<< Пред. стр. 379 (из 913) След. >>
1950. "Доктор Айболит" Морозова (Тугелов), "Пиковая дама" (Васильев);"Анар" Власова и Фере (Козлов и Тугелов).
1951. "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева и Фере (Малявин,
Куттубаев, Васильев), "Русалка" (Брагинский).
1952. "Айдар и Айша" Аманбаева и Германова (Куттубаев, Васильев),
"Фауст" (Шахрай).
1953. "Алеко" Рахманинова (Ковтунов), "Чолпон" Раухвергера (Тугелов),
"Риголетто" Верди (Васильев), "Молодые сердца" Абдраева (Шахрай).
1954. "Под небом Италии" Юровского (Ковтунов), "Князь Игорь"
(Шахрай); "Аджал ордуна" Власова, Малдыбаева, Фере (Куттубаев,
Васильев), "Севильский цирюльник" (Шахрай).
1955. "Демон" (Васильев); "Эсмеральда" Глиэра, Василенко и Пуни
(Тугелов), "Проданная невеста" Сметаны (Шахрай), "Весна в Ала-Тоо"
Власова и Фере (Литвиненко и Тугелов).
1956. "Теремок" Польского (Васильев), "Лакме" Делиба (Васильев),
"Токтогул" Малдыбаева и Абдраева (Шахрай, Куттубаев и Васильев), "Паяцы"
(Шахрай), "Спящая красавица" (Литвиненко).
1957. "Черевички" Чайковского (Шахрай), "Анар" Власова и Фере
(Холфин), "Опричник" Чайковского (Шахрай), "Белый сокол" Ряузова
(Васильев).
1958. "Чолпон" Раухвергера (Тугелов), "Токтогул" Власова, Малдыбаева
и Фере (Куттубаев).
1959. "Мурат" Книппера (Шахрай), "Чио-Чио-сан" Пуччини (Киизбаева),
"Жизель" Адана (Мадемилова), "Айчурек" (Куттубаев).
1960. "Аида" (Шахрай, Васильев), "Куйручук" Молдо-басанова и Окунева
(Тугелов), "Холостяки" Аманбаева (Васильев), "Борис Годунов" (Шахрай);
"Проделки Майсары" Юдакова (Куттубаев).
1961. "Тропою грома" Кара-Караева (Мадемилова), "Большой вальс"
Штрауса (Мадемилова), "Джамиля" Раухвергера (Тихомиров и Куттубаев),
"Корсар" Делиба (Тугелов).
1962. "Ромео и Джульетта" Прокофьева (Тугелов), "Колючая роза"
Семеняки (Шахрай), "Лауренсия" (Мадемилова).
1963. "Сердце матери" Германова (Васильев). Лит.: Львов Н.,
Киргизский театр. М., 1953; Б р у д-н ы.й Д., Театральное искусство
Киргизии, М., 1959; Киргизский гос. ордена Ленина театр оперы и балета,
Фрунзе, 1958. Д. Бр., Н. Л.
КИР‚ЙКО, Виталий Дмитриевич (р. 23. XII. 1926)- украинский советский
композитор, педагог. В 1949 окончил Киевскую консерваторию по классу
композиции Л. Н. Ревуцкого, в 1952 - аспирантуру (рук. Ре-вуцкий). С
1949 преподаёт в той же консерватории. В 1958 в Львовском т-ре оперы и
балета была пост. первая опера К. "Лесная песня" (собств. либр. по
одноимённой поэме Леси Украинки). К.- автор балета "Тени забытых
предков" по повести Коцюбинского (1961, там же), музыки к драматическим
спектаклям. Музыка К. связана с укр. песней, отличается напевностью
мелодий. Более всего ему удаются ли-рич. произведения, исполненные
поэтич. светлого чувства.
Лит.: [Архимович Л.], Виталий Кирейко, М., 1958;
Ефремова Л., Опера молодого композитора, "Советская музыка", 1959, ј
8, с. 32-41.'
КИРИЛЛОВ, Григорий Павлович [р.7(20).VIII. 1900] - русский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1954). Окончил режиссёрские курсы (1921) и
Театр. техникум (1924) в Ростове-на-Дону. Сценич. деятельность начал в
1922 в Театр, мастерской там же [первая роль - Доблеман ("Волчьи души"
по Дж. Лондону)]. Был одним из организаторов ростовского 1-го
Передвижного рабочего т-ра (1924). В 1926-30 играл в Моск. т-ре
импровизации "Семперанте"; роли: Манухин ("Головоногий человек" по
Гладкову) и др. С 1931 - актёр Моск. т-ра Революции (ныне Т-р им.
Маяковского). Большое значение для творч. формирования К. имела его
работа с режиссёрами А. Д. Поповым, И. Ю. Шлепяновым, Н. П. Охлопковым.
Исполняя преим. роли отрицат. персонажей, никогда не повторяясь, К.
создал галерею сатирич.образов корыстолюбцев и авантюристов: Оскар
("Лисички" Хелман), Лосев ("Закон чести" Штейна, Гос. пр. СССР, 1949),
Бем ("Прага остаётся моей" Буряковского), король Клавдий ("Гамлет"),
Полу дин ("Персональное дело" Штейна). Новая сторона дарования артиста
проявилась в положит. ролях - б. капитан амер. армии Реджиналъд Дэвис
("Судьба Реджинальда Дэвиса" Кожевникова и Прута), поэт Нигул Хярм ("Два
лагеря" Якобсона), исполненных К. с большой теплотой. Среди ролей
К.Капулетти ("Ромео и Джульетта"), Лещ ("Последние"), Бернардэ
("Лестница славы" Скриба), Ландель ("Побег из ночи" бр. Тур). Снимается
в кино. Е. Фил.
КИРИЛЛОВ, Михаил Александрович (р.8.XI. 1900) - русский советский
актёр. Нар. арт. Туркм. ССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1941. С
1924 был актёром и режиссёром в театрах Томска, Про-копьевска (Кузбасс),
Омска, Новосибирска, Волгограда, Иркутска. С 1937 - в труппе Рус. театра
в Ашхабаде.
Роли: Полежаев ("Беспокойная старость"), Лир; Лука ("На дне"), Егор
Булычев; Чебутыкин ("Три сестры"), Аллан ("Семья Аллана" Мухтарова),
Забелин ("Кремлёвские куранты") и др. Д .
КИРИЛЛОВ, Пётр Семёнович (10.VII.1910-24.XI. 1955) - мордовский
советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил
Мордов. педагогич. техникум (1929), Моск. редакционно-изда-тельский ин-т
(1934), сценарное отделение ин-та кинематографии в Москве (1938). Проф.
лит. деятельность начал в 1926. Широкое признание получила историч.
драма К. "Литова" - об участии мордвы в крестьянской войне под рук.
Степана Разина - пост. на сцене проф. морд. т-ра (1939). К. принадлежат
также пьесы: "Два брата" (1941), "Наша слава" (1947), "Свет над дальним
углом" (1951) и др. В репертуар мн.т-ров СССР вошла историч. драма К.
"Учительница" (1955), посв. революции 1905-07 в России. Выступал также
как киносценарист.
Соч.: Литова, Саранск, 1940; Свет над дальним углом, Саранск, 1950;
Учительница, Саранск, 1953; в рус. пер.-Избранное, М., 1955 и 1958;
Учительница, М., 1956.
Лит.: Фетисов М., Творчество Кириллова, "Литературная Мордовия",
1954, JMfi 7; Бассаргин Б., Путь писателя. О жизни и творчестве Петра
Кириллова, Саранск, 1958. р ' Б. Б.
КИРИЛЛОВА, Эсфирь Самойловна [р.18(31).V. 1903] - русская советская
актриса. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1924, по окончании Театр, техникума
в Ростове-на-Дону, поступила в 1-й Передвижной рабочий т-р. Была
актрисой Моск. т-ра импровизации "Семперанте" (1927-33), Моск. драм.
т-ра под рук. Смышляева (1933-36; Лена - "Шестеро любимых" Арбузова,
Мавра Тарасовна - "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского). В
1936 вступила в театр-студию под рук. Н. П. Хмелёва (первая роль
Мигачёва - "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского). С 1937 -
актриса Моск. т-ра им. Ермоловой. Среди ролей К. в этом т-ре - Лиза
Протасова ("Дети солнца"), пастушка Одри ("Как вам это понравится"
Шекспира), Незабудкина ("Бедная невеста" Островского), Мария Львовна
("Дачники"). Образы, созданные К., отмечены остротой сценич. рисунка,
яркой выразит, формой, большой теплотой. Осн. место в репертуаре актрисы
занимают роли сов. женщин: Юлия Дмитриевна ("Спутники" Пановой), Варвара
Огарнова ("Счастье" Павленко и Радзин-ского) и др. В пьесах зарубежных
драматургов К. сыграла - Кей ("Время и семья Конвей" Пристли), Чжэн Сю
("Судьба поэта" Го Мо-жо), Роза ("Суббота, воскресенье, понедельник" Д е
Филип-по) и др. Е. Фил.
КИРИЦ‚СКУ (Kiritescu), Александр (28. III. 1888-11.IV.1961)румынский
драматург, критик, театральный деятель. Окончил Бухарестский ун-т,
факультет права, литературы и истории. Первая пьеса К."Побеждённые"
(1910). Писал преим. сатирич. комедии. Наиболее значит, пьесы этого
жанра входят в "буржуазную трилогию": "Марчел и Марчел, или Анишоара и
соблазн" (1923), "Флорен-тина" (1925), "Сплетницы" (1932, 1-й вариант
под назв. "Осиное гнездо", 1929). Во время 2-й мировой войны К. написал
пьесу "Диктатор" (1943-44) - памфлет на фашистский режим Антонеску. В
1923 впервые выступил как театр. критик в журн. "Рампа". Вёл театр.
отделы в журналах "Борьба" (1925-27),"Газета" (1934-38) и др. К. боролся
за создание нац. репертуара, против безыдейных, бульварных пьес,
стремился к развитию реалистич. традиций рум. т-ра. После освобождения
Румынии от нем.-фашистской оккупации К. написал историч. трагедии:
"Свадьба в Перудже" и "Микеланджело" (обе в сезон 1947-48), к-рые вместе
с трагедией "Борджиа" (1937) составляют "трилогию Возрождения", историч.
трагедию "Руксан-да и Томотей" (изд. 1957). К.также автор одноактных
пьес.
Соч.: Gaitele. Comedie in 3 acte, Buc., 1953; Teatru Вис., [1956];
Ruxanda si Timotei. Poem dramatic, [Buc.J [1957]. Д. Ш\
КИРКОВ, Васил (1870-1931) - болгарский актёр. Участвовал в
любительских спектаклях в Карлово и Пловдиве. В 1888 сыграл в софийском
т-ре "Основа" одну из своих первых ролей - Ангел ("Руска" Вазова). В
1890 - актёр Столичной драм. труппы. С 1892 работал в театре "Слеза и
смех" (впоследствии - Нар. театр). К.- один из выдающихся представителей
роман-тич. направления в болг. театре. Обладал благодарной сценич.
внешностью (стройной, изящной фигурой, красивым одухотворённым лицом),
большой музыкальностью. Его редкой красоты голос поражал богатством
интонаций. В первый период своей работы в театре К. играл роли молодых
героев - его лучшими работами были Фердинанд, Карл Моор; трагич. судьбу
болг. молодёжи К. выразил в образе Желю ("Вампир" Страшимирова). Он
окрашивает исполнение этих ролей героич. романтикой, выражая протест
против тирании и несправедливости. С острой характерностью сыграл
Хлестакова и Кречинского. В последующие годы играл роли Васьки Пепла
("На дне"), Астрова; Христофорова ("У подножья Витоши" Яворова).
Остротой обличения, глубоким трагизмом были исполнены сценич. образы
Гамлета; Нехлюдова ("Воскресение" по Л. Толстому), князя Мышкина
("Идиот" по Достоевскому), маркиза Позы ("Дон Кар-лос") и др. С большим
успехом играл роль Нила ("Мещане"), актёру удалось добиться историч.
конкретности образа. В годы фашизма болг. власти преследовали К. за
прогрессивную направленность его иск-ва, в 1926 он был уволен из т-ра,
находился в тяжелом материальном положении. Передовая общественность
страны упорно, но безрезультатно боролась за возвращение К. в Нар. т-р.
Похороны К. превратились во всенародную демонстрацию. В надгробной речи
К. Сарафов назвал К. "первым артистом".
Лит.: Пенев П.,Васил Кирков, София, [1953]; Д и м и т-ров Г., За
литературата, изкуството и науката, [София, 1949]; КаракостовС., Васил
Кирков, "Годишник на ВИТИЗ", 1958, т. 2, JMe 2.
КИРКУЛ‚СКУ (Chirculescu), Николае (р. 1903) - румынский композитор.
Засл. арт. РНР (1962). Муз. образование получил в Бухарестской
консерватории. В начале творч. пути писал в жанре лёгкой музыки, преим.
джаза. После 1944 обратился к традициям нар. муз. иск-ва. К. внёс
значит, вклад в развитие нац. совр. оперетты. Популярна его оперетта
"Свадьбы краше не бывало" о жизни совр. рум. деревни - крестьянских
юношах и девушках (1951, Бухарестский т-р оперетты), пост. во мн. т-рах
РНР. Музыка оперетты, построенная на нар. песенной основе, мелодична,
темпераментна. Гос. пр. (1952).
Лит.: Мартынов И., Музыка нового мира, М., 1955. Д. Перс.
КИРМАПЮВЫЙ ТЕАТР - вид народного белорусского театра. Так назывались
представления, дававшиеся в Белоруссии в дореволюц. годы на кирма-шах
(ежегодных праздниках в сел. местностях, сопровождавшихся ярмарками).
Близок русскому балагану. Представления разыгрывались на спец. помостах
на ярмарочных площадях, состояли из акробатич. номеров, показа
дрессированных медведей, плясок, небольших сцен-интермедий, часто
заимствованных из репертуара батлейки, школьного театра и нар. драмы.
Исполнителями были скоморохи, бродячие актёры. В. Д.
КИРОВ, Гено (1866-1944) - болгарский актёр. Был народным учителем.
Играл в любительских спектаклях. В 1895-99 получил по конкурсу стипендию
и был послан в Москву, где учился в Моск. театр. уч-ще (класс А. П.
Ленского). В 1899 возвратился в Софию, где дебютировал в т-ре "Слеза и
смех" в ролях Ивана Грозного ("Василиса Мелентьева" А. Н. Островского) и
Расплюева ("Свадьба Кречинского"). Роль Расплюева стала одной из лучших
работ К. на протяжении всего его творчества. Для актёра было характерно
воплощение темы судьбы и страданий "маленького человека". К. перенёс на
болг. сцену реалистич. традиции рус. актёрской школы. Его игра
отличалась тёплой задушевностью, человечностью, тонкой
наблюдательностью, мастерством перевоплощения. К. был одним из лучших
болг. комедийных актёров. Мастерски передавал особенность нар. речи
обладал ярким юмором.
Роли: Перчихин ("Мещане"), Чебутыкин ("Три сестры"), Аким ("Власть
тьмы"), старик Яников ("Гибель Содома" Зу-дермана), Досужев ("Доходное
место"), Оргон ("Тартюф"), Страйджи ("Изгнанники" Вазова), Чорбаджии
Петко ("Первые" Тодорова). Выступал на эстраде как чтец.
Лит.: Попов Ив., Миналото на българския театър. Спомени и документы,
т. 1-2, София, 1939-42.
Ст. Я., Вас. М.
КИРОВ, Стефан (1883-30.IX.1941) - болгарский актёр, режиссёр и
театральный деятель. Учился в России в школе Художеств, т-ра. В 1909
вернулся в Болгарию и до 1925 работал в Нар. т-ре в Софии. К.- яркий
характерный актёр, сыграл ряд ролей в пост. классич. драматургии:
Конторфе ("Борислав" Вазова), Люченцио ("Укрощение строптивой"), Лоренцо
("Венецианский купец"), Васька Пепел ("На дне"), Юсов ("Доходное
место"), Кулигин ("Гроза"), Ферапонт ("Три сестры") и др. Выступал и как
режиссёр, пост.:
"Светит, да не греет" Островского, "Дети Ванюшина" Найдёнова,
"Самодива" ("Лесная фея") Тодорова и др. В своей актёрской и
режиссёрской деятельности К. являлся последователем реалистических
традиций рус. театр. культуры; особенное влияние оказало на него
творчество мастеров Художеств, т-ра. Как театральный и общественный
деятель К. следовал демократич. принципам. Был основателем,
руководителем и режиссёром ряда т-ров Болгарии, а также одним из
основателей "Союза артистов",инициатором создания пенсионного фонда для
актёров, организатором Дома искусств. В. Мал.
КИРОВАБАДСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Д Ж. ДЖАБАРЛЫ (Азербайджанский
государственный драматический театр). Создан на базе Бакинского рабочего
т-ра, переведённого в 1932 в Кировабад. К. т. унаследовал черты,
отличавшие творчество Бакинского рабочего т-ра,- стремление к передовому
революц. репертуару, преодолению устаревших традиций в сценич. иск-ве. В
труппу т-ра вошли деятели бакинских т-ров, в т. ч. старейшие мастера
нац. сцены: А. Сейфи, А. Салахлы, И. Талыблы, Махфура и др. Среди первых
пост. т-ра: "Овод" по Войнич, "Декабристы" Лернера, "Воздушный пирог"
Ромашова. В 1935-40 на сцене т-ра были пост. "Се-виль", "Яшар", "Алмас",
"В 1905 году", "Невеста огня" Джабарлы; "Вагиф", "Ханлар" Вургуна,
"Хаят", "Мадрид" Ибрагимова, "Той" Рахмана, "Платон Кречет", "Любовь
Яровая"; "Чужой ребёнок" Шкварки-яа и др.
В годы Отечеств, войны пост.: "Вэфа" Расула Рзы, "Махаббат"
Ибрагимова, "Бахар" и "Аслан Ятагы" Тахмасиба, "Качах Наби" Рустама,
"Катыр Мамед" Халила и др. В К. т. работали режиссёры Р. Тахмасиб, М.
Мамедов, актриса Б. Шекинская и др. В труппе т-ра (1963): нар. арт.
Азерб. ССР - И. Талыблы, Э. Юсуфзаде, Р. Вейседова, М. Бурчалиев; засл.
арт. Азерб. ССР - С. Гасанзаде, Р. Тагиева, М. Щейхза-манов; режиссёры -
засл. деят. иск-в Г. Агаев, Г. Султанов и др.
Лит.: Искусство Азербайджана, [т.] III, Баку, 1950;
Эфендиев М. С., Что должен знать бакинский рабочий о своём Тюркском
Рабочем театре, Баку, 1931;НазаровИ., За высокую идейность театрального
искусства, Баку, 1957 (на азерб. яз.); Багиров Багир, Кировабадский гос.
драм. театр им. Дж. Джабарлы (на азерб. яз.), изд. на правах рукописи
Азерб. Об-ва пораспро стран ению политич. и научных знаний, Баку, 1960.
К, Кае
КИРОВСКИЙ ТЕАТР (Кировский облает ной драматический театр имени С. М.
Кирова) - русский советский театр. Работает в г. Кирове (ранее - Вятка).
Первые спектакли в Вятке относятся к 1877 (играли любители, иногда
привлекались проф. актёры). В годы революции 1905-07 были пост. "Дети
солнца" и "Враги". В Вятке гастролировали труппа П. М. Медведева, В. И.
Касторский, Е. В. Гельцер, В. Н. Давыдов. В период гражд. войны на
площади города было орга- низовано массовое нар. представление "Царь
Эдип". В 30-е гг. здесь сложился постоянный коллектив. В 1939 т-р
получил новое здание и ему было присвоено имя С. М. Кирова. В т-ре
работали режиссёры
К. Ф. Степанов-Колосов, Л. С. Самборская, И. С. Ефремов и др. В
труппе т-ра (1963): нар. арт. РСФСР Ф. А. Дембицкая, засл. арт. РСФСР Д.
А. Дроссй, К. А. Моисеенко, Л. В. Самсонова, М. Ф. Януш; засл. арт.
Груз. ССР В. П. Бурлаков, засл. арт. Казах. ССР Н. Л. Козлов, засл. арт.
Удм. АССР К. Т. Котова, В. П. Оскаленко и др.; гл. режиссёр - засл.
деят. иск-в Удм. АССР И. Л. Фельдман.
Спектакли: Любовь Яровая" (1929); "Год 19-й" Прута (1939, в роли
Кирова - Колобаев), Оптимистическая трагедия" (1939, Комиссар -
Самборская), "Человек с ружьём" (1938), "Кремлёвские куранты" (1940,
Ленин - Колобаев; 1957, Ленин-Н. А. Козлов), "Нашествие" (1943);
"Крепость на Волге" Кремлёва (1950, Киров - Годлевский), "Ромео и
Джульетта" (1952), "Дорогой бессмертия" (инсценировка по Фучику, 1953);
"Персональное дело" Штейна (1955), "Третья патетическая" (1958, Ленин -
Козлов); "Барабанщица" Салынского (1959), "Иркутская история" Арбузова
(1960), "Океан" Штейна (1961). Работая с местными драматургами, К. т.
пост.: "Герцен в Вятке" Шишкина (1949), "Двадцать свадеб в один год"
Петухова (1959).
Лит.: [Заболотский В.], 75 лет Кировского областного драматического
театра им. С. М. Кирова, Киров, 1952. А. Ив.
КИРСАНОВ, Пётр Михайлович [р. 21.У1(4.УП). 1902] - русский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1958). В 1917-19 учился в драм. школе г. Пензы.
Одновременно (с 1917) выступал на сцене т-ра при Пензенском нар. доме,
на основе к-рого впоследствии был создан Пензенский драм. т-р им.
Луначарского. С пензенской сценой связана почти вся творч. жизнь К.,
работавшего здесь в 1917-27, 1929-34 и с 1944 (до наст. времени) (в
1934-44 играл в т-рах Ашхабада, Оренбурга, Армавира).
Роли: Шмага, Лука; Расплюев ("Свадьба Кречинского"),
Иван-Крепостной("ДмитриЙ Калинин" Белинского), Несчастливцев,
Счастливцев; Тристан (Собака на сене" Лопе де Ве-га), Окаёмов
("Машенька") и др.
КИРЧЕВ, Атанас (27.VII.1879- 5. XI. 1912)- болгар-ский актёр. Творч.
деятельность начал в любительском т-ре г. Варны. В 1898 переехал в
Петербург, где учился на драм. курсах по классу В. Н. Давыдова. По
возвращении в Болгарию дебютировал в 1901 в роли Фердинанда. К. проявил
себя как героико-роман-тич. актёр. В период работы в передвижном
"Свободном театре" играл: Рогожина ("Идиот" по Достоевскому), Яго,
Астрова, Кречинского; Ивана Грозного ("Смерть Иоанна Грозного" А. К.
Толстого), Антония ("Юлий Цезарь" Шекспира) и др. Роли К. в болгарской
драматургии: Огнянов ("Под игом") и Борислав (о. п.) Вазова, Дайреджиев
("Враги" Страшимирова) и др. Играл Несчастливцева; в этой роли актёр с
гражданским нафосом обличал мир лжи и лицемерия. Тонкостью и глубиной
реалистич. трактовки отличалось исполнение К. характерных ролей -Хлопов
("Ревизор"), Тетерев ("Мещане") и др. В. Мал.
КИРЧЕВА, Ольга (р.23. V. 1903)-болгарская актриса. Нар. арт. НРБ
(1963). Дочь Е. Снежиной и А. Кирчева. Училась актёрскому иск-ву в Вене.
Окончила школу под рук. Н. О. Массалитинова при Нар. т-ре в Софии,
работала в том же т-ре. Яркая, бытовая характерная актриса. Димитровская
премия (1950).
Роли: Алико ("У подножья Витоши" Яворова), Мария и Елизавета ("Мария