<< Пред.           стр. 486 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Бурмак, Богдан Сусик ("Беспокойное счастье", "Трембита" Милютина),
 Митрусь ("Холопка" Стрельникова), Аполлинарий ("Огоньки" Свиридова),
 Кошкаров ("Марк Береговик" Кацмана), Филипп, Яшка-буксир ("Вольный
 ветер", "Белая акация" Дунаевского), Свиньин ("Табачный капитан"
 Щербачёва), Бони, Наполеон ("Сильва", "Баядерка" Кальмана) и др. М.
 выступает также как режиссёр.
  Лит.: Риф И., Свердловский театр муз. комедии, Свердловск, 1959, с.
 91-98. M. Лифш.
  MAPEHKO (Магепсо), Карло (1.V.1800-20.IX. 1846) - итальянский поэт,
 драматург. Представитель романтич. направления. Писал трагедии на сюжеты
 из эпохи средневековья. Наибольшей популярностью пользовались
 "Буондельмонте и Амидеи" (1827), "Граф Уголино" (1834), "Пиа деи
 Толомеи" (1936), пост. т-ром "Реале Сарда" в Турине. Однако романтич.
 тенденции сочетаются в его драматургии с чертами классицизма (трагедия
 "Аделиса", 1836, "Реале Сарда").
  Соч.: Tragedie, v. 1-4, Torino, 1837-44. Лит.: Orlandi E.,11 teatro
 di Carlo Marenco..., Firenze, 1900. И. С.
  MAPEHKO (Marenco), Леопольде (8.XI.1831- 30.IV.1899) - итальянский
 драматург. Сын Карло M.; находился под влиянием творчества своего отца,
 а также Дж. Джакозы. Писал трагедии преим. на ср.-век. сюжеты: "Изабелла
 Орсини" (1851, труппа Дзоп-петти, Турин), "Пиккарда Донати" (1855, т-р
 "Реале Сарда", Турин) и др. В драматургии М. сказался упадок
 романтического направления в Италии. В дальнейшем он выступал как автор
 камерных пьес (по определению M.- "домашних"), затрагивающих темы семьи,
 морали: "Марчеллина" (1860, труппа К. Дондини, Турин), "Дурной пример в
 семье" (1868, т-р "Арена дель со-ле", Болонья), "Мой муж" (1883, труппа
 А. Маджи, Милан) и др. Писал также либретто опер.
  Соч.: Teatro, v. 1-11, МП., 1864-89. Ц. С.
  МАРЕЦКАЯ, Вера Петровна [р. 18(31).VII.1906]- русская советская
 актриса. Нар. арт. СССР (1949). В 1924 окончила Школу-студию при Т-ре
 им. Вахтангова. Здесь произошла встреча
  М. с Ю. А. Завадским под рук. к-рого актриса работает все последующие
 годы. В 1924-27 М. играла в студии под рук. Завадского, с 1927 - в его
 Театре-студии. Этот первый период творчества М. ознаменован острым
 интересом к характерным, гл. обр. комедийным, ролям, склонностью к внеш.
 перевоплощению. Здесь начали проявляться гл. черты творч.
 индивидуальности актрисы: использование разнообразных сценич. красок,
 широта диапазона - от гротескной характерности до тончайшей лирики,
 мастерство диалога, смелость и оригинальность сценических находок. М.
 играла и старух - мадам Соковнина ("Простая вещь" Лавренёва), фрау
 Шнютхен ("Компас" Газенклевера). Но наибольший успех принесли актрисе
 роли предприимчивой, обаятельной и циничной Глафиры ("Волки и овцы"),
 экстравагантной Бетти Дорланж ("Школа неплательщиков" Вернёя).
  Второй период творчества М.- 1936-40, когда Театр-студия под рук.
 Завадского работала в Ростове-на-Дону. В эти годы актриса обращается к
 драматич. ролям (Любовь Яровая), к нар. характерам (Лиза - "Горе от
 ума"; Марина - "На берегу Невы" Тренёва). Вершиной этого периода
 является исполнение М. роли колхозницы Соколовой в фильме "Член
 правительства"
  (1939). С этого времени М. становится актрисой-три буном, наделённой
 острым чувством современности. Актриса раскрывает поэтич. строй души
 женщины из народа. Дальнейшая судьба М. прочно связана с Т-ром им.
 Моссовета, куда вошла часть труппы т-ра под рук. Завадского после
 возвращения в Москву (1940). Здесь М. сыграла роли Мирандолины
  (1940) и Машеньки (о. п., 1941), раскрывающие два основных
 направления в творчестве актрисы: склонность к комедийным ролям,
 исполненным яркого юмора, и к ролям, передающим душевный мир чувства
 подростка. Лучшими ролями, развивавшими эти два направления, были роли
 молодых девушек, стоящих на пороге жизни: Надежды Дуровой (о. п. Кочет
 -кова и Липскерова, 1941, Гос. пр. СССР, 1942), Вари ("Встреча в
 темноте" Кнорре, 1944) и остро характерные роли: Живки ("Госпожа
 министерша" Нушича, 1946, Гос. пр. СССР, 1951), Катрин Лефёвр ("Катрин
 Лефёвр" Сарду и Моро, 1956) и др. В образах директора ткацкой фабрики
 Капитолины Солнцевой ("Рассвет над Москвой" Сурова, 1950, Гос. пр. СССР,
 1951) и партийного работника Ракитиной ("Дали неоглядные" Вирты, 1957)
 М. раскрывала характеры сов. женщин, современниц. В сценич. образах М.
 раскрывается многообразие женских судеб - русской актрисы Кручининой
 (1948), дочери дельца Маргарет Чалмерс ("Кража" Лондона, 1954),
 затравленной воинствующим мещанством американского города Леди ("Орфей
 спускается в ад" Уильямса). В 1962 М. сыграла роль Мюкелины-Лизистраты в
 пьесе Хикмета и Комиссаржевского "Бунт женщин".
  В этой работе актрисы преобладает лиризм, но в то же время она
 сохраняет черты яркой характерности.
  С 1925 M. снимается в кино - Прасковья Лукьянова (0на защищает
 Родину", Гос. пр. СССР, 1946), Варвара Васильевна (Сельская
 учительница", Гос. пр. СССР, 1948) и др.
  Лит.: Бояджиев Г.,В. П. Марецкая, М., 1954.
  3. Вл. МАРЕШАЛЬ (Marechal), Пьер Сильвен (15.VIII. 1750 - 18.1.1803)
 - французский писатель, поэт, драматург, политич. деятель. С 1770 писал
 поэмы, стихи, трактаты, статьи, направленные против религии, монархии,
 дворянства, богачей. В период подъёма франц. бурж. революции конца 18 в.
 участвовал в организации массовых зрелищ, сочинял для них гимны, написал
 либретто атеистич. спектакля "Празднество Разума" (1793, т-р "Опера
 насьональ"). В историю т-ра вошёл пьесой "Страшный суд над королями"
 (1793, "Т-р Республики", Париж), где созданы: возвышенный образ
 санкюлотов осн. стран Европы, положительные образы старца-руссоиста,
 сосланного королём, его учеников - свободолюбивых туземцев. Этим
 персонажам резко противопоставлены гротескные фигуры монархов (в т. ч.
 Екатерины II), обвиняемых в деспотизме и разл. преступлениях. Революц.
 патетика сочетается в пьесе с элементами фарса, историко-политич. и нац.
 конкретность - с нарочитой обобщённостью. В 1793-94 "Страшный суд над
 королями" с большим успехом ставился также в провинции, в 1936, во время
 борьбы Нар. фронта,- в парижском рабочем клубе, по радио.
  Соч.: Le jugement dernier des rois, в кн.: Theatre de la
 Revolution..., P., 1877; в рус. пер,- Страшный суд над королями, в кн.:
 Избр. атеистич. произведения, М., 1958.
  Лит.: Великовский С., Поэты франц. революций 1789-1848 гг., М., 1963;
 Державин К. Н., Театр франц. революции, Л.-М., 1937; D'E s t г e e P.,
 Le theatre sous la terreur (Theatre de la peur), P., 1913; D o m m a
 n-get M., Sylvain Marechal..., P., 1950. f/, Щр.
  МАРЖАК (Marak), Отакар (5.1.1872-2.VII.1939)- чешский артист оперы
 (тенор). Артистич. деятельность начал в 1899 в Нац. т-ре Брно. В 1901-03
 пел в Венской опере под рук. Г. Малера. В 1903-34 - солист Нац. т-ра в
 Праге. Выступал в Вене, Берлине, Париже, Лондоне, Гамбурге, Чикаго. С
 успехом исполнял лирич. и драматич. партии.
  Партии: Далибор, Еник, Ладислав ("Далибор", "Проданная невеста", "Две
 вдовы" Сметаны), Ленский, Вертер, Хозе, Канио, Альфред, Рудольф,
 Тангейзер и др.
  Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery narodniho divadla, dl 1-2, Praha,
 1949. Л.Ф. Л.
  МАРИ НВАРД (1853-85) - армянская актриса. Род. в Константинополе.
 Театр, деятельность начала в труппе антрепренёра Т. Фасуладжяна,
 принимала участие в гастрольных спектаклях этой труппы в Новой
 Нахичевани (Ростов-на-До-ну). Возвратившись на родину, играла в сезоне
 1872- 1873 в труппе антрепренёра П. Магакяна, после чего была принята в
 театр. труппу А. Вардовяна и стала одной из выдающихся актрис этого
 т-ра. После рус.-тур. войны, когда в Константинополе были запрещены
 спектакли на арм. яз., М. Н. вместе с др. актёрами переехала в Россию. В
 сезоне 1881-82 играла в тифлисском арм. т-ре. Особым успехом
 пользовалась в драматич. ролях.
  Роли: Маркрит ("Хатабала" Сундукяна), Софья ("Горе от ума"), Агафья
 Тихоновна ("Женитьба") и др. Коронной ролью М. Н., исполнением к-рой она
 приобрела славу ещё в Константинополе, была роль Маргариты Готье в пьесе
 А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Г. Т.-С.
  МАРИАНИ (Mariani), Анджело (12.Х.1821- 13.VI.1873) - итальянский
 дирижёр. Учился в фи-лармонич. школе в Равенне и в Болонском муз. лицее
 у Дж. Россини. Как оперный дирижёр впервые выступил в 1843 в
 Баньякавалло и Мессине ("Сафо" Пачи-ни). Дирижировал в Милане,
 Копенгагене. Принимал участие в войне за независимость Италии. В
 18521873 - дирижёр т-ра "Карло Феличе" в Генуе. Одновременно выступал в
 др. городах Италии.
  М. был романтич. дирижёром, его темпераментная интерпретация оперных
 произведений - эффектная, ярко индивидуальная, не всегда соответствовала
 авторским указаниям. Исполнял гл. обр. произв. Верди и Вагнера: "Луиза
 Миллер", "Бал-маскарад", "Дон Карлос" (1867, первая пост. в Италии -
 Болонья, т-р "Комунале"), "Эрнани", "Сила судьбы"; "Лоэн-грин" (1871,
 первая пост. в Италии, Болонья, т-р "Комунале"), "Тангейзер" (1872,
 первая пост. в Италии, там же), а также оперы Ш. Гуно, Ф. Галеви, Ф.
 Обера, А. Тома, Дж, Мейербера, Ф. Фаччо и др. Лит.: Mantovani Т., A.
 Mariani, Roma, 1921;
  Zoppi U., Verdi, Mariani e la Stolz, Mil., 1947. Ce. Г.
  МАРИВО (Marivaux), Карле де Шамблен (Carici de'Chamblain), Пьер
 (4.II.1688-12.II.1763) - французский писатель, драматург. Чл. Франц.
 академии (с 1742). Род. в семье королевского чиновника. Изучал право. В
 творчестве М. сказалось воздействие идей англ. просветителей, стремление
 найти компромисс между дворянством и буржуазией. В романах М. отчётливо
 проявились морализирующие тенденции.
  Как драматург М. испытал влияние драматургии Мольера и его
 последователей, а также воздействие творчества Расина. В своих пьесах М.
 широко использовал приёмы итал. комедии дель арте. Ранняя пьеса М.
 "Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут" (1706,
 Лимож - 1708; написана в подражание Мольеру. С 1720 М. постоянно
 сотрудничал с итал. труппой Л. Риккобони, выступавшей в помещении
 парижского т-ра "Комеди Итальенн" и поставившей мн. комедии М. В 20-30-е
 гг. М. написал любовно-психологич. комедии о "нечаянностях" и
 "превратностях" любви: "Арлекин, воспитанный любовью" (1720), "Сюрприз
 любви" (1722), "Двойное непостоянство" (1723), "Мнимая служанка, или
 Наказанный плут" (1724), "Игра любви и случая" (1730) (все пост. в т-ре
 "Комеди Итальенн"). Сохраняя тра-диц. маски и сюжетные положения комедии
 дель арте, М. сосредоточивал внимание на любовных переживаниях тонко
 чувствующих аристократов. В комедиях "Остров рабов",
 "Крестьянин-наследник" (обе в 1725" "Комеди Итальенн"), "Триумф Плутона"
 (1728, там же) и др. нашли выражение просветительские идеи, интерес к
 социальной проблематике. В 30-е гг. М. написал пьесы, получившие
 наибольшую известность: психо-логич. комедии - "Торжество любви" (1732,
 "Комеди Франсез"), "Счастливая уловка" (1733, "Комеди Итальенн"),
 "Ложные признания" (1737, там же), "комедия нравов"-"Исправленный
 щеголь" (1734, "Комеди Франсез"), "комедия интриги"-"Ошибка" (1734,
 "Комеди Итальенн") и др. Пьесы "Школа матерел", "Мать-наперсница",
 "Нечаянная радость" (1732, 1735, 1738, "Комеди Итальенн") проникнуты
 моралистич. тенденциями. В 40-50-х гг. 18 в. М. написал ещё несколько
 пьес, но они значительно слабее его произв. 20-30-х гг.
  M. способствовал освобождению франц. драматургии от классицистскпх
 канонов, он создал новый театр. жанр, близкий итал. нар. комедии и
 использующий нек-рые приёмы франц. ярмарочного т-ра, внёс во франц.
 драматургию изящество, лёгкость, лиризм в построении сюжета, поэтичность
 в трактовке любовной темы, создал особый стиль диалога (т. н.
 мариво-даж), выдержанный в духе салонной болтовни, исполненной тонкого
 остроумия, изысканности. В пьесах М. играли: Дж. Р. Ееноцци (Сильвия),
 А. Данже-виль, А. Лекуврёр, П. Л. Превиль, М. Ж. Фавар, Л. Конта, Марс,
 Ж. Арну-Плесси, Сара Бернар и др. Среди совр. пост. пьес М. выделяются:
 "Ложные признания" (1946, труппа М. Рено - Ж. Л. Барро), "Торжество
 любви", "Счастливая уловка" (1955, 1959, Нац. нар. т-р). В России
 произв. М. были популярны в конце 18 - 1-й пол. 19 вв. Их переводили В.
 И. Лу-кин, А. А. Корсаков, П. А. Катенин и др. В пьесах М. играли А. Е.
 Асенкова, И. И. Сосницкий, А. М. Каратыгина. В сов. т-ре ставилась
 комедия "Игра любви и случая" (1945, Белгород; 1961, Уфа).
  Соч.: Theatre complet, t. 1-2, P., 1946; Theatre de Marivaux, t. 1-2,
 P., [1956]; Comedies. (Предисл. и ком-мент. Л. Потёмкиной), Moscou,
 1961; в рус. пер.- Комедии, М., 1961.
  Лит.: Л е с с и н г Г., Гамбургская драматургия, M.- Л., 1936;
 История франц. литературы, т. 1, M.-Л., 1946;
  История зап.-европ. театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2,
 М., 1957; D'A 1 е m b е г t .T., Eloge de Marivaux, в его кн.: Oeuvres,
 v. III, P., 1821, с. 577-601; L а г-г о u m е t G., Marivaux, sa vie et
 ses oeuvres, P., 1882;
  Deschamps G., Marivaux. P., 1897; A r 1 a n d M., Marivaux, P.,
 [1950]; D u r r y M. J., A propos de Marivaux, P., 1960. A. Mux.
  МАРИЙНСКИЙ ТЕАТР - см. Ленинградский государственный академический
 театр оперы, и балета имени С. М. Кирова.
  МАРИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До Октябрьской революции марийский
 народ не имел своего т-ра, хотя нек-рые нар. обряды (поминальные,
 свадебные) содержали зрелищные элементы, а в новогодний праздник "Васлий
 мочор" разыгрывались сатирич. представления, в к-рых высмеивались попы,
 колдуны, волостные власти. Существовал и кукольный т-р, сходный с рус.
 Петрушкой.
  Драматич. произв. на марийском яз. появились в годы предреволюц.
 подъёма. Первый марийский драматург - сельский учитель,
 просветитель-демократ Микай (М. С. Герасимов). Поставленная учениками
 Микая в зимние каникулы 1910 его пьеса "Суд" - единственный известный
 дореволюц. спектакль на марийском яз. В 1912 написана пьеса С. Г.
 Чавайна "Дикая утка", высмеивавшая старшину и волостного писаря. Ни одна
 марийская пьеса, написанная до революции, не была напечатана.
  В сов. время возникало множество самодеят. драм. кружков, на основе
 одного из них в 1919 решением Казанского губкома РКП(б) был создан
 "Первый советский передвижной т-р народа мари" (Краснокок-шайск, ныне
 Йошкар-Ола). Организаторами т-ра были учителя, сами писавшие пьесы: И.
 Т. Беляев (Йыван Ошламучаш), А. Д. Белков (Арпик) и др.
  В 1918-21 на марийском яз. был написан ряд пьес:
  "Жизнь наизнанку" И. Беляева и А. Белкова, "Из-за закона", "Пастушок
 Гриша" И. Борисова, "Кто виноват" В. Мухина, "Ворожея" К. Глезданова и
 др. Многие пьесы рассказывали о тяжелой жизни крестьян при царизме, о
 горькой доле женщины, вреде пьянства, религии и т. п. Спектакли были
 насыщены песенным фольклором, нар. танцами, они показывали деревенские
 обычаи и обряды, но большинство спектаклей отличалось мелодраматизмом,
 детальным изображением быта, характеры в них были обрисованы схематично.
  Не имея пост. помещения, т-р круглый год разъезжал по районам,
 выступал в клубах, школах, сараях, иногда давал спектакли под открытым
 небом. На местах коллектив проводил агитмассовую работу. В 1920
 обслуживал части Красной Армии, воевавшие с Колчаком. Первоначально
 труппа носила полулюбительский характер. Среди первых актёров мари - У.
 В. Бабушкина, А. Саскап, А. Н. Роди-нова, А. Г. Страусова, Т. И.
 Соколов, П. С. То:1де-мар. В 1921 в т-р пришли Н. А. Смирнов, А. В.
 Савинов (С. Эчай), активное участие в работе т-ра принимал А. А. Янаев.
  В 20-х гг. большое место в репертуаре т-ра занимали пьесы С. Чавайна
 ("Автономия", "Солнце восходит"). Крупнейшими марийскими драматургами
 стали А. Ф. Конаков и М. Шкетан, творчество к-рых отразило влияние рус.
 классич. лит-ры. Лучшая драма Конакова "Буран" сходна с "Грозой"
 Островского. Произв. Шкетана созданы под непосредств. воздействием М.
 Горького. Эти драматурги затрагивали в своих пьесах значит, обществ,
 темы. Пьесы Кона-кога "Сиротка" и "Ику" рисуют тяжёлую жизнь народа мари
 под гнётом царизма, пьесы "Инспектор" и "Навстречу жизни" посв.
 современности. М. Шкетан в пьесах "Эх, родители!", "Лишний", "Бешеный"
 бичует старый деревенский уклад, мещанство. Шкетан непосредственно
 участвовал в формировании нац. т-ра как актёр и режиссёр. В лучшей своей
 пьесе - трагедии "Сардай", сходной по теме с пьесой "Егор Булычев и
 другие", он играл центр, роль.
  Развитие молодого коллектива тормозилось отсутствием опытного
 руководства, постоянной сменой режиссёров. В 1927 передвижной коллектив
 был расформирован, часть состава направлена в организованную в том же
 году студию. В 1929 студия преобразована в Марийский гос. т-р (ныне
 Театр им. М. Шкетана). Большое значение в организации студии и т-ра
 имела деятельность Н. И. Календера, воспитавшего первое поколение мар.
 актёров. В 1930 в Йошкар-Оле создан театр. техникум. Группа молодёжи
 училась также в Москве в ЦЕТЕТИСе.
  Первый режиссёр мари - А. И. Егоров (Майук), окончил ЦЕТЕТИС в 1935.
 В 1934-38 в т-р пришли А. Т. Тихонова, Н. А. Конакова, С. И. Савельев,
 И. Т. Якаев. В конце 30-х гг. в труппу т-ра влились также б.
 воспитанники муз.-драм. уч-ща им. Палантая - В. Мазикова, М. Михайлова,
 И. Россыгин и др.
  Т-р гастролировал по республике и в Казани, Чебоксарах, Горьком. Были
 пост. спектакли: "Гроза", "Женитьба", "Власть тьмы"; "Ярость" Яновского,
 "Любовь Яровая"; "Слава" Гусева, "Как закалялась сталь" и др. Из нац.
 драматургии большим успехом пользовались пьесы С. Г. Чавайна: драма
 "Пасека" и историч. трагедия "Акпатыр" об участии марийского народа в
 Крестьянской войне под рук. Пугачёва (пост. Н. Д. Станиславского). В
 конце 30-х гг. начал свою творч. деятельность марийский драматург С. Н.
 Николаев. Его муз. комедия "Салика" выдержала сотни представлений и
 сохраняется в репертуаре до сих пор. Театр ставил пьесы Николаева ("Год
 18-й" о прошлом народа мари, комедию "Новые плоды" о совр. марийской
 деревне), Шкетана ("Урожай"), классич. драматургию ("Коварство и
 любовь", "Мещане", "На дне"). В спектаклях широко использовался
 марийский муз. фольклор ("Воды текут" Николаева, муз. К. Смирнова и В.
 Миронова). В годы войны были пост. патриотич. спектакли ("Девушка в
 шинели" Николаева и др.). В 40-х ту, в репертуар вошли пьесы драматурга
 Н. М. Арбана - муз. комедии "Летняя ночь", "Новые песни". Этапными
 спектаклями в истории М. т. ид. стали спектакли "Янлык Пасэт" Арбана,
 историч. драма "Асан и Кансыл" И. Смирнова, совр. жизнь республики
 показал спектакль "В родном селе" А. Волкова. В нач. 50-х гг. пост. муз.
 драма Николаева "Айвика" (муз. К. Смирнова), разработку совр. тем
 продолжил спектакль "Ксения" Волкова. Т1? ставил классику - "Комедию
 ошибок" Шекспира,
  "Бедность не порок" и др. В 1962 пост. "Семья" Попова (образ В. И.
 Ленина создал нар. арт. Мар. АССР С. И. Кузьминых), в 1963 - первая
 марийская опера "Акпатыр" на сюжет одноимённой драмы С. Г. Чавайна (муз,
 Э. Сапаева). Ставятся пьесы молодых драматургов: "У чёртова оврага",
 "Два брата" Н. Рыбакова, "На жизненном пути" К. Коршунова и др.
  Среди ведущих деятелей марийского т-ра: засл. деят. иск-в РСФСР С.
 Иванов (гл. реж. т-ра с 1957) : нар. арт. Мар. АССР Т. Г. Григорьев, С.
 И. Кузьминых, А. Т. Тихонова, И. Т. Якаев; засл. арт. РСФСР А. Г.
 Страусова; засл. арт. Мар. АССР В. К. Мазикова, М. М. Михайлова, Г. М.
 Пушкин, А. А. Кудрявцев, И. М. Матвеев.
  Кроме Марийского гос. т-ра им. М. Шкетана, в республике работали нац.
 колх. передвижные т-ры в г. Козьмодемьянске (орг. 1933), Сернуре, Н.
 Торьяле, Морках и др. Работает рус. драм. т-р (Йошкар-Ола). В 1960-х гг.
 созданы нар. т-ры-в с. Морки и в Козьмодемьянске.
  Лит.: Сергеев Л., Под одной крышей, "Театр", 1962, ј10; Гурьев Г., На
 спектаклях Марийского театра. "Театр", 1951, ј 10; К р ы ж и ц к и и Г.,
 Устами Нила и Сатина, "Театральная жизнь", 1962, .ј2; КрыжицкийГ.,
 Калашников М., Марий театр (1919-19 49), "Марий альманах", ј25,

<< Пред.           стр. 486 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу