<< Пред.           стр. 492 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 текст. Исполнителями М. были как любители, так и актёры-профессионалы.
 Сюжеты М. носили обычно мифологич. или пасто-ралыю-аллегорич. характер.
 Лит. текст М. получил самостоятельное художеств. значение у Б. Джонсона.
 Для жанра М. писал поэт Ф. Сидней, позднее драматурги Ф. Бомонт, Дж.
 Чапмен, У. Давенант и др. Наибольшую содержательность жанру М. придал
 Дж. Милътон, привнёсший в него элементы пуританской морали и эстетики
 ("Комус"), Однако в целом этот жанр характеризовался преобладанием
 зрелищной стороны. М. всегда отличались сложностью деко-рац. оформления,
 тщательной разработкой сценич. эффектов, богатыми костюмами и
 декорациями (художники-декораторы И. Джонс, К. де Серви, Дж. Уэбб).
 Постановочные принципы М. были позднее использованы в англ.
 оперно-балетных спектаклях и пантомимах. Как муз. форма М. получили
 разработку в творчестве композиторов Т. Кампиона, Г. Лоуэса ("Триумф
 мира", 1634) и др. Одна из масок Кампиона (1613) написана как мелодрама
 (декламация под музыку). Переход к использованию речитативного стиля был
 сделан Н. Ланьиром в музыке к М. "Влюблённые в человеческом облике" Б.
 Джонсона (1617). К сер. 18 в. М. подготовили рождение англ. оперы.
  Лит.: Грубер Р. И., Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1960, с.
 447-454; Б о я н у с С. К., Внешний обиход придворного театра времен
 королевы Елизаветы, "Ежегодник Петрогр. гос. театров". Сезон 1918-1919,
 П., 1920;
  D e n t E. J , Foundations of English opera. A study of musical drama
 in England during the 17 century, Camb., 1928;
  R e у h e r P., Les masques anglais, P., 1909; H a a s R., Die Musik
 des Barocks, Potsdam, 1932; Brotanek R., Die englischen Maskenspiele, W.
 - Lpz., 1902; С a m p i o n Th., Masque in honour of the marriage of
 Lord Hayes ed G E. P. Arkwright, L., 1889.
  "МАСКИ" - русский ежемесячный журнал. Выходил в Москве посезонно в
 1912-15. Всего вышло 17 номеров (из них два сдвоенных). Ред. Ал. Н.
 Вознесенский и М. В. Орлов, издатель - М. В. Орлов, с 4-го номера
 1912-13- редактор-издатель Ал. Н. Вознесенский. Подзаголовок журнала
 менялся: первоначально - ежемесячник иск-в и т-ра, с 7-8 номера 1912-13
 - ежемесячный журн., посвящённый иск-ву т-ра, с 1-го номера 1914-15 -
 "Альманах", посвящённый иск-ву т-ра и музыки. В 1913- 1914 журн. имел
 приложение: "Театральный альманах журнала Маски".
  В "М." публиковались статьи по вопросам драматургии, т-ра, музыки,
 танца, критич. статьи и рецензии; информационные обзоры наиболее
 примечат событий иск-ва в Москве, Петербурге, провинции России и за
 границей; театр. летопись. Д fJJ
  МАСЛЕННИКОВА, Ирина Ивановна (р. 3.VI 1918)-' русская советская
 артистка оперы (лирико-колора-турное сопрано). Народная арт. РСФСР
 (1957). В 1943 окончила Киевскую консерваторию. В 1943-60- в Большом
 театре (дебют-в партии Джиль-ды). Голос М. красивого и мягкого тембра,
 её пение отличается лёгкостью, безупречной чистотой интонации. Партии:
 Снегурочка;
  Волхова ("Садко"), Ан-тонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Марфа,
 Виолетта, Розина; Манон, (о. п. Массне), Джульетта ("Ромео и Джульетта"
 Гуно), Лакме; Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Церлина ("Дон Жуан"),
 Марселина ("Фиделио" Бетховена), Зофья ("Галька" Моню-шко), Кланя ("От
 всего сердца" Жуковского), Дуня ("Морозко" Кра-сева) и др.
  С 1956 М. ведёт педаго-гич. работу в ГИТИСе.
  Лит.: Полякова Л., Жизнерадостный талант, "Советское искусство",
 1951, 27 февраля; Большой театр СССР, М., 1958.
  МАСЛЕННИКОВА, Леокадия Игнатьевна (род. 8. III. 1918) - русская
 советская артистка оперы (лирико-драмати-ческое сопрано). Нар. арт.
 РСФСР (1961). В 1944 -дебют в Т-ре оперы и балета им. Шевченко в партии
 Оксаны ("Запорожец за Дунаем"). В 1945 окончила Киев. консерваторию. С
 1946- солистка Большого т-ра. М. обладает красивым и сильным голосом,
 пренесходной дикцией, тонко владеет иск-вом фразировки.
  Партии: Татьяна; Иоланта (о. п. Чайковского), Панночка ("Майская
 ночь"), Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Ма-женка ("Проданная невеста";
 Гос. пр. СССР, 1949), Маргарита ("Фауст"), Сашенька ("Мать" Хренникова)
 и др. Ведёт концертную деятельность.
  Лит.: Большой театр СССР, М., 1958. МАСЛбВСЕАЯ, Софья Дмитриевна
 (1883-1953) - русский советский режиссёр оперы и педагог. Засл. арт.
 РСФСР (1931). В 1912 окончила драм. отделение Петерб. театр. уч-ща.
 Пению обучалась в Петерб. консерватории. Там же в 1914 возглавила
 оперный класс. Была одним из организаторов оперной студии при Ленингр.
 консерватории (1923). В 1935-38 реж., в 1938-41 гл. реж. Харьковского
 т-ра оперы и балета. ' В 1939 основала оперную студию при Харьковской
 консерватории (рук. до 1941). В 1943-49 вновь работала в оперной студии
 Ленингр. консерватории. Среди учеников М.: С. П. Преображенская, Л. А.
 Яро-шенко, А. Ю. Модестов, А. Ф. Маньковская, Б. Р. Гмыря, В. Н.
 Давыдова, А. Б. Даниэлян, реж. Э. И. Каплан, Н. И. Васильев и др.
  Пост.: Ленингр. т-р оперы и балета - "Фенелла" ("Немая из Портичи")
 Обера (1918, совм. с Мейерхольдом); Ленингр. Малый оперный т-р - "Кащей
 бессмертный" Рим-ского-Корсакова (1919, совм. с Ершовым); Харьковский
 т-р оперы и балета - "Пиковая дама" (1937), "Князь Игорь" (1939),
 "Травиата" (1937); "Броненосец Потёмкин" Чишко (1938), "В бурю"
 Хренникова (1939); Свердловский т-р оперы и балета - "Евгений Онегин"
 (1934); Горьковский т-р оперы и балета -"Царская невеста" (1936), и др.
  Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962. . Л.
 Ив.
  МАСЛЮКОВЫ - советские артисты цирка; акробаты, прыгуны, муз.
 эксцентрики.
  Семён Иванович - один из выдающихся представителей рус. дореволюц.
 цирка; акробат, прыгун, буффонадный клоун. Его сыновья:
  Александр Семёнович (р. 1911) - акробат и муз. эксцентрик
 (исполнитель на концертино). С 1941 выступает на эстраде
 (Ленгосэстрада); Леонид Семёнович (р. 1913). Засл. арт. РСФСР (1961) -
 акробат, педагог, режиссёр цирковых и эстрадных номеров. В 1941 создал с
 Г. Птициной номер партерных акробатов, с к-рым выступает на эстраде;
 Дмитрий Семёнович (1916-40)- акробат, эксцентрик, впервые в сов. цирке
 исполнил двойное сальто-мортале - замечательное достижение в области
 прыжковой акробатики. Б р. Маслю-ковы Леонид и Александр начали работать
 вдвоём (акробатич. номер) в 1919. В 1926-40 работали втроём с Дмитрием в
 номере акробаты-прыгуны. 3. Г.
  МАСС, Владимир Захарович [р. 6(18). II'. 1896] - русский советский
 драматург, поэт. В 1915-18 учился в Моск. ун-те на филологич. ф-те.
 Совм. с Н. М. Форег-гером участвовал в организации т-ра-студии
 "Маст-фор) (1920), где были пост. первые пьесы М. "Хорошее отношение к
 лошадям" (1921), "Гарантия Гента" (1922) - буффонады на злободневные
 темы. В последующие годы написал ряд пьес для т-ра Сатиры, "Синей
 блузы". В 1939-41 был художеств. руководителем Горьковского т-ра, пост.
 "На дне", свой водевиль "Сады цветут" и др. С 1944 в творч. содружестве
 с М. Червинским писал комедии "Где-то в Москве" (1944, Моск. т-р
 Миниатюр), "О друзьях, товарищах" (1947, Ленингр. т-р Комедии), либретто
 к опереттам "Трембита", "Самое заветное", "Белая акация", "Москва,
 Черёмушки", большое количество скетчей, конферансов для эстрады. Совм. с
 Н. Р. Эрд-манем был автором сценария фильма "Весёлые ребята" и др.
  Соч.: Добрый вечер!, М., 1959 (совм. с М. Червинским).
  Лит.: Александров П., Фореггер и Масс, "Эрмитаж", 19 22,.ј5;
 ФроловВ., Авторы маленьких комедий, Искусство эстрады, 1962, ј 4; М а л
 ю г и н Л., О смешном и серьезном, "Театр", 1946, .ј 3-4; БродскийЯ.,
 Драматург-живописец,"Театральная жизнь", 1960, .ј17. М.Лифш.
  МАССАЛИТИНОВ, Николай Осипович (24. II. 1880-22. III. 1961) - русский
 и болгарский театральный деятель, актёр, режиссёр, педагог. Нар. арт.
 НРБ (1948). Брат В. О. Массалитиновой. В 1907 окончил школу Малого т-ра
 по классу А. А. Федотова. В 1907-19 - актёр МХТ. Роли: Скалозуб ("Горе
 от ума"), Городулин ("На всякого мудреца довольно простоты"), Ислаев,
 Станицын ("Месяц в деревне", "Где тонко, там и рвётся" Тургенева),
 Лопахин, Солёный, Войницкий ("Вишнёвый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня")
 и др. В 1913-16 руководил (совм. с Н. Г. Александровым и Н. А.
 Подгорным) частной школой драм. иск-ва, послужившей основанием 2-й
 Студии МХТ. С 1925 жил и работал в Болгарии. На болг. сцене играл роли:
  Тартюфа, Фамусова; Маттиаса Клаузена ("Перед заходом солнца"
 Гауптмана), Леона ("Борьба продолжается" Кюлявкова). В 1926 возглавил
 школу-студию при Нар. т-ре в Софии (с 1954 - Высш. ин-т театр. иск-ва).
 М. воспитал неск. поколений мастеров болгарской сцены: В. Трандафилов,
 Я. Димов, М. Попова, П. Герганова, 3. Йорданова, Н. Буюклиева, Б.
 Ганчев, К. Кисимов, О. Кирчева, С. Савов, Б. Борозанов и др. В 1925-44
 был гл. реж., затем режиссёром софийского Нар. театра. Одним из первых
 М. начал ставить в Болгарии пьесы сов. драматургов:
  "Квадратура круга" Катаева (1931), "Платон Кречет" (1940), "Макар
 Дубрава" (1949) Корнейчука, "Чужая тень" Симонова (1952). Школой
 мастерства для болг. актёров явились осуществлённые М. пост. рус.
 классич. драматургии: "Горе от ума" (1930), "Бедность не порок" (1932),
 "На дне" (1932), "Бесприданница" (1937), "Враги" (1944), "Три сестры"
 (1953), "Таланты и поклонники" (1955), произв. зап. классики. Восприняв
 традиции болг. т-ра, М. осуществил пост. пьес: "Над пропастью",
 "Престол" (1934), "Под игом" (1952, совм. с Б. Дановским) Вазова,
 "Борьба продолжается" Кюлявкова (1945), "Иванко" Друмева (1936),
 "Албена"
  (1928), "Боряна" (1928), "Миллионер" (1930), "Обыкновенный человек"
 (1936) Исакова, "Золотая копь" (1926), "Големанов" (1928), "Колдун"
 (1933) Костова, "Мастера" Стоянова (1927), "Колокол св. Климента" Оярова
  (1929), "Узел" Немирова (1936), "Татарский хан" (1940), "Калин Орел"
 (1941) Икономова (все в софийском Нар. т-ре), ставил спектакли и в др.
 т-рах Софии (Т-р им. Киркова, Т-р молодёжи), в т-ре г. Димитрове и др.
  М. помог болг. т-ру найти выход из творч. кризиса, преодолеть
 формалистич. и модернистские влияния. Его деятельность способствовала
 утверждению реализма на болг. сцене, освоению болг. актёрами творч.
 принципов М ХАТ, системы Станиславского. Димитр. пр. (1950, за пост.
 спектаклей "Враги", 1944;
  "Московский характер" Софронова, "Царская милость" К. Зидарова,
 1948).
  Дочь М.-Таня М. (р. 2. IX. 1922) - болгарская актриса. С 1946 -
 актриса софийского Нар. т-ра. Роли: Елизавета ("У подножья Витоши"
 Яворова), Ольга ("Годы странствий" Арбузова), Людмила ("Васса
 Железнова"), Ирина ("Три сестры") и др. Димитр. пр. (1950).
  Лит.: Державин К., Болгарский театр. Очерк истории, М.-Л., 1950, с.
 299-302; Гочев Г., Николай Осипович Масалитинов като режисьор, педагог и
 артист, "Септември", 1948, .ј4, с. 144-47; Темелков А., Н. 0.
 Масалитинов и българският театър, "Театър", 1955, ј 3, с. З-7; Тихова
 И., Николай Осипович Масалитинов, там же, с. 12-22. Цд
  МАССАЛИТИНОВА, Варвара Осиповна [17(29).*VIL 1878 - 20. Х. 1945] -
 русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1933). Творч. деятельность
 начала в любит, кружке в Томске, где определилась её склонность к
 исполнению характерных ролей пожилых женщин. В 1901 М. окончила драм.
 курсы при Моск. театр. уч-ще (педагог А. П. Ленский) и была принята в
 Малый т-р. Основу её репертуара составила рус. классика, в ней наиболее
 полно раскрылось дарование актрисы. Первые роли сыграла на сцене Нового
 т-ра (организованного Ленским как филиал Малого т-ра). Роль Коробочки
 ("Мёртвые души" по Гоголю, 1902) принесла актрисе большой успех. На
 основной сцене Малого т-ра М. сыграла унтер-офицерскую вдову ("Ревизор",
 1903), Мерчут-кину ("Юбилей" . Чехова, 1904). Играла во мн. пьесах
 Островского, шедших в Малом т-ре: Ульяна, Жигулина, Сумасшедшая барыня,
 Фелицата ("Воевода", 1904, "Грех да беда на кого не. живёт", 1910,
 "Гроза", 1911, "Правда хорошо, а счастье лучше", 1913). К своим лучшим
 ролям Мане-фы ("На всякого мудреца довольно простоты", 1905.) и
 Кукушкиной ("Доходное место", 1911) возвращалась в течение всей творч.
 жизни. Талант М. особенно раскрылся в сов. время. В 1919-21 М. работала
 в Гос. показательном т-ре, где сыграла Марту ("Разбитый кувшин" Клейста)
 и др. В 1922 М. вернулась в Малый т-р, где работала до 1945. Характерная
 актриса, М. выделялась яркостью индивидуальности, бурным темпераментом,
 сочностью и колоритностью красок, остротой сатиры, искусством типизации.
 М. умела социально чётко истолковать образ, сделать его крупным,
 значительным. Актриса прежде всего искала психологич. основу роли -
 пластич. рисунок рождался у неё чаще всего непроизвольно. В ролях
 Простаковой ("Недоросль", 1923), Кукушкиной (1926), Манефы (1935),
 Звездинцевой ("Плоды просвещения", 1932), Ненилы Сидоров ны ("В чужом
 пиру похмелье" по Островскому, 1934), Брандахлыстовои ("Смерть
 Тарелкина" Сухово-Кобылина, 1936), Хлёсто-вой ("Горе от ума", 1938) М.
 поражала силой са-тирич. дарования, глубиной социального раскрытия
 образов, их масштабностью. Так, первоначально играя Кукушкину, М.
 подчёркивала её ловкость и пронырливость, впоследствии этот образ вырос
 в олицетворение мрачной силы мещанства, в образе Манефы главным стало
 зловещее мракобесие. В ролях Гур-мыжской (1922), Звездинцевой и
 Хлёстовой М. выражала сущность помещиц-крепостниц. При всей остроте
 рисунка игра М., основанная на жизненных наблюдениях, оставалась всегда
 реалистической, мощное дарование М. было глубоко народным. М. тонко
 чувствовала стиль автора. Обладая голосом широкого диапазона, М. искала
 (по её выражению) для каждого образа "иную музыкальную речевую
 структуру". М. владела безукоризненно рус. речью и знанием быта.
 Положит, образы М. насыщены жизнеутверждающей силой, радостным
 восприятием жизни проникнут был образ Остаевой ("Волк" Леонова, 1939).
 Последняя работа актрисы - вдохновенный образ рус. патриотки Демидьевны
 ("Нашествие", 1943).
  M. снималась в кино - Кабаниха ("Гроза"), мать Василия Буслая
 ("Александр Невский"), бабушка Акулина Ивановна ("Детство Горького", "В
 людях";
  Гос. пр. СССР, 1941) и др.
  Др. роли: Шумилова ("Просители" Салтыкова-Щедрина, 1908), графиня
 Хрюмина ("Горе от ума", 1911), кухарка ("Плоды просвещения", 1918),
 Бобылиха ("Снегурочка", 1922), Балканиха ("Растеряева улица" Нарокова по
 Гл. Успенскому, 1929), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1941) и др.
  Лит.: Актеры и режиссеры. "Театральная Россия", М., 1928
 (автобиография); Афанасьев В., В. О. Массали-"тинова, М., 1951; Смирнова
 Н. А., Воспоминания, М., 1947; Нароков М. С., Биография моего поколения,
 М., 1956; Луначарская-Розенель Н. А., Память сердца. Воспоминания, М.,
 1962. E. Фил.
  МАССАЛЬСКИЙ, Павел Владимирович [р. 22. VIII (4. IX). 1904] - русский
 советский актёр. Нар. арт. СССР (1963). В 1922-24 учился в студии под
 рук. Ю. А. Завадского. В 1925 был принят в труппу МХАТа (первая роль -
 князь Дмитрий Шуйский - "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого).
 Артистич. индивидуальность М. характеризуется органич. обаянием,
 богатством красок и значительной широтой диапазона творчества. Наряду с
 драм. ролями Вронского ("Анна Каренина", 1938), Тузенбаха ("Три сестры",
 1941), Гарри Смита ("Русский вопрос", 1947), Лейстера ("Мария Стюарт",
 1957) М. с юмором и выразительной характерностью играет роли Джингля
 ("Пиквикский клуб" по Диккенсу, 1934), Молчалина (1938), Барона (1939);
  Вово ("Плоды просвещения", 1951) и др. Тонко передавая стиль эпохи и
 автора, М. с особым успехом исполняет роли героев классич. и совр.
 зарубежной драматургии. Комедийной лёгкостью отмечен его граф Альмавива
 ("Безумный день, или Женитьба Фигаро", 1938), блестящей законченностью
 формы - лорд Горинг ("Идеальный муж" Уайльда, 1945) и Чарльз Сэрфес
 ("Школа злословия" Шеридана, 1940), социальной остротой - Николае
  Динери ("Осенний сад" Хелман, 1956) и Вокэн ("Убийца" И. Шоу, 1962).
 С 1947 М. ведёт педагогич. работу в Школе-студии МХАТа. С 1961профессор.
  Др. роли: Канадский солдат ("Бронепоезд 14-69", 1927)" Дантес
 ("Последние дни" Булгакова, 1943), Панин ("Русские люди", 1943), Николай
 ("Поздняя любовь" Островского, 1949), Гаев ("Вишнёвый сад", 1958),
 Вершинин ("Три сестры", 1958), Муров ("Без вины виноватые", 1963).
  Лит.: Залесский В., Грибоедов и МХАТ, "Театр", 1939, ј 1, с. 100-16;
 его же, Утверждение мастерства. "Плоды просвещения" на сцене МХАТ, там
 же, М., 1951, ј 7, с. 26-37; Заславский Д. О., "Идеальный муж" Оскара
 Уайльда на сцене МХАТ, в сб.: Ежегодник МХАТ. 1946, М., 1948, с. 559-82.
 О. Р.
  МАССАРИ (Massary), Фрици (наст. имя и фам.- Фридерика Массарик;
 Massaryk) (p. 21.1 II. 1882) - австрийская артистка оперетты. В 1899
 выступала в т-ре г. Линца. В 1900 дебютировала в роли Молли ("Гейша"
 Джонса) в "Карл-Шульце-т-ре" в Гамбурге. В 1904-12- артистка т-ра
 "Метрополь" в Берлине. Особый успех имела в опереттах Л. Фалля: "Милый
 Августин" (1912, "Новый т-р", Берлин), "Императрица" (1915), "Роза
 Стамбула" (1917), "Мадам Помпадур" (1923) (все в т-ре "Метрополь"). В
 Берлине участвовала в пост. оперетт О. Штрауса "Последний вальс" (1920),
 "Жемчуга королевы" (1923), "Терезина" (1925) и "Женщина, которая знает,
 чего хочет" (1932). М. с успехом выступала во многих крупных т-рах мира.
 С 1938 живёт в США.
  Лит.: Bie О., Fritzi Massary, В., [1920].
  МАССЕ (Masse), Виктор (7.III.1822-5.VII.1884) -французский
 композитор. Чл. Ин-та Франции (1871). В 1834-44 учился в Парижской
 консерватории (по композиции у Ф. Галеви). М. принадлежат лирич. муз.
 комедии: "Готическая комната" (1849, т-р "Фоли-драматик", Париж),
 "Загадочная певица" (1850), "Замужество Жанетты" (1853), "Галатея"
 (1852) (все пост. в т-ре "Опера комик") и др. В своём творчестве испытал
 влияние Гуно и Обера. Популярностью пользовались мелодич. оркестровые
 эпизоды и отрывки из его опер. В 1860-76 М. работал хормейстером в т-ре
 "Гранд-Опера", с 1866 преподавал композицию в Париж, консерватории. Рим.
 пр. (1844).
  Оперы: "Невеста дьявола" (1854 т-р "Опера комик"), "Мисс Фоветта",
 "Времена года" (обе 1855, там же), "Фаворитка и рабыня" (1855, Венеция),
 "Царица топазов" (1856, т-р "Лирик", Париж), "Кузен Мариво" (1857,
 Баден-Баден), "Фея Карабос"(1859,т-р "Лирик", Париж), "Мариетта-невеста"
 (1862, Петербург), "Цветок Алисы" (1866, т-р "Опера комик"), "Сын
 бригадира" (1867, там же) и др.
  Лит.: P e l i b e s L., Notice sur Victor Masse, P., 1885;
  R o p a r t J. G., Victor Masse, P., 1887; D e l a b o r-d e H.,
 Notice sur la vie et les ouvrages de Victor Masse, P., 1888.
  MACCHE (Massenet), Жюль (12. V. 1842, Монто, близ Сент-Этьенна,
 -13.VIII.1912, Париж) - французский композитор, педагог. Член Института
 Франции (1878). Один из виднейших мастеров французской лирической оперы.
 В 1863 окончил Парижскую консерваторию (ученик А. Тома и др.), получив
 Рим. пр. за кантату "Давид Риццио". Ранние произв. М. - опера "Король
 Лагор-ский" (1877, театр "Гранд-Опера") и оратория "Мария Магдалина"
 (исполнена в 1873, театр "Одеон", Париж; оперный вариант, 1903, Ницца) -
 получили одобрение Чайковского.
  М. написал оперы: "Дон Сезар де Базан" по "Рюи
  Блазу" Гюго (1872, т-р "Опера комик"), "Иродиада" по Флоберу (1881,
 т-р "Де ла Монне", Брюссель),
  "Сид" по Корнелю (1885, т-р "Гранд-Опера"), "Таис" по одноим. повести
 А. Франса (1894, там же), "Навар-рьянка" (1894, т-р "Ковент-Гарден"),
 "Сафо" по о. п. А. Доде (1897, т-р "Опера комик"), "Гризелида" (1901,
 там же), "Дон Кихот" (1910, Монте-Карло, с Ф.И. Шаляпиным в гл. роли),
 балет "Куранты" (1892, Придв. опера, Вена) и др., музыку к спектаклям:
 Леконта де Лиля ("Эриннии", 1873, т-р "Одеон", Париж; отсюда знаменитая
 "Элегия"), В. Гюго, В. Сарду и др., соч. в разл. жанрах.
  Тонкий лиризм музыки М., выразительная мелодика, умение сосредоточить
 действие на осн. линии развития драмы, мастерство оркестровки и
 изящество фактуры обеспечили его лучшим операм, особенно Манон" по А.

<< Пред.           стр. 492 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу