<< Пред. стр. 506 (из 913) След. >>
Das deutsche Drama, hrsg. von R. P Arnold, Munch., 1925; Block J.,Beitrage zu einer Wurdigung Diderots als Dramatiker, Konigsberg, 1888
(Diss.); Beclard L., Sebastien Mercier. Sa vie, son oeuvre, son
temps..., P., 1903;
Borkowsky E., Goethes und Schillers Dramen, Breslau, 1926; G a iff е
F., Le drame en France au XVIII s.. P., 1910; Gunther L., L'oeuvre
dramatique de Sedaine, P., 1908; H o l l K., Geschichte des deutschen
Lustspiels, Lpz., 1923; Thaler A., Shakespeare to Sheridan, L.- Oxf.,
1922. Л. Лев.
МЕЩЕРСКАЯ (наст. фам.- Пащенко), Анна Ефимовна (1.VI.1876-l.IV.1951)
- украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1946). Чл. Комму-нистич.
партии с 1938. Род. в семье чернорабочего. В 1895 поступила на проф.
сцену. Играла в Киеве, Харькове, Екатеринославе, Одессе. После
Октябрьской революции работала в т-рах им. И. Франко, им. М.
Заньковецкой, им. Артёма. В 1927-51 (с не-значит. перерывом) - актриса
одесского Т-ра им. Октябрьской революции. М. создала сценич. образы,
отличающиеся жизненной правдой, простотой, глубокой эмоциональностью.
Роли: Васса Железнова; Гурмыжская ("Лес"), Анна Андреевна
("Ревизор"), Ганна ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Шкандыбиха
("Лымеривна" Мирного), мать Лука-ша ("Лесная песня" Леси Украинки), Устя
("Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого), Дульская ("Мораль пани Дуль-ской"
Запольской), Мария Тарасовна, Варвара, Марфа ("Платон Кречет", "Богдан
Хмельницкий", "Правда" Корнейчука), Сафонова ("Русские люди").
МЖАВИЯ, Дмитрий Григорьевич [p.l2(24).IV.1896]- грузинский советский
актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В
1918-20 учился в театр. студии Джабадари в Тбилиси. С 1920 - актёр
Тбилисского груз. т-ра (ныне Т-р им. Руставели). М.- ученик реформатора
груз. т-ра К. Марджанишвили. Играет преим. характерные роли.
Роли: Шакро ("Дезертирка" Азиани, 1925), Звиада ("Лама ра" по Важа
Пшавела, 1926), Мирза ("Анзор" Шаншиаш-вили, 1928), Министр ("Последний
рыцарь" С. Клдиашвили, 1941), Шмага (1938); Мамаев ("На всякого мудреца
довольно простоты", 1944), Лизогуб ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука,
1940). Один из первых создателей образа В. И. Ленина на груз. сцене
("Человек с ружьём", 1939, и др. спектакли).
Лит-.: Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина
театр им. Руставели, Тбилиси, 1958. Г. Б.
МИГАЙ, Сергей Иванович [18(30). V. 1888- 8.XII. 1959] - русский
советский артист оперы (баритон), пэдагог. Нар. арт. РСФСР (1939). В
1911 окончил
Одесское муз. уч-ще (класс Ю. А. Рейдер); учился у М. Баттистини (во
время его приездов в Россию, 1911-13). В 1912-24 пел в Большом т-ре
(Москва). Занимался в Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С.
Станиславского. В 1924-27 М.- артист Ле-нингр. академич. т-ра оперы и
балета. В эти годы он становится крупнейшим оперным артистом Сов. Союза,
много гастролирует, особенно часто поёт в Тбилиси (исполнял партию
Эскамильо на груз. яз.). С 1927 поёт одновременно в Москве и Ленинграде.
Оперную деятельность закончил в 1941.
Партии: князь Игорь; Мизгирь ("Снегурочка"), Грязной, Демон, Онегин,
Елецкий; Роберт ("Иоланта"), Дон Жуан (о. п. Моцарта), Риголетто;
Миллер, Жермон, Ричард, Амо-насро ("Луиза Миллер", "Травиата",
"Бал-маскарад", "Аида" Верди) и др.
М. обладал полным красивым голосом большого диапазона (более двух
октав), гибкой вок. техникой. Искусство М. пленяло своей
эмоциональностью, ро-мантич. приподнятостью, мягким лиризмом.
М. вёл большую концертную деятельность. В 1941- 1949-солист
Всесоюзного радиокомитета. В 1948-57 вёл педагогич. работу в Моск.
консерватории (с 1952- проф.). Автор ряда искусствоведч. и методич.
работ.
Соч.: [Методический доклад на конференции по вокальному образованию],
в кн.: Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию,
М.-Л., 1941; "Советская музыка", 1952, .ј 6, с. 68-72; там же, 1957,
ј11, с. 29-33.
Лит.: Шавердян А., Большой театр Союза ССР, М., 1952, с. 56-57 и др.;
"Советская музыка", 1960, .No 2, с. 207. М. Р.
МЙДЛТОН (Middleton), Томас (18.IV.1570 - 4. VII. 1627) - английский
драматург. В период подъёма буржуазно-пуританской оппозиции М. выступил
против реакц. политики англ. абсолютизма, в частности против союза с
исп. монархией (пьеса "Партия в шахматы", 1625, за к-рую М. был отдан
под суд). В своих лучших произв. М. высмеивал буржуазию за её алчность и
бесчестность (памфлет "Чёрная книга", 1604, комедии из лондонской жизни,
лучшая из них - "Как надуть старика", 1608). Однако наряду с этим
творчество М. знаменует упадок англ. гуманистич. драмы (увлечение
внешними эффектами, элементы символики). Пьесы М. ("Женщины,
остерегайтесь женщин", изд. 1657, и др.) - типичные "драмы ужасов",
утверждающие неискоренимую испорченность человеческой природы и
господство над человеком демонич. сил.
Соч.: Works, v. 1-8, L., 1885-86.
Лит.: История англ. лит-ры, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945.
МИЕРЛАУК, Алексис (наст. фам. - Фридфельд) [3(15).IV.1866-19.IV.1943]
-латышский театральный деятель, режиссёр, актёр. Виднейший представитель
латышского демократич. и реалистич. сценич. иск-ва нач. 20 в.
Основоположник совр. латыш. режиссуры. Будучи рабочим, начал участвовать
в любительских спектаклях в Риге (1886). В 1890 был приглашён в Рижский
латышский т-р и стал проф. актёром. Упорным трудом, внимательным
изучением опыта рус. и нем. т-ра добился высокого актёрского мастерства.
Постановкой спектаклей "Мещане" (1904) и "На дне" (1906) в Рижском
латышском т-ре, получивших широкий отклик среди прогрессивной
общественности, М. начал свою режиссёрскую деятельность. В 1908-15
работал в Новом рижском т-ре, несколько лет был его директором. В 1911
он осуществил здесь первую пост. пьесы Я. Райниса "Огонь и ночь",
явившуюся значит. этапом в развитии латышского т-ра. Крупный успех имела
также пост. "Вей, ветерок!" Райниса (1914).
В годы войны (1915) М. работал в Петроградском Новом латышском т-ре.
В 1919 был режиссёром и актёром Рабочего т-ра Сов. Латвии, где пост.
"Враги" Горького и пьесу А. У пита "Один и многие". С 1919 работал в
Нац. т-ре (в 1919-21 был его директором). Здесь осуществил первые пост.
пьес Я. Райниса:
"Иосиф и его братья" (1920), "Играл я, плясал" (1921), комедии А. У
пита "Купальщица Сусанна" (1922).
Сценич. образы М. отличались эмоциональностью, глубокой типичностью,
смелостью в выборе средств актёрской выразительности.
Роли: Кленга ("В огне" Блаумана, 1905), Аттингаузен ("Вильгельм
Телль" Шиллера, 1905), Кангар ("Огонь и ночь" Райниса, 1911), старый
Индран ("Индраны" Блаумана, 1913), Николае ("Борьба за престол" Ибсена,
1921), Могри Мерт ("Бог мошны" Китцберга, 1921), Гаврила Белугин
("Женитьба Белугина" Островского и Соловьёва, 1928) и др.
Лит.: Grevins V., Aleksis Mierlauks, Riga, 1956. Я. К.
МИЖИТДбРЖИ, Билэгийн (р. 1915) - монгольский артист драмы. Засл. арт.
МНР. Чл. МНРП. В 1936 начал творч. деятельность в Военном т-ре. С 1939 -
актёр Гос. монг. т-ра. М. обладает отличными внешними данными,
выразительным жестом и мимикой.
Роли: Сары ("На границе" Турбина и Семёнова), Дашиц-эрэн ("Девушка
Будэ" Намдака), Далай ("Семьдесят небылиц" Ойдова), Машбат ("Братья"
Оюун), Отелло; Труффальдино ("Слуга двух господ") и др. Э. О.
МИЗАНСЦЕНА (франц. mise en scene - размещение на сцене) -расположение
актёров на сцене в определённых сочетаниях друг с другом и с окружающей
вещественной средой в тот или иной момент спектакля. Назначение M.через
внешние сочетания человеческих фигур на сцене выражать их внутр.
соотношения и действия (при изучении законов композиционного построения
М. образцами для режиссёра могут служить лучшие произведения живописи и
скульптуры).
M,- одно из важнейших средств образного выявления идейного содержания
пьесы. В непрерывном потоке сменяющих друг друга М. раскрывается логика
поведения действующих лиц, выявляются возникающие между ними отношения и
конфликты. Разработка M.- одна из важнейших функций режиссёра,
существенный компонент режиссёрского замысла спектакля, его
идейно-художеств. образного решения. В характере построения М. находят
выражение стиль и жанр спектакля. Так, напр., классич. трагедия требует
строгих и монументальных М., весёлая комедия строится на М. лёгких и
подвижных, быстро сменяющих друг друга, М. сатирич. комедии должны быть
графически чёткими, бытовой драмы-жизненно правдивыми и простыми. Стиль
М. в значит, степени зависит от найденного режиссёром для данного
спектакля решения - сочетания правдоподобия и условности. В реалистич.
спектакле это сочетание образует единое целое и имеет своей целью
раскрытие сущности изображаемой действительности. Выражая конкретный
смысл данной сцены, М. достигает иногда глубокого образного обобщения.
Через систему М. режиссёр придаёт спектаклю определённую пластич. форму:
"искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера
мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия
пьесы, выраженными пластически, через актеров" (Попов А., Художественная
целостность спектакля, 1956, с. 207). Одним из грубейших проявлений
ремесленничества в режиссёрском иск-ве является т. н.
"разводка"-режиссёр, разметив предварительно в экземпляре пьесы места и
передвижения действующих лиц, на репетиции механически разводит актёров
по этим местам. Заранее намеченный проект будущих М. требует проверки,
уточнения и развития в творч. взаимодействии режиссёра и актёров. Одним
из проявлений формализма в режиссёрском иск-ве является увлечение
внешней стороной М., любование их эффектностью, картинностью, независимо
от внутреннего смысла. М. должна ярко и точно выражать мысль режиссёра,
отвечать требованиям стиля и жанра спектакля, быть внутренне
(психологически) оправданной актёрами, возникать естественно,
непринуждённо и органично, быть одновременно жизненно правдивой и
типичной, характеризовать поведение данной группы действующих лиц в
данных обстоятельствах.
Процесс нахождения точных М. тесно связан с работой художника в
театре, к-рый вместе с режиссёром находит определённое пространственное
решение спектакля и создаёт необходимые условия для сценич. действия,
выраженного в ряде М. Большое значение при построении М. имеет наличие
опорных точек (колонна, стена, забор, определённом образом расставленная
мебель), а также поверхность пола: возвышения, лестницы, площадки,
ступени и т. п. создают выгодные условия для разнообразных и выразит. М.
с большим количеством действующих лиц (см. Массовая сцена).
Принципы творческого построения М. получили глубокую разработку в
практике рус. и сов. театра, в режиссёрской деятельности К. С.
Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б.
Вахтангова, А. Д. Дикого, А. Д. Попова и др.
Лит.: "Чайка" в постановке Московского Художественного театра.
Режиссёрская партитура К. С. Станиславского, M.-Л., 1938; Станиславский
К. С., Режиссёрский план "Отелло", М.- Л., 1945; Горчаков Н. М.,
Режиссёрские уроки К. С. Станиславского. Беседы и записи репетиций, 3
изд., М., 1952; его же, Беседы о режиссуре, М.- Л., 1941; Попов А л.,
Некоторые вопросы режиссуры. Опыт постановки народных сцен, "Театр",
1953, ј 10;
Попов А., Художественная'целостность спектакля, М., 1959, с. 207-48.
Бор. 3.
МИЗЕЦКИЙ, Юрий Митроф.анович (р. 1900) - русский советский актёр.
Нар. арт. Казах. ССР (1943). Окончил ГИТИС (1921). С 1922 работает в
т-рах Алма-Аты, Костромы, Пензы, Кирова и др. городов. Играл преим.
характерные роли.
Роли: Забелин ("Кремлёвские куранты"), Иван Коломий-цев
("Последние"), Чеснок ("В степях Украины" Корнейчука), Лотохин
("Красавец-мужчина" Островского), Черненко ("Семья" Понова) и др.
Выступал и как режиссёр.
А. Шн.
МИЗЮН, Григорий Михайлович (р. 7.IV.1903- 15.XII.1963)- украинский
советский драматург. В 1937 окончил Ин-т Красной профессуры в Харькове.
В 1923 написал и пост. массовое действо "Трипольская трагедия".
Автор пьес (указаны даты соч.): "Сила на силу" (1927), "Новыми
тропами" (1929), "Реконструкция" (1930), "Провинция" (1931), "Зигзаги"
(1933), "Криголам" (1934, т-р "Бере-зшь"), "Освобождённая совесть"
(1945), "Бьют ключи" (1962) и др.
В пьесах М. отражена борьба за коллективизацию, участие в ней
молодёжи. В 30-е гг. пьесы М. ставились на сценах т-ров Украины,
Белоруссии. В 1955 (совм. с Л. Балковенко) написал историч. драму
"Лукьян Кобылица" (Черновицкий т-р). Р. П.
MHHO(Milhaud), Дариюс (р.4.IX.1892) - французский композитор. Окончил
Парижскую консерваторию у П. Дюка, А. Жедальжа, Ш. М. Видора и В.
д'Энди. В 20-е гг. М. вместе с А. Онеггером и Ф. Пу-ленком входил в т.
н. "Шестёрку", стоявшую на новаторских позициях, с 1936 - в
прогрессивную "Нар. муз. федерацию" (Париж). В 1940-47 жил в США. С 1947
- проф. Парижской консерватории.
Автор опер: "Несчастья Орфея" (1926, т-р "Де ла Монне", Брюссель),
"Бедный матрос" (на текст Ж. Кокто, 1927, т-р "Опера комик", Париж),
триптих-"Христофор Колумб" (по П. Клоделю, 1930, Гос. опера, Берлин, под
упр. Э. Клейбера; пост. в разл. т-рах мира), "Максимилиан" (1932, т-р
"Гранд-Опера") и "Боливар" (1950, там же), "Медея" (1939, Флам. опера,
Антверпен), "Давид" (1955, т-р "Ла Скала"), "Фиеста" (1958, Гор. опера,
Берлин) и др.; балетов: "Бык на крыше" (1920, "Шведский балет", Париж),
"Сотворение мира" (1923, там же), "Голубой экспресс" (1924, "Русский
балет", Париж), "Моисей" (1957, т-р "Морлакки", Перуджа), "Роза ветров"
(1958, т-р "Альгамбра", Париж) и др. М. принадлежит музыка к пьесам
Эсхила, Еврипида, Аристофана, Шекспира, Р. Роллана, П. Клоделя, Ж. Ануя,
Ф. Гарсиа Лорки, Т. С. Элиота и др., ко мн. кинофильмам, а также соч. в
разл. жанрах (в т. ч. кантата "Огненный замок", посв. жертвам
гитлеровских концлагерей, 1954).
Количественно обширное творчество М. неровно и эклектично по стилю.
Живой интерес к нар. элементам и яркая характеристичность музыки
совмещаются в нём с чертами абстрактной конструктивности, являющейся
данью модернистским тенденциям (прежде всего увлечение
политональностью). В лучших произв. композитор ставит большие
гуманистич. проблемы, хотя и решает их идеалистически, иногда в
ре-лигиозно-католич. духе.
Лит. со ч.: Notes sans musique, P., 1949 (автобиогр.). Лит.: К р е и
н Ю., Дариус Мийо, "Советская музыка", 1957, ј 8; В е с k G., Darius
Milhaud, P., 1949.
МИКАШАВЙДЗЕ, Николай Варламович [р.2(15).1Х. 1909] - грузинский
советский актёр. Нар. арт. Абх. АССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с
1956. Сценич. деятельность начал в 1924 в самодеятельных кружках
Кутаиси. С 1926-актёр Кутаисского т-ра, в 1929-39- груз. ТЮЗа (Тбилиси).
С 1939 работает в Сухумском груз. т-ре.
Роли: Робин Гуд (о. и. Заяицкого), Борис Дзнеладзе (о. п.
Нахуцришвили) - в ТЮЗе; Анания Глаха ("Измена" Сумбатова). Президент
("Коварство и любовь"), Фернандо ("Деревья умирают стоя" Касоны) - в
Сухуми,
МИКАЭЛИ (Michaeli), Луиза Шарлотта Элена (17. V. 1830-23. II. 1875) -
шведская артистка оперы (сопрано). В 1849 дебютировала в партии Эльвиры
("Дон Жуан" Моцарта) на сцене Королевской оперы в Стокгольме. В 1859-63
пела в лондонском т-ре "Маджестик", гастролировала в др. странах.
Обладала выразит, голосом яркого серебристого тембра.
Партии: Маргарита, Изабелла, Берта, Селика ("Гугеноты",
"Роберт-Дьявол", "Пророк", "Африканка" Мейербера), Графиня, Донна Анна,
Памина и Царица Ночи ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта"),
Леонора, Эльвира ("Трубадур", "Эрнани" Верди), Норма (о. п. Беллини),
Клитемнестра ("Ифигения в Авлиде" Глюка) и др.
Лит.: Hedberg F., Luise Michaeli, в кн.: Svenska operasangare.
Karakteristiker och portratter, Stockh., 1885.
МИКАЭЛЯН, Людвиг Арсенович [p. 4(17).IX.1905]- армянский советский
драматург. Окончил филологич. ф-т Ереванского педагогич. ин-та (1933).
Автор историч. трагедии "Гош" (1936, Ленинаканский т-р) о крестьянском
движении в Армении 14 в., "Вараздат" (1941, там же) о борьбе с
иноземными завоевателями в 5 в., "Артавазд II" (1946) из эпохи 1 в. до
н. э. Пьесы "Гош" и "Вараздат" сохраняются в репертуаре арм. театров. Б.
А.
МИКЕЛАДЗЕ, Георгий Ильич [р. 1(13).1892] - грузинский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). С 1912 выступал в
любительских спектаклях. В 1924 окончил театр. ин-т в Тбилиси. В 1926 -
актёр Батумского т-ра. В 1928 участвовал в создании груз. ТЮЗа, где
работал режиссёром до 1933. В 1933 организовал в Тбилиси первый груз.
т-р кукол и теней, к-рым бессменно руководит (гл. режиссёр). Пост. здесь
спектакли: "Цкипа" Кобели (1939), "Волшебная лампа Алладина" Гернет
(1944), "В горах Сванетии" Белиашвили (1945), "Ломуа Дарубани" Гордадзе
(1950), "Мзечабуки" Го-гиашвили и Джалагания (1960), "Кот в сапогах"
Бру-севича (1953), "Большой Иван" Образцова и Преображенского (1947).
Способствовал организации кукольных т-ров в др. городах Грузии. Г. Б.
МИКЕЛАДЗЕ, Евгений Семёнович (27.VI.1903 - XII. 1937) - грузинский
советский дирижёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). Окончил Ленингр.
консерваторию (учился у Н. А. Малько и А. В. Гаука). В 1931-37-дирижёр
(в 1933 - гл. дирижёр) Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.
Под рук. М. были исполнены оперы: "Так поступают все" Моцарта,
"Фауст", "Кармен"; "Аида", "Отелло" Верди;
"Князь Игорь", "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Пиковая дама";
"Абесалом и Этери", "Даиси" Палиашвили, "Дареджан Коварная"
Баланчивадзе, "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили и др.; балет
"Щелкунчик". Выступал также как симф. дирижёр.
Лит. (на груз. яз.): Тактакишвили Г., Евгений Микеладзе, Тбилиси,
1959; его же, Евгений Мике-Лгчдзе, "Дроша", 1959, .ј1;Кашмадзе Ш.,
Тбилисский театр оперы и балета, ч. II. 1921-51, Тбилиси, 1955.
МИКИТЕНКО, Иван Кондратьевич (6.IX.1897 - 4. X. 1937) - украинский
советский писатель, драматург, публицист. Член Коммунистической партии с
1925. Родился в бедной крестьянской семье. Окончил Херсонское
военно-фельдшерское уч-ще. Во время первой мировой войны был на фронте.
По возвращении заведовал лекпунктом села Нечаевка. Там с группой местной
молодёжи организовал драм. кружок, написал для него свои первые
одноактные пьесы "Когда-то и теперь", "На плодородной земле", "В борьбе"
(1922, изд. 1925). В 1922 поступил в Одесский мед. ин-т (в 1927 окончил
ин-т в Харькове).
В 1925-26 заведовал лит. частью одесского т-ра "Держдрама" (ныне Т-р
им. Октябрьской революции). В 1924 были опубликованы одноактные пьесы М.
о жизни сов. молодёжи ("Советское рождество", "Благодарю Вас"),
ставившиеся драм. кружками одесских вузов. Эти пьесы показывали эпизоды
из жизни укр. села в период нэпа.
В 1927 М. написал первую многоактную пьесу "Иду" об организации на
селе первых коммун (не пост.). Широкую известность принесла М. пьеса
"Диктатура" (1929) о коллективизации, борьбе с кулачеством. В 1930 пост.
пьесы "Кадры" ("Светите нам, звёзды") о воспитании новой сов.
интеллигенции, о строительстве сов. высшей школы в 20-х гг.; в
1931-"Дело чести" ("Уголь") о самоотверженном труде донецких шахтёров, в
1934 -"Бастилия Божьей матери", показывающая единство классовых
интересов рус. белогвардейцев и укр. бурж. националистов, и "Маруся
Шурай" по мотивам укр. нар. легенды. К 20-летию Октябрьской революции М.