<< Пред.           стр. 420 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 опубликовано только в 1869, после отмены крепостного права. В своих
 следующих произв.-трагедиях "Филомела" (опубл. в "Российском феатре" в
 1793) и "Клеопатра" (не сохранилась) - К. стремился на античном
 материале разрешить совр. проблемы: право царя на произвол, народа - на
 восстание. Ранние комедии К. ("Бешеная семья", 1786, "Сочинитель в
 прихожей", 1786, "Проказники", 1787), продолжавшие традиции сатиры
 Новикова, ярко высмеивают разврат, пустоту, эгоизм дворянства,
 корыстолюбие продажных одописцев, гнущих спину в барских передних. Пьесы
 К. не допускались к постановке (по этому поводу в 1789 К. написал
 гневное сатирич. письмо директору т-ров Соймонову)
  В 1789 К. начал издавать ежемесячный сатирич. журнал "Почта духов",
 уделяя в нём значит, внимание вопросам т-ра. Выступая поборником нац.
 самобытности рус. т-ра, К. отстаивал его высокое воспитат. значение,
 обличит, роль, критиковал состояние совр. т-ра, его репертуар. В 1790
 журнал перестал издаваться в связи с усилением в России реакции и
 репрессий против печатных изданий. В 1792 К. издавал журнал "Зритель",
 к-рый также вскоре перестал выходить. Та же судьба постигла журнал К. и
 А. И. Клушина "Санкт-Петербургский Меркурий" (1793, здесь были
 опубликованы первые театр. рецензии К.). К. требовал от драматургии
 верности жизни, "подражания природе", считал, что идея пьесы должна
 вытекать из действий персонажей, а не из нравоучений. В 1800 К. создал
 "шуто-трагедию" "Подщипа" ("Трумф", 1800, домашний т-р кн. Голицына;
 роль Трумфа исполнял автор, изд. за границей в 1859, в России в 1871) -
 памфлет на режим Павла I, пародию на классицистскую трагедию. Пьеса
 распространялась в списках, получила высокую оценку декабристов и
 Пушкина. В 1802 в Петербурге была пост. комедия К. "Пирог", высмеивавшая
 отрицат. черты дворянского сентиментализма. В период патриотич. подъёма,
 связанного с войной против Наполеона, К. написал по мотивам рус. былин
 либретто волшебно-патриотич. оперы "Илья Богатырь" (1806), а также свои
 лучшие комедии "Модная лавка" (1806, Петербург) и "Урок дочкам" (1807,
 там же). В этих комедиях, отличающихся жизненно правдивыми
 характеристиками персонажей, остроумным развитием действия, К.
 сатирически осмеивает галломанию дворянства, его рабское подражание
 всему французскому.
  Характерные особенности комедий К.- реалистичность, демократич.
 направленность, сочувственное изображение людей из народа. После 1807 К.
 целиком посвятил себя басенному творчеству. Белинский называл басни К.
 "маленькими драмами", "маленькими комедийками". Типизация и
 индивидуализация персонажей, характерность их языка, живость и чёткость
 диалога, конфликтное построение сюжета, сатирич. острота сближают басни
 К. с его драматургией. Мн. басни К. инсценируются в кукольных и
 самодеят. т-pax, используются для сценариев мультипликационных фильмов.
 Творчество К., продолжавшего традиции Фонвизина, оказало воздействие на
 развитие рус. сатирич, комедии (Грибоедов, Гоголь), театр. эстетики. ;
  Соч.: Полное собр. соч., под ред. Демьяна Бедного, т. 1-3, М.,
 1945-46; Соч., т. 1-2, М., 1955; Пьесы, М.- Л., 1944.
  Лит.: Белинский В. Г., Иван Андреевич Крылов, Полн. собр. соч., т. 8,
 М., 1955; Загорский М., Крылов-драматург, в сб.: И. А. Крылов, Пьесы,
 М.-Л., 1944; Всеволодский В., Крылов и театр. в сб.:И. А. Крылов.
 Исследования и материалы, М., 1947; К а р с к а я Т. Я., И. А. Крылов и
 эстетика русского театра, в кн.:
  Русские классики и театр. Л.- М., 1947; Данилов С. С., Последняя
 пьеса Крылова, там же; Степанов Н. Л., И. А. Крылов. Жизнь и творчество,
 М., 1958. Г.Х.
  КРЫЛбВИЧ, Владимир Николаевич (1.XI.1895- 23.Х.1Э37) - белорусский
 советский актёр. Засл. арт. БССР (1931). Был членом ЦИК БССР с 1935.
 Один из основоположников белорус. т-ра. Род. в бедной крестьянской
 семье. С 1915 принимал участие в любительских спектаклях в Минске и в
 спектаклях рус. и укр. трупп, гастролировавших в Белоруссии. С 1921 -
 актёр 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Янки Купалы). Играл
 роли романтич. и социальных героев. Обладал хорошими сценич. данными
 (выразительное волевое лицо, сильный голос), глубокой эмоциональностью.
 Создавал крупные обобщённые образы, подчёркивая гл. черты характера
 своих героев. Первые крупные работы - в нац. спектаклях на исто-рич. и
 фольклорном материале. В 20-х и 30-х гг. создал на белорус. сцене яркие
 образы современников в пост. сов. драматургии.
  Роли: Криницкий ("Павлин-ка" Купалы, 1920), Машека (о. п. Мировича,
 1923), Крючков ("Пинская шляхта" Дуни-на-Марцинкевича, 1925), Ка-стусь
 Калиновский, Воевода (о. п. 1923, "Коваль-воевода" 1925, Мировича),
 Шигабутди-нов ("Мятеж" по Фурманову, 1927), Вершинин ("Бронепоезд
 14-69", 1928), Чужаков ("Мост" Романовича, 1929), Чадов ("Жизнь зовёт"
 Билль-Белоцер-ковского, 1935), Берест ("Платон Кречет", 1936). Снимался
 в кино.
  Лит.: Е с а к о у А., Ула-дз?м?р Крылов?ч, М?нск, 1956 (даты жизни и
 творч.). В. Н.
  КРЫМОВ, Николай Петрович [20.IV(2.V).1884-6.V. 1958]-русский
 советский живописец, театр. художник и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР
 (1942). Нар. художник РСФСР (1956). Чл.-корр. Акад. художеств СССР (с
 1949). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1904-11). С
 1910 начал работать в т-ре (декорации к спектаклю "Не было ни гроша, да
 вдруг алтын" А. Н. Островского в моек. Т-ре Незло-бина). В позднейших
 своих театр. работах К. был связан преим. с драматургией Островского. Им
 созданы декорации к спектаклям: "Таланты и поклонники" (1933, МХАТ), "Не
 было ни гроша, да вдруг алтын" (1926. 4-я Студия МХАТа), "Волки и овцы"
 (1927, б. Т-р Корша), "Бесприданница" (1932, там же) и др. Оформил
 спектакль "Унтиловск" Леонова (1928, МХАТ).
  Театр", работы К. раскрывают реалистич. направленность дарования
 художника. Мастер лирич. пейзажа, К. средствами сценич. живописи
 воплощал поэтич. картины рус. природы. В своей лучшей работе -
 декорациях к спектаклю "Горячее сердце" (МХАТ, 1926) К. достиг глубоких
 социальных обобщений, острой сатиричности.
  Лит.: Николай Петрович Крымов - художник и педагог. Статьи,
 воспоминания, М., 1960 (имеется библиография). м. п.
  КРЭГ, К р е и г (Craig), Эдуард Гордон (р 16.1. 1872, Харпенден) -
 английский режиссёр, художник и теоретик театра. Сын актрисы Э. Терри и
 архитектора Э. Годуина. Впервые выступил в спектакле в шестилетнем
 возрасте. Проф. работу в т-ре начал в 1889 в лондонском т-ре "Лицеум"
 под рук. Г. Ирвинга. Играл в "Лицеуме" до 1897, затем в ряде про-винц.
 т-ров. Выступал в классич. репертуаре, гл. обр. в пьесах Шекспира.
 Режиссёрская деятельность К. началась пост. оперы"Дидона и
 Эней"Пер-селла (1900, т-р "Хэмпс-тед консерватуар") Был художником и
 пост. спектаклей: "Северные богатыри" Ибсена и "Много шума из ничего"
 Шекспира (1903, "Импириал тиэтр", Лондон, с участием Э. Терри),
 "Спасённая Венеция" Отуэя (1904, "Лессинг-театр", Берлин),
 "Росмерсхольм" Ибсена (1906, т-р "Пергола", Флоренция, с участием Э.
 Дузе), "Гамлет" (1911, МХТ, совм. с К. С. Станиславским и Л. А.
 Сулержицким, с участием В. И. Качалова), "Борьба за престол" Ибсена
 (1926, Королевский т-р, Копенгаген), "Макбет" (совм. с Д. Россом, 1928,
 т-р "Никербокер", Нью-Йорк). В 1908-17 К. возглавлял т-р "Арена
 Гольдони" во Флоренции; в 1913 открыл там же школу театр. иск-ва. В этот
 период получили наиболее полное выражение его теоретич. взгляды. Обобщая
 опыт антиреалистич. направлений в театр. иск-ве 19 - нач. 20 вв., К.
 приходит к отрицанию реалистич. иск-ва, он проповедует бегство от
 действительности в мир "чистого иск-ва". Путь к этому К. видит в
 условном, символич. решении спектакля- в абстрактной архитектурной
 декорации, в отказе от декоративной плоскостной живописи. К. отрицал
 значение драматурга и актёра, провозглашал единовластие режиссёра. Он
 рассматривал драматургич. текст лишь как средство для выражения той или
 иной концепции режиссёра. Так, ставя "Гамлета" в МХТ, К. трактовал
 шекспировскую трагедию как пьесу о борьбе духа и материи. К. считал, что
 актёр должен быть заменён "маской", "сверхмарионеткой", лишённой
 человеч. эмоций. Взгляды К-, изложенные в его книгах и в издаваемом им
 журнале "Маска" (Флоренция, 1908-29), оказали большое влияние на совр.
 ему т-р, они стали знаменем антиреалистич. течений, но способствовали
 утверждению новой сценич. техники.
  Соч.: The art of the theatre, Edinb. - L., 1905 (в рус.
 пер.-Сценическое искусство, СПБ, [1908]); On the art of the theatre, L.,
 1911 (в рус. пер.- Искусство театра, СПБ, [1912]), 5 ed., L., 1957;
 Towards a new theatre, L.- Toronto, 1913; The theatre advancing, Boston,
 1919, L., 1921; Puppets and poets, L., 1921; Designs for the theatre,
 L., 1927, [L., 1948]; Henry Irving, L., 1930; Ellen Terry..., L.,
 [1931];
  Index to the story of my days, L., [1957].
  Лит.: Гвоздев А- А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX
 столетий, Л.- М., 1939, Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве.,
 Соч., т. 1, М., 1954;
  Marotti F., Edward Gordon Craig, [Bologna, 1961];
  В a b 1 e t D., Edward Gordon Craig, P., 1962. ?. f{.
  КРЮКОВ, Владимир Николаевич [9(22).VII. 1902-14.VI.1960] - русский
 советский композитор. В 1925 окончил Моск. консерваторию по кл. Н. Я.
 Мясковского. В 1933-35 - зав. муз. частью моек. Т-ра Революции. Автор
 опер "Станционный смотритель" на сюжет Пушкина (1940, Оперный т-р им.
 Станиславского), "Дмитрий Донской" (1947, Оперная студия им.
 Станиславского) и др. Писал музыку к драм. спектаклям: "Орестея" Эсхила
 (1926, МХАТ 2-й), "Последняя жертва" (1935, Центр, т-р Красной Армии),
 "Ромео и Джульетта" (1935, Т-р Революции) и др. Сценич. произв, К.
 отличаются искренностью, непосредственностью, в них ярко выражено лирич.
 начало. Опера "Станционный смотритель" - одна из первых в сов. музыке
 попыток создания лирико-психологич. оперы. Ю. Быч.
  КРЮКОВСКИЙ, Матвей Васильевич [16(27). XI. 1781-1811] - русский
 драматург. Окончил Сухопутный кадетский корпус. С 1804 был членом Об-ва
 любителей словесности, наук и художеств. К.- автор историко-патриотич.
 трагедии в стихах "Пожарский, или Освобождённая Москва" (1807,
 Петербург), с большим успехом шедшей на столичной сцене в период войны
 России с наполеоновской Францией. Написанная не без влияния "Димитрия
 Донского" Озерова, эта трагедия была, однако, далека от свободолюбия
 Озерова. А. С. Яковлев, исполнявший в Петербурге роль князя Пожарского,
 считал её "трескучей", лишённой страстей и драматич. движения. Второе и
 последнее произведение К. "Елизавета, дочь Ярослава" на сцене не
 ставилось (изд. посмертно в собр. соч-, СПБ, 1820).
  Соч.: Пожарский. Трагедия в 3 д., СПБ, 1807, 2 изд., СПБ, 1810.
  Лит.: Бочкарев В. А., Русская историческая драматургия начала XIX
 века (1800-1815 гг.), "Ученые записки" [Куйбышевского гос. педагогич.
 ин-та им. В. В. Куйбышева], Куйб.ышев, 1959, вып. 25, гл. 16; Ж и ? а р
 e в С. П., Записки современника, М.- Л., 1955. Т Р.
  КСЕНДЗОВСКИЙ, Михаил Давидович [р. 29.IX (11.X).1886]-русский '
 советский артист оперетты. В 1901-03 пел в хоре Нар. дома в Одессе,
 затем в оперных т-рах Одессы и Тифлиса. С 1908 выступал как артист
 оперетты в Казани, Москве (т-р "Эрмитаж"), в Петербурге ("Палас-театр")
 и др. городах. С 1933 работал в концертном ансамбле, организованном К.
 совм. с М. Вронской. Голос исключит. мягкого, красивого тембра, живой
 артистич. темперамент принесли К. славу одного из популярнейших артистов
 петерб. оперетты.
  Роли: Граф Люксембург (о. п. Легара), Баринкай ("Цыганский барон" И.
 Штрауса), Симон ("Нищий студент" Миллёкера), Эдвин ("Сильва" Кальмана),
 Катано ("Гейша" Джонса) и др.
  Лит.: Двинский М., Зигзаги, "Обозрение театров и спорта", П., 1922, ј
 47, 27 ноября, с. 5. г. Л.
  КСЕНОПУЛОС (?????-.?????), Григориос [9(21).XII. 1867-14.1.1951] -
 греческий писатель, драматург и критик. В 1888 окончил Афинский ун-т.
 Первое дра-матургич. произв. К.- комедия "Опекун" (1895, т-р "Афинеон")
 положила начало реалистич. драматургии в новогреч. т-ре. В драме "Тайна
 графини Вале-рены" (1904, т-р "Неа скини") К. показывает упадок
 дворянского сословия. Психологич. драма "Фотини Сандри" (1908) и драмы
 "Стелла Виоланди" и "Рахиль" (обе 1909) рассказывают о трагич. судьбе
 женщин, ставших жертвой предрассудков. Жизни греч. крестьянки посв.
 одноактная пьеса "Родительская суббота" (1911). Живые полнокровные
 образы созданы К. в комедиях "Искушение" (1910), "Херувим" (1911),
 "Цветок Востока" (1911), в лирич. комедии "Студенты" (1919), в пьесе
 "Плебей" (1933, Нац. т-р) и др. У К. были и слабые пьесы,
 свидетельствующие об идейно-худ ожеств. непоследовательности автора. Но
 его лучшие пьесы, посв. социальной проблематике, правдиво раскрывающие
 внутр. мир героев, имели большое значение для утверждения реализма в
 греч. драматургии и т-ре, формирования нац. репертуара. В 1922 К. была
 присвоена Гос. пр.; в 1931 избран действит. членом Афинской академии.
  Соч.: ???????, т. 1-4, ?????, 1913-1945; Пьесы, пер. с греч., М.,
 1962. Д. С.
  КСЙНДАС (??????), Спиридон (8.VI.1814- 25.??.1896) - греческий
 композитор. Музыке обучался у Н. Мандзароса. Автор опер (на итал. яз.):
 "Анна Кинтер" (1855), "Граф Джулиано" (1857), "Три телохранителя" на
 сюжет из романа "Три мушкетёра" Дюма-отца (1885) и др. Наибольшим
 успехом пользовалась комич. опера К. "Кандидат в депутаты", впервые
 поставленная на родине композитора - о-ве Корфу в 1867 (в 1888 пост. в
 Афинах в т-ре "Букура"). Это была первая нац. опера, исполненная греч.
 певцами. Музыка К. мелодична и задушевна, в ней чувствуется влияние
 Россини. К. пользовался также широкой известностью как виртуоз-гитарист.
 Юл. М.
  КСЙРГУ (Xirgu), Маргарита (р. 1888)- испанская актриса. В 1908
 дебютировала в барселонском т-ре "Ромеа" в пьесе Гимеры "Море и небо" в
 роли Бланки. С 1914 выступала в Мадриде, где с успехом исполняла роли в
 пьесах совр. драматургов. К. играла комедийные, бытовые и трагедийные
 роли, в т. ч. Валентина ("Зло, которое нам причиняют" Бенавенте),
 Мариа-нела (инсц. одноим. романа Переса Гальдоса). Прославилась
 исполнением ролей в пьесах Гарсиа Лорки: Марьяна Пинеда (о.п., 1927, т-р
 "Гойя", Барселона), Башмачница ("Чудесная башмачница", 1930, т-р
 "Эс-паньоль", Мадрид), Йерма (о. п., 1934, там же). Донья Росита (о. п.,
 1935, т-р "Принсипаль палас", Барселона). Трагедийный талант К.
 раскрылся в работе над ролью Медеи в о. п. Сенеки (1933, т-р в Мериде).
 В 1933 выступала на Кубе, в Мексике; после прихода
  Франко к власти К. отказалась вернуться в Испанию. В Аргентине
 началась режиссёрская деятельность К. Она ставила классич. драматургию и
 пьесы совр. драматургов демократич. направления. Труппой К. были пост.
 пьесы: "Дама зари" Касоны (т-р "Авенида", Буэнос-Айрес, 1941), "Дом
 Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки (1945, там же) и др. К. руководит Нац.
 т-ром в Монтевидео (Уругвай). Л. Крас.
  "КТО СМЕ‚ТСЯ ПОСЛЕДНИМ" - комедия в 3 д. К. К. Крапивы. Соч. 1939 (на
 белорус. яз.). Пост. в том же году, в октябре, в 1-м Белорус. гос. драм.
 т-ре, ныне им. Я. Купалы (реж. Раевский и Рахленко, худ. Шкляев;
 Гор-лохватский - Рахленко, Анна Павловна - Полло, Галина;
  Черноус - Бирилло, Санников; Туляга - Глебов, Левано-вич - В.
 Кудрявцев, Вера-Шинко, Шаталевич; Зёлкин - Платонов, Сченснович; Зина -
 Станюта, Лицкая; тётя Катя - Ржецкая, Миронова; Ничипор - Григонис; Гос.
 пр. СССР, 1941). "К. с. п." ставили: Т-р им. Азизбекова (Баку, 1941),
 Моск. т-р Сатиры (1941), Казанский рус. т-р (1953), Ленингр. т-р им.
 Ленинского комсомола (1953), Т-р им. Зань-ковецкой (Львов, 1953), Т-р
 им. Октябрьской революции (Одесса, 1953), Горьковский т-р (1954), Т-р
 им. Моссовета (1954), Волгоградский т-р (1955),Латвийский т-р драмы
 (1960; реж. Амтман-Бриедит; Горлохватский - Ян Осис) и мн. др. Комедия
 была в 1955 экранизирована автором (реж. Корш-Саблин).
  Издания: "К. с. п.", Мшск, 1939, К р а п i в а К. К., Выбраныя творы,
 Мшск, 1947; Драматычныя творы, М1нск, 1951; П'есы, MincK, 1953; на рус.
 яз.: М., 1940 (пер. и лит. обработка Г. Рыклина); Белорусская
 драматургия. Сб. пьес, т. 1, Л.- М., 1949; Крапива К. К., Избранные
 драмы, М., 1953; в сб.: Пьесы советских писателей, т. 6, М., 1955, с.
 67-130.
  Лит.: Б у т а к о в А., Искусство жизненной правды Минск, 1957, с.
 175-196. А. Шн
  КТОРОВ, Анатолий Петрович [р. 12(24).IV.1898]- русский советский
 актёр. Нар. арт. СССР (1963). В 1919 окончил студию под рук. Ф. Ф.
 Комиссаржев-ского. Дебютировал в 1917 в Т-ре им. В. Ф. Комиссар-жевской
 и играл в этом т-ре до 1920. В 1920-33 (с перерывом) работал в б. Т-ре
 Корша. В 1933 вступил в труппу МХАТа. Искусство актёра, обретая с годами
 отточенность и зрелость, не испытало сложной эволюции; хорошие внешние
 данные, природный артистизм, мастерство сценич. диалога уже в первые
 годы работы выдвинули К. в число известных молодых актёров.
  В творчестве К. можно проследить несколько тем. Его первая значит,
 роль - паж Жеан в пьесе "Ванька-ключник и паж Жеан" Сологуба (1919) -
 молодой влюблённый повеса. С тех пор К. часто играл удачливых, весёлых,
 легко скользящих по жизни людей, обладающих изящными манерами: Элджернон
 ("Легкомысленная комедия для серьёзных людей" Уайльда, 1923), сын короля
 ("Чёрная месса" Шершеневича по Сарду, 1924), позднее в МХАТе- Шервинский
 ("Дни Турбиных" Булгакова, 1936), Дульчин ("Последняя жертва", 1948),
 Коко ("Плоды просвещения", Гос. пр. СССР, 1952). К той же группе образов
 могут быть отнесены изворотливый и сметливый Сэм Уэллер ("Пикквикский
 клуб" по Диккенсу, 1935) и бродяга Автолик ("Зимняя сказка" Шекспира,
 1958).
  Вторую значительную группу в репертуаре К. составляют обольстительные
 изящные лицемеры, ведущие двойную игру: Петлиц ("Канцлер и слесарь"
 Луначарского, 1921), Люцио ("Мера за меру" Шекспира, 1922), Джозеф
 ("Школа злословия" Шеридана, 1940), Керкер ("Домби и сын" по Диккенсу,
 1949).
  Остро характерное дарование К. раскрылось в таких образах, как тиран
 Навуходоносор ("Иудейская вдова" Кайзера, 1923), отец Степан ("Земля"
 Вирты, 1937), краснобайству ющий адвокат Звонцов ("Егор
  Булычев и другие", 1934, "Достигаев и другие", 1938), доносчик и
 завистник Пётр Долгоруков ("Пушкин" Булгакова, 1943), гитлеровский
 садист Розенберг ("Русские люди", 1943), эгоистичный и самовлюблённый
 профессор Серебряков ("Дядя Ваня", 1947), воинствующий мещанин Суслов
 ("Дачники", 1953), политикан Муссе ("Убийца" И. Шоу, 1961).
  С успехом исполняет К. и роли, требующие глубокого психологич.
 анализа, мастерства внутр. перевоплощения. Из первых работ К. к этим
 ролям относились:
  Генри ("Пурга" Щеглова, 1927), поручик Печерский ("Инженер Мерц"
 Никулина, 1929), писатель Шевелев ("Попутчики" Сейфуллиной, 1932), а
 также Каран-дышев ("Бесприданница" Островского, 1932). Позднее -
 Кроссман ("Осенний сад" Хелман, 1956) и Бернард Шоу ("Милый лжец" Килти,
 1962), в последнем спектакле актёру удалось раскрыть сложный внутр. мир
 большого художника.
  К. безупречно владеет голосом, у него выразительный* жест, пластика,
 тонкое чувство юмора. С 1925 снимается в кино-Каскарилья ("Процесс о
 трёх миллионах"), Коркис ("Праздник святого Иоргена"), Паратов
 ("Бесприданница") и др. 3. В л.
  КУ (казах. - хитрец, пройдоха) - казахские народные комики-затейники,
 увеселявшие народ на праздниках и свадьбах шутками, весёлыми песенками,
 комич. выходками. Напр., во время свадебного обряда "бет-ашар" (открытие
 лица невесты) ку представлял невесте родственников жениха, шутливо
 имитируя их повадки и требуя от них подарка невесте. При развитии проф.
 т-ра комич. приёмы ку были использованы первыми нац. актёрами. В
 Киргизии нар. комики, выполняющие те же функции, что и ку, наз. к у у д
 у л. Н. Л.

<< Пред.           стр. 420 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу