<< Пред. стр. 50 (из 913) След. >>
отображала напряжённое политич. положение в стране, рост нац.-освободит.движения в Индии в 1942.
В 30-40-х гг. активизируется деятельность любительских театр.
коллективов, работающих в Ассаме с конца 19 в. (пост. "Комедии ошибок"
Шекспира, Калькутта). Появились отд. талантливые исполнители (П. Шарма,
Г. и К. Чаудхури, Ч. Пхукан и др.). В Ассаме нет проф. театр. трупп,
спектакли ставятся эпизодически, гл. обр. во время нац. празднеств
"Дурга-Пуджья" и "Биху". Академия драмы и музыки, Ассоциация народных
т-ров Индии и ряд деятелей театра предпринимают попытки создания
стационарного т-ра.
В 40-50-х гг. большого развития достиг жанр одноактной пьесы. В этом
жанре пишут молодые драматурги Д. Бартхакур ("Шофёр такси"), Шарма
("Цветная полиция"), Б. Сайкья ("Вор") и др. Св. 77.
АССОЦИАЦИЯ ИНДИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА (Indian National Theatre
Association, INTA) - индийская театральная организация в Бомбее.
Организована в нач. 40-х гг. 20 в. Руководство Ассоциацией осуществляют
члены партии Индийский национальный конгресс. А. и. н. т. ставит
спектакли силами любителей (гл. обр. служащих), собственного здания не
имеет (для репетиций и спектаклей арендуются различные помещения).
Ассоциация даёт спектакли в сельских местностях, бесплатно или за
невысокую плату. Президент ассоциации - проф. Адвани. Св. 77.
АССОЦИАЦИЯ НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ ИНДИИ (Indian People's Theatre
Association, IPTA) - творческое объединение индийских деятелей
искусства, работающих в области драмы, музыки, балета и кино. А. н. т.
И. оформилась как всеиндийская организация в 1943. В неё вошли
кинорежиссёр Б. Рой, балетмейстер Ш. Бардхан, писатель X. А. Аббас,
актёр Ш. К. Бхадури, режиссёр X. Кесаркоди, композитор Р. Шанкар и др.,
выдвинувшие требование искусство-для народа". Ассоциация осуществила
постановки пьес на актуальные для совр. Индии темы борьбы за мир, борьбы
инд. рабочих и крестьян против империализма и феодальных пережитков.
Среди спектаклей Ассоциации: "Атомная бомба", "Дада", "Вы сделали меня
коммунистом", "Дети земли", "Ревизор", "На дне" и инсценировка романа
"Мать" Горького и др. Балетная группа А. н. т. И. пост. спектакли "Дух
Индии" (1945) и "Индия бессмертна" (1946), отражавшие борьбу инд. народа
за независимость, новый путь развития страны. Ассоциация уделяет большое
внимание возрождению и развитию различных форм нар. театра и танца. С
этой целью во всех штатах и в Дели организуются ежегодные
фестивалипросмотры выступлений лучших драматич. и танцевальных
коллективов. В 1958 Ассоциация вошла в состав Академии драмы, музыки и
танца (Дели). Президент ассоциации - Б. Рой, вице-президенты- X. А.
Аббас, Б. Сахни. Св. П.
АССУЙРОВ, Серафим Павлович (р. 1906) - русский советский актёр. Нар.
арт. Каз. ССР (1955). Сценич. деятельность начал в 1924. С 1934- в
труппе рус. драм. т-ра в Алма-Ате. Роли: Черкун ("Варвары"), Расплюев;
Ведущий ("Оптимистическая трагедия"). Создал образ В. И. Ленина в
"Третьей патетической" и др. спектаклях.
АСТАНГОВ (наст. фам.- Р у ж н и к о в), Михаил Фёдорович [р.
21.X(3.XI).1900] - русский советский актёр. Нар. арт. СССР (1955). Род.
в Варшаве в семье железнодорожного служащего. Будучи студентом юридич.
ф-та Моск. ун-та, играл в любительской театр. студии ун-та, занимался в
театр. школе актрисы Малого т-ра А. А. Матвеевой. В 1920 поступил в
студию им. Шаляпина, ставшую для А. актёрской школой и первой проф.
сценой. Из педагогов студии наибольшее влияние на молодого актёра оказал
Л. М. Леонидов. Первая большая роль А.- Маркиз ("Зелёный попугай"
Шницлера, 1920). В 1923 А. перешёл в Т-р им. Комиссаржевской. В 1925-27
и 1930-41 работал в моек. Т-ре Революции, в 1927-30 - в т-рах Одессы,
Казани, в 1943-45 - в моек. Т-ре им. Моссовета. С 1945 - в труппе Т-ра
им. Вахтангова. Осн. направление творчества А. - стремление к созданию
образа героя, страстного искателя истины, борца и философа - наметилось
уже в ранней работе артиста в роли Бетховена (о. п. Жижмора, 1925).
Жизнерадостностью и поэтичностью отмечен созданный А. образ коммуниста,
строителя пятилетки Григория Гая ("Мой друг" Погодина, 1932). В роли
Фёдора Таланова ("Нашествие", 1943) А. показал борьбу своего героя с
самим собой, его стремление преодолеть одиночество; образ в исполнении
А. приобретал героич. звучание. Глубокая интеллектуальность и гуманизм
иск-ва А. наиболее ярко проявились в роли Матти-аса Клаузена ("Перед
заходом солнца" Гауптмана, 1955), сыгранной артистом с философской
глубиной, трагич. пафосом, страстностью. В 1957 А. создал образ Гамлета.
К числу значит, работ. А. принадлежат также: Спавента ("Улица радости"
Зархи, 1932), Ромео (1935), Павел Греков (о. п. Войтехова и Ленча,
1939), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1945) и др. Актёр
разностороннего дарования, А. является замечат. исполнителем характерных
ролей (ранние работы: Чичиков - "Мёртвые души" по Гоголю, 1925, Лодыжкин
- "Конец Криворыльска" Ромашова). Блестяще владея иск-вом психологич.
гротеска, А. создал проникнутые саркастич. иронией образы Керенского
("Правда" Корнейчука, 1937, и "Большой Кирилл" Сельвинского, 1957),
Мак-Хилла ("Заговор обречённых" Вирты, Ст. пр. 1950) и др. С 1933 А.
снимается в кино. Исполнил роли Кости-капитана ("Заключённые"), пана
Коморовского ("Мечта"), Макферсона ("Русский вопрос". Ст. пр. 1948),
Скотта ("У них есть родина", Ст. пр. 1951) и др.
Лит.: Юзовский Ю., Образ и эпоха, М., 1947, с. 14-19, 53-54;
фрейдкина Л., Героика и актер психологической школы, в сб.: Актеры и
роли, М.-Л., 19i7, с. 5-35; БояджиевГ., Трагическая роль М.
Астангова..., "Театр", М., 1955, .ј 4. Е. Т.
АСТЛЕЙ, А с тли (Astley), Филип (1742-1814) - английский цирковой
артист и предприниматель. С именем А. связывают организацию первого
стационарного цирка в Европе. Вернувшись с военной службы в кавалерии,
А. основал в 1770 в Лондоне Школу верховой езды, где давались также
конные представления. В 1780 для этих спортивно-акроба-тич. зрелищ было
построено спец. здание, где конные представления сочетались с др.
жанрами цирка, пантомимой (получило название Астлея амфитеатр). А.
построил здания и организовал аналогичные предприятия (19) в др.
городах.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931. АСТЛЕЯ АМФИТЕАТР (Astley's
Amphitheatre) - английский цирк; существовал в Лондоне в 1780- 1895.
Перестроен из школы верховой езды Ф. Астлея. Здание имело архитектурные
признаки совр. цирка (куполообразная крыша, круглая форма зрительного
зала, расположение манежа, оркестра и сцены); дважды горело (в 1794 и
1803)и вновь отстраивалось. С нач.19 в. А. А. становится первым
стационарным цирком в Европе. Удачное сочетание сцены с цирковой ареной
и возможность обращать часть арены в партер позволяли давать в А. А.,
помимо чисто цирковых и эстрадных программ, также театр. представления.
Переходя от одного антрепренёра к другому, меняя своё название, А. А.
просуществовал до 1895. Описание спектакля в А. А. в середине 19 в. дал
в "Очерках
Боза" Диккенс, отметивший огромный успех цирковой программы у
зрителя.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931.
ACTOH (Aston), Антони - английский актёр 1-й половины 18 в. Ирландец
по происхождению. Исполнял роли в балладных операх. Первый среди англ.
актёров, весмотря на строгости пуритан, выступал в англ. колониях в Сев.
Америке, где театр. представления находились под запретом. Играл в
Нью-Йорке, Мэриленде, Вост. и Зап. Джерси, Сев. и Юж. Каролине, Юж.
Флориде, на Ямайке. Написал "Оперу дурака" (ок. 1730). А. А.
АСТХЙК (наст. имя и фам.- Ампер Кантарджян) [1852- 18(30). V. 1884] -
армянская актриса и певица (контральто). Сестра актрисы Сирануйш.
Выступала на сцене муз. т-ра в Константинополе. Партии: Ланж, Аврора
("Дочь мадам Анго", "Жирофле-Жирофля" Ле-кока), Парис ("Прекрасная
Елена" Оффенбаха) и др. Вместе с П. Адамяном и Сирануйш переехала в 1879
в Закавказье. Выступала в спектаклях Тифлисской арм. драм. труппы. Роли:
Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма),Тисба ("Лукреция Борджиа"
Гюго), Нерина ("Господин де Пурсоньяк" Мольера). В. Т.
АС УРА (буквально - демон) - название традиционного персонажа -
представителя злой силы - в малабарских (Индия) народных представлениях
катакхали. В. Э.
АСУЭЛА (Azuela), Мариано (1.1.1873-1.Ш. 1952)- мексиканский писатель.
Основоположник т. н. "мексиканского революционного романа". Совместно с
В. О. Мойя инсценировал свой роман "Те, кто внизу" (1950, т-р Нац. ин-та
изящных искусств) о мексиканской бурж. революции 1910-17. Пьеса
пользовалась успехом и получила 1-ю премию на весеннем конкурсе театр.
произведений 1950.
Лит.: Castro Leal A., La novela de la Revolucion mexicana, Mexico,
1960. JO. П.
АСФАЛЕЙЯ СИСТЕМА (от греч. ???????? - безопасность) - система
устройства подвижного планшета сцены: разделение планшета сцены на
подъёмно-опускные планы, делающие его подвижным. Каждый план, в свою
очередь, может разделяться на несколько подвижных частей. Планы,
укреплённые на особых подвижных стержнях, могут не только подниматься
над уровнем планшета сцены и опускаться в трюм, но и поворачиваться,
наклоняться. Для приведения в действие подвиж-вого планшета в трюме
уста-вавливается гидравлическая силовая установка. А. с. изобретена
австрийским инженером Гви-аером (1883); наибольшее распространение
получила в Германии. В СССР по А. с. построена сцена в Одесском т-ре
оперы и балета. Б. Я.
АТАНАС (Athanas), Джони (р. 1925) - албанский артист оперы (тенор). В
1957 окончил Моск. консерваторию. В 1943-44 пел в любит, хоре Корчи; с
1945- артист хора Нар. Армии Албании. С 1957-солист Т-ра оперы и балета
в Тиране. Партии: Альмерик, Трике ("Иоланта", "Евгений Онегин"), Гастон
("Травиата") и др. Выступает в концертах (в т. ч. в СССР). Д. Аг.
АТАНАСЙУ (Afcanasiu), Ники (p.20.V. 1907)-румынский актёр. Засл. арт.
РНР (1956). В 1928 окончил Бухарестскую консерваторию (класс Л.
Стурдзы-Бу-ландры). С 1924 выступает на сцене Нац. т-ра в Бухаресте.
Играет гл. обр. комедийные роли. Среди лучших ролей А. в пьесах И. Л.
Караджале - Типэ-теску, Кацавенку ("Потерянное письмо"), Кириак
("Бурная ночь"), Гиримя ("Во время карнавала");
М. Себастьяна - директор газеты ("Последняя сенсация"); М.
Бенюка-Фугэтэ ("В селе Валя Кукулуй") и др. Играл в комедиях Мольера и
Шекспира и в пьесах советских драматургов.
За участие в спектакле "Потерянное письмо" А. удостоен Гос. пр. РНР
(1952).
Лит.: Alterescu S. si Tornea F., Teatrul National "J. L. Caragiale",
Buc., 1955. ff. P.
АТАНАСОВ, Георги (6. V. 1881, Пловдив,-18. XI. 1931,
Италия)-болгарский композитор, дирижёр и музыкально-общественный
деятель. Основоположник болг. композиторской школы. Прозван в народе
"маэстро". Обучался в муз. училище в Бухаресте (1897- 1899) и
одновременно работал артистом оркестра в оперном т-ре. К этому же
времени относятся первые композиторские опыты А. В 1901-03 А.
совершенствовался как музыкант в Италии; занимался в Муз. академии в
Пезаро у П. Масканьи. С 1903 вёл широкую и разностороннюю муз.-обществ,
и дирижёрскую деятельность (в 1907-13 в Пловдиве, в 1913-31 в Софии),
способствовавшую развитию болг. муз. культуры; пропагандировал лучшие
произв. мировой классики, принимал участие в работе Софийской народной
оперы как дирижёр. Опера А. "Борислав" по драме И. Вазова (1910, София)
посвящена одному из эпизодов истории освободит, борьбы болг. народа. А.
принадлежат также оперы "Гергана" по балладе П. Славейкова (1917,
София), "Цвета" по драме В. Чернодринского (1925, София), "Македонская
кровавая свадьба", "Опустевшая мельница" (1922, София). В этих операх
впервые в истории болг. музыки широко используются нац. фольклорные
элементы, созданы яркие картины жизни народа. Оперы А. идут на сценах
мн. т-ров Болгарии. Последние соч. А.- оперы "Ко-сара" (1929, София),
"Алцек" (1930, София) отмечены модернистскими тенденциями. А. явился
также родоначальником болгарской оперетты. Им написаны: детские оперетты
"Больной учитель" (1911), "За птичками" (1912), оперетта "Моралисты"
(1916). Оперетты А. отличаются простотой и доступностью муз. языка,
занимательностью сюжета. А. написал также ряд детских опер: "Родник фей"
(1911), "Золотая девушка" (1915) и др. произведения в различных жанрах.
Лит.: С а г а е в Л., Българското оперно творчество, София, 1958; его
же. Маестро 1еорги Атанасов, София, 1960. Л\ f\
АТАНАСОВ, Петко (20.1.1889-7.III.1956)-болгар ский актёр. Нар. арт.
Болгарской Республики (1951). Сце-нич. деятельность начал в 1906 в
передвижном "Совре-менномт-ре" М. Икономова. В сезон 1909-10 работал как
"сотрудник" в Моск. художеств. т-ре. Иск-во МХТ оказало решающее влияние
на творчество А. С 1911 возглавлял ряд болг. провинц. т-ров, работал как
актёр и режиссёр. В 1944-56- актёр софийского Народного т-ра им.
Караджале. Исполнял гл. обр. характерные и комедийные роли. Для
творчества А. характерны мастерское владение диалогом, тонкий юмор,
оптимизм. Роли: Борсанов ("Борсановы" Кюлявкова), Хаджи Симион ("Под
игом" Вазова), Подколесин и Бобчин-ский ("Женитьба" и "Ревизор"),
Репетилов ("Горе от ума"), Чебутыкин ("Три сестры"), Болухатов
("Огненный мост" Ромашова) и др. Аг. М.
АТВУД (Attwood), Томас (23.XI.1765-24.III. 1838) - английский
композитор и органист. Музыке обучался у Ф. Чинкве, Г. Латилла в Неаполе
и в Вене у В. А. Моцарта, к-рый считал А. одним из своих лучших
воспитанников. Своё первое произведение для сцены - "Узник" (Королевский
т-р, Лондон) написал в 1792. Был одним из основателей лондонского
Филармонич. об-ва (113). С 1823 А.- профессор Королевской муз. академии.
Написал мн. опер, большинство из к-рых было пост. в Лондоне, в т. ч.
"День в Риме" (1798, "Ковент-Гарден"), "Матросы" (1793, Королевский
т-р), "Усыновлённое дитя" (1795, "Друри-Лейн"), "Соррентийский замок"
(1799, "Хеймаркет"), "Вечерний звон" (1807, "Друри-Лейн") и др. А.- один
из крупнейших англ. композиторов 18 - нач. 19 вв. Его сценич. произв.
отличаются выразительностью и колоритностью муз. языка, мелодичностью,
экспрессией.
Лит.: О 1 d m a ? С. В., Thomas AttvoocTs studies witH Mozart,
"Oedenboek...", Haage, 1925. Be. T.
АТЕЛЛАНА (лат. atellana) - вид народных импровизированных сценок в
Др. Риме. Название - от города. Ателла (Atella) в древней Кампании. Гл.
действующими лицами А. были постоянные типы-маски - Буккон, Доссен,
Макк, Папп и др. Наличие традиционных персонажей предопределяло
однотипность сюжетных ситуаций А., в основе к-рых находились глупость
Макка, плутовство Буккона, скупость и честолюбие Паппа, напыщенное
шарлатанство Дос-сена. А. родственна итал. комедии дель арте, рус.
представлениям Петрушки, нем. Кашперля и т. п. В 1 в. до н. э. Новием и
Помпонием была сделана попытка превращения А. в лит. жанр с заранее
написанным текстом; сохранились небольшие отрывки из их произведений. А.
как демократич. жанр, в к-ром допускались намёки на политику правящих
кругов римского об-ва, подвергалась в период империи преследованиям;
пользовалась популярностью в широких массах италийских земледельцев и
ремесленников. , В. Я.
"АТЕЛЬЕ" (франц. atelier, 'букв.- мастерская)- французский театр в
Париже. Открылся 23 ноября 1822 под назв. "Т-р Монмартра" (находится на
Монмартре), здесь начинали свою деятельность молодые актёры. До 1849
т-ром руководили представители семьи Севест (первый директор - П. Ж.
Севест). В дальнейшем на сцене "А." играли различные труппы. В
репертуаре т-ра были представлены: драма, мелодрама, комедия, водевиль,
оперетта. С 1914 здание использовалось как кинотеатр. В 1922 с приходом
Ш. Дюллена театр получил название "А.". Дюллен поставил здесь ок. 70
спектаклей и сыграл св. 30 ролей, впервые познакомив Францию \ произв.
Л. Пиранделло, А. Салакру. С 1940 т-р возглавляет А. Барсак. В
репертуаре "А."- произв. совр. франи. и зарубежных авторов, в т. ч. рус.
и сов. ("Ревизор", ' "Чайка"; инсценировка "Братьев Карамазовых"
Достоевского, "Клопа" Маяковского).
Лит.: Т ? и о л е Э., Парижские театры, "Театр", 1955, JSo 9, с.
122-29; Дюллен Ш., Воспоминания и заметки актера, пер. с франц., М.,
1958. Н. Б.
"АТЕНЕЙ" ("Athenee", от греч. ???????? - храм богини Афины) -
французский театр. Открылся в Париже в 1866 как концертный зал. До 1883
в "А." ставились спектакли, оперетты. В 20-40-х гг. 20 в. в т-ре играл
со своей труппой известный франц. актёр и режиссёр Л. Жуве. В эти годы
на сцене т-ра ставились пьесы Мольера ("Дон Жуан", "Тартюф", "Школа жён"
и др.), П. Клоделя ("Благовещение"), М. Агсара ("Корсар"), Ж. Жироду
("Ундина", "Электра", "Безумная из Шайо") и др. С 1953 после смерти Жуве
т-ром руководит известная водевильная актриса Э. Попеско. В репертуаре
т-ра - современная франц. и зарубежная драматургия.
Лит.: "Театр", 1955, ј 9 (ст. Э. Триоле). Н. Б. АТЕНЕУЛ РУМЫНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (Ateneul RPR) - концертный зал в Бухаресте. Был
построен по инициативе группы передовых деятелей рум. культуры (К.
Есарку, В. Ирекиа, А. Одобеску и др.) с целью организации публичных
лекций, концертов и др. Сооружён в 1886-88 ?? проекту арх. А. Галлерона
на месте недостроенного циркового манежа, что определило архитектурные
формы здания: круглый вестибюль и центральный зал (архитектурное
оформление было закончено в 1896). Внутр. часть здания богато оформлена,
вестибюль и идущие от него четыре монумент, лестницы отделаны розовым
мрамором. Центральный концертный зал имеет 600 кресел в партере и 60
лож, расположенных двумя ярусами В А. Р. Н. Р. проводятся междунар.
конгрессы, съезды, фестивали, диспуты, лекции и т. д. В концертном зале
выступают выдающиеся музыканты мира и лучшие румынские муз. коллективы.
В А. Р. Н. Р. помещается Гос. филармония им. Дж. Энеску. Н, Р.
"АТЕН‚УМ" ИМ. С. ЯРАЧА - польский драматич. театр. Осн. в 1929 в
Варшаве. В 1930-33, 1935-39 руководителем "Ас" был С, Ярач, придавший
т-ру прогрессивную, демократич. направленность. Т-р ставил произведения
польской ("Месть", "Пан Гельдхаб" Фредро, "Судьи" Выспянского) и
зарубежной классики ("Женитьба", "Тартюф"). На сцене "А." шли произв.,
затрагивавшие острые социальные темы ("Туронь" Жеромского, "Майор
Барбара" Шоу, "Школа лицемерия" Ромена и др.). В 1931 в "А." был
поставлен спектакль "Человек с портфелем" Файко. Т-р возобновил свою
деятельность после освобождения Польши (1945). Пост.: "Беглецы"
Аудер-ской (1952), "Модные спазмы" Богуславского (1954), "Процесс" Кафки
(1958), "Ричард III" (1960) и др. В труппе т-ра: Я. Вощерович, 3.
Цыбульский, Б. Ко-бела идр. Б. Рос.
АТЛЕТ (???????) - 1) В Древней Греции - участник спортивных
состязаний. 2) Артист цирка, выступающий с номерами атлетики,
АТЛЕТИКА - вид спорта и циркового искусства. А. включает упражнения,
требующие силы и ловкости. В спорте различают: А. лёгкую (бег, метания,
прыжки и спортивная ходьба) и А. тяжёлую (поднятие тяжестей, борьба и
бокс). Как цирковой жанр А. состоит в демонстрации силовых трюков с
тяжестями (штанги, гири). Нек-рые трюки исполняются с т. н. "живым"
весом - людьми, крупными живочными. К А. близок жанр силового
жонглирования.
В 17 в. в России на нар. гуляньях выступали силачи, подымавшие
различные тяжести. В 18 и 19 вв. демонстрация силовых номеров на
ярмарочных и площадных гуляньях и на подмостках балаганов получила
большое распространение. Одним из первых атлетов, выступавших на нар.
гуляньях в нач. 19 в., был Карл Раппо, разыгрывавший пантомимы, в к-рые
включалась демонстрация "геркулесовой силы". Интерес зрителей к этим
номерам побудил антрепренёров включить их в программы цирковых
представлений. Среди русских атлетов 19 в.: Ступин, Михайлов, Ручкин и
др. В конце 19 - нач. 20 вв. цирковыми атлетами стали известные
спортсмены: С. Елисеев, Г. Моор-Знаменский, П. Крылов и др.