<< Пред.           стр. 460 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  (1959). Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. В 1954 окончил Ленингр.
 консерваторию. С 1942 - артист
  Бурятского музыкально-драматического театра, с 1954-солист Бурятского
 театра оперы и балета.
  Партии: Бумал-хан ("Энхе -. Булат батор" Фролова), Андрей ("На
 Байкале" Книппера), Булган-Табит ("Побратимы" Аюшеева), дед Бумба ("У
 подножья Саян" Ряузова), Мельник; Кончак ("Князь Игорь"), Собакин
 ("Царская невеста"), Гремин ("Евгений Онегин"), Борис Годунов, Сусанин;
 Олоферн ("Юдифь" Серова), Монта-нелли ("Овод" Спадавеккиа), Дон Базилио
 и др.
  Л. обладает голосом красивого тембра. Создаёт выразит, образы,
 отмеченные острой характерностью. С 1962 Л.- худ. рук. Бурят, т-ра оперы
 и балета.
  Лит.: Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959; ? ?-дорковская Л.,
 Театральная Бурятия, "Дружба народов", 1959, ј 11, с. 187-193. M. Лифш.
  ЛИОБЙТЕ, Алдона (р. 11. II. 1915) - литовская советская актриса и
 драматург. Участвовала в работе Вильнюсского литовского т-ра (1932-36).
 Училась в Каунасском ун-те. Играла в Вильнюсском т-ре "Вайдила"
 (1941-44), в Т-ре драмы Лит. ССР, Вильнюс (1944-49). Автор пьес:
 "Горбунок-музыкант" по мотивам литов. сказок (1955, Т-р драмы Лит. ССР),
 "Медвежья избушка" (1956 - Клайпедский, 1957 - Каунасский т-ры),
 либретто оперы "Повстанцы" по роману В. Миколайтиса-Путинаса (комп. Ю.
 Юзелю-нас, 1958), инсценировок (вместе с К. Кимантайте) романа П. Цвирки
 "Земля-кормилица" (1950), повести Венуолиса "Утопленница" (1956) - пост.
 в Т-ре драмы Лит. ССР. В. М.
  ЛИПКОВСКАЯ (M a ? ш н е р), Лидия Яковлевна [25.V(6.VI).1882 -
 22.III.1958] - русская артистка оперы (колоратурное сопрано). В 1901-05
 обучалась в Петерб. консерватории по классу проф. Н. А. Ирецкой. В
 1906-08 и в 1911-13 Л.-солистка Мариинского т-ра. В 1909-11 выступала в
 Париже, Милане, Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго и др. городах. В 1914-15 -
 солистка т-ра Муз. драмы в Петрограде. Гастролировала в др. городах. С
 1918 жила за границей. В 1927-29 гастролировала в СССР.
  Партии: Марфа, Снегурочка; Ольга ("Псковитянка"), Татьяна, Виолетта,
 Джильда, Лакме, Микаэла, Розина;
  Офелия ("Гамлет" Тома), Лейла ("Искатели жемчуга" Биэе), Манон (о. п.
 Массне), Недда ("Паяцы"), Маргарита ("Фауст") и др. Выступала также в
 оперетте (Валентина -"Весёлая вдова" Лсгара) и в драме (Псиша - о. п.
 Беляева).
  Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955;
 Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862- 1962, Л., 1962;
 Станиславский К. С., Материалы, письма, исследования, М., 1955. А Ш
  ЛЙПСКЕРОВ, Константин Абрамович (1889--29. X.I 954) - русский
 советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1916. С 1923
 выступает как драматург. Автор либретто оперы "Карменсита и солдат" (по
 Мериме, муэ. Визе, 1924, Муз. студия МХАТа). Его драма "Карменсита" была
 пост. в 1927 в Т-ре им. Руставели. В 1928 во МХАТе 2-м пост. пьеса Л.
 "Митькино царство"." Л.- один из авторов (совм. с Кочетковым) историч.
 пьесы "Надежда Дурова" (1941, Т-р им. Моссовета).
  Соч.: Морская горошина. Драм. поэма, М., 1925; Карменсита, М., 1927;
 Надежда Дурова, М.- Л., 1942 (совм. с А. Кочетковым).
  Лит.: Бояджиев Г., В. П. Марецкая, М., 1954;
  Марков П. А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данчсн-ко в музыкальном
 театре, М., 1960, с. 85, 99, 106-07.
  Л. Ним.
  "ЛИРИКИ СКИНЙ" (греч. ?????? ???? - "Музыкальная сцена") - первый
 государственный музыкальный театр Греции. Осн. в 1940 в Афинах. Труппа
 выступает в здании т-ра "Олимпия" (после реконструкции 1957-58 зал т-ра
 вмещает 1100 мест). В летний период и во время ежегодных Афинских
 фестивалей представления даются также в т-ре Ирода Аттика (Одеон, см.
 Ирода Аттика театр). В репертуаре "Л. с." греч. муз.-сценич.
 произв.-оперы "Кольцо матери", "Протомасторас", "Константин Палеолог" М.
 Каломириса, "Касия" Г. Склавоса, одноактная муз. драма "Полдень любви"
 М. Варвоглиса, оперетты Т. Сакелларидиса и др. В "Л. с." ставятся также
 произв. Глюка, Моцарта, Беллини, Верди, Пуччинп, Масканьи, Гуно, Бизе,
 Оффенбаха, Легара, Кальмана, И. Штрауса и др. В 50-60-е гг. т-р часто
 обращается к произв. рус. композиторов. В 1959-63 были пост. "Борис
 Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь", "Пиковая дама" и др. В 1961-62
 ставились "вечера балета". В т-ре работали или продолжают работать
 (1963): 3. Влахопулу, Н. В у тир а, Ф. Аида-ли, А. Захарату, Е.
 Гага-Спиропулу, А. Морфониу, В. Георгиу, Р. Фокьяну, К. Дамасиоти, Д.
 Евстратиу, Н. Захариу, П. Епитропакис, Л. Иоаннидис, М. Ко-ронис, А.
 Пандазинос, Г. Коколиос, Дж. Модинос, К. Пасхалис, Н. Хадзиниколау и др.
 Дирижёры:
  А. Евангелатос, Л. Зорас, А. Паридис, В. Пфефер и др. Пост. в разные
 годы осуществляли реж. Т. Му-зенидис, П. Кацелис, А. Минотис, Д.
 Рондирис, Ф. Теологидис; оперетты ставил Н. Синодинос. Балетмейстеры -
 Е. Цукала, А. Гриманис. "Л. с." часто приглашает зарубежных артистов, а
 также греч. вокалистов, работающих за границей (М. Каллас Н. Мосхонас и
 др.). Д. С.
  ЛИРИЧЕСКАЯ ДРАМА (устар.) - то же, что и опера. Слово "лирическая"
 употреблено здесь в значении "поющаяся". Ср. Лирическая трагедия.
  ЛИРИЧЕСКАЯ ????? - см. Опера.
  ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ (tragedie lyrique, также tragedie en musique) -
 принятое во Франции 17-18 вв. обозначение большой оперы на мифоло-гич.
 или историч. сюжет. Слово "лирическая" означает в данном случае
 "поющаяся". Классич. тип Л. т. был установлен Люлли и в дальнейшем
 подвергся видоизменениям в творчестве Рамо, Глюка и др. См. также Опера.
  Лит.: Материалы и документы по истории музыки, пер., под ред. М. В.
 Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934.
  ЛИСАРРАГА (Lizarraga), Андрее (р. 18.VI.1919)- аргентинский
 драматург. До 1954 работал в области живописи. Написал пьесы: "С
 восьмидесяти" (совм. с О. Драгуном, 1958, т-р "Фрай Мочо"), "Повозка
 вечности" (1960, там же) о возникновении т-ра в Евпо-пе, "Санта Хуана де
 Америка" (1960, там же, 1-я up. на конкурсе правительства Кубы). В 1960
 к 150-летию независимости Аргентины Л. создал пьесу "Трое, осудившие на
 долгое безмолвие" (т-р "ОЛАТ") об одном из деятелей майской революции
 1810 в В.
  Перу (ныне Боливия). В том же году пост. "Верхнее Перу" (т-р "ИФТ")
 об участии народа в освободит. борьбе стран Лат. Америки против
 испанского ига.
  Лит.: Santa Juana de America. Teatro..., La Habana, 1960. Л. Гер.
  ЛИСБОНН (Lisbonne), Максим (р. между 1828 и 1839-25. V.I 905) -
 французский актёр и режиссёр. Начал сценич. деятельность в 1864. Играл
 роли:
  Буридан ("Нельская башня" Дюма-отца), д' Артаньян ("Три мушкетёра") и
 др. В конце 60-х гг. был директором парижского т-ра "Фоли-Сент-Антуан".
 Участник революц. движения, бланкист, Л. стал полковником войск
 Парижской Коммуны 1871. За легендарную храбрость прозван "д' Артаньяном
 Коммуны". После пребывания на каторге (в 1872-80) руководил в 1881-83
 парижским демократич. т-ром "Буфф-дю-Нор", в к-ром наряду с романтич.
 драмами Гюго "Мария Тюдор", "Лукреция Борджа" ставил пьесы молодых
 драматургов на острые социальные темы:
  "Свободная женщина" Лапорта, "Проститутка" Ла-вижери, а также пьесы,
 героизировавшие революц. борьбу,- "Надина" Мишель, "Гош" Ж. Ришара, А.
 Ришара и Лоне. Консервативно-реакц. круги относились к т-ру Л.
 враждебно.
  Лит.: Данилин Ю., Максим Лисбонн, "Октябрь", 1941, ј 3; e г о же,
 Парижская Коммуна и французский театр. М., 1963. Ю. Дан.
  "ЛИСЕО" (Liceo) - испанский оперный театр. Построен в Барселоне
 архитектором М. Гаррига Рока. Был открыт 4 апр. 1847 драмой В. де ла
 Веги "Дон Фернандо де Антекера". В т-ре первоначально гастролировали
 исп. драм. и итал. оперная (дирижёр М. Обиолс) труппы. В 1861
 здание.т-ра сгорело. Новое здание для "Л." было построено X. О.
 Местресом в 1862. С этого времени здесь выступает оперная труппа. В "Л."
 ставились оперы Гуно, Мейербера, Бойто, Понкьелли, Визе, Массне, Пуччини
 и др. В последней четверти 19 в. в репертуаре т-ра преобладали оперы
 Вагнера ("Валькирия", "Тристан и Изольда", 1899, "Зигфрид", 1900), в 20
 в. пост. оперы В. д' Энди, Э. Гумпердинка, Р. Штрауса, У. Джордано, Э.
 д' Аль-бера, Р. Леонкавалло, Дж. Менотти и др. В "Л." ставились оперы
 исп. композиторов Ф. Педреля ("Последний из Абенсерагов", 1874,
 "Квазимодо", 1875), Т. Бретона ("Теруэльские любовники", 1889, "Гарин",
 1892, написана специально для "Л."), И. Альбениса ("Генри Клиффорд",
 1895, "Пепита Хименес", 1896), М. Обиольса, М. Хиро и др.; в 20 в.оперы
 Э. Гра-надоса, X. де Манена, Э. Морера, X. X. Паисы, X. Ганга и др.
 Произв. рус. композиторов впервые появляются на сцене "Л." в 1922. Были
 пост. оперы Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина, Мусоргского,
 Стравинского. В 20 в. "Л." превращается в большой театральный центр; на
 его сцене выступают артисты, завоевавшие мировую славу. При т-ре создана
 консерватория и балетная школа.
  Лит.- Bertran М. J., El gran teatro del Liceo de Barcelona.
 1837-1930, Barcelona, 1931; Chase G., The music of Spain, N. Y., [1941
 ]. M. Лиц.
  ЛИСИН И СИНЬКОВСКАЯ - советские цирковые артисты; воздушные гимнасты.
 1) Лисин, Виктор Матвеевич (р. 1913). Засл. арт. РСФСР (1948). В цирк
 пришёл в 1930 из физкультурно-спортивного кружка. Работал как гимнаст с
 артисткой Е. Синьковской с 1932. Создал ряд номеров воздушной гимнастики
 ("Лопинг", "В елок руг").
  2) Синьковская, Елена Леонидовна (р. 1911). Засл. арт. РСФСР (1948).
 Начала работать в цирке с 1922 как воздушная гимнастка. С 1932 выступает
 с В. М. Лисиным.
  Номер Л. и С.- гимнастика на воздушной торпеде, летающей под куполом
 цирка,- сочетает рекордные трюки с большой актёрской выразительностью,
 отличается динамичностью. Л. и С.-участники гастролей сов. цирка во
 Франции, Англии, Бельгии (1956), Монголии (1955), Польше (1957). 3. Г.
  ЛИСЙНСКИЙ (Lisinski), Ватрослав (наст. имя и фам. - Игнац Фукс;
 Fuchs) (8.VII. 1819- 31. V.I 854) - хорватский композитор.
 Основоположник хорват, нац. муз. иск-ва. Автор первых нац. хорват, опер
 (на либр. Д. Деметера) "Любовь и злоба" (1846, Загреб) и "Порин" (соч.
 1851, пост. 1897, там же). В операх Л., как и во всём его творчестве,
 впервые в проф. музыке были использованы хорват. нар. мелодии,
 характерные ритмы хорват, народных танцев.
  Лит.: К lai с Vj., V. Lisinski (1819-1854) i prve dvije hrvatske
 opere, Zagreb, 1919. 77. M.
  ЛИСИЦИАН, Павел Герасимович [Погос Карапето-вич; р.24.Х(6.Х1). 1911
 ]-сов. артист оперы (баритон). Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммунистич.
 партии с 1949. Пению обучался в Ленингр. консерватории. В 1935-37артист
 Ленингр. Малого оперного т-ра; с 1937 - солист Т-ра оперы и балета им.
 Спендиарова, на сцене к-poro пел партии Товмаса ("Тапар-никос"
 Айвазяна), Татула ("Алмаст" Спендиарова), Ар-шака II (о. п. Чухаджяна).
 С 1940 Л.- солист Большого т-ра.
  Партии: Онегин, Елецкий, Мазепа; Сильвио ("Паяцы"),
  Валентин ("Фауст"), Жермон, Амонасро ("Травиата", "Аида"), Форд
 ("Фальстаф" Верди), Януш ("Галька" Монюшко), Эска-мильо; Наполеон
 ("Война и мир"), Рылеев ("Декабристы" Шапорина), Андре ("Муса Джалиль"
 Жиганова) и др.
  Густой, мягкий голос красивого тембра, тонкая нюансировка,
 проникновенность и благородство исполнения - отличительные черты иск-ва
 Л., одного из выдающихся сов. оперных певцов. А. Ив.
  ЛИСИЦИАН, Србуи Степановна [р. 15(27). VI. 1893] - армянский
 советский искусствовед. Доктор историч. наук (1961). В 1911-17 училась в
 Москве, в студиях выразительного слова под рук. О. Э.Оза-ровской и танца
 под рук. И. С. Чернецкой. В 1917 организовала в Тифлисе студию танца,
 пластики и ритма. С 1930 ведёт преподавательскую работу в Ереване. С
 1945- доцент Ереванского художеств. театрального ин-та. Ставила танцы в
 спектаклях ц ансамблях. Л. - основоположник художеств. гимнастики в
 Закавказье. С 1923 занимается изучением арм. нар. танцев. Была одним из
 авторов (совм. с комп. С. Бархударяном) балета "Наринэ" (1936). Основала
 и была директором (до 1938) хореографич. уч-ща в Ереване. Выступает как
 режиссёр-балетмейстер. Перевела ряд пьес.
  Соч.: Запись движения (кинетография), М., 1940; Старинные пляски и
 театральные представления армянского народа, т. 1, Ереван, 1958. ?. A.
  ЛИСТ (Liszt), Ференц [22.X.1811, д. Доборьян, близ Шопрона (Венгрия),
 - 31.VII.1886, Байрёйт (Германия) ] - венгерский композитор, пианист,
 дирижёр, муз. писатель и муз. деятель. Отец Л., смотритель овчарни кн.
 Эстергази, был разносторонним музыкантом-любителем. С 6-летнего возраста
 Л. учился музыке у своего отца, девяти лет начал публичные выступления.
 В 1821- 1822 в Вене брал уроки у К. Черни (фп.) и А. Сальери
 (композиция). С 1823 длит. время жил в Париже, где продолжал заниматься
 композицией у Ф. Паэра и А. Рейха. Концертировал во мн. странах (в
 России-1842, 1843, 1847). Оставив в 1847 пианистич. деятельность,
 работал придворным капельмейстером в Веймаре (1848- 1861). Почти
 ежегодно по неск. месяцев проводил в Венгрии (с 1875 Л. - президент Муз.
 академии, осн. - им в Будапеште). Л.-глава т. н. "новонемецкой школы"
 романтизма. Тесная связь с образами литературы, конкретно-сюжетная
 программность, тяготение к фи-лос. обобщениям - характерные черты его
 творчества. Л. расширил выразит, средства муз. иск-ва (в области
 мелодии, гармонии, инструментовки, ис-полнительства), ввёл принцип
 монотематизма и т. д. Л. принадлежат оперы "Дон Санчо, или Замок любви"
 (1825, т-р "Гранд-Опера"), "Сарданапал" (не оконч.), увертюры к
 спектаклям Веймарского т-ра "Освобождённый Прометей" Гердера (1850) и
 "Тассо" Гёте (1849, 2-я ред. 1854), оратория "Легенда о св. Елизавете"
 (исполнялась на сцене в Будапеште, 1866),
  In. фантазии на темы опер Моцарта, Вебера, Верди, еллини, Доницетти,
 Мейербера и др. соч. Во время работы в Веймарском придворном т-ре Л.
 стремился к реформе оперного иск-ва, боролся с консерватизмом, рутиной,
 пропагандировал творчество Вагнера. Пост. оперу "Лоэнгрин" (1850),
 провёл в 1853 вагне-ровскую неделю, во время к-рой были исполнены
 "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин". Л. дирижировал также
 операми Берлиоза ("Бенвенуто Челлини", 1852, "Лелио", 1855). Впервые
 осуществил пост. произв. нем. композиторов - опер "Альфон-со и Эстрелла"
 Шуберта (1854), "Багдадский цирюльник" Корнелиуса (1858) и др.; драмы
 "Манфред" Байрона с муз. Шумана (1852). Из рус. опер в Веймарском т-ре
 Л. пост. "Сибирские охотники" Рубинштейна (1854). Л. дирижировал также
 произв. X. Глюка (частично в своих редакциях), В. Моцарта, Л. Бетховена,
 К. Вебера, Л. Шпора, Р. Шумана, Дж. Россини, В. Беллини, Дж. Верди, Дж.
 Мейербера и др. композиторов. Работа Л. для т-ра не ограничивалась
 только его дирижёрской деятельностью. Ему принадлежат статьи об "Орфее и
 Эвридике" Глюка, "Эврианте" Вебера, "Фиделио" Бетховена, операх Вагнера
 и др., в к-рых Л. отстаивал принципы высокоидейного иск-ва. Л. вдохновил
 Вагнера на создание опер "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга".
  Соч.: Gesammelte Schriften. Hrsg. v. L. Ramann, Bd 1-6, Lpz.,
 1880-83.
  Лит.: Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, Избр. соч., т. 3,
 М., 1952 и отд. изд. 1954;М ильштейн Я.,
  Лист, [т.] 1-2, M 1956; R a a b е Р., Franz Liszt, Bd l -2,
 Stuttg,В., 1931; Ramann L., Liszt.., Bd 1-3, Lpz., 1880-94.
  ЛИСТОВ, Константин Яковлевич [р. 7(20). IX. 1900] - русский советский
 композитор, дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1950). В 1922 окончил
 Саратовскую консерваторию по кл. фп. и композиции. В 1919-22 работал
 пианистом и дирижёром Саратовского т-ра миниатюр. В 1934-38 - дирижёр
 Моск. т-ра обозрения (написал музыку к неск. спектаклям), в 1938-40 -
 дирижёр Моск. т-ра муз. комедии. Автор оперетт "Королева ошиблась"
 (1928, т-р "Синяя блуза", Москва), "Ледяной дом", либр. по о. п.
 Лажечникова (1938, Моск. т-р муз. комедии), "Копилка" по Лабишу и
 Делакуру (1939, Саратов) и др. Широкое распространение получили оперетты
 Л. "Кораллина" (1948, Свердловский т-р муз. комедии), "Мечтатели" (1950,
 Моск. т-р оперетты) и особенно "Севастопольский вальс" (1962,
 Волгоградский т-р муз. комедии). В 1961 Л. написал оперу "Дочь Кубы" о
 героич. борьбе кубинского народа (1962, Воронежский муз. т-р). Л.
 принадлежат также опера "Олеся" по о. п. А. Куприна (1959, Саратовский
 т-р оперы и балета), оперетта "Сердце балтийца" (1964, Ивановский т-р
 муз. комедии), музыка к спектаклям, мн. популярных песен и др. соч.
  Лит.: Тищенко А., Константин Листов, М., 1962.
  А. Ив. ЛИТВИН (наст. фам. - Литвинова), Фелия (Фёкла) Васильевна
 (1861, Петербург,-12.X.1936, Париж) - русская артистка оперы (драматич.
 сопрано). Муз. образование получила в Париже, где училась у П.
 Виардо-Гарсиа и др. педагогов. В 1883 дебютировала в Итал. опере в
 Париже. Пела в крупнейших оперных т-рах мира (Милан, Нью-Йорк, Лондон и
 др.) на разл. яз. С 90-х гг. выступала в России (Петербург, Москва и
 др.). Была неутомимым пропагандистом музыки Вагнера, в операх к-рого
 имела особый успех благодаря редкому голосу ("героическое" сопрано)
 большой силы и широкого диапазона.
  Партии: Юдифь (о. п. Серова), Брунгильда, Эльза, Кунд-ри, Изольда
 ("Зигфрид", "Лоэнгрин", "Парсифаль", "Тристан и Изольда" Вагнера),
 Альцеста (о. п. Глюка), Маргарита ("Фауст"), Валентина ("Гугеноты"),
 Аида и др. Выступала также как камерная певица.
  Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера.
 1890-1910, Л.-M., 1940; Левик С. Ю-, Записки оперного певца. Из истории
 русской оперной сцены, 2 изд., М., 1962; Похитонов Д. И., Из прошлого
 русской оперы, [Л.], 1949.
  ЛИТВИНЕНКО-ВОЛЬГЕМУТ, Мария Ивановна [р. 25.1(6.II).1895]- украинская
 советская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. СССР
 (1936). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Брала уроки у М. П.
 Алексеевой-Юневич. В 1912 окончила муз. уч-ще в Киеве и в том же году
 была принята в труппу т-ра Н. К. Садовского. Дебютировала в роли Оксаны
 в опере "Запорожец за Дунаем". В 1914-16 выступала в Петерб. т-ре Муз.
 драмы, в 1920-22 - в Нар. укр. т-ре в Виннице. В 1923- 1935
 Л.-В.-солистка Харьковского т-ра оперы и балета, в 1935-51-Т-ра оперы и
 балета им. Шевченко. Голос Л.-В. отличался богатством тембровых красок.
 Лучшие партии: Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Терпелиха
 ("Наталка-Полтавка"), Наташа ("Русалка"), Лиза;
  Купава ("Снегурочка"), Тоска, Аида и др. В 1951 Л.-В. оставила сцену.
 Занималась педагогич. деятельностью (с 1946 - проф. Киевской
 консерватории). Гос. пр. СССР (1946) за выдающиеся заслуги в области
 оперного искусства.
  Лит.: Гозенпуд А., Мастера украинской оперной сцеды, "Советская
 музыка", 1951, ј6; Поляков А., М. ?. Литвиненко-Вольгемут, Кив, 1956. М.
 Гол., С. Г р.
  ЛИТВИНОВ, Александр Александрович [10(22). VI. 1861 - 25. V. 1933) -
 русский режиссёр оперы, дирижёр. Засл. арт. Республики (1926). В 1879
 окончил Моск. консерваторию. В 1882-1902 - скрипач оркестра Большого
 т-ра. Как дирижёр выступил впервые в Москве в 1886. Здесь же в 1895
 основал "Об-во любителей оркестровой, камерной и вок. музыки" и был
 дирижёром об-ва до 1903. В 1903-04- дирижёр моек. "Товарищества оперных
 артистов". С 1904 работал как режиссёр в разл. городах. С 1917- в
 Казани, пост. первую тат. оперу "Сания" Альму-хамедова, Виноградова,
 Габаши (1925) и оперу тех же авторов "Рабочий" (1930).
  Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, [М.], 1957. А.
 Ив.
  ЛИТВИНОВ (наст. фам.- Г у р е в и ч), Лев Маркович [28.111(9.IV).1899

<< Пред.           стр. 460 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу