
 (1953, т-р "Мон-парнас"), посвящённой Жанне д'Арк, А. прославляет
 подвиг, совершаемый во имя народа. Однако в пьесе "Бедняга Битое" (1956,
 т-р "Монпарнас"), пародируя образ Робеспьера, А. стремится доказать, что
 любое насилие, в т. ч. и революционное, является злом. В комедии
 "Сумасброд, или Влюбленный реакционер" (1959, т-р Елисейских полей) А.
 сатирически осмеивает стремление заменить демократию единоличной
 диктатурой. Среди пьес А. на историч. сюжеты примечательны - "Маленькая
 госпожа Мольер" (1959, "Одеон"), "Беккет, или Честь божья" (1959, т-р
 "Монпарнас").
  Пьесы А.- одного из наиболее популярных на Западе драматургов -
 входят в репертуар многих т-ров Франции, Англии, США, Италии, Польши и
 др. стран.
  Соч.: Theatre, v. 1-2, [Р.], 1949-50; в рус. пер,-Пьесы, М., 1958.
  Лит.: Б а ч e л и с Т.. Сокрушение иллюзий, "Театр", 1960, ј 2; Г а е
 в с к и и В., Трагический фарс Жана Ануй-ля, "Театр", 1957, ј 6; 3 л о б
 и н а М., Ануй и его пьесы, "Иностранная литература", 1959, ј 3. Т. Бач.
  АНУФРИЕВ, Константин Тимофеевич (р. 27. XI. 1907) - нар. арт. ЯАССР
 (1957). Член КПСС с 1959. Сценич. деятельность начал в 1929 в Русском
 т-ре в Якутске. Работал там до 1935. В 1935-41 -актёр т-ров в гг. Оха
 (Сахалин), Ворошиловск (Сев. Кавказ), Красноярск. С 1943-снова в Рус.
 т-ре в Якутске (в 1956-60 - также директор этого т-ра). Роли:
  Белугин ("Женитьба Белугина"), Глаголев ("Кремлёвские куранты").
 Воротов ("Золотопромышленники" Мамина-Сибиряка), Прохор ("Угрюм-река" по
 Шишкову).
  "АНУШ" - опера А. Тиграняни, его же либр. по одноимённой поэме О.
 Туманяна (о трагич. судьбе влюблённых, павших жертвой суеверия и
 предрассудков). Пост. 4 авг. 1912, Александрополь (ныне Ленинакан) (Ануш
 - Марикян, Саро - Шара Тальян, Моей - Мартиросян, мать Ануш - Тальян).
 2-я редакция - Т-р оперы и балета им. Спендиарова в Ереване (1935, реж.
 Гулакян, дирижёр Шатирян, худ. Арутчян, балетм. Аристакесян). В 3-й
 редакции показана во время декады арм. иск-ва и лит-ры в Москве, 1939
 (Ануш - Даниэлян, Саро - Шара Тальян, Моей - Лисициан, Сер-добов, мать
 Ануш - Шахназарян, мать Саро - Седмар; дирижёр Тавризиан, реж. Гулакян,
 худ. Ананян, хормейстер Никольский, балетм. Арбатов). 11 марта
 1955-500-е представление оперы в новой пост. Т-ра оперы и балета им.
 Спен-дпарова. Среди исполнителей этой оперы: Гаспарян, Микае-ляп,
 Хачатурян - Ануш, Петросян - Саро, В. Григорян- Моей. "А." пост. также в
 Т-ре оперы и балета им. Ахундова, Баку (1941 и 1956).
  Издания.-"А.", Ереван, Айпетрат, 1954, текст на арм. п рус. яз. (рус.
 пер. Н. Адамян;.
  Лит.: Атаян Р., Мурадян М.,Армен Тигранян, Ереван,Айпетрат, 1955, с.
 44-68 (на арм. яз.). Д\ Гр.
  АНФЕСТЕРИИ ('AvOeoTcia, букв.- праздник цветов) - в древних Афинах
 один из четырёх праздников бога Диониса. А. праздновались в феврале -
 марте и были посвящены весеннему обновлению природы. Многие обряды и
 нар. игры, сопровождавшие А., заключали в себе элементы драматич.
 действия и сыграли значит, роль в возникновении греч. т-ра.
  Лит.: Латышев В. В:, Очерк греческих древностей, ч. 2, СПБ, 1889;
 Deubner L., Attisclie Feste, В., 1956. С. А.
  АНЦЕНГРУБЕР (AnzengTuber), Людвиг (29. 'XL 1839-10. XII. 1889) -
 австрийский драматург. Род. в Вене. Лит. деятельность начал, работая в
 1858-67 актёром странствующей труппы. Драматургия А. связана с
 традициями венского нар. т-ра. В пьесах из крестьянской жизни -
 "Священник из Кирх-фельда" (1870), "Крестьянин-клятвопреступник"(1871),
 "Нашла коса на камень" (1877), А. ставил социальные проблемы, показывая
 жизнь австр. деревни, растерянность мелкобурж. кругов перед
 капитализмом, ломавшим патриархальные отношения. Однако, остро ощущая
 социальную несправедливость, А. переводил обществ, проблемы в моральный
 план. Разрешение противоречий он видел в укреплении нравственности, в
 личном совершенствовании. В драмах "Четвёртая заповедь" (1877),
 "Пощёчина" (1887) А. широко пользуется крестьянским диалектом, развивая
 традиции нар. комедии с куплетами. Пьесы А. отличаются нар. юмором,
 использованием приёмов гротеска, действие в них развивается напряжённо,
 трагическое сочетается с комедийным. Пьесы А. входили в репертуар т-ров
 предместий. В наст. время ставятся во мн. австр. т-рах, в т. ч. в
 "Бург-театре".
  С о ч.: Gesammelte Werke, Bd 1-10, Stutt., 1890. Лит.: М е ринг Ф.,
 Литературцо-крптич(ские статьи, т. 2, М.-Л., "Acaclemia", 1934, с.
 224-28; К I e i n b е г g A., L. Anzengruber. Ein Lebensbild, Stutt.B.,
 1921; Holi K., Geschichte des deutschen Lustspiels, Lpz., 1923. Л, Лоб.
  АНЧАРОВ-ЭЛЬСТОН (наст. фам.- Д у б p о в-с к и и), Александр
 Владимирович [1867-17 (30). IX. 1901]-русский актёр. Родился в
 дворянской семье. Учился в пажеском корпусе. Сценич. деятельность начал
 в 1886. В 1892-94 работал в моек. Малом т-ре. В 1896-99 играл в т-ре
 Солов-цова в Киеве, т-рах Лит.-художеств. об-ва (т-р Суворина) и "Фарс"
 в Петербурге. Выступал также в Новочеркасске, Вильно, Риге,
 Ростове-на-Дону (где и умер). Обладая большим природным дарованием,
 нервным темпераментом, блестящими внешними данными, красивым голосом,
 А.-Э. исполнял преим. драматич. и героич. роли: Треплев ("Чайка"),
 Чацкий, Незнамов, Жадов; Акоста ("Уриель Акоста" Гуцкова), Арман Дюваль
 ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Кин (о. п. Дюма-отца) и др.
  Лит.: "БИТ", СПБ, 1901-1902, прилож. 3, с. 72; Д p lise н Н., Сорок
 лет театра. Воспоминания, П., (б. г.], с. 02-53. А. Шн.
  АНЧИЦ (Auczyc), Владислав Людвик (12. XII. 1823, Вильно,- 28. VII.
 1883, Краков) - польский драматург, поэт и публицист. Учился в Кракове.
 Участвовал в нац.-освободит, восстании 1846, был заключён в тюрьму. Лит.
 деятельность начал в 1849. Гл. героями народных драм А. являются
 крестьяне. В "Хлопах-аристократах" (1850) высмеиваются иллюзии свободы,
 связанные с уничтожением барщины в Галиции, в "Хлопской эмиграции"
 (1876) показывается стремление галицийских крестьян к эмиграции,
 вызванное тяжёлыми условиями жизни. Сочувствие А. на стороне крестьян,
 тяжёлую жизнь к-рых он рисовал с большой достоверностью, создавая яркие
 жанровые картины, насыщая действие нар. музыкой, пением, танцами. Для
 пьес А. характерен живой диалог, нар. юмор. А. написал также ряд пьес на
 историч. сюжеты. Наиболее значительная из них - "Костюшко под
 Рацлавицами" (1861), где А. показывает Костюшко как победителя в
 знаменитой битве под Рацлавицами. Пьесы А. пользовались популярностью;
 они ставились в Краковском т-ре, в них играл актёр Л. Сольский
 ("Хлопская эмиграция", "Костюшко под Рацлавицами") и др. крупные
 польские актёры.
  Соч.: Zycie i pisma, t. 1-6, Krakow, 1908. Б. Рос. АНШЛАГ (нем.
 Anschlag - афиша, объявление) - специальное объявление ("все билеты
 проданы"), вывешиваемое в необходимых случаях у кассы театра. Понятие
 "А." тождественно понятию "полный сбор".
  АШШОЦ (Anschutz), Генрих (8. II. 1785-29. XII. 1865) - австрийский
 актёр. Один из основоположников сценического реализма в австр. т-ре.
 Получил юридич. образование в Лейпцигском ун-те. В возрасте 22 лет начал
 играть в нюрнбергском т-ре, затем выступал в небольших т-рах Лейпцига,
 Данцига, Кенигсберга и др. городов. В 1821 был приглашён в "Бургтеатр"
 (Вена). С 1828 входил в состав комитета ведущих актёров, осуществлявших
 художеств. руководство "Бургтеатром". А. обладал могучим темпераментом,
 звучным голосом широкого диапазона, высокой культурой сценич. слова. С
 равным успехом он исполнял роли в трагедиях и комедиях, стремясь к
 раскрытию богатства чувств и мыслей своих героев. Роли: Лир, Фальстаф
 ("Король Лир" и "Генрих IV"), Гёц фон Берлихинген (о. п. Гёте), Антон
 ("Мария Магдалина"Хеббеля). В 1864 А. оставил сцену.
  Лит.: Laube H., Das Burgtheater, Lpz., 1868; С o s t e-n o b l e K.
 L., Aus dem Burgtheater, W., 1889; Jacobs M., Deutsche Schauspielkunst,
 B., 1954. JJ Лоб.
  АНЬХОЙСКИЙ ТЕАТР (x о и ц з ю и) - один из видов местного китайского
 т-ра провинции Аньхой. Был известен с нач. 17 в. Представляет собой
 разновидность т-ра кит. муз. драмы, в к-ром пение преобладает над
 диалогом, а оркестровое сопровождение незначительно. Актёры исполняют
 мелодии провинции Кунь-шань, сочетая местный нар. стиль с классич., что
 способствовало популярности А. т. (в конце 18 в.). В 1790 т-р впервые
 выступил в столице Китая Пекине во главе с ведущими актёрами Гао
 Лань-цином и Ци Тянь-сю. В 90-х гг. 18 в. аньхойские актёры создали 4
 труппы, к-рые стали ведущими т-рами столицы. В репертуаре А. т. было св.
 1000 пьес (сохранилось ок. 50 пьес), гл. обр. исторических ("План восьми
 расположений", "Встреча в городе Гучэне" и др.). К сер. 19 в. из слияния
 А. т. с т-ром куньцюй, т-рами сычуаньским, ханьси и др. образовался
 новый вид кит. муз. т-ра - цзинси, к-рый известен в наст. время как
 театр Пекинской муз. драмы.
  Лит.: Хунн Шу,Янь Ц и-т а н, Происхождение аньхойских трупп и
 аньхойского театра, в кн.: Местная драма Восточного Китая, Шанхай, 1953;
 А о к и M а с а р у, История современного китайского театра, Шанхай,
 1956 ( )ое работы на кит. яз.). И.Г., Б.Р.
  АОЯМА, ‚сио (р. 1903) - японский режиссёр п балетмейстер. Окончил
 театр. школу и школу классич. танца в Токио; изучал хореографич. иск-во
 в Германии. В 1923 участвовал в создании т-ра Цу-кудзи (Малого т-ра) в
 Токио. Поставил в 20-30-х гг. пьесы Шоу, Чехова, Горького, Ибсена,
 Шницлера, Метерлинка. В пост. А. проявилось влияние экспрессионизма. В
 1944 был одним из организаторов Современного театра {Хаю-дза). С 1.946
 А.- гл. режиссёр токийского оперного т-ра Фудзивара. Н. И.
  АПАРТ (франц. a part, итал. a parte - в сторону) - монологи или
 реплики, направленные в публику (считается, что присутствующие на сцене
 их не слышат). Приём А. широко применялся в античной драме для
 объяснения мыслей, чувств и намерений действующих лиц. Оттуда он перешёл
 в классицистическую драму: при помощи А. автор поучал зрителей,
 разъяснял и мотивировал происходящие на сцене события. Позднее приёмом
 А. пользовались чаще всего для создания комич. положения, когда один
 персонаж слышал (полностью или частично) то, что другой говорил "в
 сторону". Реплики А. широко употреблялись еще в 19 в. (имеются в
 "Ревизоре", "Горе от ума" и мн. др.). Приёмом А. пользуются и в совр.
 т-ре (Ведущие - в "Оптимистической, трагедии", хор - в "Иркутской
 истории" Арбузова и др.).

<< Пред.           стр. 36 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу