<< Пред.           стр. 397 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 авторы К. интриги - Э. Скриб и Э. Лабиш. Их продолжатели Э. Ожъе и В.
 Сарду писали занимательные буржуазно-охранительные, по своей
 направленности К. Лишь изредка К. интриги приобретала прогрессивный
 обществ, смысл (творчество писателей "Молодой Германии"- К. Гуцков и
 др.).
  В творчестве австр. драматургов Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя, чеха И.
 К. Тыла получает развитие демократич. К. на сказочном или
 жанрово-бытовом материале.
  В противовес развлекательной бурж. комедии интриги, в странах Зап. и
 Вост. Европы развивалась реалистич. К. Её крупнейшие представители - Г.
 Флобер ("Кандидат"), Э. Золя ("Наследники Рабурдена") во Франции, Г.
 Гауптман ("Бобровая шуба") в Германии и др. В сербском т-ре реализм в К.
 представлен творчеством Б. Нушича, в румынском - И.Л. Карад-жале, в
 польском - А. Фредро.
  Новый этап в развитии К. начался в конце 19 в. с возникновением т. н.
 "К. идей". Её родоначальником был О. Уайльд (Англия)- мастер острых
 парадоксов. Своего высшего развития этот вид К. получил в творчестве
 англ. драматурга Б. Шоу, сделавшего К. парадоксальных идей средством
 острой и глубокой критики капиталистич. системы. Гл. средством
 достижения комич. эффекта в такой К. является остроумный диалог,
 наполненный меткими суждениями о разл. сторонах жизни.
  В 20 в. сохраняется разнообразие форм и типов К., созданных
 предшествующим её развитием. Возникает бытовая и социальная комедия (во
 Франции- М. Паньоль и др., в Англии - У. С. Моэм, в США- С. Берман, Ф.
 Барри и др.), отражающая типы и ситуации, характерные для новейшего
 бурж. общества. Революционная драматургия 20 в. на Западе создала
 блестящие образцы социально-обличит. К. (Б. Брехт, Ш. 0'Кейси),
 проникнутые духом жизне-утверждения и подлинной народности. Комедии
 Брехта, являющиеся образцами новаторского комедийного иск-ва, активно
 вторгающегося в жизнь, не только обличают капиталистич. строй, но и
 выражают новый социальный идеал, утверждают мысль о необходимости
 революц. преобразования жизни. В то же время кризис бурж. об-ва эпохи
 империализма породил на капиталистич. Западе "мрачную К.", в к-рой юмор
 сочетается с горьким сознанием деградации личности в условиях
 капиталистич. об-ва. В Италии это получило выражение в произв. Л.
 Пиранделло, резко обнажающих несоответствие бурж. морали сложной природе
 человека, ломающих привычные каноны драмы. Блестящим мастером сатирич.
 эксцентриады был чешский писатель К. Чапек. Во Франции Ж. Жироду и Ж.
 Ануй создали совр. эксцентриады, раскрывающие крах моральных ценностей
 бурж. общества. Характерные признаки подобной драматургии - тема утраты
 иллюзий и особенно пронизывающий всё дух иронии - по отношению к
 персонажам, событиям, моральным принципам, по отношению к публике,
 наконец - ирония, направленная автором на самого себя и собственное
 творчество.
  Комедийное иск-во представителей революц. драматургии и наиболее
 выдающихся бурж. драматургов 1-й пол. 20 в. проникнуто глубоким
 интеллектуализмом. После 2-й мировой войны в странах капиталистического
 Запада возникает т. н. "театр абсурда" (Э. Ионеско во Франции и др.).
 Утверждая бессмысленность реальной действительности, распад личности,
 "т-р абсурда" отражает упадок бурж. культуры. Одновременно во 2-й пол.
 20 в. развивается новая форма социально-обличит. К., продолжающая
 традиции интеллектуальной К. (Ф. Дюрренматт, Швейцария, и др.). Она
 подчёркивает парадоксальность условий жизни совр. бурж. общества, в
 к-ром достижения техники и культуры используются во вред человечеству.
  К. в России с самого начала возникновения были свойственны сатирич.
 тенденции. В 18 в. автор первых рус. лит. комедий А. П. Сумароков, один
 из крупнейших представителей классицизма в России, в своих К.
 ("Чудовищи", "Лихоимец", "Приданое обманом") осмеивал пороки дворян.
 Родоначальником рус. реалистич. просветительской К. был Д. И. Фонвизин,
 разоблачивший в своей К. "Недоросль" (1782) крепостничество, создавший в
 ней сатирич. типич. образы. Просветительскими тенденциями отмечены пьесы
 Я. Б. Княжнина ("Хвастун", "Чудаки")- Обличительно-реалистич.
 направление рус. комедиографии нашло своё развитие в комедии В. В.
 Капниста "Ябеда" (1796), показывавшей произвол и продажность суда в
 России. Сатирой на совр. нравы являлись комедии И. А. Крылова
 ("Сочинитель в прихожей" и др.). Высоко ценилась в прогрессивных кругах
 "шуто-тра-гедия" Крылова "Трумф" ("Подщипа", 1800), высмеивавшая
 самодержавие, тупую "прусскую" военщину.
  В 19 в. в России реалистич. сатирич. К., представленная именами А. С.
 Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, М. Е.
 Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. В. Сухово-Кобылина и А. П. Чехова,
 достигла своего высшего развития. Рус. реалистич. К. многосторонне
 воспроизводила действительность, обнажала пороки господствующего класса,
 его тлетворное влияние на судьбы народа, губительное воздействие условий
 бурж.-помещичьего об-ва на характер, нравы и моральное состояние людей.
 Страстный протест против отживающего уклада жизни, ненависть к нему
 наиболее ярко прозвучали в комедии Грибоедова "Горе от ума" (1824) -
 одном из крупнейших произв. рус. драматургии, связанном с
 освободительным движением передовой дворянской молодёжи. Новаторский тип
 реалистич. социальной К. создал Н. В. Гоголь. "Ревизор" Гоголя (1836) -
 К. широкого общественного звучания, смелой социальной сатиры, определила
 новый этап в развитии мировой драматургии. Важнейшие моральные и
 социальные проблемы ставил в своих комедиях А. Н. Островский. В его
 произв. критика купеч. самодурства, отрицание собственнич. строя
 сочетаюсь с идеями социального протеста и утверждения демократия,
 идеалов ("Доходное место", 1856, "Таланты и поклонники", 1881).
  Трагич. зависимость человека от власти чиновников, произвол царского
 судопроизводства показаны в комедиях А. В. Сухово-Кобылина ("Свадьба К
 речинского", 1855, "Дело", 1861, "Смерть Тарелкина", 1868). Звери-иые
 нравы и дикое хищничество провинц. купцов и чиновников изобразил в своих
 сатирич. комедиях М. Е.Салтыков-Щедрин. В творчестве Гоголя и
 Грибоедова, соблюдавших ещё нек-рые формальные принципы К. 17-18 вв.
 (напр., правила трёх единств), устойчивые комедийные типы, заменились
 образами, непосредственно взятыми из действительности. Тургенев и
 Островский, отказываясь от традиционных комич. фабул и тем, от типажей
 старой комедии, черпали материал из действительности и создали образцы
 подлинно новой реалистич. К. Реалистич. К. развивалась в направлении
 углубления психологии действующих лиц, приёмы комедийного иск-ва
 становились всё более тонкими. В одноактных комедиях Чехов преобразовал
 приёмы водевиля, сделал водевильную форму средством раскрытия пошлости,
 нелепости мещанского бытия. В больших пьесах (к-рые он именовал К.)
 Чехов мастерски применил метод иронии как средство раскрытия
 трагикомизма жизни предреволюц. общества. Россия создала ь 19 в,
 наиболее значит, в художеств. отношении образцы реалистич. социальной
 К., к-рые явились вершиной этого жанра в мировой драматургии. А. А.
  Советская комедия. В отличие от комедиографии капиталистич. мира, в
 сов. К., развивающейся на основе метода социалистич реализма,
 социально-критич. мотивы сочетаются с огромной жизнеутверждающей силой.
 Во время гражданской войны на фронтах и в тылу самодеятельные коллективы
 разыгрывали сатирич. сценки, шуточные интермедии, в к-рых высмеивались
 дезертиры, спекулянты, контрреволюционеры. Первая пьеса. положившая
 начало сов. К.,- "М истерия- Б у фф" В. В. Маяковского (1918). Художник
 революц. миропонимания, Маяковский в этой К. не только использовал формы
 нар. т-ра, традиции рус. классич. драматургии, но и дал героич., эцич.
 изображение эпохи. "Мистерия-Буфф", обличавшая лакеев империализма,
 соглашателей всех мастей, вместе с тем утверждала мечту пролетариата "об
 обетованной земле". В сер. 20-х гг. начинает зарождаться сов. реалистич.
 комедиография, продолжавшая традиции рус. классич. сатирич. К. и
 показывавшая борьбу старого с новым. Комедия Н. Р. Эрдмана "Мандат"
 (1925) заклеймила мещан, "нэпманов", "бывших людей". В 1924 Б. С.
 Ромашов написал К. "Воздушный пирог", в к-рой создал сатирич.
 гротесковый образ авантюриста и пройдохи, а также сделан попытку
 нарисовать образ нового положит. героя. Характеры положит. героев
 разрабатывались драматургом и в следующей К.-"Конец Криворыльска". В
 конце 20-нач. 30-х гг. появились разл. по манере и стилю К., в к-рых
 авторы стремились воплотить образ современника - весёлого и хорошего
 человека, энтузиаста в труде:
  "Вредный элемент" Шкваркина, "Луна,слева" Билль-Белоцерковского,
 "Растратчики" Катаева, "Чудесный сплав" Киршона и др. Эта тенденция
 наиболее ясно проявилась ь комедии В. П. Катаева "Квадратура круга"
 (1928). Иронически посмеиваясь в ней над "авангардизмом" молодёжи, автор
 в то же время с явной симпатией относится к своим героям - строителям
 новой жизни. Поиски в области комедиографии завершились к концу 20-х гг.
 комедиями В. В. Маяковского "Клоп" (1928) и "Баня" (1929). В этих пьесах
 сатирически обобщённое изображение обывателей, перерожденцев, мещан,
 бюрократов, рвачей сочеталось с утверждением красоты социалистич.
 идеала. Положительный жизнеутверждающий пафос отличал поэтику комедий
 Маяковского, придавал им мажорный тон, выражая боевую пропагандистскую
 позицию автора. -Продолжая традиции Маяковского, поэт А. И. Безыменский
 выступил с пьесой "Выстрел".
  В 30-е гг. сферы жанра К. расширяются. Появились пьесы, основанные на
 серьезных жизненных конфликтах, в к-рых авторы, отказываясь от
 традиционных комедийных положений, рассказывали о рождении новой
 психологии, нового мировоззрения у людей. Преображение людей в процессе
 труда - главная тема К. "После бала" Н. Ф. Погодина и др. В этот период
 появляются лирич. К. в стихах В. М. Гусева ("Слава", позже "Весна в
 Москве"), жизнерадостные пьесы В. В. Шкваркина ("Простая девушка");
 любовью к простым людям, ненавистью к дуракам и пошлякам проникнута
 комедия Шкваркина "Чужой ребёнок" (1933), в к-рой простейшие комедийные
 положения служат для раскрытия характеров. В 30-40-е гг. выступил со
 своими сатирич. сказками Е. Л. Шварц ("Тень", "Дракон", "Голый король" и
 др.).
  В др. республиках Сов. Союза в жанре К. успешно работали С- Рахман
 ("Счастливцы", "Невеста"), П. Какабадзе ("Кваркваре Тутабери", "Свадьба
 колхозника"), К. Крапива и др. Большой вклад в иск-во К внёс А Е.
 Корнейчука его пьесы проникнуты оптимизмом, нар. юмором, отмечены
 партийной страстностью, активным отношением к жизни ("В степях Украины",
 "Калиновая роща", "Макар Дубрава" v др.) Лучшие традиции рус. классич.
 сатирич. К. развивала пьеса Корнейчука "Фронт", исполненная неиссякаемой
 веры в силу и талантливость рус. народа. Значит, вред жанру К. нанесла
 теория бесконфликтности, распространённая в 40-е и в нач. 50-х гг.;
 стремление к лакировке действительности препятствовало развитию сатирич.
 К. Однако и в это время сов. писатели создали значит.
 произв."Обыкновенный человек" Леонова, "Кто смеётся последним" Крапивы,
 "В одном городе" Софронова и др. В К., созданных драматургами в 50
 -начале 60-х гг., сказалось стремление утвердить лучшие традиции сов.
 комедиографии. Среди произведений, созданных в этот период, - пьесы С.
 В. Михалкова ("Раки"), А. В. Софронова ("Стряпуха", "Стряпуха замужем"),
 А. Е. Макаёнка ("Извините, пожалуйста!"), В. П. Минко ("Не назьт-вая
 фамилий"), В. С. Розова ("В добрый час!", "В поисках радости", "Перед
 ужином"). В области бытовой К. успешно выступают В. А. Дыховичный (ум.
 1963) и М. Р. Слободской, Л. С. Ленч, В. 3. Масс и М. А. Червинский, Б.
 С. Ласкин Ц. С. Солодарь и др. Значит, произв. создаются в республиках
 страны ("Больные зубы", "Шёлковое сюзане" А. Кахха-ра, "Свадьба с
 приданым" Н. М. Дьяконова, "Стрекоза" М. Г. Бараташвили, комедии Т.
 Абдумом унова Г Тер-Григоряна и др.).
  Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, сост. М. Лиф-шип, т. 1-2,
 M., 1957; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, в кн.:
 Белинский В. Г.-О драме и театре, М.- Л., 1948; Ч e р н ы ш e в с к и и
 Н. Г., Возвышенное и комическое, Полн. собр. соч., т. 2, М-, 1949;
 Добролюбов Н.А., Темное царство. Собр. соч., т. 5, М.-Л., 1962; Тиандер
 К., Сущность комедии, в сб.:
  "Вопросы теории и психологии творчества, т. 1,2 изд., Харьков, ,1911;
 Бергсон А., Смех, пер. Гольденберга, Собр. соч., т. 5, СПБ, 1914;
 Луначарский А. В.,О смехе, "Литер, критик", 1935, ј 4; Ф р о л о в В., О
 советской комедии, М., 1954; Б о р e в Ю. Б., О комическом, М., 1957;
  Perry Н. Т. F., Masters of dramatic comedy..., Cambr. (USA), 1939;
 Cornford F М., The origin of Attic comedy, L., 1914; Gassner J., Masters
 of the drama, 3 ed., N. Y., 1954; Nicoli A., World drama..., L., 1949, 2
 ed., L., 1957. См. также библиографию в ст. Драма и в статьях о
 драматургии отдельных стран.
  А. Л., Вл. Ф. (раздел Советская К.). КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (Commedia
 dell'arte), комедия масок,- вид итальянского театра, спектакли к-рого
 создавались методом импровизационной игры. Возникнув в сер. 16 в., К. д.
 а. стала высшим достижением итал. т-ра эпохи Возрождения и определила
 собой начало развития европ. проф. т-ра. В ней выразился оппозиционный
 дух и жизнерадостное свободомыслие демократии. масс, выступавших против
 начавшейся феодально-католич. реакции. К. д. а. унаследовала реалистич.
 традиции нар. фарса, маски и буффонаду карнавальных действий,
 обусловивших народность этого жанра, а также использовала некоторые
 мотивы и сюжеты гуманистической комедии эрудита ("учёной комедии").
 Импровизированные спектакли К. д. а. имели в своей основе сценарии, в
 к-рых давалась лишь краткая сюжетная схема будущего действия.
 Персонажами представлений были типовые "маски", переходившие из одного
 спектакля в другой. Большинство актёров играло в масках, к-рые
 закреплялись за исполнителями на всю их сценич. жизнь. Унаследованная от
 карнавала маска, помимо своего игрового, театр. значения, имела и другой
 смысл: она подчёркивала не индивидуальную, а типовую, социальную
 характеристику образа. По мере развития К. д. а. определились 2 группы
 масок - северная (венецианская) и южная (неаполитанская). Северную
 группу составляли Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин; южную -
 Ковьел-ло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталъя. Маски, созданные в
 Венецианской республике, не затронутой феодально-католич. реакцией, были
 проникнуты боевым обличит, духом, им была присуща большая логичность
 поступков и сдержанность импровизации по сравнению с южанами,
 переполнявшими спектакли буффонадами, произвольными шутками и трюками.
 Для К.'д. а. был характерен конфликт между старым укладом жизни и
 новыми, молодыми силами, к-рых представляли лирич. герои и особенно
 слуги. Репертуар К. д. а. был по преимуществу комедийный, но в отдельных
 случаях методом импровизации исполнялись трагедийные и пасторальные
 представления. С нач. 17 в. стали выпускаться отдельные сборники
 сценариев, их авторами чаще всего были гл. актёры труппы (капокомико).
 Наиболее известные .сборники составлены Ф. Скала (1611) и Б. Локателли
 (1622).
  Буффонная яркость представления не только не лишала его реалистич.
 содержания, но и придавала действию сатирич. направленность, дерзкую
 силу плебейских насмешек. Со сцены звучали нар. диалекты, площадные
 мелодии и песни, действие заполнялось ловкими лацци, весёлыми плясками.
 Душой К. д. а. были слуги - наглый весельчак и изобретатель всех интриг
 Бригелла, добродушный, нескладный, ребячливый и обаятельный Арлекин,
 разбитная,энергичная, острая на язычок Серветта, не лишённый злости и
 лукавства грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры К. д.
 а. были глупый, жадный и влюбчивый купец Пан-талоне, фанфарон и трус.
 исп. дворянин Капитан, лжеучёный, болтун и тупица Доктор. Поэтич.
 сторону К. д. а. определяли идеализированные образы "влюблённых",
 выступавших без масок и говоривших на лит. итал. языке. Актёры К. д. а.
 виртуозно владели иск-вом коллективной импровизации, они впервые в
 европ. т-ре выработали сценич. ансамбль. Внешнее оформление спектакля
 было просто и портативно - сцена представляла собой улицу с двумя домами
 по обеим сторонам, окна и балконы домов служили дополнит, местом
 действия. Декорации не менялись в течение всего представления. Каждый из
 персонажей носил свойственный данной "маске" театр. костюм. Все
 компоненты актёрской игры (слово, танец, пение, трюк) были .подчинены
 действенным задачам, спектакли отличались яркой зрелищностью, повышенной
 динамичностью, оп-тимистич. тональностью. Актёры К. д. а. явились
 первыми теоретиками сценич. иск-ва (трактаты П. М. Чеккини, изд. 1625,
 Н. Барбьери, изд. 1634, А. Перуччи, изд. 1699). Проф. характер иск-ва
 итал. актёров проявился в организации ими первых в Европе постоянных
 театр. трупп, наиболее прославленными из к-рых были "Джелози" (1568),
 "Конфиденти (1574), иФеделш (1601). Крупнейшими актёрами К. д. а. были:
 в 16 в.- А. Ганасса, бр. Дж. и Т. Мартинелли И. и Ф. Андреини;3 17 в.-Т.
 Фьорилли, А. Костан-тини, Д. Бъянколелли, в 18 в.- К. Бертинацци Ч.
 ДАрбес, А. Сапки.
  Бродячие труппы актёров подвергались постоянным гонениям со стороны
 светских и духовных властей и часто были вынуждены уезжать из Италии. С
 конца 16 в. актёры К. д. а. выступали во Франции, Испании,. Англии. Их
 творчество воздействовало на формирование нац. комедийной драматургии и
 сценич. иск-во в этих странах. Особенно заметно влияние К. д. а. на
 драматургию Мольера. В результате гастролей итал. актёров в Париже
 возник т-р "Комеди Итальенн". Опыт К. д. а. был использован в театр.
 иск-ве ряда зап.-европ. стран. Но с ростом драматургии эпохи Возрождения
 приёмы игры актёров-импровизаторов тормозили дальнейшее развитие сценич.
 иск-ва. Отрицание лит. текста и сохранение стандартизованной "маски"
 противоречило требованиям новой драматургии с её психологически
 углублёнными и индивидуализированными образами. Происходила деградация и
 самого иск-ва масок и импровизации. К. д. а., оторванная от итал.
 действительности, связанная гл. обр. с придворной средой, быстро
 аристократизиро-валась. С сер. 17 в. начинается упадок К. д. а. в самой
 Италии. Под влиянием феодально-католич. реакции из спектаклей К. д. а.
 исчезало живое содержание, притуплялась социальная сатира, приёмы
 становились шаблонными, буффонада приобретала самодовлеющее значение.
 Наряду с импровизацией актёры часто произносили и предварительно
 заученный текст, для чего употреблялись т. н. дзибалъдоне - сборники
 монологов и диалогов. В Италии традиции К. д. а. никогда не умирали. К.
 Голъдони, создавая новую реа-листич. комедию характеров, вёл борьбу с
 поинци-пом импровизации и заменял схематич. "маски" реалистич.
 обрисовкой героев. Но при этом он сохранял лучшие черты нар. т-ра - его
 динамику, яркость красок, жизнерадостность, нац. колорит. Роман-тич. и
 буффонную стихию К. д. а. использовал в своих фьябах К. Гоцци.
  Демократич. и реалистич. традиции К. д. а. плодотворно повлияли на
 формирование "т-ров бульваров" во Франции 18 в., на развитие нар. т-ра в
 Австрии, а в 19 в. во многом определили возникновение жанра пантомимы. В
 19 в. традиции К. д. а. развивала итал. диалектальная комедия и её ярко
 одарённые актёры. Понимание традиций К. д. а. изменилось под
 воздействием нем. романтиков (нач. 19 в.), к-рые в борьбе с приниженным
 прозаизмом мещанского иск-ва увидели в масках старинного итал. т-ра мир
 "чистой театральности" и облагороженного романтизма. Эстетизация К. д.
 а. характерна и для декадентских течений нач. 20 в. в Зап. Европе и
 России (практика франц. режиссёров-модернистов, раннее творчество В. Э.
 Мейерхольда, А. Я. Таирова, А.А. Мгебро-ва и др.). Жизнерадостная стихия
 К. д. а. в обновлённом виде зазвучала в пост. Евг. Вахтангова "Принцесса
 Турандот" Гоцци (1922). Оптимистич. нар. основа К. д. а. проявилась в
 спектакле "Слуга двух господ" Гольдони, пост. миланским "Пикколо театро"
 (1947), в традициях импровизационного т-ра масок. Отдель-ныс черты
 поэтики К. д. а. восприняли совр. прогрессивные драматурги и актёры
 Италии, в т. ч. Э. Де Филиппе.
  Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., М., 1954, 2
 изд., 1962; Миклашевский К., La commedia dell'arte, или Театр
 итальянских комедиантов в XVI, XVII и XVIII столетий, П., 1914 [1917];
 Бояд-жиев Г. Н.,Дживелегов А. К., Итальянский театр. в кн.: История

<< Пред.           стр. 397 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу