<< Пред. стр. 522 (из 913) След. >>
14-17 вв.С о ч.: Obras Madrid, 1850; (Biblioteca de autores espanoles, v. 2,
совм. с N. de М.); Teatro, ed., prologo y notas de F. Ruiz Morcuende,
Madrid, 1924 (Clasicos castellanos, 58); в рус. пер. - Когда девушки
говорят "да", М., 1940; Святоша, (послесловие 3. И. Плавскина], Л.- М.,
1960.
Лит.: Martinez Rubio J., Moratin, Valencia, 1893; Sainz de Robles Р.
С..Е1 teatro espanol. Historia y antologia, v. 5, Madrid, 1942-43. 3. П.
МОРАТЙН, Фернандес де Моратин (Fernandez de Moratin), Николае
(20.VII.1737- 11.V.1780) - испанский поэт, драматург. Один из
представителей просветит, классицизма в Испании. Драматургич.
деятельность начал комедией "Щеголиха" (1762), в к-рой безуспешно
пытался сочетать принципы классицизма с нек-рыми формальными приёмами
исп. драмы Возрождения. Эта комедия и написанная в соответствии с
классицист, нормами трагедия "Лукреция" (1763) не были пост. Более
близки к нац. традициям классицист, трагедии "Ор-месинда" (пост. 1770) и
"Гусман Доблестный" (1777), сюжеты к-рых взяты из истории Испании. В
труде
"Разоблачения испанского театра" (Desenganos al teatro espanol,
Madrid, 1763) М. резко критиковал Лопе де Вега и П. Кальдерона за
пренебрежение "правилами искусства", требовал запрещения пост. ауто.
Соч.: Obras de D. Nicolas y D. Leandro Р. de М., Madrid, 1851
(Biblioteca de autores espanoles,* v. 2).
Лит.: С o r t e s A., Historia de la literatura espanola, 6 ed.,
Valladolid, 1943; S a i n z d e R o b 1 e s F. C., El teatro espanol.
Historia y antologia,v. 5, Madrid, 1942-43. 3. [J.
МОРДВИНОВ, Николай Дмитриевич [р. 2(15).П. 1901] - русский советский
актёр. Народный артист СССР (1949). В 1925 поступил в студию,
руководимую Ю. А. Завадским, позднее играл в театре, выросшем на основе
этой студии, в 1936-40 - в Ростовском т-ре им. Горького, с 1940-в моек.
Т-ре им. Моссовета. Своеобразие индивидуальности М. - в особом поэтич.
восприятии жизни. Актёра влекут к себе могучие, возвышенные, цельные
характеры. Склонность к укрупнению чувств, мыслей героев определяет
острый драматизм, стремление к героич. трагедии в драма-тич. ролях и к
столь же острому и крайнему комизму - к буффонаде в ролях комедийных.
Участвуя в 30-е гг. в дискуссии о месте революц. романтики в сов.
иск-ве, М. выдвинул требование "ро-мантич. действия", утверждал, что
"романтич. актёр в нашем понимании воплощает идеи, насыщенные огромным
действенным пафосом". Тогда появился на сцене театра-студии под рук.
Завадского мужественный, непокорный и эксцентричный Ричард Даджен
("Ученик дьявола" Шоу, 1933), суровый большевик Ваграм ("Ваграмова ночь"
Первомайского, 1935). В Ростовском т-ре им. Горького М. сыграл
жизнерадостного, не знающего поражения строителя новой жизни Тиграна
("Тигран" Готьяна, 1938).
Романтич. восприятие актёром действительности особенно плодотворно
проявляется в совр. ролях, а также в образах легендарных нар. героев.
Его герои- люди исключительные, незаурядные, их отличает особая сила,
воля, целеустремлённость, мужество и обаяние. Но они не
противопоставлены массе, напротив, всегда тесно слиты с народом.
Творческий, свободный ум современника раскрыл М. в роли генерала Огнева
("Фронт", 1942). Справедливым мстителем за беды народа сыграл он
Котовского (одноим. фильм, 19.43), создал величественный образ нац.
героя укр. народа Богдана Хмельницкого (одноим. фильм, 1941; Гос. пр.
СССР, 1942).
М.- один из оригинальных интерпретаторов Шекспира на сов. сцене. В
роли Петруччио М. пылко утверждал кипучую радость жизни ("Укрощение
строптивой", 1938); значение образа Отелло (1944), созданного М., в его
глубоком гуманизме и подлинной поэзии, в приподнятом, укрупнённом
изображении духовной красоты героя, светлого мира его чувств. Особое
внимание уделил М. лирич. стороне роли Отелло. Роль Арбенина в
"Маскараде" впервые сыграна М. в кино (1940), затем в 1952 в т-ре (в
1963 спектакль возобновлён). Актер подчеркнул в этом образе склонность к
скептическому анализу и мятущийся гордый ум лермонтовского героя. В
образе короля Лира (1958) М. раскрыл бунт героя против бесчеловечности,
показал рождение его новой мудрости .
В своих комедийных ролях М. часто словно пародирует, высмеивает
ложное проявление тех чувств, к-рые серьёзно и возвышенно передаёт в
драматич. ролях. Разоблачение самолюбования, игры в разочарование,
"мировую скорбь" содержало буффонное исполнение роли Мурзавецкого
("Волки и овцы" Островского, 1934). Весело и остро осмеял М. забавные,
любовные похождения женоненавистника Кавалера в "Трактирщице" (1940).
Роль старого рабочего Василия Забродина в "Ленинградском проспекте"
Штока (1962) М. играет в сосредоточенной, строгой манере, раскрывая
высокую принципиальность, честность, партийность героя.
М.-лауреат Гос. пр. СССР (1949 и 1951) за исполнение ролей Костюшкина
и Ку репина ("Обида", "Рассвет над Москвой" Сурова).
Лит.: Образцова А., Николай Дмитриевич Мордвинов, М., 1950; е ё ж е,
Мордвинов и его герои, "Театр", 1961, .ј 12. А. О.
МОРДЙНОВ, Николай Егорович [р.24.XII.1905 (6.1.1906)] - якутский
советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в ЯАССР (1962). Деп.
Верх. Совета РСФСР 4-го созыва. Окончил в 1931 лит. отд. педагогич. ф-та
Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в 1927. М. принадлежат драмы "От
колонии к коммуне" (1931) о пробуждении революц. сознания якут.
трудящихся, превращении колониальной окраины в сов. республику, "Разрыв
сетей" (1933) о первых годах коллективизации в Якутии, "Человек" (1936)
о трудовом воспитании преступников, рождении нового человека, "Родина"
(1946) о Вел. Отечеств, войне, "По широкому пути" (1963) о геологах. М.
пользуется нар. бытовой лексикой, язык его персонажей
индивидуализирован, образен, эмоционален. Большинство пьес М. пост. в
якут. драм. т-ре.
Перевёл на якут. яз. "Коварство и любовь" (1945), "Человек с ружьём";
"Семья" Попова (1952). Соч.: [Сочинения], т. 2. Пьесалар, Якутск, 1956.
Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955, с. 69-72,
102-105, 140, 179-186; [Алексеев Н. М. и Протодьяконов В. А.], Н. Е.
Мординов (Амма Аччыгыйа), Якутск, 1956; Якутский государственный
муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского (Сб. статей), Якутск, 1957, с. 13,
16, 22, 34, 36. М. Лифш.
МбРДКИН, Михаил Михайлович (1881 -15 .VI. 1944) - русский артист
балета, балетмейстер, педагог. В 1899 окончил Моск. балетную школу
(класс В.Д.Тихомирова). Будучи еще учеником школы, дебютировал на сцене
Большого т-ра. После окончания уч-ща был принят в труппу. Выразительная
пластика, благородная манера исполнения, темперамент определили успех М.
В партиях М. стремился к драматич. раскрытию сценич. образа, находя
собственную трактовку. Исполнял ведущие партии почти во всех классич.
балетах: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Жан дё Бриен
("Раймонда") и др. Принимал участие в "Русских сезонах за границей" в
Париже, в 1910 выступал в Лондоне вместе с А. П. Павловой. Вернувшись в
Москву в 1912, пост. балет "Азияде" на муз. Гютеля, исполнил партии:
Петроний ("Эвника и Петроний" на муз. Шопена), виконт дё Божанси
("Павильон Армиды" Н. Че-репнина) и др. В 1924 поселился в США, где в
1926 организовал труппу "Балет Мордкина". Пост. здесь балеты "Карнавал"
на муз. Шумана, "Лебединое озеро", "Жизель", "Тщетная предосторожность";
"Золотая рыбка" Минкуса и др. В 1937 на основе этой труппы создал
"Балетный т-р Мордкина", в к-ром пропагандировал школу рус. классич.
танца. В последние годы жизни М. преподавал классич. танец в традициях
рус. балетной школы. Ham. Ч.
МОРДОВСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До Великой Октябрьской социалистич.
революции проф. театр. иск-ва в Мордовии не было. Элементы зрелищ
существовали в нар. обрядах (свадебных) и играх. В 1891 в с. Судосеве
(ныне в Чамзинском р-не МАССР) была создана крестьянская оперная труппа
под рук. В. С. Серовой. Здесь были пост. оперы:
"Рогнеда", "Вражья сила" Серова, "Уриэль Акоста", "Ермак", "Илья
Муромец", "Зори над Россией", написанные Серовой для этой труппы.
Коллектив гастролировал во мн. городах России (Пенза, Казань, Новгород,
Петербург, Симбирск и др.) и просуществовал до 1914. В 1901 в с. Ичалки
возник и работал в течение ряда лет нар. т-р.
В первые годы Сов. власти в Саранске часто выступала передвижная рус.
труппа Куйбышевской краевой драмы, её спектакли впервые познакомили
морд. зрителей с рус. и мировой классич. драматургией, с реалистич.
школой актёрского иск-ва. С первых лет Октября широкое развитие получила
нац. театр. самодеятельность. В это же время зарождается и морд.
драматургия. Вначале появились одноактные пьесы-агитки на злободневные
темы безымянных авторов ("Буржуй и генерал", "Слушайте!"),
антирелигиозные пьесы ("Коммунисты и религия" Ф. За-валишина, "Знахарка"
Ф. Борисова). Начинающие драматурги часто инсценировали нар. сказки
"Медведь и мужик" Ф. Атянина и др. В 1924 в Москве был издан первый
сборник мордовских одноактных пьес "Эрзянские пьесы", куда вошли произв.
Ф. Чеснокова, Т. Васильева и Е. Окина. Большое значение для становления
морд. драматургии имели пьесы Ф. Чеснокова и К. Петровой. Ф. Чесноков
написал пьесы: "Два брата" об идейном размежевании людей в революции,
"Расшатались бытовые устои" об осознании мордовской женщиной её
человеческих прав, о её пути к революции; К. Петрова написала пьесы:
"Летняя ночь" о партизанском движении в Морд. крае, "Тёмная сила" об
антинар. сущности религии. Эти пьесы широко ставились в самодеят. драм.
коллективах.
В 1930 из числа наиболее одарённых участников художеств.
самодеятельности в Саранске была создана 1-я Морд. муз.-драм. труппа,
реорганизованная в 1931 в муз.-драм. студию (руководители - по драме В.
Познанский, В. Островский, по музыке - Л. Кирюков, П. Органов), а в 1932
- в Морд. драм. т-р. В труппу его вошли и рус. актёры (В. Зорин и др.).
Т-р открылся в 1935 спектаклем "Гроза" (режиссёр А. Костров). Для
воспитания молодого творч" коллектива большое значение имело шефство
Малого т-ра (1935-38). Под рук. режиссёров Малого т-ра (Б. Бриллиантов,
Н. Григоровская, С. Камин-ка и др.) в середине 30-х гг. были пост.
спектакли:
"Платон Кречет", "Чапаев", "Бедность не порок", "На бойком месте",
"Лес", в конце 30-х гг.- "Ревизор", "Свадьба Кречинского", "Последние",
"Bacca Железнова", "Слава", "Любовь Яровая". В мордовской драматургии
30-х гг. появились пьесы, отражавшие жизнь морд. деревни. Ф. Чесноков
написал пьесы:
"Совместно" о создании первых с.-х. коммун, "Иначе нельзя" о приходе
морд. женщин к управлению гос-вом. О бесправной жизни морд. народа в
прошлом рассказывает одна из лучших пьес Петровой "По старинке".
Коллективизации морд. деревни, социалистич. труду колх. крестьянства
посв. пьесы "Победители" и "Пётр Фомов" М. Черяпкина, "Новая сила" М.
Учватова, "Два лагеря" М. Безбородова (на проф. сцене не пост.).
Первые морд. пьесы, пост. на сцене нац. т-ра: исто-рич. драма П. С.
Кириллова "Литова" (1939) об участии мордвы в крестьянской войне под
рук. С. Разина и совр. комедия В. М. Коломасова "Прокопыч" (1940) - из
жизни морд. колх. деревни.
В годы Великой Отечеств, войны т-р пост. спектакли: "Беспокойная
старость", "Как закалялась сталь", "Парень из нашего города";
"Большевик" Д. Дэля, "Русские люди", "Нашествие", "В степях Украины",
пьесу морд. драматурга П. Кириллова "Два брата". В 40-50-х гг. созданы и
пост. на сцене морд. т-ра пьесы, посв. жизни совр. колх. деревни, борьбе
народа за дальнейший подъём социалистич. с. х-ва.:
"Наша слава", "Свет над дальним углом" П. Кириллова, "Норов ава" В.
Коломасова, "Одвий" К. Абрамова. Героизму сов. людей в Отечеств, войне
посв. пьеса "Комсомольский билет" А. Щеглова, о жизни сов. интеллигенции
рассказывает пьеса "Во имя народа" Г. Меркушкина, о революции 1905 -
"Учительница" П. Кириллова, о гражд. войне - "На рассвете" Г.
Меркушкина. В этот же период в морд. т-ре пост. переводные сов. пьесы:
"За тех, кто в море!", "Молодая гвардия"; "Человек с ружьём",
"Кремлёвские куранты", "Третья патетическая" Погодина, "Поднятая целина"
по Шолохову, "Хлеб наш насущный" Вирты, "Не называя фамилий" Минко,
"Персональное дело" Штейна, "В добрый час!" Розова, "Товарищи романтики"
Соболя, а также классика-"Анна Каренина", "Маскарад", "Мещане", "Живой
труп".
Среди деятелей морд. нац. т-ра: нар. арт. МАССР и засл. арт. РСФСР С.
И. Колганов, Д. И. Еремеев, нар. арт. МАССР Р. М. Еремеева, засл. деят.
иск-в МАССР В. С. Киушкин, засл. арт. МАССР А. А. Аржа-деева, Е. Д.
Миронова, М. В. Богданов. Труппа пополнялась молодыми актёрами,
воспитанниками ГИТИСа и Саратовской консерватории (1948, 1949), Ленингр.
театр. ин-та (1958). В 1959-60 была возобновлена муз. драма "Литова"
Кирюкова (либретто Эркая, по драме Кириллова), пост. оперы "Кармен",
"Пиковая дама", "Риголетто", "Русалка".
В 60-е гг. на сцене Морд. муз.-драм. т-ра пост. пьесы местных
драматургов: "Дорогой жизни" Г. Меркушкина, "Новоселье" К. Абрамова,
опера "Нор-мальня" (муз. Л. Кирюкова, либретто М. Бебана); из классики:
"Власть тьмы" Л. Н. Толстого, "Старик" Горького; пьесы сов. авторов:
"Барабанщица" Салынского, "Битва в пути" по Николаевой, "Океан" Штейна,
"Стряпуха" Софронова, "Севастопольский вальс" Лис-това, "В. бурю"
Хренникова.
Лит.: Советская. Мордовия. Очерки, посвященные 20-летию республики,
Саранск, 1950; Киселев А. Л., Социалистическая культура Мордовии,
Саранск, 1959; Очерк истории мордовской советской литературы, Саранск,
1956; Б а с с а р-г и н Б., Путь писателя. О жизни и творчестве Петра
Кириллова, Саранск, 1958. Б. Б.
МОРЕЛЛИ (Morelli),
Рина (р.24.Х1.1908) - итальянская актриса. Род. в актёрской семье, с
детства выступает на сцене. С конца 30-х гг. получила известность в
труппе т-ра "Элисео" (Рим), сыграв роли: Мария ("Двенадцатая ночь"),
Амур ("Аминта" Тассо), Кандида ("Веер" Гольдони). Большое значение для
творчества М. имела работа с реж. Л. Висконти (Ма-длен - "Трудные
родители" Кокто, 1945). В 1946 M. и актёр П. Стоппа организовали
театральную труппу, в которой под рук. Висконти М. выдвинулась в число
крупнейших европ. актрис. М., актриса глубокого внутреннего
перевоплощения, большой проф. культуры, органично и естественно
раскрывает душевный мир своих героинь. Снимается в кино.
Роли: Розалинда ("Как вам это понравится?" Шекспира), Соня
("Преступление и наказание" по Достоевскому), Ирина ("Три сестры"), Соня
("Дядя Ваня"), Линда, Беатрис ("Смерть коммивояжёра", "Вид с моста"
Миллера), Антигона (о. п. Ануя), Лора ("Стеклянный зверинец" Уильям-са),
Матильда ("Дети искусства" Фабри, пр. за лучшую актёрскую работу на
фестивале т-ра Наций в Париже) и др. В 1961 сыграла роль Патрик Кэмпбелл
("Милый лжец" Килти). Ал. А.
МОРЕЛЬ (Maurel), Виктор (17.VI.1848, Марсель,- 22.X.1923, Нью-Йорк) -
французский артист оперы (баритон). Учился в Марсельской и Парижской
консерваториях. Впервые выступил на оперной сцене в Марселе в 1867. В
1868 дебютировал в т-ре "Гранд-Опера", затем гастролировал за рубежом (в
1870 в "Ла Скала"). Европ. известность получил в 1873 после выступления
в т-ре "Ковент-Гарден" и гастролей в США. В 1874-75 и 1878-79 выступал в
России. Пел в т-рах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Неаполя. В 1905 оставил
сцену. В 1909 поселился в Нью-Йорке, занимался педагогич. деятельностью.
Один из выдающихся певцов конца 19 - нач. 20 вв. Исполне-нение М.
отличалось большой эмоциональностью, тщательной отделкой деталей. В
своём иск-ве развивал художеств. принципы Верди - стремление к
естественности, простоте исполнения. Верди написал для М. партии Яго
("Отелло", 1887) и Фальстафа (о. п., 1893). M.- автор "Искусства пения"
(1897) и др. работ по оперному исполнительству.
Партии: Риголетто; граф Ди Луна, Ренато, Амонасро ("Трубадур",
"Бал-маскарад", "Аида" Верди), Тонио ("Паяцы", первое исполнение), Дон
Жуан (о. п. Моцарта), Гамлет (о. п. Тома), Тельрамунд ("Лоэнгрин") и др.
Лит.: Strakosch M., Souvenirs d'un impresario, Р., 1887; Tegani U.,
Cantanti di una volta. Mil., 1945. Bc. Г.
MOPECKA (исп. moresca, букв.- мавританская)- муз.-танц. сцена (род
балета) в итал. т-ре 16-17 вв. Возникла из старинного мавританского
танца, популярного в ср.-век. Испании, а с нач. 15 в. и в др. европ.
странах. М. часто исполнялась в конце придворных празднеств и
представлений. К. Монтеверди ввёл М. в финал оперы "Орфей" (1607). А. И.
MOPETO, Морето-и-Каванья (Moreto у Cavana), Агустин (р. 1618-ум. 26
или 27.X.1669)- испанский драматург. В 1639 окончил ун-т в
Аль-кала-де-Энарес, в 1642 принял сан священника. Дра-матургич.
деятельность начал в 1641 комедией "Обманчивость обмана, или Путаница с
документами". Писал пьесы для придворного т-ра "Буэн Ретиро" (Мадрид)
(всего св. 100 пьес, в т. ч. ок. 40 лоа, интермедий, мохиганг). Историч.
пьесы М. "Сила закона" (1654), "Мужественный судия" (1657) и др.
прославляют королевскую власть, дворянскую честь. Его "комедии интриги"
("Любовь и долг", 1658, "Двойник в столице", 1665, и др.) отличаются
сложным и запутанным сюжетом, резкими поворотами действия. Наиболее
интересны "комедии характеров"- "Красавчик дон Диего" (1662, переработка
пьесы Г. де Кастро "Нарцисс в собственном представлении"), "За презрение
-презрение" (1654), "Лиценциат Вид-риера" (по одноим. новелле
Сервантеса), в к-рых уделялось внимание развитию характера гл.
персонажа, содержались элементы критики пороков дворянского общества.
Творчество, М. завершает развитие нац. т-ра эпохи Ренессанса, оно
свидетельствует о глубоком кризисе гуманизма, об аристократизации
содержания исп. драмы.
Соч.: Comedias escogidas, Madrid, 1930 (Coleccion de autores
espanoles, v. 39); Teatro, Madrid, 1922 (Clasicos castellanos, v. 32);
El desden con el, desden, N. Y., 1935; в рус. пер.: За презрение -
презрение [вступ. ст. В. С. Узина], М.-Л., 1946; Живой портрет [вступ.
ст. К. Державина], М., 1950.
Лит.: Cotarelo y Mori E., La bibliografia de Moreto, Madrid, 1927. 3.
П.
МОРЙТА КАНЪЯ - японская династия актёров и театральных деятелей. Её
основатель М. Таробэ в 1660 создал на окраине Токио т-р "Моритадза"
(один из трёх т-ров Кабуки). Династия насчитывает четырнадцать
поколений. Наиболее известные представители этой династии: М. К а н ъ я
Х I I (1846-21.VIII. 1879) - театральный деятель. Владелец т-ра
"Моритадза". В 1872 построил новое здание т-ра (с 1875 наз.
"Синтомидза") и осуществил в нём ряд преобразований: уничтожил
башню-ягура (непременную принадлежность старого т-ра Кабуки), на к-рой
перед представлением били в барабан, зазывая зрителей; изменил
расположение мест по европ. образцу; включил в репертуар т-ра пьесы,
отразившие тенденции, вызванные япон. бурж. революцией 1867-68. Его
деятельность способствовала улучшению общественного положения актёров. В
1895 из-за финансовых затруднений т-р был закрыт. Умер в бедности.
М. Канъя XIII (18.X.1885-16.VI.1932)- актёр, сын М. Канъя XII. В 1890
впервые выступил на сцене т-ра "Синтомидза". Играл мужские и женские
роли. С особым мастерством исполнял япон. традиц. танцы. Играл и в совр.
драме - сингэки в труппе "Бунгэйдза" (был одним из её организаторов).
Успешно выступал в переводных и в новых япон. пьесах. Роли: Ромео,
Гамлет, Томонодзё ("Окуни то Гохэй" Танидзаки Дзюъитиро).
Лит. (на япон. яз.): Кимура Кинка, Морита Канъя, Токио, 1943. Л. Г.
МОРИЦ (Moricz), Жигмонд (30.VI.1879- 4. IX. 1942) - венгерский
писатель, драматург, Творч. деятельность начал в 1903. В первой пьесе
"Судья Шари" (1908) показал кулацкое засилье в венг. селе, тяжёлую жизнь
честных людей из народа. В пьесах "Фортуна-туш", "Птичка", "Лудаш Мати"
и др., написанных в 10-х гг. 20 в., М. создал образы простых людей,