<< Пред.           стр. 471 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 1, М., 1953.
  Лит.: Блюм В. И., "Любовь Яровая" на сцене московского Малого т-ра,
 М.-Л., 1940; Тренёв К., Любовь Яровая, М.- Л., 1937; его же. Пьесы,
 статьи, речи, М. 1952; Ежегодник Института истории иск-в. Театр, М.
 1953, с. 84-95; Сурков Е. Д., К. А. Тренёв, 2 изд. М., 1955;
 Прозоровский Л. М., Из прошлых лет М., 1958. А. Шн
  ЛЮБОМЙРСКИЙ, Евсей Иосифович (лит. псевдонимы-О. Любомирский, И.
 Любомир-с к и и; р. 1884) - советский критик, театровед. Окончил
 экономич.-юридич. ф-т Киевского коммерческого ин-та (1914). Лит. работу
 начал в 1924. Автор статей по вопросам т-ра и драматургии.
  Соч.: Революционный театр. М., 1926; Гос. евр. театр на Украине,
 Харьков, 1930; Реконструкция театра, М., 1935; Михоэлс, М.- Л., 1938, и
 др. Л. Шн.
  ЛЮБСКИЙ, Анатолий Клавдиевич(г. рожд. неизв.- ум. в конце 90-х гг. 19
 в.)-русский актёр. Проф. сценич. деятельность начал в конце 60-х гг.
 Актёр-гастролёр, Л. выступал преим. в провинции и на клубных сценах
 Петербурга. Исполнение Л. было неровным, актёр пренебрегал отделкой
 роли, но в местах, требующих эмоционального подъёма, играл вдохновенно,
 с огромным темпераментом. Успеху Л., кдк трагедийного актёра,
 способствовали звучный, сильный и гибкий голос, подвижность и
 выразительность лица. Лучшие роли: Франц Моор, Фердинанд, Гамлет,
 Макбет, Отел-ло, Лир;Арбенин("Маскарад"), Ананий ("Горькая судьбина"
 Писемского). Играл также комедийные роли.
  Лит.: Жизнь и творчество русского актера Павла Орле-нева, описанные
 им самим, Л.-М., 1961; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене,
 Харьков, 1935;
  Леонидов Л. М., Воспоминания, М., 1960. А, Кл.
  ЛЮДВИГ (Ludwig), OTTO (12.IL1813-25.IU865)- немецкий писатель и
 драматург. Первые пьесы Л.- комедия "Ганс Фрей" (1842, Королевский т-р в
 Дрездене, 1901), трагедия "Церковная роза" (1848, Мейнингенский т-р,
 1900), драма на сюжет новеллы Э. Т. А. Гофмана "Мадемуазель Скюдери"
 (1848;
  "Бургтеатр", Вена, 1891) и др. В своей наиболее известной трагедии
 "Наследственный лесничий" (1850, Дрезденский придворный т-р) Л. призывал
 к осуждению всякой борьбы, даже во имя справедливости, и утверждал
 ценность мирной жизни на лоне природы. Автор выступал против революции
 1848, это приводило его к реакц. выводам, отрицанию социальной борьбы.
 Но объективное раскрытие типичного конфликта между
 патриархально-мещанским мировоззрением и новым укладом капиталистич.
 строя оказалось сильнее субъективных устремлений автора, в пьесе
 вскрывалась несправедливость, царящая в бурж. обществе. Л. принадлежат
 трагедии "Маккавеи" (1852, "Бургтеатр"), "Агнесса Бернауэр" (не законч.,
 пост. 1897, Дрезденский т-р). Л. был видным теоретиком драмы. В критич.
 труде "Изучение Шекспира" (1871) и др. он обосновал теорию бурж.
 реалистич. драмы, выдвигая творчество Шекспира как образец для совр.
 драмы. Л. отвергал Шиллера за риторику, морализирование и др., но за
 критикой Шиллера у него скрывалось отрицание тенденциозной, обличит,
 лит-ры.
  Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von P. Merker, Bd 1-18, [B.J, 1912-27
 (не законч.); Agnes Bernauer - Dichtungen, Bd l (1837-1847), hrsg. von
 W. Leuschner-Meschke, B., 1961.
  Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критич. статьи, т. 2, M.- Л., 1934;
 Stern A., 0. Ludwig. Ein Dichterleben, 2. Aufl., Lpz.y 1906 (Библиогр.);
 Leuschner-Meschke W., Das unvollendete dramatische Lebenswcrk eines
 Epikers, B.,*1958. Дат. B.
  ЛЮДВИГОВ (наст. фам.- Маевский), Людвиг Казимирович [1854 (?) - 1929]
 - русский советский актёр и режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1929). Сценич.
 деятельность начал в 1874. Играл в т-рах Орла, Ростова-на-Дону,
 Харькова, Киева, Одессы, Воронежа, Гомеля, Самары, Николаева, Ярославля:
 в 1890-94 работал в моек. Т-ре Корша. Блестящий актёр на роли фатов и
 резонёров, Л. обладал прекрасной внешностью, был мастером сценич.
 экспромта. Лучшие роли: Телятев ("Бешеные деньги" Островского), Барон,
 Фамусов; Солейман ("Измена" Сумбатова-Южина), Иван Грозный ("Василиса
 Мелентьева" Островского и Гедеонова). Выступал и как режиссёр.
  Лит.: Смирнова Н. А., Воспоминания, М., 147:
  Словарь сценических деятелей, 1898, .ј 14, с. 12-13.
  E. A\
  ЛЮДИК, Агатон Юханович (30. III. 1897-28. III. 1949) - эстонский
 советский актёр и режиссёр оперетты. Засл. арт. Эст. ССР (1945). Театр,
 деятельность начал в 1916 в Москве. С 1919 работал в т-ре "Эстония"
 (Таллин). Л. способствовал развитию эст. нац. оперетты. Пост. им
 спектакли отличались художеств. цельностью, высоким уровнем актёрского
 исполнения, тонким чувством стиля, изобретательностью мизансцен.
  Спектакли: "Три мушкетёра" Бенацкого (1931, 1945), "Девушка без
 родины" Россмана (1934), "Марица" Кальмана (1935), "Весёлая вдова"
 Легара (1936), "Девушка из Татра" Ардна (1937), "Фиалка Монмартра"
 Кальмана (1939, 1945), "Свадьба в Малиновке" Александрова (1940), "Песнь
 пустыни" Ромберга (1946).
  Как актёр Л. покорял заразительностью, остроумием.
  Роли: д-р Штерцель ("Голландочка" Кальмана), барон Зупан ("Цыганский
 барон" Штрауса), Бони, судебный пристав Пискаче ("Сильва", "Фиалка
 Монмартра" Кальмана), Оллендорф ("Нищий студент" Миллёкера). *. Каск.
  ЛЮДМЙЛИН, Анатолий Алексеевич [р. 13 (26). VI. 1903] - русский
 советский дирижёр оперы. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии
 с 1947. В 1924 окончил Киевскую консерваторию. Муз. деятельность начал в
 1917 (как дирижёр - в 1924). Работал дирижёром в оперных т-рах Киева,
 Ростова, Симферополя, Баку, Свердловска, был гл. дирижёром Пермского
 (1944-55), Свердловского (1955-60), Харьковского (1960-62) т-ров оперы и
 балета. С 1962 Л.- гл. дирижёр Воронежского муз. т-ра.
  Руководил пост. опер: "Орлена" (1935), "За жизнь" (1938, 2-я ред.
 оперы "Орлена") Трамбицкого, "Каморра" Эспозито (1936), "Охоня"
 Белоглазова (1956), "Пушкин в изгнании" Шехтера (1959) -в Свердловском
 т-ре оперы и балета; "Севастопольцы" Коваля (1946, Гос. пр. СССР, 1947),
 "Иван Болотников" Степанова. (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Хождение по
 мукам" Спадавеккиа (1953) - в Пермском т-ре оперы и балета; "Отелло"
 Верди, "Павел Корчагин" Юхновской (1961 .Харьковский т-р оперы и
 балета);" Чёртова скрипка" Хаджиева (1963, Воронежский муз. т-р). Лит.:
 "Советская музыка", 1962, ј 11, с. 79. А. Ив.
  ЛЮДМЙЛИК, Владимир Алексеевич [р. 22.III(4.IV). 1905]-театральный
 художник. Засл. деят.иск-в РСФСР (1956). В 1936 окончил Академию
 художеств в Мюнхене. С 1937 работает в т-ре. Оформляет спектакли гл.
 обр. в Свердловском т-ре оперы и балета. К числу лучших работ Л.
 принадлежат декорации к операм "Алтынчеч" Жиганова (Казань, 1957), "В
 бурю" Хренникова (Свердловск, 1953), "Симон Бокканегра" Верди
 (Свердловск, 1955), "Аскольдова могила" Верстовского (Киев, 1959) и др.
 Для работ Л. характерны яркие тона, мощные архитектурные решения,
 световые эффекты, усиливающие эмоциональную окраску действия. Е. 3.
  ЛЮКИ ДЫМОВЫЕ - специальные сценические устройства, служащие для
 выпуска дыма и газов при пожаре на сцене (иногда используются и для
 вентиляции сцены). Расположены в верхней части сцены над колосниками.
  Л. д. состоят из собственно люков (специальных проёмов в перекрытии),
 клапанов, плотно закрывающих эти люки, и целой системы приводов с
 лебёдками и противовесами. Общая площадь люков составляет не менее 2,5%
 от общей площади пола сцены на каждые 10 м высоты (от пола нижнего трюма
 до верхней точки перекрытия сцены). Клапаны должны быть полу
 огнестойкими, утеплёнными (чтобы предотвратить примерзание их к
 неподвижной конструкции). Широкое распространение в т-рах получили
 щитообразные клапаны (в т-рах южных городов часто применяются
 жалюзеобразные). Открываются клапаны под действием собств. тяжести,
 закрываются при помощи электрич. или ручного привода. Ген. Ш.
  ЛЮКИ ПРОВАЛА - сценические устройства, предназначенные для подъёма из
 трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или
 деталей сценич. оформления, а также для их спуска (провала) с уровня
 планшета в трюм. Л. п. появились впервые в 5 в. до п. э. в древнегреч.
 т-ре.
  В др.-греч. т-ре существовали приспособления (т. н. гистегня), при
 помощи к-рых исполнители ролей богов и призраков могли подняться внутри
 скены на её крышу. С переносом сценич. действия на проскений большое
 распространение получил гипоскений (подобие нашего трюма),
 предоставлявший большие возможности для установки и проведения разл.
 сценич. эффектов. Л. п. широко применялись в т-ре Древнего Рима и в
 представлениях религ. драмы 11-12 вв. С появлением подмостков (а
 следовательно, и трюма) устройство Л. п. получило широкое
 распространение. В основном подъём и спуск Л. п. производились с помощью
 площадки, двигающейся вертикально по направляющим посредством верёвок и
 лебёдок; этот способ, являющийся прообразом совр. Л. п., описан нем.
 архитектором 17 в. И. Фуртенбахом.
  Совр. Л. п. состоят из: 1) самого люка - проёма в планшете с
 выдвижным щитом и запирающим механизмом, 2) подъёмно-опускного
 устройства с жёсткими направляющими, контргрузом и приводом.
  Каждый люк (его размер не менее 700мм х 700 мм) обвязывается в раму
 из деревянных брусков и снизу закрывается выдвижным щитом (изготовлен из
 толстых брусков, связанных в раму), к-рый лежит на наклонном ходу, или
 на т. н. запорной раме, вдвое превышающей длину щита. Запорная рама
 служит для надёжного закрытия проёма люка и для быстрого открытия его на
 время проведения эффекта. Подъёмно-опускная площадка обычно бывает
 расположена на уровне пола 1-го трюма, а её конструкция, обеспечивающая
 строгую горизонтальность и устойчивость площадки, занимает пространство
 2-го трюма. Вся конструкция вместе с укреплённой на ней площадкой
 движется вверх и вниз в жёстких направляющих, установленных строго
 вертикально между планшетом сцены и полом 2-го трюма. Приводы Л. п.
 обычно бывают ручными (иногда - электромеханическими). Ген. Ш.
  ЛЮКОМ, Елена Михайловна [р. 23.IV(5. V). 1891] - русская советская
 артистка балета и педагог. Засл. арт. Республики (1925). Засл. деят.
 иск-в РСФСР (1960). В 1900-09 училась в Петерб. театр. уч-ще сначала у
 С. Гиллерта и А. И. Чекрыгина, затем у М. М. Фокина. По окончании уч-ща
 была принята в кордебалет Мариинского т-ра. В 1910 участвовала в
 спектаклях антрепризы С. П. Дягилева - "Русские сезоны за границей".
  В 1912 дебютировала как солистка Мариинского т-ра в партии Белой
 кошечки ("Спящая красавица"), затем исполнила партию Жемчужины
 ("Конёк-Горбунок") и др. Выступала в ведущих партиях многих балетов
 Фокина.
  Среди партий, исполненных в сов. время: Лиза ("Тщетная
 предосторожность"), Раймонда; Балерина ("Петрушка" Стравинского), Медора
 ("Корсар" Адана), Эсмеральда, Жи-зель; Мария ("Бахчисарайский фонтан") и
 др.
  Л. была одной из ведущих рус.танцовщиц, её искреннее и вдохновенное
 иск-во оказало большое влияние на развитие сов. хореографии. В 1940
 оставила сцену, до 1953 была балетмейстером-репетитором Т-ра онеры и
 балета им. Кирова. С 1953 ведёт в этом т-ре класс тренажа артистов
 балета.
  Соч.: Моя работа в балете. Л., 1940. Лит.: Борисоглебский М. [сост.
 ], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939. /\ Д/\
  ЛЮЛЛЙ (Luili, Luily), Жан Батист (Д ж о в а н-ни Баттиста) (28. XI.
 1632, Флоренция, - 22. III. 1687, Париж) - французский композитор"
 скрипач, театральный деятель. По национальности итальянец.
 Основоположник франц. классич, оперы. Род. в семье мельника. В детстве
 выступал в интермедиях балаганного т-ра. В ,возрасте 14 лет Л. был взят
 в качестве слуги в Париж ко двору одной из принцесс. Обратил на себя
 внимание игрой на скрипке и сочинением арий и танцев. С 1652 участвовал
 в спектаклях при дворе Людовика XIV как танцор, затем играл в придворном
 оркестре. Прославился как музыкант; сольную скрипичную игру Л.
 современники признавали образцовой. С 1653 Л. - придворный композитор
 (позднее получил дворянское звание). С середины
  1660-х гг. сотрудничал с Мольером (музыка к комедиям-балетам "Брак
 поневоле", 1664, "Мещанин во дворянстве", 1670, и др.). В 1672 Л.
 получил монополию на право пост. спектаклей франц. оперы и возглавил
 оперный т-р Парижа - "Королевскую академию музыки" (см. Академия
 музыки), где развернул энергичную и плодотворную деятельность (как
 композитор, дирижёр, режиссёр, балетмейстер и педагог), воспитал
 образцовый исполнительский коллектив. Л. создал новый оперный жанр -
 лирическую трагедию, монументальный спектакль на антично-мифологич.
 сюжет. Большое место в лирич. трагедии занимали хоры, танцы, шествия,
 зрелищно-декоративные и постановочные эффекты. Драматически-выразит.
 речитатив, сопровождаемый оркестром, был близок к приподнятой
 декламации, утверждавшейся Ж. Расином. Либретто к операм Л. под его
 непосредств. руководством писал поэт-драматург Ф. Кино. Опере
 предшествовал аллегорич. пролог, прославлявший воен. события и короля.
 Героич. по характеру, произв. Л. утверждали идею укрепления нац.
 государственности в условиях абсолютизма. Величественный, строго
 рацио-налистич. оперный стиль Л. возник на той же идей-но-эстетич.
 почве, что и классицизм в совр. ему драматич. т-ре (П. Корпель, Ж. Расин
 и др. ). Вместе с тем в ариях песенного типа, танцах и инструментальных
 номерах опер Л. ярко выступала нар.-бытовая основа, характерная для его
 музыки к комедиям Мольера. Свежая и изящная танц. музыка Л., оказала
 большое влияние на развитие балета и инструментальной музыки. Л.
 принадлежат ок. 20 лирич. трагедий, в т. ч. "Альцеста" (1674), "Тезей"
 (1675), "Атис" (1676), "Изида" (1677), "Прозерпина" (1680), "Персей"
 (1682), "Амадис" (1684), "Армида" (1686), оперы-балеты "Триумф любви"
 (1681), "Храм мира" (1685) и др., дивертисменты, пасторали, арии и др.
  Лит.: Асафьев Б. В., Люлли и его дело, в сб.:
  De musica, вып. 2, Л., 1926; Роллан Р., Заметки о Люлли, в его кн.:
 Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Pougin A., J. В. Luily,
 P., 1883; La L а и г е п с i e L. de, Luily, P., 1911; его же, Les
 createurs de l'opera francais, 2ed., P., 1930; Prunieres H., La vie
 illustre et libertine de J.-B. Luily, P., 1929; В о г г е 1 Е." J.-B.
 Luily..., Р., 1949; Lifar S., La musique par la dance de Luily a
 Prokofiev, P., 1955.
  ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ - художественно-изобразительное
 оформление спектакля (циркового или эстрадного представления, массового
 зрелища и др.). Основано на использовании холодного свечения материи, т.
 е. с помощью веществ, свечение к-рых возникает не от тепловых, а от
 других световозбудительных источников. Эти вещества наз. люминофорами
 (от лат. lumen - свет, и греч. уорзс - несущий), или светящимися
 красками; применяются со спец. источниками ультрафиолетовых лучей (под
 их воздействием светятся). Холодное свечение, образующееся от лучистой
 энергии, именуется фотолюминесценцией. По длительности процесса свечения
 различают флуоресценцию - свечение, прекращающееся вместе с выключением
 световозбудительного источника, и фосфоресценцию - свечение, длящееся в
 течение более или менее продолжительного времени и после выключения
 источника.
  Первые попытки применения светящихся составов па сов. сцене относятся
 к концу 20-х гг. (номер знаменитого наездника-дрессировщика В. Труцци,
 выезжавшего на манеж в светящемся костюме, на светящейся лошади, и др.).
 Подобные опыты были предприняты также в конце 30-х гг. Ленингр. ТЮЗом
 ("Иванушка и Василиса Прекрасная" Владычиной и Нечаевой, 1939, худ. Н.
 Иванова), Ленингр. Малым оперным т-ром ("Балда" Чулаки, худ. А.
 Коло-мейцев) и др. Особенно удачно применена Л. т. ж. в пост. 1940-46:
 "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (Ленингр. т-р Комедии, 1940, худ. Н.
 П. Акимов), "Сон в летнюю ночь" (ЦТКА, 1940, худ. Н. А. Шифрин) и др.
 Однако во всех этих спектаклях светящиеся краски использовались гл. обр.
 как технич. трюк в условиях затемнённой сцены.
  В 1944 Комитетом по делам иск-в при Совнаркоме СССР была организована
 экспериментально-исследовательская лаборатория люминесцентной
 декоративной живописи под руководством худ. Е. М. Ман-делъберга.
 Лабораторией (в 1948 была реорганизована в Гос. производственную
 мастерскую; существовала до 1952) была проведена большая работа по
 усовершенствованию Л. т. ж., лаборатории удалось получить светосоставы,
 действующие не только в темноте, но и при полном свете.
  Решающее значение для Л. т. ж. имеет метод её показа. Плодотворным
 оказался разработанный и усовершенствованный лабораторией т. н.
 люминесцентный трансформационный метод. Он основывается на учёте
 специфич. свойств люминофоров в сочетании с наполнителями и позволяет
 писать на одних и тех же декорациях разные изображения. Лабораторией
 разработана также технология люминесцентно-театр. живописи (особая
 аппаратура, связующие и пр.). С помощью метода люминесцентной живописной
 трансформации представляется возможным по ходу действия мгновенно
 переносить зрителя из одной обстановки в любую другую. Обычные краски в
 сочетании со светящимися были применены в декорациях к спектаклям
 (оформленным под руководством или при авторском участии худ.
 Мандельберга): "Спящая красавица" (Горьковский т-р оперы и балета,
 1953), "Руслан и Людмила" (Куйбышевский т-р оперы и балета, 1954),
 "Лейли и Меджнун" (Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент, 1948) и др.
  Лит.: Вавилов С. И., Уроки прошлого и перспективы учения о
 люминесценции, "Природа", 1948, ј 12-Ю о н К., Вводная статья к каталогу
 выставки люминесцентной (светящейся) декоративной живописи, М., 1957; M
 a н-дельберг Е. М., Люминесценция в изобразительном искусстве, "Наука и
 жизнь", 1949, .ј 3; "Известия АН СССР Сер. физическая", 1949, т. 13, ј
 2; 1951, т. 15, .ј 6; 1957" т. 21, ј5 (Материалы II, III, V совещ. по
 люминесценции)'
  ЛЮНЬЕ-ПО (Lugne-Poe) (наст. фам. - Л ю н ь е), Орельен Мари (27. XII.
 1869-19. VI. 1940) - французский режиссёр, актёр. Участвовал в
 любительской труппе "Кружок школяров". В 1888 был принят в Парижскую
 консерваторию и одновременно стал актёром и режиссёром Свободного т-ра
 А. Антуана. Оставив этот т-р, в 1891 вступил в труппу "Т-ра д'ар"
 (Художественный т-р), организованного поэтом-символистом П. Фором. В
 1893 основал (совм. с поэтом, критиком К. Моклером) собств. т-р "Эвр".
 Л.-П. был одним из участников борьбы, развернувшейся во Франции в конце
 19 в., против коммерч. т-ра, за обновление театр. иск-ва. Противник
 натурализма, Л.-П. пропагандировал символистское направление в драме и
 театр. иск-ве, утверждал эстетский условный "т-р поэта". Творч. поиски и
 эксперименты Л.-П. отличались непоследовательностью, репертуар
 руководимого им т-ра - эклектизмом. Стремясь ставить всё новое, что
 появлялось в европ. драматургии, Л.-П. включал в репертуар т-ра "Эвр",
 наряду с произв. Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, М. Метерлинка,
 Р. Роллана, незначит. пьесы франц. драматургов-символистов (Бобур, Люрен
 и др.). Л.-П. требовал от актёров поэтически звучащей речи, лишённой
 индивидуальной окраски, вводил антиреалистич. оформление сценич.
 пространства и т. п. К нач. 1-й мировой войны т-р Л.-П. уже не занимал
 заметного места в театр. жизни Франции. В 1929 Л.-П. отошёл от
 руководства этим т-ром, ставил отдельные спектакли в парижских т-рах
 "Амбас-садёр", "Комедии Елисейских полей", "Вьё коломбье". Написал
 воспоминания о франц. т-ре 90-х гг. 19- нач. 20 вв.
  Соч.: La parade, P., v. 1-4, 1931-46. Лит.: Гвоздев А. А.,
 Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст.. Л.-М., 1939;
 Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи т 2 М., 1958; R
 о b i с h e z J., Lugne-Poe, Р., 1955, его' же* Le symbolisme au
 theatre: Lugne-Poe..., p., [1957]. о f1
  ЛЮ СИ-КЙ (р. 1894) - китайская актриса. В возрасте 7 лет впервые
 выступила на сцене в спектакле "Два прихода во дворец" (в роли Ян Бо).

<< Пред.           стр. 471 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу