<< Пред. стр. 477 (из 913) След. >>
монумент. оркестровых произв., один из крупнейших оперных и симф.дирижёров. Учился в консерватории "Об-ва друзей музыки" в Вене
(1875-78); слушал лекции в Венском ун-те. М. ничего не написал для
сцены; юношеские замыслы опер ("Герцог Эрнст Швабский" и др.) не были
осуществлены. Утеряна и музыка к спектаклю "Трубач из. Зекингена" по
роману В. Шеффеля (1884). Но дирижёрская деятельность М. имела большое
значение для нем. муз. театра. Окончив консерваторию, М. сначала
(1879-82) работал в про-винц. т-рах, затем в венском
"Карлстеатре" (1883), Немецком т-ре в Праге (1885-86) Лейпцигской
опере (1886), где пост. мн. спектаклей. В 1888-91 М. руководил оперой в
Будапеште. Здесь полностью проявился талант М. как организатора и
дирижёра; он пост. на венг. яз. оперы "Золото Рейна", "Валькирия"
Вагнера, "Дон Жуан"; "Банк-бан" Эркеля и др. Второй этап дирижёрской
деятельности М. проходил в Гамбурге (1891-97), где он пост.: "Вольный
стрелок", "Тангейзер", "Демон", "Евгений Онегин" (Чайковский после этой
пост. назвал М. великим дирижёром); "Фальстаф" Верди, оперы Сметаны и
др. В 1892 в Лондоне М. дирижировал тетралогией "Кольцо Нибелунга". В
1897-1907 М. работал в Венской опере. С помощью дирижёров Б. Вальтера,
Ф. Шалька, художника А. Роллера М. реорганизовал т-р; обновил его
репертуар. Осуществлённые под его рук. спектакли были свободны от
рутинёрских традиций (М. исполнял Вагнера без купюр, Моцарта без
вставок, "Фиделио" Бетховена в соответствии с авторской партитурой). Он
подчинял все компоненты спектакля драматич. единству, раскрывал внутр.
идейный смысл произв., боролся с оперными условностями, внешними
эффектами. Впервые в Вене М. пост. оперы: "Фальстаф" Верди, "Луиза"
Шарпантье, "Коррехидор" Вольфа, "Без огня" Р.Штрауса, "Роза из сада
любви" Пфицнера и др. После ухода из Венской оперы М. выступал в США, в
т. ч. в "Метрополитен-опера" (1908), где также исполнял оперы Моцарта,
Бетховена, Вагнера, впервые в Америке -"Пиковую даму" и "Проданную
невесту". Новаторская сущность дирижёрского творчества M.- в слиянии
музыки и сценич. действия; оно подготовлено достижениями реалистич.
оперной драматургии 19 в. М. стремился превратить оперный т-р из
коммерч. предприятия в средство морального и художеств. воспитания
зрителя.
М. завершил (по рукописи) оперу Вебера "Три Пинто" (1888, Лейпциг).
Соч.: Im eigenen Wort - Im Worte der Freunde, [hrsg. von W. Reich],
[Zurich], [1958].
Лит.: СоллертинскийИ., Густав Малер, Л., 1932 Рубин М., Густав
Малер-композитор-гуманист, "Совет екая музыка", 1958, ј 7; A d l e r G.,
Gustav Mahler, Lpz.- Wien, [1916]; B o n i s F., G. Mahler und F.
Erkel., в кн. Studia musicologica, t. 1, fase. 3-4, Budapest, 1961; Mah
ler-Wer fel A., Gustav Mahler. Erinnerungen und Briefe Amsterdam, 1940;
Nejedly Z., Gustav Mahler, Praha 1958; Specht R., Gustav Mahler, B.,
1913; S t e f a n P. Gustav Mahler, Munchen, 1920; W a l t e г В.,
Gustav Mahler [B.-Fr./M.)], 1957. Ал. М
МАЛИБРАН (Malibran; урожд.- Г a p с и a; Garcia), Мария Фелисита
(24.III. 1808, Париж,-23.IX.1836, Манчестер) - артистка оперы
(контральто). По национальности испанка. Дочь и ученица известного исп.
певца и композитора М. Гарсиа (старшего), сестра певицы П. В
иардо-Гарсиа и педагога-вокалиста М. Гарсиа (младшего). Еще ребёнком
принимала участие в оперных спектаклях в Неаполе (впервые в 1814). Пению
обучалась (с 1816) в Париже под рук. своего отца. Дебютировала на
оперной сцене в лондонском "Кинге т-ре" в 1825. В 1828 впервые выступила
в т-ре "Гранд-Опера", в том же году стала примадонной Итал. т-ра в
Париже. С 1832 гастролировала по Италии (в 1834-36-в т-ре "Ла Скала"),
одновременно выступала в т-рах Лондона ("Друри-Лейн" и др.).
Скоропостижно скончалась после одного из выступлений на Манчестерском
муз. фестивале. М. считалась одной из крупнейших певиц своего времени.
Создав образцы интерпретации итал. роман-тич. оперы, она вместе с тем
явилась провозвестницей реалистич. муз. т-ра. Пск-во М. отличалось
повышенной экспрессией, исключит. вниманием к слову, сильными драматич.
акцентами. В творчестве М. предвосхищены осн. черты оперного
исполнительства, развитые позже разл. вок.-сценпч. школами - веристской,
вердиевской, вагнеровской. Широкое дарование М. с наибольшей полнотой
раскрылось в партиях, исполненных глубоких человеческих чувств,
патетики, страсти. Голос M.- колоратурное контральто (доходившее до p e
3-й октавы) - покорял публику красотой, сочностью и пластичностью звука.
Исполнение М. отличалось импровизац. свободой, артистизмом, технич.
совершенством. Талант М. высоко ценили Дж. Верди, В. Беллини, Ф. Лист,
А. де Мюссе.
Лучшие партии: Норма; Амина ("Сомнамбула" Беллини), Леонора
("Фиделио" Бетховена), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Цингарелли),
Дездемона ("Отелло" Россини), Розина.
Лит.: M u s s e t A. de, Melanges de litterature et de critique, P.,
1876 (Oeuvres, v. IX); ThurnerA-, Les reines du chant. P., 1883; F 1 a m
e n t A., L'enchanteresse errante:
la Matibran, P., 1937; L a n с e l l o t t i A., Le voci d'oro, Roma,
1942. ?c -p
МАЛИК (Malik), Ян (р. 15.II.1904) - чехословац кий режиссёр,
драматург и теоретик театра кукол. Чл. КПЧ (1945). Творч. деятельность
начал в 1923 в т-ре "Сокольская кукольная сцена" (Прага). С 1949- гл.
режиссёр и директор Центрального т-ра кукол в Праге.
Пост.: "Пан Иоганнес" Ирасека (1950), "Песня Сар-мико" Шнейдер (1952,
Гос. пр.), "Волынщик из Стра-кониц" Тыла (1958), "История с месяцем"
Ашке-нази (1960) и др. M.- автор пьес для т-ра кукол:
"Мичек-Фличек" (переведена на 18 яз.), "Сказка из волшебного
конверта" (1937) и др. Основатель и редактор журналов: "Кукольник"
(1936), "Кукольная сцена" (1940) и др. Автор монографий о чеш. т-ре
кукол, о кукольниках М. Копецком, И. Скупе и др., перевода книг С. В.
Образцова. С 1933 - генеральный секретарь Международного объединения
деятелей кукольного т-ра (УНИМА). Доктор философии (1949), профессор
Академии иск-в в Праге (1952).
Соч.: Loutkarstke v ceskoslovinsku, Praha, 1948 (на рус. яз. 1948); в
рус. пер.-Мы потеряли Юзефа Скупу, в сб.: Театр за рубежом, вып. 1,
Л.-М., 1958, с. 171-79; пьесы - "Конец Харона", "Мичек-Фличек", в сб.:
Театр кукол зарубежных стран, М.-Л., 1959, .ј 6, с. 57-60.
Лит.: "Театральная жизнь", 1959, ј 6, с. 57-60.
МАЛИКОВ, Кубанычбек (р. 1911) - киргизский сов. писатель, драматург.
Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1940.
Первая пьеса -"Кулипа" (1936, Киргизский ТЮЗ) о жизни колхозников
Киргизии. На основе нар. предания М. написал драму "Джаныл" (совм. с А.
Кутту-баевым, 1946, Кирг. драм. т-р), пьесы "Мы не те, что были" (с
Куттубаевым, 1951, там же) о социалистпч. преобразованиях в Киргизии,
"На высокой земле" (1956) из эпохи гражд. войны, "Сердце бьётся" (1957),
о строительстве высокогорного водохранилища,
"Девушки с одной улицы" (1960), "Дело Адыла" (1961) о сов. медиках.
Пьесы ставились в Кирг. драм. театре и в областных т-рах. Написал
либретто опер:
"Айчурек" (совм. с Д. Боконбаевым и Ю. Турус-бековым, 1939), "Манас"
(совм. с А. Токомбаевым, 1946), "Токтогул" (совм. с Д. Боконбаевым,
1958) и др.
Лит.: Очерки истории киргизской советской литературы, Фрунзе, 1961;
Абдраимов Д ж., "Литературный Кир-гизстан", 1961, .ј 4. H. Л.
МАЛИНОВСКАЯ, Елена Константиновна [7 (19). VIII.1875-13.I.1942J -
русская советская общественная и театр. деятельница. Член Коммунистич.
партии с 1905. Была одним из организаторов и пайщиков нижегородского
Нар. дома, построенного в 1903 на средства, собранные М. Горьким и её
мужем, архитектором П. П. Малиновским. После Февральской революции
организовала и возглавила худо-жественно-просветит. отдел Моссовета.
После Октябрьской революции была назначена комиссаром моек. т-ров, с
1918-управляющим моек. гос. т-рами, с 1920- академич. т-рами.
Одновременно в 1919-20 M.- член директории, а в 1920-24, 1930
-35директор Большого т-ра. Выполняя указания Сов. правительства о
сохранении б. императорских т-ров, М. заботилась о пополнении репертуара
Большого т-ра, об улучшении качества спектаклей, о бытовых нуждах
артистов. М. привлекла к работе в ГАБТ В. И. Неми-ровича-Данченко и В.
В. Лужского. В 1918 по инициативе М. при Большом т-ре была организована
Оперная студия под рук. К. С. Станиславского (с 1926 - Гос. оперная
студия 'им. Станиславского, с 1928- Оперный т-р им. Станиславского). С
1935 М.- персональная пенсионерка С. Г.
МАЛИНОВСКАЯ, Зинаида Александровна (р. 1857- г. смерти
неизв.)-русская советская актриса и антрепренёр. В 1887 вступила в
труппу моек. Т-ра Корша. С 1894 становится антрепренёром, продолжая
выступать как актриса. М. держала антрепризу в Ярославле, Воронеже,
Рязани, Нижнем Новгороде, Вильно, Оренбурге, Баку и мн. др. городах. В
труппах, руководимых М., служили крупнейшие провинц. актёры - Н. И.
Соболыциков-Самарин, С. Л. Кузнецов, П. Н. Орленев и др. С 1903 М.
ежегодно организовывала гастроли в Ср. Азии (Ташкент, Самарканд),
знакомила зрителей этих городов с драматургией Чехова, Горького и
зарубежной классикой. В 1918 на основе труппы М. в Ташкенте был создан
"Советский т-р", в к-ром М. работала как режиссёр. В 1919-20 М. работала
в Наркомпросе управляющей гос. т-рами Туркестанской республики. В. Д.
МАЛИНОВСКИЙ, Алексей Фёдорович (1762- 1840) - русский историк,
писатель и переводчик. Сенатор. Чл. Академии наук. Автор соч. на
историч. темы. М. написал "Записки, принадлежащие к истории русского
театра" (1790), к-рые содержат сведения о моек. театр. жизни до открытия
Петровского т-ра (1780). Написал либретто оперы "Старинные святки"
(1798). Перевёл ок. 20 драм. произв., в т. ч. "Ненависть к людям и
раскаяние" Коцебу (пост. 1791, изд. 1796). В. Вир.
МАЛИПЬЕРО (Malipiero), Джан Франческо (р.18. III. 1882) - итальянский
композитор, музыковед, критик, педагог. Музыке обучался в Венской и
Болон-ской консерваториях и в муз. лицее в Венеции. Один из видных
представителей модернизма, М. проявляет в то же время интерес к итал.
нар. музыке, к муз. классике. Написал оперы: "Каносса" (1914, т-р
"Костанци", Рим), трилогию "Орфеиды" ("Смерть масок", соч. 1922, "Семь
канцон", соч. 1919, "Орфей, или Восьмая канцона", соч. 1920, пост. 1925,
Дюссельдорф), "Комедии Гольдони" ("Кофейня", соч. 1922, "Синьор
Тодеро-брюзга", соч. 1922, "Кьоджинские перепалки", соч. 1920, пост.
1926, Дармштадт), трилогию "Венецианская мистерия" (1932, Кобург)
"Легенда о сыне-подкидыше" (на сюжет Л. Пирандел-ло, 1934, "Опера",
Рим), "Юлий Цезарь" (1935, т-р "Карло Феличе", Генуя) и "Антоний и
Клеопатра" по Шекспиру (1938, т-р "Пергола", Флоренция),. "Донна Уррака"
по пьесе Мериме "Небо и ад" (1954, т-р "Делле Новита", Бергамо) и др.;
балеты - "Маскарад пленной принцессы" (1924, т-р "Де ла Монне"
Брюссель), "Страдивари" (1958, Дортмунд) и соч. в др. жанрах. В 1921-39
М. занимался педагогия. деятельностью. М.-автор исследований, редактор
произв. итал. композиторов 17-18 вв.
Соч.: Cl. Monteverdi, Mil., 1929; Strawinsky, Venezia. 1945; A.
Vivaldi, Mil., 1958; Cosi va lo mondo, Mil., 1946 (автобиогр.).
Лит.: Н e 1 m E., J. F. Malipiero, "Melos", Mainz, 1952 Marz. Ce. /
'.
МАЛИШЕВСКИЙ (Maliszewski), Александер (р.9. X. 1901) - польский поэт,
драматург, театральный деятель. Учился в Вольном польском ун-те и в
Варшавском ун-те (1925-27). Лит. деятельность начал в 1923. В
1937-39театр. критик газеты "Дзенник людовы", в 1939-41 сотрудничает в
Польском дра-матич. т-ре в Вильнюсе. В 1948-51 - лит. рук. Гор. т-ров в
Варшаве и т-ра "Розмаитости". Первая пьеса М. "Антигона" (1939, т-р
"Атенеум", Варшава) была запрещена цензурой. Следующая пьеса "Вчера и
позавчера" (1950, Олыптын) была пост. в 17 польских т-рах. М. написал
стихотворную поэтич. драму о поэте польского Возрождения Я. Кохановском
"Путь в Чернолесье" (1952, т-р "Вспулчесны", Варшава, Гос. пр., 1952).
Пьеса "Баллады и романсы" (1955, т-р "Выб-жеж") рассказывает о жизни
Мицкевича. В своих драмах М. стремится по-новому оценить деятельность
великих польских поэтов и время, в к-рое они жили. Автор переводов пьес
Лопе де Вега, Чехова, А. Арбузова, работает в кино как сценарист.
Соч.: Antygona, Warsz., 1939; Wczoraj i przedwczoraj Krakow-Warsz.,
1951; Droga do Czarnolasu, Warsz., 1953;
2 wyd., Warsz., 1960; Ballady i romanse, Warsz., 1955;
Maska i roza, "Dialog", 1958, ј 8, с. 27-80; в рус. пер.- Баллады и
романсы, М., 1955. Еу J1
МАЛЛАРМЕ (Mallarme), Стефан (18. III. 1842- 9. I X. 1898) -
французский поэт. Один из теоретиков символизма. В своих статьях М.
отвергает совр. театр. иск-во и рисует т-р будущего как замену
богослужения, церемониал, синтезирующий элементы драмы" поэзии, музыки,
танца. Не будет актёра, декораций,. предполагается жрец или корифей,
хор, орган, сцена-помост в храмоподобном зале. Эстетские, проникнутые
упадочными устремлениями, принципы М. повлияли на франц. символистскую
драму и практику "Т-ра д'ар" П. Фора и т-ра "Эвр" О. М. Люнье-По. М.
предназначал для т-ра драму "Иродиада" (фрагмент" 1864) и эклогу
"Послеполуденный отдых фавнам (1876), ставшую основой одноим.
хореография. картины, пост. в 1912 В. Ф. Нижинским (муз. К. Дебюсси,.
антреприза С. П. Дягилева).
Соч.: L'Apres-midi d'un faune, в его кн.: Oeuvres completes.... P.,
1945; Richard Wagner, reverie d'un poete-francais, "Revue
wagnerienne"..., 1885, 8. VIII, ј VII.
Лит.: М о n d o r H., Vie de Mallarme, v. 1-2, 9 ed. P., [194li; R o
b i c h e z J., Le symbolisme au theatre P-, 1957. Я. Шр.
МАЛОФЕЕВА БАЛАГАНЫ - балаганы, сооружавшиеся антрепренёром В. М.
Малофеевым в 60- 90-е гг. 19 в. в дни масленицы и пасхи в Петербурге на
Адмиралтейской пл., Марсовом поле. Семёновском плацу. Вместо
традиционных пантомим-арлекинад здесь шли историко-батальные пьесы
(переделки романов, повестей, пьес): "Велизарий, римский полководец"
(1880), "Русские герои в стенах Севастополя"-(1890), "Сын рыбака Михаил
Ломоносов" (1898), "Минин и Пожарский" и др. Гл. внимание в спектаклях
уделялось сценич. эффектам (сцены сражений, пожары,. аллегорич. картины
и т. п.). В массовых сценах иногда участвовало до 100 чел.
Постановщиками представлений были К. М. Бродников, Н. А. Мушин-ский.
Оформляли спектакли художники К. Аккерман, Н. П. Андреев, А. Я.
Алексеев-Яковлев и др. В числе актёров - А. Н. Фёдоров, А. А. Громов,
Муравьёва. В 1895 в балаганах выступал клоун А. Л. Дуров. В 1898
полиция, опасаясь скопления в центре города простого народа (в связи с
ростом революц. настроений), приказала перенести нар. гуляния на
отдалённый от центра Семёновский плац. Потерпев убытки, Малофеев закрыл
свои балаганы.
Лит.: Лейферт А. В., Балаганы, М., 1922; Русские народные гуляния (по
рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева). В записи и обработке Евг.
Кузнецова, Л.- М., 1948. Ю. Д.
МАЛЫЕ ДИОНИСИИ - см. Дионисии. " МАЛЫЕ ТЕАТРЫ - вид общедоступных
драма-тич. театров в США. Первые М. т. возникли в 1900-х гг. ("Пьесы и
исполнители" в Филадельфии, "Игрушечный т-р" в Бостоне, "Малый т-р" в
Нью-Йорке и т. д.). Широкое распространение получили после первой
мировой войны. Вначале М. т. были гл. обр. любительскими, впоследствии
нек-рые из них стали профессиональными.
В деятельности М. т. проявился протест против реакц. бурж. иск-ва,
наметившийся в среде прогрессивной художеств. интеллигенции США и Европы
в конце 19 - нач. 20 вв. Но М. т. были неоднородны по своим идейным,
художеств. и организац. принципам. Нек-рые из них ориентировались на
широкого демократич. зрителя, стремились ставить лучшие образцы мировой
драматургии (Чехова, Ибсена, Шоу и др.), произв. прогрессивных амер.
авторов (т-ры "Нейборхуд", 1915-27, "Актёры Провинстауна", 1916-29), но
испытывая формалистич. декадентские влияния, ставили также и пьесы М.
Метерлинка, Л. Н. Андреева, Ф. Ведекинда, П. Клоделя и др. (т-р "Актёры
Вашингтонского сквера", осн. 1915, впоследствии и "Гилд-тиэтр", осн.
1919). Нек-рые М. т. превращались в чисто коммерч. предприятия или
закрывались из-за материальных затруднений. Многие М. т. вели борьбу с
коммерч. т-рами Бродвея, с их пошлым безыдейным репертуаром, с системой
"звёзд", "серийной" пост. пьес и т. д. Нек-рые М. т. пытались
использовать опыт передовых т-ров др. стран, прежде всего МХАТ
("Груп-тиэтр" и Др.).
Усиление реакции в США приводит в 1930-е гг. к постепенному упадку М.
т. Так, "Гилд-тиэтр" превращается в типичный бродвейский т-р. В 1941 был
закрыт "Груп-тиэтр". Мн. прогрессивные т-ры (т. н. off Broadway) в
50-60-х гг. следуют творч. принципам лучших М. т. 20-30-х гг.
Лит.: С 1 u r m a n Н., The fervent years, N. Y., 1945;
Houghton N., Advance from Broadway, N. Y., [1941].
I,- r
"МАЛЫЕ ФОРМЫ КЛУБНОГО ЗРЕЛИЩА" - русские советские ежемесячные
иллюстрированные репертуарные сборники для самодеятельных эстрадных
коллективов. Этим сборникам предшествовал журнал "Синяя блуза". Выходили
в 1928-30 в Москве. В 1928-29 в них печатались гл. обр. литмонтажи,
интермедии, сценки, юморески, одноактные пьесы, скетчи, обозрения и др.
материалы для эстрады. Особое внимание уделялось репертуару к
календарным датам. Большинство материалов сопровождалось
изо-иллю-страциями, нотами и др. В сб. 1930, кроме репертуара,
печатались общие руководящие статьи, методич. комментарии, заметки о
творч. и организационном опыте местных коллективов "малых форм" и т. д.
Всего вышло 26 сборников. Шн.
МАЛЫЙ ТЕАТР (Государственный ордена Ленина академический Малый т е а
т р)-старейший русский драматич. театр в Москве, сыгравший выдающуюся
роль в развитии рус. нац. культуры. М. т. принадлежит важнейшая историч.
заслуга утверждения революц. романтизма и реализма на рус. сцене. Его
путь тесно связан с развитием освободительного движения в России, с
становлением прогрессивной общественной мысли, передовой рус. литераТуры
19 в. В деятельности М. т. проявилось богатство духовных сил русского
народа, создававшего в борьбе с жестокой политич. реакцией величайшие
культурные ценности. Спектакли М. т. помогали зрителям понять
несправедливость политич. строя царской России, укрепляли в них чувство
протеста против гнёта самодержавия и произвола бурж.-дворянской
верхушки, утверждали веру в человека, в прогресс общества. Вместе с
Моск. ун-том М. т. принадлежит выдающаяся роль в истории культурного
развития рус. общества.
Формирование постоянной драм. труппы в Москве началось в 50-е гг. 18
в. В 1756 при Моск. ун-те был создан публичный т-р (см. Университетский
театр). Актёрами его были учащиеся университетской гимназии для
разночинцев, получавшие подготовку в специальном классе художеств. С
60-х гг. 18 в. т-р существовал как частная антреприза. Этот период
характеризовался упорной борьбой ведущей части труппы за сохранение рус.
драм. т-ра в противовес тенденции аристократич. кругов зрителей
насаждать оперно-ба-летные спектакли иностранных трупп. В 1776 на основе
бывшей университетской труппы был создан драм. театр. получивший
впоследствии (1780) наименование Петровского.
На репертуар и художеств. направление этого т-ра большое влияние
оказывала прогрессивная интеллигенция, группировавшаяся вокруг
крупнейшего русского просветителя 18 в.- писателя и издателя Н. И.
Новикова. Здесь впервые в Москве были сыграны пьесы Д. И. Фонвизина, А.
О. Аблеси-мова, Я. Б. Княжнина, Н. П. Николева, И. А. Крылова, а также
зап.-европ. драматургов - Ж. Б. Мольера, Вольтера, Д. Дидро, П. Бомарше,
Л. Мерсье, Г. Лессинга, Р. Шеридана, К. Гольдони и др. Характерные для
театра демократич. тенденции были ярко выражены в творчестве актёров В.
П. Померанцева, А. Г. Ожогина, Я. Е. Шушерина, А. А. Померанцевой, Н. Ф.