<< Пред. стр. 528 (из 913) След. >>
Лит.: Театр московского пролетариата. Десять лет театра им. МОСПС,М., 1934; Образцова А., Театр им. Моссовета, [М.], 1959; Театьрьт на
Моссьвета в България, София, 1955. А. О.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЛЕНСОВЕТА - русский советский драматический театр.
Создан в 1922 как районный драм. т-р Замоскворецкого совета (в 1925
получил постоянное помещение на Б. Ордынке). В 1926 в труппу влились
молодые актёры, выпускники ЦЕТЕТИСА под рук. А. П. Петровского. В
19321941 назывался Т-ром Ленсовета, в 1941 часть труппы т-ра вошла во
вновь организованный Московский театр драмы.
В т-ре были пост. спектакли: "Интермедии" Сервантеса (1926), "Плоды
просвещения", "Ревизор" (оба в 1927), "Разлом"; "Золотой мозг" Глебова
(оба в 1928), "Чудак" (1931) и "Страх" (1932) Афиногенова, "Разгром" по
Фадееву (1932, реж. Зубов), "Гавань бурь" Бальзака (1933), "Платон
Кречет" (1935, реж. Зубов); "Герман" по "Пиковой даме" Пушкина (1936),
"Последние"; "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины, реж. Плотников (оба
в 1938), "Чекисты" Козакова, "Падь Серебряная" Погодина (оба в 1939),
"Дворянское гнездо" (по Тургеневу), "Мария Стюарт", реж. Страдомская
(оба в 1940); "Севиль-ский цирюльник" Бомарше (1941) и др. В т-ре
работали. актёры: В. В. Алексеева-Месхиева, Н. Н. Ар-ский, А. М.
Белоусова, А. Г. Вовси, О. Г. Левы-кина, Н. В. Литвинов, В. А. Любимов,
С. Мей, А. К. Плотников, Н. Н. Каминова, А. А. Треплев, К. М.
Половикова, С. С. Цейс, Н. М. Евстигнеев, О. П. Матисова и др.
Режиссёрами т-ра были: А. П. Петровский, Б. М. Сушкевич, И. А. Донатов,
А. Л. Грипич, К. А. Зубов, В. С. Канцель, А. К. Плотников, В. А. Нелли,
Е. И. Страдомская, И. Ю. Шлепя-нов, И. С. Вульф и др.
Лит.: Луначарский А., Успех на периферии, "Известия", 1929, 23.X, .ј
245 (3781); М а н у х и н В., По ту сторону занавеса, "Современный т-р",
1928, ј 50;
Березарк И., Молодежь побеждает, "Пламя", 1930, ј 1, с. 53-55; М л е
ч и н В., Два разгрома - две победы, "Труд", 1932, 28.XI, ј 275 (3621);
Львов С., Театр вырос на окраине, "Рабочий и театр", 1933, ј 35; У з и н
В., "Благочестивая Марта"..., "Театр", 1938, ј8, с. 115-23;
Блюм В., На спектакле, "Мария Стюарт", там же, 1940, Яя 6, с. 48-52;
Дальцев 3. Г., Москва. 1917-1923, в сб.: У истоков, М., 1960, с.
178-241. С. Г.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (М о - сковский государственный театр о п е
р е'т т ы) - первый государственный театр оперетты в СССР. Создан на
базе опереточной труппы, работавшей в Москве в 1922-27. Открылся 24
ноября 1927 (в помещении т-ра "Аквариум") пост. оперетты "Игра с
Джокером" Багриновского (пост. Р. Симонова и Ярона). В труппу т-ра вошли
артисты - Т. Я. Бах, Е. В. Грановская, В. Р. Лейкина, Клара Милич, К. М.
Новикова, М. А. Руджиери, 3. А. Смирнова, Д. Л. Сокольская, М. П. Юдина,
В. С. Володин, М. Л. Волховской, В. Н. Даминский, М. И. Днепров, Т.
К.Дунаев, С. В. Каминский, В.А.Катун, А. Г.Ровный, И. В. Стравинский, И.
В. Торский, Е. Н. Чу-гаев, В. М. Эльтон, Г. М. Ярон (он же - зав. худ.
частью); дирижёры - С. Я. Орланский, Ф. Ф. Эк-керт; балетмейстер - Б. В.
Орлов; худ. - Е. Г. Соколов.
Важнейшая задача, стоявшая перед т-ром,- создание жанра сов.
оперетты. Т-р впервые поставил оперетты (в скобках указаны фамилии
постановщиков): "Женихи" (первая сов. оперетта; 1927, Гутман), "Миллион
терзаний" (1932, Донатов), "Золотая долина" (1938, Феона) Дунаевского,
"Чёрный амулет" (1928, Лапицкий), "Холопка" (1932, Смолич), "Сердце
поэта" (1934, Баратов) Стрельникова, "Людовик ...надцатый" Сахновского
(1928, Алексеев), "Взаимная любовь" Каца (1940, Алексеев) и др.
Правдивые, насыщенные бытовой характерностью спектакли пост. Г. М. Ярон:
"Сорочинская ярмарка" Рябова (1937), "На берегу Амура" Блантера (1939) и
спектакль "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова (1937), воплотивший
революц. романтику в жанре нар. муз. комедии. Новое решение получили
оперетты зарубежных авторов:
"Роз-Мари" Фримля и Стодгардта (1928, Феона), "Летучая мышь" Штрауса
(1933, Марджанов), "Фиалка
Монмартра'" (1933), "Сильва" (1941) Кальмана (обе в пост. Ярона).
В годы Великой Отечеств, войны одна часть труппы работала в Кузбассе;
другая - в Москве. Были пост.:
"Девушка из Барселоны" Б. Александрова (1942), "Табачный капитан"
Щербачёва (1942), "Украденная невеста" (по "Аскольдовой могиле"
Верстовского, 1944). В 1947-53 гл. режиссёром т-ра был И. М. Туманов,
к-рый привлёк в т-р артистич. молодёжь, стремился в пост. к единству
актёрского ансамбля. Пост.:
"Вольный ветер" Дунаевского (1947), "Акулина" Ков-нера (1949),
"Трембита" (1949), "Первая любовь" (1953) Милютина, "Самое заветное"
Соловьёва-Седого (1952) и др. В М. т. о. в разное время работали
артисты:
С. М. Вермель, Р. Ф. Лазарева, Е. Ф. Савицкая, Стефания Петрова, А.
Г. Цензор, С. М. Аникеев, Н. М. Бравин, И. И. Гедройц, Г. А. Заичкин, В.
Т. Карпов, Н. Н. Радошанский, В. В. Ротмаковский, Н. О. Рубан, В. Я.
Хенкин, С. Я. Хмельницкий и др.; дирижёры - М. Н. Жуков, А. А.
Залевский, Д. Д. Пекарский, Г. С. Фукс-Мартин; реж. - А. Г. Алексеев, В.
М. Бебутов, И. А. Донатов. К оформлению спектаклей привлекались худ. -
Н. П. Акимов, Б. И.Волков, Б. Г. Кноблок, И. С. Федотов, Н. А. Шифрин и
др.
В 1954 гл. режиссёром стал В. А. Канделаки, гл. дирижёром - Г. А.
Столяров. В т-р были привлечены видные сов. композиторы, выдвинулись
новые молодые артисты. Лучшие спектакли т-ра отличаются тщательной
разработкой характеров действующих лиц, яркой театральностью: "Белая
акация" Дунаевского (1955), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Фонари-фонарики"
(1958), "Цирк зажигает огни" (1960) Милютина, "Весна поёт" Кабалевского
(1957), "Москва, Черёмушки" Шостаковича (1959), "Ромео, мой сосед"
(1960), "Куба, любовь моя" (1963) Гаджиева, "Граф Люксембург" Легара
(1960), "Севастопольский вальс" Листова (1961), "Седьмое небо" Певзнера
(1962), "100 чертей и одна девушка" Хренникова (1963), "Марина" Кальмана
(1963) и др.
В труппе т-ра (1964): нар. артисты РСФСР О. Н.Власова, В. И.
Алчевский; засл. артисты РСФСР Н. В. Куралесина, Е. Я. Лебедева, Т. Л.
Санина, Т. И. Шмыга, Ю. Н. Богданов, А. 3: Горелик, В. Г. Зарубеев, М.
А. Качалов, Н. К. Каширский, Ю. А. Савельев, А. А. Феона и др.; гл. реж.
- нар. арт. РСФСР В. А. Канделаки, реж. - А. Р. Закс; дирижёры - А. Г.
Михайлов (гл. хорм.), Л. М. Оссов-ский, Е. А. Синицын; гл. балетм. -
засл. деят. иск-в РСФСР Г. А. Шаховская; гл. худ. - Г. Л. Кигель; зав.
лит. частью - Я. А. Гринберг.
Лит.: Луначарский А. В., Эхо Октября в театре, газ" "Вечерняя
Москва", 1928, 16 мая, ј 112; Янковский М., Советский театр оперетты,
Л.- М., 1962;
Ярон Г., О любимом жанре, 2 изд., М., 1963. М. Лифш.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР РЕВОЛЮЦИИ - один из первых советских театров.
Открылся 29 окт. 1922. См. Московский театр имени В л. Маяковского.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ - русский советский театр. Открылся 1 окт.
1924 спектаклем "Москва с точки зрения" В. Я. Типота я Н. Р. Эрдмана.
Первое пятилетие в репертуаре т-ра преобладали обозрения- политические,
бытовые, иногда пародийные: "Спокойно - снимаю", "Европа, что надо"
(1925), "А не хулиган ли Вы, гражданин?" (1927), "Довольно, бросьте"
(1929), "Извините за резкость" (1930), к-рые создавались гл. обр.
коллективом авторов - А. М. Арго, В. Е. Ардовым, Н. Вольпиным, Л. В.
Никулиным. В. 3. Массом, В. Я. Типотом, Н. Р. Эрдманом и др. Наряду с
обозрениями ставились пьесы разных комедийных жанров - в этот период
началась длительная борьба за сов. комедию. Были пост. комедии: "114-я
статья" (1924) и "Склока" (1927) Ардова и Никулина;
"Вредный элемент" (1927) и "Лира напрокат" (1928) Шкваркина,
"Квадратура круга" Катаева (1928). Шли также сатирич. комедии В.
Газенклевера, Л. Вернёя и др.
С нач. 30-х гг. основой репертуара т-ра становится бытовая комедия.
Этот период связан с расцветом драматургии В. В. Шкваркина и приходом в
т-р в качестве художественного руководителя Н. М. Горчакова
(1933). Наиболее значит, спектакли 30-х гг.: "Чужой ребёнок" (1933) и
"Простая девушка" (1937) Шкваркина, "Большая семья" (1936), "Таланты"
(1938) и "Сашка" (1940) Финна, "Дорога цветов" Катаева
(1934), "Мелкие козыри" Ардова (1937) и др. В спектаклях этих лет
рассказ о комич. происшествии преобладал над сатирич. обобщением. Их
отличали метко схваченные жанровые наблюдения, отклики на злобу дня,
хлёсткий юмор. Т-р интересовала и классич. комедия - шли также спектакли
"Город Глупов" по Салтыкову-Щедрину (1932), "Господин де Пур-соньяк"
Мольера (1938).
В 40-50-е гг. наиболее значит, спектаклями т-ра были: героич. комедия
Кочеткова и Липскерова "Надежда Дурова" (1942), бытовые комедии-шутки
"Факир на час" Дыховичного и Слободского (1945) и "День отдыха" Катаева
(1946), пьесы-памфлеты "Миссия мистера Перкинса в страну большевиков"
Корнейчука (1944), "Остров мира" Петрова (1947), водевиль Галича и
Исаева "Вас вызывает Таймыр" (1948). Т-р пост. поэтич. пьесу-легенду
кит. классика Ван Ши-фу "Пролитая чаша" (1952), большим успехом
пользовалась лирич. комедия драматурга коми Дьяконова "Свадьба с
приданым" (1950, реж. Равен-ских. Гос. пр. СССР, 1951), шла сатирич.
комедия рум., классика И. Л. Караджале "Потерянное письмо" (1952).
Этапными спектаклями для т-ра стали пост. пьес В. Маяковского "Баня"
(1953, реж. Петров, Плучек, Юткевич), "Клоп" (1955, реж. Плучек,
Юткевич), "Ми-стерия-Буфф" (1957, реж. Плучек). Остро сатирические,
отмеченные глубиной социальной типизации, новаторские по театр. форме,
они определили публицистич. направленность искусства театра, яркую
зрелищность, театральность его спектаклей.
Спектакли конца 50-60-х гг. свидетельствуют о жанровом разнообразии.
Т-р пост.: комедию Островского "На всякого мудреца довольно простоты"
(1958), драматич. сатиру Назыма Хикмета "Дамоклов меч" (1959), бытовую
комедию Бирюкова "Яблоко раздора" (1961), инсц. памфлета М. Ларни
"Четвёртый позвонок" (1961), инсценировки - "Золотой телёнок" (1958) и
"12 стульев" (1960) Ильфа и Петрова; впервые на рус. сцене пост. комедию
Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1962) и др.
Т-р привлекал актёров, владеющих иск-вом комич. диалога, пения,
танца, способных сочетать психоло-гич. правду характеров с сатирич.
остротой. В т-ре работали крупнейшие сов. комедийные актёры:
Я. М. Волков, В. Д. Доронин, О. П. Зверева, И. И. Зе-нин, Д. Л.
Кара-Дмитриев, Р. Г. Корф, Ф. Н. Ку-рихин, И. А. Любезнов, Е. Я.
Милютина, Е. Н. Неверова, П. Н. Поль, К. В. Пугачёва, Н. И. Слонова, Я.
М. Рудин, В. Я. Хенкин, Р. М. Холодов и др. Художественными
руководителями т-ра были: Д. Г. Гутман (1926-29), Н. М. Горчаков
(1933-41 и в 1943-48), Н. В. Петров (1948-53), П. П. Васильев (1953-56).
В труппе т-ра (1964); нар. арт. РСФСР Т. И. Пельтцер, Г. П. Менглет;
засл. артисты РСФСР В. К. Васильева, В. А. Дорофеев, Ф. А. Димант, Г. И.
Доре, О. П. Зверева, А. Д. Папанов, Г. Б. Тусузов; засл. арт. Тадж. ССР
О. П. Солюс; актёры: О. А. Аросева, Н. Н. Архип ова, 3. Н. Зелинская, Б.
В. Рунге, В. Г. Токарская и др. Гл. режиссёр т-ра (с 1957) - засл. арт.
РСФСР В. Н. Плучек.
Лит.: Дмитриев Ю. А., Театры комедии и сатиры, в кн.: Очерки истории
русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954; Фролов В.,
Общественное назначение театра сатиры, "Театр", 1950, .ј 1. 3. Вл.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ (МТЮЗ) - русский советский театр для
детей. Возник в 1924 как передвижной коллектив (под рук. О. В.
Рудаковой) для обслуживания детей моек. окраин. В 1927-41 т-р возглавлял
Г. И. Шагаев. В 1927 т-р вошёл в сеть .моек. т-ров. С 1932 стал
стационарным. В 1941 слит с Гос. центральным т-ром юного зрителя.
Коллектив т-ра с первых дней возникновения тесно .связан со своим
зрителем, школой, пионерской организацией (педагогич. актив, актив
школьников, диспуты, конференции, театр. лекторий "Театр приходит в
школу").
Важными вехами в творч. жизни т-ра стали спектакли: "Путь далёкий"
Шестакова (1929), "Мнимый больной" Мольера, "Брат героя" Кассиля (оба в
1939), "Первая любовь" Фраермана (1940), "Двенадцать месяцев" Маршака
(1947), "Гастелло" Штока (1948), "Аттестат зрелости" Гераскиной (1949),
"Суворовцы" Рысса и Моторина (1950), "Павлик Морозов" Губарева (1952),
"Гимназисты" Тренёва (1953), "Именем Революции" Шатрова, "О чём
рассказали волшебники" Коростылёва (оба в 1957), "Всё это не так
просто", "Самая счастливая" Исаровой (оба в 1961). "Мальчишки из Гаваны"
Чичкова (1962), "Парень из нашего города" (1962); "Любовь к трём
апельсинам" Светлова (по мотивам сказки Гоцци), "Иди и не бойся"
Семёнова, "Вовка на планете Ялмез" Коростылёва (все в 1963). Т-р
стремится к герои" ко-романтич. репертуару, созданию ярких, интересных
спектаклей ("Именем Революции", "Парень из нашего городам). В то же
время для т-ра характерны публицистич. спектакли-диспуты ("Аттестат
зрелости", "Всё это не так просто").
В т-ре в разное время играли актёры: Г. В. Бурцева, Е. А. Варенцова,
П. Н. Гарин, М. Н. Дагмаров, Н. А. Деревицкий, Л. В. Невская, В. И.
Стручкова, А. Р. Фуксина, В. А. Яковлев и др. В 1946-57 гл. режиссёром
т-ра был П. В. Цетнерович.
В труппе т-ра (1964): засл. артисты РСФСР - П. А. Гаврилов, В. К.
Горелов, М. Н. Зорина, Л. Н. Князева, М. П. Колесников, И. Г. Паппе, Н.
И. Семёнов, актёры - О. А. Андрианова, М. С. Архипова, Е. Н. Васильев,
С. А. Горохова, Г. В. Зиновьев, Ю. П. Кротенке, А. П. Марченко, Л. С.
Любимова, В. Б. Носик, И. Г. Рейноян, И. Е. Реаль, В. А. Рождественский,
В. И. Шугаев, В. В. Мельникова и др. Гл. режиссёр т-ра (с 1957)- Б. Г.
Голубовский. В зрит. зале т-ра 874 места.
"МОСКОВСКИЙ ХАРАКТЕР" - пьеса в 4 д. 7 к. А. В. Софронова. Соч. 1948.
Пост. 23 окт. 1948, Малый т-р (реж. Дикий, Страдомская, худ. Шифрин;
Потапов - Ф. Григорьев, Гринёва - Шатрова, Гринёв-отец - Леонть-ев,
Полозова - Гоголева, Зайцев - Светловидов, Северова - Сальникова,
Кривошеий - Любезнов, Кружкова -Со-лодова. Гос. пр. СССР, 1949). В
1948-49 пьеса обошла почти все т-ры страны, её ставили: Т-р им.
Моссовета (реж. Завадский; Потапов - Темяков, Гринёва - Викланд, Зайцев
- Ванин, Северова - Оганезова, Кривошеий - Названов), Ленингр. т-р
комедии, Т-р им. Я. Купалы (реж. Санников;
Потапов - Рахленко, Гринёва - Жданович, Гринёв-отец - Владомирский,
Северова - Ржецкая), Одесский т-р, Т-р им. Сундукяна (реж. В. Варданян;
Потапов - Малян, Гринёва - Р. Варданян, Гринёв-отец - Аветисян, Зайцев -
Габриелян), Художеств, т-р Латв. ССР (реж. Смилгис), Саратовский т-р
(реж. Грипич; Потапов - Колобаев, Гринёва - Соболева, Гринёв-отец - Ст.
Муратов), Харьковский рус. т-р (реж. Крамов).
Издания: Первая публикация "М.х.", пьеса в 4 д. 7 к., М., ВУОАП,
1948; Софронов А., Избранные произведения, т. 2, М., 1961.
Лит.: "Московский характер". [Сб. статей], М.- Л., 1949. А. Шн.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР СССР ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО
(МХАТ) - русский советский театр. внесший огромный вклад в развитие
нац. рус. и мирового т-ра, утвердивший новые принципы театр. реализма,
новые методы сценич. творчества, основанные на высокой идейности и
глубоком постижении жизненной правды. Московский Художественный театр
создан К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Открытие
состоялось 14(26) окт. 1898 (в здании т-ра "Эрмитаж" в Каретном ряду).
В 1902 МХТ начал работать в новом помещении (дом Лианозова) в
Камергерском пр. (ныне -проезд Художеств. т-ра). Новое здание,
перестроенное арх. Ф. О. Шехтелем, было оборудовано новейшей по тем
временам техникой.
Ядро труппы составили воспитанники драматич. отделения
Музыкально-дра-матич. уч-ща Моск. филар-монич. общества, где актёрское
мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко, и участники любительских
спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества искусства и
литературы. Среди первых были О. Л. Книп-пер, И. М. Москвин, В. Э.
Мейерхольд, М. Г. Савицкая, М. Л. Роксанова, Н. Н. Литовцева, во второй
группе - М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, В. А. Лужский, А. Р. Артём. В
первом же сезоне в труппу вступил А. Л. Вишневский, в 1900 - В. И.
Качалов, в 1903 - Л. М. Леонидов. Открытию т-ра, творч. программа к-рого
была определена во время знаменитой встречи Станиславского и
Немиро-вича-Данченко в "Славянском базаре" (21 июня 1897),
предшествовало более года напряженной работы. Создатели будущего т-ра
придавали огромное значение ансамблю, стилистич. единству исполнения;
разрабатывались принципы сближения двух разнородных актёрских трупп;
обдумывался репертуар, шли репетиции спектаклей первого сезона. После
тщетных попыток достать необходимые средства было решено обратиться в
Моск. гор. думу с просьбой о субсидии. В докладе, представленном
Немировичем-Данченко в Думу, говорилось: "Москва, обладающая миллионным
населением, из которого огромнейший процент состоит из людей рабочего
класса, более, чем какой-нибудь из других городов, нуждается в
общедоступных театрах ... Репертуар должен быть исключительно
художественным, исполнение возможно образцовым...".
Идея создания общедоступного т-ра, связанная со стремлениями
прогрессивных деятелей рус. художеств. культуры 19 в., в частности с
проектами А. Н. Островского, отразилась в названии нового т-ра,
именовавшегося до весны 1901 "Художественно-Общедоступным". Однако эта
идея не смогла реализоваться. Не получив субсидии, основатели т-ра
вынуждены были искать богатых пайщиков, повысить цены на билеты. Попытка
устраивать утренники для рабочих привела к их запрещению и вызову
Немиро-вича-Данченко в Моск. охранное отделение.
К. С. Станиславский писал: "Программа начинающегося дела была
революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры,... и против
ложного пафоса, декламации, и против актёрского наигрыша, и против
дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое
портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного
репертуара тогдашних театров". Программа преобразований охватила почти
все стороны жизниХудожеств. т-ра: здесь отказались от исполнения неск.
разнородных драматургич. произв. в один вечер, упразднили увертюру,
к-рой раньше вне связи с последующей пьесой начиналось представление,
отменили выходы актёров на аплодисменты, ввели строгий распорядок в
зрительном зале. Главное же заключалось в том, что молодой т-р коренным
образом обновил и обогатил художественное и идейное содержание
спектакля. Новаторские устремления деятелей Художеств. т-ра были во
многом близки программным принципам западноевроп. режиссёров (А. Антуан,
О. Брам и др.), также ставивших целью обновление театр. иск-ва,
сближение его с жизнью, но только МХТ удалось осуществить задуманную
реформу, связав своё иск-во с крупными обществ, событиями, передать в
спектаклях "пульс русской современной жизни". Поэтому в период 1898-1905
МХТ был преим. т-ром совр. драматургии.
Первый спектакль МХТ - трагедия "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого
- был торжеством ре-алистич. истолкования истории, поражал невиданной на
сцене правдой воссоздания давно ушедшей жизни, тема бессильной доброты
Фёдора (И. М. Москвин) перекликалась с настроениями зрителей.
Определяющим и решающим в этот период деятельности т-ра было
обращение к драматургии А. П. Чехова и М. Горького. Цикл чеховских
постановок, посвящённых современности, выражал неясные тревоги'и
нравственные запросы передовой части общества. В спектаклях "Чайка"
(1898) и "Дядя Ваня" (1899) прозвучала "тоска от жизни" мещанской,
обделяющей человека. Внутр. драматизм постановок Чехова определялся не
столкновением характеров, а антагонизмом между человеком и условиями его
жизни. В следующей чеховской постановке - в "Трёх сестрах" (1901), уже
выдвигалась на первый план мечта героев о лучшем будущем, противостоящая
бессмысленному существованию. Тема бесповоротного разрушения старого