<< Пред. стр. 386 (из 913) След. >>
Kunstauffassung, [4. Aufl.], B., 1952 DDR). Г. Гур.КЛИНТ, Анта Яновна [наст. фам. и имя - А м т-ман Анна, р. 19.
IX(l.X). 1893 ]- латышская советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР
(1950). С 1912 - актриса Либавского (Лиепайского) латыш. т-ра. В 1916-18
работала в Петрогр. латышском т-ре, в 1919 в Рабочем т-ре Сов. Латвии
(ныне Т-р драмы Латв. ССР, Рига). В 1921-24 была актрисой латв.
Художеств, т-ра, с 1924 снова в латв. Т-ре драмы. В ранний период своего
творчества К. играла в комедиях, сказках, выступала в опереттах,
исполняла также драматические роли. В 20-30-х гг. играла Елену
("Женитьба Белугина"), Туанетту ("Мнимый больной"), Дорину ("Тартюф"),
Офелию.
Роли в сов. т-ре: Пиндачиха (Дни портных в Силмачах" Блаумана, 1955),
Домна Пантелеевна ("Таланты и поклонники", 1948), Ara Щука ("Калиновая
роща" Корнейчука, 1950), Раневская ("Вишнёвый сад", 1953), Лнба ("Земля
зелёная" Упита, Гос. пр. СССР, 1951).
Творчество К. отмечено высокой сценич. культурой, тонким чувством
меры, светлым юмором, яркой выразительностью. Снимается в кино. К. К.
КЛЙНЧИН, Александр Павлович (р. 29.X.1917) - русский советский
театровед. В 1940 окончил лит. ф-т (театроведч. отд.) ИФЛИ. Печатается с
1939. Большинство статей и книг К. посв. Малому т-ру, а также истории
рус. провинц. т-ра. С 1961 - науч. Сотрудник Ин-та истории иск-в.
Соч.: Яков Емельянович Шушерин, М.-Л., 1947;
Николай Хрисанфович Рыбаков, М., 1952; Великий русский артист М. С.
Щепкин, М., 1954; Л. I. Млотковська. Нарис про життя i творч1сть,
Ки1'в,1958; Елена Митрофановна Шатрова, М., 1958 (совм. с С. Н.
Дурылиным); Народный.театр на Политехнической выставке в Москве, в сб.:
Театральное наследство, М., 1956, с. 347-74; В. Н. Пашенная в роли Вассы
Железновой, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953- 1954, M., 1956, с.
324-50; Неосуществлённые замыслы Остужева, там же, с. 547-88 (совм. с Л.
Ходорковской);
А. А. Остужев - актёр Шекспира, там же, с. 313-63 (совм. с Л.
Ходорковской); Павел Степанович Мочалов, М., 1953 (сост. сб. и авторы
вступит, статей к разделам и коммент. - Ю. Дмитриев и А. Клинчин); Путь
режиссёра. А. И. Канин. 1877-1953, M., 1962 (совм. с Л. Ходорковской);
Михаил Семёнович Щепкин, М., 1958; Щепкин и провинция, "Театр", 1963, ј
8. С. Г.
КЛЙЦПЕРА (Klicpera), Вацлав Климент (23. XI.' 1792-15.
IX.1859)-чешский драматург. Один из создателей чешского национального
театра. Будучи студентом (1813-1819), писал пьесы для любительских
театральных коллективов. В 1819-46 преподавал в гимназии в
Градец-Кра-лове. В эти годы, собрав молодых патриотов, стремившихся
возродить чеш. нац. культуру, К. организовывал любительские
драматические кружки. Ученики К.: В. Галек, Я. Неруда, И. К. Тыл, Ф.
Шкроуп и др. деятели чеш. нац. т-ра. С 1846 жил в Праге. В 1853 за
несогласие с политикой правящих кругов был уволен с поста директора
гимназии.
К. написал св. 60 пьес разл. жанров. Среди них комедии на совр. темы:
"Белоуши" (1816), "Адриан из Ржимса" (1817), "Роговин Четвероногий"
(1821), "Комедия на мосту" (1826), "Каждому по заслугам" (1829); драмы
на историч. и совр. темы: "Вожена" (1819), "Валдек" (1822), "Элишка
Пршемыс-ловна" (1857), "Собеслав" (1858); сказки: "Бланик" (1813),
"Чешская Мелузина" (1850) и др.
Произв. К. (особенно комедии) отличались нар. юмором, яркостью
реалистич. характеров, выражали патриотич. идеи. Его драматургия имела
большое воспитат. значение в период становления чеш. нац. культуры.
Ясность, простота и доходчивость пьес К. делали их популярными у
широкого зрителя. Крупнейшие чеш. актёры включали в свой репертуар пьесы
К. В совр. чеш. т-ре ставятся чаще всего комедии К.: "Злой олень" (1959,
Т-р им. Неймана), "Мун и его род" (1960, Т-р Комедии), "Битва женщин"
(1961, Нац. т-р).
Соч.: Ctyri aktovky..., Praha, 1960.
Лит.: Subert Fr., Klicpera dramatik, Praha, 1898;
J u s t l V., Vaclav Kliment Klicpera, Praha, 1960. Д. Сол.
КЛЙШНИК - разновидность цирковой акробатики. Номер К. основан на
демонстрации гибкости тела, эластичности позвоночника, позволяющей
делать всевозможные позы с глубоким сгибанием вперёд ("передняя
складка"). Разновидность этого номера - "каучук" - отличается от К. тем,
что все сгибания проделываются акробатом не вперёд, как у К., а назад
("мостик" или "боген"). К. обычно исполняют мужчины, "каучук"- женщины.
К. - один из наиболее древних видов акробатики. В совр. виде получил
своё назв. по фамилии англ. акробата Э. Клишника, исполнявшего в 1838
номер "орангутанг". В сов. цирке этот вид акробатики почти не
исполняется. К. исполняли-- Н. Афонин, бр. Освальд, бр. Крихелли, труппа
Никитас, "каучук" исполняют Н. Пчельникова, Е. Страшная, В. Дёмина, Н.
Ба-цевич С. Морус. 3. Г.
КЛОВА, Витаутас Юлионо (р. 31.1.1926) - литовский советский
композитор. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1959). В 1951 окончил
консерваторию в Вильнюсе по кл. проф. А. Рачюнаса. Автор опер "Пиле-най"
("Пиленайский замок", 1956, Литов. т-р оперы и балета, Респ. пр., 1957)
о героич. борьбе литовского народа против тевтонских рыцарей в 14 в.,
"Вай-ва" по мотивам литов. нар. сказки (1958, там же), "Дочь" о борьбе
литов. народа в годы Великой Отечеств. войны (1960, там же, Респ. пр.,
1960), музыки к спектаклям, камерно-инструмент., вокальных и др. соч.
Сценич. произв. К., так же как и всё его творчество, пронизаны
интонациями литов. нар. песен.
Лит.: Гаудримас Ю. К., Музыкальная культура Советской Литвы, Л.,
1961. Ю. Г.
КЛОДЕЛЬ (Claudel), Поль (6.VIII.1868-23.11.' 1955) - французский
писатель, драматург. Чл. Франц. академии (с 1946). С 1882 учился в
Париже, окончил юридич. ф-т и Школу политич. наук. В 1890 начал лит. и
одновременно дипломатич. деятельность (был послом, консулом во мн.
странах). Первые пьесы К.- "Золотая голова" (1890), "Город" (1890-97,
Нац. Нар. т-р-1955) и др. созданы под влиянием символизма, в них
проявились религ. мотивы. В каждой последующей пьесе-"Отдых седьмого
дня" (1896), "Обмен" (1900, т-р "Вьё коломбье"-1914) -
рели-гиозно-мистич. направленность усиливается и окончательно
утверждается в пьесах: "Полуденный раздел" (1905, "Т-р Мариньи" - 1948),
"Залог" (1914, т-р "Эвр"), "Чёрствый хлеб" (1914, т-р "Ателье" - 1949),
"Оскорблённый отец" (1916, "Т-р Елисейских полей" -1946) и др.
Наибольшую известность получила пьеса К.- "Благовещение" (1892,
переделка собств. пьесы "Юная дева Виолена") - стилизация в духе
ср.-век. миракля. Герои пьесы полны наив-яой и восторженной веры. К.
осуждает бунтарство, требует от людей безропотной жертвенности, насыщает
пьесу мистикой, изображает религиозные чудеса, прославляет красоту,
величие страдания. Чтобы передать изощрённость психологии своих героев,
он искал слова-символы, воздействующие на зрителя ритмом, звучанием.
"Благовещение" пост. реж. О. М. Люнье-По в театре "Эвр" (1912). Идейная
направленность драматургии К., отрицающей борьбу против насилия, глубоко
реакционна. Буржуазная критика объявила К. глубоким мыслителем, "великим
католическим писателем". В 40-х гг. известность получила пьеса "Атласная
туфелька" (1943, "Комеди Франсез"), утверждавшая необходимость отказа от
личного счастья во имя высших велений совести. Во Франции пьесы К.
ставили крупные режиссёры (О. М. Люнье-По, Ж. ????, Ж. Л. Барро, Ж.
Вилар и др.). На рус. сцене были пост. "Обмен" и "Благовещение" (1918,
1920;
Камерный т-р, Москва). Пьесы К. послужили основой опер "Христофор
Колумб" Мийо (1930, Гос. опера, Берлин), "Жанна дАрк на костре" Онеггера
(1938,
Базель). К..- автор многих статей о театре, переводчик трагедий
Эсхила ("Агамемнон", пост. 1927" Париж; "Хоэфоры" и "Эвмениды", пост.
1935 и 1949, Брюссель).
Соч.: Theatre, ?. 1-3, Р., 1910-11; Mes idees sur la maniere generale
de jouer mes drames, "L'oeuvre", P., 1912" bull. ј 9, с. 162-65; Le
drame et la musique, "Revue de Paris", P., 1930, annee 37, ј 9, с.
23-35.
Лит.: А. В. Луначарский о театре и драматургии. Нзбр. статьи, т. 2,
М., 1958; Truc G., Paul Claudel, P., [1945];
Saint e-M arie-Perrin Е., Introduction a l'oeuvre de Paul Claudel,
P., 1926; TonquedecJ. de. L'oeuvre de Paul Claudel, P., 1917; G r os с
he R., Paul Claudel, Hellerau, 1930; M a d a u 1 e J., Le genie de Paul
Claudel, P., [19331; Barjon L., Paul Claudel, P.-Brux. [1953]. Е.Ф.
КЛОНИС (??????), Клеовулос (р. 1907) - греческий театральный
художник. Окончил филологпч. ф-т Афинского уя-та. Впервые выступил в
т-ре, оформив спектакль "Михаэль Крамер" Гауптмана в т-ре М. Кунелакиса.
Затем работал в т-ре "Свободная сцена" (1929) и др. труппах. С 1932 -
гл. художник Нац. т-ра (Афины), где оформлял пост. пьес древ-негреч.
классиков, Шекспира, Мольера, Гольдони, Шиллера, Гоголя, Толстого,
Чехова, новогреч. драматургов (Матесис, Ксенопулос, Хорн и др.) и совр.
зап.-европ. авторов. На раннем этапе творчества К. стремился к точному
воссозданию быта разл. исторнч, эпох, с конца 40-х гг. художник
обратился к более условной манере оформления, его работы отличаются
монументальностью и вместе с тем скупостью выразит, средств, строгостью
линий. Д. С.
"КЛОП" - феерическая комедия в 9 картинах В. В. Маяковского. Соч.
1928. Пост. 13 февр. 1929 в Т-ре им. Мейерхольда в Москве (реж.
Мейерхольд, худ. Кукры-никсы, Родченко, комп. Шостакович; Присыпкин -
Ильинский, Боголюбов, Штраух, Зоя Берёзкина - Суханова, Эльзевира -
Ремизова, Розалия Павловна - Серебрянникова, Олег Баян - Темерин,
репортёр - Зайчиков); филиал Ленингр. Большого драм. т-ра (1929, реж.
Люце); Сибирский т-р сатиры (1929); Астраханский т-р (1930); Моск. т-р
Сатиры (1955, реж. Плучек, Юткевич, худ. Канищев,. Райхель, Юткевич;
Присыпкин - Лепко, Зоя Берёзкина - Архипова, Эльзевира - Степанова,
Розалия Павловна - Милютина, Олег Баян - Менглет). "К." ставили: Т-р им.
Маяковского (1956, реж. Власов, худ. Кулешов; Присыпкин - Толмазов, Зоя
Берёзкина - В. Орлова, Эльзевира- Пугачёва, Олег Баян - Любимов),
Ташкентский рус. т-р, Балахнинский и Серовский т-ры, Челябинский т-р
(все в 1956), Станиславский укр. т-р (1957), Бийский т-р (1958), Омский,
Самаркандский т-ры (оба в 1959), Благовещенский т-р (1960),
Усть-Каменогорский т-р (1961), Вильнюсский т-р, Пермский т-р кукол,
Белорусский ТЮЗ, Алма-Атинский ТЮЗ, Кемеровский, Норильский т-ры (все в
1962), Т-р им. Кингисеппа (1963). Радиопостановки: Ленинград (реж.
Гарин; Присыпкин - Тенин, Олег Баян - Гарин, Зоя Берёзкина - Зарубина),
Минск и др. На сюжет К. (под. тем же названием) написаны муз. комедии Г.
Юдина (1957, Пятигорский т-р муз. комедии), балет Ф. Отказова и Г.
Фиртиг (1962, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова), муз. комедия Э.
Лазарева (1903, Новосибирский т-р оперы и балета).
За рубежом "К." ставили: Т-р драматургов, Нью-Йорк (1931), ?-t) им.
Жеромского, Кельце (1956), т-р "Д-34", Прага (1956, реж. Буриан),
Тимишоарский т-р, Румыния (1957),. Т-р Сатиры, София (1959), т-р
"Ателье", Париж (1959, реж. Барсак). т-р "Комедии", Будапешт (1960),
Студенческая группа Чикагского ун-та (1961), т-р "Ка Фоскари", Венеция,
Мармейд т-р, Лондон, Нар. сцена, Дания; Т-р Тыла, Плзень (все в 1961),
кабаре "Вечернее Брно", Чехословакия, т-р "Эссен", ФРГ, Т-р Будевской,
Бургас (все в 1962) и др.
Издания: Первая публикация "К.", M.-Л., 1929, Из последующих изд. :
Маяковский В. у Собр. соч., т. 8, М., 1931; Соч., 1941 ; Полн. собр.
соч., т. 11, М., 1958.
Лит.: Маяковский В. В., Театр и кино, т. 2, М., 1954, с. 483-95; его
же, Полн. собр. соч., т. 11, M. y 1958, с. 535-660; т. 12, М., 1959, с.
185-90; Спектакли этих лет. 1953-1956 гг. Сб. ст., М., 1957, с. 124-42
(ст. Н. Ка-литина); Плучек В., На сцене - Маяковский, М. 1962, с.
85-124. А. Шн.
КЛОПШТОК (Klopstock), Фридрих Готлиб (2.VII. 1724-14. III. 1803) -
немецкий поэт и драматург. Выходец из бюргерской среды. В 1745-46 изучал
теологию в Иене и в Лейпциге. Лит. деятельность начал в 1748 как поэт.
Один из основоположников нем. нац. лит-ры 18 в., К. написал цикл драм на
библейские сюжеты: "Смерть Адама" (1757),"Соломон" (1764), "Давид"
(1772), в к-рых, как и в его стихотвор ном религиозном эпосе "Мессиада"
(1748-73, 20 песен), выражена идея о тщетности борьбы человека против
бога, о бренности человеческой жизни и ограниченности человеческого
знания. Его пьесы, являющиеся образцами литературных драм, не ставились.
В 70 - 80-е гг. К. создал второй драматич. цикл - "бардиты", в к-рый
вошли "Битва Германа" (1769), "Герман и князья" (1784), "Смерть Германа"
(1787). Это - патриотич. трилогия о героич. подвигах вождя племени
херусков, прославляющая древних германцев. Современники остро
воспринимали патриотич. пафос поэзии и драматургии К., восторженный
культ прошлого Германии был созвучен настроениям нем. бюргерства,
стремившегося к объединению Германии. Тираноборч. мотивы драм К. (герой
вступает в борьбу с императорским Римом) и свободолюбивые устремления
привлекли внимание молодого Лессинга и сделали К. популярным среди
поэтов "Бури и натиска". Но пьесы его были статичны, диалоги растянуты,
речь персонажей напыщенна. В 180.3 Шиллер попытался переделать "бардиты"
для пост. на сцене, но вскоре отказался от этого, назвав их "холодными,
бездушными изделиями". К. не смог преодолеть в себе половинчатости и
политич. трусости нем. бюргерства. Поэт встретил хвалебными одами
французскую бурж. революцию, но уже в 1793, в дни якобинского террора,
он отшатнулся от Республики (ода "Моя ошибка").
Соч.: Werke, Bd 1-6, Lpz., 1798-99; Samtliche Werke, Bd 1-9, Lpz.,
1839.
Лит.: M e p и н г Ф., Легенда о Лессинге. Лит.-критические статьи,
пер., т. l, M.-Л., 1934, с. 486-490; Witzmann К., Klassizismus und Sturm
und Drang in den Hermannsdramen Klopstocks..., Jena, 1924; M u rat J.,
Klop-stock. Les themes principaux de son oeuvre, P., 1959.
Г. Гур.
КЛОУН (англ. clown, от лат. colonus - мужик, грубиян)-!) Комич.
персонаж в пьесах англ. драматургов 16 в., деревенский парень, над
неловкостью и грубостью к-рого потешались гор. жители. Роли К. насыщены
грубыми шутками, в них были и сатирич. элементы - нападки на
аристократов и богачей. Постепенно К. исчезали из пьес и появлялись
только в эпилогах. С 17 в. сохранялись в пантомимах и представлениях
балаганов. 2) Артист цирка, исполнитель коми-ко-буффонных сцен.
Выступления К. сопровождают всю программу. В совр. цирке К. делятся на
К.-буфф, исполняющих разговорные или мимич. сценки; ковёрных К.,
исполняющих шуточные сценки в то время, когда униформисты обставляют
арену для следующего номера; муз. К., играющих на различных, часто
эксцентрич. инструментах и поющих куплеты обычно под собственный
аккомпанемент; К.-дрессировщиков; К.-акробатов. См. Клоунада. Ю. Д.
КЛОУНАДА - цирковой жанр. Включает в себя комич. выступления одного,
двух и более артистов - клоунов построенные на приёмах эксцентрики и
буффонады. Истоки К.- в выступлениях нар. артистов: в России -
скоморохов, во Франции - жонглёров, в Германии - шпильманов, в Польше -
франтов, у народов Ср. Азии - масхарабазов, и др. В школах верховой езды
в 16-17 вв., наряду с наездниками и дрессировщиками лошадей, выступали
комики, пародирующие номера верх. езды. В первом стационарном цирке,
открытом в 1780 Астлеем в Лондоне, выступал комик Б. Саундерс, игравший
роль неловкого наездника, и комики, разыгрывавшие нар. пантомимы.
Следующий этап в развитии К. связан с франц. артистом Ж. Б. Ориолем,
дебютировавшим в парижском цирке Франкони в 1835. Это был ловкий акробат
и эквилибрист, сочетавший сложные упражнения с комич. приёмами. В России
с такими же номерами выступали в 40-50-х гг. 19 в. Л. Виоль и его ученик
П. Авеньели. Одновременно в англ. и др. цирках получают развитие
небольшие комич. пантомимы, построенные на разл. эксцентрич. трюках; их
исполняли Дж. Гримальди, К. Ф. Лоран и др. Другим истоком иск-ва К. были
выступления персонажа ярмарочных представлений - Пьеро (образ франц.
крестьянина, доверчивого и подозрительного, хитрого и простодушного,
насмешника и говоруна). Создателями этого образа были: Джаратони, Прево,
Амош. В цирке Пьеро получил наименование "белого клоуна", в его
характеристике сочетались черты персонажей итал. комедии дель арте,
англ. пантомимы, франц. ярмарочного т-ра. Постепенно "белые клоуны"
завоевали заметное место в цирковых программах;они исполняли
самостоятельные пародийные номера в буффонной манере, развлекали публику
в перерывах между номерами.
Основоположник нем. клоунады Кватлиц (дебютировал в цирке Ренца в
Берлине в 1846) изображал робкого и неумелого конькобежца, отважившегося
выйти на лёд. В 70-х гг. 19 в. появляется новый персонаж -"рыжий клоун"
(Август, Дурачок, Иван Кирпич); развлекая публику в паузах, он исполнял
роль незадачливого униформиста (служителя арены), носил рыжий парик.
Затем Рыжие стали выступать в утрированных, пародийных костюмах,.
получили наименование - Ковёрных (их выступления обычно проходили в то
время, когда раскатывали или складывали ковёр). Среди первых
исполнителей ролей Рыжего были Т. Беллинг, Чадвик, Дж. Гюйон и др.
Ковёрные участвовали вместе с белыми клоунами в сценах (антре),
используя в своих выступлениях лацци итал. комедии дель арте, трюки
англ. пантомимы и др. шутки. В 80-х гг. 19 в. появились постоянные пары
белого и рыжего клоунов; во Франции - Футит и Шоколад, в России - С. С.
Альпе-ров и Бернардо. Такая К. получила название буф-фонадной. В 20 в. в
этом жанре особенного успеха добились французы Бебе и Антонет, бр.
Фрателлини, Алекс и Заватта, Франческо, итальянцы "Дарио-Барио и
компания", испанец Ривельс, швейцарец Грок, англичане Тич и Джое Джэксон
и др.
В русском дореволюц. цирке в жанре К. выступали Лепом и Эйжен, Ю. и
В. Костанди, Донато и Джио-вани и др. В рус. цирке клоуны впервые
активно использовали сатирич. репертуар. Так, А. Л. и В. Л. Дуровы,
используя дрессированных животных, создавали остро злободневные,
сатирич. номера, муз. клоуны Бим-Бом, наряду с игрой на эксцентрич. муз.
инструментах, исполняли куплеты и частушки на злобу дня.
Злободневное, сатирич. и публицистич. начало получило наиболее полное
развитие в сов. цирке. Сочетая сложные цирковые трюки с весёлыми
остротами, сов. клоуны ищут новые образы, близкие их зрителям. Большой
вклад в развитие сов. К. внес В. Е. Лазаренко. Его традициям следовал и
его сын В. В. Лазаренко. Сатирич. скетчи ставили на арене Л. К. и К. К.
Таити, Д. С. Альперов и его партнёры Мишель (М. П. Калядин), Макс (М. И.
Фёдоров), Н. Л. Лавров. Остросатирич. и лирико-комедийные номера
исполнял Карандаш (М. Н. Румянцев). Другой талантливый сов. клоун О. К.
Попов включает в свои выступления акробатику, гимнастику и т. п. Иск-во
К., основанное на нар. традиции, развивают артисты нац. цирков: А.
Юсупов (узб. коллектив), В. Байдин (укр.), Л. Енгибаров (арм.), Л.
Колобов (белорус.) и др. В жанре К. в сов. цирках выступали: Г. Мозель,
Д. Демаш, С. Крейн, А. Успенский, П. Лавров, К. Берман, Б. Вяткин, Ю.
Никулин, М. Шуйдин, Э. Середа, X. Мусин, Е. Бирюков, Р. М. и А. Ширман,
В. Мозель, О. Савич, В. Козловский, Ю. Котов и др.
Иск-во К. получает развитие в странах нар. демократии: Т. Казаров
(Болгария), Цендерико (Румыния), Штефи и Барош (Венгрия) и др.
Лит.: Дуров А. Л., В жизни и на арене, Воронеж, 1914; Кузнецов Е.,
Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю., Русский цирк, М. ,1953; Р а д у н с к и
и И. С., Записки старого клоуна, М., 1954; Альперов Д., На арене старого
цирка, М., 1936; Румянцев М., На арене советского цирка, М., 1954;
Роланд К., Белый клоун, Рига, 1961; Советский цирк. Сборник, под общей
ред. Е. Кузнецова, Л.-М., 1938; Кузнецов Е., Арена и люди советского
цирка, Л. - М., 1947;' Дмитриев Ю. А., Советский цирк, М., 1963. 70. Д