<< Пред. стр. 531 (из 913) След. >>
Батурин).1962. "Убийца" Шоу (Топчиев, худ. консультант П. Марков, худ. Силич),
"Милый лжец" Килти (Раевский, худ.
Батурин), "Дом, где мы родились" ("Третья сестра") Когоута (Монюков,
худ. Стенберг).
1963. "Друзья и годы" Зорина (Петров, худ. Сумба-ташвили), "Без вины
виноватые" (Орлов, худ. Талалай) "Бронепоезд 14-69" (Раевский, Ковшов,
худ. Волков), "Пла тон Кречет" (Блинников, под рук. Кедрова, худ
Коваленко, Кривошеина).
1964. "Иду на грозу" по Гранину (Богомолов, худ Стенберг), "Егор
Булычев и другие" (Ливанов, Тарханов, худ. Гончаров), "Свет далёкой
звезды" Чаковского и Павловского (Станицын, О. Герасимов, худ. Волков).
Лит.: Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах.
1898-1938, М., 1938; Московский Художественный театр в иллюстрациях и
документах. 1939- 1943, М., 1945; Ежегодники Московского Художественного
театра: за 1943, 1944, 1945 (два тома), 1946, 1947 1948 (два тома),
1949-1950, 1951-1952, 1953-1958. М , 1945-61; Московский Художественный
театр. т 1 1898 1917, М., 1955; Станиславский К. С., Собр соч., т. 6-8,
М., 1959-61; его же, "Чайка" в постановке Московского Художественного
театра. Режиссёрская партитура, Л.-М., 1938; его же, Режиссёрский план
"Отелло", М.-Л., 1945; Немирович - Данченко Вл. И., Из прошлого, [М.],
1936; его же. Театральное наследие, т. 1-2, М., 1952-54; Линч Дж.,
Глаголь С., Под впечатлением Художественного театра, М., 1902;
Эфрос Н., Московский Художественный театр. 1898- 1923, М.-Пг., 1924;
Соболев Ю. В., Московский Художественный театр. М.-Л., 1938; Марков П.
А., Ч у ш к и н Н., Московский Художественный театр. 1898- 1948, М.,
1950; Московский Художественный театр в советскую эпоху, М., 1962; О
Станиславском. Сб. воспоминаний, М., 1948; К. С. Станиславский.
Материалы. Письма. Исследования, М., 1955; Горчаков Н. М., Режиссерские
уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952; Т о п о р-к о в В., К. С.
Станиславский на репетиции, М., 1949; В и -л е н к и н В. Я., Вл. И.
Немирович-Данченко. Очерк творчества [М.], 1941; Ф р е и д к и н а Л.
М., Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962; е ё ж е, Полвека
Художественного театра, М., 1948; Абалкин Н. А., Система Станиславского
и советский театр. 2 изд., М., 1954';
Анастасьев А., МХАТ в борьбе с формализмом, М., 1953;
Научно-творческая конференция о наследии Вл. И. Немировича-Данченко.
Стеногр. материалы, М., 1960; Полякова Е. И., Театр и драматург. Из
опыта работы Московского Художественного театра над пьесами советских
драматургов 1917-1941 г., М., 1959; Прокофьев В., В спорах о
Станиславском, М., 1962; Ростоцкий Б., Русская классическая драматургия
на сцене МХАТ, М.,1948;
Строева М., Чехов и Художественный театр. М., 1955:
Юзовский Ю., М. Горький на сцене МХАТ, М.-Л 1939; Мастера МХАТ [Сб.
статей], М.-Л., 1939; Ростоцкий Б. И., Ч у ш к и н Н., "Царь Федор
Иоаннович" на сцене МХАТ, М.-Л., 1940; Эфрос М. Е., "На дне". Пьеса М.
Горького в постановке Московского Художественного театра, М., 1923; Р о
с к и н А., "Три сестры" на сцене Художественного театра, М.-Л., 1946;
Тальников Д., "Горячее сердце" на сцене МХАТ, М.-Л., 1940;
Немирович-Данченко Вл. И., "Горе от ума" в постановке Московского
Художественного театра. Сборник, М.-П., 1923; МХАТ. К постановке "Егор
Булы-чов и другие", М., 1934; "Анна Каренина" в постановке МХАТ СССР
имени Горького, М., 1938; Московский Художественный театр. 1898-1938.
Библиографический указатель. Сост. А. Аганбекян, М.-Л., 1939.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ (МХАТ 2-й) - русский советский
театр. Возник из 1-й Студии МХТ, получившей в 1924 назв. 'МХАТ 2-й. 1-я
Студия была открыта в 1913 по инициативе молодых актёров МХТ,
поддержанных К. С. Станиславским и его помощником Л. А. Сулёржицким, как
"Собрание верующих в систему Станиславского". Студня ставила целью -
экспериментально-творч. разработку системы Станиславского. Студия
представляла собой особый тип студийного т-ра, послуживший впоследствии
образцом для создания студий подобного типа, объединённых едиными творч.
принципами "коллектива единомышленников". До 1921 спектакли шли в
небольшом помещении на Скобелевской (ныне Советская) площади, вмещавшем
около 100 зрителей; сценпч. подмостков не было и спектакли разыгрывались
в непосредственной близости от зрителей. В этих условиях актёрское
иск-во требовало особой правдивости и тончайшего отбора выразит,
средств. Работой Студии непосредственно руководил Сулержицкий; уже
первый спектакль Студии имел огромный успех у зрителей: в помещении кино
"Люкс" была показана пьеса Хейерманса "Гибель "Надежды"" (реж. Р. В.
Болеславский, 1913). В этом спектакле звучали социальные мотивы, но в
последующих спектаклях наряду с ними выдвигается тема нравственного
совершенствования и личной нравственной ответственности. Эта тема с
большим актёрским и режиссёрским мастерством была раскрыта в спектаклях
"Сверчок на печи" по Диккенсу (реж. Б. М. Сушкевич, 1914). С
психо-логич. глубиной в чёткой, острой форме она была выражена в пост.
Е. Б. Вахтангова "Праздник мира" Гауптмана (1913) и особенно "Потоп"
Бергера (1915). Актёры Студии достигали в этих спектаклях большой
душевной наполненности, точности выразительных средств. Октябрьская
революция пост. перед Студией новые задачи, определила необходимость
создания монументальных, преимущественно трагедий-нюх спектаклей. Однако
самый выбор репертуара был противоречив, а сценич. решение пьес лишено
единого стиля ("Дочь Йорио" Д'Аннунцио, 1919, "Балладина" Словацкого,
1920). Лучший спектакль этого периода "Двенадцатая ночь" (1917, реж.
Сушкевич, рук. пост. Станиславский), в к-ром комедийность была доведена
до буффонной яркости, и трагедия Стринд-берга "Эрик XIV" (1921, реж.
Вахтангов, Эрик - М. Чехов). В этом спектакле Вахтангов в острой
экс-прессионистич. форме, с глубоким психологич. подтекстом вскрывал
тему обречённости королевской власти. Наличие в труппе крупных актёров
(М. А. Чехов, А. Д. Дикий, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман, М. А.
Дурасова, В. В. Соловьёва, А. И. Чебан, В. В. Готовцев, О. И. Пыжова и
др., позднее вступили И. Н. Певцов и И. Н. Берсенев), их сыгранность
подготовили создание самостоят, т-ра. Переход в помещение т-ра б.
Альказар совпал с отходом от "студийности". Период 1921-24
характеризуется всё большим стремлением к яркости театральных форм:
спектакли "Укрощение строптивой", "Король Лир" (Лир-Певцов); "Герой"
Сннга. Итогом этих исканий явился спектакль "Расточитель" Лескова,
отмеченный рядом актёрских достижений (1924; режиссёр - Сушкевич, Князев
- Певцов, Молчанов - Дикий, Минутка - Берсенев). С осени 1924 Студия
получает название МХАТ 2-й и переходит в помещение б. Нового театра
(ныне Центр. Детский т-р). Т-р получает автономное художеств.
руководство и с этого времени его связь с МХАТом, его руководителями
становится номинальной.
Развитие т-ра проходило первоначально в борьбе разл. стилевых и
идейных тенденций. Переходный период (1924-27) был обозначен, с одной
стороны, деятельностью крупнейшего актёра тех лет М. А. Чехова. С ним
связаны спектакли: "Гамлет" (1924, реж. Смышляев, Татаринов, Чебан;
Гамлет - Чехов, король - Чебан, королева - Соловьёва, Офелия- Дурасова);
истолкованный как идеалистич. философское осмысление борьбы добра со
злом, символистский спектакль "Петербург" Белого (1925, реж. Бирман,
Татаринов, Чебан, Аблеухов-отец - Чехов, Аблеухов - сын - Берсенев,
Лпхутина - Гиацинтова), "Дело" Сухово-Кобылина (1927, Муромский- Чехов),
пост. Сушкевичем в реалистич. тонах (в 1928 вследствие мировоззренческих
противоречий Чехов покинул родину). Идеалистич. философской концепции
противостояла яркая комедийность, театральность спектакля "Блоха" (1925,
инсценировка Замятина рассказа Лескова, реж. Дикий, худ. Кустодиев,
Левша - Волков, Мери -Бирман, царь - Попов, Платов -Дикий).
Постепенно в творч. практике т-ра всё отчётливее проявляются
реалпстич. тенденции; его работы характеризуются стремлением к
подчёркнутой действенности яркой театральной выразительности, типизации
сценич. образов. Т-р обращается к пьесам о современности, привлекает
новых актёров. Событием в истории сов. т-ра явилась отмеченная
психологич. глубиной и остротой пост. "Чудака" Афиногенова (1929, реж.
Берсенев и Чебан, Волгин-Азарин, Горский - Берсенев, Трощина - Бирман,
Сима - Гиацинтова, Юля - Дурасова). Образ Волгина в исполнении Азарина
вошёл в галерею сценич. портретов новых людей, олицетворяющих единство
гуманизма и социалистич. энтузиазма. В дальнейшем т-р пост. спектакли,
развивавшие эти тенденции - "Двор" Караваевой (1930), "Светите, звезды"
(1930), "Дело чести" (1932) Микитенко, "Неблагодарная роль" Файко
(1932), "Суд" Киршона (1933), "Часовщик и курица" Кочерги (1934),
"Свидание" Финна (1935), "Начало жизни" Первомайского (1936) и др., но
ни один из этих спектаклей, различных по тематике, по жанру и художеств.
качествам, не достиг идейно-художеств. уровня спектакля "Чудак",
ставшего этапным в развитии сов. т-ра.
Театр постоянно обращался к историч. драматургии - спектакли "Петр I"
А. Н. Толстого (1930, реж. Сушкевич, худ. - Нивинский, Пётр I -
Готовцев, Алексей - Берсенев, Екатерина - Бромлей), "Смерть Иоанна
Грозного" А. К. Толстого (1934, Грозный -Чебан, Борис Годунов -
Берсенев), историч. хроника Соболева и Подгорного "Генеральная
репетиция" о 1905 годе (1930, режиссёр Берсенев). По-прежнему, добиваясь
яркой театр. насыщенности, т-р ставил трагедии-мелодрамы и сатирич.
комедии ("Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину, 1931, реж. Сушкевич).
Романтич. пафосом отмечен спектакль "Человек, который смеется" по Гюго
(1929, реж. Сушкевич, худ. Андреев, Гуинплен - Берсенев, королева Анна -
Бирман, Деа - Дурасова, Джозиана - Карнакова). Остротой сценич. формы и
гуманизмом отличался спектакль "Униженные и оскорблённые" по
Достоевскому (1932, реж. Берсенев, Бирман, Нелли - Гиацинтова). Значит,
вкладом в интерпретацию Шекспира на сов. сцене явился спектакль
"Двенадцатая ночь" (1933, режиссёры Гиацинтова, Готовцев, художник
Фаворский, сэр Тоби - Готовцев, Мария - Гиацинтова, Мальволио - Азарин,
Виола - Дурасова); "Испанский священник" Флетчера (1934, реж. Бирман,
худ. Лентулов, Виоланта - Юренева, Бирман, Амаранта - Гиацинтова,
ЛопесПопов), так же как и пост. "Двенадцатой ночи", отличался
жизнерадостным гуманизмом, блестящей театр. формой. Сатирич. памфлет на
совр. бурж. общество представлял спектакль "Мольба о жизни"Деваля (1935,
Пьер Массубр - Берсенев, Женевьева-Гиацинтова).
В феврале 1936 МХАТ 2-й был закрыт. Его ведущие актёры И. Н.
Берсенев, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман вошли в труппу т-ра им. МОСПС,
а затем в Т-р им. Ленинского комсомола.
Лит.: Московский Художественный театр Второй, М., 1925; О Втором
Московском Художественном театре, "Правда", 1936, 28 февр., ј 58; Чехов
М., Путь актёра, Л., 1928; Дикий А. Д., Повесть о театральной юности,
М., 1957; Бирман С. Г., Путь актрисы, М., 1959; И. Н. Берсенев. Сб.
статей, М., 1961; Попов А. Д., Воспоминания и размышления о театре, М.,
1963. Я. У1.
МОСКОВСКИЙ ЦИРК (Московский г о сударственный ордена Ленина цирк) -
один из старейших цирков СССР. В 1880 цирковой антрепренёр А.
Саламонский выстроил на Цветном бульваре здание цирка, где выступали
лучшие рус. артисты (А. Л. и В. Л. Дуровы, В. Е. Ла-заренко, Бим-Бом,
бр. Танти, С. Альперов, Эйжен и др.). В 1886 в здании панорамы (ныне
кинотеатр "Мир") открылся цирк бр. Д. А., А. А. и П. А. Никитиных. В
1888 они организовали цирковые представления в цирке на Воздвиженке, в
1911 построили новое здание цирка на Садово-Триумфальной пл. После Окт.
революции в цирке Саламонского было создано товарищество, в 1919 оба
цирка объявлены государст. венными. К работе цирка были привлечены
крупные писатели, режиссёры, художники, композиторы. В 1920 В. В.
Маяковский написал для клоуна В. Е. Лазаренко сценку "Чемпионат
всемирной классовой борьбы". Скетчи на злобу дня ставили бр. Танти, бр.
Кольпети и др. артисты. С нач. 20-х гг. ставились пантомимы. В 1929
пост. пантомима "Махновщина" Масса (реж. В. Ж. Труцци и Э. Б.
Краснянский, худ. Н. Рога-чёв и Е. Соколов, композитор И. О. Дунаевский,
балетмейстеры К. Я. Голейзовский и Э. И. Мей). В 1930 - пьеса для цирка
В. В. Маяковского "Москва горит" (худ. В. М. Ходасевич). Среди больших
тема-тич. цирковых представлений: "Индия в огне" (1932, сценарий Г. С.
Венецианова и А. А. Жарова, реж. Н. М. Горчаков, худ. М. П. Бобышев),
"Тайга в огне" (1939, сценарий Е. М. Кузнецова и Б. Л. Бродянского, реж.
Н. В. Петров, худ. В. Ф. Рындин), "Трое наших" (1942, сценарий А. Н.
Афиногенова и М. И. Бурского, реж. Н. М. Горчаков, худ. Б. Р. Эрдман),
"Карнавал на Кубе" (1962, сценарий Л. А. Кулиджанова, М. С. Ме-стечкина,
Ю. В. Никулина, реж. Местечкин, худ. Л. А. Окунь).
М. ц. ставил представления-дивертисменты, специальные прологи
(парады) и эпилоги, осуществлённые режиссёрами: Ю. С. Юрским, Б. А.
Шахетом, А. Г. Арнольдом, М. С. Местечкиным и др.; художниками:
Б. Р. Эрдманом, В. Ф. Рындиным, К. Ф. Юоном, А. А. Фальковским, А. А.
Судакевич, Л. А. Окунь и др. Большое внимание уделяется подготовке новых
цирковых номеров. Здесь пост. и оформлены номера Карандаша, Кио, О.
Попова .и др.
М. ц. не имеет постоянной труппы, на его арене выступают все лучшие
сов. цирковые артисты, артисты республик СССР и целые цирковые
коллективы. Проходят гастроли иностр. цирковых трупп (китайской,
монгольской, французской, США, немецкой) и отдельных исполнителей из
разных стран мира.
В 1939 цирк награждён орденом Ленина. Лит.: Дмитриев Ю., Русский
цирк, М.. 1953;
Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.- М., 1947; Дмитриев
Ю., Советский цирк , М., 1963. Ю.Д
МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ - одно из старейших русских
театральных учебных заведений. История его создания восходит к 1773,
когда при Моск. воспитательном доме были созданы классы изящных иск-в
(драматический, балетный, вокальный и инструментальной музыки). В 1784
классы были переданы в ведение моек. Петровского т-ра (Т-ра Медокса). В
1806 преобразованы в М. т. у.; класс инструментальной музыки существовал
до 1865, вокальный класс (оперный) до 1880-х гг. Здесь велось обучение
танцам, музыке и драм. иск-ву. В числе педагогов были М. С. Щепкин, И.
В. Самарин и др. Среди воспитанников - В. И. Живокини, С. В. Шум-ский,
Н. М. Медведева, П. В. и С. В. Васильевы, Г. Н. Федотова, Н. А.
Никулина, М. Н. Ермолова. В 1871 драм. класс уч-ща был закрыт. Борьбу за
возобновление его работы вели прогрессивные рус. театр. деятели (во
главе с А. Н. Островским), утверждавшие воспитат. и обществ, значение
театр. образования. В 1888 были открыты драм. курсы, где преподавали
крупнейшие актёры Малого т-ра (А. П. Ленский, М. П. Садовский, Г. Н.
Федотова, О. А. Правдин) и представители передовой части профессуры
Моск. ун-та. Драм. курсы окончили актёры Н. К. Яковлев, А. А. Остужев,
П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, В. О.
Массалитинова и др. В 1907 приём учеников на драм. курсы был прекращён,
в результате чего в 1909 курсы были закрыты. Деятельность их
возобновилась лишь после Окт. революции, в 1918. См. Училище театральное
имени М. С. Щепкина.
Лит.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., История театрального образования
в России, т. 1, СПБ. 1913; Гуревич Л. Я., История русского театрального
быта, т. 1, М.- Л., 1939; К а р н е е в М. В., Московское театральное
училище в сороковых годах прошлого столетия, "ЕИТ". Сезон 1910, СПБ,
1910, вып. 1; Московский Малый театр. 1824-1924, М., [1924], с. 603-49.
МОСКОВСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (Московское академическое
хореографическое училище при Большом театре СССР) - театральное
(балетное) учебное заведение. Находится в Москве. Ведёт своё начало от
балетного отделения классов изящных иск-в, созданных при Моск.
воспитательном доме (см. Московское театральное училище). В 1778
обучение танцевальному иск-ву было поручено Л. Парадизу, из класса
которого вышли первые русские танцовщики: А. М. Собакина, Г. И. Райков,
И. Еропкин, В. М. Балашов. Затем классы были переданы во вновь открытый
Т-р Медокса, где преподавание вёл К. Морелли. Это время было периодом
упадка деятельности Моск. балетной школы. В 1806 школа была
преобразована в Моск. театр. уч-ще, в к-ром воспитывались артисты драмы,
оперы, балета и оркестра для казённых (императорских) т-ров. В уч-ще
преподавали Д. Лефевр, Ф. И. Гюллень-Сор, А. П. Глушковский, И. М.
Аблец. Среди выпускников были первые выдающиеся танцовщики Т. И.
Глушков-ская, И. К. Лобанов, Д. С. Лопухина, К. Ф. Богданов и др. В
30-40-е гг. на моек. сцене успешно выступили воспитанники уч-ща-Т. С.
Карпакова-Богданова, Е. А. Санковская, П. П. Лебедева, О. Н. Николаева,
А. И. Собащанская, И. Д. Никитин, Д. И. Кузнецов, В. Ф. Гельцер и др. В
1888 уч-ще было реорганизовано, муз. классы перешли в консерваторию,
хореог-рафич. классы возглавили педагоги И. А. Ермолов, Н. П. Домашёв,
В. Д. Тихомиров и др.
В 1888 школа стала именоваться Императорским балетным уч-щем.
После Окт. революции уч-ще было передано в ведение Большого т-ра (с
1919). Вся дальнейшая деятельность уч-ща тесно связана с Большим т-ром,
что способствовало формированию сов. школы балетного иск-ва. В первых
выпусках реорганизованного уч-ща были: А. И. Абрамова, Л. М. Банк, Н. Б.
Под-горецкая, В. В. Кудрявцева, Н. И. Тарасов, И. А. Моисеев, А. М. и С.
М. Мессе pep и др. В 1931 уч-ще было преобразовано в техникум и стало
одним из крупнейших театр. уч. заведений (с 1937 снова носит
наименование уч-ща). В учебную программу, кроме общеобразовательных и
хореографич. дисциплин, входят музыковедческие и искусствоведческие,
преподаётся курс актёрского мастерства. Училище готовит артистов балета
для т-ров страны (республик СССР), танц. ансамблей и др. Выдающиеся
педагоги сов. времени:
В. Д. Тихомиров, Н. И. Тарасов, В. А. Семёнов, Е. П. Гердт, М. А.
Кожухова, А. М. Монахов, М. М. Габович, А. М. Мессерер, Р. П. Петрова,
Ю. Г. Кондратов и др.
Воспитанники училища: нар. артисты СССР - О. В. Лепешинская, М. М.
Плисецкая, нар. артисты РСФСР -М. М. Габович, С. Н. Головкина, Р. С.
Струч-кова, В. Т. Бовт, Т. А. Зимина, И. В. Зубковская и др. Мн.
воспитанники уч-ща ведут педагогич. деятельность. В М. х. у. учатся
(повышают квалификацию) молодые танцовщики многих зарубежных стран.
В 1961 уч-щубыло присвоено звание академического.
Лит.: Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.- М., 1940;
Всеволодский-Герн-гросс В., История театрального образования в России,
СПБ, 1913, т. 1; Бочарникова Е., Мартынова О., Московское
хореографическое училище, М. 1954. Юр. Б.
МОСОЛОВА, Вера Ильинична (ок. 1877-29. I. 1949) - русская советская
артистка балета, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1893 после
окончания Моск. театр. уч-ща была принята в Большой т-р. Была ведущей
танцовщицей этого т-ра. В 1896- 1902 - солистка Мариинского т-ра.
В 1914-30-педагог Моск. хореографич. уч-ща. Ученики: В. П. Васильева,
В. Ф. Галецкая, Н. С. Хол-фин и др. В 1922-35 - педагог Театр, уч-ща при
Т-ре им. Мейерхольда.
Среди партий: царица Неб-Тауи ("Дочь фараона" Пуни), Мирта
("Жизель"), Золотая рыбка (о. п. Минкуса), Луна, Царица вод, Царь-девица
("Конёк-Горбунок"), фея Сирени, Флорина, Аврора ("Спящая красавица"),
Клеманс ("Раймонда") и др. Г. Ш.
МОСОЛОВА, Лидия Владимировна (р.4.III. 1918) - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В 1940
окончила ГИТИС. Дебютировала в Ярославском т-ре в 1940 в роли Параши
("Горячее сердце"). С 1946 - актриса Пермского т-ра. Игра М. отличается
драматич. темпераментом, выразительностью речевых характеристик.
Исполняла роли страстных, активных людей - Джем-ма ("Овод" по Войнич),
Зоя ("Сказка о правде" Алигер), Нина Заречная; Комиссар
("Оптимистическая трагедия").
Др. роли: Ольга, Ирина ("Три сестры"); Валя ("Русские люди"), Анна