<< Пред. стр. 436 (из 913) След. >>
Б. Джильи, M. Дель Монако, Дж. Ди Стефано и др. На сцене т-равыступали рус. и сов. вокалисты:
Н. К. Иванов, С. А. Крушельницкая, Ф. И. Шаляпин, Д. А. Смирнов, Ф.
В. Литвин, М. Б. Черкасская, Л. В. Собинов, Т. А. Милашкина и др. В
1898-1903 во главе "Ла С." стоял А. Тосканини. В т-ре работали дирижёры:
в 19 в.- Ф. Фаччо, Л. Муньоне, Э. Мас-керони и др.; в 20 в.- К.
Кампанини, Т. Серафин, Дж. Маринуоди, Э. Паниса, В. Гуи и др. С 1955
спектакли "Ла С. "идут на осн. сцене и на сцене т-ра "Пик-кола Скала"
(создан в 1956).
Одновременно с операми на сцене "Ла С." со дня основания постоянно
ставились балеты. Здесь работали балетмейстеры Г. Анджолини, Д. Росси,
У. Гарсиа, Дж. Монтичини, П. Франки, Г. Джоя и др.; выступали балерины
Ф. Клерико, А. Трабаттони, Ж. Коралли, Ф. Анджолини и др., танцовщики -
бр. Вулькани, Г. Вестрис и др. В 1812 балетмейстер С. Вигано начал здесь
свою реформу балета, пост. "Творения Прометея" Бетховена (1813),
"Отелло" (1818), "Весталка" (1818) и др. В 19 в. работали балетмейстеры
С. Паллерини, Л. Манцотти, Маренко и др.; выступали балерины М. Тальони,
Ф. Эльслер, Ф. Черрито, А. Паллерини, К. Кукки, В. Цукки, Ф. Брамбилла,
А. Грасси, А. Белла, Ч. Черри и др.; танцовщики-Д ж. Вигано, С. Тальони,
К. Блазис, К. Брианца и др. В 20 в.- хореографы А. Миллош, С. Лифарь, С.
Григорьев, Дж. Кранко; балерины - В. Коломбо, Дж. Б ара баски, Дж.
Майокки, К. Фраччи; танцовщики-У. Делль'Ара, Дж. Перуджини, М. Пистони и
др.
В 1813 при "Ла С." была открыта балетная школа. Первые педагоги - Л.
Ла Шапель, У. Гарсиа, К. Блазис, А. Хус и др. В 20 в. преподавание вели
О. Преображенская, Э. Чеккетти, П. Леньяни, Ч. Форна-роли и др.
Среди импресарио, привлекавших в "Ла С." лучших артистов, были Д.
Барбая (1826-32), Б. Ме-релли (1836-50, 1861-63), Э. Сондзоньо
(1894-97). С 1963 "Л а С." руководит А. Гирингелли. Наряду с итал.
труппой на сцене "Ла С." постоянно выступали и иностранные труппы, в том
числе т-ры "Гранд-Опера" (Париж), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и др.
Лит.: С a m'b i a s i Р., La Scala (1778-1906), Mil., 1906;
La Scala. 1946-1956, a cura di F. Armani, Mil., 1957. Св. Г.
ЛАСКИН, Борис Савельевич [р. 22.VII(4.VII1). 1914]-русский советский
драматург. В 1935 окончил сценарный ф-т Всесоюзного гос. ин-та
кинематографии. Лит. деятельность начал в 1938. Л.-автор скетчей,
эстрадных обозрений, пьес: "Школьные товарищи" (1945), "Беспокойные
люди" (1947) - пост. в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола, "Время
любить" (1960, Т-р им. Маяковского), либретто оперетты "Одиннадцать
неизвестных" совм. с Дыховичным и Слободским (1946, Моск. т-р оперетты).
Комедии, водевили, либретто Л. сценичны, полны юмора, лиризма. Скетчи и
миниатюры Л., написанные в острой сатирич. форме, высмеивают пережитки в
сознании людей -скупость, бюрократизм, мещанство; исполняются ведущими
актёрами эстрады-А. Райкиным, М. Мироновой" А. Беловым и др. Выступает
также как сценарист 1 ("Карнавальная ночь", "Девушка с гитарой" - оба i
совм. с В. Поляковым). Я. Мор..
ЛАССАЛЬ (Lassalle), Жан Луи (17.XII. 1847- 7. IX. 1909) - французский
артист оперы (баритон). Учился в Парижской консерватории. В 1868
дебютировал в Льеже в роли Сен-Бри ("Гугеноты"). Выступал в Лилле,
Тулузе и др. городах. В 1872 был принят в т-р "Гранд-Опера", где
выступал до 1897. Был одним из самых тонких и разносторонних музыкантов
своего времени. С большим успехом исполнял роль Ганса Сакса в
"Нюрнбергских мейстерзингерах" Вагнера (1889, Лондон). Среди др. партий
Л.: Нелуско ("Африканка" Мейербера), Фигаро ("Севильский цирюльник"),
Риголетто. Л. гастролировал в Италии США, России и др. странах. С 1901
занимался педа-гогич. деятельностью (с 1903 - проф. Парижской
консерватории).
Лит.: С u r z о n H. de. Croquis d'artistes, P., 1896.
ЛАССАЛЬ (Lassalle), Фердинанд (11.IV.1825-31, VI 11.1864) - немецкий
политический деятель. Играл значит, роль в создании первой организации
нем. рабочих - "Всеобщий германский рабочий союз" (1863). В конце
40-50-х гг. Л. сближается с К. Марксом, но в 1862 происходит
окончательный разрыв Маркса с Л. Единственное драматич. произв.
Л.стихотворная историч. трагедия "Франц фон Зикинген" (1858, на сцене не
ставилась) из эпохи великой крестьянской войны в Германии - представляет
интерес в связи с критикой этой пьесы К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые,
оценивая трагедию Л., высказали ряд эс-тетич. положений о развитии
класснч. и сов р. литературы и театра. Отмечая удачную композицию,
"живость действия" драмы, "искусную завязку интриги", Маркс и Энгельс
видят гл. недостаток Л. в том, что он пишет "по-шиллеровски", превращая
индивидуумы в простые рупоры духа времени, и игнорирует "активный фон",
к-рый составляют "представители крестьян... и революционные элементы
городов" (К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, М., 1957, т. 1, стр.
25-30).
Соч.: "Franz von Sickingen" fur die Buhne eingerichtet von Fluggen,
[B. ], 1896; в рус. пер.-"Франц фон Зикинген", СПБ, 1905.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M., 1957 (см.
Именной указатель). Пат. В.
ЛАССИЛА (Lassila), Майю [наст. имя и фам.- Алгот У н т о л а-Т
иетявяйнен (untola-Tietava-inen), 28.XI.1868-21.V.1918] - финский
писатель, драматург. Сын крестьянина. В 1891 окончил учительскую
семинарию. Один из основоположников фин. пролетарской лит-ры. Лит.
деятельность начал в 1909. За участие в гражд. войне 1918 на стороне
революционного пролетариата был приговорён к расстрелу и застрелен фин.
белогвардейцами якобы "при попытке к бегству". Л.- автор нар. комедий, в
к-рых изображает быт и нравы фин. деревни, раскрывает собственнич.
психологию крестьянства: "Когда вдовцы любят" (1911), "Дети природы"
(1912), "Молодой мельник" (1912), "Мудрая дева" (ок. 1912-15), "Свадьба
Пуранена" (ок. 1915-17) и др. Пьесы Л. ставятся почти во всех т-рах
Финляндии. В СССР пост. "Молодой мельник" (1948, Петрозаводск) и инсц.
романа "Воскресший из мёртвых" (1951, Петрозаводск).
Соч.: Кип lesket lempivat, Hels., 1911 (переизд. 1961);
Nuori myllari, Hels., 1912; на рус. яз.: "Мудрая дева", в сб. :
Финская драматургия, Л.-М., 1960.
Лит.: Ojala Aatos, Mekaaninen kosija, "Parnasso", Hels., 1962, ј 2,
с. 71-80. Л. Мая.
ЛАТАБАР (Latabar), Кальман (р. 1902) - венгерский артист оперетты.
Нар. арт. ВНР (1955). Представитель актёрской династии Латабаров,
родоначальником к-рой был Эндре Л., актёр бродячих т-ров. В 1918 окончил
театр. школу С. Ракоши в Будапеште. В том же году дебютировал на сцене
Королевской оперетты. Нек-рое время выступал как драм. актёр в Гор.
т-ре, затем вернулся в оперетту. В 20-х гг. работал в Вене под рук. М.
Рейнхард-та. Любимый герой Л.- "маленький человек". Широко пользуясь
приёмами буффонады, клоунады, гротеска, Л. раскрывает и драматизм
переживаний своих героев. Л. обладает мягким юмором, находчивостью, он
часто обращается к остроумной импровизации, придаёт отрицат. персонажам
сатирич. заострённость. Л. - прекрасный танцовщик, его исполнение
отличается выразительностью мимики, жеста.
Роли: Жужи ("Золотая звезда" Секея), Даниель ("Государственный
универмаг" Тибора и Бела), Богдан Сусик ("Трембита" Милютина) и др.
Выступает в эстрадных программах ("Десять Латабаров" и др.) и варьете,
снимается в фильмах. Пр. им. Кошута (1951).
Лит.: Гершкович А., Два опереточных комика, "Театр", 1956, ј 3; Г р о
ш е в а Е., Искусство венгерской оперетты, там же, с. 143-145; Любимец
публики, "Венгрия", 1953, JNTe 10.
ЛА ТАЙ (La Taille), Жан де (ок. 1533-1608) - французский драматург,
поэт. Был близок к "Плеяде". В трагедии Ла Т. "Неистовый Саул" (1562)
изображена душевная драма израильского царя Саула, наказанного безумием
за непослушание богу. Библейская тема развивается и в трагедии "Голод,
или Га-беониты" (1573), мрачный колорит к-рой навеян религиозными
войнами во Франции. На драматургию Ла Т. оказал влияние Сенека с его
проповедью стоицизма, изображением мрачных характеров и неразрешимых
конфликтов. Из комедий Ла Т. пользовались известностью "Соперники"
(1562). Свои теоретич. взгляды Ла Т. изложил в трактате "Искусство
трагедии" (L'art dela tragedie, P., 1572), где требовал изображения
трагич. событий, сильных характеров, сформулировал классицистское
правило единства места и времени.
Соч.: Oeuvres, v. 3, Р., 1879.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956;W е г п е г
А., Jean de La Taille und sein Saul le furieux, Lpz., 1908. A.Mux.
ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (Государственный академический театр драмы
Латв.ССР) - один из ведущих театров Латв. ССР. Основан в 1919 в первый
период утверждения Сов. власти в Латвии под назв. Рабочего т-ра Сов.
Латвии. Организатором и идейным рук. т-ра был писатель А. У пит. Открыт
23 февр. 1919 спектаклем "Воскресение" Паэгле (пост. А. Амтман-Бриедит).
Были пост. пьесы "Голос и эхо", "Один и многие", "Солнце и мгла" У пита,
"Враги" Горького. Рабочий т-р начал свою деятельность как реалистический
т-р, тесно связанный в своём творчестве с революц. борьбой пролетариата.
Но через 3 месяца, когда в Латвии установилась бурж. власть, т-р был
закрыт; в конце 1919 реорганизован и назван Нац. т-ром Латвии. Под этим
назв. он возобновил работу 30 ноября 1919 пост. пьесы Р. Блаумана "В
огне" (пост. А. Миерлаук).
В первые годы господства бурж. режима в Латвии т-р старался сохранить
прогрессивную направленность своего творчества. В 1919-21 директором был
видный режиссёр-реалист А. Миерлаук, в 1921-25 - поэт Я. Райнис. В эти
годы ставились мн. пьесы прогрессивных писателей, в т. ч. "Иосиф и его
братья" Райниса (1920, пост. А. Миерлаук; Иосиф - Амтман-Бриедит, Дина -
Шмитхене), "Купальщица Сусанна" У пита (1922, пост. Миерлаук; Алиса -
Шпиль-берг). В 1925 бурж. власти вынудили Я. Райниса уйти из т-ра. Делая
уступки вкусам бурж. зрителя, т-р постепенно терял прогрессивные
позиции. Деятельность его особенно осложнилась после установления в
Латвии фашистской диктатуры (1934). Но, несмотря на противоречивость
своего развития, т-р и в это трудное для него время отстаивал и развивал
принципы реалистич. иск-ва, сохранял опыт рус. реалистич. т-ра. Труппа
т-ра была богата яркими талантами. В 20-30-е гг. здесь работали: А.
Амтман-Бриедит, А. Клинт, Т. Лацис, А. Миерлаук, Я. Осис, Т. Под-ниек,
Б. Румниеце, М. Шмитхене, Л. Шпильберг, Л. Штенгеле, Э. Фельдманис, Л.
Эрика, режиссёр Я. Заринь и др. Выросли молодые актёры Ж. Катлап, О.
Леяскалне и др.
После вступления Латвии в семью сов. республик (1940) т-ру было
присвоено назв. Гос. т-ра драмы. Первый сезон был открыт пост. "В огне"
Блаумана (реж. Заринь). Значительными спектаклями были: "Любовь Яровая"
(1940, реж. Заринь; Яровая - Леяскалне, Кошкин - Лацис, Яровой - Катлап,
Панова - Штенгеле), "Разлом" (1941, реж. Заринь; Го-дун - Катлап,
Берсенев - Лацис).
В годы гитлеровской оккупации т-р наз. Рижским драм. т-ром. В этот
период на его сцене ставилась. гл. обр. классич. драматургия.
В социалистич. Латвии т-р обрёл возможность свободного творч.
развития. На его сцене были пост. спектакли, сочетавшие принципы
социалистич. реализма с лучшими традициями нац. латыш. реалистич.
иск-ва. Значит, этапами на пути освоения метода социалистич. реализма
стали спектакли: "Невестка" Лациса (1945, реж. Балюна и Амтман-Бриедит),
"Беспокойная старость" (1946, реж. Балюна; Полежаев-Клетниек),
"Кремлёвские куранты" (1947, реж. Балюна; Ленин- Зандерсон, Забелин -
Амтман-Бриедит) и др.
Лучшие спектакли театра отличаются яркостью реалистических образов,
глубиной их психологич. раскрытия. Спектакли "Глина и фарфор" Григули-са
(1947, реж. Балюна), "Сын рыбака" по роману Лациса (1949, реж.
Амтман-Бриедит; Оскар-Катлап), "Земля зелёная" У пита (1950, реж.
Амтман-Бриедит;
Ванаг - Осис) отмечены Гос. пр. СССР. Т-р неоднократно выступал в
Москве. В 1949 ему присвоено звание академического. В репертуаре т-ра -
пьесы сов. драматургов А. У пита, А. Григу лиса, Ж. Гривы, А. Арбузова,
Н. Погодина и др. Значит, успехов достиг т-р в постановках нац.
классики: "В огне" Блаумана (1948, реж. Катлап; Кристина - Фрейма не),
"Цеплис" по Розиту (1953, реж. Амтман-Бриедит;
Цеплис - Осис), "Индраны" Блаумана (1954, реж. Амтман-Бриедит),
"Иосиф и его братья" Райниса (1956, реж. Амтман-Бриедит; Иосиф-Катлап),
"Жанна д'Арк" У пита (1962, реж. Амтман-Бриедит; Жанна - Лине,
Лиедскалниня) и др. Значит, место в репертуаре отведено рус. классике;
среди лучших спектаклей - "Волки и овцы" (1945, реж. Балюна), "Таланты и
поклонники" (1948, реж. Балюна; Неги-на - Лине, Великатов - Зиле);
"Преступление и наказание" по Достоевскому (1957, реж. Катлап;
Раскольников - Видениек). В 50-60-е гг. выросло молодое поколение
актёров - В. Лине, Л. Фреймане, А. Яунушан, А. Лиедскалниня, Я. Кубилис
и др.
В труппе т-ра (1964): нар. арт. СССР А. Амтман-Бриедит (гл. реж.), Я.
Осис; нар. арт. Латв. ССР А. Видениек, Э. Зиле, Ж. Катлап, А. Клинт, О.
Леяскалне, Э. Эзериня, В. Лине, К. Себрис, Л. Фреймане; засл. арт. Латв.
ССР Л. Бар, С. Грисле, К. Клетниек, Я. Кубилис, Э. Радзиня, А. Яунушан и
др.
Лит.: Государственный театр драмы Латвийской ССР, Рига, 1949; Театры
Советской Латвии, Рига, 1955; К у н-д з и н ь К. Э., Латышский театр.
М., 1963.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1940. "В огне" Блаумана (Заринь), "Дон Карлос" (Заринь); "Мой сын"
Гергея и Литовского, "Любовь Яровая" 3аринь); "Победа Ешки Эиньгиса" У
пита.
1941. "Разлом" (Заринь); "Свои люди - сочтёмся"; "Дни портных в
Силмачах" Блаумана.
1945. "Блудный сын" Блаумана (Амтман-Бриедит), "Невестка" Лациса
(Балюна и Амтман-Бриедит), "Миссия мистера Перкинса в стране
большевиков" Корнейчука (Балюна), "День чудесных обманов" Шеридана
(Фельдманис), "В какую гавань" Григулиса (Фельдманис), "Инспектор
пришёл" Пристли (Фельдманис), "Волки и овцы" (Балюна).
1946. "Купальщица Сусанна" Упита (Амтман-Бриедит), "Тартюф" (Осис),
"Беспокойная старость" (Балюна); "Школа злословия" Шеридана
(Фельдманис), "Последние" (Амтман-Бриедит); "Как в Гарпетерах историю
делали" Григулиса (Фельдманис), "Золушка" Ардова (Балтайсвилк).
1947. "Две Америки" Симонова (Балюна), "Кремлёвские куранты"
(Балюна); "Виндзорские проказницы" (Фельдманис); "Не всё коту масленица"
Островского (Амтман-Бриедит), "Глина и фарфор" Григулиса (Балюна),
"Полуидеалист" Райниса (Аустринь и Зоммер).
1948. "Лампочки в мешке" Упита (Амтман-Бриедит), "Таланты и
поклонники" (Балюна); "Золотой конь" Райниса (Балюна), "Вас вызывает
Таймыр" Исаева и Галича Катлап), "В огне" Блаумана (Катлап), "Собака на
сене" 3оммер); "Великая сила" Ромашова (Катлап), "Учитель Страуме"
Броделе (Амтман-Бриедит), "Бесприданница" (Балюна); "Мартин Иден" по
Лондону (Зоммер).
1949. "Испанский священник" Флетчера (Амтман-Бриедит), "Сестры"
Слепян (Балюна), "Сын рыбака" по Лацису (Амтман-Бриедит), "Заговор
обречённых" Вирты (Балюна), "Станционный смотритель" по Пушкину
(Зоммер), "В степях Украины" Корнейчука (Балюна), "Человек с ружьём"
{Амтман-Бриедит); "Слово женщинам" Залите (Зоммер), "Чужая тень"
Симонова (Катлап).
1950. "Кукольный дом" ("Нора") (Балюна); "Илья Головин" Михалкова
(Балюна); "Земля зелёная" Упита (Амтман-Бриедит); "Горе от ума"
(Зоммер); "Калиновая роща" Корнейчука (Балюна), "Девушка с кувшином"
Лопе де Вега (Зоммер), "В кремне огонь" Григулиса (Амтман-Бриедит), "На
всякого мудреца довольно простоты" (Балюна); "Борьба без линии фронта"
Якобсона (Амтман-Бриедит), "Мастера из Калевы" Тиклия (Катлап), "Времена
землемеров" по Кауд-зит (Амтман-Бриедит).
1951. "Потерянный дом" Михалкова (Балюна); "Варвары" (Ветра);
"Евгения Гранде" по Бальзаку (Балюна), "В середине века" Шейнина
(Амтман-Бриедит), "Укрощение строптивой" (Балюна); "Горячие сердца"
Броделе {Амтман-Бриедит), "Светлые окна" Ванага и Ратнера
(Амтман-Бриедит), "Месяц в деревне" Тургенева (Балюна),
-"Маяк на острове" Лациса (Катлап).
1952. "Недопетая песня" ("Под золотым орлом") Галана (Балюна);
"Ревизор" (Балюна); "Добрый город" Гулия (Амтман-Бриедит), "Дон Хиль
Зелёные Штаны" Тирсо де Молина 3оммер), "Машенька" (Балюна); "Отелло"
(Балюна); "Канун грозы" Маляревского (Амтман-Бриедит),
"Девицы-красавицы" Симукова (Балюна), "Живой труп" (Амтман-Бриедит).
1953. "Таня" Арбузова (Балюна), "Лес" (Памше); "Трактирщица"
(Балюна); "Цеплис" по Розиту (Амтман-Бриедит), "Ангел хранитель из
Небраски". Якобсона (Катлап), "Обыкновенный человек" Леонова (Зоммер);
"Злой дух" Блаумана Амтман-Бриедит); "Вишнёвый сад" (Лейманис); "Не
называя фамилий" Минко (Амтман-Бриедит и'Памше).
1954. "Кто смеётся последний" Крапивы (Балюна), "К новому берегу" по
Лацису (Амтман-Бриедит), "Авария" Броделе (Балюна), "Индраны" Блаумана
(Амтман-Бриедит), "Сон в летнюю ночь" (Катлап); "Голос и эхо" Упита
(Памше). "История одной любви" Симонова (Катлап), "Годы стран ствий"
Арбузова (Балюна).
1955. "Дни портных в Силмачах" Блаумана (Амтман-Бриедит); "На дне"
(Балюна), "Дон Карлос" (Амтман-Бриедит);
"Солдатская шинель" Григулиса (Балюна), "Семейное дело" Лютовского
(Яунушан).
1956. "Иосиф и его братья" Райниса (Амтман-Бриедит), "Госпожа
министерша" Нушича (Памше), "Абелите" Сауле-скална (Амтман-Бриедит),
"Одна" Алёшина (Катлап), "Чудак" Хикмета (Яунушан и Памше), "Безымянная
звезда" Себастьяна (Катлап).
1957. "Разыгралася метель" Гривы (Амтман-Бриедит), "Шут" Зиверта
(Яунушан), "Дама с камелиями" Дюма-сына (Памше), "Преступление и
наказание" по Достоевскому (Катлап), "Шумит Балтийское море" Григулиса
(Амтман Бриедит), "Полёт чайки" Упита (Амтман-Бриедит), "Где-то у Гауи"
Анерауда (Памше).
1958. "Филумена Мартурано" Де Филиппе (Яунушан), "Рига" по Деглаву
(Амтман-Бриедит), "Семья Зитаров" по Лацису (Амтман-Бриедит), "Сладкое
вино" Блаумана (Катлап), "Почему улыбались звёзды" Корнейчука (Памше),
"В новогоднюю ночь" Лийвеса (Амтман-Бриедит), "Третья патетическая"
Погодина (Памше).
1959. "Плот Медузы" Гривы (Яунушан), "Третье слово" Касоны (Памше),
"Гамлет" (Катлап); "Тень белых башен" Петерсона (Зиле), "Такс, Янке и
Кадар" Попа (Памше), "Шальной барон Бундул" по Зейболту
(Амтман-Бриедит), "Плачет вся моя родня" Алунана (Амтман-Бриедит), "И
так бывает на белом свете" Григулиса (Катлап).
1960. "Чайка" (Памше); "Иркутская история" Арбузова (Яунушан),
"Уриель Акоста" Гуцкова (Зиле), "Беспокойные воды" Гривы (Памше),
"Арменуи" Ширван-заде (Амтман-Бриедит), "Дальняя дорога" Арбузова
(Катлап), "Воскресение" по Толстому (Катлап), "Американская трагедия" по
Драйзеру (Памше).
1961. "Морские ворота" по Зигмонте (Амтман-Бриедит), "Он сказал -
нет" Хелланда (Катлап), "Проводы белых ночей" Пановой (Яунушан),
"Просвет в тучах" по Упиту (Амтман-Бриедит), "Потерянный сын" Арбузова
(Зиле), "Кредит у Нибелунгов" Куна (Памше), "Хозяин" Соболева
(Амтман-Бриедит).
1962. "Центр нападения умрёт на заре" Кусани (Катлап), "Мне тридцать
лет" Петерсона (Яунушан), "Порывы весенние" Бриеде (Лейманис), "Милый
лжец" Килти (Катлап), "Как поживаешь, парень?" Пановой (Памше), "Жанна