<< Пред. стр. 455 (из 913) След. >>
называет бесхарактерным и безнравственным; баронессы, распространяющейсплетни о своей приятельнице, приводящие её к гибели; Каза-рина -
профессионального шулера; Шприха - ростовщика, сплетника, доносчика, и
т. д. В центре пьесы- образ Арбенина, наделённого душой "кипучею как
лава", острым умом, чуждого предрассудков; Арбенин презирает светский
круг, сознаёт свою отчуждённость от него; и в то же время в нём самом
неистребимо влияние этой светской среды - эгоизм, холодность,
подозрительность, неоправданная убеждённость в своей правоте,
жестокость. Пьеса Л. сочетает в себе черты реализма с приёмами романтич.
т-ра. Однако романтизм Л., так же как и у раннего Пушкина,
поэтов-декабристов (в противоположность романтизму В. А. Жуковского, И.
И. Козлова и др.), обращён к действительности, современности. Образ гл.
героя в "Маскараде" не лишён типичности: разочарование, скорбь,
презрение к окружающей среде, гордая обособленность были свойственны
передовым людям того времени. Вместе с тем Арбенин - романтич. герой.
Автор с преднамеренной неполнотой рисует его жизнь, наделяет Арбенина
необыкновенными чувствами и тайными страстями. Поэт вводит в состав
действующих лиц Неизвестного, тайна к-рого раскрывается лишь в конце
пьесы, наполняет драму загадочным и недосказанным. Речь персонажей, в
особенности гл. героя, насыщена метафорами, эмоциональными
восклицаниями. Нек-рые монологи Арбенина перекликаются с текстом
лермонтовского "Демона". Но конструкция стиха (неравносложный ямб) и
диалога (разделение стихотворной строки между говорящими персонажами)
связана с традициями "Горе от ума" и воссоздаёт быстрый темп бытового
разговора. "Маскарад" не был поставлен на сцене при жизни поэта.
Первонач. вариант пьесы (состоял из 3 актов и заканчивался смертью Нины)
известен только по неполной писарской копии. К нему, очевидно, была
близка рукопись, представленная Л. в цензуру и известная лишь по отриц.
отзыву цензора. Во 2-й редакции, вероятно написанной с нек-рым учётом
требований цензуры, порок был наказан - Арбенин терял рассудок, и в то
же время судьба героя была завершённое, месть света очевиднее. Этот
вариант драмы, впоследствии признанный литературоведением основным и
лучшим, наиболее полно выражавшим замысел автора, снова вызвал
недовольство цензуры. В 1836 Л. написал 3-й вариант (наз. "Арбенин"), в
к-ром пьеса приобрела бытовой характер, потеряла сати-рич. остроту,
драм. напряжённость (Арбенин не убивал жену, а лишь мистифицировал её
отравление, не сходил с ума, а отправлялся в путешествие). Однако и в
этом виде пьеса не была допущена на сцену. Впервые напечатана в 1842.
Постановки "Маскарада" безуспешно добивался П. С. Мочалов, мечтавший
сыграть роль Арбенина. Лишь в 185,2 актрисе Александрийского т-раМ. И.
Вальберховой при содействии М. С. Щепкина удалось добиться разрешения на
пост. отдельных сцен "Маскарада". Спектакль носил мелодраматич.
характер, определявшийся исполнением роли Арбенина В. А. Каратыгиным. В
мелодраматич. духе играл роль Арбенина и
И. В. Самарин в 1862 в Малом т-ре [первая полная (с несколькими
купюрами) пост. пьесы]. Так же играли драму в -провинции (Одесса, Минск,
Вятка и т. д.). В нач. 20 в. пост. "Маскарада" носила следы влияний
символизма; в ярко зрелищном эффектном спектакле Александрийского т-ра
(1917, пост. В. Э. Мейерхольда, декорации А. Я. Головина, музыка А. К.
Глазунова) драме была придана романтическая загадочность (Арбенин-Юрьев,
Нина-Рощи-на-Инсарова, баронесса Штраль - Тиме, КазаринГорин-Горяинов).
В спектаклях сов. т-ра особую силу обрела сати-рич. сторона драмы Л.
Наиболее интересные спектакли были пост. Воронежским (1936,
Арбенин-Поляков) и Казанским (1940, Арбенин-А рда ров) т-рами (реж.
обоих спектаклей Я. Варшавский). Однако нек-рые пост. "Маскарада" носили
вулъгарно-соцпо-логич. характер; разоблачая светскую среду, они
трактовали образ Арбенина как представителя этой среды.
Героико-романтич. образ Арбенина создал Н. А. Мордвинов в 1941 в
одноимённом фильме и в спектакле Т-ра им. Моссовета (1952, реж.
Завадский и Анисимова-Вульф; возобновлён в 1963). В 1941 "Маскарад" был
пост. Т-ром им. Вахтангова (худ. рук. пост. Р. Н. Симонов, реж.
Тутышкин, муз. Хачатуряна). Среди исполнителей роли Арбенина- В. Д.
Годзиашвили, В. Б. Вагаршян, К. Карм и др. На тексты Л. написаны оперы -
"Демон" (1875, Мариинский т-р) и "Купец Калашников" (1880) А.
Рубинштейна, "Бэла" Б. Александрова (1946, Большой т-р), "Маскарад" Д.
А. Толстого (1957, Т-р оперы и балета, Пермь); балеты - "Ашик-Кериб"
Асафьева (1940, Ленингр. Малый оперный т-р), "Маскарад" Лапутина (1956"
Новосибирский т-р оперы и балета).
Соч.: Сочинения т. 1-6, М.- Л., 1954-57, т. 5- Драмы, М.- Л., 1956;
Полн. собр. соч. (примеч. И. Л. Андроникова), т. 1-4, М., 1953, т.
3-Драмы и трагедии.
Лит.: Яковлев М. А., М. Ю. Лермонтов, как драматург, Л.- М., 1924;
Ломунов К., Сценическая история драматургии Лермонтова, "Театр", 1939,
.ј 10, с. 31;
Нейман В.. Драматургия Лермонтова. Вступ. ст., в кн.: Лермонтов М.
Ю., Драмы, М.-Л., 1940; "Маскарада Лермонтова. Сб. ст., под ред. П. И.
Новицкого, М.- Л., 1941; Мануйлов В., М. Ю. Лермонтов. 1814-41. М.- Л.,
1950; Эйхенбаум Б. М., М. Ю. Лермонтов, 1814-1841, в кн.: Русские
драматурги XVT1I-XIX вв., т. 2, М.- Л., 1961. Ь\ //.
Л‚РНЕР, Николай Никитич (1884-1946)-русский советский драматург.
Писал пьесы преим. на сюжеты, заимствованные из рус. истории, используя
впервые обнародованные после Октябрьской революции факты и стремясь
подать их в сенсационно-ме-лодраматич. освещении. Пьесы Л. "Царевна
Софья" (1923), "Фаворитка Петра I" (1924), "Пётр III и Екатерина II"
(1925) пользовались кратковременным успехом, особенно в периферийных
т-pax. Л. обладал хорошим знанием сцены, умел эффектно построить пьесу,
.занимательную интригу, его произв. обычно были компактны, не требовали
сложных декораций. Попытки Л. выйти за пределы жанра историч. мелодрамы
и более серьёзно осмыслить образы прошлого ("Гоголь над бездной", 1924,
"Николай Чернышевский", 1929, "Декабристы и Пушкин", 1934) оказались
неудачными, т. к. Л. не мог преодолеть свою склонность к эффектным
сюжетным построениям, обнаруживал тенденцию к грубой модернизации
истории. Писал также совр. сатирич. комедии-"Брат наркома" (1925), "Дело
Касимова" (1939). К. Р.
Л‚РСКИЙ, Иван Владиславович (наст. фам.- Г е р ц а к; 1873-8. IV.
1927) - русский актёр. Окончил Рижский политехнич. ин-т (1900). С 1892
участвовал в любит, спектаклях. С 1901 выступал на клубных сценах
Петербурга. С 1905- на проф. сцене. Под псевд. Лерский-Далин играл в
пригородных петерб. т-pax (Стрельна, Озерки и др.), затем работал в т-ре
Л. Б. Яворской, Новом Василеостровскомт-ре. Роли: Доктор ("Евреи"
Чирикова), Макдуф ("Макбет") и др. С 1907 - в труппе Александрийского
т-ра. Выдвинулся исполнением комедийных и характерных ролей; Л. был
мастером сценич. эпизода, большое внимание уделял речевой характеристике
образа.
Роли: Почтмейстер ("Ревизор"), Лыняев ("Волки и овцы"), Гаев
("Вишнёвый сад"), бухгалтер Отченаш ("Конец Криво-рыльска" Ромашова),
сэр Тоби ("Двенадцатая ночь"), фон Кальо ("Коварство и любовь").
Л. был известен и как чтец. В его репертуар входили произв. Чехова,
Куприна; исполнял также разл. импровизированные сценки. В 1912-14
преподавал на драм. курсах Н. Н. Ходотова.
Лит.: Х о д о т о в Н. Н., И. В. Лерский, "Жизнь искусства", 1927, ј
16; M а л ю т и н Я. О., Актёры моего поколения, Л.- М., 1959. f{
"ЛЕС" - комедия в 5 д. А. Н. Островского. Соч. 1870. Прочитана
автором 25 мая 1871 на вечере в пользу Лит. фонда в зале Петерб.
собрания художников. Пост. 1 нояб. 1871 в Александрийском т-ре (бенефис
Бурдина; Несчастливцев - Бурдин, Гурмыжская - А. Читау, Аксюша-E.
Струй-ская, Милонов - Пронский, Бодаев - П. Степанов, Восмибратов - П.
Васильев, Пётр - Горбунов, Буланов - Сазонов, Счастливцев-Зубров,
Улита-Александрова). 26 ноября 1871 - в Малом т-ре (бенефис Акимовой;
Улита - Акимова, Гурмыжская-Медведева, Аксюша-Федотова, Мило-новСамарин,
Бодаев - Б. Живокини, Восмибратов - П. Садовский, Пётр - Музиль, Буланов
- М. Садовский, Несчастливцев - Вильде, Счастливцев - Шумский). Среди
исполнителей возобновлений "Л." в Александрийском т-реАбаринова, Н.
Васильева, Жулёва (Гурмыжская), Далматов, Писарев, Уралов
(Несчастливцев), Давыдов (Милонов), К. Яковлев (Бодаев), Варламов,
Давыдов, Ст. Яковлев (Вос-мнбратов), Горин-Горяинов (Буланов),
Шаповаленко (Счастливцев), Левкеева, Чижевская (Улита), Варламов (Карп);
в Малом т-ре - К. Рыбаков (Несчастливцев), А. Ленский (Милонов), Горев
(Бодаев), Остужев (Буланов), Правдин, М. Садовский (Счастливцев),
Рыкалова, О.Садовская (Улита). В 1892 "Л." пост. в Т-ре Корша. В 1871 -
в Тифлисе, затем на ряде провинц. сцен Несчастливцева играл Н. Рыбаков
(в 1872 он играл в Нар. т-ре на Политехнич. выставке в Москве, в 1876-в
Панаевском т-ре в Петербурге). В 1871вСамаре в антрепризе Рассказова в
роли Несчастливцева выступил М. И. Писарев; в 1880 играл в Пушкинском
т-ре в Москве (Счастливцева в этом спектакле играл В. Н .
Андреев-Бурлак).
Пьеса Островского шла в крупнейших провинц. городах. Среди
исполнителей - Бравич, Киселевский, Рахимов, Со-болыциков-Самарин,
Чарский, Абелян (на арм. яз-), М. Садовский (на украинском яз.)
(Несчастливцев); Синельников, Певцов, Чужбинов, Яковлев-Востоков,
Орленев (Счастливцев).
На сов. сцене: Госдрама, б. Александрийский т-р (1918, Гурмыжская -
Н. Васильева, Аксюша-Усачёва, Несчастливцев - Малютин, Счастливцев -
Усачёв, Улита - Корчагина-Александровская), Малый т-р (1921, худ.
Кардовский;
Гурмыжская - Лешковская, Несчастливцев - Нароков, Счастливцев-Н.
Яковлев, Улита-Рыжова; 1937 и 1940 - Гурмыжская - Яблочкина, Пашенная,
Аксюша - Обухова, Бодаев - Зражевский, Шамин, Несчастливцев - П.
Садовский, Ленин, Нароков, Счастливцев - Н. Яковлев, Васенин, Ильинский,
Улита-Турчанинова), Т-р им. Мейерхольда, спектакль шёл в текстовом
варианте Мейерхольда, пьеса была, разбита на 33 эпизода (1924, реж.
Мейерхольд, худ. В. Фёдоров, Гурмыжская - Тяпкина, Твердын-ская, Аксюша
- Райх, Восмибратов - Захава, Пётр-Боголюбов, Буланов - Кельберер,
Несчастливцев - Мухин, Счастливцев - Ильинский, . Улита - Ремезова),
Финский т-р (1931), Саратовский т-р (1935, Восмибратов - Слонов,
Несчастливцев - Муратов, Счастливцев - Бросевич, Емельянов, Несмелов,
1949), Ереванский раб. т-р (1935, реж. Калантар), Ленингр. т-р драмы им.
Пушкина (1936, 1948, реж. Кожич и Даусон. Исполнители:
Гурмыжская-Мичурина-Самойлова, Жихарева, Тиме, Аксюша-Рашевская,
Восми-братов -Меркурьев, Пётр - Борисов, Буланов- Черкасов, Янцат,
Несчастливцев - Юрьев, Малютин, Толубеев, Счастливцев-Горин-Горяинов,
Воронов, Борисов, Улита-Корчагина-Александровская, Домашева),' Казанский
т-р (1938, 1941. Несчастливцев-Григорьев, Счастливцев-Якушенко), Т-р им.
Шевченко (1939, Несчастливцев - Антонович, Счастливцев - Крушельницкий),
Смоленский т-р (1940), Т-р им. Октябрьской Революции (1940), Тбилисский
т-р им. Грибоедова (1945), Кировский т-р (1945), Читинский т-р (1946),
МХАТ(1948 , реж. Кедров, В. Орлов, Топорков, худ. Дмитриев; Гурмыжская -
Шевченко, Несчастливцев - Ершов, Счастливцев - Топорков),
Симферопольский т-р (1951), Ереванский рус. т-р (1952), Латвийский т-р
драмы (1953, Гурмыжская-Леяскалне, Аксюша - Фреймане, Несчастливцев -
Катлап, Счастливцев - Яунушан), Чувашский т-р (1957), Куйбышевский т-р
(1962) и мн. др.
За рубежом: Пражский т-р (1939), Берлинский т-р (1940), Чешский
сельский т-р (1949), Дрезденский т-р (1954), Реалистический т-р, Прага
(1955), "Кооперативный т-р", Дания. Нар. т-р, Никшич (Югославия) (1957),
Муниципальный т-р, Бухарест (1958), Нац. т-р, Осло (1961), Т-р в Милане
(1962) и др.
Издания- Первая публикация "Л."- ж. "Отечественные записки", СПБ,
1871, т. 194 , ј 1; Из первых советских изд.: Островский А. Н., Лес,
M.Пг., 1922; из последних изд. -Островский А. Н., Собр. соч т. 6, М.,
1960.
Лит.: "ЕИТ". Сезон 1896-1897, СПБ, 1898, с. 139-43 и 1910, вып. 6, с.
149-61; "Театр", 1953, ј 7, с. 83-88;
3 о граф Н. Г., Малый театр. М., 1960, с. 164-68;
Ильинский И., Сам по себе, М., 1961, гл. 20;" Gestaltung und
Gestalten. Jahrbuch der Dresdner Staatstheater, B., 1955, с. 154-61. д ц
ЛЕСАЖ (Lesage), Ален Рене (1668-17. XI. 1747)- французский писатель,
драматург. Автор знаменитых романов "Хромой бес", "Похождения Жиль-Бласа
из Сантильяны". Один из крупнейших представителей демократич.
оппозиционной лит-ры, возникшей на заре просветит, движения.
Драма-тургич. деятельность начал переработкой пьес Рохаса Сор-рильи,
Лопе де Вега, Кальде-рона. Первый большой успех Л. определила одноактная
прозаич. комедия "Криспен- соперник своего господина" (1707,
"КомедиФрансез"). Использовав традиционный образ театр. слуги Криспена,
Л. изменил старую сюжетную схему; в его комедии слуга ворует и лжёт,
чтобы самому "выйти в люди", приспособиться к хищнич. законам общества.
В следующей комедии "Т юрка ре" (1709, "Комеди Франсез") - одном из
выдающихся произв. нац. сатирич. драматургии - выражены настроения нар.
протеста, показаны паразитизм знати и грабительство буржуазии.
Испуганный сатирич. силой пьесы, т-р "Комеди Франсез" не решался ставить
её (пьеса попала на сцену почти случайно). Возмущённый Л. отказался
сотрудничать с этим привилегированным т-ром и перешёл в 1712 в
ярмарочный т-р, для к-рого написал св. 100 комедий-водевилей, в т. ч.
"Арлекин-король Серендиа" (1713), "Арлекин-Магомет" (1714), "Храм
судьбы" (1715), "Арлекин-король людоедов, или Семимильные сапоги"
(1720), "Ящик Пандоры", "Чёрная голова" (обе в 1721) и др.
Социально-сатирич. мотивы этих пьес раскрывались на сказочном,
фантастич. материале. В них широко применялись музыка, пение, танец, что
способствовало формированию жанра комич. оперы; Л. тщательно подбирал
мелодии к куплетам своих комедий, стихи в них были органически связаны с
музыкой (по настоянию Л. в ярмарочном т-ре начали работать композиторы).
Деятельность Л. помогла ярмарочному т-ру устоять в борьбе против
преследований. Продолжатель традиций Мольера, Л. в то же время стремился
преодолеть абстрактность классицистских образов, воплощающих какую-либо
одну страсть. Предвестник реалистич. иск-ва просветителей, Л.
прокладывал путь прогрессивному направлению в драматургии.
Совм. с драматургами Фюзелье и дОрневалем Л. издал сборник пьес
"Ярмарочный театр" (1737).
Соч.: Тюркаре, М., 1955; Криспен - соперник своего господина, М.,
1957; Le theatre espagnol. P., 1700; Le theatre de la foire, ou
l'Opera-Comique, v. 1-10, P., 1721-37;
Oeuvres completes, v. 1-12, P., 1821.
Лат.: F a gue t E., Dix-huitieme siecle, P., [s. d.];
Barberet V., Lesage et le Theatre de la Foire, Nancy, 1887;
Brunetiere F., Les epoques du theatre francais, P., 1892; L i n t ? 1 h
a с E., Lesage, P., 1893; История французской литературы, т. l, M.,
1956; Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, M.- Л.,
1939;
Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.- М., 1948. Е. Ф.
ЛЕСКОВ, Николай Семёнович [псевд.-М. С т е б-ницкий; 4(16). II.
1831-21. II (5. III). 1895] - русский писатель-беллетрист. Служил
чиновником. Знаток рус. быта, языка, фольклора, замечательный мастер
рус. прозы. Единств, драм. произв. Л.- пьеса "Расточитель" (1867) - по
силе своего письма и мрачности красок близка к "Смерти Пазухина"
Салтыкова-Щедрина. Её отличают социальная заострённость конфликта,
резкая оче-рченность характеров (пост. в 1867, Александрийский т-р, Анна
Семёновна Мякишева - Е. Левкеева, Молчанов - Нильский, Князев - Зубов,
Колокольцев - Монахов, Дробадонов -П. Васильев, возобн. 1878, 1897;
1868, Малый т-р; 1924, 1-я Студия МХАТ, реж. Сушке-вич. Дикий, Бромлей;
Колокольцев - Гейрот, Молчанов - Дикий, Марья Парменовна - Гиацинтова,
Мякишев - В. Попов, Анна Семёновна - Бромлей, Князев - Певцов, Минутка -
Берсенев, Дробадонов - Готовцев).
Острота конфликта, сюжетная напряжённость повестей и рассказов Л.,
действенная индивидуализированная обрисовка образов, их бытовое
своеобразие, стремление писателя характеризовать своих героев через
специфику речи обусловили появление большого количества инсц. по произв.
Л.: "Блоха" (по повести "Сказ о тульском косом Левше и о стальной
блохе", инсц. Е. И. Замятина, 1925, МХАТ 2-й, реж. Дикий, Готовцев, худ.
Кустодиев; халдеи -Готовцев, Бирман, Царь- В. Попов, Платов - Дикий,
Левша - Л. Волков), "Леди Макбет Мценского уезда" (по одноим. повести;
1935, Театр-студия под рук. Дикого; Катерина - Горячих,
Сергей-Менглет), "Грушенька" (по повести "Очарованный странник", инсц.
И. В. Штока, 1946, Цыганский т-р "Ромэн", реж. Вершилов;
ГрушенькаЧёрная). В 1932 по повести Л. композитор Д. Д. Шостакович
написал оперу "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1934,
Муз. т-р им. Станиславского и Немиро вича-Данченко, новая пост. 1963).
Соч.: Расточитель, Собр. соч., т. 1, M., 1956. Лит.: Гроссман Л. П.,
Н. С. Лесков, М., 1945 (с. 144-156-"Лесков и театр"); "Блоха", сб.
статей, Л., 1927; Дикий А., Повесть о театральной юности, М., 1957, с.
337-51. А. Шн.
ЛЕСКОВА-КИРЬЯКОВА, Анастасия Спиридо-новна (р. 22. XII. 1903) -
русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1952). В 1921 после
окончания студии при ГОРОНО в Троицке поступила на проф. сцену в этом же
городе. До 1937 работала в т-рах Кургана, Куйбышева, Москвы, Гомеля,
Днепродзер-жинска. С 1937 -в Челябинском драм. т-ре им. Цви-линга.
Л.- лирическая актриса, ей особенно удаются роли мягких, обаятельных
женщин, часто глубоко страдающих, тонко чувствующих, правдивых и
искренних.
Роли: Софья ("Горе от ума"), Элиза ("Пигмалион" Шоу), Лариса
("Бесприданница"), Маша ("Три сестры"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"
Шекспира), Тугина ("Последняя жертва"), Анна Каренина; Раневская
("Вишнёвый сад"). Гос. пр. СССР (1952) за исполнение роли Любови Яровой.
Э. К.
"ЛЕСНАЯ ПЕСНЯ" ("Л?сова п?сня") - драма-феерия в 3 д. с прологом в
стихах Леси Украинки. Соч. 1911 (на укр. яз.). Пост. в 1919 труппой Н.
Садовского в Киеве. Среди последующих пост. "Л. п.": Т-р им. Франко
(1927, 1929), Одесский т-р им. Октябрьской революции (1927, 1940), Т-р
им. Заньковецкой (1939, 1944, 1952), Харьковский т-р им. Ленинского
комсомола (1940), Харьковский колхозно-совхозный т-р (1941), Моск. т-р
им. Ленинского комсомола (1946, рус. пер. М. Исаковского), Сумский
муз.-драм. т-р (1948), Киевский ТЮЗ (1949), Запорожский драм. т-р
(1954), Читинский т-р (1954) и др.
Издания - Первая публикация "Л. п." -на укр. яз. ж.
"Л?тературно-науковий в?стник", кн. З, Кив, 1912;
Первое сов. изд. -Украинка Л., Лесная песня. Драма-феерия в 3 д. с
прологом, пер. с укр. М. Исаковского, М., ВУОАП, [1944]; Украинка Л.,
Собр. соч., т. 3, М" 1956. А. Шн.
ЛЕСОГОРОВ, И. И. - см. Валъберх И. И.
ЛЕССИНГ (Lessing), Готхольд Эфраим (22.1. 1729, Каменц.Саксония, -16.
II. 1781, Брауншвейг)- немецкий писатель, публицист, литературный
критик, драматург. В 1746 поступил в Лейпцигский ун-т на богословский
ф-т. Увлекшись медициной, перешёл в Виттенбергский ун-т и в 1751 получил
степень магистра. Уже в юношеские годы Л. проявил интерес к т-ру и
лит-ре. В 1747 в Лейпциге он часто посещал т-р К. Нейбер, для к-рого
написал комедии: "Дамон", "Женоненавистник" (1747), "Старая дева"
(1748), "Молодой учёный" (пост. 1748). В 1748 переехал в Берлин, где
написал комедии: "Евреи" и "Вольнодумец" (1749), "Клад" (1750). В своих
юношеских комедиях Л. следовал античным образцам и франц. "слёзной
комедии". В эти же годы Л. проявил себя как блестящий театр. критик, он
издавал театр. журналы: "Материалы по истории и восприятию театра"