<< Пред. стр. 510 (из 913) След. >>
принимает участие в создании кинофильмов ("Мы - дети моря", 1956, идр.).
Лит. (на япон. яз.): И б а р а к и Т а д а с и, Сёва-но сингэки,
Токио, 1956; Гэкидан мингэй-но кироку, Токио, 1960; на рус. яз.-О д з а
к и К., Новый японский театр. М., 1960. Д. Г.
"МИНЬОН" ("Mignon") - опера А. Тома, либр. М. Кар-ре и Ж. Барбье по
роману Гёте "Годы учения Вильгельма Мейстера". Пост. 17 нояб. 1866,
"Опера комик", Париж (Миньон- Галли-Марье, Филина - Кабель, Вильгельм
Мейстер - Ашар, Лотарио - Баттай, Лаэрт - Кудерк, Ярно - Бернар,
Фредерика - Вуази).
В России впервые пост. в Петербурге итал. оперной труппой 26 дек.
1871. На рус. яз. пост. 15 сент. 1896, Рус. частная опера, Москва
(Миньон - Любатович, Вильгельм Мейстер - Осипов, Филина - Ростовцева). В
1912 пост. в Большом т-ре, Москва (дирижёр Купер, реж. Лосский;
Миньон - Гукова, Филина - Нежданова, Вильгельм Мейстер - Собинов,
Лотарио - Петров, Фредерика - Павлова, Лаэрт - Эрнст). На сов. сцене
пост. 27 нояб. 1918, Михайловский т-р (Малый оперный т-р), Петроград
(дирижёр Фиттельберг, пост. Боссе, реж. Циммерман, худ. Зандин;
Миньон - Леонова, Вильгельм Мейстер - Поземковский, Филина -
Вронская, Лотарио - Андреев, Лаэрт - Боссе, Ярно - Преображенский,
Фредерика - Ведерникова).
Издания: "М.". Клавир, Р., Heugel et Cie, [1868]; с рус. текстом, М.,
Юргенсон, 1889. /7. Г р.
"МИР ИСКУССТВА" - творческое объединение художников, существовавшее с
конца 90-х гг. 19 в. до 1924. В "М. и." входили: А. Н. Бенуа, Б. И.
Анис-фельд, Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, М. В. Добужин-ский, Е. Е.
Лансере, примыкали А. Я. Головин, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Б. М.
Кустодиев, В. А. Серов и др. Выступая против навязчивой тенденциозности,
"литературности", низкой живописной культуры эпигонов передвижников,
стремясь вернуть живописи её специфич. средства выражения, поднять
интерес к вопросам формы и мастерства, художники "М. и." в то же время
отрицали необходимость социальной направленности иск-ва и не имели
чёткой, единой обществ.-политич. программы. Яркая декоративность цвета,
тонкое чувство стиля, решающая роль антуража, свойственные станковым
произв. художников "М. и.", обусловили их обращение к т-ру; в
театр.-декорац. живописи они видели возможность решения больших,
серьёзных задач, выхода за рамки камерной тематики. Художники "М. и."
утвердили живопись на рус. сцене, способствовали значит, подъёму рус.
декорац. иск-ва. В то же время деятельность
"М. и." носила противоречивый характер. Нек-рыс из участников
объединения отстаивали самодовлеющее значение театр. живописи,
пренебрегали др. компонентами спектакля (против чего активно выступал А.
Бенуа).
В области муз. т-ра художники "М. и." продолжали реформу оформления
спектакля, начатую декораторами Оперы Мамонтова (см. Московская частная
русская опера). С "М. ил непосредственно связано устройство С. П.
Дягилевым (один из организаторов "М. и.") "Русских сезонов за границей",
во время к-рых декорации Бенуа, Бакста, Головина и др. были высоко
оценены мировой общественностью.
Лит.: Б e н у а А. Н., Возникновение "Мира искусства", Л., 1928; А.
Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине,
Л.М., 1960; Г р а б а р ь И. Э., Моя жизнь. Автомонография, М.- Л.,
1937, с. 147-90;
Соколова Н., Мир искусства, М. - Л., 1934; Б а с-с ex ее А.,
Художники на сцене МХАТ, М., 1960; К а-менскийА., О "живописности" и
"сценичности", "Театр", 1957, ј 9; Б e р e з к и н В., Художественный
театр и "Мир искусства", "Художник", 1963, ј 1. ц. Бер.
"МИР ИСКУССТВА" - русский художественно-литературный журнал,
издававшийся в Петербурге в 1899-1904. Редактор С. П. Дягилев и А. Н.
Бенуа. В литературном разделе журнала сотрудничали критики и писатели
преим. символистского направления. В художеств. разделе журнала,
отражавшем в осн. позиции объединения "Мир искусствам, помещались
репродукции произв. крупнейших мастеров рус. и зарубежного изобразит,
иск-ва, в т. ч. эскизы театр. декораций, статьи о творчестве художников.
Большое внимание "М. и." уделял т-ру (статьи о МХТ - "Театр будущего",
"Доктор Штокман", "Три сестры" и др). , В. Бер.
МИРА ДЕ АМЕСКУА (Mira de Amescua), Антонио (р. между 1574-77 - ум.
1644) - испанский драматург. Писал комедии на сюжеты Библии и житий,
историч. и бытовые комедии, ауто. Лучшая пьеса М. де А.- "Слуга
дьявола"- основана на агиографич. легенде о человеке, вступившем в
сделку с дьяволом. Сюжет этот получил впоследствии широкое
распространение в мировой драматургии ("Фауст" и др.). Среди комедий М.
де А. получили известность "Несчастная Рахиль", написанная на материале
исп. легенды, "Колесо Фортуны", "Скромный и отважный любовник". Влияние
драматургии М. де А. проявилось в пьесах П. Кальдерона, А. Морето.
Соч.: Comedias, в кн.: Dramaticos contemporaneos a Lope de Vega, t.
2, Madrid, 1858 (Biblioteca de autores espanoles, v. 45) и в кн.:
Teatro, a cura di A. Valbuena Prat, v. 1-2, Madrid, 1926-28 (Clasicos
castellanos, v. LXX e LXXXII dei).
Лит.: Cotarelo у Могу E., Mira de Amescua y su teatro, Madrid, 1931.
Я. Г.
МИРАГЯН, Геворк (20.1.1840-22.1.1875) -армянский актёр. Один из
представителей арм. реали-стич. т-ра 19 в. В 1864 под псевд. "Вауни"
вступил в товарищество арм. актёров, возглавляемое основателем арм.
проф. т-ра нового периода Г. Чмшкяном, и вскоре приобрёл славу
талантливого актёра-комика. Большим успехом пользовался в оригинальной
драматургии, гл. обр. в пьесах Г. Сундукяна, М. Тер-Григоряна. Был
первым исполнителем роли Гико в пьесе "Пэпо" Сундукяна (1871). С. Мел.
МИРАГЯН, Гедеон (1859-14.1.1919) -армянский актёр. Спенич.
деятельность начал в 1884. Выступал на арм. и груз. сцене (под фам.
Гедеванов). Играл характерные роли: Замбахов, Осеп ("Хатабала",
"Разорённый очаг" Сундукяна), Полоний ("Гамлет"), Тартюф и др. Переводил
пьесы. Занимался педаго-гич. работой. С. Мел.
МИРАКЙЛОВ, Миршахид (1900-21.X.1959) -узбекский советский актёр. Нар.
арт. Узб. ССР (1937). Сценич. деятельность начал в 1915; участвовал в
работе любительских кружков Коканда. Один из учеников и соратников
Хамзы. После Октябрьской революции работал в Ферганском т-ре. С 1925 -
актёр Самаркандского т-ра(с 1927- Т-ра им. Хамзы). М. был актёром яркого
комедийного дарования, он использовал сатирическое заострение, тонкую,
насмешливую иронию, язвительный, едкий сарказм или мягкий,
доброжелательный, шутливый юмор. Иск-во М. отличалось оптимизмом, ярким
темпераментом. Актёр творчески претворял традиции узб. нар. т-ра кызыкчи
(острая импровизация, яркая мимика) . Мастер "маленьких ролей", М.
придавал своим героям неповторимую характерность.
Роли: Подколесин ("Женитьба", 1926), Домулла ("Два коммуниста"
Яше-на, 1929), Бобчинский (1935), Завхоз ("Новба-хор" Уйгуна, 1949),
Надзиратель ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952), Ризамат
("Больные зубы" Кахха-ра, 1954). Играл простых людей, задавленных
тяготами жизни: Акбарали ("Наказание клеветников" Хамзы, 1922), Пикапов
("Любовь Яровая", 1937), Рыбак ("Сказка о рыбаке и рыбке" по Пушкину,
1948) и др. Снимался в кино.
Лит.: Фельдман Я., Характер народа и сценические образы, Ташкент,
1962; Гос. ордена Ленина академич. Узб. театр драмы им. Хамзы, Ташкент,
1957. }J. ф.
МИРАКЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculun- чудо) - жанр
средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет к-рой
основан на "чуде", совершаемом святым или девой Марией. Начав своё
развитие в 13 в. во Франции, М. в 14 в. получил широкое распространение
во всех странах Зап. Европы. В М. пропагандировалась христианская
мораль, изображалось вмешательство небесных сил в судьбу человека,
приводящее к торжеству добродетели и наказанию порока. Легендарные
сюжеты нередко использовались в М. для осуждения социального произвола и
эгоистич. страстей. Первое известное произв. этого жанра - "Игра о св.
Николае" (1200) франц. трувера Жана Боделя - сюжетно связано с событиями
крестовых походов 12-13 вв., в нём пропагандировались религиозные идеи.
В миракле Боделя имелись и сцены бытового характера (эпизоды в
трактире). Стремление раскрыть внутр. переживания героя проявилось в
"Миракле о Тео-филе" трувера Рютбёфа (ок. 1261). Реалистич. мотивы,
характерные для М. этого времени, свидетельствовали об усилении
жизненных черт в иск-ве ср.-век. т-ра. Обострение феодальных
противоречий в 14 в., бедственные события Столетней войны (1337-1453)
привели к усилению критич. тенденций в М. В цикле М. о деве Марии (14
в.), состоящем из 40 пьес, получили отражение жестокий произвол
рыцарства ("Миракль о Роберте-дьяволе"), порочные нравы феодалов и
ка-толнч. духовенства ("Миракль о Берте с большими ногами", "Спасённая
аббатиса"). М. часто создавались также на сюжеты латинских авантюрных
повестей, гор. фаблио и эпич. поэм. Усиление реалистич. элементов в М.
сопровождалось вытеснением божественных персонажей и вело к превращению
М. в бытовую назидательную драму, сохраняющую, однако, принципы
христианского морализирования ("Миракль о Гризельде"). В Италии в М.
"Представление о Стелле и "Представление о св. Уливе" ещё в большей
степени заметно освобождение от религиозных мотивов. Но реалистич. черты
в обрисовке быта и образов М. носили внешний характер, поступки героев
определялись не внутр. психологич. причинами, а догматами христианской
этики. Нравств. перерождение персонажей, олицетворявших греховное
начало, было в прямой зависимости человека от божьей воли. Эта
двойственность жанра М. свидетельствовала о незрелости бюргерского
сознания, ищущего компромисса с церковной ортодоксальностью. В Англии
термин "М." употреблялся также для обозначения жанра мистерии. В Испании
М. были близки ср.-век. ауто ("Ауто о трёх волхвах", конец 12 - нач. 13
вв.).
В эпоху Возрождения М. сохранился как оружие церковной идеологии, его
продолжением были "пьесы о святых", широко распространённые в католич.
Испании 15-17 вв. Использование жанра М. исп. драматургами нового
времени (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П. Кальдерон) приводило их к
компромиссу или прямому подчинению церковной идеологии. В 17- 18 вв. М.
в своём канонич. виде сохранились только в репертуаре иезуитских
школьных театров.
В конце 19-1-й четв. 20 вв. увлечение религиозной тематикой в
символистском т-ре и драматургии приводило к возрождению ср.-век. М. В
отд. случаях сюжет "чуда" получал сатирич. истолкование ("Чудо святого
Антония" Метерлинка), но гл. обр. служил формой мистич. мировоззрения и
выражал анти-реалистич. устремления декадентского т-ра.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т, 1, М., 1956; Хрестоматия по истории западноевропейского
театра, сост. и ред. С. Мокульского, т. 1, М., 1953; Theatre francais au
Moyen age, ... pubL par L. Monmerque et Fr. Michel, P., 1842; Petit de
Julleville L.,Le theatre en France. Histoire de la litterature
dramatique, P., 1889; Cohen G., Le theatre religieux, в его кн.: Le
theatre en France au Moyen age, pt. l, P., 1948. Гр. Б.
"МИРАНДОЛЙНА" - см. "Хозяйка гостиницы".
МИРБО (Mirbeau), Октав (16.II.1850-16.II.1917)- французский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1896. В остроконфликтной пьесе
"Дурные пастыри" (1897, т-р "Ренессанс") чётко обрисовано столкновение
между хозяином фабрики и рабочими, устраивающими забастовку. В пьесе
"Очаг" (1908, т-р "Комеди Франсез") сатирически изображена бурж.
филантропия. В центре лучшей пьесы М. "Дела есть дела" (1903, "Комеди
Франсез") создан собирательный образ беспринципного богача-выскочки,
"фанатика стяжания", по словам М. Горького. М. принадлежат также
одноактные пьесы-памфлеты, "фарсы и аллегории", бичующие бурж. общество.
Отрицание ка-питалистич. действительности определяет сатирич. пафос пьес
М., направленный против фабрикантов и промышленников, против фальши, псе
вд о демократизма, бесчеловечности. Нигилизм, анархистские мотивы,
характерные для творчества М. в целом, заметны лишь в "Дурных пастырях".
На рус. сцене ставились пьесы "Дела есть дела" (под назв. "Рабы
наживы", 1903, Т-р Корша, Москва), одноактная пьеса "Вор" (1918, Нар.
художеств. т-р, Москва).
С о ч.: Theatre, Р., 1922; в рус. пер.- Полн. собр. соч., т. 1-10,
М., 1908-11 (т. 6 и 9 - пьесы).
Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959;
Descaves P., Octave Mirbeau, "Erasme", P., 1947, .ј 18.
МИРЕЦКИЙ (Mirecki), Францишек (l. IV. 1791 -29. V. 1862) - польский
композитор, дирижёр, педагог. В 1814 окончил Краковский ун-т (ф-т
классич. филологии). Первые муз. знания получил от своего отца -
известного краковского органиста. В дальнейшем совершенствовался по фп.
у И. Гуммеля (Вена), по композиции - у Л. Керубини (Париж). В 1822- 1836
работал в Милане и Генуе дирижёром и вок. педагогом. В составе итал.
оперного ансамбля гастролировал в Португалии, Англии, Франции. В 1838
вернулся в Польшу; основал в Кракове муа. школу, в к-рой вёл класс
оперного пения. М.- автор опер:
"Эвандр в Пергаме" (1824, Генуя), "Два каторжника" (1826, т-р
"Сан-Карлуш", Лиса бон), "Корнелий Бенти-вольо" (1844, т-р "Ла Скала"),
"Ночлег в Апеннинах" (по сюжету А. Фредро, 1845, Краков) и др.,
зингшпиля "Цыгане" на текст Я. Б. Княжнина (1822, Варшава), балетов
"Октавия" (1823, т-р "Ла Скала"), "Замок в Кенильворте" по В. Скотту
(1824, там же).
Лит.: Биографии композиторов с IV-XX век, с портретами, М., 1904;
Jachimecki Z., Muzyka polska w rozwoju historycznym..., t. l, cz. 2,
Kr., 1951; Opery polskie, opracowal Kornel Michalowski, [Kr., 1954].
МИРЗАЕВ, Бобарахом (1907-57) - узбекский советский артист оперы
(баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1950). Учился в Моск. консерватории. В
1926 М.-солист Узб. муз.-этнографич. ансамбля, в 1927- артист Муз.-драм.
т-ра в Коканде, с 1928 -Узб. муз.-драм. театра в Ташкенте. Играл
характерные и бытовые роли: Нигмат ("Халима" Зафари), Юл-даш, Кадыр
("Ичкарида", "Гюльсара" Яшена и Муха-медова) и др. С 1939 - солист Т-ра
оперы и балета им. Навои.
Партии: Пристав ("Буран" Ашрафи и Василенко), Дав-рон-ота (о. п.
Садыкова и Козловского), Ер-Таргын (о. п. Брусиловского), Томский
("Пиковая дама"), Эскамильо ("Кармен") и др. Исполнял узб. нар. песни.
С. Мир., Е. Фр.
МИРЗОЯН, Ашот Оганесович (р.25.Х.1913) - армянский советский
театральный художник. Засл. деятель иск-в (1956). Чл. Коммунистич.
партии с 1951. В 1938 окончил ленингр. Академию художеств. В 1938-45 был
гл. художником Армянского ТЮЗа. Оформил спектакли "Разбойники" (1939),
"Недоросль" (1946), "Сон в летнюю ночь" (1944). С 1947- гл. художник
оперного Т-ра им. Спендиарова. Спектакли:
"Мазепа" Чайковского (1950), "Героиня" Степаняна (Гос. пр., 1951),
"Арцваберд" Бабаева (1957), "Отел-ло" (1959); "Спартак" Хачатуряна
(1961). Л. Хал.
МИРЗОЯН, Вартан Мирзоевич [17(29).VII.1877]- армянский советский
актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1949). Спенич. деятельность начал в 1897 в
Тифлисе. В 1903-07 учился на муз. курсах в Петербурге. В 1907-18 работал
актёром т-ра Арм. драм. об-ва и в др. арм. т-рах Тифлиса. В 1921-27
-актёр и режиссёр арм. т-ров Ленинакана, Баку, Тбилиси. М.- один из
основателей Армянского ТЮЗа, где работал 25 лет. Характерный актёр.
Роли: Воскан ("Злой дух" Ширванзаде), Зимзимов ("Пэпо" Сундукяна),
Григор-ага ("Утёс" Папазяна), Анания Глаха ("Измена" Сумбатова-Южина) и
др. С 1929 преподавал в Ереванском театр. техникуме и в
театр.-художеств. ин-те (грим). Б. А.
МИРНЫЙ, Панас (наст. имя и фам.- Афанасий Яковлевич Рудченко)
[1(13).V.1849, Миргород,- 28.1.1920]-украинский писатель, драматург.
Род. в семье мелкого чиновника. 14-летним юношей поступил на казённую
службу. Лит. деятельность начал в 1872. Творчество М. формировалось под
влиянием рус. и укр. революц. демократич. интеллигенции. По мотивам нар.
песни о Бонда ривне создал пьесу "Лы-меривна" (1883), в к-рой
раскрывается горькая судьба женщины в среде мещан-ростовщиков (роль
героини в 1892 сыграла М. К. Заньковепкая). Написал комедию "Перемудрил"
(1885), драму "У черницях" (1884) и др. Перевёл "Доходное место" и
"Грозу" Островского.
Лит.: История украинской литературы, т. 1, Киев, 1954. Я. Д.
МИРОВ, Лев Борисович (р.26.XII.1903) - советский артист эстрады;
конферансье. Засл. арт. РСФСР (1953). В 1925-28 выступал в т-ре "Синяя
блуза". В 1928-31-в Моск. т-ре обозрений, в 1931-34-в Мюзик-холле. В
1934 организовал т-р Художественных миниатюр в г. Горьком. В 1937 начал
работу на эстраде с Е. П. Дарским (1902-51). Миров и Дарский создали
новый эстрадный жанр, т. н. "парного конферанса". Артисты разыгрывали
сатирич. интермедии, в к-рых высмеивали разл. отрицат. явления в жизни
общества ("Отсутствие собственного мнения", "Отелло", "Подхалимаж").
После смерти Дарского выступает с М. В. Новицким. А. Гох.
МИРОВИЧ (наст. фам.- Д ун а е в), Евстигней Афиногенович
[29.VII(10.VIII).1878-16.II.1952]- белорусский советский режиссёр,
актёр, драматург, педагог. Нар. арт. БССР (1940). Род. в Петербурге в
семье железнодорожника. Окончил театр. курсы им. Волкова в Петербурге.
Спенич. деятельность как актёр и режиссёр начал в Петербурге в 1900 в
Адмиралтейском т-ре, затем работал в Екатерининском т-ре (1903),
Кронштадтском т-ре "Коммерч. собрания" (1910), Троицком (1912), Интимном
(1913-14), Литейном (1914- 1917) т-рах. С 1906 выступал как драматург.
Первая пьеса - "Опекуны". В дореволюц. т-ре шли пьесы М* "Театр купца
Епишкина", "Графиня Эльвира", "Вова приспособился" и др.
С 1919 М. работал в Белоруссии. В 1921-31 был художеств.
руководителем 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (Т-р им. Я. Купалы). В
1932-37 - организатор и худ. рук. первого в Белоруссии колх.-совх. т-ра,
в 1937-40-худ. рук. Белорус. ТЮЗа, в 1941-45 - режиссёр Т-ра им. Я.
Купалы, с 1945 - худ. рук. и зав. кафедрой мастерства актёра Белорус.
театр. ин-та (с 1945 - профессор). М. написал пьесы из жизни белорус.
народа: "Машека" (1923), "Кастусь Ка-линовский" (1923), "Коваль-воевода"
(1925), "Карьера товарища Брызгалина" (1925), "Победа" (1926), "Запоют
веретена" (1928) и др. М.- один из основоположников Т-ра им. Я. Купалы,
воспитатель первого поколения актёров и режиссёров этого т-ра. В своей
практике М. следовал лучшим реалистич. традициям рус. т-ра. Пост.
спектакли: "На купалле" Чарота (1921), "Машека", "Кастусь Калиновский",
"Коваль-воевода", "Карьера товарища Брызгалина", "Победа";
"Мятеж" по Фурманову (1927), "Мост" Романовича
(1929), "Междубурье" Курдина (1929), "Гута" Кобеца
(1930) - в Т-ре им. Я. Купалы; "Как закалялась сталь" (1937);
"Чудесная дудка" Вольского (1939), "Доходное место" (1941) - в Белорус.
ТЮЗе.
Лит.: Няфёд Ул., Беларуси! тэатр, М?нск, 1959;
Пятров?ч С., Творчая дзейнасць Я. А. М?ров?ча да Кастрычн?цкай
рэвалюцы?, в кн.: Беларускае мастацтва. Зборн?к артыкула ? матэрыяла,
М?нск, 1960, с. 65-76; его ж е, Я. А. М?ров?ч? яго роля у разв?цц?
бэларускага тэатра, "Весц? АН БССР. Сер. грамадск?х навук", 1961, ј 1,
с.95-105;Бутаков А., Искусство жизненной правды, Минск, 1957. В. Н.
МИРОНАЙТЕ, Моника Пятро [р. 12(25).IV. 1913] - литовская советская
актриса. Нар. арт. Лит. ССР (1959). В 1935 окончила драм. студию в
Каунасе. В 1936-40 - актриса Каунасского т-ра. С 1940 М. работала в Т-ре
драмы Лит. ССР (Вильнюс), с 1955- в Вильнюсском рус. т-ре. М. создала
светлые образы женщин, борющихся с "тёмным царством",- Аксюша, Лариса,
Варвара, Параша ("Лес", "Бесприданница", "Гроза", "Горячее сердце"
Островского); роли в пьесах Горького - Надя, Шура Булычева, Монахова