<< Пред.           стр. 518 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Издания: "М. г.", клавир, перевод с укр. М, Исаковского, М., Музфонд
 СССР, 1951; М., Музгиз, 1956. Н. Гр,
  "МОЛОДАЯ ГЕРМАНИЯ" (Junges Deutschland) - немецкая литературная
 группа. Состояла из буржуазно-либеральных нем. писателей (К. Гуцков, Л.
 Вин-барг, Г. Лаубе, Т. Мундт, Г. Кюне и др.). Сложилась в Германии в
 нач. 30-х гг. 19 в. в условиях политич. подъёма, обусловленного влиянием
 Июльской революции 1830 во Франции. В деятельности "М. Г." выражалась
 оппозиция нем. буржуазии реакционному феодально-монархич. строю
 Германии. Эта не оформленная организационно группа была разнородной по
 своим политич. убеждениям. В декларациях "М. Г." выражались абстрактные
 призывы к "свободе" и "духовной революции", критика религии,
 мелкокняжеского абсолютизма и мещанской морали, проповедь эмансипации. В
 1835 Союзный сейм запретил публикацию сочинений писателей "М. Г." и Г.
 Гейне "за атеизм и безнравственность" (запрет был снят в 1842). В
 результате преследований "М. Г." распалась, её члены дали подписку в
 лояльности и примирились с существующим политич. строем.
  "М. Г." выдвинула двух крупных драматургов - К.Гуцкова и Г. Лаубе.
 Члены "М. Г." видели в т-ре трибуну для пропаганды своих идей, они
 считали, что т-p должен ставить политич. проблемы современности, быть
 актуальным и реалистическим, служить оружием в борьбе со старой
 Германией. Эта критич. направленность проявилась в драмах К. Гуцкова,
 особенно в трагедии "Уриэль Акоста" - единственном подлинно художеств.
 драм. произв. "М. Г.", а также в историч. драме Лаубе "Ученики школы
 Карла" (1859) - о юности Шиллера.
  Лит.: К. Маркс и Ф, Энгельс об искусстве, т. 1-2, М.- Л., 1957; М е p
 и н г Ф., Литературно-критические работы, пер. с нем., т. 2, М.-Л.,
 1934; Троицкий 3. Л., Карл Зейдельман и формирование сценического
 реализма в Германии, М.-Л., 1940; Б p а н д е с Г., Собр. соч., пер. с
 датск., т. 11-12, 2 изд., СПБ, [б. г.]; Dietze W., Junges Deutschland
 und deutsche Klassik, B., [1957]; H o u b en H. H., Jungdeutscher Sturm
 und Drang, Lpz., 1911; Martersteig M., Das deutsche Theater im 19.
 Jahrhundert, 2. Aufl., Lpz., 1924; W eh l F., "Das Junge Deutschland",
 Hamb., 1886. Harn. B.
  "МОЛОДАЯ ТРАППА" - труппа из артистической молодёжи, организованная в
 Петербурге русским театральным деятелем, драматургом и режиссёром А. А.
 Шаховским (1813-14). Спектакли "М. т." давались в помещении Нового
 театра на Дворцовой площади.
  МОЛОДОЕ, Игнатий Осипович [р.2(15).ХЛ905] - чувашский советский
 актёр. Нар. арт. Чуваш. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1942.
 Окончил (1932) Чуваш, муз.-театр. техникум. С 1932 - актёр Чуваш, драм.
 т-ра (Чебоксары). В 1937-39 был худ. рук. колхозных т-ров Чуваш. АССР.
 Пост. там спектакли - "Земля" Вирты (1938), "Женитьба" (1939). С 1939
 снова в Чуваш, т-ре.
  Роли: Президент ("Коварство и любовь", 1933), Ванюк ("Ялта" Павлова,
 1933-45), Берест (1936), Тохтман ("Нар-спи" по К. В. Иванову, 1941-61),
 Отелло (t42), Несчастливцев (1943), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор", 1948),
 Андрей ("Что такое счастье?" Терентьева, 1959) и др.
  М. - автор ряда пьес, в т. ч. инсценировки поэмы К. В. Иванова
 "Нарспи". Ф. Р.
  МОЛОДОЙ ТЕАТР - см. Театр-студия под руководством С. Н. Радлова.
  "МОЛОДОЙ ТЕАТР" - один из первых украинских советских театров. Был
 организован в Киеве в ноябре 1916 и просуществовал до апреля 1919.
 Коллектив возглавил режиссёр А. Курбас. В труппу входили: Г. Юра, В.
 Васильке, К. Кошевский, В. Чистякова, А. Ватуля, худ. А. Петрицкий. В
 декларации "М. т." (1918) было сказано, что он противостоит старым,
 отжившим традициям, но главенствующее значение в спектаклях т-ра
 получили режиссёрские эксперименты. Репертуар "М. т." отличался
 эклектизмом. Наряду с "Тартюфом" (1918), "Царём Эдипом" Софокла (1918)
 здесь ставились пьесы украинских буржуазных националистов Винниченко и
 Пачовского.
  После установления Сов. власти в Киеве "М. т." был слит с Первым гос.
 т-ром им. Шевченко (ныне Днепропетровский т-р) под рук. режиссёра А. Л.
 За-гарова.
  Лит.: Укранський драматичний театр. т. 2, КИ!Р,. 1959;
 Лггературно-критичний альманах, кн. l, KHIB, 1U1S. В. Ник.
  МОЛОСТВОВ-АСТАФЬЕВ, Святослав Владимирович (р. 5. XI 1.1907) -
 русский советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии
 с 1948. В 1928-32 играл в ленингр. Театре-студии под рук. Е. И. Тиме.
 Затем работал в т-рах Ленинграда, Росто-ва-на-Дону, Алма-Аты и др. С
 1946 - актёр Костромского т-ра им. А. Н. Островского. В первый год
 работы в Костроме сыграл роль В. И. Ленина в "Кремлёвских курантах", а
 впоследствии - в спектаклях "На берегу Невы" Тренёва, "Вечный источник"
 Зорина, "Финал" Строгова. Большое внимание уделяет М.-А. сценич. детали,
 жесту, интонации. Выразительностью, мастерством перевоплощения было
 отмечено исполнение М.-А. ролей в пьесах Островского: Глумов ("На
 всякого мудреца довольно простоты"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"),
 Великатов ("Таланты и поклонники"), Телятев ("Бешеные деньги"). Среди
 значительных работ М.-А. - Нехлюдов ("Воскресенье" по Л. Толстому),
 Протасов ("Дети солнца"), Александр ("Последние"), Окаёмов ("Машенька");
 Шварц ("Потерянный сын" Арбузова) и др. В 1951 в пьесе Лебедева
 "Александр Николаевич Островский" сыграл заглавную роль. С 1963 М.-А.
 работает в Рязанском т-ре. Е. Ж.
  МОЛЧАНОВ, Анатолий Евграфович (1856-1921)- русский
 общественно-театральный деятель. Муж М. Г. Савиной. Окончил Школу
 правоведения. Крупный коммерсант (глава Русского об-ва пароходства и
 торговли), М. был страстным театралом и меценатом. С возникновением
 "Общества для пособия нуждающимся сценическим деятелям" (1883, с 1894 -
 Российское театральное об-во, сокращенно - РТО) М. стал его членом. С
 1887 был чиновником особых поручений в Дирекции императорских т-ров, в
 1897-1900- зав. монтировочной частью Александрийского т-ра. С 1900 -
 председатель Совета РТО, которое в 1904 было переименовано в И РТО
 (Императорское" российское театральное об-во); в том же году он был
 назначен вице-президентом этого общества. М. поддерживал реакционные
 тенденции, проводившиеся Советом И РТО, но в своей меценатской
 деятельности он имел ряд заслуг: активно помогал созданию убежища для
 престарелых артистов (1896, ныне - Дом ветеранов сцены в Ленинграде),
 был одним из инициаторов и организаторов, а также редактором "Ежегодника
 императорских театров" (1892-98), "Архива дирекции императорских т-ров"
 (1892). А. Шн.
  МОЛЧАНОВ, Кирилл Владимирович (р.7.IX.1922)- русский советский
 композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с
 1945. В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу проф. А. Н.
 Александрова. Автор опер: "Каменный цветок" по мотивам. "Малахитовой
 шкатулки" Бажова (1950, Муз. т-р им. Станиславского и
 Немировича-Данченко), "Заря" по пьесе "Разлом" Лавренёва (1956, 4 февр.,
 Пермский т-р оперы и балета, 1956, 18 февр., Муз. т-р им. Станиславского
 и Немировича-Данченко), "Улица дель Корно" по роману Васко Пратолини
 "Повесть о бедных влюблённых" (1960, июнь, Куйбышевский т-р оперы и
 балета; 1960, август. Муз. т-р им. Станиславского и
 Немировича-Данченко), "Ромео, Джульетта и тьма" по повести Я. Отченашека
 (соч. 1962), камерно-инструмент. и др. соч. Написал музыку к спектаклям:
 "Грибоедов" Ермолинского (1951, Моск. драм. т-р им. Станиславского),
 "Последняя остановка" Ремарка (1957, ЦТСА), "Дворянское гнездо"
 поТурге-неву (1957), "Золотая карета" Леонова (1957), "Мария Стюарт"
 (1957); "Милый лжец" Килти (1962) (все в МХАТе) и др.
  МОЛЧАНОВ, Павел Степанович [р.1(14).III.1902]- белорусский советский
 актёр. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Род. в
 бедной крестьянской семье. В 1922-26 учился в Белорус. театр. студии в
 Москве. В 1926-30 и 1936-51 -актёр 2-го Белорус. гос. драм. театра (ныне
 Т-рим.Я.Коласа) (в 1935-36 работал в Белорус. ТРАМе, в 1941-42 - в
 Ульяновском т-ре). Снимался в кино. С 1951 - в Т-ре им. Я. Купа-лы.
 Актёр разностороннего дарования, М. играет комедийные, драматич.,
 трагедийные роли.В совершенстве владеет искусством перевоплощения,
 глубоко раскрывает душевные переживания, внутр. борьбу, чувства
 персонажей. Герои М. отличаются человечностью, простотой и в то же время
 горячим внутр. темпераментом, страстностью. Роли: Гамлет (1946), Освальд
 ("Привидения", 1941), Перчихин ("Мещане", 1938), Кутас ("Примаки"
 Купалы, 1936), Фёдор ("Нашествие", 1942), Сорин ("Чайка", 1954),
 Калиберов ("Извините, пожалуйста!" Макаёнка, 1954). Впервые на белорус.
 сцене создал образ В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружьём" (Т-р им.
 Я. Коласа, 1938). После этого исполнял роль Ленина в спектаклях
 "Кремлёвские куранты" (Т-р им. Я. Коласа, 1940, Т-р им. Я. Купалы,
 1956), "Вечный источник" Зорина и "Грозовой год" Каплера (Т-р им. Я.
 Купалы, оба - 1957). Выступает как режиссёр. Гос. пр. СССР, 1946
 (спектакль "Нестерка" Вольского).
  Лит.: H я ф ё д Ул., Народны артыст СССР Павел Сця-панав1ч Малчанау,
 MIHCK, 1958. В. H.
  МОЛЬДОВАН (Moldovan), Штефания (р. 24.VIII.
  1929) - венгерская артистка оперы (лирико-драматиче-ское сопрано). В
 1953-61 - солистка оперного т-ра в г. Сегеде, с 1961 - Будапештского
 оперного т-ра. Обладает яркой сценич. внешностью, музыкальностью, мягким
 и глубоким голосом. Среди лучших партий M.-Аида; Джоконда (о. п.
 Понкьелли) и др. Пр. им. Листа (1959).
  Лит.: Рождественская Н.,Ш. Молдован, "Сов. музыка", 1959, ј 12.
  МОЛЬЕР (Moliere) (наст. фам. - П о к л е н; Ро-quelin), Жан Батист
 (15.1.1622, Париж,-17.II.1673. там же) - французский драматург, актёр,
 театральный деятель. Создатель жанра "высокой комедии", положившего
 начало новому этапу развития франц. и мировой драматургии; реформатор
 франц. сценич. иск-ва.
  Творч. деятельность М. развивалась в сер. 17 в.. когда зап. -европ.
 т-р находился в упадке, вызванном феодально-католич. реакцией в Италии,
 Испании и др. странах, а также пуританской революцией в Англии.
 Происходило разложение системы ренессансной драматургии, замена
 гуманистич. идеологии сословными и религиозными воззрениями, замена
 широкой обществ. проблематики темами, уводящими от жизни. Упадок
 драматургии сказывался в измельчании характеров, преимущественном
 интересе к сюжетным хитросплетениям, вычурности языка пьес.
  Создание во Франции нац. гос-ва и укрепление абсолютизма сделало эту
 страну центром передовой культуры и иск-ва. С 30-х гг. 17 в. франц.
 классицизм стал стилем, к-рый, несмотря на черты сословной
 ограниченности, сужение реалистич. тенденций, унаследовал традиции
 ренессансного иск-ва и получил широкое распространение не только у себя
 на родине, но и в др. странах. В этом важнейшем историч. процессе гл.
 место занимает творчество М. Сочетая лучшие традиции франц. нар. т-ра с
 передовыми идеями гуманизма, используя опыт классицистской комедии, М.
 создал жанр, синтезировавший прогрессивные черты предшествующей
 комедиографии, открыл пути для последующего развития зап.-европ.
 драматургии. Новая комедия, созданная М., была обращена к современности,
 она разоблачала социальные уродства дво-рянско-буржуазного общества с
 передовых, народных, гуманистич. позиций.
  М. родился в семье королевского обойщика и мебельщика Ж. Поклена,
 к-рый, пользуясь своими связями, поместил сына в привилегированное
 учебное заведение - Клермонский коллеж. Юный Поклен получил широкое, по
 тем временам, образование, проявив особую склонность к античной лит-ре и
 философии. Увлечение т-ром, возникшее с детских лет, достигло такой
 степени, что после окончания коллежа (1639) юноша решил посвятить себя
 т-ру. В 1643, приняв псевдоним Мольер, он организовал вместе с другими
 молодыми любителями сцены и несколькими проф. актёрами "Блистательный
 театр". Слабые пьесы, неопытность исполнителей стали причиной быстрого
 краха нового т-ра, в результате чего М. и его товарищи были вынуждены
 покинуть Париж и работать в провинции (1645-58). Этот период
 деятельности М. совпал с нар. выступлениями сер. 17 в. Будущий драматург
 увидел наряду с трагич. картинами нищеты силу, мужество людей из народа,
 их способность к сопротивлению, борьбе за своё человеческое достоинство.
 В городах центр., юж. и зап. Франции (Нант, Тулуза, Нарбонн, Лимож,
 Лион, Гренобль, Руан и др.) актёры выступали перед демократич.
 аудиторией, под влиянием к-рой М. начал сочинять небольшие весёлые
 комедии в духе нар. фарса и традиций комедии дель а рте. Сюжеты первых
 лит. произв. M."Шалый" (1655),. "Любовная досада" (1656) - основывались
 на итал. пьесах, существенно переработанных М. В "Шалом" был создан
 образ слуги Маска риля, олицетворяющего нар. ум, энергию и
 жизнерадостность. Образ Маска-риля определил общую тональность
 драматургии М. и стал родоначальником галереи слуг - людей из народа в
 его комедиях. Успех М. и его труппы в провинции сделал возможным
 возвращение т-ра в Париж. После выступления в Лувре перед Людовиком XIV
 и двором (1658) труппа М. была признана достойной стать третьим
 парижским т-ром. Получив наименование "Труппа брата короля", актёры
 стали выступать в зале дворца Пти-Бурбон, а с 1661 в помещении т-ра
 "Пале-Рояль". В Париже М. сблизился с вольнодумцами, сторонниками
 философа-материалиста П. Гассенди, принимавшими деятельное участие в
 политич. борьбе и выступавшими с критикой дворянского прециоз-ного
 иск-ва. Философия Гассенди оказала значит. влияние на творчество М. Уже
 первая комедия, написанная М. в Париже,- "Смешные жеманницы" (1659),
 нанесла удар салонной придворно-аристо-кратич. культуре. Выражая нар.
 здравый смысл и пользуясь приёмами фарса, М. высмеивал пустоту
 аристократов, их надуманный идеал "благородного героя", искусственную
 речь, вычурные манеры.
  Благосклонность короля, большого любителя развлечений, накладывала на
 М. обязательство создавать придворные пьесы - "Принцесса Элидская"
 (1664), "Психея" (совм. с П. Корнелем, 1671). Но главными произведениями
 М. были пьесы, в к-рых он использовал фарсовые традиции,- "Сганарель,
 или Мнимый рогоносец" (1660) и др. Постепенно драматург вводил в комедию
 правду психологич. переживаний, социальную типизацию, утверждал принципы
 гумани-стич. морали. Поняв, что отклонение от этого пути ведёт к
 поражению (провал трагикомедии "Дон Гарсиа Наваррский", 1661), М. в
 следующей комедии - "Школа мужей" (1661) высмеял в образе фарсового
 героя Сганареля консервативного буржуа, его эгоистич. мораль, семейный
 деспотизм. В основе пьесы была гу-манистич. идея: М. утверждал, что
 нравств. нормы определяются естеств. развитием натуры. Эта этич.
 концепция была последовательно и глубоко развита в первой "высокой
 комедии" М. "Школа жён" (1662), в центре к-рой - образ деспотичного
 буржуа, сторонника собственнич. патриархальной морали Арнольфа.
 Характеризуя пьесы "Школа мужей" и "Школа жён", Г. Э. Лессинг писал: М.
 показывал, что "...тиранство и строгий надзор приносят несравненно
 меньше пользы, чем доверие и свобода" ("Гамбургская драматургия", М.-Л.,
 1936, с. 205). На примере образа крестьянской девушки Агнесы ("Школа
 жён") драматург раскрывал эволюцию характера человека, борющегося за
 своё достоинство.
  Конфликты в комедии нового типа, созданной М., отражали осн.
 'противоречия реальной действительности, развитие сюжета определялось не
 фабульными хитросплетениями, а поведением действующих лиц, их
 характерами. М. раскрывал субъективные пережигания комедийных героев,
 имевшие для них подчас драматич. значение. Драматизм придавал отрицат.
 героям новой комедии жизненную достоверность, реальность, сатирич.
 обличение приобретало особую силу. Определяя своеобразие нового жанра,
 А. С. Пушкин писал: "... высокая комедия не основана единственно на
 смехе, но на развитии характеров, ...нередко (она.-Ред.) близко подходит
 к трагедии"(Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 213).
  "Школа жён", имевшая огромный успех у демокра-тич. зрителей, вызвала
 резкие и многочисл. нападки со стороны дворянства и консервативно
 настроенных литераторов, актёров. В ответ на нападки М. написал и пост.
 на сцене две короткие пьесы "Критику "Школы жён" " и "Версальский
 экспромт" (обе в 1663". Не скрывая своих позиций, М. заявил, что
 одобрение демократич. зрителя ставит выше похвал аристократов. В этих
 пьесах М. изложил программу нового направления, развивающегося в рамках
 классицизма. Он выступал против риторич. трагедий, противопоставляя им
 драматургию, отражающую, "как ь зеркале, всё общество". В "Версальском
 экспромте" уничтожающей критике подвергались преувеличенный пафос и
 холодная стилизация в игре актёров "Бургундского отеля". М. выдвигал
 новые художеств. принципы: требование жизненной правды, индивидуализацию
 персонажей, выражающую наиболее существенные черты характера при
 сохранении яркой сценич. формы, передающей жизнерадостную стихию
 комедии. Новаторство М. подтверждалось практикой его труппы, состоявшей
 из актёров-единомышленников, воспитанных в принципах нового иск-ва и
 связанных со своим учителем тесными узами дружбы. В неё входили актрисы
 М. и А. Бежар, К. Дебри, Боваль, актёры Лагранж, Дю Круази, М. Барон.
  Своего расцвета творчество М. достигло в комедиях. "Тартюф"
 (1664-69), "Дон Жуан" (1665), "Мизантроп" (1665), направленных против
 циничного лицемерия, прикрывающегося набожностью и показной
 добродетелью, против разнузданного эгоизма, духовной опустошённости
 аристократии. Герои новых комедий приобрели огромную социальную силу
 типизации. В. Г. Белинский говорил, что М. в "Тар-тюфе" смог "...страшно
 поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества..."
 (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 370). Ожесточённая борьба за
 "Тартюфа", запрещённого при первой постановке, длилась 5 лет,
 свидетельствуя об. упорстве и мужестве М. и о мощном сопротивлении
 феодально-като-лич. сил. Реакция добилась быстрого исчезновения с
 подмостков т-ра комедии "Дон Жуан", в к-рой была дана резкая критика
 дворянской распущенности, содержались черты бурж. свободомыслия. С
 обличением обществ. зла М. выступил в комедии "Мизантроп", герой к-рой
 гневно осуждает пороки, несправедливость, негодует против
 примиренчества, уводящего от борьбы. Решительность, бескомпромиссность
 протеста М. проявлялись в созданных им характерах людей из
 народа-деятельных, умных, жизнерадостных слуг и служанок, исполненных
 презрения к праздным аристократам, самодЬволь-вым буржуа. Дорина,
 Николь, Туанетта ("Тартюф", Мещанин во дворянстве". "Мнимый
 больной")-'беспощадные насмешницы, остроумно издеваются над Тар-тюфоми
 Оргоном, высмеивают возомнившего себя аристократом Журдена, комичного
 в ?воём самовозвеличении Аргана. Особенно решителен в критике господ
 Скапен ("Плутни Скапена", 1671); обличая обществ. пороки, он осознает
 своё человеческое достоинство. М. показывал, что самосознание людей из
 народа становится тем определённее, чем острее выясняются обществ.
 противоречия. Тогда получают особенно отчётливое выражение здравый смысл
 народа, его неиссякаемая бодрость. Демократич. герои М. действовали не
 только как антагонисты Тартюфа, Журдена, Аргана, они определяли собой
 общую атмосферу действия. Это происходило и в том случае, когда
 персонажи, выражающие нар. начало, не занимали в пьесе центр, положение,
 напр. в "Жорже Дандене" (1668), в "Скупом" (1668). Не только развязка,
 но и весь строй комедии М. подготавливал поражение отрицательных героев.
 Выдвигая сатирич, персонажи на первый план, М. никогда не делал их
 безраздельно господствующими, победа оставалась на стороне
 противодействующих сил. Близость к народу определила характер сатиры М.,
 смотревшего на своих порочных героев глазами нар. персонажей. Ярко
 выраженная тенденциозность комедий
  М. была проявлением прямых суждений народа, обогащённых гуманистич.
 идеями. Монолитность моль-еровских сатирич. образов, охваченных единой
 всепоглощающей страстью, близка принципам нар. сатиры и ренессансной
 комедии. Исключая фарсовые излишества, преодолевая схематизм итальянской
 комедии дель а рте, М. создал гиперболизированные, но жизненно
 достоверные, сатирически полнокровные образы. При этом он следовал

<< Пред.           стр. 518 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу