<< Пред.           стр. 443 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Л. - один из лучших танцовщиков своего времени, был партнёром многих
 известных балерин, в т. ч. Т. П. Карсавиной. Во время забастовки
 артистов в 1905 он был вынужден снять свою подпись под петицией и
 покончил жизнь самоубийством.
  Соч.: Story of the Russian School, L., 1932. Лит.: "ЕИТ". Сезон
 1894-1895, СПБ, 1896, с. 405;
  БорисоглебскийМ. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т.
 1, Л., 1938, т. 2, Л., 1939; К p а с о в-с к а я В., Русский балетный
 театр второй половины XIX в., Л.-М., 1963; А. Я. Ваганова. Статьи.
 Воспоминания. Материалы, Л.-М., 1958. Ham. У., Г. Ш.
  ЛЕГИСАМОН (Leguizamon), Мартиано (28. IV. 1858-26. III. 1935) -
 аргентинский писатель, драматург, журналист. В историю нац. т-ра вошёл
 как автор пьесы "Каландрия" (1896, труппа X. По-десты, т-р "Виктория",
 Буэнос-Айрес) на сюжет из жизни гаучо - аргент. крестьян-скотоводов. Гл.
 герой "Каландрии", в отличие от героев предшествовавших пьес - грубых
 воинов-победителей,- человек труда, преданный родине, весельчак,
 любитель разных забавных проделок. Ал. Р.
  ЛЕГОМЕНЙДИ, Елена Дмитриевна (р. 21. V.1912)- кумыкская советская
 актриса. Нар. арт. Даг. АССР (1945), засл. арт. РСФСР (1960). В 1930
 окончила театр. техникум в Махачкале и вступила в труппу Кумыкского
 драм. т-ра. Играла роли молодых девушек: Сакинат ("Айгази" Салаватова),
 Айханум ("Если сердце захочет" Рустамова), Асья ("Аршин мал алан"
 Гаджибекова), Аймесей ("Разгром Надир-шаха" Шамхалова). С успехом
 выступала в муз. спектаклях. В 40-х гг. играла роли: Донна Анна
 ("Каменный гость" Пушкина), Берсенева ("Разлом"), Хайбат ("Сестры"
 Джетере), Карачач (о. п. Салаватова), Айна ("Сулейман из Ашага-Стала"
 Фатуева). В 50-х гг. перешла на характерные роли, создавая образы,
 исполненные теплоты и лиричности (Хади-жат - "Горянка" Гамзатова,
 Хеменкори - "Дочь Ганга" по Тагору, Ефросинэ - "Стрекоза" Бараташвили) и
 острые по рисунку, сатирические (Дженнет- "Свекровь" Шамхалова, Тишаева
 - "Люди тебя не осудят" Ноздрачёва и Джетере, Огудалова -
 "Бесприданница"). Е. Ж.
  ЛЕ ГРО, Л e г p о (Le Gros, Logros), Жозеф (7.IX. 1739 - 20. XII.
 1793) - французский артист оперы (тенор). Воспитывался в певч. школе при
 соборе в Лионе. В 1764 дебютировал на сцене Академии музыки
 ("Гранд-Опера") в роли Титона в героич. пасторали Мондонвиля "Титон и
 Аврора". До 1783 был ведущим тенором этого т-ра, лучшим исполнителем
 партий в операх Люлли - Тезей (о. п.), Ринальдо ("Армида"); Рамо -
 Кастор ("Кастор и Поллукс"), Меркурий ("Празднества Гебы"), Ипполит
 ("Ипполит и Арисия"), Зороастр (о. п.). Участвовал в первом исполнении
 опер: Филидора - "Эрнелин-да" ( 1767, Сандомир); Госсека - "Алексис и
 Дафна" (1776, Алексис); Гретри - "Андромаха" (1780, Пирр);
  Глюка-"Альцеста" (новая ред. 1776, Адмет),"Ифигения в Авлиде" (1774,
 Ахилл), "Ифигения в Тавриде" (1779, Пилад), "Орфей и Эвридика" (новая
 ред. 1774, Орфей) и др. В 1783-86 работал как режиссёр. Л. написал
 балеты "Гилас и Аглая" (1775, "Гранд-Опера") и "Триумф гармонии" (1775,
 там же) - оба совм. с Дезормери, а также оперу "Анакреон" (1782, Замок
 Брюнуа, Прованс) и др. соч.
  ЛЕГУВЕ (Legouve), Эрнест (наст. имя - Габриель Жан Батист Вильфрид)
 (14. II. 1807-14. III. 1903) - французский драматург. Сын поэта и
 драматурга
  Г. Легуве. Член Франц. академии (с 1856). Лит. деятельность начал как
 поэт в 1829. Одна из первых пьес Л. - драма "Луиза де Линьероль" (совмс
 П. Дино, 1838, "Комеди Франсез"), проповедовавшая устойчивую семейную
 мораль, пользовалась успехом. Л. сотрудничал с Э. СкрибоМ, написал
 вместе с ним пьесы: "Адриенна Лекуврёр" (1849), "Сказки королевы
 Наваррской" (1850), "Дамская война" (1851) (все пост. в "Комеди
 Франсез") и др. Автор трагедии "Медея" (1856), исполненной впервые в
 Париже при участии итал. актрисы А. Ристори. В пьесах "По праву победы",
 "Памфлет" (1855, 1857, "Комеди Франсез") Л. утверждает превосходство
 деятельных, энергичных буржуа над аристократами. Написал "Мемуары", где
 увлекательно рассказывает о СЕОИХ современниках-драматургах К. Делавине,
 Л. Ж. Н. Ле-мерсье, Э. Скрибе, певице М. Малибран, актрисе Рашель и др.
  Соч.: Soixante ans de souvenirs, v. l-2, 4 ed., P., 1886;
  Theatre complet, v. 1-3, P., 1887-90; в рус. пер. - Чтение как
 искусство, М., 1879, 3 изд., СПБ, 1896; О драме и драматургах, "Театр и
 драматургия", 1936, ј 12, с. 727-32.
  Лит.: Brisson A., Portraits intimes, serie 4., P., 1899; S a г c e y
 P., Quarante ans de theatre, P., 1900. E. Ф.
  ЛЕДЕСМА, Родригес Ледесма (Ledesma, Rodriguez Ledesma), Инда (р. 29.
 III. 1926) - аргентинская актриса. В 1944 окончила Нац. консерваторию
 музыки и сценич. иск-ва. В 1945 дебютировала в спектакле "Скупой".
 Работала в труппах под рук. актёров и режиссёров Э. Де Pocaca, H.
 Ибаньеса Менты, А. Гарсиа Бура, М. Ортиса и др. Играла в спектаклях:
 "Биунда" Кармино (премия лучшей драм. актрисе, 1953), "Одеть нищего"
 Пиран-делло (1-я премия Ассоциации театр. критиков). В 1956 Л. сыграла
 роль Маргарет в спектакле "Кошка на раскалённой крыше" Уильямса (труппа
 Ф. Петро-ни). В 1960 вступила в труппу "Т-ра Сервантеса" (Буэнос-Айрес),
 в 1961 ушла из этого т-ра и основала "Т-р 850"; с большим успехом
 выступает в пьесах Шоу. Л. Гер.
  "ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА" ("К а т e p и-на Измайлов а") - опера
 Д. Д. Шостаковича, либр. А. Г. Прейса и композитора по повести
 НС.Лескова. Пост. 22 янв. 1934, Ленинград, Малый оперный т-р (дирижёр
 Самосуд, реж. Смолич, худ. Дмитриев; Борис Тимофеевич-Модестов, Зиновий
 Борисович-Балашов, Катерина Измайлова-Соколова, Сергей-Засецкий,
 Аксинья-Адрианова); 24 янв. 1934, Моск. Муз. т-р им. Немировича-Данченко
 (руководитель пост. Немирович-Данченко, дирижёр Столяров, режиссёры
 Мордвинов и Соколова, худ. Дмитриев); 1935, филиал Большого т-ра
 (дирижёр Мелик-Пашаев, пест. Смолича, худ. Дмитриев); 1963, Муз. т-р им.
 Станиславского и Немировича-Данченко (дирижёр Проваторов, пост.
 Михайлова, худ. Сумбаташвили; Борис Тимофеевич-Була-вин, Зиновий
 Борисович-Щавинский, Катерина Измайлова-Андреева, Сергей-Ефимов).
  За рубежом пост.: Кливленд (1935, на рус. яз.), Нью-Йорк (1935, на
 рус. яз.), Филадельфия (1935, на рус. яз.), Стокгольм (1935), Прага
 (1936, на нем. яз.), Любляна (1936), Лондон (1936, в концертном
 исполнении), Цюрих (1936), Копенгаген (1936), Загреб (1937), Братислава
 (1938), Милан (1958), Дюссельдорф (1959), Лондон (1963) и др.
  И з д а н и я: Клавир, М., 1935. Я. Гр.
  ЛЕДУХОВСКАЯ (Ledochowska), Юзефа (1780- 14. III. 1849) -польская
 актриса. С двенадцати лет работала в труппе т-ра "Народовы"
 (дебютировала в 1794 в комедии "Ревнивая жена" Дефоржа). В 1801 " выйдя
 замуж и получив титул графини, ушла из т-ра, но в 1805 оставила мужа и
 вернулась в тот же т-р, работала до 1833. Играла гл. образом трагедийные
 роли. Л. - одна из первых создательниц шекспировских образов на польской
 сцене, обладала проникновенным голосом, большим темпераментом. Игра её
 отличалась благородством манеры, вниманием к деталям (в т. ч. к сценич.
 костюму). Усиленный грим сковывал её мимику, но глаза Л., необычайно
 выразительные, передавали внутр. душевное состояние сценич. героинь.
  Роли: Джульетта, Офелия, леди Макбет; Химена ("Сид" Корнеля), Жанна
 Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Барбара Радзивиллувна (о. п. Венжина)
 и др.
  Лит.: Rapacki U., Sto lat sceny polskiej w Warszawie, Warsz., 1925.
 p. Q
  ЛЕЗГИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ С. СТАЛЬСКОГО. Начало театр.
 иск-ву лезгин положила постановка любителей селения Ахты в 1914-"Первый
 винокур" Л. Н. Толстого (пер. С. Агабалаева). Спектакли кружка,
 вызвавшие резкое недовольство мусульманского духовенства, периодически
 ставились в годы империалистич. и гражданской войн, а с 1921, после
 установления Советской власти, кружок, названный "Нури Ахты" ("Свет
 вАхтах"), стал работать систематически. В его репертуаре были азерб.
 пьесы Н. Нариманова, Д. Джа-барлы, У. Гаджибекова и др. Долгое время все
 женские роли исполнялись мужчинами (С. Агабалаев и др.). Женщинам даже
 запрещалось посещать спектакли кружка. В 1929 в кружок вступила первая
 горянка - С. Аскарова, затем Г. Аллахвердиева, Ч. и Г. Эфендие-вы. В
 1935 на базе кружка "Нури Ахты" был создан проф. т-р, к-рому было
 присвоено имя С. Стальского.
  В репертуар т-ра (в 1935-45) входили: "1905-й год", "Алмаз", "Севиль"
 Джабарлы, "Намус" Ширванзаде, "Адпиг Гариб" 3. Гаджибекова, "Мешади
 Ибад" У. Гаджибекова, "Платон Кречет"; "Сын полка" Катаева, "Женитьба";
 "На бойком месте" Островского, "Коварство и любовь", "Слуга двух
 господ", "Разбойники", "Проделки Скапена". Лезгинская драматургия была
 представлена пьесами "Гюльзаде" Эфендиева и "Пери-ханум" Шамхалова.
  С 1949 т-р работает в г. Дербенте; систематически выезжает для
 обслуживания лезгинских горных р-нов. В 1955 в состав т-ра вошли
 выпускники лезгинской студии ГИТИС им. Луначарского (руководители студии
 О. И. Пыжова, Б. В. Бибиков, М.Чистяков), Выпускные спектакли студии
 "Судак-свидетель" Чистякова и Хуршилова, "Лекарь поневоле" Мольера и
 "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни вошли в репертуар т-ра. Лезг. т-р
 ставит пьесы дагестанских авторов - "Если сердце захочет" Руста-мова,
 "Любовь чабана" Джафарова, "Праздник цветов" Ахмедова, "Цветок России"
 Меджидова; азерб. драматургов - "Невеста огня" Джабарлы, "Дурна"
 Рус-тама, а также пьесы др. братских народов - "Честь семьи" и "Весёлый
 гость" Мухтарова, "Лявониха на орбите" Макаёнка и др. Мн. спектакли
 Лезг. т-ра носят характер муз.-драматических (композиторы С. Агабабов,
 С. Керимов, Д. Ашуров, 3. Гаджиев, Н. Дагиров и др.).
  В труппе т-ра (1963): нар. арт. РСФСР и Даг. АССР М. А. Кухмазов,
 нар. арт. Даг. АССР и засл. арт. РСФСР Ш. К. Кухмазова, нар. артисты
 Даг. АССР С. А. Агабалаев, С. Т. Велиханов, 3. Д. Рамазанова, К. Ф.
 Ра-мазанов, засл. артисты Даг. АССР А. А. Алиева, 3. Н. Давудова, А. Г.
 Максудов и др. Гл. режиссёр-засл. арт. Даг. АССР Б. М. Айдаев. В 1960
 т-р участвовал в декаде дагестанского иск-ва и лит-ры в Москве с
 репертуаром "Ашуг Сайд" Хрюгского и Меджидова, "Су лак-свидетель". Е. Ж.
  ЛСЙЗЕВИЦ (Leisewitz), Иоганн Антон (9. V. 1752-10. IX. 1806) -
 немецкий поэт, драматург. Учился на юрйдич. ф-те Гёттингенского ун-та. В
 1774 примкнул к союзу последователей поэта Ф. Клопштока - "Роща",
 выступавших за нац. самобытность лит-ры. U это время Л. написал пьесы
 "Арест имущества", "Ночной визит" и широко известную драму в стихах -
 "Юлий Тарентский" (1776, Берлин). Творчество Л. ознаменовало переход от
 классич. трагедии Лессинга к драме "Бури и натиска". Его драма
 проникнута революц. духом "бурных гениев", события из сферы
 семейно-бытовой перенесены в политическую, характеры отличаются
 неукротимостью страстей, она оказала влияние на драматургию Шиллера, гл.
 обр. на "Разбойников", написанных на сюжет, близкий "Юлию Тарентскому".
  Соч.: Samtliche Schriften, Braunschweig, 1838. Лит.: Горбатов Л. E.,
 Лессинг и драматургия "Бури и натиска", М., 1956 (Автореф.).
  "ЛЕИЛЙ И МЕДЖНН" - опера У. Гаджибекова, его же либр. по поэмам М.
 Физули и А. Навои. Первая азерб. нац. опера. Пост. 12 янЬ. 1908 в Баку
 актёрами театр. секции об-ва "Ниджат" и любителями (дирижёр Ахвердиев,
 реж. Араблинский; Гейс - Сарабский, Лейли- Фараджев; в последующих
 спектаклях в роли Лейли выступал Агдамский). На сов. сцене пост. 24 дек.
 1924 в Баку, Тюркский гос. т-р (дирижёр Магомаев; Гейс - Сарабский,
 Лейли -Гаджиева). В 1934 пост. в Т-ре оперы и балета им. Ахундова в
 новой ред.; в 1958-там же, новая пост. ff p p
  Л‚ЙНО (Leino), Эйно (наст. фам.-Лёнбум; Lonn-bohm) (6.VII. 1878
 -10.1. 1926) - финский поэт и драматург. Учился в Хельсинкском ун-те. В
 начальный период лит. деятельности Л. увлекался неоромантизмом, позднее
 обратился к реализму, боролся за утверждение его в нац. сценич. иск-ве.
 В 1912 Л. пытался создать общедоступный передвижной т-р на открытом
 воздухе. Написал для этого т-ра 3 сб. пьес "Калевала на сцене" (1911).
 Большое влияние на Л. оказала драматургия Ибсена. Наиболее известны
 драма Л. "Пентти Пяккёнен" (1905) и комедия "Соль земли" (1911), в к-рых
 обличаются нравы фин. бурж. об-ва. Автор книги "Финское театральное
 искусство" (1891). Л. перевёл на фин. яз.: "Сида" Корнеля, "Федру"
 Расина, "Вильгельма Телля" Шиллера и др.
  Соч.: Naamioita, nid. 1-6, Hels., 1905-11; Kalevala nayttamolla
 sovitanut, sajra l-3,Hels., 1911; Kootut teokset, nid. 1-16, [2 pain],
 Hels., [1931-49] (т. 8 -пьесы); в рус. пер. -Избранное, М.-Л. 1959.
  Лит.: Горький М., Собр. соч., тт. 27, 29, M., 1954, с. 102, 341;
 Kallio O. A., Uudempi suomalainen kirjallisuus, osa 2, 2 pain, Porvoo,
 1929. А. Ман.
  ЛСЙПЦИГСКАЯ ВЫСШАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА (Theater hochschule Leipzig) -
 высшее театральное учебное заведение ГДР. В 1945 при Гос. высшей муз.
 школе в Веймаре было организовано актёрское отделение (рук. М.
 Валлентин). Первый выпуск актёрского ф-та влился в открытый в 1952
 Берлинский т-р им. Максима Горького, во гл. к-рого стал М. Валлентин. В
 1947 на базе актёрского отделения создан Нем. театр. ин-т, при к-ром
 организовано те-атроведч. отделение. В 1953 он был переведён в Лейпциг и
 получил назв. Л.в.т.ш. В основу обучения положена система К. С.
 Станиславского в сочетании с традициями нем. т-ра. При ин-те имеется
 актерский и театроведч. ф-ты (очный и заочный). Срок обучения в ин-те 4
 года, проводится производств, практика. Существует 5-й курс с
 режиссёрским уклоном. Л.в.т.ш. возглавляет ректор А. Г. Кукхофф, рук.
 театроведч. ф-та В. Адлинг. А.-Г. К.
  ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) - яркий, образный
 мелодич. оборот (иногда целая тема), применяемый в музыке для
 характеристики какого-либо лица, идеи, явления, переживания и
 многократно повторяющийся по ходу развития сюжета. Принцип Л. широко
 используется в опере, балете и др. муз.-драм. соч. Л. сопровождает
 появление героя или упоминание о нём (Л. Снегурочки в опере
 Римского-Корсакова, Зигфрида - в тетралогии "Кольцо Нибелунга" Вагнера,
 лебедей - в балете "Лебединое озеро"), утверждает ведущую идею произв.
 [Л. нар. борьбы в опере "Семья Тараса" Кабалевского, любви - в "Отелло"
 Верди, судьбы (тема трёх карт)-в "Пиковой даме"]. Л. применяют также для
 изображения явлений природы (море в "Сказке о царе Салтане") и даже
 отдельных предметов (меч, копьё в "Кольце Нибелунга"). Л. может
 видоизменяться по мере развития образа героя или явления. Л. могут
 характеризовать как один персонаж (Л. царя Ивана Грозного в
 "Псковитянке"), так и группу персонажей (Л. клятвы комсомольцев в "Семье
 Тараса"). Иногда Л. применяются также для обрисовки чувств героев (Л.
 ревности в партии Амне-рис, патриотизма - в "Иване Сусанине").
  Как эпизодич. приём Л. встречается уже в музыке 18 в. (оперы А.
 Скарлатти). В нек-рых операх эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. Л.
 служит для выражения особо значит, ситуации или переживания. С 19 в.
 принцип Л. находит всё большее применение в опере ("Вольный стрелок"
 Вебера и др. произв.). Вагнер берёт систему Л. в основу муз. драматургии
 своих опер ("музыкальных драм"), особенно тетралогии "Кольцо Нибелунга".
 Принцип Л. получил творчески своеобразную разработку в музыке рус.
 композиторов-классиков, стал одним из средств реалистич. оперной
 драматургии. Очень широко использовал его Римский-Корсаков, выработавший
 самостоят, систему Л. (в операх, симф. сюите "Шехеразада" и др.).
  Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1953;
 Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952.
  ЛЕЙФЕРТ, Абрам Петрович (гг. рожд. и смерти неизв.) - русский
 антрепренёр. Содержатель балаганного т-ра "Развлечение и польза"
 (1880-97) в Петербурге на Царицыном лугу (Марсовом поле). В репертуар
 т-ра наряду с феерич. представлениями входили инсценировки произв.
 Пушкина, Гоголя, Сервантеса, рус. нар. сказок. Руководителем и
 режиссёром был А. Я. Алексеев-Яковлев.
  ЛЕКАРЕВ, ВалерийПетрович[р.6(19).Х. 1909]-русский советский актёр.
 Нар. арт. РСФСР (1963). В 1927 вступил в Т-р-студию им. Ермоловой,
 преобразованную впоследствии в моек. Т-р им. Ермоловой; работает здесь
 до наст. времени (в 1943-46 - в труппе Моск. т-ра Сатиры). Большое
 влияние на формирование таланта Л. оказали режиссёры М. А. Терешкович,
 М. О. Кнебель, А. М. Лобанов. Л.-характерный актёр. Созданные им образы
 отличаются интеллектуальностью, выразительностью речевой характеристики,
 остротой и чёткостью сценич. формы. Выступает на радио.
  Роли: Суслов ("Дачники"), Достигаев ("Достигаев и другие), Супругов
 ("Спутники" Пановой), генерал Романенко ("Счастье" по Павленко),
 Порфирий Петрович ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Леонид
 Сергеевич ("Два упрямца" Хикмета и Туляковой), ‚лкин ("Мой друг"
 Погодина), Лещ ("Последние"), солдат Слепцов ("При свете дня"
 Казакевича) и др.
  Лит.: Боровой Л., Валерий Лекарев, "Театр", 1958, ј 1. М. Лифш.
  ЛЕКАЦАС (????????), Николаос (1847-1913) - греческий актёр и
 режиссёр. Образование получил в Англии. В 1870 поступил в т-р в
 Кембридже. В 1881, вернувшись в Грецию, выступил в т-ре "Олимпия"
 (Афины) в роли Гамлета. В 1882-85 возглавил собств. труппу, к-рая играла
 в т-ре "Олимпия". Среди ролей этого периода - Шейлок, Макбет, Отел-ло,
 король Лир. В 1895 выступал в т-ре "Афинеон" в пьесах новогреч.
 драматургов (Веньерис - "Опекун" Ксенопулоса и др.). Труппа Л. терпела
 большие материальные затруднения, в нач. 1910-х гг. Л. уехал в Америку,
 умер в нищете.
  Л. был широко образованным человеком. Он дал новое глубокое сценич.
 истолкование Шекспира. Современники называли Л. реформатором греч.
 актёрской школы. Условной классицистской манере игры греч. актёров он
 противопоставил романтич., исполненное внутр. пафоса иск-во. Творчество
 Л. оказало большое влияние на формирование греч. актёров реалистич.
 школы (Е. Пандопулос и др.).
  Лит.: ? ? ? ? ? ? ? ?., ??????? ??? ???????????? ???????, ??????,
 1951. Д. С.
  JIEKEH (Lekain) (наст. фам. - К е н; Cain), Анри Луи (31. III. 1729,
 Париж,-8. II. 1778, там же) - французский актёр. Сын ювелира. С конца
 40-х гг. 18 в. участвовал в любит, спектаклях. Встреча с Вольтером (в
 1750) решила его творч. судьбу. Великий писатель занялся сценич.
 воспитанием Л. и за неск. месяцев подготовил его дебют в т-ре "Комеди
 Франсез" (1750, роль Тита - "Б рут" Вольтера). Вместе с актрисами М.
 Дюмениль и И. Клерон Л. составил прославленный "вольтеровский" ансамбль.
 В трагедиях Вольтера Л. сыграл, свои лучшие роли:
  Оросман ("Заира"), Сеид, позднее - Магомет ("Магомет"), Замор
 ("Альзира"), Чингисхан ("Китайский сирота", 1755), Танкред (о. п.,
 1760). Л. исполнял также центральные роли в произв. предреволюц.
 просветит. драматургии - Лин-сей, Вильгельм Телль ("Ги-перместра", 1758,
 "Вильгельм Телль", 1766, Лемьера), Спартак (о. п. Сорена, 1760), Уорик
 ("Граф Уорик" Лагар-па, 1763) и др. Грубоватая внешность Л., коренастая
 фигура не подходили к ролям героев в классицистской трагедии. Но в его
 сценич. образах было мощное величие, стремительная действенная сила;
 идеальная возвышенность воплощаемых характеров, живописный, подчёркнуто
 театр. жест, монументальная скульптурность поз, певучая декламация
 сближали иск-во Л. с традициями классицизма. Л. не допускал обыденных
 разговорных интонаций, бытовой жестикуляции. Но присущая ему аффектация
 была не только декламационно-пластич. приёмом, а принципом его иск-ва,
 воплощавшего великие движения человеческого духа. Л. создавал образы,
 одушевлённые сильными эмоциями, полные внутренней тревоги, смятенности
 чувств, страстной публицистичности. В ненависти его Замора к
 поработителям, в рыцарственном патриотизме Танкреда, благородном
 бесстрашии Вильгельма Телля звучала антитиранич. тема, проповедь новых
 этич. принципов. Творчество Л. - актёра просветительского классицизма,
 подготавливало сценич. иск-во ре-волюц. Франции. Преодолевая
 абстрактность клас-сицистского сценич. образа, Л. искал выражения
 "национального характера" (по его собств. определению), что привело его

<< Пред.           стр. 443 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу