<< Пред. стр. 484 (из 913) След. >>
33, Словарь сценических деятелей, вып. 15, СПБ, 1904, с. 7. E. Хл.MA PA [Мага; урождённая - Ш м e л и н г (Schmeling)l, Гертруд
Элизабет (23.11.1749, Кассель,- 20.1.1,833, Ревель) - немецкая артистка
оперы (сопрано). Одна из крупнейших певиц 18 в. Пению училась в Лондоне
у П. Д. Парадизи; совершенствовалась в 1766-71 в Лейпциге в певческой
капелле И. А. Гиллера. В 1767 М. услышал молодой Гёте (в оратории "Св.
Елена" Гассе). Гёте был восхищён пением М. и посвятил ей стихи. В 1767
М. выступила в Дрезденской опере, затем пела в Берлине, Вене, Мюнхене и
др. городах Германии. В 1782-84 жила в Париже, где её талант достиг
наивысшего расцвета, в 1784- 1802 - в Лондоне (в 1784-91 выступала на
генделев-ских фестивалях). Обладая сильным голосом обширного диапазона
(от соль малой до м и 3-й октавы), исполняла заглавные партии в
специально для неё написанных операх: "Альцеста" Грезника, "Весталка"
Рауццини, "Армида" Моргеллари. Особый успех имела в роли Клеопатры
("Юлий Цезарь" Генделя, 1787). В 1788 в венецианском т-ре "Сан-Самуэле"
пела Медею в "Аргонавтах" Гаццапиги и Андромаху в о. п. Назо-лини. В
1802-12 жила в Москве. В 1813-19 в Ревеле преподавала пение.
Лит.: R о с h l i t z F., Fur Freunde der Tonkunst, Bd l, 3. Aufl.,
Lpz., 1868; Kaulitz-Niedeck R., Die Mara. Heilbronn, 1929; Kuhner H.,
Grosse Sangerinnen der Klassik und Romantik, Stuttg., [1954 ]. Ал М
МАРАТХСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки М. т. и д. восходят к
разнообразным формам нар. т-ра, бытовавшего с древних времён в р-не
совр. шт. Махараштры (Зап. Индия). Драмы на яз. маратхи, написанные по
образцу нар. представлений (тамаша, лалита и др.), разыгрывались в дни
религ. и нар. празднеств гл. обр. при дворах местных раджей-меценатов.
Несмотря па то, что Махараштра славилась древними сценич. традициями,
известно только имя драматурга Вишнудаса Бхаве (1819-1901), к-рый по
традиции считается родоначальником маратх-ского т-ра. Его первая пьеса -
"Замужество Ситы", была пост. в 1843; ведущий актёр - сурадхара -
комментировал своим рассказом действие пьесы. Актёры играли в масках,
изготовленных самим Бхаве. В 1853 Бхаве организовал собств. труппу,
к-рая выступала в городах Индии, исполняя пьесы на сюжеты др.-инд.
эпоса. В 60-х гг. 19 в. в Махараштре существовало 12 странствующих
театральных трупп, которые ставили гл. обр. переводы и переложения
санскритских драм Калидасы, Вишакхадатты и др. классических драматургов
Древней Индии. Наибольшей известностью пользовалась труппа
"Ичалка-ранджикар H атак Мандали" (рук. Б. Датарша-стри).
М. т. и д. возрождается в 80-е гг. 19 в. Основоположником новой драмы
был Аннасахеб Кирлоскар (1843-85), к-рый организовал т-р "Кирлоскар
Натак Мандали" (1880). Первая пост. этого т-ра - "Шакун-тала" Кирлоскара
(на маратхском яз.), затем была пост. его драма "Саубхадра". Несмотря на
традиц. мпфологич. сюжет, драмы Кирлоскара показывали жизненные
драматич. ситуации, правдиво изображали жизнь инд. общества своего
времени. 1880-1920 - наиболее плодотворный период в развитии т-ра
Махараштры. Появляются первые пьесы на социальные темы. Драматург Говинд
Баллал Девал (1855- 1916) в своих драмах выражал протест против тяжёлого
положения инд. женщины, требовал отмены ранних браков ("Шарада", 1899).
Подъём нац. движения против колониального рабства усилил роль т-ра в
обществ. жизни Махараштры. В конце 19 в. впервые на маратхском яз. пост.
пьесы Шекспира ("Отелло", 1890; "Гамлет", 1891, и др.).
В 20-х гг. 20 в. т-ру приходится конкурировать с зарождающейся нац.
кинематографией. С появлением звукового кино (30-е гг.) положение т-ра
ещё более осложняется, но прогрессивные тенденции продолжают
развиваться. Значит. событием театр. жизни этих лет явились драмы Ш. К.
Колхаткара, исполненные героич. пафоса, высокого патриотич. звучания.
Его пьеса "Убийство Кичака", пропагандировавшая патри-отич. идеи,
необходимость избавления от брит. колониализма, была запрещена англ.
властями. Лучшие традиции нац. и европ. драматургии развивал в своих
пьесах драматург Мама Ва-реркар ("Савитри", "Сарас-вати",
"Чандрашекхара" и др.).
Подъём нац.-освободит. движения, охвативший всю страну в послевоен.
период, способствовал появлению новых пьес, где совр. темы создали
предпосылку для активизации театр. жизни Махараштры. В Бомбее, Пуне и
др. городах в 1943 образовалась Ассоциация нар. т-ров Индии (ИПТА).
Совр. пьесы на яз. маратхи создали Кулкарни, Сат-хе, Атре и мн. др.
драматурги.
В 50-60-х гг. в Махараштре, наряду с многочисл. любительскими
коллективами, возникли и проф. театр. труппы (Прогрессивная драматич.
ассоциация в Пуне, рук. Бхалба Келкар, и др.). В репертуар этих трупп
входят пьесы инд. драматургов, произведения Шекспира, Уайльда, Ибсена и
др. В нач. 60-х гг. в Бомбее организован "Маратхи Натья Паришад"
(Маратхский театр. совет), к-рый должен содействовать дальнейшему
развитию театр. иск-ва. Совет проводит конференции деятелей т-ра,
поддерживает связь с театр. коллективами, исполняющими пьесы на яз.
маратхи за пределами Махараштры.
Лит.: Dhyaneshwar Nadkarni, The Marathi theatre, в кн.: Indian drama,
Delhi, 1956: Г а р г п Бал-вант, Театр и танец Индии, М., 1963; Народы
Южной Азии..., М., 1963. Мел. Б.
"МАРГАРИТА ГОТЬ‚" - см. "Дама с камелиями". МАРГУЛЯН, Арнольд
Эвадьевич [1(13).IV.1879- 15.VII.1950) - советский дирижёр и педагог.
Нар. арт. УССР (1932) и РСФСР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1945. С
1896 работал как скрипач в оркестре Одесской оперы. В 1902 впервые
выступил как дирижёр. Работал в т-рах Петербурга, Киева, Харькова,
Одессы, Тифлиса, Риги, городов Сибири и Дальнего Востока, где
пропагандировал рус. оперный репертуар. В 1937-50 М.- художественный
руководитель и гл. дирижёр Свердловского т-ра оперы и балета. Под рук.
М. начинали свою оперную деятельность мн. известные сов. певцы: М" И.
Литвиненко-Волъгемут, И. С. Паторжинский, 3. М. Гайдай, М. С. Гришко, Б.
Я. Златоеорова и др. Вёл педагогич. работу (с 1942 - проф. Свердловской
консерватории). Пост. спектакли: "Отелло" (Гос. пр. СССР, 1946) и ДР. .
Р. Рад.
МАРДАНОВ, Мустафа Ашум оглы [р. 28. II (12. III). 1894] -
азербайджанский советский актёр. Пар. арт. Азерб. ССР (1943). Чл.
Коммунистич. партии с 1945. Сценич. деятельность начал в 1910 (первая
роль - Лука, "Лекарь поневоле"), играл в проф. азерб. коллективах, в
1910-20 в Тифлисе. Уже в первый период своего творчества М. создал ряд
ярких, своеобразных сценич. образов, гл. обр. в нац. драматургии: Гаджи
Гамбар (о. п. Везирова, 1912), Кара-мали ("Гаджи Кара" Ахундова, 1913),
Жорж Данден
(о. п. Мольера, 1914), Адхем ("Надир-Шах" Нариманова, 1916). С 1924
работает в Т-реим. Азизбекова. Актёр, склонный к острой, порой
гротесковой манере. М. обладает высокой исполнительской техникой. В его
иск-ве сочетаются сочная нар. комедийность, тонкий юмор, ирония. Сценич.
образы М. отмечены яркой театральностью.
Роли: Имамверди ("В 1905 году" Джабарлы, 1936, 1955), Шмага (1948);
Мальволио ("Двенадцатая ночь", 1946), Эйваз ("Бухта Ильича"
Межлумбе-кова, 1956),Фигаро("Женить-ба Фигаро", 1946). Снимается в кино.
Перевёл на азерб. яз ряд пьес.
Соч.: 50 ил Азэрба]чан сэЬиэсиндэ (Хатирэлэрим), Бакы, 1959.
Лит.: Искусство Азербайджана, [т.] 1-3, Баку, 1949-1950; Джафаров Дж.
Г., Азербайджанский драматич. театр. 1873-1941, Баку, 1962. К. Кае.
МАРДЖАНИШВИЛИ
(М а р д ж а н о в), Константин (Котэ) Александрович [28.V(9.VI).
1872, Кварели, - 17.IV.1933, Москва) - советский режиссёр. Нар. арт.
Груз. ССР (1931). Сценич. деятельность начал в 1893 как актёр
Кутаисского т-ра. В 1894 дебютировал в Тифлисе в роли Патара Кахи (о. п.
Церетели). В 1896-97 снова в Кутаиси. В формировании идейно-художеств.
взглядов М. сыграли решающую роль идеи нац.-освободит, движения,
провозглашённые И. Чавчавадзе и А. Церетели, реалистич., демо-кратич.
традиции деятелей театрального искусства Грузии-Л. Месхишвили, В.
Абашидзе, К. Месхи и др. С 1897 М. работал в русских т-рах - в Керчи,
Вятке, Тамбове, Баку, Ташкенте и др.
Беспокойный, дерзновенный художник, М. отразил в своём творчестве
передовые тенденции эпохи. Связь с важнейшими событиями, обществ,
активность определяли развитие иск-ва М. В годы первой рус. революции
1905-07 он принимал участие в митингах против самодержавия, входил в
боевую дружину, был близок к Горькому.
В своей режиссёрской деятельности М. стремился революционизировать
т-р, поднять его гражд. пафос, утвердить праздничное, жизнерадостное
иск-во. Требование высокой идейности репертуара привело М. в начале его
режиссёрской деятельности к драматургии Чехова и Горького. Первый
режиссёрский опыт М.- спектакль "Дядя Ваня" (1901, Вятка). Им пост.
также: "Иванов", "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Дачники". Исполнял
роли Нила - "Мещане", Луки. К нек-рым из этих пьес М. возвращался по
нескольку раз. В сезоне 1904-05, в период работы в Т-реНезлобина в Риге,
М. осуществил пост. "Дачников", имевшую большое художеств. и обществ,
значение. В годы реакции М. выступал за идейность и реализм в театр.
иск-ве. Работая в Харькове (1906-07), он организовал "Товарищество",
защищавшее права актёров. В 1907-08 в Киеве (антреприза И.
Дуван-Торцова) организовал цикл лекций-спектаклей для молодёжи. В
1908-09 в Одессе
(антреприза М. Багрова) пост. "Гибель "Надежды4 ь" Хейерманса; в
спектакле исполнялась Марсельеза, за что М. был выслан из города. В 1909
М.- гл. реж. Т-ра Незлобина в Москве. При содействии А. И. Южина создал
груз. драм. студию. .
В 1910-13 М. работал в МХТ, с к-рым его сближали принципы высокой
идейности репертуара, реализма в актёрском иск-ве. В МХТ М. пост.
спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912),
принимал участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому
(1910).
В 1913 М. организовал в Москве Свободный театр. в к-ром стремился
противостоять театр. рутине и пошлости, создать в театре атмосферу
праздничной торжественности, осуществить идею синтетич. театр.
искусства, воспитать разносторонних актёров, выступающих в опере,
оперетте, драме, пантомиме. На сцене Свободного т-ра М. пост.
"Прекрасную Елену" Оффенбаха, рук. пост. др. спектаклей. Но отсутствие
чёткой по-литич. направленности репертуара привело т-р к эстетской
театральности, помешало ему стать проводником прогрессивных влияний на
массы. После закрытия Свободного т-ра М. руководил т-ром в
Ро-стове-на-Дону (1914-15), т-ром "Буфф" в Петрограде (1916-17),
постоянно стремясь осуществить свою идею о т-ре - празднике. Октябрьскую
революцию М. принял восторженно. Один из первых встал в ряды строителей
сов. т-ра. В 1919 осуществил в Киеве пост. пьесы "Фуэнтеовехуна", в
к-рой нашли воплощение героика и пафос революц. эпохи. М. был
постановщиком массовых театрализованных зрелищ (инсценировок) в
Петрограде (1920), прославлявших революцию. В Петрограде М. руководил
т-ром Вольной комедии, т-ром 1омич. оперы ("Похищение из сераля"
Моцарта, "Дон-Паскуале" Доницетти) и самодеятельным рабоч. т-ром. М.
призывал к созданию т-ра, выражающего "темп совр. жизни". Поборник
острой и смелой театр. выразительности, противник серого будничного
иск-ва, М. в то же время резко выступал против самоцельного
формотворчества и гл. целью театр. иск-ва считал высокую
гражданственность. Для М. выразителем реалистич. иск-ва всегда был
актёр, он стремился воспитывать актёров, обладающих высоким интеллектом,
пластич. выразительностью, тренированным аппаратом - голосом,
музыкальностью и т. д.
В 1922 М. вернулся в Грузию и возглавил груз. сов. т-р, стал его
основоположником и реформатором. В это время груз. т-р преодолевал
творч. кризис, вызванный периодом меньшевистского господства. М. бережно
сохранял лучшие демократич. традиции доре-волюц. реалистич. иск-ва,
обогащая их революц. идеями современности, утверждал на груз. сцене
иск-во, к-рое, как он сам говорил, "должно быть так же велико, как
велика наша современность".
Спектакль "Фуэнтеовехуна" (1922) на сцене Т-ра им. Руставели
знаменовал собой начало идейно-художественного обновления груз. т-ра.
Этот революционный, героический спектакль выражал те творческие
принципы, к-рым М. следовал на протяжении всей своей режиссёрской
деятельности. Сочетание героического и праздничного, глубокое осмысление
характеров действующих лиц, раскрытие темы пробуждённого к жизни народа
определили рождение качественно нового спектакля, проникнутого духом
эпохи Октябрьской революции. М. первый принёс в груз. т-р боевое
партийное отношение к классич. драматургии. Образцом совр. прочтения
классики стали поставленные М. спектакли: "Затмение солнца в Грузии"
Антонова (1923), в к-ром воссоздавались яркие реалистич. картины жизни
старого Тифлиса, обличительно-острый "Раздел" Г. Эристави (1923),
"Мещанин во дворянстве"
(1924), "Виндзорские кумушки" (1924) и "Гамлет"
(1925), выразивший трепетные философские раздумья человека над
судьбами эпохи. На сцене Т-ра им. Руставели М. пост. "Игра интересов"
Бенавенте
(1923), "Герой" Синга, "Герои Эрети" Шаншиашвили
(1924), "Свет" Гедеванишвили (1924), "Дезертирка" Азиани (1925),
пантомиму "Мзетамзе" (1926) и др. (ряд пост. совм. с А. Ахметели).
Стремление к героич. т-ру, к искусству, созвучному современности,
определило замысел постановки "Ми-стерии-буфф" Маяковского, к-рую М.
хотел осуществить на открытом воздухе на горном плато (замысел остался
неосуществлённым).
В 1928 М. создал в Кутаиси новый т-р, к-рый стал называться 2-м Гос.
театром Грузии (в 1930 был переведён в Тбилиси. После смерти М. в 1933
т-ру было присвоено его имя - см. Марджанишвили имени театр). В создании
т-ра принимали участие писатели-драматурги Ш. Дадиани, П. Какабадзе, Д.
Шенгелая, К. Каладзе, А. Кутатели, Г. Баазов; поэты И. Гриша-швили, С.
Чиковани; критики С. Амаглобели, Б. Жгенти; актёры У. Чхеидзе, Т.
Чавчавадзе, В. Анджапаридзе, Ш. Гамбашидзе, Е. Донаури, А. Жоржолиа-ни,
Ц. Цуцунава; режиссёры Д. Антадзе, Г. Сулиа-швили, В. Абашидзе, Е.
Гогоберидзе; художники П. Оцхели, Е. Ахвледиани, Д. Какабадзе, Л.
Гудиа-швили, Е. Лансере, И. Шарлемань; композиторы Т. Вахвахишвили, К.
Мегвинет-Ухуцеси, А. Балан-чивадзе, Ш. Мшвелидзе; дирижёр А. Гвелесиани,
хореограф Д. Мачавариани. В этом т-ре М. продолжал свои искания в
области создания синтетич. т-ра и воспитания молодого поколения актёров.
Здесь он осуществил пост.: "Гоп-ля, мы живём!" Толлера, "В самое сердце"
Дадиави (1928), "Уриэль Акоста" (1929), "Кваркваре Тутабери" Какабадзе
(1929), "Как это было" (1929), "Хатидже" (1930) Каладзе, "Рельсы гудят"
(1929), "Хлеб" (1931) Киршона, "Белые" Шенгелая (1929), "Полночь
миновала" Кутатели (1929), "Беатриче Ченчи" Шелли (1930), "Коммуна в
степи" Кулиша (1930), "Сказ об Арсене" (1931); "Три толстяка" Олеши
(1931), "Поэма о топоре" Погодина (1931), "Светите, звёзды" Микитенко
(1931), "Страх" (1932), "Отелло" (1932) и др.
М. был глубоко национальным художником. В своих спектаклях он выражал
нац. характер, темперамент, душу своего народа, но для него национальное
прежде всего заключалось в тесной связи с современностью, с задачами
эпохи, выражением передовых совр. идей. М. было чуждо чувство нац.
ограниченности. Он стремился обогатить сокровищницу нац. культуры груз.
народа художеств. достижениями др. народов. Он говорил: "чем больше
оригинальных путей в развитии культуры, тем более человечество будет
гордиться своими достижениями" (сб. "Котэ Марджанишвили", т. 1, с. 134).
Расширяя культурные связи груз. т-ра, М. зорко следил за творч.
достижениями др. т-ров, спектаклями, появлявшимися на свет в братских
республиках.
В последние годы жизни, не порывая связи с Грузией, М. работал в
моек. т-рах: пост. спектакли "Строитель Сольнес" Ибсена (1931, т-р б.
Корш), "Дон Карлос" (1933, Малый т-р), оперетту "Летучая мышь" Штрауса
(1933, Моск. т-р оперетты). В Грузии осуществил ряд оперных постановок:
в оперной студии - "Тайный брак" Чимарозы, "Паяцы" Леонка-валло, в опере
- "Лоэнгрин" (1924); "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (1923),
"Золотой петушок"; "Абесалом и Этери" Палиашвили (обе в 1924), "Жизнь -
радость" Аракишвили, "Бокаччо" Зуппе (обе в 1927), "Вильгельм Телль"
Россини (1931). Работал в кино (1916-28).
М. выдвинул и воспитал плеяду выдающихся актёров - В. Анджапаридзе,
Т. Чавчавадзе, У. Чхеидзе, Ш. Гамбашидзе, А. Хорава, А. Васадзе, С.
Такай-швили, В. Годзиашвили, С. Закариадзе, П. Коба-хидз.е, А.
Кванталиани, Г. Шавгулидзе, М. Давиташвили, А. Гомелаури, А. Омиадзе;
режиссёров - А. Ахметели, Д. Антадзе, В. Абашидзе, С. Челидзе и др.
М. не был теоретиком иск-ва, но его статьи по вопросам т-ра, мысли,
высказанные по поводу разл. проблем театр. иск-ва, его мемуары выражают
чёткую и последовательную систему взглядов на роль и значение т-ра.
Традиции М. живут в груз. т-ре. Ученики и последователи выдающегося
режиссёра стремятся следовать его творч. принципам.
Соч.: Творческое наследие. Воспоминания, статьи и доклады, Тбилиси,
1958; Мемуары и статьи, Тбилиси, 1947 (на груз. яз.).
Лит.: Государственный т-р им. К. Марджанишвили 1928-38. Юбилейный
сборник, Тбилиси, 1939; К р ы ж и ц-кий Г., К. А. Марджанов, М.-Л.,
1946; Г у г у ш в и-ли Э.,Джанелидзе Д., Грузинский гос. драм. театр им.
Котэ Марджанишвили, Тбилиси, 1958; К р ы ж и ц-к и и Г., К. А. Марджанов
и русский театр. М., 1958. На груз. яз.: Государственная грузинская
драма под рук. К. Марджанишвили. Гастроли в Харькрве и в Москве,
Тбилиси, 1930; Джанелидзе Д., Первый советский грузинский спектакль,
Тбилиси, 1936; Бухникашви-л и Г., Котэ Марджанишвили, Тбилиси, 1947;
Котэ Марджанишвили. Юбилейный сборник, Тбилиси, 1948; Х у ц и ш-вили
К..Джанелидзе Д., Котэ Марджанишвили. Сборник в связи с открытием
Дома-музея в Кварели, Тбилиси, 1959; Гугушвили Э., К. Марджанишвили,
Тбилиси, 1962; Котэ Марджанишвили. Сборник, Тбилиси, 1961; Антадзе Д.,
Дни близкого прошлого, Тбилиси, 1962. Эт. Г.
МАРДЖАНИШВИЛИ ИМЕНИ ТЕАТР (Государственный ордена Трудового Красного
Знамени театр им. К. А. Марджанишвили) - один из ведущих драматических
театров Грузинской ССР. Осн. в 1928 в Кутаиси под назв. 2-й Гос. театр
(в 1930 переведён в Тбилиси и в 1933 ему было присвоено имя К. А.
Марджанишвили). Организаторами этого т-ра вместе с К. А. Марджанишвили
была группа его учеников, работавших в Т-ре им. Руставели и перешедших
вместе с ним в созданный им т-р в Кутаиси -В. Анджапаридзе, Т.
Чавчавадзе, У. Чхеидзе, Ш. Гамбашидзе, Д. Антадзе, Е. Донаури, А.
Жоржолиани, Т. Вах-вахишвили, А. Гвелесиани и др. К ним присоединились и
актёры старшего поколения: А. Имедашвили, Н. Гоциридзе, Е. Черкезешвили,
Ю. Зардалишвили, 3. Гомелаури, М. Сараули, Т. Абашидзе, А. Муру-сндзе,
В. Чхиквадзе и др.
Вокруг т-ра с первых дней его существования группировалась передовая
творч. интеллигенция: писатели Ш. Дадиани, П. Какабадзе, И. Гришашвили,
С. Чиковани, С. Амаглобели, Б. Жгенти, К. Каладзе, Д. Шенгелая, А.
Кутатели, Г. Бухникашвили, Г. Ба-азов; художники Д. Какабадзе, Л.
Гудиашвили, П. Охцели, Е. Ахвледиани; композиторы К. Мегвинет-Ухуцеси,
А. Баланчивадзе, Ш. Мшвелидзе и др. Используя передовые демократич.
традиции дореволюц. груз. и рус. т-ров и опыт своей работы в сов. т-ре,
К. Марджанишвили продолжал поиски героико-ро-мантич. иск-ва, созвучного
революц. современности. В Кутаиси был пост. спектакль "Уриэль Акоста"
(1929), на долгие годы сохранившийся в репертуаре т-ра - одна из лучших
пост. Марджанишвили (Уриэль - Чхеидзе, Кобахидзе, Юдифь - Анджапаридзе,
де Сантос - Имедашвили, Сараули, В. Год-зиашвили, де Сильва -
Гамбашидзе, Бен-Акиба - Жоржолиани). Марджанишвили пост. также: "В самое
сердце" Дадиани (1928, Квеженадзе - Чхеидзе), "Как это было" (1929) и
"Хатидже" Каладзе (1930, Хатид-же - Чавчавадзе); "Кваркваре Тутабери"