<< Пред. стр. 472 (из 913) След. >>
До 13-летнего возраста играла роли амплуа лаошэн (старик), затем, послеудачного выступления в спектакле "Преподнесение жемчуга в саду", начала
выступать в амплуа хуадань (субретка). Играя роли субреток, Л. С.-к.
отвергла эротику, вульгарный комизм, характерные ранее для исполнения
этих ролей. Её героини отличались живостью, обаянием, целомудренной
чистотой и благородством.
В период движения за реформу драмы (конец 1900-нач. 1910-х гг.) Л.
С.-к. первая из актрис т-ра цзиньси стала участвовать в спектаклях на
совр. тему ("Новая дама с камелиями"-кит. вариант гДамы с камелиями"
Дюма-сына, и др.). В 27 лет была вынуждена оставить сцену. После
многолетнего перерыва в 1951 ненадолго возобновила сце-нич.
деятельность. И. Г.
ЛЮСТИХ, Яков (г. рожд. неизв.- ум. 1825) - русский артист балета,
балетмейстер. Ученик К. Дид-ло. В 1806, окончив Петерб. театр. школу,
дебютировал в партии Зефира ("Зефир и Флора" Кавоса). В 1807-11
совершенствовал своё иск-во в Париже. Вернувшись, занял положение
первого танцовщика. Выступал в ведущих партиях балетов, пост. балетм.
Дидло: "Ацис и Галатея" Кавоса, "Карл и Лизбетта" Хорна, "Калиф
Багдадский" и "Хензи и Тао" Антоно-лини и др. Преподавал танцы в Театр,
школе. Пост. балеты: "Африканский лев, или Геройство матери" (1818),
"Гонзальв Кордуанский, или Покорение Гренады" (1820), а также танцы в
опере Спонтини "Весталка".
Лит.: Борисоглебский М. В. [сост.], Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1938, с. 64-65. Г. Д.
ЛЮТОВСКИЙ (Lutowski), Ежи (р. 30. X. 1923) - польский драматург. По
образованию врач. В 1951 дебютировал пьесой "Проба сил" (т-р "Польски",
Варшава), подымающей тему моральной ответственности врача. Вторая пьеса
- "Возвышенность 35" (1951, т-р "Пляцувка", Варшава) - о восстании
силезских горняков в 1920. К совр. тематике Л. вернулся в трёх следующих
популярных в Польше пьесах: "Семейное дело" (1952, т-р "Атенеум",
Варшава), "Крот" (1953, т-р "Народовы", Варшава), "Беспокойное
дежурство" (1955, т-р "Народовы", Варшава; 1956, Т-р им. Вахтангова,
Москва), пьеса затрагивает проблему доверия к человеку. Среди др. пьес:
"Освободители и освобождённые" (1957), "Очки" (1960, т-р "Повшехны",
Лодзь) и др. Л. является автором киносценариев.
Соч. в рус. пер.: Семейное дело, М., 1954. Лит.: "Teatr", Warsz.,
1951, ј 3, с. 42-53, 1952, .ј 8, с. 12-13, 1955, ј 22, с. 17-19. Еж. К.
ЛЮЦЕ, Вера Владимировна [р. 15 (27). IV. 1879] - русская артистка
оперы (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Окончила Варшавский муз.
ин-т по классу фп.; пению обучалась у своей матери - артистки оперы С.
Канарской. Впервые выступила на оперной сцене в Варшаве в 1900, затем
гастролировала в разл. городах Польши, Галиции и Италии. В 1907-13 пела
в Оперном т-ре С. И. Зимина в Москве. С 1913 гастролировала в рус.
провинции (Харьков, Одесса и др.) и за границей. Обладала голосом редкой
красоты, высокой вок. культурой.
Партии: Снегурочка, Марфа; Шемаханская царица ("Золотой петушок"),
Чио-Чио-сан (первая пост. оперы в Москве, 1911), Лакме, Манон; Джульетта
("Ромео и Джульетта" Гуно), Розина, Мими, Джильда, Виолетта; Маргарита
("Гугеноты"), паж Оскар ("Бал-маскарад" Верди) и др.
В 1920 оставила сцену, занималась педагогич. деятельностью (с 1934
преподавала в Муз. уч-ще им. Гнесиных в Москве). Л. Ив.
"ЛЮЧЙЯ ДИ ЛАММЕРМР" ("Lucia di Lammermoor") - опера Г. 'Доницетти,
либр. С. Каммарано по роману В. Скотта "Ламмермурская невеста". Пост. 26
сент. 1835, Неаполь, т-р "Сан-Карло" (лорд Генрих Астон - Кос-селли,
Лючия - Таккинарди-Персиани, сэр Эдгар Ревенс-вуд - Дюпре, лорд Артур
Бёклоу - Джаккини, Алиса - Цаппучи). Опера ставилась на оперных сценах
всего мира. Впервые в России пост. в Одессе, 1839 (на итал. яз.), на
рус. яз.- в дек. 1840, Петербург (Лючия-Соловьёва, Астон- Този), в 1890
возобн. в Большом т-ре, Москва (Лючия -Фост-рем, Эдгар - Донской, Астон
- Хохлов, Артур - Украинцев, Раймонд - Трезвинский).
Издания: "Л. ди Л.", клавир, Milano, Ricordi, [s . а.]; с рус.
текстом, пер. П. Киреа, М., Юргенсон, [1893 ].
H. Гр. ЛЮЧКЙ ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ - приспособления в планшете сцены, при
помощи к-рых подключается переносная осветит, аппаратура. Л. о.
расположены на каждом плане правой и левой сторон сцены. Представляют
собой металлич. рамки с вмонтированными в них прочными
шарнирно-открывающимися металлическими крышками. Л. о. врезаются в
планшет сцены и закрепляются к несущим балкам планшета. Под Л. о. в
трюме расположены силовые ящики с соответствующим количеством гнёзд
подключения. Ген. Ш.
ЛЮ Ю-МЙН (р. 1909) - китайский режиссёр. Чл. Коммунистич. партии
Китая с 1947. Сценич. деятельность начал в 1932 в г. Ханчжоу. В период
антияпон. войны работал в Ассоциации самодеят. художников Шанхая и
"Театр, об-ве Китая", пропагандируя патриотич. идеи. Пост. спектакли:
"Свадебный марш" Чэнь Бай-чэня, "Восход солнца" Цао Юя. Лучшая
режиссёрская работа Л. Ю-м.- "Чиновничья лестница" Чэнь Бай-чэня (1946),
в к-рой высмеивается прогнившая гоминьдановская бюрократия. После
создания КНР (1949) Л. Ю-м. - режиссёр пекинского Нар. художеств. т-ра и
Центр. экспериментального оперного т-ра Китая. Л. Ю-м. в пост. новой
кит. оперы сочетает нац. традиции с опытом зарубежного оперного иск-ва.
Пост. оперы:
"Великий поход", "Ван Гуй и Ли Сян-сян", "Песнь степей", "Весенний
гром"; "Молодая гвардия" Мей-туса и др. И. Г.
ЛЯДОВ, Константин Николаевич [28. IV (10. V). 1820-7 (19). XII. 1871]
- русский дирижёр оперы, композитор, педагог. Образование получил в
Петерб. театр. уч-ще. Нек-рое время работал скрипачом оркестра
Мариинского т-ра, в 1850--69- дирижёр, затем гл. дирижёр т-ра. Под рук.
Л. пост. мн. произв. рус. и зарубежных композиторов. Автор балета "Две
волшебницы" (пост. 1846), музыки к водевилям и др. соч. Вёл педагогич.
работу (в 1862-63- проф. Петербургской консерватории).
Лит.: Куликов Н. И., Петербургское театральное училище..., "Рус.
старина", 1886, декабрь; Нильский А. А., Закулисная хроника. 1856-1894,
СПБ, 1897.
ЛЯДОВА, Вера Александровна [15 (27).III. 1839-24. III (5. IV).
1870]-русская артистка оперетты, драмы и балета. Дочь балетного дирижёра
и композитора А. Н. Лядова. В 1858 окончила Петерб. балетную школу и
была принята в балетную труппу петерб. имп. т-ров. Партии: Барабанщик
королевы ("Пакеритта" Бенуа), Амур ("Фиаметта" Минкуса) и др. Особенно
успешно исполняла характерные танцы. В 1865, выступая в водевиле
"Барская спесь" (в роли Анюты), Л. обнаружила яркое комедийное
дарование. В последующие годы с особым успехом выступала в комедиях и
водевилях с переодеванием. С именем Л. связана пост. первых оперетт в
Александрийском т-ре. Л. имела триумфальный успех в заглавной роли в
оперетте Оффенбаха "Прекрасная Елена" (1868). Этому способствовала
прекрасная сценич. внешность, врождённая музыкальность, красивый по
тембру голос, хореографии, данные, комедийный талант и прису-'щий Л.
особый шик каскадной опереточной актрисы. Для Л. была написана роль
Леони в оперетте "Все мы жаждем любви" Фёдорова и Кламрота. Ср. др.
ролей Л.: Гретхен ("Фауст наизнанку" Эрве), Пери-кола (о. п. Оффенбаха).
Лит.: Марков П., Театр в эпоху "либеральных" реформ, в кн.: Сто лет.
Александрийский театр - театр госдрамы, Л., 1932; Брянский А., В. А.
Лядова, "Жизнь искусства", 1920, ј 419-421; "Отечественные записки",
СПБ, 1868, .ј 12, декабрь, с. 341-45; Янковский М., Оперетта, Л.- М.,
1937.
ЛЯН ЧЭНЬ-ЮЙ, Лян Бо-лун (сер. 16 в.), - китайский драматург и
музыкант. Основоположник т-ра кунъцюй. Вместе с композитором Вэй Лян-фу
изучил народные мелодии р-на Куныпань и положил их в основу музыки к
спектаклям т-ра кунь-цюй, впервые связал музыку и пение со словом и
сценическим действием. Пьеса Л. Ч.-ю. "Стирка пряжи" - первое
драматическое произведение жанра куньцюй. И. Г.
ЛЯРОВ (наст. фам. - Гиляров), Александр Андреевич [1839 - 1(14). V.
1914] - русский артист оперы (бас). Пению учился в Петербурге у Ф. Ф.
Фри-деричи, посещал уроки Г. Я. Ломакина в Бесплатной муз. школе.
В 1869 пел в Киевской опере. В том же году вернулся в Петербург и
поступил в консерваторию (класс пения проф. К. Эверарди). В 1871-75 и
1878-87 Л. работал в Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе и др. городах. В
1875-78 - солист Большого т-ра в Москве. В 1888 с большим успехом
дебютировал в Мариинском т-ре. В том же году с труппой Любимова уехал за
границу, выступал в Германии и Англии. В 1889 участвовал в спектаклях
Оперного т-ра Прянишникова (Киев). В 1894 оставил сцену, пел в
концертах. Л. пользовался широкой популярностью в конце 70-80-х гг. Он
обладал басом красивого тембра и широкого диапазона, ярким
темпераментом, благородной внешностью; его исполнение отличалось
проникновенностью и драматич. силой. Среди лучших партий: Сусанин,
Мельник;
Старый слуга ("Демон"). Др. партии: Дон Базилио;. Пьетро ("Фенелла"
Обера), Мефистофель ("Фауст"), Марсель, Бертрам ("Гугеноты",
"Роберт-Дьявол" Мейербера).
Лит.:Н. А. С., Памяти А. А. Лярова, "Театр и искусство", 1914, *ј 19;
Чайковский П., Музыкально-критические статьи, М., 1953. А. Ив.
ЛЯРОВ, Матвей Львович [р. 24. II (7. III). 1884]- русский советский
актёр. Нар. арт. УССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1903
окончил драм. курсы в Одессе. В 1904 вступил в труппу П. Н. Орленева. В
1917-28 работал в Херсонском" Ростовском, Нижне-Новгородском т-рах, в
1928- 1958 - в Одесском рус. драм. т-ре им. А. Иванова. Роли: Прибытков,
Дикой, Кнуров, Курослепов ("Последняя жертва", "Гроза", "Бесприданница",
"Горячее сердце");
Городничий; Бессеменов, Печенегов ("Мещане", "Враги"), Сатин; Кутузов
("Давным-давно" Гладкова), Гринёв ("Московский характер" Софронова),
Руководящее лицо ("Мой друг" Погодина), Пастор Мандерс ("Привидения"),
Окаёмов ("Машенька"), Вирейский ("Закон чести" Штейна) и др. Снимался в
кино. р. Б.
ЛЯТОШЙНСКИЯ", Борис Николаевич [р. 22. XII. 1894 (3. I. 1895)] -
украинский советский композитор, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1945).
В 1918 окончил юридический ф-т Киевского ун-та, в 1919 - Киевскую
консерваторию по классу Р. М. Глиэра. Автор опер "Золотой обруч" по
повести И. Франко "Захар Беркут" (1930, Т-р оперы и балета им.
Шевченко), "Щорс" (1938, там же), музыки к спектаклям, фильмам, а также
произв. в разл. жанрах. Л. инструментовал оперу Лысенко "Тарас Бульба"
(пост. 1937). Творчество Л. в значительной мере опирается на мелос
славянских народов; в своей музыке Л. тяготеет к драматизму. С 1920
занимается педагогич. деятельностью в Киевской консерватории (с 1935 -
проф.). Гос. пр. СССР (1946, 1952).
Лит.: Архимович Л.,Б.М. Лятошинський, "Ми-стецтво", 1955, .No 1;
Запорожец Н. В., Б. Н. Ля-тошинский, М., 1960. Л. П
МААЗИК, Эльза Паулевна (р. 23. VII. 1908) - эстонская советская
артистка оперы и оперетты (сопрано). Нар. арт. Эст. ССР (1952). В 1935
окончила Таллинскую консерваторию, в 1939 совершенствовалась в Италии.
Впервые выступила на сцене как артистка оперетты в 1932 в Пярну. До 1935
работала в пярнуском т-ре "Эндла"; в 1935-41 - солистка оперы и оперетты
в т-ре "Ванемуйне", с 1942 - солистка т-ра "Эстония". М. обладает гибким
голосом красивого тембра, исполняет партии как лирико-колоратурного, так
и драм. сопрано.
Партии: Арму, Сайма ("Певец свободы"; Гос. пр. СССР, 1950, "Огни
мщения" Э. Каппа), Татьяна, Лиза; Тамара ("Демон"), Елизавета
("Тангейзер"), Тоска, Чио-Чио-сан и др.
Лит.: "Эстония", театр. Таллин. Гос. т-р оперы и балета Эстонской ССР
"Эстония". [Сб. статей], Таллин, 1950; "Театр", 1959, ј 5, с. 156. X. Э.
МАВЛЯНОВА, Ханифа (р. 1924) - таджикская советская артистка оперы
(лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. Тадж. ССР (1951). Чл. Коммунистич.
партии с 1952. В 1936 окончила Ленинабадское муз. уч-ще, в 1952-59
училась в Моск. консерватории. В 1937-39 - артистка Ленинабадского ТЮЗа,
в 1939-43 - Ленинабадского муз.-драм. т-ра, с 1943 - солистка Тадж. т-ра
оперы и балета. Красивый голос, музыкальность и сценичность выдвинули М.
в число ведущих артистов т-ра. Гастролировала в Монголии, Польше,
Вьетнаме и др. странах.
Партии: Махин ("Тахир и Зухра" Ленского), Татьяна, Лиза, Тоска;
Гульру ("Пулат и Гульру" Сайфиддинова). ff, Н.
МАГАДАНСКИЙ ТЕАТР (Областной му з.-д р а-матич. театр им. А. М.
Горького)-русский советский театр. Один из самых дальних т-ров Крайнего
Севера. Открыт 6 ноября 1938. В первые сезоны в составе труппы были
актёры: Н. Т. Горбунов, А. И. Де-мич, Ю. Э. Кольцов, Е. В. Лекарева, М.
П. Лотков, В. А. Сидоров, Т. М. Чадук-Ага, Н. В. Чекарев, Т. Т. Шубин,
А. П. Шутова, Н. А. Яковлева и др. Т-ром руководил Г. Н. Кацман
(1938-46, 1949-54), затем И. В. Эллис, К. А. Никаноров, А. Н.
Бен-дерский, А. Д. Храмченко, Л. Н. Ицков. Здесь работали режиссёры Л.
В. Варпаховский, Н. А. Вельяминов, В. Р. Горич, А. Г. Горшечников, Б. Ф.
Зац, Г. Л. Легков, А. А. Перлин и др.
В труппе т-ра (1963): засл. артисты РСФСР - А. В. Грибкова, В. А.
Захаров, И. Р. Юрьевский, А. И. Михайлов; артисты - В. Н. Сутырина, М.
Г. Удольская, Г. П. Пологонкина, М. Д. Лазученков, В. П. Луговой, А. Н.
Мартынов, В. В. Пименов, А. А. Приходько, А. А. Червякова, Н. В. Шайкин
и др. Гл. режиссёр т-ра - засл. арт. РСФСР Н. И. Ключников, гл. дирижёр
- Б. А. Венцковский, гл. балетмейстер - А. Г. Шульгин, гл. художник С.
Г. Болле. Т-р систематически выезжает на гастроли на Чукотку, Камчатку,
Сахалин, Приморье.
Спектакли: "Таня" (1941), "Иркутская история" (I960) Арбузова, "Волк"
(1940), "Нашествие" (1943) Леонова, "В степях Украины" (1942), "Платон
Кречет" (1947) Корнейчука, "Кремлёвские куранты" (1956), "Третья
патетическая" (1960) Погодина, "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова
(1943, 1952), "Вольный ветер" Дунаевского (1951), "Поцелуй Чаниты"
Милютина (1957), "Братья Ершовы" по Кочетову (1959), "У Колымы-реки"
Нефёдова (1961), "Океан" Штейна (1962). Значит, место в репертуаре т-ра
занимают произв. Горького, рус. классич. и зарубежная драматургия.. Ник.
Ч.
МАГАКЯН, Петрос (1826-91)- армянский актёр, режиссёр, антрепренёр.
Род. в Константинополе, был сапожником. Театр, деятельность начал в 1861
как актёр первой проф. арм. труппы "Аревелян татрон". Деятельность М.
способствовала развитию нац. т-ра в тяжёлых условиях султанского режима.
После закрытия "Аревелян татрон" (1867) М. несколько раз пытался
восстановить арм. т-р в Константинополе. В 1873-75 он создал труппу, в
к-рую входили: П. Адамян, Сирануйш, Рачья-Азнив, Д. Трянц и др. Труппа
под рук. М. давала регулярные спектакли на арм. яз., М. играл ведущие
роли: Три-буле ("Король веселится" Гюго), Такобер ("Странствующий еврей"
по "Агасферу" Э. Сю), Скапен. Играл в арм. историч. трагедиях и во
франц. мелодрамах. М. воспитал многих выдающихся арм. актёров, в т. ч.
П. Ада-мяна, Рачья-Азнив, Д. Трянца, X. Папазяна и др.
Лит.: Степанян Г., Очерк истории западно-армянского театра, Ереван,
1962 (на арм. яз.). Г. Г.-С.
МАГАР, Владимир Герасимович [р. 22.VI (5. VII). 1900]-украинский
советский режиссёр и актёр. Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич.
партии с 1926. В 1910-14 был батраком, с 1917 в Красной Армии, в 1919
был призван в Красный флот. Театр, деятельность начал в 1925, был одним
из организаторов передвижного рабоче-крестьянского т-ра в Первомайске
(Одесская обл.). В 1930 поступил в Киевский театр. ин-т, к-рый окончил в
1934. С 1929 руководил Киевским т-ром обл. совета профсоюзов, к-рый в
1935 был переведён в Житомир (ныне - Запорожский т-р им. Щорса). Со дня
организации этого т-ра М. является его бессменным художественным
руководителем (гл. режиссёром) и актёром. Особое место в режиссёрском
творчестве М. занимают ис-торико-революц. и героико-романтич. спектакли,
а также пост. пьес, посв. формированию нового человека - строителя
коммунизма. Режиссёр тщательно разрабатывает массовые сцены, создаёт
масштабные спектакли.
Среди пост.: "Богдан Хмельницкий" (1939), "Гибель эскадры" (1953)
Корнейчука, "Мария" Левады (1954), "В поисках радости" Розова (1955),
"Оптимистическая трагедия" (1956); "Там, где шумел ковыль" Шияна (1962),
"Над голубым Дунаем" Рачады (1959), "Кремлёвские куранты"; "Семья"
Попова (1947), "Егор Булычев и другие"; "Дай сердцу волю, заведёт в
неволю" Кропивницкого, "Порт-Артур" Степанова и Попова, "Коварство и
любовь", "Без вины йиноватые".
М. активно работает с местными драматургами, способствуя созданию
новых пьес. Пост.: "Любовь сильных" Ребро и Захарова (1959) о героич.
борьбе украинских комсомольцев с фашизмом, "Щорс" (1940, 1959)
Дольд-Михайлика о гражданской войне на Украине.
Среди ролей: Гайдай ("Гибель эскадры"), Харитонов ("За. тех, кто в
море!" Лавренёва), Галушка ("В степях Украины"), Гаврила ("Богдан
Хмельницкий"), Шмага, Егор Булычев;
Иван ("Дай сердцу волю, заведёт в неволю").
Ведёт педагогич. работу.
Соч.: З любов'ю до людини, Кив, 1961.
Лит.: Ягн?ч Ю. М., Тернюк П. ?., Володимир Магар. Творчий шлях,
Дн?пропетровськ, 1961. Д. J5.
МАГДАЛЕНО (Magdaleno), Маурисио (p.l3.V.1906)- мексиканский писатель,
драматург, киносценарист. Чл. Мексиканской академии языка (с 1957).
Учился в юридич. школе, затем занялся журналистикой. В 1932 организовал
(вместе с драматургом X. Бус-тильо Оро) прогрессивный "Театро де аора"
(Мехико), открывшийся драмой М. "Эмилиано Салата" о герое мекс.
революции 1810. В том же году здесь были пост. пьеса М. "Тропики" и его
лучшая пьеса "Пану-ко 137", разоблачающие колониальную политику
сев.-амер. монополий. М. написал сайнете: "Перикильо Сарниенте", "Пахаро
карпинтеро" "Коррида революции" (все совм. с Бустильо Оро; 1932, т-р
"Эспе-ранса Ирис"), "Святой Саман" (1935, т-р "Идальго"). Передовая
направленность и материальные затруднения послужили причиной закрытия
т-ра. М. уехал в Мадрид, где учился в ун-те. Вернувшись на родину (в
1934), работает как сценарист в кино (фильмы "Мария Канделярия",
"Жемчужина", "Рио Эскон-дидо" и др.).
С о ч.: Teatro revolucionario mexicano, Madrid, [1933]. Я. С.
МАГЗУМОВА, Шахида (р. 31. XII. 1907) - узбекская советская актриса.
Нар. арт. Узб. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Училась в
Ташкентском ин-те просвещения (1920-25), где начала выступать в
самодеятельности. В 1929 принята в труппу Т-ра им. Хамзы. Играла роли
драматич., комедийные, остро сатирические.
Роли: Халима (о. п. Зафари, 1929), Агафья Тихоновна ("Женитьба",
1935), Анна Андреевна ("Ревизор", 1935), леди Мильфорд (1936);
Гульба-хор ("Бай и батрак" Хамзы, 1939), Санобар ("Хамза" Яше-на и У
мара, 1949), Муаттар ("Заря Востока" Сафарова, 1951). Смело и остро
разоблачала М. мещанство, исполняя роль Сурьмахон ("Сердечные тайны"
Рахманова, 1953).
В 1954 М. окончила режиссёрский ф-т. Пост. спектакли (в Т-ре им.
Хамзы): "Холисхан" Хамзы (1956), "Верность" Якубова (1957, совм. с А.
Ход-жаевым). С 1954 преподаёт мастерство актёра в Ташкентском ин-те.
Лит.: Государственный ордена Ленина академич. узб. театр им. Хамзы,
Ташкент, 1957; Фельдман Я. С., Характер народа и сценич. образы,
Ташкент, 1962; его же, Ш. Магзумова - Сурьмахон, "Театр", 1955, ј 3. Я.
Ф.
МАГОМАЕВ, Муслим Магометович [6 (18). IX. 1885-28. VII. 1937] -
азербайджанский советский композитор, дирижёр и музыкально-обществ.
деятель. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1935). В 1904 окончил Горийскую
учительскую семинарию, с 1905 был учителем в Ленкорани. В 1911 вошёл в
группу организаторов азерб. нац. муз. т-ра в Баку, работал скрипачом, с