<< Пред.           стр. 405 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ушаков ("Флаг адмирала" Штейна), Штубе ("Разлом", Гос. пр. СССР, 1951),
 Ксанф ("Лиса и виноград" Фигей-реду), Гречка ("Метелица" Пановой),
 Лапшин ("В поисках радости" Розова). Создал галерею горьковских образов:
 Нил ("Мещане"), Клещ ("На дне"), Яков Бардин ("Враги"), Дудаков
 ("Дачники"), Рябинин ("Достигаев и другие"), Макаров ("Варвары"). С. Др.
  КОРНАЛЬБА (Cornai ba), Элена (гг. рожд. и смерти неизв.) -
 итальянская артистка балета. Ученица К. Беретта. С 1880 выступала на
 сцене миланского т-ра "Ла Скала". В 1887-89 гастролировала в Петербурге,
 где исполнила партии: Эмми ("Гарлемский тюльпан" Шеля), Фиаметта (о. п.
 Минкуса), Жизель и др. Была первой исполнительницей ведущих партий в
 балетах, пост. балетм. М. Петипа: Амата ("Весталка" Иванова), Элла
 ("Талисман" Дриго). К. использовала в танце достижения итал. балетной
 школы: высокий прыжок, способность задерживаться в воздухе (балон),
 "стальной носок", безупречную технику вращений, технич. трюки, но
 исполнительская манера К. была мягче и благороднее, чем у многих её
 современниц и предшественниц. В партиях, требовавших драматич.
 выразительности, К. не имела успеха.
  Лит.: Плещеев А., Наш балет..., 2 изд., СПБ, 1899 с. 304-305; ? у д e
 к о в С. Н., История танцев, ч. 4, П., [1918], с. 124-25. р ц i Нат. Р.
  КОРНБЛИТ, Евгений Михайлович [р. 6(19).IX. 1908] - русский советский
 дирижёр. Засл. арт РСФСР (1957). В 1936 окончил дирижёрский ф-т Ленингр.
 консерватории. В 1936-41 работал в Ленингр. т-ре муз. комедии, в 1941-43
 - гл. дирижёр Оренбургского т-ра муз. комедии. С 1944 К.- дирижёр
 Ленингр. Малого оперного т-ра, где дирижировал многими произв. сов.
 композиторов: балетами "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Юность" Чулаки
 (1949), "Весёлый обманщик" Корч-марёва (195?), "Двенадцать месяцев"
 Битова (1954), оперой "Машенька" Ручьёва (1958), балетами на музыку
 Шостаковича - "Встреча", "Директивный бантик", "Барышня и хулиган"
 (1962) и др., а также клас-сич. произв. С 1935 К. выступает как
 композитор (гл. обр. в кино). В 1958 в Ленингр. Малом оперном т-ре был
 пост. балет Битова и Корнблита "Гаврош". Ю. Быч.
  КОРНГОЛЬД (Korngold), Эрих Вольфганг (29. V. 1897-29.XI.1957) -
 австрийский композитор. Музыке учился в Вене у К. Фукса, Г. Греденера и
 А. Цемлинского. Уже в детстве проявился композиторский талант К. В 1908
 в Венской придворной опере была пост. пантомима К. "Снеговик", к-рая
 привлекла к себе внимание Г. Малера и Б. Вальтера свежестью муз. языка и
 технич. мастерством. Автор опер "Перстень Поликрата" и "Виоланта" (1916,
 обе в Мюнхене), "Чудо Элианы" (1927, Гамбург), оперетт "Катрин" (1939,
 Стокгольм), "Безмолвная серенада" (1954, Дортмунд). Опера К. "Мёртвый
 город" (1920, Гамбург) пост. во мн. т-рах Европы и Америки. К.
 принадлежит также ряд симф., камерно-инструмент. и др. соч. В 1934
 эмигрировал в США. Занимался преподават. деятельностью, писал
 муз.-критич. статьи и пр.
  Лит.: Hoffmanh R. St., E. W. Korngold, W., 1923.
  "КОРНЕВЙЛЬСКИЕ КОЛОКОЛА" ("Les Cloches de Corrfeville") - оперетта Р.
 Планкета, либр. Клер-виля и Ш Габе. Пост. 19 апр. 1877, Париж, театр
 "Фо-ли драматик" (маркиз де Корневиль - Вуа, Гаспар - Ми-лер, Жермен -
 Желабер, Серполетта - Жирар, Гренише- Симон-Макс). Оперетта ставилась во
 мн. странах мира. На сов. сцене впервые пост. 3 окт. 1919, Ленингр.
 Малый оперный т-р (дирижёр Якобсон, пост. Феоны, худ. Ламбин, балетм.
 Петров; маркиз де Корневиль - Ольховский, Гаспар - Курзнер, Жермен -
 Стратанович, Серполетта - Бронская, Гренише - Пиотровский, старшина -
 Шаронов). Там же возобн. в 1933. 13 нояб. 1932 пост. в Муз.т-ре им. Вл.
 И. Немировича-Данченко (музыка дополнена и инструментована А. Мосоловым,
 текст В. Зака и В. Инбер на сюжет М, Гальперина; дирижёр Столяров,
 постановка Мордвинова, режиссёры Мордвинов, Камерницкий, Станицын;
 Серполетта - Кемарская, Аббат - Канделаки). В 1938 пост. в Ленингр. т-ре
 муз. комедии. Пост. в др. городах: Уфа (1943), Киев (1945), Куйбышев
 (1946), Саратов, Рига, Омск (1955), Горький (1957), Минск (1959),
 Душанбе (1959), Волгоград (1961).
  Издания: "К. к.", клавир, Р., Barthlot, [s. d.]; рус. изд., перевод
 А. М. Невского, СПБ, Бессель, [б. г.]. Н.Гр.
  КОРНЕЙЧУК, Александр Евдокимович [р. 12 (25). V. 1905, станция
 Христиновка, близ Умани] - украинский советский писатель, драматург,
 общественный деятель, публицист. Действительный член
  Академии наук СССР (с 1943) и УССР (с 1939). Чл. Комму-нистич. партии
 с 1940. Член ЦК КПСС с 1952 и ЦК КП Украины с 1949. Председатель
 Верховного Совета Украины (1959). Депутат Верховного Совета СССР и УССР
 1-5-го созывов. В 1938-41, в 1946-53 - председатель Союза советских
 писателей Украины. Род. в семье слесаря ж.-д. депо. С 14 лет был рабочим
 на ж. д. В 1929 окончил Киевский ин-т нар. образования. Лит.
 деятельность начал в 1925 (как автор рассказов). Уже в первой пьесе "На
 грани" (1928, Киевский ТРАМ) молодой драматург определил свои идейные
 позиции: рассказывая о борьбе партии за новую революц. интеллигенцию, К.
 выступил против поборников чистого иск-ва, оторванного от народа. Вторая
 пьеса К. "Каменный остров" (1930, Киевский т-р им. Франко) разоблачает
 бурж. националистов. Теме пролетарского интернационализма посв. пьеса К.
 "Штурм" (1930). Одним из крупнейших произведений драматургии
 социалистич. реализма явилась пьеса К. "Гибель эскадры" посв. героич.
 революционной борьбе сов. народа против контрреволюции (1933, Киевский
 т-р им. Франко, реж. Г. П. Юра; Одесский т-р им. Октябрьской революции;
  1934,ЦТКА, реж. Ю. А. Завадский). В частном эпизоде (в основе пьесы -
 историч. факт) К. отразил типич. черты этого героич. периода, воплотил в
 характерах гл. действующих лиц высокое чувство революц. долга,
 непримиримость и самоотверженность в борьбе, огромную энергию. О трагич.
 событиях драматург рассказывает сурово и сдержанно. В 1934 К. создал
 одно из лучших своих произв.-"Платон Кречет" (1934, Киевский т-р им.
 Франко, реж. Юра; 1935, МХАТ, реж. И. Я. Судаков) - о новой сов.
 интеллигенции, вышедшей из народа. В этой пьесе (в центре - образ
 молодого талантливого врача Платона Кречета) К. показал глубину и
 богатство характера нового сов. человека, чуждого корыстным интересам и
 расчёту, увлечённого своим трудом, своей наукой, мыслящего широко и
 смело. Конфликт пьесы строится на столкновении подлинного гуманизма с
 бездушным, формальным отношением к людям. После пьесы "Банкир" (1936) К.
 выступил с историко-революц. драмой "Правда" (1937, Киевский т-р им.
 Франко, реж. Юра; Моск. т-р Революции, реж. Н. В. Петров), написанной к
 двадцатилетию Советской власти. В этой пьесе К. одним из первых сов.
 писателей создал образ В. И. Ленина. Взволнованно п правдиво в пьесе
 освещены героич. события Октября; собирательный образ народа воплощён в
 характере богатыря-правдоискателя Тараса Голоты. Следующая историч.
 пьеса К.- "Богдан Хмельницкий" (1939, Киевский т-р им. Франко, реж. Юра;
 харьковский Т-р им. Шевченко, реж. М. М. Крушель-ницкий; Малый т-р, реж.
 Л. А. Волков) проникнута горячей любовью к свободолюбивому народу, она
 раскрывает истинные корни великого братства Руси и Украины, показывает
 героич. борьбу укр. народа против захватчиков, рисует Богдана
 Хмельницкого как нар. вождя (по сценарию К. в 1941 был создан фильм, на
 сюжет этой пьесы композитор Дань-кевич написал одноим. оперу, пост.
 1951). Светлым оптимизмом, жизнеутверждением проникнута комедия К. "В
 степях Украины", высмеивающая людей, сползающих в тихое болото мещанства
 (1940, Киевский т-р им. Франко, реж. Юра; 1941, Малый т-р, реж.
 Судаков). В центре пьесы - образы двух председателей колхозов - Чеснока,
 думающего о завтрашнем дне, не теряющего ритма революц. движения, и
 Галушки, успокаивающегося на достигнутом. В пьесе "Партизаны в степях
 Украины" (1941) действуют те же Чеснок и Галушка, предстающие перед
 зрителем как страстные борцы с нем. захватчиками. Публицистич.
 страстностью проникнута пьеса К. "Фронт" (1942, Киевский т-р им. Франко;
 МХАТ, реж. Н. П. Хмелёв, И. М. Раевский, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин; Т-р
 им. Вахтангова, реж. Р. Н. Симонов), написанная в годы Вел. Отечеств,
 войны и опубл. на страницах газеты "Правда". Пьеса рассказывает об
 огромном мужестве сов. людей и о тех недостатках, к-рые мешали в начале
 войны нашей армии. Обличая невежество, ограниченность, косность и
 самоуверенность генерала Горлова, воюющего по-старипке, окружившего себя
 карьеристами и подхалимами, К. противопоставляет ему молодого,
 талантливого, умного полководца генерала Огнева, понимающего
 преступность поведения главнокомандующего и восстающего против рутины.
 Пример подлинного гражданского понимания писателем задач литературы,
 "Фронт" обошёл все т-ры страны. Остро сатирич. манера пьесы, её
 публицистичность и широта обобщений, резкие и решительные выводы
 определили новый этап в развитии сов. драматургии. Мн. имена героев
 "Фронта" стали нарицательными для типич. явлений действительности. В
 комедии "Миссия мистера Перкинса в страну большевиков" (1943,
 Харьковский т-р им. Шевченко) К. раскрыл моральное превосходство сов.
 людей над бизнесменами капиталистич. Америки. Весёлая комедия
 "Приезжайте в Звонковое" (1946, Киевский т-р им. Франко; 1947, Т-р им.
 Вахтангова) осмеивает низкопоклонство перед бурж. Западом. Большой успех
 принесла К. пьеса "Макар Дубрава" (1948, Киевский т-р им. Франко, реж.
 Г. П. Юра и Б. Н. Норд, Т-р им. Вахтангова, реж. И. М. Рапопорт),
 показывающая людей разных поколений - ветеранов труда и молодёжь,
 умеющих дружно работать и мечтать, приближающих своим трудом завтрашний
 день коммунизма. В центре пьесы - образ потомственного рабочего-шахтёра,
 подлинного героя нашего времени. Комедия "Калиновая роща" (1950,
 Киевский т-р им. Франко, реж. Юра) развивает темы комедий "В степях
 Украины" и "Приезжайте в Звонковое". В пьесе подняты также вопросы
 народности иск-ва, близости художника к жизни и др. важные проблемы
 нашей действительности. В пьесе "Крылья" (1954, Киевский т-р им. Франко,
 реж. Юра; 1955, Малый т-р, реж. К. А. Зубов), где драматург сталкивает в
 острой борьбе людей, активно добивающихся подъёма сельского хозяйства, с
 теми, кто испуганно топчется на месте, ожидая указаний свыше,
 раскрывается тема новой коммунистич. морали, доверия к человеку. Как и
 всегда у К., острая сатира органически сочетается здесь с лирич.
 патетикой. Воспитанию молодёжи посв. комедия "Почему улыбались звёзды"
 (1957, Киевский т-р им. Франко, реж. Крушельниц-кий; 1958, Малый т-р,
 реж. Б. И. Равенских). Высмеивая тунеядцев и приспособленцев, К.
 показывает в ней смелую, мужественную молодёжь. В комедии "Над Днепром"
 (1960, Киевский театр им. Франко, реж. Крушельницкий; 1961, МХАТ, реж.
 М. Н. Кедров, С. К. Блинников, И. М. Раевский), как и в пьесе "В степях
 Украины", К. рисует двух председателей колхозов - Родиона Нечая,
 умеющего видеть будущее, и Македона Сома, живущего маленькими
 собственническими интересами.
  Пьесы К. актуальны (в их основе всегда жизненный конфликт), отмечены
 напряжённостью действия. Партийность, страстность, активное
 вмешательство в жизнь, умение подметить в ней новое, непримиримость в
 борьбе с отсталостью - наиболее характерные черты творчества К. По форме
 произв. К. просты и ясны, однако, верный методу социалистич. реализма,
 драматург для каждой пьесы находит точную художеств. форму, наиболее
 полно выражающую её идею (отсюда богатство и разнообразие жанров
 драматургии К.). В своих пьесах, отличающихся народностью, ярким,сочным
 языком, К. творчески претворяет традиции рус. и укр. классики (гл. обр.
 Гоголя), использует образность укр. фольклора, нар. юмор. С именем К.
 связаны крупнейшие победы многих замечательных сов. актёров. Выдающиеся
 сценич. образы в его пьесах создали: И. М. Москвин и А. Д. Дикий
 (генерал Горлов - "Фронт"), Б. Г. Добронравов (Платон Кречет), А. М.
 Бучма (Платон Кречет, В. И. Ленин, Макар Дубрава), В. О. Топорков
 (Берест - "Платон Кречет"), А. И. Зражевский (Галушка - "В степях
 Украины"), И. В. Ильинский (Чеснок - "В степях Украины"), Н. М. Ужвий
 (Оксана-"Гибель эскадры", Лида - "Платон Кречет"), С. В. Шумский (Гайдай
 - "Гибель эскадры", Платон Кречет, Богдан Хмельницкий) и др. Пьесы К.
 входят в репертуар всех драм. т-ров Сов. Союза. Издаются и ставятся за
 рубежом. К. - автор мн. критич. и публицистич. статей.
  Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943, 1949, 1951). Соч.: Сочинения, т.
 1-3, M., 1956; Пьесы, М., 1950;
  П'си, Кив, 1959; Вибран? твори, т. 1-2, Кив, 1950.
  Лит.: Горбунова Е-, Драматургия А. Корнейчука, М., 1952; Пархоменко
 М., Александр Корнейчук, М., 1952; Г е б е л ь В., А. Е. Корнейчук.
 Очерк драматургического творчества, М., 1957; Трип?льский А., Олександр
 Корн?йчук. Л?т.-крит. нарис, Кив, 1950.
  Вл. П.
  КОРН‚ЛИУС (Cornelius), Петер (24. XII. 1824- 26. X. 1874) - немецкий
 композитор, критик. В 1852 сотрудничал в "Новой музыкальной газете" в
 Веймаре, пропагандировал художеств. принципы Листа и Берлиоза. Написал
 оперу "Багдадский цирюльник" (1858, Веймар), пост. Ф. Листом. Эта опера
 отличалась юмором, лиризмом. Она имела большое значение для развития
 нем. комич. оперы 19 в. Автор опер "Сид" (1865, Веймар), "Гунлёд" (на
 сюжет из "Эдды") и др. соч. в разл. жанрах. К. сам писал тексты для
 своих муз.-сценич. произв.
  Лит.: Janowitzer E., Die Opern von Peter Cornelius. Diss., W., 1921;
 Hasse M., Der Dichtermusiker Peter Cornelius, Bdl-2, Lpz., 1922-23;
 Cornelius G. M., Peter Cornelius, Bd 1-2, Regensburg, 1925. Ал. М.
  ЕОРНЕЛЛ (Cornell), Кэтрин (p. 16.II.1898) - американская актриса,
 режиссёр, антрепренёр. В 1916 дебютировала в труппе одного из первых т.
 н.
  "малых т-ров" Нью-Йорка "Актёры Вашингтон-сквера", где играла
 небольшие роли. В 1919 перешла в труппу Д ж. Бонстелл, выступала в
 Буффало и Детройте. В 1921 дебютировала в одном из т-ров Бродвея в роли
 Эйлин Бакстер Джонс ("Славные люди" Крозерс).
  Среди ролей: Сидней Ферфилд, Мэри Фиттон ("Закон о разводе", "Уил
 Шекспир" Дейна), Лора Пеннингтон ("Зачарованный дом" Пинеро), Генриэтта
 ("Казанова" Хоуарда) и др. Большой успех К. принесло исполнение ролей
 Айрис Фенвик ("Зелёная шляпа" Арлена, 1931); Элизабет Бэррет ("Семейство
 Бэррет с Уимпол-стрит" Безье, 1932) и Таитянской принцессы ("Бескрылая
 победа" Андерсона, 1936). Классич. репертуар в творчестве К. занимал
 гораздо меньшее место. Она выступала в пьесах Шекспира - Джульетта
 ("Ромео и Джульетта", 1933), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра");
  Шоу-Кандида ("Кандида", впервые 1924, Чикаго; 1933, Нью-Йорк), Иоанна
 ("Святая Иоанна", 1936).
  В 1942 исполнила роль Маши ("Три сестры"), в к-рой раскрылись лучшие
 черты дарования К.: естественность и правдивость, умение проникать в
 духовный мир героини, мастерство перевоплощения, высокое исполнительское
 иск-во. В послевоенные годы К. выступила в ролях Антигоны (о. п. Ануя,
 1946), Констанс Мидлтон ("Верная жена" Моэма), графини Остенбург ("И в
 темноте достаточно светло" Фрая).
  Совм. с реж. Г. Мак-Клинтиком К. осуществила ряд пост. Автор книг: "Я
 хотела быть актрисой" (1939, лит. запись Р. Седвик), "Занавес
 поднимается" (1943). Имеет почётные звания многих ун-тов США.
  Соч.: I wanted to be an actress, N.Y., 1940. Лит.: Eustis M., Players
 at work, N. Y., [1937];
  Atkinson J. В., Broadway scrapbook, N. Y., [1947];
  Coad D.,Mims Е., The American stage, New Haven, 1929; М а 1 v е г n
 GL, Curtain going up! The story of K. Cornell, N. Y., [1943 ]. I{. Б.
  КОРН‚ЛЬ (Corneille), Пьер (6.VI.1606, Руан,- l. X. 1684, Париж) -
 французский драматург. Основоположник классицистской трагедии во
 Франции. Член Франц. академии с 1647. Род. в семье адвоката. Изучал
 право, но адвокатской деятельностью почти не занимался. В 1629
 дебютировал комедией в стихах "Мели-та", пост. труппой актёра Мондори
 (Париж). В первый период творчества (до 1636) писал преим. стихотворные
 комедии на любовные сюжеты - "Вдова", "Галерея суда" (обе в 1632),
 "Субретка" (1633), "Королевская площадь" (1634) и др. (все пост. труппой
 Мондори). Исключением является пьеса "Комическая иллюзия" (1636), посв.
 защите актёрской профессии. Действие комедий развёртывается в
 аристократич. среде, гл. внимание уделено психоло-гич. разработке
 чувств, описанию нравов, фабула играет второстепенную роль. К. избегал
 грубых комич. эффектов и буффонады, свойственных комедиям того времени,
 соблюдал единство действия, времени и места.
  Переломным этапом в творчестве К. стала трагедия "Сид" (1636, т-р
 "Маре"; в роли Родриго - Мондори), сюжет к-рой заимствован из драмы
 "Юность Сида" Гильена де Кастро. Осн. психологич. конфликт "Сида" -
 борьба между чувством и долгом - стал характерным для франц.
 классицистской трагедии 17 в. Герои "Сида" внешне подчиняются долгу
 фамильной чести, но они не в силах победить любовь. Благополучную
 развязку приносит введение национально-патриотич. темы - подвиг Родриго,
 спасшего родину от мавров. "Сид" считается первой франц. классицистской
 трагедией, хотя в ней имеются отклонения от правил классицизма -
 средневековый сюжет вместо традиционного античного, усложнённость
 фабулы, благополучный конец и др. Пьеса вызвала ожесточённую дискуссию
 ("спор о "Сиде""), инспирированную кардиналом Ришельё и официально
 возглавленную Франц. академией. Внешним поводом для критики явились
 формальные нарушения правил поэтики классицизма, на самом же деле
 протест вызвала идео-логич. направленность пьесы, шедшая в разрез с
 официальной политикой Ришельё (идеализация родового долга, а не
 государственного, прославление поединков, запрещённых кардиналом,
 героич. изображение ясп. рыцарства в момент войны Франции с Испанией).
  В трагедиях "Гораций" и "Цинна" (обе 1640, т-р "Маре") К. обратился к
 политич. проблематике, подсказанной совр. обстановкой - борьбой
 абсолютизма за укрепление централизованной гос. власти. Тема "Горация" -
 становление могучей державы, требующей от отдельной личности отречения
 от своих страстей, семейных и дружеских отношений во имя общего блага.
 "Цинна" утверждает идею милосердия монарха, прощающего своих врагов
 (пьеса написана под впечатлением жестокой расправы с нар. повстанцами на
 родине К., в Руане). В трагедии "По-лиевкт" (1640) тема самоотречения
 трактована в религиозном аспекте. Герои трагедий К. - сильные волевые
 личности, подчиняющие свои чувства и влечения голосу разума. Композиция
 этих трагедий строже, чем в "Сиде": внешние события сведены к минимуму,
 укладываются в установленные классицистами правила времени. Наряду с
 раскрытием психологии героев много места уделено рассуждениям на
 политич. темы, иногда перерастающим в развёрнутые политич. дискуссии.
 Традиционный стихотворный размер франц. классицистской трагедии -
 александрийский стих (12-сложный стих с парной рифмой и чередующимися
 мужскими и женскими окончаниями) получил у К. строгую симметричность и
 чеканность. Монологи носят патетич., приподнятый характер, построены по
 правилам ораторского иск-ва, насыщены афоризмами (обычно политич.
 содержания).
  В 1642 К. написал свою лучшую комедию "Лгун" (вольная обработка пьесы
 "Сомнительная правда" Руиса де Аларкона; пост. т-ром "Маре"),
 отличающуюся мастерски построенным сюжетом и блестящей стихотворной
 формой. К. высмеивает здесь нравы высшего света, не поднимаясь, однако,
 до подлинно социальной сатиры.
  В период подготовки Фронды (обществ, движение против абсолютизма во
 Франции в 1648-53) во взглядах К. приозошёл перелом, отразивший политич.
 атмосферу в стране. Главными мотивами драм. произв. К. стали борьба за
 власть, династич. перевороты, кровавые преступления и неистовые страсти.
 Волевые, активные герои выступают в них не как носители разумной идеи
 долга, а как честолюбцы и тираны. Наиболее характерны для творчества К.
 этого периода трагедии т. н. "второй манеры": "Родо-гуна" (1644, т-р
 "Бургундский отель") и "Ираклий" 1647, там же). Им присущи усложнённая
 фабула, гиперболич. изображение страстей, нагромождение неправдоподобных
 ситуаций. Самая значительная из трагедий К. 40-50-х гг. "Никомед" (1651,
 "Бургундский отель") воспроизводит один из эпизодов Фронды (арест принца
 Конде). В гл. действующих лицах современники узнавали сатирич. портреты
 Анны Австрийской и кардинала Мазарини. Трагедия выдвигает проблему
 борьбы малых стран против мировой державы Рима за независимость. В

<< Пред.           стр. 405 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу