<< Пред.           стр. 364 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 рабы" и др.). В репертуар Нар. т-ра драмы входила классич. драматургия и
 пьесы сов. авторов ("Шторм", "Бронепоезд 14-69" и т. д.). Здесь работали
 в разл. годы актёры и режиссёры Н. В. Петров, H.C. Pa-шевская, Н. В.
 Смолич, Л. С. Вивьен, Е. П. Корчагина-Александровская и др. В 1929
 группа молодёжи из самодеятельных кружков, в к-рых играли карелы и
 финны, была направлена в Ленингр. театр. студию; окончившие её в 1932
 образовали в том же году в Петрозаводске финский драм. т-р.
  На сцене этого т-ра были пост.: "Куллерво" и "Сельские сапожники" А.
 Киви, "Разлом", "Гибель эскадры", "Любовь Яровая", "Оптимистическая
 трагедия", "Ревизор", "Егор Булычев и другие", "Враги", "Bacca
 Железнова", "Нора" и др.
  В 30-х гг. были созданы рус. т-ры: ТРАМ (1929-31), ТЮЗ (1931-33),
 Кукольный т-р (1935). Открылись т-ры в районах республики - Олонце,
 Сегеже, Кондопоге, Кеми, Медвежьегорске, Пудоже. Продолжает работу
 T-pjgc. драмы в Петрозаводске (в 1929 наз.Карельский т-р драмы.ВЗО-х гг
 развивается драматургия на финском яз. Э. Паррас написал пьесу о борьбе
 с фашизмом- "Гигантское сердце стучит" (1934). В 1935 фин. т-р пост.
 муз. комедию нар. поэта Я. Виртанена "Мальбрук в поход собрался" (муз.
 К. Раутио и Л. Иоусинен), высмеивавшую незадачливый поход белофинских
 интервентов на Карелию в 1921-22. Борьбе карельского народа за свободу
 посв. свои пьесы рус. драматург Д. Щеглов ("Девичье озеро", 1939, т-р
 рус. драмы, "Сокровище Сампо", 1940, там же). В 40-х гг. финский драм.
 т-р пост. "Огни Марикоски" Я. Ругоева (1946) о восстановлении карельских
 колхозов, разрушенных войной, "Ветер с юга" Э. Грина и Б. Филиппова,
 "Новые друзья " У. Викстрема (1950) о развитии демо-кратич. движения в
 Финляндии, борьбе прогрессивных людей за мир, "Глушь пробуждается" Т.
 Ланкинена и Н. Яккола о революции 1905 в Карелии, "Бессмертные звёзды"
 Г. Гракова и А. Иванова об Отечественной войне, "Второе поколение" Р.
 Корнева, "Хозяйка леса" В. Бабич и Е. Палечек о развитии лесоводства
 Карелии. Т-р рус. драмы также начал ставить пьесы местных драматургов:
 "В огненном кольце" П. Бори-скова (1957) о первых годах становления Сов.
 власти в Карелии и "Страх и совесть" Д. Гусарова и Н. Макеева (1958) об
 Отечественной войне. Т-ры Карел. АССР ставили рус. и зап.-европ.
 классику, пьесы рус. сов. драматургов. В 1940-48 в Петрозаводске работал
 рус. т-р музкомедии. В 1955 на базе т-ра рус. драмы создан
 Петрозаводский муз.-драм. т-р, ставящий драмы, опе- {i ры, балеты, муз.
 комедий. Т-р показал первый карельский балет "Сампо" Г. Синисало по
 мотивам "Калевалы" и муз. комедию "Кумоха" Р. Пергамента на темы
 карельских нар. сказок. В 1937 в Ленинграде \ и в 1959 в Москве были
 проведены декады Карел. \ иск-ва и лит-ры.
  В наст. время (1962) в Карелии работают: Муз.-драм., Финский драм.
 т-ры - в Петрозаводске, Передвижной драм. т-р в Сортавале,
 Петрозаводский т-р кукол. В 1960 открылись нар. т-ры в селе Ухта района
 Калевалы, в гг. Олонце и Пудоже, в 1962 в Суоярви. Среди деятелей театр.
 иск-ва Карелии (1962)-нар. арт. СССР Е. С. Томберг, нар. арт. РСФСР Д.
 К. Карпова, Т. И. Ланкинен, Т. И. Ромпайнен, нар. арт. Карельской АССР
 С. А. Туорила, Ю. Я. Хумпи, К. Севандер, В. Д. Томашевская, В. А.
 Финогеева, засл. деятели иск-в РСФСР В. Э. Суни, А. А. Шелковников, Л.
 Ф. Лангинен, засл. арт. РСФСР С. Н. Степанова, И. С. Гридчина, 3. Н.
 Эстрин, Б. И. Хотянов, Д. Е. Утикеев и др.
  Лит.: Смирнов П. Я., Из истории Петрозаводского театра, Петрозаводск,
 I960; Колосенок С. В., Искусство и литература Карело-Финской ССР за 25
 лет, Петрозаводск, 1948; КолосенокС.,Моносов И., Культура Советской
 Карелии, Петрозаводск, 1959; и х ж e, Литература и искусство Советской
 Карелии, М., 1959; Колосенок С. В. (сост.), Государственный
 Карело-Финский драматический театр. [Таллин], 1956; Стюф В. И.,
 Государственный финский драматический театр Карельской АССР,
 Петрозаводск, 1959 (Декада Карел, иск. и лит-ры); Колосенок С. и
 Леонтьев И., За полвека (к 50-летию русского драматич. театра в
 Карелии), "На рубеже", Петрозаводск, 1958, .No l,c. 171-182; 3 в e з-дин
 С. П., Государственный музыкально-драматич. театр Карельской АССР,
 Петрозаводск, 1959; О р e л о в и ч А., Первая карельская опера,
 "Советская музыка", 1959, ј 5, с. 108-112; Лапчинский Г., Карельский
 балет "Сампо", там же, 1959, .ј 8, с. 107-111; Колосенок С., Народный
 артист П. Н. Чаплыгин, Петрозаводск, 1948;
  Орловский К., Актеры из Сортавалы, "Огонек", М., 1953, .No 50, с. 25.
 С. Кол.
  KAPEH (Кагеп), Бедржих (р.15.X.1887) - чехословацкий актёр. Засл.
 арт. Чехословацкой Республики (1953). В 1905 начал творч. деятельность в
 труппе Б. Клечкова, затем играл в труппах И. Седлачека и И. Туттера, в
 т-рах г. Пльзеня и в Т-ре на Виноградах в Праге. С 1921- актёр Пражского
 Нац. т-ра. В своих сценич. образах К. утверждает тему героич. духа чеш.
 народа. Продолжая традиции Э. Вояна, К. стремится к углублённой
 психологич. характеристике изображаемых героев (Гамлет, Сид, Борис
 Годунов;
  Эрениан - "Зори" Верхарна). Значительны комедийные роли К. (Петруччо
 - "Укрощение строптивой", Сирано де Бержерак - о. п. Ростана и др.).
 Большая социальная острота, тонкая художеств. выразительность
 характеризуют исполнительское иск-во К.
  40-50-х гг. (Бардин - "Враги"; Кришиштян - "Ян Жижка" Ирасека,
 Чебутыкин - "Три сестры", 1-й актёр - "Гамлет"). Л. Сол,
  КАРЕНЯН,Акоп(1813-72) - армянский писатель, драматург. В 1841 в
 Москве был издан сборник пьес Метастазио, переведённых К. Написал
 историч. трагедии "Шушаник" (1860), "Вартан Мамиконян" (1862). Эти пьесы
 долго сохранялись в репертуаре дореволюц. арм. т-ра. В. Т.
  КАРЕСТЙНИ (Carestini), Джованни (прозвище - Кузанино, Cusanino) (ок.
 1705-1760)-итальянский артист оперы (контральто). Впервые выступил на
 оперной сцене в Риме в 1721, после чего с успехом пел в Мантуе, Венеции,
 Турине, Милане, Болонье и др. городах Италии. Гастролировал в Праге
 (1723), Лондоне (1733-36), Дрездене (1747), Берлине (1750) и др. городах
 Европы. В 1754-56 выступал в Петербурге в составе труппы Ф. Арайя, после
 чего оставил сцену. Славился сильным голосом большой гибкости и
 огромного диапазона (от д о малой до соль второй октавы), выразит,
 драматич. игрой; соперничал с Фаринелли. Гендель поручал К. ведущие
 партии в своих операх ("Ариадна", "Альцина" и др.) и ораториях ("Д
 сбора", "Аталия" и др.).
  Партии: Костанца ("Гризельда" А. Скарлатти), Демофонт (о. п. Глюка),
 Сифак (о. п. Лео), Александр, Артаксеркс ("Александр в Индии",
 "Артаксеркс" Винчи), Ариодант, От-тон (о. п. Генделя) и др.
  Лит.: Q u a n t z J. J., Lebenslauf, в кн.: M a r p u r g F. W.,
 Historische kritische Beitrage, Bd l, B., 1754; На-bock F., Die
 Kastraten und ihre Gesangkunst, Stuttgart- B.-Lpz., 1927. Ал. M.
  КАРЗУ (Carzou), Жан (p.l.1.1907) -французский художник и театральный
 декоратор. В 1952 начал работать в т-ре (оформление акта под назв.
 "Инки" в балете "Галантная Индия" Рамо, "Гранд-Опера"). Автор эскизов
 декораций к балетам "Волк" Дютийе (1953, т-р "Балле де Пари"), "Жизель"
 (1954, "Гранд-Опера"), к спектаклю "Аталия" Расина (1955, "Коме-ди
 Франсез") и др. К. избегает стилизации, стремится к поэтич. претворению
 в духе романтизма традиций декорац. иск-ва 18 в.
  КАРИАЕВА, Тамара Харитоновна [р. 14(27). IV. 1915] - осетинская
 советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Работая на кирпичном заводе,
 выступала в агитбригаде. В 1933 играла в "Т-ре малых форм"
 (Владикавказ). В 1935 поступила в Северо-Осетинский т-р в г.
 Орджоникидзе и стала одной из ведущих актрис этого т-ра. Среди первых
 ролей: Донна Анна ("Каменный гость" Пушкина), Лена ("Слава" Гусева),
 Катерина ("Гроза"). К. создала образы сильных, волевых, умных женщин,
 активно борющихся за свои стремления,-Рашель ("Bacca Железнова"),
 Ханысиат ("Две сестры" Брита ева, 1946). Обличительная сила иск-ва К.
 раскрылась в ролях Пановой ("Любовь Яровая", 1946), Марико ("Мать сирот"
 Туаева, 1953), Прасковьи Филипповны ("Деньги" Софронова, 1956). В числе
 наиболее значит, работ К.- шекспировские образы: Эмилия ("Отелло",
 1951), Регана ("Король Лир", 1948 и 1959). Глубиной, драматизмом,
 обаянием характеризуется исполнение К. ролей современниц:
  Талановой ("Нашествие", 1943), Ольги ("Макар Дубрава", 1952), Бабушки
 ("Деревья умирают стоя" Касоны). Лит.: Маркова Е., Путь актрисы,
 Орджоникидзе, 1960. E. Ж.
  КАРЙЕВ, Абдулла [наст. имя и фам.- Миннибай Хайруллин; 8(20). V.
 1886-28.1.1920] - татарский актёр и режиссёр. Один из основоположников
 тат. нац. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1907 в тат. драм. труппе,
 получившей впоследствии наименование "Сайяр".
  Яркий представитель критич. реализма, К. один из первых создал на
 тат. сцене сатирич. образы богачей-баев в комедиях Г. Камала: Хамза
 ("Первое представление"), Хафиз ("Тайны нашего города"), Сира-зетдин
 Туктагаев ("Банкрот"). Был и режиссёром этих спектаклей. Мастерством
 сценич. перевоплощения было отмечено исполнение ролей: Юнус Хаджи
 ("Хаджи эфенди женится" Ш. Камала,* 1915) и Бадри ("Галия-бану" Файзи,
 1918); в классич. драматургии - Под-колесин (1909), Дикой ("Гроза",
 1913), Городничий (1916), Бессеменов ("Мещане", 1917), Президент
 ("Коварство и любовь", 190 9), Лопахин( "Вишнёвый сад", 1918). Пост.:
 "Коварство и любовь" (1909), "Доходное место" (1915), "Молодая жизнь"
 Кулахметова (1918) и др. К. вёл педагогич. работу, воспитал плеяду
 мастеров тат. сцены: Г. Болгарская, П. Арапова, Н. Таждарова, Ф.
 Ильская, Г. Мангушев, 3. Султанов, К. Тингурина. В 1918-19 К. был
 актёром и режиссёром тат. труппы в Орске.
  Лит.: Сарымсаков Ш., А. Кариев, Казань, 1957. у ГУ
  КАРЙЕВА, Махсума (1903-46) - узбекская советская актриса. Засл. арт.
 Узб. ССР (1937). Одна из первых актрис узб. т-ра. До революции выступала
 в тат. и узб. любительских кружках. С 1918- актриса труппы им. К.
 Маркса, руководимой М. Уйгуром (ныне Т-р им. Хамзы). Участвовала во
 фронтовых поездках труппы в годы гражд. войны. Исполняла гл. женские
 роли: Джамиля, Марьям ("Бай и батрак", "Отравленная жизнь" Хамзы), Луиза
 ("Коварство и любовь"), Гертруда ("Гамлет"), Горкина ("Предатели"
 Фатхуллина). Дарование К. проявлялось как в лирич., героич., так и в
 остро характерных ролях. Обладая небольшим, но приятным по тембру
 голосом, К. с успехом выступала и в музыкальных спектаклях; одна из её
 лучших ролей - Халима в одноимённой муз. драме Г. Зафари. В. Д.
  КАРИМ, Мустай (наст. имя и фам.- Мустафа Савич Каримов; р. 1919) -
 башкирский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1947. Депутат
 Верх. Совета РСФСР 4-го и 5-го созывов. Окончил педагогич. ин-т (1940).
 Лит. деятельность начал в 30-е гг. Автор пьес "Свадьба продолжается"
 (1947), "Одинокая берёза" (1951), "Похищение девушки" (1958), "Неспетая
 песня" (1956-60). Пьесы К. вошли в репертуар т-ров Башкирии и Татарии. В
 них показаны черты характера наших современников, их богатый внутр. мир,
 борьба с отживающими реакц. тенденциями в жиэеи.
  Соч.: Башкирская советская драматургия, М., 1954. Лит.: Писатели
 советской Башкирии. Краткий биогр. справочник, Уфа, 1955. Б. Б.
  КАРЙМОВА, Розия Каримовна (р. 1916)-узбекская советская актриса. Нар.
 арт. Узб. ССР (19*49). В 1930 после успешного исполнения узбекских
 танцев на Олимпиаде самодеятельного иск-ва была направлена в театр.
 студию при Узб. гос. музыкально-драм. т-ре (Самарканд) и скоро стала
 солисткой этого т-ра. Исполняла лирич. и героич. танцы и играла драм.
 роли:
  Азадхон ("Ичкарида" Яшена и Мухамедова, 1932), Анархон ("Товарищ"
 Яшена, 1930), Асаль ("Гульсара" Яшена, муз. Джалилова, 1935). С 1939 - в
 труппе Узб. т-ра оперы и балета; исполняла партии - в балетах
 "Гуляндом"Брусиловского(1940), "Ак-биляк" Василенко (1943), в операх -
 Фраскита ("Кармен"), Кумыш-ой ("Буран" Ашрафи и Василенко). Исполнение
 балетных партий отличается драм. выразительностью, сочетанием приёмов
 узб. нар. танца с пантомимой. С 40-х гг. К. работает как балетмейстер,
 ставит танцы в спектаклях Узб. муз. т-ра им. Мукими, для эстрады и т. д.
 С 1947 преподаёт нар. узб. танцы в Узб. гос. хореографич. уч-ще. Л. Ае.
  КАРЙМОВА, Сабахон (р.8.1.1917)-узбекская советская актриса. Нар. арт.
 Узб. ССР (1950). Работая на фабрике, участвовала в самодеят. кружке. В
 1932 вступила в труппу Кокандского узб. т-ра им. Хамзы. Исполняла роли в
 драматич. и муз.-драматич. спектакпях. Среди ролей 30-х гг.: Халима (о.
 п. За-фари), Онахон ("Честь и любовь" Яшена). К. создала образы волевых,
 сильных духом женщин в произв. узб. драматургов: Гульсара (о. п. Яшена и
 Мухаме-дова), Ширин ("Фархад и Ширин" Хуршида). Работы 50-х гг. отмечены
 яркой характерностью: Кумрихон ("Больные зубы" Каххара), Санобар
 ("Сердечные тайны" Рахманова), Баданхон ("Фуркат" Авезова и Ход-жаева).
 С 1958 К.актриса Т-ра им. Хамзы. В. Д.
  КАРИНТИ (Karinthy), Фридьеш (25. VI. 1887-1938) - венгерский
 драматург. В 1907 начал лит. деятельность. Писал короткие рассказы,
 скетчи ("Сюжет", "Верните плату за обучение" и др.), комедии, лит. и
 театр. пародии ("Так писали они", "Модерн" и др.), к-рые с успехом
 ставились в венг. кабаре. Выступал как антимилитарист, поддерживал венг.
 пролетарскую революцию 1919. В своих пьесах "Волшебный стул" (1917, Т-р
 им. Мадача) и "Завтра утром" (1921, там же), а также в одноактных
 комедиях и скетчах К. остро высмеивал противоречия и ложь бурж.
 общества.
  С о ч.: "Hokom-szinnaz", I-III, Bdp., 1957; в рус. пер.- "Волшебное
 кресло", в сб.: Маленькие комедии XX века, M 1961; Извините, господин
 учитель..., М., 1962.
  Лит..: К а г do s L.. Karinthy Frigyes, Bdp., 1948. A- l ep.
 КАРЙ-ЯКУБОВ, Мухитдин (1896-1957) - узбекский советский артист оперы
 (баритон), театральный деятель. Принимал участие совм. с X. Хамзой в
 1918 в "Драматич. труппе мусульманской молодёжи". Нар. арт. Узб. ССР
 (1936). В 1918-21 выступал на фронтах гражд. войны. В 1925 исполнял на
 Всемирной выставке в Париже и Берлине узб. нар. песни. В спектаклях
 "Политич. труппы" Хамзы выступал как драм. актёр. В 1926 организовал
 концертноэтногра-фич. ансамбль, к-рый в дальнейшем стал ядром Узб. муз.
 т-ра; в 1926-32 - худ. рук. этого т-ра. С 1936 К.-Я.- худ. рук. Узб.
 филармонии и солист Узб. т-ра оперы и балета.
  Партии: Хос ров ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Губернатор
 ("Буран" Ашрафи и Василенко), Науфаль ("Лей-ли и Меджнун" Глиэра и
 Садыкова), Улугбек (о. п. Козловского), Ер-Таргын (о. п. Брусиловского)
 и др.
  Лит.: Гликман И., Актеры узбекского оперного театра, в сб.: Пути
 развития узбекской музыки, Л.-М., 1946, с. 55-56; Рахманов М., Хамза и
 узбекский театр. Ташкент, 1960, с. 98-121, 127, 131. 164, 174-175.
  КАРЛЙЕВ, Алты (р. 6.1.1909) - туркменский советский актёр, режиссёр,
 драматург. Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1948.
 Депутат Верх. Совета Туркм. ССР 3-5-го созывов. В 1927-29 учился в
 Туркм. драм. студии, в 1929-31 - в Бакинском театр. техникуме. В 1931-41
 работал в Туркм. драм. театре (Ашхабад). Лучшие роли:
  Фурманов, Яровой, Хлестаков; Труффальдино ("Слуга двух господ"), Карл
 Моор, позднее Незнамов. Мастер точного, изящного сценич. рисунка. К.
 обладает острой выразительностью, лёгкостью, яркостью сценич. формы. С
 конца 30-х гг. К. занимается режиссурой. В 1941-53 был гл. режиссёром
 Туркм. театра оперы и балета им. Махтумкули (Ашхабад). Пост. оперы:
 "Счастливая молодость" Корчмарёва, "Зохре и Тахир" Шапошникова и
 Мухатова (1941), "Травиата"; "Абадан" Мейтуса и Кулиева (1943), "Шасенем
 и Гариб" Шапошникова и Овезова, "Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова. В
 1953-56 К.- гл. режиссёр Туркм. драм. т-ра. Пост. спектакли: "Ревизор"
 (1955), "Джума" Каушутова (1954). С 1941 снимается в кино (Гос. премии
 СССР за фильмы "Дурсун", 1941, и "Далёкая невеста", 1949). В 1956-60
 работал директором студии "Туркменфильм", ставил фильмы. С 1960 -
 директор и гл. режиссёр Туркм. т-ра оперы и балета. Автор пьес: "Пахта"
 (1934), "Айна" (1935), "1916 год", "Башлык" (1949), пост. в Туркм. т-ре
 драмы.
  Лит.: Мамалиев А., Народный артист СССР А. Карлиев, Ашхабад, [1960]
 (на туркм. яз.). Д. АН.
  "КАРЛСТЕАТР" (Karlstheater)-австрийский театр. Находился в венском
 предместье. В 1838 актёром, драматургом и театр. деятелем К. Бернбунном
 (выступавшим под псевд. Карл Карл) было куплено здание
 "Леопольдштадттеатра". В 1847 на этом месте архитекторами Э. ван дер
 Нюллем и А. Зиккардом фон Зиккардсбургом было выстроено новое здание и
 т-р получил назв. по имени актёра К. Карла. Т-р был открыт 10 дек. 1847
 пьесами Р. Бенедикса "Сумасброд", "Прекрасная мельничиха" и пьесой И.
 Нестроя "Плохие мальчишки". В 1848 здесь была показана анти-монархич.,
 остро сатирич. пьеса Нестроя "Свобода в захолустье", впоследствии
 запрещённая цензурой. В 40-60-х гг. в т-ре идут пьесы К. Карла (серия
 пьес, посвящённых проделкам Штаберля, - "Штаберль-авантюрист" и др.),
 Нестроя (он написал для "К." более 50 пьес), Ф. Кайзера. Это были сценки
 с пением, сатирич. зарисовки, полные нар. юмора. В "К."выступали
 блестящие актёры-комики: В. Шольц, Ф. Хопп, Груа и Нестрой. Последний
 после смерти К.Карла в 1854-60 был директором т-ра. Начиная с 70-х гг.
 "К." постепенно утрачивает свой нар. характер и превращается в т-р
 оперетты, где ставят И. Штрауса, К. Миллёкера, Ж. Оффенбаха. В 1895-1900
 Ф. Яйнер пытается утвердить в т-ре драматургию Г. Ибсена, Г. Бара, А.
 Шницлера, но терпит финансовый крах. Его преемники-А. Мюллер, А. Аман,
 3. Айбеншюц, работавшие в 1900-22, ставят только новую европ. оперетту.
 В 1934 "К." был закрыт.
  Лит.: Siegzymske Altwiener Volkskomiker, W., 1947;, Knudgen X.,
 Deutsche Theater Geschichte, Stuttg., 1959.
  Л. Лоб. КАРЛСТЕН (Carlsten), Руне (р.2. VII. 1890) - шведский актёр и
 режиссёр. В 1910 дебютировал в т-ре г. Мальмё. Работал в разл. т-рах
 Стокгольма и в провинции. С 1933 - актёр и режиссёр Королевского т-ра в
 Стокгольме. Роли: Йеппе, Дер Пономарь, Иеронимус, Хенрик ("Йеппе с
 горы", "Эразмус Монтанус", "Жанде Франс", "Краткое девичество Пер-ниллы"
 Хольберга), Генрих VIII, Марк Антоний ("Генрих VIII", "Юлий Цезарь"
 Шекспира). Режиссёрские работы К. отличаются тонким психологизмом"
 подчёркнутой простотой мизансцен и оформления. Таковы спектакли:
 "Преступление и наказание" (по Достоевскому), "Игра любви и смерти"
 Роллана" "Густав Васа" и "Жители Хемсе" Стриндберга, "Beчерние звёзды"
 Сёдерберга, "Бабушка и господь" Я. Бергмана, "Распавшийся квартет"
 Шёберга, "Покорность" Арнера.
  Лат.: Le theatre en Suede, в кн.: Le theatre dans le inonde, v. IV,
 p. 2, Втпх., 1955 (на франц и англ. яз.). Вл. М.
  КАРМ, Каарел Юханнович (р.18.X.1906) -эстонский советский актер. Нар.
 арт. СССР (1956). С 1925 работал в т-ре "Эстония" пом. режиссёра,
 исполнял небольшие роли в драмах, операх, опереттах и в балетах. Годы
 работы К. с видными мастерами нац. т-ра заменили ему театр. школу. В
 30-е гг. стал играть более крупные роли: Марий ("Дальние берега",
 "Фанни" и "Цезарь" Паньоля), Имант ("Маре и её сын" Калласа), Яан ("В
 вихре ветров" Китц-берга), Вайно ("Призраки" Якобсона). Расцвет
 творчества К. относится к сов. периоду: Павел ("Мать" Горького, 1941),
 Петруччио ("Укрощение строптивой", 1941), Мортимер ("Мария Стюарт",
 1941), Гамлет (1945), Сирано де Бер-жерак (о. п. Ростана, 1947),
 Беркутов ("Волки и овцы", 1948), Отелло (1949), Арбенин ("Маскарад",
 1954), Антоний ("Антоний и Клеопатра", 1955), Филипп II ("Дон Карлос",
 1958), Олоферн ("Юдифь" Таммсааре, 1959). В сов. драматургии - Сафонов
 ("Русские люди", 1944), Кустас Локк, Март Туйск ("Совесть", 1956,
 "Блудный сын", 1958, Раннета), Ральф, Пеэтер, Аллан 0'Коннел ("Жизнь в
 цитадели", 1946, "Два лагеря", 1948, "Шакалы", 1951, Якобсона). Играл
 роль В. И. Ленина в спектакле "Третья патетическая" Погодина (1960).
 Творчество К. характеризуется эмоциональностью, умением глубоко раскрыть
 внутренний мир героев. В исполнении трагедийных ролей особенно
 проявляется высокая культура сценич. речи, выразительность жеста,
 сильный темперамент. Игра К. проста, выразительна, отмечена мастерством

<< Пред.           стр. 364 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу