<< Пред.           стр. 401 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 и пропагандист нар. танца Карелии, консультировал пост. первого
 карельского балета "Сампо" Синисало. С. Кол.
  КОНОНОВИЧ, Владимир Александрович [15(27). VI 1.1899-6.X.1950] -
 русский советский артист балета, балетмейстер, педагог. Вырос в
 артистич. семье. В юности выступал в частных антрепризах. Хореогра-фич.
 образование получил у танцовщицы М. Н. Гор-шенковой. С успехом исполнял
 партии Феба ("Эсме-ральда") и Дон Кихота (Саратовский т-р оперы и
 балета). Работал гл. балетмейстером в т-рах оперы и балета в Тбилиси
 (1931-32), Баку (1934-35), Саратове (1935-39), Свердловске (1939-46),
 Риге (1947-50). Балетмейстерская деятельность К. способствовала
 формированию и развитию балетных трупп, в к-рых он работал.
  Пост. балеты: "Дон Кихот" (1936), "Красный цветок" (1939), "Раймонда"
 (1940); "Песнь Сольвейг" Ференджи (1940), "Конёк-Горбунок" Пуни (1943),
 "Лебединое озеро" (1942);
  "Корсар" Адана и Пуни (1944), "Тщетная предосторожность" (1944) и др.
  Вёл педагогич. деятельность. Среди его учениц:
  В. А. Дубровина, К. Г. Черменская и др. Ст. М.
  КОНСА,Амалия [9(21.III).1873-19.VII.1949] - эстонская актриса. Засл.
 арт. Эст. ССР (1948). Сценич. деятельность начала в 1893 в труппе А.
 Вийры. Выступала в муз. комедиях и опереттах (под псевд.- Бригитта) -
 "Прециоза" Вебера, "Корневильские колокола" Планкета и др. С 1906
 работала как драм. актриса в т-ре "Ванемуйне".
  Роли: Ану ("В вихре ветров" Кицберга), Книртье ("Гибель "Надежды""
 Хейерманса), Квашня ("На дне"), Матрёна ("Власть тьмы") и др. К. Каск.
  КОНСТАНТИН‚СКУ (Constantinescu), Пауль (30.VI.1909-20.ХП.1963) -
 румынский композитор, педагог. Один из основоположников совр. рум.
 оперного иск-ва. Засл. деят. иск-в РНР (1955). Чл. АН РНР (с 1963).
 Музыке обучался в Бухарестской консерватории по кл. проф. М. Жоры.
 Большой знаток муз. фольклора, К. стремился в крупных муз. формах
 (опера, симфония) выразить богатство мелодий и разнообразие ритмов рум.
 нар. музыки. К. принадлежат оперы "Бурная ночь" по о. п. Караджале
 (1935, Бухарестский т-р оперы и балета, 2-я ред., 1950), "Панэ Лесня
 Ру-салим" (1956, Клужский рум. т-р оперы и балета), балет
  "Свадьба в Карпатах" (1938, Бухарестский т-р оперы и балета),-музыка
 к спектаклям, фильмам и произв. в др. жанрах. Музыка оперы "Бурная ночь"
 выдержана в осн. в речитативно-декламац. плане; гротескные муз.
 характеристики подчёркивают остроту ситуаций комедии. Во второй опере,
 написанной на сюжет из героич. прошлого рум. народа, претворены
 интонации нар. эпич. песен о гайдуках. В 1941-63 К. был проф.
 Бухарестской консерватории. Гос. пр. (1953, 1955). Д. Перс.
  КОНСТАНТИНОВ, Константин Тимофеевич (р. 7. VI 1.1915) - молдавский
 советский актёр. Нар. арт. Молд. ССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с
 1949. По окончании Одесского театр. уч-ща (1937) начал актёрскую
 деятельность в молдавском т-ре Тирасполя. Актёр большого самобытного
 дарования, К. исполняет разнообразные комедийные и характерные роли.
 Образы, созданные К., отличаются непосредственностью, сочным юмором,
 динамич. развитием. Игра его лаконична и выразительна.
  Роли: Козьма ("Гайдуки" группы авторов), Флочи ("Ковёр Иляны"
 Корняну), министр Тындалэ ("Сынзяна и Пепеля" Александри), Осип
 ("Ревизор"), Робинзон ("Бесприданница"), Фигаро ("Женитьба Фигаро"),
 Добротворский ("Закон чести" Штейна), Чир ("Любовь Яровая").
  Исполнил роль В. И. Ленина в спектаклях "Человек с ружьём",
 "Кремлёвские куранты". Снимается в кино. Д. П.
  КОНСТАНТИНОВ, Пётр Александрович [р. 25. XII. 1898 (6.1.1899)] -
 русский советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1954). Сценич. деятельность
 начал в 1919 в Вологодском т-ре. В 1921 окончил Моск. филармонич. уч-ще,
 где учился у Н. К. Яковлева и И. А. Рыжова. Работал в Замоскворецком
 т-ре, первом гос. т-ре для детей (1923-26). В 1926- 1932 - в т-рах
 Брянска, Курска, Горького, Орла и др. Уже в эти годы определилась яркая
 характерность актёра, его склонность к комедийным ролям:
  Счастливцев ("Лес"), Куро-слепов ("Горячее сердце"), Шмага, Швандя. В
 1932 К. вернулся в Москву и до 1934 работал в Госцентюзе, где продолжал
 играть характерные роли - Подколёсин ("Женитьба" Гоголя), Подха-люзин
 ("Свои люди - сочтёмся") и др. В 1934-58 К.- актёр ЦТСА.
  Роли: Перчихин ("Мещане"); Кудров ("Сталинградцы" Чепурина), Варравин
 ("Дело" Сухово-Кобылина) и др. С 1958 - в моек. Малом т-ре. Исполнение
 К. характеризуется обаянием, естественностью, непринуждённостью, острой
 сатиричностью при обрисовке отрп-цат. персонажей.
  Др. роли: Госцен-тюз - Бенито ("Сам у себя под стражей" Каль-дерона);
 ЦТСА - Монахов ("Варвары"), Фаю-нин ("Нашествие"), Аль-берто Стильяно
 ("Моя семья" Де Филиппо), Мадзимуро("На той стороне" Барянова); Малый
 театр - Пикалов ("Любовь Яровая"), Прозоров ("Палата" Алёшина).
  Снимался в кшю ("Обыкновенный человек", "Дорогой мой человек").
 Государственная премия СССР (1950).
  Лит.: ТуровскаяМ., Мастер реалистического портрета, "Театр", М.,
 1950, ј 6; Щербина Г., Положительный герой, "Театральная -жизнь", 1962,
 ј 9. С. Г.
  КОНСТАНТИНОВ, Трофим Васильевич (р. в сер. 18 в.- ум. после 1798) -
 русский актёр и антрепренёр. Сценич. деятельность начал в 80-х гг. в
 Туле (т-р при Тульском наместничестве). В 1787 был направлен для
 совершенствования в петерб. труппу, пробыл здесь до 1791. Затем служил в
 наместническом т-ре в Казани (рук. В. Р. Бобровннков). С 1793 снова
 работал в Петербурге; играл первые роли в трагедиях, комедиях и драмах,
 исполнял также оперные партии. В 1795 К. с неск. петерб. актёрами вошёл
 в труппу Харьковского т-ра. Взяв на себя обязанности антрепренёра этого
 т-ра, К. явился одним из основоположников системы частной антрепризы в
 провинции. Небольшая труппа К. (6 актёров и 3 актрисы) была, по
 свидетельству Г. Ф. Квитки-Основьяненко, "сгармонирована, как нельзя
 лучше" и пользовалась большим успехом в Харькове. Сам К. выступал в
 ролях героев. Его игра, основанная на классицистскпх правилах,
 отличалась в то же время эмоциональностью (Беверлей - в одноим. франц.
 переделке "Игрока" Мура и др.). В 1796 т-р К. был закрыт в связи с
 трауром по случаю смерти Екатерины II. Затем К. возобновил свою
 антрепренёрскую деятельность в Смоленске. А. Кл.
  КОНСТАНТЙНОВСКИЙ, Александр Иосифович [12(25).XI.1906-20.VII.1958] -
 русский советский театральный художник, график. Засл. деят. иск-в РСФСР
 (1957). Учился в Киевском художеств. ин-те и ВХУТЕИНе у Д. П.
 Штеренберга, И. М. Рабиновича, С. В. Герасимова. В т-ре работал с 1924.
 В творчестве К. монументальность, строгость, законченность, лаконизм
 сочетаются с остротой рисунка, композиционным разнообразием,
 живописностью.
  Спектакли: "Мещанин во дворянстве" (1934, Свердловский ТЮЗ),
 "Северный ветер" Книппера и "Кармен" (1930, Свердловский т-р оперы и
 балета), "Мазепа" (1950);
  "Декабристы" Шапорина (1953) - в Ленингр. т-ре оперы и балета им.
 Кирова; "Фиделио" Бетховена (1954), "Спартак" Хачатуряна (1958) - в
 Большом т-ре. АН. Ш.
  КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в искусстве, подменяющее его образность
 "выявлением конструкции", техницизмом. К. развился после 1-й мировой
 войны. Отрицая идейно-познавательную роль иск-ва, выступая с
 требованиями функциональной, конструктивной "целесообразности",
 "рациональности" цск-ва, конструктивисты приходили часто к эстетскому
 любованию формой в отрыве от содержания. В театре К. проявился гл. обр.
 в декорационном иск-ве. В сов. т-ре 20-х гг. К. был тесно связан с
 предшествующими ему течениями - кубизмом, футуризмом, супрематизмом с их
 отрицанием живописно-иллюзорных плоскостных декораций.
 Художники-конструктивисты призывали к отказу от декораций что-либо
 изображающих и воздействующих эстетически ("Мы хотим,-говорил
 Мейерхольд, -чтобы нашим фоном было или железная труба, или море, или
 что-то, построенное новым человечеством"; ж. "Вестник театра", 1920, J\
 75, с. 14). Декорации заменялись конструктивными установками,
 предназначенными для действия "всесторонне развитых актёров" (см.
 Биомеханика}. Художник вытеснялся конструктором, инженером. Вместо
 холста и красок применялись дерево и металл, вместо костюмов -
 прозодежда, вместо бутафории - реквизит, составленный из подлинных
 вещей. Обращение к "реальным материалам" имело положит. значение и
 открывало перспективы для дальнейшего развития декорационного иск-ва.
 Однако художники-конструктивисты часто применяли принципы К. без учёта
 конкретных требований драматургии, что приводило к формализму, к сухой
 абстрактности и безжизненности декораций.
  Наиболее последовательно К. проявился в декорациях Л. С. Поповой к
 спектаклю В. Э. Мейерхольда "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922,
 Т-р им. Вс. Мейерхольда), А. А. Веснина и В. А. и Г. А. Стенбергов к
 спектаклям А. Я. Таирова (напр., "Человек, который был Четвергом"
 Честертона, 1923, худ. Веснин, Камерный т-р), а также в декорациях В. А.
 Шестакова, И. Ю. Шлепянова и др.
  Лит.: Гиляровская Н. В., Театрально-декорационное искусство за 5 лет,
 Казань, 1924; Марков П., Новейшие театральные течения (1898-1923), M.,
 1924; "Театральный Октябрь", сб. 1, Л.-M., 1926, с. 180 (2); M а р г о-л
 и н С., Художник театра за 15 лет, М., 1933, с. 127; Камерный театр и
 его художники (вступ. статья А. Эфроса), М., 1934. В. Бер.
  КОНСТРУКЦИЯ (в т е а т р е)(от лат. construc-tio - построение) - 1)
 каркас для объёмных частей декорационных установок (стволы деревьев,
 скалы, колонны, лестницы, архитектурные арки, своды и пр.). 2) Невидимые
 зрителю постройки, рассчитанные на большую грузоподъёмность.
 Представляют собой станки из складных рам и накрывающих их сверху щитов.
 Предназначены для изменения рельефа планшета сцены (создания
 возвышенностей, площадок, наклонных спусков и др.). 3) Приспособление
 для передвижения декорационных установок (фурка, накладной вращающийся
 круг) и крепления декораций (относки, фермы и т. п.). 4) Рама-поделка,
 на к-рую натягивается холст для плоскостных живописных декораций.
  КОНТА (Contat), Луиз Франсуаз (16.VI.1760- 9. II 1.1813) -
 французская актриса. Ученица М. А. Превиль. В 1776 дебютировала на сцене
 т-ра "Ко-меди Франсез". Играла роли молодых "влюблённых" до тех пор,
 пока Бомарше не настоял на её выступлении в роли "субретки" Сюзанны в
 "Женитьбе Фигаро" (1784). К. исполнила эту роль весело, с кокетливой
 женственностью. С этого времени она играла ведущие роли в комедиях
 Мольера, Ж. Ф. Реньяра, Ф. Детуша, П. Мариво и др. Живой ум, прелестная
 внешность, чистый и звонкий голос, интонационное мастерство определили
 положение К. как ведущей комедийной актрисы "Комеди Франсез". К. владела
 иск-вом непринуждённой светской беседы, аристократич. изысканностью
 манер. Она с равным успехом играла надменную, утончённо грациозную
 Селимену ("Мизантроп" Мольера), непосредственную, весёлую До-рину
 ("Тартюф"), забавно капризную Селианту ("Женатый философ" Детуша) и др.
 Во время революции К. была арестована якобинскими властями вместе с др.
 актёрами "Т-ра Нации" (так назывался в это время т-р "Комеди Франсез")
 по обвинению в роялизме, но вскоре освобождена. Позднее исполняла роли
 комич. старух (м-м Патен - "Модный кавалер" Данкура) и "благородных
 матерей". В 1809 оставила сцену.
  Лит.: Manne Е. Д. de, Galerie historique des comediens francais de la
 troupe de Voltaire, Lyon, 1877; L y о n-n e t H., Dictionnaire des
 comediens, P., 1912; [A r n a u 1 t A. V.], Les souvenirs et les regrets
 du vieil amateur dramatique. P., 1829, с. 153-59. Е. Ф.
  КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. conta minatio, букв.- соприкосновение) -
 литературный приём в античной драматургии. Применялся рим. драматургами
 при переработке греч. комедий. Заключался в дополнении материала комедии
 мотивами, сценами и персонажами, заимствованными из др. комедий.
 Введение К. связано с тем, что рим. драматургия в своём становлении была
 вынуждена ориентироваться на греческую, достигшую к этому времени
 высокого развития. Переработка греч. пьес считалась самостоят.
 творчеством, в то время как использование фабулы, уже обработанной рим.
 автором, рассматривалось как плагиат. К. применяли Невий Плавт Энний и
 др. рим. комедиографы. Наибольшее распространение К. получила в комедиях
 Теренция ("Девушка с Андроса", "Братья", "Евнух"). Н. Зем.
  КбНТИ (Conti), Антонио (22.1.1677-6. IV.1749) -итальянский драматург
 и учёный. По эстетпч. п научно-философским воззрениям был близок к
 ранним просветителям, с к-рыми его роднил культ разума, стремление
 превратить т-р в школу нравств. и гражданской доблести. К. написал
 трагедии в стихах "Юлий Цезарь" (изд. 1726), "Друз" (соч. 1727), "Юний
 Брут" (изд. 1743), "Марк Брут" (изд. 1744), в к-рых отчасти предвосхищал
 политич. трагедии В. Альфьери, прославлял политич. свободу, борцов
 против тирании. Однако тираноборч. мотивы лишены у К. подлинно гражд.
 пафоса. Выступая против ро-мантич., сверхъестественного, К. стремился к
 историч. достоверности, упрощал драматич. действие, сконцентрировав его
 вокруг судьбы центр, персонажа.
  Трагедии К. обладают нек-рымп лит. достоинствами, но они не сценичны.
  Лит.: Z а г d o A., Un tragico padovano del secolo scorso (Ant.
 Conti), Padova, 1884; Natali G., Il Settecento, pt II, 3 ed.. Mil.,
 1943. P. X.
  КОНТИ (Konti), Йожеф (1852-23.X.1905) - венгерский композитор,
 дирижёр. Музыке обучался в Венской консерватории; брал уроки у Ф. Зуппе
 в "Леопольдштадттеатре". Нек-рое время работал дирижёром в Зальцбурге. С
 1878 был дирижёром Городского, с 1884 - Народного, с 1903 - Королевского
 т-ров в Будапеште. Написал оперетты: "Поддельная принцесса" (1898,
 Народный т-р), "Ласточка" (1904, Королевский т-р), "Тайна женского
 монастыря"
  КОНТРАЛЬТО (итал. contralto) - низкий женский голос. Диапазон К.:
  Наиболее характерный и выразит. регистр К. - грудной (кончая
 ля-бемоль - си-бемоль 1-й октавы). Тембр густой, плотный. Композиторы
 часто писали для К. партии мальчиков-подростков и юношей в операх, в т.
 ч. Ваня, Ратмир ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Лель, Нежата
 ("Снегурочка", "Садко"), Басманов ("Опричник" Чайковского), Зи-бель
 ("Фауст") и др. Среди партий К.: Ольга ("Евгений Онегин"), Кончаковна
 ("Князь Игорь"), Княгиня ("Русалка"), Ульрика ("Бал-маскарад" Верди) и
 др. Выдающимися рус. певицами-К. были: А. Я. Воробьёва-Петрова, Д. М.
 Леонова, Е. А. Лавровская, М. И. Долина, Е. П. Кадмина, Е. И. Антонова,
 Б. Я. Златогорова, Е. И. Збруева и др. Во Франции- М. Малибран, в США -
 М. Андерсон.
  КОНТРАМАРКА (франц. contre-marque, от contre, здесь означает
 "добавочный" и marque - значок) -
  1) пропуск (записка), выдаваемый администратором театра, цирка,
 концертного зала отдельным лицам на право беснлатного посещения
 представления.
  2) Талон, выдаваемый зрителю, временно покидающему театр. на право
 возвращения в т-р без повторного предъявления билета.
  КОНФЕРАНС - эстрадный жанр. См. Конферансье. КОНФЕРАНСЬЕ (от франц.
 conferencier, букв. - докладчик) - артист эстрады, объявляющий номера и
 выступающий перед публикой в промежутках между номерами эстрадного
 концерта. Поведение К. на сцене и текст его реплик носят обычно
 комедийный характер. К. комментирует отдельные номера, в какой-то
 степени объединяет эстрадную программу, стремится придать ей
 злободневный характер. Конферанс возник на импровизированных
 любительских дивертисментах, устраивавшихся в 60-е гг. 19 в. артистич. и
 лит. богемой в парижских кафе-шантанах и кабаре. Это породило
 легковесность выступлений многих зап.-европ. К. В 19-20 вв. К. появились
 в т-рах варьете, миниатюр. В России первые проф. К.- Н. Ф. Балиев и А.
 Г. Алексеев - выступали в 10-е гг. 20 в. в т-рах миниатюр "Летучая мышь"
 и др.
  На сов. сцене иск-во К. приняло более острый, актуальный характер.
 Наиболее талантливые исполнители этого жанра на сов. эстраде органически
 претворяют в своих выступлениях образцы нар. юмора и сатирич. лит-ры, их
 конферанс носит политически злободневный характер. Артисты, ведущие
 конферанс, создают разл. образы: Г. А. Амурский играл роль
 гостеприимного, благодушного хозяина, принимающего гостей; А. А.
 Менделевич рассказывал любопытные курьёзы, высмеивал проявления
 некультурности; нек-рые К. представали перед зрителями в облике
 меланхоликов, что контрастно оттеняло их острые шутки (И. И. Глинский).
 Другие разыгрывали смущающегося новичка, случайно попавшего на сцену. К.
 должен обладать находчивостью, остроумием; это даёт ему возможность
 вести непосредственную беседу с публикой (М. Н. Гаркави и др.). В
 конферанс включается часто чтение фельетонов, рассказов, пение куплетов
 (П. Л. Муравский, А. С. Белов). Иногда К. сопровождают номера концерта
 репликами или пантомимой. На сов. эстраде получил распространение парный
 конферанс, к-рый ведут артисты, приближающиеся к амплуа комика и
 резонёра - Л. Б. Миров и М. В. Новицкий, Ю. Г. Тимошенко и Е. И. Березин
 (псевд. - Тарапунька и Штепсель) и др. Это позволяет К. разыгрывать
 сатирич. диалогич. сценки.
  Лит.: Набатов И., Записки эстрадного сатирика, М., 1957; Кузнецов Е.,
 Из прошлого русской эстрады, М., 1958. g
  КОНФИДАЯТ, конфидантка (франц. confident, confidente),- актёрское
 амплуа в русском театре 18-19 вв. То же, что наперсник наперсница.
  "КОНФИДЕНТИ" (полное назв. "Confidenti nelP indulgenza del pubblico"
 - "доверчивы к снисходительности публики") - труппа итальянских актёров
 комедии дель арте. Первое упоминание о труппе относится к 1574. "К."
 играли в это время в Милане, Ман-туе, Вероне, Болонье, Венеции и др.
 городах. Руководили труппой В. Пииссими и Дж. Пелезини (Пед-ролино). В
 составе труппы были актёры Д. Понти, Б. Тромбетта, Ф. де Форнарис и др.
 В 1582 "К." во главе с Ломбарди слились с "Унити", но труппа вскоре
 распалась. Группа актёров "К." под руководством де Форнариса продолжала
 выступать в Италии и Франции. С 1587 труппой руководили бр. Т. и Д.
 Марти-нелли. С 1589 в труппе играла талантливая актриса И. Андреини. В
 1612-20 под рук. Ф. Скала "К." выступали при дворе Дж. Медичи. В труппу
 входили:
  М. Д. Антонаццони, М. А. Романьези, Ф. Габриелли, Н. Барбьери и др.
 Л. Л.
  КОНЦЕРТ (итал. concerto, от лат. concerto - состязаюсь) - публичное
 выступление артистов по определённой, заранее составленной программе.
 Виды К.: музыкальный (симф., камерный, фортепианный, скрипичный и др.),
 литературный (художеств. чтение), смешанный (муз. номера, художеств.
 чтение, сцены из спектаклей, балетов и др.), эстрадный (лёгкая вок. и
 инструмент, музыка, юмористич. рассказы, пародии, цирковые номера и
 др.). До 2-й пол. 18 в. была распространена форма закрытого К.,
 связанная с придворным и аристократич. бытом и рассчитанная на небольшой
 круг специально приглашённых лиц. С ростом городской бурж. культуры
 получили развитие платные публичные К. (впервые в Лондоне с последней
 четверти 17 в.). В К. могут участвовать несколько исполнителей или один
 (сольный К.).
  В СССР К. организует Всесоюзное гастрольно-концертное объединение (В
 ГКО) и республиканские, областные филармонии. В капиталистич. странах К.
 организуют импресарио, менеджеры.
  КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем. Konzertmeister) - 1) пианист, помогающий
 исполнителям (певцам, артистам балета и др.) разучивать их партии и
 аккомпанирующий им в концертах. 2) Первый скрипач - солист оперного или
 симф. оркестра. 3) Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп
 оперного или симф. оркестра.
  КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОПЕР - исполнение опер в концерте без
 декораций, грима и театр. костюмов. К. и. о знакомит слушателей гл. обр.
 с произв., к-рые не идут или редко идут на театральной сцене.
  КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ - специально оборудованные и акустически
 приспособленные помещения для проведения публичных концертов. Камерные

<< Пред.           стр. 401 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу