<< Пред.           стр. 500 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Луна и олень" (1951) и "Рай утопленников" (1960) Маба-рака, "Колдовские
 танцы" Элисондо (1962) и др. Е.С,
  Лит.: Olavarria y Ferrari E. de, Resena historica del teatro en
 Mexico. 1538-1911, ?. 1-5, 3 ed., Mexico, 1961; Magana Esquivel A., Lamb
 R. S., Breve historia del teatro mexicano, Mexico, 1958;
  Gonzalez Pena C., Historia de la literatura mexicana desde los
 origines hasta nuestros dias, Mexico, 1958; U s i g-1 i R., Mexico en el
 teatro, Mexico, 1932; Garibay К i n-ta na A. М., Historia de la
 literatura nahuatl., pt. 1-2, Mexico, 1953-1954; Rabinal Achi, Teatro
 indigeno prehispa-nico a cura di F. Monterade, Mexico, 1955; Maria y Ca
 m-p о s A. de, Informa sobre el teatro social (XIX-XX), Mexico, 1959;
 Solorzano C., Teatro latinoamericano del siglo XX, B. Aires, [196l].
  МЕЛАНЖ-АКТ (франц. melange -смесь) - цирковой номер. Состоит из
 разнообразных трюков. Сочетает элементы разл. цирковых жанров. 5. Г.
  МЕЛАРТИН (Melartin), Эркки (7.II.1875-14.11. 1937) - финский
 композитор, дирижёр, педагог. В 1899 окончил Гельсингфорсский муз. ин-т
 по классу М. Вегелиуса, в 1901-08 преподавал историю, теорию музыки и
 фп. там же. В 1911-36 - директор этого ин-та (с 1924-Хельсинкская
 консерватория). С 1919- профессор. Автор оперы "Айно" по мотивам
 "Калевалы" (1909, фин. Нац. т-р, Хельсинки) и балета "Синяя жемчужина"
 (1930, там же), музыки к пьесе Гаупт-мана "Вознесение Ганнеле", к пьесам
 Э. Лейно, И. Линнанкоски и др.
  Соч.: Mina uskon-mietelmia, Hels., 1928. Лит.: Marvia E., E.
 Melartin, в кн.: Suomen saveltajia, Porvoo, 1945.
  МЕЛАС (?????), Спирос (р. 1883) - греческий писатель, драматург и
 режиссёр. Чл. Афинской академии (с 1935). Работал журналистом. Первое,
 драма-тич. произв. - "Жертва" (1906, т-р Петаласа, г. Пи-рей). В пьесе
 "Сын тени" (1907, т-р М. Котопули) сказывается влияние неоромантизма и
 символизма; пьесы "Красная рубашка" (1908, т-р Кивели) и "Разрушенный
 дом" (1909, т-р Кивели) написаны под влиянием натурализма. В пьесах
 "Белое и чёрное" (1913, там же), "Одна ночь, одна жизнь" (1924, там же),
 воссоздающих быт мелкой буржуазии, элементы социальной критики,
 приглушаются мелодраматизмом ситуаций, наивностью позитивных взглядов
 героев, поверхностной разработкой обществ, проблем. М. является также
 автором комедий: "Перевоспитание отца" (1935, т-р Алики), "Король и
 собака" (1953, Нац. т-р), пьесы "Иуда" (1934, Нац. т-р), историч. драмы
 "Папофлессас" (1937, т-р Алики), "Ригас Ве-лестилис" (1962, Нац. т-р) и
 др.
  Комедии М. ставились в Польше, Румынии, ФРГ и др. В 1925 он
 организовал в Афинах "Т-р иск-в", где пост. пьесы греч. драматургов
 ("Курды" Кам-бисиса, "Искушение" Ксенопулоса), Пиранделло и др. авторов.
 В 1929-30, в содружестве с актрисой М. Котопули, организовал т-р
 "Свободная сцена". М. боролся против рутины коммерч. т-ров. Деятельность
 его, как руководителя театр. трупп, способствовала временному оживлению
 театр. жизни Афин, но отсутствие профессионализма, эклектика,
 засорённость репертуара снижали художеств. значение этих начинаний.
 Написал театр. воспоминания - "50 лет в театре".
  С 04.: ??????? ?????? ??????, 'ATjai, 1960. Лит.: Le theatre Neogrec,
 Athenes, 1957. Д, С.
  МЕЛБА (Melba), Нелли [наст. имя и фам.- Хелен Митчелл (Mitchell)]
 (19. V.1861, Ричмонд, Австралия, - 23.II.1931, Сидней) - австралийская
 артистка оперы (сопрано). Шести-лет выступала с концертами в Ричмонде. В
 1886 занималась пением у М. Маркези в Париже. В 1887 успешно
 дебютировала в партии Джильды на сцене т-ра "Де ла Монне" (Брюссель),
 затем была приглашена в т-р "Ковент-Гарден", где в 1888 выступила в
 одной из своих лучших ролей Лючии ди Лам-мермур (о. п. Доницетти). С
 1890 регулярно выступала в Лондоне. В 1889 М. выступила на сцене театра
 "Гранд-Опера". Под рук. Ш. Гуно, большого почитателя таланта М.,
 разучивала в его операх партии Маргариты ("Фауст") и Джульетты ("Ромео и
 Джульетта"). Гастролировала в Петербурге (Мариин-ский т-р, 1891), Милане
 (т-р "Ла Скала", 1893), Нью-Йорке ("Метрополитен-опера", 1893) и др.
 городах США; в 1902 совершила поездку по Австралии. В нач. 20 в.
 систематически выступала в Нью-Йорке, на муз. фестивалях в Англии, в
 оперном т-ре Монте-Карло (здесь исполняла в 1904 партию Елены на
 премьере о. п. Сен-Санса, написанную специально для неё). Оставила сцену
 в 1926.
  Выдающаяся вокалистка рубежа 19-20 вв. М. была блестящей колоратурной
 певицей, тонким интерпретатором лирико-драматич. партий в операх итал. и
 франц. композиторов. Обладала сочным, очень чистым по звуку голосом с
 развитым верхним регистром (до ? а 3-й октавы). Артистка пыталась
 синтезировать отдельные черты итал., франц. и нем. вок. школ. Её
 исполнение отличалось лирич. теплотой, проникновенностью, элегантностью
 и изяществом. В партии веристского репертуара ?. привносила
 задушевность, трогательность, непосредственность чувства и в то же время
 сильный драматизм. Лучшие партии М.: Дездемона ("Отелло" Верди), Лючия;
 Офелия ("Гамлет" Тома), Недда ("Паяцы"), Эльза ("Лоэнгрин"), Виолетта,
 Розина, Микаэла, Мими.
  Соч.: Melodies and memories, L., 1925. Лит.: Murphy A., Melba..., L.,
 1909; С о 1 s ? ? P., Melba..., L., 1933. Be. T.
  МЕЛ‚НТЬЕВА, Галина Аркадьевна (р.5. XII. 1934) - советская артистка
 балета. Заслуженная арт. Молд. ССР (1960). В 1946-52 училась в
 Хорео-графич. уч-ще в г. Фрунзе. Творч. деятельность начала в Т-ре оперы
 и балета в г. Фрунзе, где дебютировала в 1952 в партии Заремы. В 1956
 перешла в Молд. т-р оперы и балета (Кишинёв). Лучшие партии:
  Раймонда; Джоркын и Айдай ("Чолпон" Раухвергера), Одетта-0 диллия;
 Иляна ("Сестры" Когана), Ледяная дева ("Сольвейг" на муз. Грига),
 Эсмеральда; Катя ("Последний бал" Бирюкова), Лауренсия и др. Спг.М.
  М‚ЛИК-ПАШАЕВ, Александр Шамильевич [10(23). Х.1905-18. VI. 1964]-сов.
 дирижёр. Нар. арт. СССР (1951). Учился в Тбилисской и Ленингр.
 консерваториях; последнюю окончил в 1930 по классу проф. А. В. Гаука. С
 1921 работал пианистом-концертмейстером, с 1922- дирижёром в Тбилисском
 оперном т-ре, где в 1930-31 впервые дирижировал операми "Князь Игорь"
 Бородина и "Прорыв" Потоцкого. В 1931 дебютировал в Большом т-ре
 ("Аида"), с этого же года М.-П. - дирижёр (в 1953- 1962- гл. дирижёр)
 Большого т-ра, где руководил пост. опер: "Садко" (1935),
 "Чере-вички"(1941; Гос. пр. СССР, 1942), "Пиковая дама" и "Князь Игорь"
 (1944), "Руслан и Людмила" (1948); "Отелло" Верди (1932), "Гугеноты"
 (1934), "Вильгельм Телль" (1942; Гос. пр. СССР. 1943), "Кармен" (1945),
 "Аида" (1951), "Травиата" (1953);
  "Фиделио" Бетховена (1954), "Фальстаф" Верди (1962), "Броненосец
 "Потёмкин"" Ч ишко (1938), "Декабристы" Шапорина (1953), "Никита
 Вершинин" Кабалевского (1955), "Война и мир" (1959); "Судьба человека"
 Дзержинского (1961) и др. Характерные черты творчества
 М.-П.естественность, одухотворённость, преобладание светлых,
 жизнерадостных тонов.
  Лит.: Глезер Р., Мастер оперного театра, "Советская музыка", 1961, ј
 9. М. Р., Ю. Быч.
  МЕЛИКСЕТЯН, Саркис Александрович [р.25.VIII (6.IX).1899] - армянский
 советский театровед и театральный деятель. Засл. деят. иск-в Арм. ССР
 (1956). Театр, деятельность начал как актёр в Тифлисе, в труппе под рук.
 А. Харазяна (1918-21), затем играл в Т-ре им. Сундукяна (Ереван,
 1922-24). Как театр. критик выступает с 1918. В 1935 организовал в
 Ереване театр. музей, директором к-рого был до 1949. В 1935 организовал
 театр. техникум в Ереване, был его директором. С 1963-зав. отделом
 иск-ва, затем директор музея лит-ры и иск-ва Арм. ССР. С 1935 вёл
 педагогич. работу; читал историю т-ра в театр. техникуме и театр. ин-те.
 М. - автор книг и статей по вопросам истории арм. т-ра.
  Соч.: Ереванский государственный театр. Ереван, 1933 (на арм. яз.);
 Путь нашего театра, Ереван, 1941; на арм. яз.: Театральные очерки,
 Ереван, 1945; Ованес Абелян, Ереван, 1954; Очерк истории армянского
 советского театра, Ереван, 1960, и др. Б. А.
  МЕЛИКЯН, Вардуи (5.III.1868-1928) - армянская актриса. Сценнч.
 деятельность начала в 1879.
  Несколько лет под псевд. Рипсиме принимала уча стие в арм. спектаклях
 в Тифлисе. Затем вступила в груз. труппу. В 1891 вновь вернулась на арм.
 cue ну (играла в передвижных труппах). Была одной из ведущих арм. актрис
 1890-х гг. Выступала с известными арм. актёрами: Г. Петросяном,
 Сирануйш, Ов. Абеляном и др.
  Роли: Полина ("Доходное место"), Юдифь ("Уриэль Ак оста"), Мария
 Андреевна ("Ревизор"), Гаянэ, Анюта ("Измена", "Цепи" Сумбатова-Южина),
 Эмма ("Семья преступника" Джакометти) и др. С. Мел.
  МЕЛКУМЯН, Тамара Багдасаровна [р.13(26). XII. 1914] - армянская
 советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии
 с 1941. Окончила драм. студию при Бакинском арм. т-ре. С 1936-актриса
 Степанакертского арм. т-ра.
  Роли: Маргарит, Сона ("Из-за чести", "Злой дух" Ширван-заде), Саломэ
 ("Разорённый очаг" Сундукяна), Дездемона, Кручинина; Наташа ("На дне"),
 Ашхен ("Вараздат" Мика-эляна), Севиль (о. п. Джабарлы), Хураман ("Вагиф"
 Вур-гуна), Хаят (о. п. Ибрагимова) и др. ? 4.
  М‚ЛЛЕР, Вадим Георгиевич [р. 14(26). IV. 1884- 4. V. 1962] -
 украинский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в УССР
 (1942). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1908 окончил юридич. ф-т
 Киевского ун-та. Учился в Киевской художеств. школе, в 1908-12- в
 Мюнхенской академии художеств и в "Свободных мастерских" в Париже.
 Работу в т-ро начал в 1921 в Киевском т-ре им. Шевченко (оформление
 драмы "Мазепа" Словацкого). В 1922-46- гл. художник т-ра "Березшь" (с
 1934 -Т-р им. Шевченко). В 1953-59 был гл. художником Т-ра им. Франко.
 Создал этапные для укр. театр. декорац. иск-ва произведения,
 отличающиеся идейной целеустремлённостью, пластич. выразительностью,
 разнообразием изобразит, средств.
  Оформил спектакли: "Гибель эскадры" (1933), "Правда" (1937), "Богдан
 Хмельницкий" (1939), "Фронт" (1942) Корнейчука, "Портрет" Афиногенова
 (1934), "Земля" Вирты (1938), "Вишнёвый сад" (1946), "Егор Булычев и
 другие" (1953), "Крылья" Корнейчука (1954), "Король Лир" (1959), "Фауст
 и Смерть" Левады (1961).
  В 1921-25 вёл педагогич. работу в Киевском художеств. ин-те. А. Др.
  МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ [от греч. ????? - песнь и декламация (см.)] -
 концертно-эстрадный жанр, распространённый в дореволюционной России с
 70-х гг. 19 в.; чтение стихотворений и ритмич. прозы под музыку (обычно
 под аккомпанемент фортепьяно). Активным пропагандистом М. был композитор
 Г. А. Лишин. Отдельные выдающиеся актёры (В. Ф. Комиссаржевская и др.)
 читали под музыку стихотворения Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. М.
 Горького, неск. М. написал композитор А. С. Аренский. Однако в целом
 жанр М. не выходил за пределы салонного бурж. иск-ва. Большинство М.
 отличалось низким качеством лит. текста, случайным подбором музыки. В
 России М. называли также декламацию в сопровождении фортепьяно (баллады
 Р. Шумана, Ф. Листа; см. Мелодрама).
  МЕЛОДРАМА [от греч. ????? - песнь и драма (см.)] -
 музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги
 действующих лиц сопровождаются музыкой. В отличие от оперы, в М.
 действующие лица не поют, а говорят (декламируют). Музыка в М.
 исполняется одновременно с произнесением текста либо перемежает текст
 оркестровыми репликами. Создавая эмоциональный звуковой фон и
 подчёркивая выразительность отдельных фраз текста, она обогащает сценич.
 действие. В М. включаются иногда вок. (преим. хоровые) номера, а также
 пантомима (с муз. сопровождением).
  М. появилась в сер. 18 в. Термин "М." существовал и до этого как одно
 из наименований оперы; в этом значении он применялся в 17-18 вв., а в
 Италии не исчез и поныне. В новом значении применил его
  Ж. Ж. Руссо, теоретически обосновавший принципы сочетания слова и
 инструментальной музыки в сценич. произведении ("Письмо г-ну Верней о
 музыке..."). Руссо создал ранний образец М.- ли-рич. сцену "Пигмалион"
 на антич. мифологич. сюжет (текст соч. 1762; пост. 1770). Первым
 классиком М. был чеш. композитор И. Бенда, автор одноактных трагич.
 дуодрам (пьес с двумя действующими лицами)-"Ариадна на Наксосе" (1774,
 пост. 1775), "Медея" (1775) и др. К концу
  18 в. жанр М. получил распространение в разл. странах. Замочат,
 образец М. в рус. музыке -"Орфей" Фомина (с хором и пантомимой, текст Я.
 Б. Княжнина, 1792). К произв. типа М. (с сольными вок. номерами)
 принадлежат муз.-драматич. сцены А. А. Алябьева "Кавказский пленник" (по
 Пушкину, предположительно 20-е гг. 19 в.) и "Безумная" (по И. И.
 Козлову, пост. 1841). К сер. 19 в. М. как самостоят, муз.-сценич. жанр
 почти исчезает. Получает развитие концертная M. - декламация в
 сопровождении фортепьяно (баллады Р. Шумана, Ф. Листа); в России этот
 жанр получил назв. мелодекламации. С последней четв.
  19 в. концертную М. культивируют чеш. композиторы (3. Фибих, Л.
 Челанский, позднее В. Неедлы и др.). К концу 19 в. относится попытка
 возрождения сценич. М. (трилогия "Ипподамия" Фибиха, текст Я.
 Врхлиц-кого, пост. 1890).
  Лит.: Глумов А., Историческое развитие мелодрамы, "Советская музыка",
 1935, "No 1; БэлзаИ., Очерки развития чешской муз. классики, М.-Л.,
 1951, с. 93-97, 312, 422-26, 518 и др.; Доброхотов Б., E. И. Фомин
 (1761-1800), М.-Л., 1949; Steinitzer M., Zur Entwicklungsgeschichte des
 Melodrams und Mimodrams, Lpz., 1919; Rousseau J. J., Lettre a M. Burney
 sur la musi-que avec fragments d'observations sur L'Alceste Italien de
 M. le Chevalier Gluck, в его кн.: Oeuvres completes avec des notes
 historiques, t. 4, Р., 1817.
  МЕЛОДРАМА - жанр драматургии; пьеса, отличающаяся острой интригой,
 преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла,
 морально-поучительной тенденцией. По своему происхождению М. связана с
 жанрами франц. просветительского демократич. т-ра 18 в. Появление М.
 было подготовлено развитием мещанской драмы, а также жанров муз. т-ра -
 мещанской комич. оперы, муз. мелодрамы, лирич. сценами типа "Пигмалиона"
 Руссо (см. Мелодрама - муз.-драматич. произведение). Значит, роль
 сыграла также диалогизированная пантомима, у к-рой М. заимствовала
 эффектную зрелищ-ность, широкое использование музыки, фабульную
 занимательность. Ранние М., возникшие в годы франц. бурж. революции
 конца 18 в. ("Монастырские жертвы" Монвеля, 1791, "Робер, атаман
 разбойников" Лама ртельера, 1792, и др.), были насыщены протестом против
 социальной несправедливости, тирании, религ. фанатизма. После революции,
 развиваясь в условиях формирующегося бурж. общества, М. утеряла
 рево-люц. идейность. Жанр "низового" т-ра, М. посещалась демократич.
 зрителем, однако она постоянно испытывала влияние идеологии
 господствующего класса.
  Поэтому в М. противоречиво сочетались сочувствие к простому человеку,
 прославление защитников слабых и несправедливо обиженных с утверждением
 бурж.-охранит, идей, смирения, незыблемости обществ. устройства.
 Социальный конфликт, лежавший в основе М. нач. 90-х гг., подменялся
 абстрактной борьбой добра и зла. Бурж. действительность изображалась в
 М. как гармония, нарушаемая отдельными "злодеями". В конце 18- нач. 19
 вв. М. заканчивалась обычно счастливой развязкой. Герои М. были лишены
 живых характеров, выступали как прямолинейное воплощение этич. схем. В
 М. сказались присущие мелкобурж. демократии 1-й пол. 19 в.
 неудовлетворённость бурж. действительностью и одновременно - неумение
 осмыслить законы её развития. Не раскрывая реальных жизненных
 конфликтов, авторы М. делали человека игрушкой непостижимых сил,
 дасыщали действие атмосферой тайн и рока, фетишизировали случай,
 создавали неправдоподобные авантюрные сюжеты, показывали исключит.
 события, таинственную или экзотич. обстановку, поражающую воображение
 зрителей. Источником сюжетов для авторов М. были т. н. "романы ужасов и
 тайн", или "готические" романы (М. Г. Льюис, А. Радклиф - в Англии, Ф.
 Г. Дюкре-Дюминиль-во Франции и др.).
  Крупнейшие представители М. в конце 18- нач. 19 вв. во Франции - Г.
 Пиксерекур ("Виктор, или Дитя леса", 1797, "Седина, или Дитя тайны",
 1800), Л. Ш. Кенъе ("Сорока-воровка", совм. с д'0биньи, 1815), Кювелъе
 де Три ("Фальшивомонетчики, или Месть", 1797, "Невидимый трибунал, или
 Преступный сын", 1801). На рубеже 18 и 19 вв. формируется М. в Англии;
 М. Г. Льюис ("Привидение в замке", 1797), Т. Холкрофт ("Глухой и немой",
 1801, "Рассказ о тайне", 1804) черпали сюжеты из произведений
 Пик-серекура и "готических" романов, создавая пьесы, наполненные
 кошмарами, тайнами, преступлениями.
  М. разрушила "правила" классицизма, во многом подготовила романтич.
 драму. Авторы М. сочетали трагическое и комическое, отказались от
 классицист-ских "единств", расширили тематику драматургии. В 20-е гг. 19
 в., под влиянием нарастающего недовольства нар. масс реакц. режимом
 Реставрации, во франц. М. усилились оппозиционные настроения. В ней
 появился одинокий, сумрачный герой, вступавший в борьбу со злом. В
 образах отрицат. героев находили отражение пороки представителей имущих
 классов - страсть к наживе, хищничество, обман, насилие. М. приобрела
 более мрачный колорит, участились тра-гич. развязки. Сближение с
 романтич. драмой наиболее ярко проявилось в творчестве В. Дюканжа
 ("Тридцать лет, или Жизнь игрока", 1827, "Ламмермур-ская невеста", 1828,
 и др.). Усиление реальных, жизненных мотивов происходит в англ. М.
 20-40-х гг. 19 в.; пьесы Д. У. Джерролда ("Черноглазая Сыо-зан", 1829),
 Э. Дж. Булвер-Литтона ("Герцогиня де Лавальер", 1836, "Лионская
 красавица", 1838, и др.) значительно правдивее ранних М.
  Большое влияние на развитие М. оказали революция 1830 во Франции и
 пролетарско-демократич. движение 30-х гг. В период Июльской монархии во
 Франции сложилась т. н. социальная М., авторы к-рой с глубоким
 сочувствием показывали нищету и бесправие народа, обличали преступления
 богатых и знатных, изображали "царство банкиров" как гос-во узаконенного
 грабежа. М. "Инженер, или Угольные копи" Дюверье (1836), "Богач и
 бедняк" Сувестра (1836), "Рабочий" Сулье (1840), "Парижский тряпичник"
 Пиа (1847) и др. с большим драматизмом рисовали социальные контрасты,
 взаимоотношения пролетариата и буржуазии. Однако в своей положит.
 программе авторы этих М. не шли дальше утверждения обществ, идеалов
 мелкобуржуазной демократии, призывали к благотворительности, видели в
 пролетариате только жертву общественной несправедливости, подчас
 проповедовали "единение" рабочих и их хозяев.
  В большинстве М. конца 30-40-х гг. 19 в. социаль-но-обличит. мотивы
 отсутствуют, на первый план выступают занимательность, нагромождение
 неправдоподобных событий. Таковы М., написанные Ж. Буша рди ("Рыбак
 Гаспардо", 1837, "Пастух Лазарь", 1840, и др.), О. Анисе-Буржуа
 ("Кровавая монахиня", 1835, "Хозяйка Сен-Тропеза", 1844, и др.). Во 2-й
 пол. 19 в., в условиях реакции, сменившей революционный подъём, получает
 распространение эпигонская бурж.-сентиментальная М. ("Два подростка"
 Декурсе-ля, 1898, и др.). Лишь отдельные М. этого времени отличались
 демократизмом, гуманистическими мотивами, обличительной тенденцией.
 Такова М. "Две сиротки" Деннери и Кормона (1874) во Франции и др.
  М. оказала большое влияние на искусство актёра. Чуждая рационалистич.
 догмам классицизма, она расширила диапазон актёрского творчества,
 подготовила сценич. реформы, осуществлённые т-ром романтич. и реалистич.
 направления 19 в.
  В нач. 19 в. переводная М. появилась на рус. сцене. Особенно широкое
 распространение в России она получила с конца 20-х гг. 19 в. В это время
 создаётся и рус. М., связанная гл. обр. с реакц. направлением в
 драматургии и проникнутая монархич., антиреали-стич. тенденциями (пьесы
 Н. В. Кукольника, Н.А.Полевого, Р. М. Зотова, П. Г. Ободовского и др.).
 Борясь за развитие реалистич. демократич. иск-ва, В. Г. Белинский, Н. В.
 Гоголь резко критиковали М. за отрыв от насущных интересов рус.

<< Пред.           стр. 500 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу