<< Пред. стр. 458 (из 913) След. >>
мифологически связанного с Римом. Соч. Л. А. сохранились лишь вотрывках.
Соч.: Livii Andronici fragmenta, ed. M. Lenchantin de Gubernatis,
Torino, 1937. //. Зем.
ЛИВИЙСКИЙ ТЕАТР. С древних времён в Ливии существует два вида т-ра:
т-р теней и т-р кукол (марионеток). Представления т-ра теней
использовались для религиозной пропаганды. Позднее стали ставиться
небольшие комедийные сценки-представления. В 20 в. т-р теней пришёл в
упадок, мастера-кукольники исчезли. В т-ре кукол гл. действующее лицо -
популярная турецкая кукла Карагёз (получившая в Африке имя Гарагуз). В
Ливии эта кукла приобрела своеобразные черты и получила имя Кари-ус (имя
его партнёра - Хаг Кирван). Кариус - собирательный образ делового
энергичного человека, Хаг Кирван - холодный, расчётливый деляга. Интрига
строится на различии их характеров, между ними возникают всевозможные
споры, недоразумения и неприятности. Популярна также кукла Бу Садия
(известна во всей Сев. Африке). Бу Садия - положительный герой, добрый,
искренний, носит шлем, увенчанный клювом птицы, кожаную маску с бородой
из верблюжьего волоса. Представления с участием Бу Садия происходят на
площадях, текст импровизируется. Этот т-р тоже находится в упадке.
Кукольники ведут нищенское существование.
Большое распространение в Ливии имеют выступления
рассказчиков-сказителей, нередко сопровождающих свою
декламацию-речитатив пением и танцами. Содержание выступлений
заимствуется из "1001 ночи" и из мифов домусульманской Аравии о героях
Антара и Умара.
Лит.: С e г b e l l a G., Il Garaguz in Libia e nel l'Oriente,
Tripoli, 1955. H. Л.
ЛИВРЙ (Livry), Эмма (наст. фам.- Э м a p о; Emarot) (24. IX. 1842-26.
VII. 1863) - французская артистка балета. В 1858 окончила школу при т-ре
"Гранд-Опера". Ученица К. Доминик и М. Тальони. Дебютировала в 1858 в
партии Сильфиды (о. п. Шнейцгоф-фера), заняв ведущее положение. М.
Тальони считала Л. своей достойной преемницей и поставила для неё балет
"Бабочка" на муз. Оффенбаха (1860), в к-ром Л. продемонстрировала
воздушность танца, грациозность и артистизм. Л. исполняла также партию
Сабинянки в дивертисменте оперы "Царица Савская" Гуно в 1862. Л.-одна из
последних представительниц романтич. школы франц. балета. Современники
Л. критики - Ж. Жанен, Н. Рокеплан, Т. Готье- высоко оценивали её
иск-во.
Лит.: X у д e к о в С., История танцев, ч. III, П., 1915;
G u es t I., The tragedy of Emma Livry, в его. кн.: The ballet of the
Second Empire. 1858-1870, L., 1953, с. 1-39;
Beaumont C. W., The romantic ballet as seen by Th. Gautier, L., 1932.
Harn. P.
ЛИ ВЭНЬ (наст. имя-Ли Ю и) (1611-77)- китайский драматург. Один из
первых кит. проф. драматургов. Автор 10 пьес в жанре чуаньци: "Дворец в
лучах радуги", "Бедная Сянь Бань", "Ошибка с воздушным змеем",
"Осторожный выбор невесты", "Юноша ищет подругу", "Неожиданная встреча"
и др. Писал пьесы для собств. труппы. В работе "Случайные записки в
свободное время" ("Рассуждения Ли Вэня о театре") обобщил опыт развития
драматургии и исполнит, стиля т-ра сицюй. И. Г.
ЛИТОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - театр в Петрограде. Открыт в 1921 в
помещении б. Народного дома С. В. Паниной. Л. т. был первым опытным
районным т-ром Петрограда, созданным для обслуживания рабочего зрителя.
Худ. руководитель т-ра-В. Н. Соловьёв, гл. режиссёр-А. Л. Грип-пич.
Художники - А. В. Рыков и В. В. Дмитриев. Пост.: "Взятие Бастилии"
Роллана, "Овечий источник" ("Фуэнте овехуна") Лопе де Вега, "Стенька
Разин" Каменского, "Мещанин во дворянстве" Мольера, пушкинский спектакль
("Каменный гость" и "Сцены из рыцарских времён"). В 1922 Л. т. был
преобразован в Театр новой драмы.
Лит.: История советского театра, т. 1, Л., 1933, с. 208 -
210.
ЛЙГОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ДОМ (Дом П а н и-н о и) - одно из крупнейших
культурно-просветительных учреждений дореволюц. Петербурга. Осн.
графиней С. В. Паниной. Открыт в 1903 в специально построенном здании
(на Обводном канале). Деятельность Л. н. д. противостояла казённым нар.
домам попечительств о нар. трезвости.
Л. н. д. широко использовался социал-демократич. организациями для
революц. пропаганды. В 1903 при Л. н. д. был создан Общедоступный т-р П.
П. Гайде-бурова, знакомивший рабочего зрителя с лучшими произв. рус. и
мировой классики. Этот т-р получил высокую оценку дооктябрьской
"Правды". В 1921-22 в этом помещении играл Лиговский драм. т-р. Ныне в
этом здании- Центр, клуб железнодорожников им. Некрасова. С. Др.
ЛЙДЕРШПИЛЬ (нем. Liederspiel, от Lied - песня и Spiel - игра) -
представление с пением, песенный спектакль. Вид зингшпиля. Получил
распространение в нач. 19 в. В качестве муз. номеров, к-рыми
перемежались разговорные диалоги, в Л. использовались популярные оперные
мелодии и нар. песни с новым текстом или же новые песни, соч.
композитором в нар. стиле, с простым аккомпанементом.
Характерные черты Л.- занимательный, развлекат. сюжет и яркие,
выразит, декорации. Первый наиболее известный Л.- "Любовь и верность" И.
Ф. Рей-хардта на слова Гёте (1800)- был написан, как указывал автор, по
образцу франц. водевиля. Успех этого произв. вызвал множество
подражаний. Широко i о-пулярны были Л. композитора Ф. Г. Химмеля
"Радость и задумчивость" (1801) и особенно "Фаншон" (1804). В 10-20-х
гг. 19 в. весёлые, глубоко нар. по природе Л. стали заполняться
сентимент. содержанием и вскоре были вытеснены др. жанрами. См. также
Пастораль.
Лит.: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., под ред. и с предисл.
И. Глебова, Л., 1925. р. J]
ЛЙДМАН (Lidman), Capa Алела (р. 30.XII.1923)- шведская писательница и
драматург. Лит. деятельность начала в 1952. Автор пьес "Дочь пономаря
Йо-ба" (1954, Драматич. т-р, Стокгольм) и "Айна" (1956, Гор. т-р,
Мальмё), в к-рых изображены жители совр. швед. деревни, их борьба за
существование. Этим героям присущи оптимизм, жизнеутверждение, гневное
обличение антигуманных норм бурж. действительности. Вл. М.
ЛЙДНЕР (Lidner), Бенгт (16.III.1757-4.1.1793)-шведский драматург,
поэт. Творчество Л. знаменовало отказ от господствовавшей в швед.
драматургии поэтики классицизма и возникновение романтич. тенденций. Для
трагедии "Эрик XIV" (1782) и оперного либретто "Медея" (1784) характерна
антимонар-хич. направленность. Гл. тема этих произв.- несовместимость
монархии с свободным и гармонич. развитием человеческой личности. Яркая
эмоциональность, образность поэтич. стиля Л. иногда перерастает в
патетичность.
Соч.: Samlade skrifter, bd 1-2, Stockh., 1932-33. Лит.: Josephson L.,
Bengt Lidner, Stockh., 1947. Вл. M.
ЛИЕПА, Карл Кришевич (р.22.XII.1905) -- латышский советский режиссёр
оперы. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с
1948. В 1927-34 учился в Латв. консерватории в Риге; в 1932-35 брал
уроки актёрского мастерства у М. А. Чехова и др. в Театр, школе при
консерватории; реж. иск-ву обучался у Я. Зариня (1935-40). Как режиссёр
начал выступать в Риге с 1932. С 1944 Л.- режиссёр, с 1947 - гл.
режиссёр Латв. т-ра оперы и балета. Спектакли, пост. Л., отличаются
стремлением к художеств. правде, историч. конкретности, динамичным
развитием действия.
Спектакли: "Банюта" Калныня, "Спридитис" Яна Медыня, "К новому
берегу" Зариня, "Огни мщения" Э. Канпа, "Кармен", "Фауст";
"Бал-маскарад" Верди, "Богема", "Тоска", "Севильский цирюльник";
"Долина" Э. д'Альбера, "Валькирия" Вагнера, "Кащей бессмертный"
Римского-Корса-кова, "Семья Тараса" Кабалевского, "Война и мир"
Прокофьева, "Судьба человека" Дзержинского, "Катерина Измайлова"
Шостаковича, и др. ? ?
ЛИЕПАЙСКИЙ ТЕАТР - один из старейших латышских т-ров. Создан в 1907 в
г. Лиепая (Либава) на основе кружка любителей. Первым спектаклем был
"Дядя Ваня". В т-ре начинали свою спенич. деятельность мн. известные
латыш. артисты. Характерная особенность т-ра - тесная связь с муз.
иск-вом. Здесь ставились оперы и оперетты. В сер. 30-х годов драм. т-р
объединился с Лиепайской оперой, осн. в 1922. После освобождения Латвии
(1940) в т-ре также ставились оперы и оперетты. В 1957 т-р был
переименован в муз.-д рама тич. (при т-ре работает кукольная группа).
Гл. режиссёрами т-ра были А. Амтман-Бриедит (1940-41), К. Пиесис
(1945-50), Ж. Врасла (1950-53), Н. Мурниек (с 1953).
Спектакли: "Разлом" (1940), "Лес" (1946), "Варвары" (1947), "Платон
Кречет" (1947); "В огне" Блаумана (1948), "Вей, ветерок!" Райниса
(1947), "Сын рыбака" Лациса (1949), "Много шума из ничего" (1950),
"Мещане" (1951), "Машенька" (1952), "Егор Булычев и другие" (1952);
"Купальщица Сусанна" Упита (1953), "Чайка" (1954); "В добрый путь"
Розова
(1955), "Дни портных в Силмачах" Блаумана (1956), "Солдатская шинель"
Григулиса (1956), "Беспокойная старость" Рахманова (1957), "Старое
гнездо моряков" Лациса (1957), "Огонь и ночь" Райниса (1958), "Без вины
виноватые" (1958);
"Иркутская история" Арбузова (1960), "Анна Каренина"
(1961), "Укрощение строптивой" (1961); "Лисички" Хелман
(1962), "Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (1962), "Весенние
заморозки" Ванаг по Блауману (1963). Оперы "Риголетто" (1958); "В огне"
Калныня (1959), "Остроумные невесты" Эрнесакса (1961), "Тоска" (1961),
муз. комедия "В краю голубых озёр" Жилинского и Залит (1963).
В труппе т-ра (1963): засл. арт. Латв. ССР И. Мит-ревиц, В. Вернер,
М. Устуб, Г. Бумбиер, А. Яунвалк, художник засл. деят. иск-в Латв. ССР
А. Дзенис.
Лит.; G re v i n V., Liepajas teatra 50 gadi, "Teatris un Dzive",
Almanachs 2, Riga, 1957, с. 173-201; F r e i-man e V., Liepajas teatra
50 gadi, Riga, 1958. В. Ф.
ЛИЗОГУБ, Владимир Сергеевич (р. 14.V1I.1918)- русский советский актёр
и режиссёр. Засл. деяг. иск-в УССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с
1943. С 1938 - актёр вспомогат. состава Харьковского т-ра рус. драмы, в
1941 окончил студию при этом т-ре и вошёл в трупну т-ра, в 1952 окончил
актёрский ф-т Харьковского театр. ин-та. Роли: Виктор ("Машенька"),
Эрнандо ("Хитроумная влюблённая" Лопе де Ве-га), Гостомысл ("Сон князя
Святослава" Франко) и др. В 1947 был ассистентом реж. А. Г. Крамова,
затем стал выступать гл. обр. как режиссёр. В 1954 - 58 - гл. реж.
Харьковского т-ра, в 1958 - 63-Львовского т-pa Сов. Армии, с 1963-реж.
Т-ра им. Франко (Киев).
Пост.: в Харьковском т-ре - "Семья" Попова (1950), "Мать своих детей"
Афиногенова (1953), "Оптимистическая трагедия" (1957); "Обоз второго
разряда" Давурина (1958); в Львовском т-ре -"Царь Фёдор Иоаннович" А. К.
Толстого (1959), "Иркутская история" Арбузова (1959), "Океан" Штейна
(1961) и др.
В 1949-58 преподавал актёрское мастерство и режиссуру в Харьковском
театр. ин-те. Б. Кор.
ЛЙЙВЕС, АрдиЭерович(р. 31. VIII.1929) -эстонский советский драматург.
В 1953 окончил юридич. ф-т Тартуского ун-та. Драматургич. деятельность
начал ещё в школьные годы, его первая драма "Новая жизнь" была
премирована на республиканском конкурсе пьес в 1946 и пост. несколькими
т-рами. Пьесы Л. "Игра с любовью" (1954, Вильяндский т-р "Угала"),
"Птенцы покидают гнездо" (1955, Пярнуский т-р) посв. темам борьбы против
мещанского индивидуализма, потребительского отношения к жизни, за
моральную чистоту сов. человека. Широкое признание получили пьесы Л.,
пост. в т-ре "Ванемуйне", - комедия "Роберт Великий" (1957) и
психологич. драма "Новогодняя ночь" (1958), показывающая губительные
последствия инертности, беспринципности. Пьесы "Синяя ракета" (1959) о
революц. борьбе эст. народа в 1924, "Портрет неизвестной" (1960) и "По
эту сторону горизонта" (1961) о формировании нового отношения к труду
продолжают разработку этич. и мировоззренческих проблем. Эти пьесы и
сатирич. комедия "О чём умолчал пророк" (1962) пост. в Т-ре им.
Кингисеппа.
Л. является также автором либретто оперетт Б. Кырвера "Только мечта"
(1955), "Лесной цветок" (1959), "Что вам угодно" (1962), пост. в т-ре
"Ванемуйне", радиопьес "Шаги" (1960), "Пятое купе" (1960) и "Семь
серебряных королей" (1961). С. Лев.
ЛЙЙГЕР, Эллен Яновна [р. 13 (26). VI.1918] -эстонская советская
актриса. Нар. арт. Эст. ССР (1957). В 1941 окончила театр. уч-ще при
Таллинской консерватории. В 1941-59-актриса Т-ра им. В. Кингисеппа, с
1960 - в т-ре "Ванемуйне". Творчество Л. отличается эмоциональностью и
искренностью, лаконизмом выразит, средств. В её сце-нич. образах лиризм
сочетается с мягким юмором, комедийностью. Играла также драматич. роли.
Роли: Аня ("Дни и ночи" по Симонову), Мари-Эльтс ("Совесть" Раннета),
Сента ("Сын рыбака" Лациса), Ангела ("Королю холодно" Таммсааре), Тийна
("Оборотень" Китцбер-га) Соня ("Дядя Ваня"), Поля ("Мещане"), Марья
Антоновна ("Ревизор"), Маша ("Кремлёвские куранты"), Нина ("Маскарад").
А. Ре б.
ЛИЛ‚ЕВА (наст. фам. -Шеффердекер), Эмилия Августиновна
[1826-4(16).IX.1893] -русская артистка оперы (сопрано). По
национальности немка. В 1843 окончила Петерб. театр. уч-ще. С успехом
дебютировала в 1841 на оперной сцене (Петербург) в партии Ритты ("Цампа"
Герольда). Была первой исполнительницей партий Гориславы ("Руслан и
Людмила"), Флёр де Лис ("Эсмеральда" Даргомыжского), Одарки ("Запорожец
за Дунаем"). Особенно удавались певице грациозно-кокетливые партии -
Церлина ("Фра-Дьяволо" Обера) и др. У Л. был небольшой, но чистый,
ровный, приятный голос. А. Н. Серов отмечал женственность тембра её
голоса. В 1866 Л. оставила сцену.
Лит.: К. П-в, Лилеева (Шеффердекер) Э. А., "ЕИТ". Сезон 1893-1894,
СПБ. 1895, с. 457; Серов А. Н., Критические статьи, т. 1 (1851-1856
гг.), СПБ, 1892, т. 3 (1860-1863), СПБ, 1895.
ЛИЛИ (Lyiy), Джон (ок. 1554 - конец ноября 1606) - английский
драматург. Один из основоположников ренессансной гуманистич. комедии.
Образование получил в Оксфорде и Кембридже, был членом парламента
(1589-1601). Романы Л. "Эвфуэс, или Анатомия остроумия" (1579) и "Эвфуэс
и его Англия" (1580) ввели в лит-ру стиль изощрённой пр)-заич. речи,
изобилующей параллелизмами, антитезами и ссылками на античную мифологию.
Этим языком говорят и персонажи комедий Л., исполнявшихся для придворной
публики мальчиками-актёрами: "Александр и Кампаспа" (1584), "Сафо и
Фаон" (1584), "Галатея" (1588), "Эндимион" (1591), "Мидас" (1592),
"Матушка Бомби" (1594), "Женщина на луне" (1597) и др. Комедии Л.
построены преим. на любовных сюжетах, изображают галантное ухаживание,
насыщены диалогами-поединками, герои их соперничают в остроумии и
благородстве манер. Л. оказал боиь-шое влияние на англ. ренессансный
т-р, дав первые образцы "высокой" комедии, комедии "идей". Л.
принадлежал к числу наиболее значит, предшественников Шекспира, к-рый
заимствовал у Л. отдельные приёмы и мотивы, но высмеял его
великосветскую манерность (пародии на эвфуизм в "Гамлете", в "Генрихе
IV" и др.).
Соч.: The complete works, ed. by R. W. Bond, v. 1-3, Oxf., [1902]; в
рус. пер.- Хрестоматия по истории западноевропейского театра, под ред.
С. Мокульского, т. 1 (Отрывки из соч. Л.), 2 изд., М., 1953.
Лит.: Стороженко Н., Предшественники Шекспира, т. 1, СПБ, 1872;
Дживелегов А., Университетские умы, в кн.: История английской
литературы, т. 1, вып. 1, М.- Л., 1949, с. 341-49; F e u i I I e r a t
A., John Lyiy, Cambr., 1910; M i n с о f f М., Shakespeare and Lyiy, в
кн.:
Shakespeare survey, 14, Cambr., 1961, с. 15-24. 4.
ЛЙЛИНА (наст. фам.- Перевощикова, по мужу-Алексеева), Мария Петровна
[21. VI(3.VII). 1866, Москва,-24. VIII. 1943, там же]- русская актриса.
Нар. арт. РСФСР (1933). Одна из основателей Моск. Художеств, т-ра. Род.
в семье моек. нотариуса. Воспитывалась в Екатерининском ин-те. Рано
осиротев, осталась здесь классной дамой. Нарушая правила, предписанные
этим строгим учебным заведением, Л. увлекалась театр. любительством,
выступала в спектаклях Об-ва иск-ва и лит-ры (1-я роль: Таня -
"Баловень" В. Крылова, 1888). Исполняла роли Клодины ("Жорж Данден"
Мольера), Луизы ("Коварство и любовь"), Тани ("Плоды просвещения"),
Марии ("Двенадцатая ночь") и др. В 1889 Л. вышла замуж за К. С.
Станиславского; всю жизнь была его верной ученицей и последовательницей
в иск-ве. При создании МХТ Л. приняла на себя не только артистические,
но и художественно-организационные обязанности (руководила костюмерной
частью т-ра). В творчестве Л. с наибольшей полнотой осуществилась
программа молодого т-ра в области актёрского иск-ва. Порвав с
традиционными актёрскими амплуа, Л. проявила широту творч. диапазона.
Роли: Маша ("Чайка", 1898), Соня ("Дядя Ваня", 1900/01), Наташа ("Три
сестры", 1901), Аня ("Вишнёвый сад", 1904), Лиза Бенш ("Микаэль Крамер"
Гаупт-мана, 1901). Трагич. силой было проникнуто исполнение Л. роли
хромоножки Марии Тимофеевны Ле-фщкиной ("Николай Ставрогин" по роману
"Бесы" Достоевского, 1913). Л. ломала сценич. трафарет, создавая глубоко
индивидуальные нац. характеры. Так, напр., исполняя роли Лизы ("Горе от
ума") и. Туанет ("Мнимый больной" Мольера), Л. играла не классич.
субреток, а в первом случае русскую девушку с характерными ухватками
"дворовой", выросшей в барском доме, во втором - француженку, женщину из
народа. Л. умела передавать то, что В. И. Немирович-Данченко называл
"зарытой драмой": играя в пьесах Чехова роли Маши и Сони, актриса
передавала напряжённую, сосредоточенную внутр. жизнь своих героинь. С
той же жизненной полнотой воссоздавала Л. образы Наташи ("Три сестры") и
Лизы Бенш ("Микаэль Крамер"), в к-рых естественность и грация сочетались
с самоуверенностью, вульгарностью и эгоизмом. В иск-ве Л. нашли полное
выражение центр, темы, тревожившие "ху-дожественников": "тоска от
жизни", перерастающая в тему "тоски по жизни" и антибурж. мотивы,
ненависть к обывательщине. Наиболее значительные достижения Л. связаны с
совр. ей репертуаром - с пьесами Чехова, Гауптмана, Гамсуна (Элина - "У
царских врат", 1909), Толстого (Анна Дмитриевна - "Живой труп", 1911).
Из классич. репертуара наиболее примечательна роль Дарьи Ивановны
("Провинциалка" Тургенева, 1912) и Карпухиной ("Дядюшкин сон" по
Достоевскому, 1931/32). Последняя роль Л. -Вронская ("Анна Каренина",
1937). Л. вела режиссёрскую и педагогическую работу в Студии им.
Станиславского.
Др. роли: Снегурочка (о. п. Островского, 1900), Анна Андреевна
("Ревизор", 1921), Вера Николаевна ("Где тонко, там и рвётся" Тургенева,
1912), Варя ("Вишнёвый сад", 1911), Янина ("Растратчики" Катаева, 1928),
Надежда Львовна ("Бронепоезд 14-69", 1927) и др.
Лит.: М. П. Лилина, М., 1960; М. П. Лилина, в кн.:
Мастера МХАТ, М.- Л., 1939; (ст. Н. Волкова, с. 269-88);
Виленкин В. Я., М. П. Лилина, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1943, М., 1945.
Я. Сол.
ЛЙЛЛО (Lillo), Джордж (4.11.1693-3.IX.1739) - английский драматург.
Создатель жанра мещанской драмы. Ювелир по профессии, Л. увлекался
т-ром. Перва.я его пьеса - "Сильвия, или Сельские похороны" (1730, т-р
"Линкольне Инн Филдс", Лондон-написана в жанре балладной оперы. Под
влиянием просветительских идей 18 в. Л. выступил против сословной
ограниченности жанра трагедии, изображавшей лишь царственных и знатных
особ. В предисловии к пьесе "Лондонский купец, или История Джорджа
Бар-нуэлла" (1731, т-р "Дру-ри-Лейн", Лондон) Л. писал, что воздействие
трагедии будет тем сильнее. чем ближе она будет к условиям жизни
большинства людей. Эту декларацию принципов мещанской драмы Л.