<< Пред.           стр. 371 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 сущности. Играя роль монаха Блажея ("Ян Гус" Тыла), К. так остро обличал
 шарлатанство и ханжество духовенства, что присутствовавший на одном из
 спектаклей яачальник полиции отдал распоряжение установить за К.
 полицейский надзор. Иск-во К .было исполнено гражданского патриотизма.
 К. стремился закрепить и развить традиции нац. т-ра, уделял много
 внимания любительским кружкам, где воспитывал новое поколение чеш. проф.
 актёров. Любительским коллективам К. посвятил свою книгу "Театральный
 любитель" (1845), в к-рой впервые в истории чеш. т-ра сформулировал осн.
 принципы актерского реалистич. иск-ва. В 1851 К. был выслан австр.
 полицией из Праги. В 1852 вернулся в т-р и продолжал выступать в пьесах
 Тыла, пропагандировать его иск-во.
  Соч.: Divadelni ochotnik, Praha, 1845; Zapisky stareho komedianta,
 Praha, 1864. Л.Сол.
  КАШКЙН, Николай Дмитриевич [27.XI(9.XII) 1839-15.III.1920] - русский
 музыковед, критик, педагог. С 18-летнего возраста обучался музыке у А.
 Дюбюка, пел в хоре Рус. муз. об-ва. Обратив внимание на выдающиеся муз.
 способности К., Н. Г. Рубинштейн пригласил его преподавать историю
 музыки в Моск. консерватории. Здесь К. работал до 1908. Более 50 лет (с
 небольшими перерывами) К. вёл муз. хронику в моек. газетах. Написал
 много статей, вт. ч. о Глинке, Чайковском, Н. Рубинштейне и др. С нач.
 1890-х гг. К.пропагандировал творчество Балакирева, Римского-Корсакова,
  Бородина, Мусоргского, Чайковского. Написал "Очерк истории русской
 музыки" (М., 1908)-первую работу, дающую краткое изложение истории рус.
 музыки с древних времён до начала 20 в.
  Соч.: Оперная сцена Московского имп. театра, М., 1897 (подпись Н.
 Дмитриев); Частная русская опера и её задачи, газ "Моск. вед.", 1902,
 25. VI, ј 172; Кризис оперных сцен, газ. "Русское слово", 1910, ј 201,
 207, 209, 214, 216;
  "Троянцы в Карфагене". Опера в 5 д. Г. Берлиоза, газ. "Моск. вед.",
 1899, 16.XII, ј 346; "Валькирия", опера в 3 д. Р. Вагнера, там же, 1902,
 10.11, .No 41; "Каменный гость" А. Даргомыжского, газ. "Русское слово",
 1906, 21.XII, ј 309, 310;
  "Вильям Ратклиф", опера Ц. А. Кюи, газ. "Моск. вед.", 1900, 15.XII,
 ;ј.ј 346, 355.
  Лит.- Яковлев Вас., Н. Д. Кашкин, М.-Л., 1950. КАШМЕН (Cushman),
 Шарлотт (25.VII.1816-18.II. 1876)-американская актриса. Творч.
 деятельность начала в 1835 в "Тремонт тиэтр" (Бостон) как оперная
 певица, но вскоре потеряла голос. В 1836 К. успешно дебютировала в
 "Бауэри тиэтр" (Нью-Йорк). Играла преим. героич. роли, создавала образы
 волевых героинь, протестующих против бесправия и угнетения женщины,
 унижения человеческого достоинства. С успехом играла в пьесах Шекспира:
 леди Макбет, Ромео; Гонерилья ("Король Лир"), Порция ("Венецианский
 купец"). Гуманистич. направленность творчества К. ярко проявилась в
 изображении её современниц-Ненси Сайке ("Оливер Твист" по Диккенсу).
 Большое место в творчестве К. занимала мелодрама - Mer Мерилайс ("Гай
 Меннеринг" по В. Скотту).
  Другие роли: Бельвидера ("Спасённая Венеция" Отвеяв, Роксана
 ("Королевы-соперницы" Ли), Лидия ("Соперницы" Шеридана) и др. "
  Лит.: Р г i с е W. Т., A life of Charlotte Cushman, N. Y." 1894;
 Stebbins Е., Charlotte Cushman, her letters and memoirs of her life,
 Cambr., 1879; C o a d O. S., M i m s Е., The American stage, New Haven,
 1929; Clement C., Charlotte Cushman, в кн.; American actors series, v.
 4, Boston, 1882. К. Б.
  КАШМИРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Кашмирский т-р восходит к древним
 образцам народного и храмового искусства Индии. С древних времён
 правители Кашмира содержали при своих дворах труппы придворных актёров,
 оказывали покровительство храмовым музыкантам, певцам и танцовщикам.
 Представления, разыгрываемые при дворах по случаю религ. праздников и
 разл. знаменательных событий, представляли собой пышные, красочные
 зрелища на мифологич. темы, с большим количеством действующих лиц,
 сочетали танец, слово, пение, музыку и пантомиму.
  В 14 в., с приходом к власти могольских падишахов-мусульман, не
 поощрявших развития т-ра, театр. иск-во Кашмира пришло в упадок.
 Сохранились только нар. сатирич. представления бродячих актёровбхандов.
 Представления бхандов, известные под названием джахи, популярны в
 Кашмире до наст. времени. В свободное от полевых работ время бханды
 переезжают из одной деревни в другую, разыгрывая свои импровизац.
 представления. Выступления бхандов сопровождаются игрой на нар.
 инструментах (нагара, дхол, шахнаи). Особенно популярна театр. форма
 дерза патхер-сатирич. представления, отражающие жизнь кашмирской
 деревни, борьбу крестьян против англ. колониализма. Бханды часто строят
 свои выступления на местном, злободневном материале.
  Первые попытки создания в Кашмире т-ра совр. типа относятся к 40-м
 гг. 20 в.: в это время появились первые любительские театр.
 коллективы-"Клуб любителей драматического искусства", "Раштрия Кала
 Мандир" и др.
  После завоевания Индией независимости (1947) писатели, художники,
 актёры и музыканты объединились в организацию - Кашмирский нац.
 культурный фронт, к-рый возглавил видный обществ, деятель Кашмира Ходжа
 Гулам Мухаммад. Национальный культурный фронт руководит работой
 любительских коллективов Кашмира, ставит своей задачей возрождение нац.
 иск-ва, изучение и использование лучших традиций классич. наследия.
 Становлению совр. К. т. и д. способствовали также переводы пьес с разл.
 инд. яз., гл. обр. с хинди и урду. Переводные пьесы подготовили
 появление оригинальных произведений. В 40-50-е гг. кашмирский т-р
 обогатился новыми жанрами - оперой, муз. драмой. Значит, роль в развитии
 этих театр. форм сыграл драматург Дина-натх Надим. В своих произв. он
 широко использует классич. сказочные мотивы кашмирского фольклора.
 Большой популярностью пользуется его драма-сказка "Пчела и Нарцис",
 к-рая символизирует победу добра и мирного созидания над силами зла и
 разрушения. Глубоким гуманизмом проникнута пьеса-сказка "Гималаи" Рошана
 и Надима.
  Драматурги Кашмира пишут преимущественно одноактные пьесы, дающие
 возможность писателям быстро откликнуться на животрепещущие вопросы
 общественной и политич. жизни. Мел. Б.
  КАПГОАРЕК (Kasparek) - персонаж чешского т-ра кукол, главный комич.
 герой нар. кукольных представлений. До появления К. (ок. 1820) этот
 персонаж назывался Пимпрле (Петрушка). К. - добродушный жизнерадостный
 чеш. крестьянин, шутник и балагур. Образ К. пользуется в Чехословакии
 широкой популярностью. Политич. сатиры с участием К. имели большое
 значение в период борьбы чеш. народа с австр. владычеством. В годы 1-й
 мировой войны 1914-18 особой известностью пользовались политич.
 представления с участием К., ставившиеся И. Скупой в Кукольном т-ре
 Пльзеня. К. сохранился и в совр. чеш. т-рах кукол, особенно в спектаклях
 для детей.
  Лит.: Малик Я., Чехословацкий кукольный театр. Прага, 1948.
  КАШПБРЛЕ, Кашперль (Kasperle, Kasperl)- комический герой австрийских
 и немецких кукольных представлений. Образ К. появился в конце 18 в. в
 Австрии (Вена), затем в Германии. В различных местностях ему придавали
 особые характерные черты.
  Иногда К. был крестьянином, прибегающим, для того чтобы
 просуществовать, к наивным хитростям. В других случаях К.-пройдоха и
 плут, пробирающийся на высокие посты. Представления с участием К. порой
 поднимались до острого памфлета. К. действует в марионеточных и
 петрушечных представлениях. В 20 в. назв. "Кашперле театр" закрепилось
 за т-ром ручных кукол (т. н. петрушек).
  Лит.; M a g n i n Ch., Histoire des marionettes en Europe depuis
 l'antiquite jusqu'a nos jours, P., 1862.
  КАШПЕРОВ, Владимир Никитич [1826-26.VI (8.VII). 1894] - русский
 композитор, педагог. Занятия музыкой начал под рук. А. Гензельта. В 1856
 брал уроки контрапункта у 3. Дена в Берлине, где сбли-зилсяс Глинкой,
 дававшим уроки пения жене К. После смерти Глинки переехал в Италию.
 Здесь были пост. ею оперы: "Мария Тюдор" (1859, Милан и Ницца),
 "Риен-ци" (1863, Флоренция), "Консуэло" (1865, Венеция)" в к-рых он
 подражал итал. композиторам. В 1865 К. вернулся в Россию, преподавал
 пение в Моск. консерватории (профессор). В 1872 открыл свои курсы пения.
 Был одним из учредителей Об-ва драматид. писателей и композиторов, а с
 1874 - членом его комитета. Написал оперу "Гроза" на либр. А.
 Островского (по о. п. Островского; 1856, Большой т-р, Мариинский т-р),.
 музыку ко 2-й ред. пьесы А. Островского "Воевода" (1886, Малый т-р),
 оперу "Тарас Бульба" (1887, Большой т-р) и др.
  Лит.: [Некролог], "Русская муз. газ.", СПБ, 1894, ј 8;
  [Памяти В. Н. Кашперова], "Русское обозрение", М., 1894, август, с.
 823-31; Серов А., "Гроза". Опера в 4-х действиях. Музыка В. Н.
 Кашперова, газ. "Музыка и театр"" СПБ, 1867, ј 13; Киселёв В., А. Н.
 Островский и В. Н. Кашперов, в сб.: А. Н. Островский и русские
 композиторы, М.-Л., 1937.
  КАШТЕЛУ БРАНКУ (Castello Branco), Камилу (16.III.1826-6.VI. 1890) -
 португальский писатель и драматург. Автор драм: "Агостинью ди Сеута"
 (1847, 4 акта), "Маркиз ди Террас Новас" (1845). В 1852 К. Б. написал
 драму "Шипы и цветы". В 1858-60 был заключён в тюрьму, где написал
 драмы: "Четыре невинных часа", "Благословенные слезы" и "Чистилище и
 рай". К. Б. принадлежат также комедии ("Старший сын Фафи в Лисабоне" и
 др.).
  Лит.: Agostinho J., Camillo e a sua psychologia. Porto, 1926.
  КАШТРУ (Castro), Эужениу ди (4.III.1869-1944)- португальский поэт и
 драматург. Окончил филология. ф-т Лисабонского ун-та, в 1896 избран в
 португ. Академию. Основоположник символизма в Португалии, К. перенёс
 характерные для его поэтич. творчества пессимизм, презрение к совр.
 действительности, ари-стократич. нигилизм в свои драматич. поэмы (не
 предназначались для сцены). В поэме "Саграмор" (1895) К. рисует сомнения
 просвещённого монаха в религии, философии, знании, добродетели,
 милосердии. Разочарование в жизни, усталость, утверждение тщеты
 человеческих надежд - осн. мотивы драматич. поэм "Король Галаор" (1897)
 и "Кольцо Поликрата" (1907). В них появляются нотки христианского
 смирения и мистицизма, характерные для поэзии К. последних лет жизни. По
 поэме "Король Галаор" браз. композитором Ариугиу Виана написана опера.
 Др. поэма стала основой оперы Р. Коэлью.
  Соч.: Obras poeticas, t. 1-8, Lisboa, 1927-40. Лит.: Silva gaio M. da
 Eugenio de Castro, Lisboa, 1928. 3. П.
  "КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ" - опера н А Рим-ского-Корсакова, его же либр.
 Пост. 12 дек. 1902, Москва, Товарищество частной оперы (дирижёр
 Ипполитов-Иванов, худ. Малютин; Кащей Бессмертный - Ошустович, царевна
 Ненаглядная Краса - Забела-Врубель, Иван-королевич - Бочаров, Кащеевга -
 Петрова-Званцева, Буря-Оогатырь - Осипов). 27 марта 1905 пост. силами
 учащихся Петерб. консерватории в Драм. т-ре В. Ф. Комиссар/кевской
 (дирижёр Глазунов, закулисный хор под упр. автора; Кащсй
 Бессмертный-Гурович, царевна Ненаглядная Краса-Май-зелье, Иван-королевич
 - Павловский, Кащеевна - Лежен, Буря-богатырь - Павлов). В янв. 1917
 пост. в Большом т-ре (дирижёр Купер; Кащей Бессмертный - Пикок, царевна
 Ненаглядная Краса - Нежданова, Кащеевна - Обухова, Буря-богатырь -
 Осипов, Иван-королевич - Мигай).
  На сов. сцене пост. 30 янв. 1919, Петрогр. академич. т-р оперы и
 балета (дирижёр Хессин, режиссёры Ершов и Масловская, худ. Коровин),
 Оперная студия Ленингр. консерватории (1926), Моск. муз. т-р им.
 Станиславского и Немировича-Данченко (1943), Ленингр. Малый оперный т-р
 (1950, дирижёр Грикуров, реж. Соловьёв, оформление бригады художников
 Палеха под рук. Парилова; Кащей Бессмертный - Довенман, царевна
 Ненаглядная Краса - Ско-па-Родионова, Иван-королевич - Петров,
 Буря-богатырь- Сильвестров, Кащеевна - Лелива).
  Пост. за рубежом: Барселона (1924, на рус. яз.), Зальц-бург (1928, на
 рус. яз., в концертном исполнении Оперной студии Ленингр.
 консерватории).
  Издания: "К. Б., партитура и клавир, СПБ. Бессель, 1902; партитура и
 клавир, акад. изд., Полное собр. соч., т. 12 и 40, М.,Музгиз, 1954. Я.
 Гр.
  КАЮКОВ, Степан Яковлевич [20.VII(1.VIII). 1898-22.1.1960] - русский
 советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1949). Работал статистом в Саратовском
 т-ре (с 1914). В 1918-23 - актёр Саратовского т-ра. Затем играл в т-рах
 Архангельска, Киева, Ташкента, Москвы, Ленинграда. В 1943-46 играл в
 Моск. театре драмы, в 1946-52 - в труппе Малого т-ра; роли: Бессеменов
 ("Мещане"), Городничий; мичман Будков ("За тех, кто в море!" Лавренёва),
 Коста Варра ("Заговор обречённых" Вирты). В 1954-57 К. работал в Т-ре
 им. Моссовета; роли: Черноус ("Кто смеётся последним" Крапивы) и др.
 Исполнитель комедийных и характерно-бытовых ролей, К. создал образы,
 отмеченные сочностью, юмором. Снимался в кино. В. Мае.
  КАЮМОВ, Шариф (р. 25.1.1905) - узбекский советский актёр. Нар. арт.
 Узб. ССР (1952). С 1920, занимаясь в Ин-те просвещения, принимал участие
 в спектаклях художеств. самодеятельности. В 1923 вступил в труппу
 Бухарского т-ра. В 1924-27 учился в Моск. узб. театр. студии. По
 окончании студии работает актёром и режиссёром в Т-ре им. Хамзы
 (Ташкент). На сцене этого т-ра К. создал ряд комедийных, характерных и
 героич. образов: Фурманов ("Мятеж" Фурманова и Поливанова), Хлестаков;
 Горацио ("Гамлет", 1935), Рыбаков ("Кремлёвские куранты"), Мэрфи
 ("Русский вопрос"), Перчихин ("Мещане"), Кассио ("Отелло"), Робинзон
 ("Бесприданница"). Исполнение К. отличается мягкостью, лиризмом,
 обаянием, точностью внешнего рисунка. К. передаёт напряжённость мысли,
 душевную жизнь своих героев.
  В Т-ре им. Хамзы К. осуществил пост. спектаклей:
  "Женитьба" (1935); "Пробуждение" Сафарова (1939), "Олеко Дундич"
 Ржешевского и Каца (1942), "Овечий источник" (1942) и др.
  КВАЛИАШВЙЛИ, Михаил Григорьевич [р.28.XII. 1898
 (9.1.1899)]-грузинский советский режиссёр оперы. Засл. деят. иск-в Груз.
 ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Учился пению в Тифлисской
 консерватории (1919-24); работал в оперной студии консерватории
 (1925-26) под рук. режиссёров А. Ахметели и
  К. Марджанова. С 1926 - реж. Т-ра оперы и балета им. Палиашвили, в
 1935-41 работал в Большом т-ре.
  Пост. спектакли: "Абесалом и Этери" Палиашвили (пост. совм. с
 Р.Симоновым), "Травиата"-в Большом т-ре; "Абесалом и Этери" Палиашвили,
 "Иоланта", "Мазепа", "Пиковая дама", "Черевички" Чайковского, "Князь
 Игорь", "Дубров-ский","Севильский цирюльник"; "Крутнява" Сухоня (впервые
 в СССР), "Богема", "Кармен", "Лакмэ"; "Дон Паскуале" Доницетти, "Отелло"
 Верди и др.- в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили. Перевёл на рус. яз.
 либр. опер "Абесалом и Этери", "Латавра" и "Даиси" Палиашвили, "Северная
 невеста" Торадзе. //
  КВАНТАЛИАНИ, Акакий Лукич[р.1(14).ХП.1907]- грузинский советский
 актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1956). Род. в крестьянской семье. В 1925
 начал выступать в любит, спектаклях. В 1927 вступил в труппу проф. груз.
 Рабочего т-ра. Особенный успех имел в комедийных ролях. С 1928 К.- актёр
 Кутаисского т-ра (ныне Т-р К. А. Марджанишвили в Тбилиси). Творчество
 К.-яркого характерного актёра-отмечено сочным нар. юмором.
  Роли: Хахули ("Свадьба колхозника" Какабадзе), Альфред Дулитл
 ("Пигмалион" Шоу), Земляника ("Ревизор"), Грумио Укрощение строптивой"),
 Керубино ("Свадьба Фигаро"), Никифоре ("Стрекоза" Бараташвили),
 Небиеридзе ("Его звезда" Мосашвили, Гос. пр. СССР, 1952). К. часто
 выступает на эстраде с сатирич. обозрениями. Снимается в кино. Г.Ч.
  КВАПИЛ (Kvapil), Ярослав (р. 25.IX.1868, Ху-денице у
 Клатова,10.1.1950, Прага) - чешский писатель, журналист, драматург и
 режиссёр. Нар. арт. ЧССР (1940). Окончил философское отделение Карлова
 ун-та в Праге. В 1900-18 и 1929-режиссёр Нац. т-ра в Праге, с 1918-
 руководитель драм. труппы того же т-ра, в 1921-28 - худ. рук. Гор. т-ра
 на Виноградах.К.-автор пьес: "Сумрак" (1895), "Блуждающий огонёк"
 (1896), "Сказка о принцессе Одуванчике" (1899), "Облака" (1903),
 "Сирота" (1906), "Андерсен" (1914) и др. К. написал либретто для опер А.
 Дворжака, Фёрс-тера, Нершвера, Лоштака, переводил пьесы Ибсена и др. К.
 был инициатором гастролей МХТ в Праге (1906), встречался и беседовал со
 Станиславским и Немировичем-Данченко, способствовал проникновению в чеш.
 т-р художеств. принципов МХТ. После гастролей, МХТ в Праге К. пост. "Три
 сестры" на основе режиссёрского экземпляра этой пьесы, присланного ему
 Станиславским. На сцене Нац. т-ра в Праге К. ставил пьесы А. Ирасека
 (последний принимал участие в работе т-ра). К. привлёк К. Чапека к
 заведованию лит. частью Гос. т-ра на Виноградах. В истории чеш. т-ра К.
 был первым проф. режиссёром, утвердившим самостоятельное значение
 режиссуры. Дружба К. с Рейнхардтом и Станиславским способствовала
 утверждению в чеш. т-ре реалистич. нац. традиций, определила поиски
 новых средств сценич. выразительности. Среди пост. К.: "Фауст";
 "Валленштейн" Шиллера, "Гипподамия" Врхлицкого, "Войнарка", "Отец",
 "Фонарь", "Ян Гус" Ирасека, "Старая история" Зейера, "Отелло",
 "Цимбелин", "Сон в летнюю ночь", "Зимняя сказка", "Макбет", "Гамлет",
 "Юлий Цезарь" Шекспира и др.
  С о ч.: Souborne dilo, sv. 3, Divadlo, Praha, 1948; Souborne dilo,
 sv. 2, c. 1,0 cem vim, Praha, 1946. Л. Сол.
  КВАПЙЛОВА (Kvapilova), Гана (29.XI.1860- 10.1V.1907) - чешская
 актриса. Род. в семье ремесленника. В юности участвовала в любительских
 кружках. В 1886 поступила в труппу Э. Вояна, в том же году перешла в
 труппу антрепренёра П. Шванды. Первая роль К. в этой труппе - Дениза (о.
 п. Дюма). В 1887-88 К. сыграла роли: Фени ("Майорша" Шпа-жинского),
 Ребекки Вейс ("Росмерсхольм" Ибсена), Наташи ("Наш друг Неклюжев"
 Пальма), Норы. С самого начала своей творч. деятельности К. восставала
 против сценич. рутины, утверждала, что иск-во должно служить народу.
 Актриса яркой индивидуальности, К. обогатила нац. школу актёрского
 мастерства. С 1888 К.- актриса Нац. т-ра. Гл. темой её творчества
 становится активный протест против социального бесправия, мечта о
 свободе и лучшей жизни. К. утверждала на нац. сцене иск-во глубокого
 переживания. Творчество её способствовало развитию нац. драматургии; для
 К. писали пьесы Я. Врхлицкий и Ю. Зейер, А. Ирасек, Ф. Свобода и др.
 Большое значение для К. имело иск-во M XT, к-рый она считала т-ром
 будущего.
  К. исполняла самые разнообразные роли - от высокой трагедии до
 бытовой комедии: Офелия; Йемена {"Антигона" Софокла), Реттигова и
 Войнарка (о. п. Ирасека), Татьяна ("Мещане"), леди Макбет; Розалин-да
 ("Как вам это понравится"), Виола ("Двенадцатая ночь"), Мария Стюарт;
 Маргарита ("Фауст" Гёте), Маша ("Три сестры") и др.
  Соч.: Literarni pozustalosti, 3 vyd., Praha, 1946. Лит.- Horacek J.,
 Hana Kvapilova, Praha, 1911;
  Cerny F., Hana Kvapilova, Praha, 1960. JI. Сол.
  КВАРЕЛАШВЙЛИ, Михаил Давидович [р.18 (31).III.1906]-грузинский
 советский артист оперы (лирический тенор). Засл. арт. Груз. ССР (1941).
 Учился в студии Т-ра им. Руставели (Тбилиси), нек-рое время играл в этом
 т-ре. В 1932 окончил BOK. отделение Тбилисской консерватории по классу
 проф. О. А. Ба-хуташвили-Шульгиной и был принят в труппу Т-ра оперы и
 балета им. Палиашвили. Обладал красивым голосом, был одним из ведущих
 певцов груз. оперного т-ра 30-х и 40-х гг. С 1957 занимается педагогич.
 работой.
  Партии: Малхаз, Гурам ("Даиси", "Латавра" Палиашвили), Котэ ("Кето и
 Котэ" Долидзе), Закро, Лашкара ("Разбойник Како", "Лашкара"
 Андриашвили), Мусуэла, Лексо ("Бах-триони", "Ладо Кецховели" Киладзе),
 Нико ("Дареджан Коварная" Баланчивадзе), Киазо ("Мать и сын"
 Мачавариани), Алексеев ("Броненосец "Потёмкин"" Чишко), Лыков ("Царская

<< Пред.           стр. 371 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу