<< Пред.           стр. 368 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 молодёжи
  МХАТа К. написал водевиль "Квадратура круга", к-рый пользовался
 большим успехом и ставился мн. т-рами страны. К.- автор комедий и
 водевилей: "Универмаг" (1930, Ленингр. т-р Сатиры), "Миллион терзаний"
 (1932, Моск. т-р оперетты, муз. И. Дунаевского), "Дорога цветов" (1934,
 Т-р им. Вахтангова), "Домик" (1939, пост. 1956, Моск. т-р Сатиры), "День
 отдыха" (1946, там же), "Случай с гением" (1955, ленингр. Т-р им.
 Ленсовета) и др.Водевили К., отличающиеся лёгкостью, непринуждённостью,
 динамичностью, проникнуты радостным, бодрым мироощущением. Подчас их
 юмор приобретает сатирич-ность. Обличая мещан, карьеристов,
 приспособленцев, К. смело применяет эстрадные и фарсовые приёмы. Менее
 удачной была комедия К. "Синий платочек" (1943, Т-р им. Вахтангова), в
 которой забавная, но надуманная интрига вступала в противоречие с
 серьёзным драматизмом темы защиты Родины в дни Великой Отечественной
 войны. К. написал драму "Авангард" (1930, Т-р им. Вахтангова), одну из
 первых пьес о коллективизации с. х-ва, пьесу "Отчий дом" (1945, Моск.
 т-р драмы), рассказывающую о возрождении жизни в городе, разрушенном
 войной. К. инсценировал свои повести и романы: "Время, вперёд!" [1932,
 Моск. драм. т-р (б. т-р Корша); 1933, Т-р имени Вахтангова], "Я сын
 трудового народа" (по роману "Шёл солдат с фронта", 1937, Т-р им.
 Вахтангова), "За власть Советов" (1954, МХАТ). Для детских и юношеских
 т-ров К. инсценировал повести "Белеет парус одинокий" (1937, Центр,
 детский т-р) и "Сын полка" (1945, там же). К. выступал со статьями по
 вопросам т-ра и драматургии.
  С о ч.: Пьесы, М., 1955; Собр. соч. в пяти томах, т. 1-5, М., 1956-57
 (т. 5 - Пьесы, М., 1957).
  Лит.: Сидельникова Т., Валентин Катаев. Очерк жизни и творчества, М.,
 1957;
  С к о р и н о Л., Семь портретов, М., 1956; Фролов В , Жанры
 советской драматургии, М., 1957.
  КАТАКА-ГУСАН - актёр древнеармянского театра. К.-г. представляли
 высокую комедию, в отличие от дзай-нарку-гусанов, разыгрывавших
 трагедии. Получили распространение в эпоху рабовладельч. общества (1 в.
 до н. э.- 4 в. н. э.), сохранялись и в последующие эпохи (исчезли в сер.
 18 в.). К.-г. называли иногда катакергак. К.-г. выступали не только в
 мимич. и фарсово-буфонных сценках, но и исполняли комедии, выражавшие
 идеи господствующих классов, назидательные бытовые драмы.
  Лит.: Г о я н Г., 2000 лет армянскому театру, М., 1952, т. 1, с.
 68-71, 272-280, т. 2, с. 151-177, 201-236, 311- 348. Г. Г.
  КАТАКЕРГАК (или к а т е р г ) - термин древне-армянского театра,
 означавший сочинителя комедий (по-армянски комедия-катакергутон). К.
 продолжали традиции Аристофана и Менандра, высмеивали бытовые пороки. К.
 наз. также исполнителя высокой комедии (см. Катака-гусан). Г. Г.
  КАТАКИ-ЯКУ - актёрское амплуа в японском т-ре Кабуки. Персонажи этого
 амплуа обычно активно участвуют в развитии драматургич. интриги в
 спектаклях этого т-ра. К.-я. обычно действует как враг главного героя
 пьесы - Татэ-яку. Делятся на дзи-цу-аку - "откровенные негодяи",
 преступники; ку-гэ-аку - "благородные негодяи" (обычно конспираторы) ;
 ха-катаки-помощники "откровенных негодяев"; хандо-катаки - полукомич.
 персонажи и др. Актёры, играющие роли К.-я., применяют спец. грим:
 наносят на лицо синие полосы или окрашивают всё лицо в красный цвет;
 иногда применяются специальные парики. Л. Г.
  КАТАКХАЛИ (на яз. малаяли катха - рассказ и кали - игра), катхакали,
 - одна из четырёх школ индийского классич. танца. Возникла на Ю.-З.
 Индии в 15-16 вв. Истоками К. были нар. драмы и танцы, исполняемые
 крестьянами с времён глубокой древности. Основу представлений К.
 составляет танец-пантомима, в к-ром гл. внимание уделяется пантомиме. Во
 время представления разыгрываются сцены на сюжеты древнеинд. эпич. поэм
 "Маха-бхараты" и "Рамаяны". Со временем исполнителями К. становятся
 актёры, а не танцовщики, к-рые воспроизводят текст песен, употребляя
 точно установленные символич. жесты и мимику, сходные с системой жестов
 и мимики другой классич. школы инд. танца - бхарат-натъям. Представление
 сопровождается пением (поющий скрыт от зрителей занавесом). Певцу
 аккомпанирует оркестр. Актёры К. проходят длительную подготовку (до 12
 лет), добиваясь особой координации движений и выразительности.
  Представление К. разыгрывается на открытом месте в лунную ночь и
 длится до рассвета. Зрители располагаются на циновках перед небольшой
 площадкой, на к-рой происходит действие. Представление начинается с
 пролога, после к-рого раздвигается занавес, певец рассказывает о сюжете
 спектакля, и затем начинается танец-пантомима.
  Женские роли в К. исполняют мальчики-подростки. Действующими лицами
 являются канонич. ми-фологич. персонажи: благородные (сатвик), свирепые
 (раджас) и отрицательные (тамас). Каждый персонаж имеет свой
 канонизированный костюм и сложный грим, напоминающий древние маски,
 к-рый наносится на лицо исполнителя в течение 4 часов (актёры сами не
 гримируются). Сочетание голубых и зелёных цветов характерно для
 персонажей сатвик, красный цвет - для раджас, чёрный - для тамас.
 Костюмы актёров напоминают культовые изображения. Боги и цари носят
 головной убор, богато украшенный позолотой, с большим деревянным диском,
 нагрудник, сделанный из деревянных пластинок, огромные серьги, красную
 кофту. У злых демонов на пальцах левой руки длинные железные когти; они
 носят такой же головной убор, как цари и боги, что указывает на их
 божественное происхождение. У отшельников, мудрецов и святых верхняя
 часть тела обнажена и покрыта полосами из пепла, нижняя - обмотана
 куском белой материи. Актёры, исполняющие роли женщин, выступают в
 богатых костюмах придворных танцовщиц и т. д.
  В18в. К. превращается в высокоразвитую форму иск-ва. Для этого жанра
 создаются спец. пьесы. В 40-50-х гг. 20 в. К. претерпевают нек-рые
 изменения: представление разыгрывается на возвышающейся сценич.
 площадке, женские роли исполняются актрисами, длительность представлений
 уменьшается и т. д. Развиваясь и совершенствуясь, К. из представлений
 местного значения в последнее время всё более и "более приобретает
 характер всеиндийского традиционного т-ра, к-рый в этом качестве
 представляет культуру Индийской Республики за рубежом. (Гастроли
 коллектива "Дарпана" в СССР в I960, рук. Мариналини Сурабхайа и Чаттуни
 Паникер). Наиболее известные исполнители К. - Кунджу Куруп, Гопинатх и
 др.
  Лит.: Ambrose К., Classical dances and costumes of India, L., [1950];
 G a r g i В., Theater und Tanz in Indien, В., 1960; Gopinath, Kathakali,
 Dance Seminar, New Delhi, 1958; Kurup K., Kathakali, Dance Seminar, New
 Delhi, 1958. Л. Гр., Мел. Б.
  КАТАЛАНИ (Catalan!), Анджелика (10.V.1780, Се-нигаллия,- 12.VI.1849,
 Париж) - итальянская артистка оперы (колоратурное сопрано). Муз.
 образования не получила, партии разучивала по слуху. Впервые выступила
 на оперной сцене в Венеции в 1797. Пела ведущие партии на первых
 представлениях опер "Похищение сабинянок" Цингарелли, "Лаузо и Лидия",
 "Скифы" Майра (1798 и 1800, т-р "Фени-че", Венеция). В 1801 выступила на
 сцене т-ра "Л а Скала" в "Клитемнестре" Цингарелли и "Римских
 вакханалиях" Николини. С успехом гастролировала в Лисабоне *(1804),
 Париже, Лондоне (1806-13), пела партии Семирамиды ("Смерть Семирамиды"
 Португаля), Сюзанны ("Свадьба Фигаро") и др. В 1814-17 руководила Итал.
 т-ром в Париже. В последующие годы концертировала в Германии, Италии,
 Франции, Польше, России (1820), Англии, исполняя арии из опер Паизиелло,
 Цингарелли, Россини и др. В 1827 пела на оперной сцене в Берлине. К.
 обладала полнозвучным, гибким голосом красивого тембра и большого
 диапазона (брала соль 3-й октавы). Особенно удавались певице виртуозные
 колоратурные партии. Игра К. была менее выразительна.
  Лит.: Замечательные певицы. Г-жа Каталани, "Театральный и музыкальный
 вестник", СПБ, 1858, 26. X, ј 42, с. 501-02; R a d i с i o t t i G., A.
 Catalani, "II Pianoforte", 1924, ј З. Св. Г.
  КАТАЛАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Возникновение драматич.
 представлений в Каталонии связано с церк. богослужением. Внутри храма
 или собора разыгрывались рождественские и пасхальные инсценировки. Осн.
 население Каталонии, говорящее на каталанском яз., создало свою,
 отличную от испанской, культуру. До 13 в. каталанская культура
 находилась под влиянием южнофранцузской (провансальской). Возникновение
 каталанской светской драмы связано с традициями хороводных и плясовых
 песен Прованса и весенних майских празднеств, а также с развитием
 интермедии, выделившейся из дворцовых празднеств и превратившейся в нар.
 представления на рыночных площадях.
  К 15 в. появились героич. драмы "Осада Перпинь-яна" Ф. Саторреса и
 "Битва при Лепанте" А. Пи, в нач. 16 в.-пьеса "Серафима из Валенсии" Б.
 де Торреса Наарро. Потеря Каталонией политич. и экономич. независимости
 (1476) и включение её в число исп. провинций приостановили развитие нац.
 иск-ва. Исп. власти стремились подавить культуру народа.
  Возрождение нац. культуры Каталонии относится к 30-м гг. 19 в. и
 связано с именами крупнейших поэтов, драматургов: Рубио-и-Орс (1818-99),
 Мила-и-Фон-танальс (1818-84), В. Балагер (1824-1901). Формированию
 каталанского т-ра способствовали сайнеты Ф. Ренарт (1783-1852) и
 Робреньо-и-Торт (1780- 1838), писавшего также сатирич. интермедии,
 отличавшиеся демократич. направленностью и политич. заострённостью
 ("Алькальд сапожник"). Начали появляться драмы, воспроизводившие жизнь
 народа: "Что сделаешь, то и получишь" Видаля-и-Валенсиано (1865, Т-р
 "Принсипаль", Барселона).
  Становление каталанского т-ра связано с деятельностью Ф. Солера
 (1838-95)- автора сайнетов, драм, комедий из жизни народа Барселоны,
 написанных живым, сочным и образным языком. Постановка его пьесы
 "Драгоценности Розер" (1866, т-р "Одеон", Барселона) имела большое
 значение для развития драм. иск-ва Каталонии. Последователем Солера был
 Фелиу-и-Ко-дина (1845-1906), писавший бытовые драмы в духе нар.
 традиций. Большой успех имели его пьесы "Мускатное зерно" (1883, т-р
 "Ромеа", Барселона) о затхлой атмосфере маленького провинц. городка и
 "Долорес" (1892, т-р "Новедадес", Барселона). Нар. юмором проникнуты
 комедии А. Льянаса (1840-1915), трактующие проблемы морали ("Дон
 Гонсало, или Честь мундира", 1891, Барселона, и др.).
  Расцвет нац. т-ра и драматургии определили творчество А. Гимера
 (1847-1924), в произведениях к-рого натуралистич. тенденции сочетались с
 романтич. направленностью. Гимера писал историч. трагедии в стихах
 ("Море и небо", 1888, т-р "Катала", Барселона), совр. драмы из сел.
 жизни в прозе ("В долине", 1896, т-р "Принсеса", Мадрид, пер. на рус.
 яз.); о жизни рабочих-подёнщиков рассказывает драма "Мария Роза" (1894,
 т-р "Новедадес", Барселона; т-р "Принсеса").
  В 19 в. складывается нац. актёрская школа, крупнейшими
 представителями к-рой были Робреньо, К. де Мена, X. Тутау, трагик Э.
 Боррас.
  Реалистич. тенденции, стремление отразить в иск-ве жизнь народа
 получили воплощение в драматургии И. Иглесиаса, посвятившего многие свои
 пьесы обличению социальной несправедливости. В его драме "Старики"
 (1905, впервые пост. на исп. яз., "Т-р комедия", Мадрид) показано
 безвыходное положение безработного. Жанр сатиры развивал С. Русиньоль
 (1861- 1931) - художник и драматург, автор комедий и драм, в к-рых
 бытовые зарисовки сочетаются с обличением стяжательства, лицемерия,
 несправедливости: антиклерикальная драма "Мистик" (1900), "Цветочные
 состязания в Канпрасе" (1902), "Герой" (1903), "Хорошие люди" (1906)
 [все пост. в т-ре "Катала ("Ромеа"), Барселона]. В нач. 20 в.
 каталанские драматурги отказываются от сельской тематики, для них
 характерно стремление выйти из замкнутого круга тем, ограничивающих
 развитие драматургии 19 в. Влияние драматургии Бенавенте-и-Мартинеса
 сказалось в творчестве Поус-и-Пажеса (1873-1952). Приобрёл известность
 автор лирич. драмы Ж. М. де Сагарра (р. 1894).
  Реформу в области нац. т-ра осуществил режиссёр и педагог А. Гуаль
 (1872-1943). В 1898 он создал т-р "Интим", на сцене к-рого шли пьесы
 Метерлинка, Ибсена, Гёте, Эсхила, Софокла, Шекспира, Мольера, Бомарше,
 Пиранделло, Переса Гальдоса, Гимеры, Бенавенте-и-Мартинеса. В 1913 по
 его инициативе в Барселоне был создан ин-т театр. иск-ва, где он
 руководил кафедрой теории декламации.
  В конце 19 - нач. 20 вв. в Барселоне работали т-ры "Лисео" (1847), в
 к-ром оперные спектакли чередовались с драматическими, "Принсипаль"
 (создан в 1857), т-р "Одеон" (1850), "Ромеа" (1869). В репертуар т-ров
 входили пьесы каталанских драматургов - Русиньоля, Льянаса, де Сагарры.и
 др. В т-ре "Тиволи" (1848), "Новедадес" (1872) наряду с драматич.
 спектаклями ставились сарсауэлы на каталанском и испанском языках. Кроме
 этих т-ров, в Барселоне в 19 в. работали Т-ры: "Тирсо де Мо-лина",
 "Кампос Элисеос" (1853), "Комедия", "Буэн Ретиро" и др. С конца 19 в. и
 в нач. 20 в. в Барселоне действуют тры: "Ривас" (с 1892 наз.
 "Каталунья") и "Эльдорадо ("Консерт"), чГран виа" (1850), "Нуэво
 Ретиро", "Дель Боске", "Эспанья", "Гойя", "Барселона", "Колисеум"
 (1928), "Комедия", "Театро Интим". В 1949 основан "Театро де Камара де
 Барселона".
  Режим Примо де Риверы лишил Каталонию политич. свобод, преподавание
 каталанского языка в школах и ун-тах было запрещено. В 1931 Каталония
 получила нек-рую автономию, но реакция 1933-36 опять ля-шила страну всех
 прав. Победа народного фронта создает предпосылки для развития нац.
 культуры. Во время героич. борьбы исп. народа с фашизмом в Каталонии
 действовал фронтовой кукольный т-р республиканской армии, в т-ре "Аполо"
 (Барселона) ставились революционные пьесы. В годы франкистской диктатуры
 нац. культура пришла в упадок. Правительство подавляло все прогрессивные
 устремления каталанского народа: было запрещено издание книг на
 каталанском языке, публичные выступления, по радио, преподавание родного
 языка. Всё это вызвало упадок театр. иск-ва. В 50-х гг. в Барселоне
 работали т-ры: "Лисео" (опера), "Полиорама", "Комико", т-р "Кальдерон",
 т-р "Боррас", "Комедия", "Аполо", "Паласио де ла мусика каталана".
  Лит.: Ruiz i Calo nja J., Historia de la literatura catalana,
 Barcelona, [1954]; D i a z-P laja G., De litera-tura catalana. Estudis i
 interpretacions, Barcelona [1956];
  Garcia Silvestre М., Historia sumaria de la literatura catalana,
 Barcelona, 1932; Со merma V i 1 a n o v a J., Historia de la literatura
 catalana, Barcelona, [1923]. Л.Крас.
  КАТАРСИС (греч. ??????? - очищение; обычно как медицинский или
 религиозный термин) - в терминологии Аристотеля "очистительное"
 воздействие определённых видов иск-ва. Давая определение трагедии (см.
 "Поэтика", гл. ?1,1449 в), Аристотель замечает, что она осуществляет
 "посредством страха и сострадания очищение (катарсис) подобных
 аффектов". О К., производимом нек-рыми муз. произведениями, Аристотель
 вскользь говорит в "Политике". Однако полного разъяснения понятия К. в
 сочинениях Аристотеля нет. Европейская эстетич. мысль нового времени
 неоднократно обращалась к выяснению подлинного смысла К. До сер. 19 в.
 преобладало моралистич. понимание К. как нравоучительного воздействия
 трагедии. На эту интерпретацию понятия К. опирались теоретики
 классицизма (П. Корнель) и Просвещения (Э. Лессинг), стремившиеся
 придать т-ру воспитательное значение. С критикой моралистич. понимания
 К. выступил Гёте. Однако его собственная теория, согласно к-рой К. есть
 "гармоническое примирение страстей" в финале, трагедии, не раскрывает
 учения Аристотеля. Новый этап в истории вопроса о К. был открыт Я.
 Бер-найсом. Согласно его "медицинской" теории (высказана впервые в
 1857), Аристотель имел в виду не этическое, а психологическое
 ("психотерапическое") воздействие трагедии, к-рая искусственно усиливает
 в ду ше зрителя аффекты страха и сострадания и тем приводит его к
 разрядке и облегчению. Теория Бернайса служит отправной точкой для
 большинства современных исследований.
  Однако имеются попытки возродить предшествующие точки зрения (напр.,
 возвращение к взглядам Гёте у Г. Отте и Дж. Элса, 1957). Ряд
 исследователей стремится сочетать в раскрытии этого понятия психологич.
 и этич. аспекты (Э. Целлер, А. Ростаньи). Понятие К. в системе эстетич.
 идей Аристотеля еще не выяснено. Споры вызывает вопрос об отношении К.,
 к-рый является, очевидно, актом эмоциональным, к познавательной функции
 иск-ва. В рус. и сов. науке вклад в изучение вопроса о К. внесли Н. И.
 Новосадский, Б. В. Варнеке, А. А. Грушка и др.
  Соч. А р и с т о т e л я: La poetica di Aristoteie. Con introduzione,
 commento e appendice critica di A. Rostagni, Torino, 1928; то же 1945; в
 рус. пер.-Об искусстве поэзии, греч. тексте пер. и объяснениями В. Г.
 Аппельрота, М., 1893; то же, пер. В. Г. Аппельрота, со статьями А. С.
 Ахманова и Ф. А. Петровского, под ред. Ф. А. Петровского, М." 1957;
  Поэтика, пер." введение и примеч. Н. И. Новосадского, Л." 1927;
 Политика, пер. с греч. С. А. Жебелева, СПБ, 1911.
  Лит.: Р а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд.,
 М., 1959; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд.. Л., 1957;
 Новосадский Н. И., Введение к переводу "Поэтики" Аристотеля, Л., 1927; В
 e ?? а у s J.,Zwei Abhandlungen uber Aristotelische Theorie des Drama,
 B., 1880; Butcher S. H., Aristotle*s theory of poetry and fine art. N.
 Y., 1955; Else G. F., Aristotle*s poetics: the argument, Cambr. (Mass.),
 1957. С. А.
  КАТЕБ, Ясин (p. 26.VIII.1929) -алжирский драматург и писатель,
 журналист. Пишет на франц. яз. В 1945 был арестован за участие в
 антиколониалист-ской манифестации. В 1955 написал первую часть
 дра-матич. тетралогии "Кольцо репрессий"-"Труп в кольце" (1958,
 Брюссель, Т-р Мольера). Пьеса воссоздаёт атмосферу первых дней алжирской
 революции. В 1959 пьесами "Порошок разума" и "Предки усиливают
 жестокость" закончил тетралогию. В пьесе "Порошок разума" драматург
 рассказывает о недавнем прошлом Алжира; бичующим смехом К. разоблачает
 былой произвол деспотов, лихоимство власти, фанатизм церковников. О
 драматических событиях нац.-освободительной борьбы рассказывает пьеса
 "Предки усиливают жестокость". Народ выступает в пьесе в образе
 античного хора. В трагедии подчёркнута необходимость единения всех сил
 для борьбы против гнёта, во имя торжества воли над анархизмом и индивиду
 а лизмом.
  Соя: Le cercle des repressailles, P., 1959. В. Бал.
  КАТЕЛЬ (Catel), Шарль Симон (10.VI.1773-29.XI. 1830) - французский
 композитор. Чл. Ин-та Франции (с 1815). Музыке обучался в Королевской
 школе пения и декламации у Ф. Гобера (фп.) и Ф. Ж. Госсека (композиция).
 Одновременно в 1790-1802 был репетитором т-ра "Гранд-Опера". К.- автор
 "Трактата о гармонии" (1802) и др. теоретич. работ. Как композитор
 приобрёл популярность оперой "Баядеры" (1810, т-р "Гранд-Опера"; в 1820
 пост. в Петербурге под назв. "Баядерка") и др.
  Другие оперы: "Семирамида" (1802, "Гранд-Опера"), "Баньерская
 гостиница" (1807, т-р "Опера комик"), "Валлас, или Шотландский
 менестрель" (1817, "Опера комик"; 1821, Петербург), "Зирфиль и
 Флёр-де-Мирт" (1818, "Гранд-Опера"; в переработке Кавоса 1822,
 Петербург, под названием "Светлана, или Сто лет в один день").
  Оперы К. сценичны, отличаются мелодич. изяществом, чистотой гармонии,
 стройностью ансамблей, но их успеху часто мешали недоброкачественные
 либретто. Произведения К. высоко ценили Мегюль, Гос-сек, Керубини. К.
 принадлежит также балет "Александр у Апеллеса" (1808, "Гранд-Опера") и
 инструментальные соч.
  Лит.: Cariez J., Catel, etude biographique et critique, Caen, 1894; H
 e 1 1 о u i n F., P i с a r d J., Un musicien oublieACatel, P., 1910.
  КАТЕНИН, Павел Александрович [11 (22). ? II. 1792-23.V(4.VI). 1853] -
 русский поэт, драматург, театральный деятель. Полковник, герой Отечеств.
 войны 1812, К. был одним из руководителей декабристской организации -
 тайного Военного об-ва (1817). Печататься начал в 1810 как поэт. На

<< Пред.           стр. 368 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу