<< Пред.           стр. 396 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Лит.: Богоявленский С. К., Московский театр при царях Алексее и
 Петре, ?., 1914. f0. Д.
  КОМЕДИАНТ (устар.) - то же, что актёр. КОМЕДИЙНАЯ ХОРОМИНА - первое
 здание в России, предназначенное для театр. представлений. Было
 выстроено в 1672 в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе
 Преображенском близ Москвы. 17 окт. 1672 здесь состоялся первый
 спектакль -"Комедия об Эсфири, или Артаксерксово действо" - на
 библейский сюжет. Играли пьесу молодые люди из числа иностранцев,
 проживавших в Москве, возглавляемые И. Г. Грегори. Представление, на
 к-ром присутствовали царь и придворные, продолжалось 10 часов. В 1676,
 после смерти Алексея Михайловича, К. х. по настоянию реакц. духовенства
 и боярства была сломана.
  Лит.: Богоявленский С. К., Московский театр при царях Алексее и
 Петре, ?., 1914. Ю. Д.
  КОМЕДИОГРАФ [от комедия (см.) и греч. ????? - пишу] - драматург,
 пишущий комедии.
  КОМЕДИЯ - один из основных видов драмы, отличительной особенностью
 к-рого является изображение характеров и ситуаций, возбуждающих смех
 зрителей. В зависимости от содержания жанровые разновидности К.
 многообразны -от водевиля, фарса до серьёзной сатирич. и гротесковой К.
 Соответственно и смешное в К. имеет различные эмоциональные окраски:
 ирония, добродушный или горький юмор, резкая сатира, ядовитый сарказм.
 Содержание комич. конфликтов обусловливалось историч. изменениями
 общественной жизни. В древнегреч. К. считались смешными претензии рабов
 на достоинство и честь. В ср.-век. фарсах женщина почти всегда комич.
 персонаж. Условия каждой эпохи рождают свои поводы для смеха и
 соответствующие им понятия о комизме. Шедевры К. отличаются тем, что,
 будучи в полной мере порождениями своей эпохи, они касаются таких сторон
 жизни, к-рые всегда представляют интерес, и изображают типы, дающие
 справедливый повод для смеха во все эпохи. Пороки, осмеиваемые в К.,
 обычно связаны с особенностями данного социального строя и определённой
 обществ, группы, класса. К;, отражающая классовые антагонизмы, достигала
 расцвета в периоды обострения социальных противоречий. Социология
 комедии была классически выражена К. Марксом в его суждении о
 трагическом и комическом в истории: "История действует основательно и
 проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму
 жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть её комедия.
 Богам Греции, которые были уже раз - в трагической форме - смертельно
 ранены в "Прикованном Проме-тее" Эсхила, пришлось ещё раз-в комической
 форме - умереть в "Беседах" Лукиана. Почему таков ход истории? Это нужно
 для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым"
 ("Введение к критике гегелевской философии права", см. К. Маркс и Ф.
 Энгельс, Соч., 2 изд., т. I, с. 418). Социальная функция К., т. о.,
 состоит в осмеянии тех форм жизни и пороков, к-рые устарели, не
 соответствуют интересам и потребностям большей части общества.
 Идеологич. основа К., как правило,- мировоззрение тех обществ, кругов,
 к-рые выражают стремление и интересы широчайших масс народа. Именно
 народность является основой критики несправедливых социальных
 установлений и пороков господствующих сословий или классов в творчестве
 Мольера, Бомарше, Гоголя и Островского. Обличение отрицательных сторон
 обществ, системы всегда играло значит, роль в К., однако ее содержание
 включает в себя и др. области жизни. Истинно комическое определяется
 отступлением от подлинно человечных идеалов-честности, благородства,
 разумности, справедливости, верности. Смешны те характеры и поступки,
 к-рые представляют собой отклонение от этих моральных основ жизни,
 исторически определённого общественного, социально-политич. и эстетич.
 идеала, ведут к искажению облика человека и приносят ущерб ему самому
 как личности. Всегда осмеивались в К. самодурство, жадность, скупость,
 отсутствие твёрдых взглядов, лень, умственная ограниченность.
  Иск-во К. богато и разнообразно. Оно включает разные формы и степени
 комического. Есть виды К., в к-рых веселье, развлечение являются гл.
 целью. Такое иск-во, дающее человеку необходимую физич. и эмоц.
 разрядку, ограничено, однако, по своему значению и силе воздействия на
 духовный мир человека, К. приобретает особую значимость лишь тогда,
 когда она задевает важные стороны сознания и касается самых насущных
 сторон жизни. С древних времён определилось противоречие между
 развлекат. целью К. и общественно-воспитат. задачей иск-ва. Уже рим.
 поэт Гораций (1 в. 'до н. э.) нашёл решение этого противоречия в
 гармонич. сочетании этих функций, сказав, что задача драмы, "развлекая,
 поучать".
  Шедевры К. отвечают определению Горация, органически объединяя
 весёлое и забавное действие с утверждением глубоко важных для общества
 идей.
  В К. находят применение разные грани комического: юмор, ирония и
 сатира. Юмор состоит в изображении смешного вообще, его эмоциональное
 воздействие рождает веселье. Ирония представляет собой тонкую форму
 насмешки. Реакцией на этот вид комизма реже бывает громкий смех, чаще -
 улыбка. Эта форма иронии заключается, т. о., в определённом отношении
 автора и публики к происходящему на сцене. Др. форма драм. иронии
 образуется стечением обстоятельств (часто создаваемым самими
 персонажами), препятствующим достижению их целей. Так, чрезмерная
 жадность Гарпагона оказывается пороком, разрушающим то, чего он
 стремится достигнуть. Особенно комично, когда персонаж проявляет
 энергию, выдумку, ловкость для достижения какой-то цели, а случайный
 поворот событий превращает это в ловушку для него самого. Др. комедийный
 эффект достигается такими перипетиями, когда в положении персонажей
 происходит перемена: господин начинает зависеть от слуги, прежний
 победитель оказывается побеждённым и т. п. Наибольшее распространение в
 К. нового времени получила сатира, направленная на прямое, резкое
 осуждение пороков и недостатков людей, целых обществ, систем и классов.
 Сатирич. К. показывает характеры и ситуации, в к-рых типичные для
 данного общества черты предстают в подчёркнуто-смешном, нелепом виде.
 Важнейшее средство сатиры- гротеск. Классич. образцы К. включают в той
 или иной степени юмор, иронию и сатиру.
  К. подразделяются на две группы: произв. "низкого", грубого комизма,
 основанного на фарсовых положениях, и т. н. "высокая" К., утверждающая
 важные обществ, и нравств. идеи. К. различаются и по принципу
 преобладания в них одного из двух важнейших компонентов композиции: К.
 положений и К. характеров. В первой сюжет строится на случайных и
 непредвиденных стечениях обстоятельств; к ней примыкает и другая
 разновидность жанра - К. интриги. В К. характеров источником смешного
 является одностороннее развитие характера, гипертрофия какого-нибудь
 одного качества. Классич. образец К. положений - "Комедия ошибок"
 Шекспира, комедии характеров - "Укрощение строптивой" того же автора.
 Чаще, однако, встречается сочетание обоих компонентов. Существуют также
 К., действие к-рых не содержит ничего комического в своей фабуле, напр.
 "Горе от ума". В этой К. на фоне серьёзной в своей основе жизненной
 ситуации (Чацкий любит Софью, к-рая отдаёт предпочтение другому)
 показаны сати-рич. и комич. персонажи; речи героя и нек-рых др.
 действующих лиц представляют собой сатиры и эпиграммы, содержащие
 критику дворянско-помещичьего строя. "Горе от ума" - типичный образец
 "высокой" К.
  Европ. К. вначале осмеивала определённых лиц (Аристофан), затем (в
 новой К. Древней Греции) перешла к изображению обобщённых типов, что
 стало художеств. законом для всего последующего развития К. Возникли
 постоянные признаки типов К.: старик - ворчливый, молодой человек -
 легкомысленный, женщина - болтливая и сварливая и т. д. В дальнейшем
 персонажи обретали профессиональные и сословные признаки, сочетающиеся с
 определёнными нравственными качествами: купец, ростовщик - скуп и жаден,
 дворянин - расточителен и влюбчив, воин - хвастлив и труслив, юрист -
 крючкотвор, слуга - хитёр, пронырлив и бесчестен, учитель - педант и т.
 д. Устойчивые комедийные типы получили применение в римской К., в итал.
 К. масок. Однако и на последующих этапах развития К. заранее заданная
 характеристика типа стала одной из предпосылок комедийного действия,
 ускоряющей достижение комич. эффектов. Реалистич. К. нового времени
 обогатила традиционные комич. персонажи обилием новых социальных
 признаков и индивидуальных черт, раскрывая комизм в характере и
 поведении по-своему внутренне богатых и разносторонних людей. Вместе с
 тем в К. новейшего времени, особенно после Чехова, проявилось стремление
 отойти от традиц. типов и ситуаций.
  По типу сюжетов К. различаются на бытовые, ро-мантич. и
 сказочно-символич. В первых действие происходит в повседневной
 обстановке и конфликты строятся на основе практич. и семейных интересов
 ("Вар-фоломеевская ярмарка" Б. Джонсона, "Жорж Дан-ден" Мольера,
 "Женитьба" Гоголя и т. п.). Сюжеты романтич. К. строятся на любовных
 отношениях, связаны с авантюрно-приключенч. мотивами (комедии Лопе де
 Вега. Шекспира, Кальдерона). Любовные мотивы входят и в круг сюжетов
 семейно-бытовой и др. форм К. Существует также героическая К. - напр.,
 "Сирано де Бержерак" Ростана, где комический по внешности персонаж
 оказывается личностью, превосходящей своим благородством всех остальных
 действующих лиц. Тип К., где смешное соседствует с серьёзным, восходит к
 Аристофану, в новое время такие К. создали Шекспир ("Венецианский
 купец", "Много шума из ничего", "Мера за меру"), Мольер ("Тартюф"),
 Островский ("Волки и овцы") и др. Сказочно-символич. сюжеты имеют давнее
 происхождение. Комедийная обработка мифов, легенд, сказочных мотивов,
 сначала имевшая пародийный характер, в новейшее время переросла рамки
 пародии. Типичный образец К. такого типа - К.-притча (Б. Брехт, Е.
 Шварц). Др.-греч. философ Платон утверждал, что К. в своём существе
 близка трагедии, основываясь на том, что смех, вызываемый пороками и
 недостатками, связан с осознанием несовершенства жизни и человека.
 Комизм ужасного в новейшей комедиографии (Л. Пиранделло, Б. Брехт)
 является дальнейшим развитием именно этой линии комедийного иск-ва. Но
 наряду с этим К. сохраняет свою осн. задачу оздоровления общества
 смехом; она развлекает людей, придаёт им бодрость, воспитывает любовь к
 жизни, даёт ощущение радости бытия. Эта форма комедии, известная с
 глубокой древности, характерна для нар. т-ра средних веков и эпохи
 Возрождения. Сов. К. стремится возродить эту великую традицию. Однако,
 поскольку борьба против помех на пути коммунистич. строительства
 является одной из важнейших задач сов. иск-ва, на совр. историч. этапе
 социально-кри-тич. функции К. сохраняют в сов. лит-ре и т-ре всё своё
 значение, органически сочетаясь с общим опти-мистич. и жизнеутверждающим
 духом.
  Исторический очерк. К. возникла из обрядовых игр древности, откуда и
 происходит её название. У древних греков шествие ряженых с фал-лич.
 песнопениями наз. комос (?????), в сочетании со словом песня (???) это
 дало термин-комедия (???????).
  Первым шагом в формировании К. было слияние двух видов действа -
 мима, представлявшего собой короткую бытовую сценку, и сатирич. хоровой
 песни. Это слияние определило возникновение хороводной К., процветавшей
 в Афинах. Такая форма К., сохранявшая хор с его обличит, и весёлыми
 песнопениями, ряженье и шутовство карнавального характера, ещё была
 близка к др.-языч. обряду. Постепенно К. обретала более определённую
 фабулу. Она обычно воспроизводила какое-нибудь смешное происшествие,
 чаще всего в гротескно-фантастич. виде. Подобного рода К. стали частью
 обществ, празднеств. Войдя в состав театр. представлений, они выполняли
 определённую общественно-политич. функцию (5 в. до н. э.). Первым
 великим мастером такой К. (древняя аттич. К.) был Аристофан. Поэт
 глубоко тенденциозный, он писал пьесы с целью утверждения своих взглядов
 по вопросам войны и мира, гражданских порядков, воспитания, философии и
 драм. иск-ва, прибегая к резкой личной сатире на своих противников. В 4
 в. до н. э. характер др.-греч. К. преобразуется. Из цепи эпизодов,
 перемежаемых хоровым пением, она превращается в пьесу с тщательно
 разработанной интригой (средняя аттич. К.-произв. Антифана,
 Анак-сандрида, Алексида). На следующем этапе, в конце 4 и в 3 вв. до н.
 э., возникает новая аттич. К., в к-рой наряду с сохранением интриги,
 большое значение приобретает изображение нравов (творчество крупнейшего
 из представителей этой школы К.- Менандраизвестно преим. по
 сохранившимся отрывкам). В Др. Риме истоки К. также восходят к ритуалам
 празднеств в честь сельских богов. Но лит. К., отчасти опираясь на нар.
 традицию, развилась в осн. под влиянием греч. новой К. Первый выдающийся
 римский комедиограф - Плавт (3-2 вв. до н. э.) использовал сюжеты
 Менандра, но общая атмосфера действия, как и характер персонажей, у него
 были римскими. Он утвердил в рим. т-ре бытовую тематику и устойчивые
 комедийные типы, лишенные индивидуализации. Комедии Плавта отличались
 также тщательно разработанной интригой. Второй крупнейший комедиограф
 Рима -Теренций (2 в. до н. э.). У него комедийная интрига сочеталась с
 лирич. мотивами, широко применялся приём узнавания, речь персонажей была
 афористически отточена. В период императорского Рима лит. К. пришла в
 упадок, уступив место нар. фарсовым сценам -ателланам и мимам.
  Более примитивные формы комедийного действа существовали и в ср.-век.
 Европе, когда К. как бы заново начала возникать из языч. обрядовых игр.
 Феодальная церковь стремилась утвердить религи-озно-нравоучит. драму на
 библейские сюжеты, но и в неё проникли комич. бытовые элементы,
 шутовские персонажи. Подлинные зачатки новой европ. К. видны в комич.
 сценках типа фарса, соти во Франции, интерлюдии - в Англии,
 фастнахтшпиля - в Германии, развившихся в условиях расцвета городской
 культуры позднего средневековья (15 в.). В эпоху господства церковного
 спиритуализма и рыцарской романтики народный комедийный т-р выражал
 умонастроение широких демократических слоев общества и воплощал самые
 реалистические тенденции в искусстве.
  Начало эпохи Возрождения отмечено как стремлением вложить гуманистич.
 содержание в старые комедийные формы фарса и интерлюдии, так и
 обращением к античной К., преим. древне римской. Переделки Плавта и
 Теренция (в Италии, Англии и др. странах) помогли гуманистам создать
 первые К. нового времени. В Италии возникла "учёная комедия" (Арио-сто,
 Макиавелли и др.), подражающая принципам сю-жетосложения и типизации,
 принятым в римской К. "Учёные К." появляются в Англии и др. странах.
 Новая европ. К. эпохи Возрождения выросла из ор-ганич. сочетания
 античного наследия, нац. традиций, возникших в средние века, и нового
 жизненного материала, нового гуманистич. взгляда на жизнь, рождённых
 эпохой Возрождения. Высшего расцвета нар.-гуманистич. К. эпохи
 Возрождения достигла в 16-17 вв. в Испании ("Интермедии" Сервантеса,
 комедии Лопе де Вега, Кальдерона, Тирсо де Молины) и в Англии (Шекспир,
 Бен Джонсон). Несмотря на то, что теоретики гуманизма требовали
 соблюдения принципов античной поэтики, драматурги-гуманисты следовали
 широким и вольным законам драматургии нар. т-ра. Общие черты
 ренессансной К.- богатство и разнообразие сюжетов, включавших историю,
 легенды, новеллы, фантастику, романтику, пасторальные мотивы; устойчивые
 комедийные типы и многосторонняя обрисовка характеров, значительные
 нравственные идеи и балаганное шутовство,-острая социальная,
 антиклерикальная сатира и высокая поэтичность, лиризм и клоунада.
 Лирико-романтич. мотивы отличают ренессансную К. как от античной, так и
 от средневе-ковой комедиографии. Эти элементы ренессансной К. получили
 воплощение в творчестве Шекспира и Лопе де Вега (см. Вега Карпъо).
 Наряду с "романтической" К. создаются образцы галантной аристократич. К.
 (пьесы Лили в Англии, "Бесплодные усилия любви" Шекспира), а также
 бытовая сатирико-нравоучит. К. (Бен Джонсон в Англии). Особое место в
 истории К. занимает итал. комедия делъ ар те, достигшая расцвета во 2-й
 пол. 16-1-й пол. 17 вв. Её особенность-импровизация текста. Имея твёрдый
 сценарий действия и постоянный состав типажей, комедия дель арте
 строилась на импровизированных диалогах. Традиции комедии дель арте
 оказали нек-рое влияние на выдающегося франц. комедиографа Мольера.
  В 17 в. возникает К. классицизма, определившая формы и характер
 комедийного иск-ва до нач. 19 в. По своей форме К. классицизма
 представляла собой возврат к традициям античности (в первую очередь
 Плавта и Теренция). Композиция К. была подчинена правилам трёх единств -
 места, времени и действия. Однако, в отличие от трагедии, к-рой
 предписывалось изображать только возвышенные сюжеты, К., считавшаяся
 "низшим" жанром, могла заниматься повседневностью. Хотя теория
 классицизма, как она была сформулирована Буало, требовала создания
 только "высоких" К., практика т-ра ломала эти рамки. Писатели вводили в
 свои пьесы "низменные темы", изображали порочных людей, пользовались
 "грубым" языком. Все эти нарушения "правил" классицизма позволили
 комедиографии дать изображение совр. нравов и общественных порядков.
 Наивысшего развития К. 17 в. достигла во Франции в творчестве Мольера,
 ставшего "отцом" всей новой европейской комедии. "Высокая" комедия у
 Мольера обрела реалистический характер. В его творчестве проявились
 народные фарсовые элементы. Мольер создал сатирич. К., в к-рых, применяя
 приемы художеств. типизации, осмеивал пороки всех сословий своего
 времени. На образцах пьес Мольера учились комедиографы всех европ.
 стран, перенося на свою нац. почву формы, приёмы и типы действующих лиц
 из пьес франц. драматурга. К. Реставрации, возникшая в Англии после
 пуританской революции и выражавшая протест дворя-нско-аристократич.
 кругов против пуританского ханжества (Уичерли, Конгрив и др.),
 изображала аморальность дворянской среды без тени осуждения, комедийно
 обыгрывая фривольные ситуации.
  В 18 в. К., сохраняя художеств. форму, выработанную классицизмом 17
 в., становится художеств. средством критики феодально-крепостнич.
 режима, дворянского произвола, бескультурья и безнравственности. Идейная
 основа К. этого времени - передовое мировоззрение 18 в.просветительство.
 Комедиографы-просветители не ограничивались критикой пороков
 господствующего класса и созданной им системы общества; они изображали в
 своих пьесах героев из демократич. среды, характер и поведение к-рых
 воплощали новую гуманистич. мораль, утверждали равенство всех людей,
 моральное превосходства "низших" сословий над дворянством.
 Просветительская К. была по преимуществу К. нравов, реалистически
 показывавшей быт разных сословий, но выдвигавшей в качестве положит.
 примера моральные нормы третьего сословия. Комедиография 18 в. развивает
 художеств. приёмы, введённые Мольером. Образцы сатирич. К. 18 в. создали
 А. Р. Лесаж и П. Бомарше во Франции, Г. Э. Лессинг в Германии, Г.
 Филдинг, Р. Шеридан в Англии, Л. Холъберг в Дании. В Италии К. Голъдони,
 создавая реалистич. просветительские К., отходя от классицистских
 традиций, использовал мотивы и типы комедии дель а рте.
  В 18 в. получил распространение жанр сентиментальной, "слёзной" К. Но
 этот жанр, противоречивший существу К., не сыграл значит, роли в её
 развитии. Мастером изящных светских К., отличающихся тонким
 психологизмом и мягкой иронией, был П. Мариво. Фантастич. трагикомедии,
 сочетавшие антипросветительские мотивы с прославлением высоких
 нравственных начал, создал в Италии К. Гоцци.
  Романтич. направление в драме не способствовало расцвету иск-ва
 комедии. Л. Тик создал К., построенные на принципе романтич. иронии,
 унаследовавшие традиции пьес-сказок К. Гоцци. Яркий образец К. с
 фарсовыми мотивами создал Г. Клейст ("Разбитый кувшин"). Но в целом
 романтическая драма проявила себя гл. обр. в жанре трагедии и
 романтической драмы.
  В то время как в романе в 1-й пол. 19 в. утвердился критич. реализм,
 комедиография Запада развивалась по иному пути. Реалистич. тенденции
 были свойственны лишь отд. произв. ("Театр Клары Гасуль" Меримо, "Леоне
 и Лена" Бюхнера и др.). Во Франции получает развитие К. интриги, часто
 псевдоисторич. по сюжету и образам. Наиболее плодовитые и популярные

<< Пред.           стр. 396 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу