<< Пред. стр. 403 (из 913) След. >>
искусства", "освободить актёра от его ужимок..., повернуть его к миру, кжизни, к культуре, к великой человеческой простоте..., как это сделал в
свое время Мольер и как это сделал в России великий Станиславский" (речь
в Женеве, 1923). В высказываниях К. об иск-ве актёра и в его педагогич.
системе многое близко учению Станиславского. К. добивался от актёра
подлинности чувства, разработки техники, помогающей руководить этим
чувством.
К. выступал как чтец, он блестяще владел сценич. речью, умел с
одинаковым мастерством передать величие греч. эпоса, психологич.
тонкость Расина, лиризм Мюссе, острую стихию фарса. Ему были близки
роли, исполненные иронии, цинизма, напряжённой философской мысли, острой
характерности. Среди лучших ролей в т-ре "Вьё коломбье": Иван Карамазов
("Братья Карамазовы"), вице-король Перу ("Карета святых даров" Мериме),
Альцест ("Мизантроп" Мольера), в др. т-рах - Наполеон ("Наполеон
единственный" П. Рейналя, т-р "Порт-Сен-Мартен", 1936), Жак ("Как вам
это понравится" Шекспира, т-р "Ателье", 1937).
В 1924, несмотря на общеевроп. признание, К. оставил т-р и с группой
учеников и последователей (Л. Шансерель, С. Бинг, М. Сен-Дени, М. Э.
Даете) уехал в своё небольшое поместье (Пернан-Вержелес в Бургундии).
Причиной отъезда послужили материальные затруднения, уход из "Вьё
коломбье" ведущих актёров (Л. Жуве, Ш. Дюллен) и гл. обр. творч.
неудовлетворённость самого К. В этот период он пытался создать во
Франции народный т-р; организовал передвижную труппу "Ле Копьо", к-рая
играла пьесы Мольера и старинные фарсы, выступала перед крестьянами,
гастролировала в Англии, Голландии, Бельгии, Швейцарии и т. д. В 1930
эта труппа была переименована в "Компани де кенз" ("Труппа пятнадцати")
и во главе её стал племянник и ученик К. - М. Сен-Дени, взявший на себя
руководство и т-ром "Вьё коломбье".
В 1930-е гг. К. возвратился к теоретич. и критич. деятельности, а
также ставил спектакли и играл в разл. т-рах Флоренции и Парижа. В 1936
К. (вместе с Ш. Дюлленом, Л. Жуве и Г. Бати) был приглашён режиссёром в
т-р "Комеди Франсез"; в 1940" в течение неск. месяцев (до капитуляции
Парижа) был художеств. руководителем этого т-ра. Последние годы жизни
провёл в своём поместье в Бургундии. Написал пьесы "Утренний туман"
(1897), "Уединённый дом" ("Ermitage", 1901), "Родной дом" (1923-24) п
др., статьи о лит-ре и т-ре. Деятельность и взгляды К., одного из
основоположников совр. франц. режиссуры, оказали влияние на творчество
Л. Жуве, Ш. Дюл-лена, Ж. Вилара, Ж. Л. Барро, А. Барсака и мн. др.
Соч.: Souvenirs du Vieux-Colombier..., P., 1931; Notes sur le metier
de comedien. P., 1955.
Лит.: Гвоздев А. А., Западно-европейский театр на рубеже XIX и XX
столетий, М.-Л., 1939; Луначарский А. В., О театре и драматургии.
Избранные статьи, т. 2, М., 1958; Mahn В.,Romain J., Souvenirs du
Vieux-Colombier, P., 1926; Aykroyd Ph., The dramatic art of La compagnie
des quinze, L., 1935; Brasillach R., Animateurs de theatre, P., [1936J;
A u b-r i a n t M., Jacques Copeau de Moliere a Moliere...,
"Paris-Theatre", 1957, ј 127, с. 12-18. Е. Ф.
КОППЕ (Coppee), Франсуа Эдуар Иоахим (26.1. 1842 - 23. V. 1908) -
французский писатель, поэт, драматург. Член Французской академии (с
1884). В 1866 был опубликован первый сборник его стихов. Драматургии.
деятельность начал одноактной пьесой "Прохожий" (1869, т-р "Одеон"),
написанной для бенефиса актрисы Агар. Роль Занетто в этой пьесе стала
одной из лучших в репертуаре Сары Бернар. Все пьесы К" написаны в
стихах. К. - автор патриотич. пьесы "Чего долг требует" (1871, "Одеон"),
навеянной событиями франко-прусской войны, историч. драмы "Яко-биты"
(1885, там же), "Из-за короны" (1894, там же), В драматич. сценах
"Стачка кузнецов" (1869, там же), "Отче" (1890, т-р "Де Галери",
Брюссель) К. с буржуазно-филантропич. позиций показывает жизнь
трудящихся. Ранние пьесы К. носят по преимуществу отвлечённо-эстетский
характер, позднее он стал пропагандировать реакц. религиозные идеи.
Стремление привнести в классицистскую трагедию дух ро-мантич. драмы
породило эклектичность творчества К. На рус. сцене пост. "Кремонский
скрипач", "Яко-биты" (1885, 1893, Малый т-р), "Прохожий" (1894, Т-р
Корша) и др.
Соч.: Oeuvres, v. 1-8, Р., 1870-98 (v. 8. Theatre);
Oeuvres completes, v. 1-4, P., [1890-1900] (v. 2 и v. 4, Theatre); в
рус. пер.-Севере Торелли, СПБ, 1884, М., 1908;
Кремонский скрипач, М., 1884; Две скорби, СПБ, 1886;
Якобиты, СПБ, 1889; Прохожий, [М.], 1892; Из-за венца, СПБ, 1896
(литогр. изд.); Донна Пия, СПБ, 1901.
Лит.: Claretie J., Fr. Coppee, P., 1883;
[W e i s s J. J. J, Le drame historique et le drame passionnel,
P., 1894 (Trois annees de theatre. 1883-1885, с. 333- 348). Д. Гит.
"КОППЕЛИЯ" ("К оппелия, или Красавица с голубыми г л а з а м и" ; "С
о p p e 1 i a" )- балет Л. Делиба, либретто Ш. Нюитера и А. Сен-Леона
(по Э. Гофману). Пост. 25 мая 1870, Парижская Опера (Сва-нильда -
Бозаччи, Франц - Фиокр, Коппелиус - Доти; балетм. Сен-Леон,худ. Камбон,
Деплешен и Лавостр).
В России пост. 24 янв. 1882, Большой т-р, Москва (Сванильда - Гейтен,
Франц -Никольская, Коппелиус - Ван-нер; балетм. Гансен, худ. Гурьянов,
Вальц и Нордмак, дирижёр Рябов), 1884 - Мариинский т-р (Сванильда -
Никитина, Франц - Гердт, Коппелиус - Стуколкин; балетм. М. Петипа).
Новая ред. 25 февр. 1905, Большой т-р (Сванильда - Гельцер, Франц -
Тихомиров, Коппелиус - В. Гельцер; балетм. Горский). На сов. сцене пост.
12 сент. 1924 в Большом т-ре, 4 апр. 1934 в Ленингр. Малом оперном т-ре
(возобн. в 1949). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Свердловск
(1933), Минск (1935), Днепропетровск (1936), Горький (1937 и 1946),
Тбилиси (1938), Уфа (1940), Киев (1941), Фрунзе (1941), Ташкент (1947),
Ереван (1948), Одесса (1948), Улан-Удэ (1949), Оренбург (1959), Пермь
(1960), Орджоникидзе (1961).
За рубежом: Англия - "Эмпайр-тиэтр" (1906), "Сэдлерс-Уэллс" (1933), а
также в Копенгагене (1896), Нью-Йорке (1938), Сан-Франциско (1939),
Берлине (1956), Будапеште (1957) и др.
Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1956; Guest J.,
The ballet of the Second Empire, v. 2, L., 1953. Юр. Б.
КОППИН (Coppin), Джордж Селт (8.IV.1819- 14 II 1.1906) -
австралийский актёр, режиссёр, театральный деятель. Один из
основоположников австрал. т-ра. Начал актёрскую деятельность в Англии в
труппе отца. В возрасте 18 лет получил ангажемент в "Ву-лидж тиэтре" на
амплуа комика-буфф. Играл в водевилях и в шекспировских пьесах. Выступал
в Шеффилде, Манчестере, Дублине и др. городах. В 1843 переехал в
Австралию. До 1845 играл в "Виктория тиэтре" (Сидней). Выступал в т-рах
Аделаиды, Мельбурна, где в 1855, 1856, 1862 организовывал (совм. с англ.
актёром Г. В. Бруком) собств. труппы. В 1882 оставил сцену. К. был
гармоничным и обаятельным актёром, талантливо сочетавшим в своей игре
психологич. раскры-буффонады, гротеска. тие характера с приёмами
буффонады, гротеска. Воспитал много молодых актёров.
Роли: Боб Эйкс, сэр Питер Тизл ("Соперники", "Школа злословия"
Шеридана), полковник Дамас ("Лионская красавица" Булвер-Литтона), Джеке
Строп ("Роберт Макер" Байрона), Джемми Туитчер ("Золотой фермер"
Уэбстера), дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго), Пол Прай (о. п. Пула),
Моуорм ("Лицемер" Бикстафа по "Тартюфу"), Столбах ("Король и комик"
Селби).
Лит.: М с G u i r e P., The Australian theatre, L.-Melb., [1948];
Serie P., Dictionary o! Australian biography, v. l, Sydney-L., [1949],
с. 195-96; Kardoss J.,A brief history of the Australian theatre, Sydney,
[1955]. Л. К.
КОПФРИНГ (нем. Kopfring, от Kopf - голова и Ring - кольцо) -
приспособление для выполнения акробатпч. трюка копфштейн\ кольцо
диаметром 10-12 см. На К. опирается голова акробата при исполнении
трюка. В рус. цирке наз. "бублик" (жаргон);. Ал. Ш.
КОПФШТЕЙН (от нем. Kopf - голова и stehen - стоять) - акробатический
трюк из жанра "силовой акробатики" и эквилибристики; сохранение
равновесия, стоя на голове, без помощи рук. К. исполняется на голове или
руке партнёра, а также на разл. цирковых аппаратах (перше, .трапеции).
Артист, исполняющий К., может принимать разл. положения корпуса. Ал. Ш.
КОРАЛЛИ (К а р а л л и), Вера Алексеевна (р. 27.VII.1889) - русская
артистка балета. В 1906, окончив Моск. балетное уч-ще (класс А. А.
Горского), была принята в труппу Большого т-ра. Выступив в том же году в
партии Одетты-Одиллии, заняла положение ведущей танцовщицы. В 1909
принимала участие в "Русских сезонах за границей" (Армида - "Павильон
Армиды" Черепнина). К. создавала лирич., эмоционально окрашенные образы:
Жизель; Эвника ("Эвника и Петроний" на муз. Шопена), Медора ("Корсар"
Пуни), ведущая партия ("5-я симфония" на муз. Глазунова) и др., была
одарённой драматич. актрисой, с 1914 снималась в кино (была одной из
основных исполнительница фильмах реж. А. Ханжонкова). Стремясь к более
глубокому раскрытию образа, К. часто нарушала строгие каноны классич.
танца. С 1918 живёт за границей. В 1920 выступала в труппе А.П. Павловой
(как её дублёрша) и в др. труппах Европы и Америки. В 1930-35 вела
педагогич. деятельность (в Румынии, Франции, Австрии).
Лит.: "Театр", 1908, ј 308, с. 4-5; Grigoriev S. L., The Diaghilev
ballet. 1909-1929, L., 1953. JOp. Б.
КОРАЛЛИ (Coralli; наст. фам. -Перачини, Peracini), Жан (15.1.1779-l.
V. 1854) - французский артист балета и балетмейстер. Учился в балетной
школе при т-ре Парижская Опера, в к-ром дебютировал как танцовщик в 1801
в балете "Тайны Изис" Лашнита. В 1806 дебютировал как балетмейстер в
Венском придворном т-ре постановкой балета "Поль и Розетта, или
Виноградари". В 1809-12, 1814-15, 1820 выступал как танцовщик, а в
1815-16 и 1824- 1825 - как балетмейстер в т-ре "Ла Скала". В
18261830-балетмейстер т-ра "Порт-Сен-Мартен" в Париже. В 1831-48 К.
-танцовщик и балетмейстер Парижской Оперы, где пост. "Хромой бес" (1836)
и "Тарантул" (1839) Жида, "Пери" на муз. Бургмюллера (1843) и др. Особую
известность К. приобрёл как либреттист (совм. с Т. Готье и Ж.
Сен-Жоржем) и постановщик балета "Жизель" (1841). К. считал себя
единственным постановщиком этого балета, но большая часть работы была
проведена балетмейстером Ж. Перро, имя к-рого по стечению обстоятельств
не было упомянуто в афише. В 1813-14 К. преподавал в Миланской
консерватории.
Лит.: Л е в и н с о.и А., Мастера балета, СПБ, 1914, с. 124, '128-30;
Saint Leon A., Stenochoregraphie, P., 1852; L i fa r S., Carlotta Grisi,
[P.], 1941; его же, Giselle, Р., [1942]. Г. Ш .
KOPBEP (Cor ver), Мартен (1727-l.VIII.1794) - тол-ландский актёр,
режиссёр, театральный деятель. Был учеником актёра и гравёра Я. Пюнта.
Дебютировал в 1748 на сцене амстердамского "Городского т-ра", в к-ром
играл до 1763. Роли: Нерон ("Британник" Раси-на), Замор, Лузиньян
("Альзира", "Заира" Вольтера), Юба ("Катон" Аддисона), Радамист
("Радамист и Зено-бия" Кребийона) и др. В 1762 посетил Париж, где
сблизился с А. Л. Лекеном, Ж. Б. Бризаром и Ф. Р. Моле. В 1763
организовал собств. труппу, с к-рой осуществил задуманную им ещё в
Париже театр. реформу. Заложил основы нац. реалистич. т-ра,
противостоящего классицизму, к-рый господствовал до того времени на
голл. сцене. Утверждая естественность декламации, сценич. поведения
актёров, свободное построение мизансцен, соблюдение местного колорита и
историч. достоверности в костюмах и декорациях, необходимость репетиций,
К. развивал в актёрском и реж. творчестве принципы мещанской драмы.
Труппа К. составила ядро первого постоянного проф. т-ра в Гааге,
основанного К. в 1766 на собств. средства. В 1773 из-за материальных
затруднений т-р был закрыт. В 1774-76 К. играл в Роттердаме, на сцене
открывшегося там (в 1773) первого постоянного т-ра. В 1776 сменил Я.
Пюнта на посту директора этого т-ра. В 1785 оставил сцену.
К. утверждал демократия, направленность театр. иск-ва (пост.
антиколониалистскую пьесу О. 3. ван Харена "Агон, султан Бантамский",
популяризировал мещанскую драму, зингшпиль). Из труппы К. вышли У.
Бингли, И. К. Зисенис-Ваттир, С. Крёйс и др. видные голл. актёры.
Соч.: Tooneel-aanteekeningen, Leyden, 1786. Лит.: Nieuw nederlandsch
biographisch woordenboek onder red. van P. C. Molhuysen..., dl 5,
Leyden, 1921, c. 117-;
H e l l w a l d F. v., Geschichte des hollandischen Theaters,
Rotterdam, 1874, гл. XII и XVIII; А 1 bac h В., Jan Punt en Marien
Corver, Amst., 1946. Вл. О.
КОРВИН-КРУКОВСКИЙ, Юрий Васильевич [4(16). VI. 1862- 25. ?.
1935]русский советский актёр. Засл. арт. Республики (1921). Учился в
Морском кадетском корпусе. Сценич. деятельность начал в 1883. В 1886
дебютировал в Александрийском т-ре; работал здесь до 1929. Роли:
Кречинский, Загорецкий; Вышневский ("Доходное место"), Городулин ("На
всякого мудреца довольно простоты"), Калигула ("Калигула" Дюма) и др.
Образы К.-К. были отмечены мастерством, тщательной отделкой деталей,
сценич. культурой, вкусом. Знаток театр. костюма, К.-К. принимал участие
в оформлении мн. спектаклей Александрийского т-ра. С 1919 был зав.
историко-художеств. частью т-ра. Снимался в кино ("Златые горы", "Дворец
и крепость"). Нин. /7.
КОРГАНЯН, Михаил Александрович [р. 3(16).V. 1907] - армянский
советский актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с
1940. Сценич. деятельность начал в 1927 в Бакинском арм. т-ре. С 1933 -
актёр Степанакертского арм. т-ра. Играл драматич. роли, создавая героич.
образы: Самвел (по одноим. роману Раффи), Сое ("Сое и Вардитер" по
Прошяну), Саят Нова (о. п. Алваряна), Гороян ("Город ветров" Киршона),
Хачатур Абовян (о. п. Газазяна), Атарбекян ("Чрезвычайный комиссар" Ар.
и АН. Ов-сепян), Арташес ("Под одной крышей" Боряна), Азади ("Тегеран"
по Севунцу), Яго; Отарян ("Из-за чести" Ширванзаде). Б. А.
КОРДАК (греч. ??????)- пляска в древнегреч. комедии. Отличалась
свободой телодвижений, граничившей с непристойностью. По свидетельству
Лукиана ("Бахус"), исполнялась несколькими участниками. В комедии К.
занимала такое же место, как пляски эммелия в трагедии и сикиннида в
сатировской драме. Аристофан, желая подчеркнуть высокое обществ.
назначение своих пьес, указывал в "Облаках", что он не пользуется для
снискания успеха V невзыскательных зрителей таким грубым приёмом, как К.
, В. Я.
КОРДЕБАЛЕТ (франц. corps de ballet, от corps - личный состав и ballet
- балет) - в оперно-балетном театре коллектив танцовщиков и танцовщиц,
исполняющий групповые и массовые танцы; своего рода балетный хор. В сов.
балете широкая разработка нар. массовых сцен способствовала
переосмыслению и усилению роли К. А. И.
КОРДОВА (Cordoba), Лучо (наст. имя и фам. - Луис Гарро Фернандес) (р.
26.VII.1902) - чилийский актёр, режиссёр, драматург. В 1934 К. вместе с
женой, известной актрисой О. Легией, организовал собств. труппу
"Легия-Кордова" (Сантьяго), ставившую пьесы К.: "Старьё-берём", "Кавалер
семи лун", "У меня пять детей" и др. В труппе К. начинали свою творч.
деятельность мн. чилийские актёры и режиссёры. Коллектив, возглавляемый
К., гастролирует по Чили, показывая свои спектакли широким слоям
населения. В составе разл. трупп К. выступал и в др. странах Лат.
Америки, исполняя комич. роли. Снимается в кино (преим. в муз.
кинокомедиях). К. получил пр. Кауполикан (1952) как лучший комич. актёр
Чили. . Л.Х. КОРДОВА, М. - испанская актриса. См. Амарилис. КОРДЫШ, Ефим
Хизерович (р. 1905) - советский театральный художник. Засл. деят. иск-в
Туркм. ССР (1949). Окончил Киевский художеств. ин-т. С 1932 работал
художником т-ров в Виннице, Одессе, Киеве. С 1941 - гл. художник Туркм.
драм. т-ра (Ашхабад). Оформил в этом т-ре спектакли:"0телло", "Ревизор";
"Кеймир-Кёр" Бурунова и Аманова, "Решающий шаг" Кербабаева, "Весёлый
гость" Мух-тарова, "Русский вопрос". Одновременно оформлял спектакли в
Туркм. т-ре оперы и балета им. Махтум-кули (Ашхабад): балет "Алдар Косе"
Корчмарёва и др. Л. Ан.
КОРЕЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТЙ 4F-СКИЙ ТЕАТР КАЗАХСКОЙ ССР - создан в
1932 во Владивостоке на основе местных клубных драм. кружков под назв.
"Дальневосточный краевой корейский театр". В 1937 был переведён в
Казахстан
(в 1937-41 и с 1959 в Кзыл-Орде, в 1942-59 в Уш-Тобе). С 1964 носит
наст. наименование. Т-р способствовал развитию нац. драматургии. В
содружестве с творч. коллективом т-ра создали свои пьесы драматург Тхай
Дян Чун: "Межа" (1934) - о коллективизации, "Рабы" (1937) - о борьбе
крестьян феодальной Кореи, "Счастливые люди" (1939)- о корейских
колхозах в Казахстане, "Южнее 38-й параллели" (1950)-о борьбе народа
против марионеточного режима в Юж. Корее, и драматург Цай Ен: "Сказание
о девушке Сим Ч ен" (1934), "Радостная жизнь" (1949) - об успехах
корейских колхозов в Казахстане, "Рассвет" (1961) - о корейских женщинах
после Окт. революции. Пост. также "Незабываемые дни" Цай Ена и ЕмСа Ира
(1962), пьесы ЕнСен Нена "Факел Тян Фен Дона" (1934) - о крестьянском
движении в старой Корее, "Корея в огне" (1952)- о борьбе корейского
народа против амер. захватчиков, "Ден Ай" (1960) - о колхозной жизни в
Узбекистане. Т-р ставит и муз.-драм. спектакли на сюжеты старинных
романов и сказок: "Сказание о девушке Чун Хян" Лим Ден Нима и Ен Сен
Нена (1935), "Хын Бу и Нор Бу" Тхай Дян Чуна (1949), "До Ри и Сун Тхан"
Цай Ена (1955); рус. сов. и клас-сич. пьесы: "Любовь Яровая" (1937),
"Платон Кречет" (1950), "Кремлёвские куранты" (1957), "Враги" (1939),
"Егор Булычев и другие" (1941), "Гроза" (1950), "Ревизор" (1952),
"Отелло" (1953); "Именем революции" Шатрова (1959), "Слуга двух господ"
(1958).
Среди основоположников т-ра - нар. арт. Казах. ССР Ким Дин, Ли Хам
Дек, засл. деятели иск-в Казах. ССР режиссёры Цай Ен и Ен Сен Нен, засл.
арт. Казах. ССР Цой Бон До, Ли Гир Су, Ли Н. П., Пак Чун Себ, засл. арт.
Узб. ССР Ли Ген Хи. В 1960 в т-р влилась группа молодёжи, окончившая
Театр, ин-т в Ташкенте. В т-ре работают засл. деят." искусств Казахской
ССР худ.: Кан Г. М., засл. арт. Казах. ССР Ли Ен Су, композиторы Тен Ин
Мук, Ким В. В. Я. Л.
КОРЕЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки корейского т-ра восходят к
первобытным синкретич. религиозным действам и обрядовым играм. В 3 в. до
н. э. были распространены хоровые песни-пляски, связанные с полевыми
работами, позднее возникли празднества в честь божеств (апрельские
празднества в честь рождения Будды), заклинания злых духов, имевшие
театрализованные элементы (заклинание беса лихорадки - пляска Чхоёна,
превратившаяся в 9-10 вв. в большое театрализованное представление).
Возникновение корейского муз. т-ра - чхан гык - связано с древним
иск-вом сказителей-кван-дэ, к-рые под аккомпанемент барабана исполняли
сказы - пхансори. В ср. века были распространены танцы в масках
("Хванчамский танец с мечами", "Санье" - танец львов и др.), из к-рых
развился т-р масок (камён гык), нац. балет, кукольный т-р (инхён гык) и
большие комедийные представления (сандэ гык). Эти нар. зрелища имели
сатирич. направленность, в них средствами традиционной пантомимич.
буффонады высмеивались буддийские монахи, местные феодалы и чиновники.
Представления сопровождались оркестром нар. инструментов Для каждого
вида театр. иск-ва существовали установленные традицией формы и
персонажи (в камён гык число персонажей доходило до 25; в кукольном т-ре
действовал корейский "Петрушка" - Пак Чхом Чжи и др.). В период позднего
средневековья возник разговорный т-р (хва гык), к-рый тесно соприкасался
с иск-вом сказителей, чьи сказы заменяли простому народу книги.
Ставились пьесы: "Мунхо", "Градоначальник Денихена покупает седло",
"Домок денеса" и др. Известность получил драматург, актёр и режиссёр Хви
Сэк, к-рый написал и пост. пьесы "Возмущение Но Бона", "Преподношение
подарка" и др. В конце 19 - нач. 20 вв. небольшие бродячие труппы
разыгрывали муз. пьесы. В нач. 20 в., после захвата Кореи Японией, когда