<< Пред. стр. 537 (из 913) След. >>
М. были музыкант Т. Мурадов и Н. Н. Синельников, возглавлявший рус. т-рв Махачкале. Лирич. дарование М. окрашено светлым жизнелюбием, лучистым
обаянием и теплотой. М. обладает красивым голосом, богатыми
разнообразными оттенками, выразительной пластикой и мимикой.
Роли: партизанка Кыстаман ("Красные партизаны" Салаватова), Марьям
("Сулейман из Ашага-Стала" Фатуева), Санюк ("Уллубий Буйнакский"
Рустамова), Асият ("Любовь Асият" Курбанова), Лариса ("Бесприданница"),
Лаура ("Каменный гость" Пушкина), Лауренсия ("Овечий источник"), Сюзанна
("Женитьба Фигаро"), Сусан ("Намус" Шир-ванзаде), Гюльчохра ("Аршин мал
алан" У. Гаджибекова) и др.
Мастерство перевоплощения, тонкая и острая жизненная наблюдательность
позволяют актрисе создавать сочные комедийные характеры: Джумайсат
("Мол-ла Насреддин" Курбанова), Шекерхан ("Под деревом" Рустамова). М.
часто выступает с сольными концертами в горных аулах, исполняя нар.
шуточные, героич. и бытовые песни (мн. из к-рых обработаны ею). Е. Ж.
МУРАДОВА, Саният Татамовна (13.XII.1924) - кумыкская советская
актриса. Нар. арт. Даг. АССР (1958). С 1935 выступала как
исполнительница песен в ансамбле песни и танца народов Дагестана. В 1944
вступила в труппу Кумыкского драм. т-ра. Характерно-комедийная актриса,
обладающая сочным юмором, яркой сценич. выразительностью.
Роли: Сувсар ("Если сердце захочет" Рустамова), Феона ("Не всё коту
масленица"). Сваха ("Женитьба"), Зазау ("Мол-ла Насреддин" Курбанова),
Служанка ("Кровавая свадьба" Лорки). Е.Ж.
МУРАДОВА, Сона (р. 31.XII.1914)-туркменская советская актриса. Нар.
арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Род. в семье
крестьянина-бедняка. В 1931 окончила Ашхабадский педагогич. техникум. В
1934 вступила в труппу Туркм. академического т-ра драмы. В 1955-60 была
директором этого т-ра.
Мощный реалистич. талант М. особенно полно проявляется в драматич. и
остро характерных ролях. М. глубоко раскрыла духовный мир простой
туркменской женщины-матери: Акнабат ("Решающий шаг" Кербабаева),
Бике ("Семья Аллана" Мухтарова; Гос. пр. СССР, 1951) и в то же время
даёт беспощадно обличительные характеристики: Бочкарёва ("Платон
Кречет"), Пошлёпкина ("Ревизор"), Кукушкина ("Доходное место"). Сильный
темперамент, высокая эмоциональность сочетаются в игре М. с предельно
сдержанной манерой выражения чувств. С высокой реалистич. простотой,
монументальной силой играла роли: Оксаны ("Гибель эскадры"), Огыл Бостан
("Кеп-мир-Кёр" Бурунова и Аманова), Эмилии ("Отелло"), Вассы Железновой;
Дурсуновой ("Кто преступник" Мухтарова). Л. АН.
МУРАДОВА, Сурай (р. 1913) - туркменская советская актриса. Нар. арт.
Туркм. ССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Училась в Ашхабадском
педагогическом техникуме. В 1927 - 29 - в туркм. драм. студии. В 1929
поступила в Туркменский т-р драмы. Сценические образы М. отмечены яркой
эмоциональностью, острым внешним рисунком.
Роли: Шахухубан ("Зохре и Тахир" Аманова), Джерен, Морал ("Сын
пастуха", "Серебряный портсигар" Мухтаро-ва и Сейтлиева), Анна Андреевна
("Ревизор"), Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы), Любовь Яровая, Кручинина;
Оразсолтан ("Судьба" Деряева), Мария Александровна ("Семья" Попова).
Снималась в кино. Л. АН.
МУРАДЯН, Баграт Георгиевич (3. VII.1887-21. VI. 1959) - армянский
советский актёр. Засл. арт. Арм. ССР (1931). Сценич. деятельность начал
в Тифлисе в 1908 в труппе А. Харазяна. В 1912-17 работал в т-ре Арм.
драм. об-ва в Тифлисе, в 1917-20-в труппе Арм. культурного об-ва в Баку.
В 1924-32 - актёр Т-ра им. Сундукяна. В 1933-39 -в Арм. т-ре в Баку, с
1940 - в Арм. ТЮЗе (Ереван). Один из лучших комиков арм. сов. т-ра, М.
особенным успехом пользовался в характерных ролях классич. репертуара.
Роли: Воскан и Айрапет ("Злой дух" и "Намус" Ширван-заде), Зимзимов и
Исаи ("Пэпо" и "Хатабала" Сундукяна), Назар ("Храбрый Назар" Демирчяна),
Юсов ("Доходное место"), Бобчинский ("Ревизор") и др. Б. Л.
МУРАДЯН, Зарэ Мурадович (р.20.Х1.1913) - армянский советский артист
балета и балетмейстер. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). В 1930-35
учился в Моск. хореографич. уч-ще. В 1935-38 - артист Большого т-ра:
исполнял партии Джигита ("Кавказский пленник" Асафьева), Кавалера ("Три
толстяка" Оранского), Нурали ("Бахчисарайский фонтан") и др. В 1938-57 -
солист балетной труппы Ереванского т-ра оперы и балета им. Спендиарова.
Партии: Авет ("Счастье" Хачатуряна), Вацлав ("Бахчисарайский
фонтан"), Гусан ("Хандут" Спендиарова), Карэн ("Гаянэ"), Ли Шан-фу
("Красный цветок"), Пастух ("Мармар" Оганесяна) и др.
В 1948 впервые выступил как балетмейстер, с 1957 - балетмейстер Т-ра
оперы и балета им. Спендиарова.
Пост.; "Дон Кихот" (1954); "Хандут" Спендиарова (1953, совм. с В. А.
Варковицким), "Мармар" Оганесяна (1956, совм. с И. И. Арбатовым). Танцы
в операх: "Давид-Бек" Тиграняна, "Армак II" Чухаджана, "Кёр-оглы"
Гаджибе-кова, "Намус" Ходжа-Эйнатова и др.
С 1925 занимается педагогич. деятельностью (в 1938-42 - худ. рук.
хореографич. уч-ща), с 1944 - преподаватель театр. ин-та (Ереван). Ст.
М.
МУРАТОВ, Степан Михайлович (1885-1957) - русский советский актёр и
режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1944.
Принимал участие в спектаклях рабочих любит, кружков. В 1907 стал
актёром проф. т-ра. Играл в Перми, Одессе, Иркутске и др. городах. Роли:
Несчастливцев;
Никита ("Власть тьмы"), Войницкий; Иван Грозный ("Смерть Иоанна
Грозного" А. К. Толстого).
В 1917-21, работая в Пензенском т-ре, выезжала сёла, создавал клубы,
крестьянские т-ры. В 1928 работал в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) с
реж.
Н. И. Соболыпиковым-Самариным, оказавшим большое влияние на творч.
рост актёра. С 1930 - актёр Саратовского т-ра им. К. Маркса. В этом т-ре
прошла большая часть его сценич. деятельности. Творч. индивидуальности
М. особенно близка сов. драматургия и драматургия Горького. Играя в
пьесах Горького, М. глубоко раскрывал социальную природу образов Сатина;
Левшина ("Враги"), Павла ("Мать"), Егора Булычева. Одна из самых значит,
работ актёра-роль Тетерева ("Мещане"). За исполнение этой роли и ролей
Сатина; Чугая ("Хождение по мукам"), Гринёва ("Московский характер") М.
присуждена Гос. пр. СССР (1949). М. обладал превосходными внешними
данными, ярким, вдохновенным темпераментом. Никогда не прибегая к
излишнему пафосу, он раскрывал богатство внутреннего мира своих героев,
пользуясь скупыми выразит, средствами. Особенно удавались актёру образы
мужественных людей, исполненных властной силы. Он играл роли людей из
народа, героев гражданской войны, простых сов. тружеников.
Роли: Кошкин ("Любовь Яровая"), Годун ("Разлом"), Чугай ("Хождение по
мукам" по А. Толстому), Хомутов ("Огненный мост" Ромашова), Гайдай
("Гибель эскадры"), Метелица ("Разгром" по Фадееву), Нагульнов
("Поднятая целина" по Шолохову), Харитонов ("За тех, кто в море!"
Лавренёва), Мичурин ("Жизнь в цвету" Довженко), Глеба ("Русские
люди"), Забелин ("Кремлёвские куранты") и др. М. создал также ряд
сатирически заострённых образов:
Хлынов ("Горячее сердце"), Скалозуб ("Горе от ума"), Прохор ("Васса
Железнова"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты") и др.
Лит.: Тимохин В., Степан Муратов, Саратов, 1955. э. к.
МУРАЦАН (наст. имя и фам. - Григор Т е р-0 в а-н е с я н) (1. XI
1.1854-30.VIII.1908) - армянский писатель. Историч. драма М. "Рузан"
(1882) - о девушке-патриотке, принесшей жизнь в жертву за освобождение
Родины, сохраняется в репертуаре арм.т-ров. В. Г.
МУРАЯМА, Томоёси (р. 18.1.1901) - японский драматург, режиссёр и
театральный деятель. Один из руководителей движения пролетарского т-ра
саёкугэкидзё. С 1932 - генеральный секретарь Всеяпонской ассоциации
пролетарских т-ров. В 1934 создал самую левую театр. труппу направления
сингэки - "Синкёгэкидан", к-рая по распоряжению властей в 1940 была
распущена. За прогрессивную общественную деятельность М. неоднократно
подвергался арестам. Большую роль в развитии япон. т-ра имела пьеса М.
"Записки о шайке разбойников" (1929), рассказывающая о мужественной
борьбе кит. железнодорожников против тирании военщины. С 1946 руководит
вновь созданной труппой "Синкёгэкидан", к-рая стремится утверждать
методы соц. реализма в япон. т-ре. В репертуаре труппы: "На дне",
"Вишнёвый сад", "Мать" (по Горькому), "Улица без солнца" Токунага Сунао
и др. Из послевоенных пьес М. наиболее известна "Мёртвое море"
1952), посвящённая борьбе япон. рыбаков против амер. военно-морских
баз (пост. в т-ре "Синкё-гэкидан"). В 1959 труппа "Синкёгэкидан"
объединилась с "Тюгэй" и получила назв. "Токе гэйдзюцудза" Токийский
художеств. т-р). М. является также автором ряда работ по теории
драматич. иск-ва: "О японском пролетарском театре" (1930), "О
современном режиссёрском искусстве" (1950), "Театр в деревне" (1953) и
др.
Лит.: О дз а к и К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960. Л.
Г.
МУРЕР (Murer), Йодокус (1530-16.X.1580) - швейцарский драматург. Лит.
деятельность начал пьесой "Набот", пост. в г. Винте ртуре (1556). Затем
написал пьесы "Осада города Вавилона" (1559), "Абсолом" (1565, Цюрих),
"Воскресение Христа" (1566, Винте ртур), "Эстер", "Зоробабель" (1567,
1575, Цюрих). М. был сторонником Реформации, в своих пьесах, написанных
на библейские сюжеты, он выступал против като-лич. церкви, разоблачал
злоупотребления церковных служителей. Пьесы М. ставились на площадях
швейцарских городов и пользовались большой популярностью. Г. Е.
МУРНИЕК, Николай Янович (р.14.IX.1904) - латышский советский режиссёр
и актёр. Нар. арт. Латв. ССР (1958). Учился в студиях Б. Скуениеце
(1920-22), Ю. Юровского (1922-26). Сценич. деятельность начал в 1922 в
"Интимном т-ре". В 1927-34 был актёром рижского Рабочего т-ра, где в
1934 дебютировал как режиссёр. В 1934-36 - актёр латв. Художеств. т-ра.
С 1936 - актёр и режиссёр, с 1953 - гл. режиссёр Лиепайского т-ра.
Актёрское творчество М. отличается чёткостью, рельефностью
характеристик, острой выразительностью внешнего рисунка. В пост. М.
красочное, темпераментное сценич. воплощение получила нац. драматургия.
Роли: барон Вольф ("1905" Упита), Пеклеванов ("Бронепоезд 14-69"),
Платон Кречет, Егор Булычев.
Пост.: "Дни портных в Силмачах" Блаумана (1956), "Купальщица Сусанна"
Упита (1953), "Сын рыбака" (1949),
-"Старое гнездо моряков" (1957) Лациса, "Солдатская шинель" Григулиса
(1956). Ярким нац. колоритом отмечена монументальная пост. пьесы Райниса
"Огонь и ночь" (1958), в к-рой М. дал новую трактовку пьесы. М. пост.
также: "Бешеные деньги" (1948 и 1955), "Мещане" (1951), "Егор Булычев и
другие" (1952), "Много шума из ничего" (1950), "Чайка" 1954); "Господин
Пунтилла и его слуга Матти" Брехта 1962) и др.
Лит.: Freimane V., Nikolajs Murnieks, "Teatris un Dzive". Almanahs
IV, Riga, 1960, с. 272-80. В. Ф.
МУРТАЗИН (псевд. -Вели-Иманский)
{1886-1938)-татарский актёр и режиссёр. Принимал
-активное участие в организации первой тат. проф. труппы "Сайяр". В
1907-15 работал в этой труппе. В 1915 вместе с М. Мутиным организовал
труппу "Ширкэт" в Оренбурге.
Роли: Галим ("Хозяин и приказчик" Богданова), Газиз, Гумер
("Молодёжь", "Неравные" Амирхана), Борис ("Гроза"), Нил ("Мещане"),
Яичница, Хлестаков ("Женитьба", "Ревизор"), Фердинанд и др. М.-один из
первых тат. режиссёров. Пост. спектакли: "Неравные" (1915); "Галиябану"
Файзи (1917), "Молодёжь" (1915) и др.
В годы гражданской войны М. организовал несколько армейских трупп. В
1920 принимал активное участие в организации башк. т-ра (Стерлитамак).
Был актёром, режиссёром этого т-ра. В 1922-37-актёр, режиссёр, директор
башк. т-ра в Уфе. Автор очерка "Из истории татарского театра" (1926). X.
Г.
МУСАЕВ, Иса Гасан оглы (р. 25.XII.1912) - азербайджанский советский
актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В
1927-29 учился в бакинском театр. техникуме. Затем вступил в труппу
Нахичеванского азерб. т-ра.
Роли: Октай, Айдын, Эльхан ("Октай Эльоглы", "Айдын", "Невеста огня"
Джабарлы), Вагиф (о. п. Вургуна), Санан ("Шейх-Сенан" Джавида), Сулейман
("Хаят" Ибрагимова), Яровой ("Любовь Яровая"), Степан Шаумян ("Город
ветров" .Кирш она). Плат он Кречет, Франц Моор, Отелло, Гамлет и др.
Выступал как режиссёр. К. Кае.
МУСАЕВ, Мели (р. в янв. 1914)-узбекский сов. театральный художник.
Нар. художник Узб. ССР (1950). В 1928-30 учился в Самаркандском
изотехникуме. С 1931 работает в Узб. муз. т-ре (ныне Т-р оперы и балета
им. Навои).
Спектакли; "Наргиз"Магомаева(1939), "ЛейлаиМеджнун" Глиэра и Садыкова
(1940), "Акбиляк" Василенко (1943), "Гульсара" Садыкова и Глиэра (Гос.
пр. СССР, 1951), "Семь красавиц" Кара-Караева (1955), "Диларам" Ашрафи
(1958), "Проделки Майсары" Юдакова (1959). А. У.
"МУСАЙК МАСЯЦ" ("Музы Арарата") - первый армянский театральный
журнал. Издавался в 1857- 18 58 в Константинополе, под ред. передового
обществ, деятеля А. Айкуни, сначала еженедельно, затем ежемесячно
(нерегулярно). На страницах этого журнала печатались пьесы Айкуни
("Ернджак", "Олимпия"), его статьи, посв. т-ру, переводы пьес с франц.
яз. Г.Т.-С.
МУСАЛАЕВ, Магомед Шапиевич (р.7.У.1913)-лак-ский советский актёр.
Нар. арт. Даг. АССР (1955). Засл. арт. РСФСР (1960). С 1937 - артист
Лакско-го драм. т-ра им. Капиева (г. Кумух).
Роли: Аглархан ("Аздар" Алиева), Мтыл ("Женихи" Токаева), Мешеди Ибад
(о. п. Гаджибекова), Хас ("В родном ауле" Алиева), Годун ("Разлом"),
Рустам ("Намус" Ширванзаде), Яровой; Сардион ("Честь" Мдивани), Раесмик
("Блудный сын" Раннета). В классич. репертуаре - Ахов ("Не всё коту
масленица"), Болыпов ("Свои люди-сочтёмся"), Сганарель ("Лекарь
поневоле" Мольера) и др. Е. Ж.
МУСИНА-ПУШКИНА, Аграфена Михайловна [по мужу- Дмитровская;
16(27).VI.1740-20.VII (1.VIII).1782] - русская актриса. Жена И. А.
Дмитревского. Выступала на петерб. сцене. Одна из первых рус. актрис,
М.-П. играла разнообразные роли: Вдова ("Мот, любовью исправленный"
Лукина, 1765), горничная Лукерья ("Наказанная вертопрашка" Ель-чанинова,
1767), Азиатка (драматизированный балет "Прибежище добродетели", 1759).
Особенно ей удавались роли в комедиях Мольера: Арсиноя ("Мизантроп"),
Клодина ("Жорж Данден"), Жаклина ("Лекарь поневоле"), Дорина ("Тартюф"),
Лизетта ("Школа мужей"). Ок. 1769 М.-П. оставила сцену.
Лит.: Варнеке Б. В., История русского театра 2 изд., СПБ, [1914], с.
88, 98-99. В. Вир.
МУСЛЙМОВА, Кифаят (р. 1916) - узбекская советская актриса. Нар. арт.
Узб. ССР (1955). Участвовала в кружках художеств. самодеятельности. В
1933- актриса Ошского узб. т-ра. С 1937 - Самаркандского узб. т-ра.
Остро характерная актриса, М. создала ряд сатирич. образов. Играла также
роли героинь.
Роли: Дильбар ("Разгром" Яшена), леди Мильфорд ("Коварство и
любовь"), Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы), Анна Андреевна ("Ревизор"),
Кабаниха; Меланья ("Егор Булычев и другие"), Холнисо ("Шёлковое сюзанэ"
Каххара), Сурмахон ("Сердечные тайны" Рахманова), Мастура ("Холис-хон"
Хамзы), Эмилия ("Отелло"). В. Д.
МУСОРГСКИЙ, Модест Петрович [9(21).III.1839, с. Карево Торопецкого
уезда Псковской губ.,-16(28). II 1.1881, Петербург] - русский
композитор. Участник творч. содружества "Могучая кучка", наиболее ярко
отразивший в музыке революц.-демократич. идеи 60-х гг. 19 в. Муз.
одарённость М. проявилась в раннем возрасте. В 1856 М. окончил школу
гвардейских прапорщиков в Петербурге. Занимался музыкой под рук. А. А.
Герке. В 1852 было издано первое соч. М.- полька "Подпрапорщик" для фп.
В 1856-57 М. познакомился с А. С. Даргомыжским и группой молодых муз.
деятелей, составивших впоследствии творч. объединение, известное под
названием "Новая русская музыкальная школа", или "Могучая кучка". Под
рук. М. А. Балакирева М. изучал муз. литературу и технику композиции. В
1858 он ушёл с военной службы, решив посвятить себя музыке. В конце 50 -
нач. 60-х гг. написал ряд романсов.
Под влиянием революц.-демократич. лит-ры и журналистики 60-х гг.
формируются материалистич. и антикрепостнич. воззрения М., определившие
эсте-тич. принципы и основное содержание его творчества в зрелый период.
Народность и реализм творчества
М. ярко проявились в его вок. соч. из крестьянской игизни, созданных
в сер. и во 2-й пол. 60-х гг.
Гл. целью творч. исканий М. было создание оперы. В 1863-66 он работал
над оперой "Саламбо" ("Ливиец") по о. п. Флобера. М. переосмыслил
романтич. сюжет Флобера, выдвинул на первый план гражданские и
народно-освободительные мотивы. Эта работа не была закончена
композитором. Музыка "Саламбо" частично использована М. в последующих
его соч. тонера "Борис Годунов", хор с оркестром "Иисус На-вин").
Незавершённой осталась также речитативная опера "Женитьба" по о. п.
Гоголя (1-е действие для голосов с фп., 1868; 2 - 4-е действия дописаны
в 1931 М. М. Ипполитовым-Ивано-вым, к-рый оркестровал всю оперу). В
1868-69 М. написал оперу "Борис Годунов" (2-я ред. 1871-72) по о. п.
Пушкина, явившуюся одной из вершин творчества композитора. Либретто
оперы М. составил сам, сохранив большинство стихов Пушкина. Глубоко нар.
характер и острая антимонархич. направленность оперы явились причиной
враждебного отношения к ней правящих кругов царской России. "Борис
Годунов" был отклонён дирекцией императорских т-ров, м пост. оперы на
сцене Мари-инского т-ра в Петербурге состоялась только благодаря
энергичным требованиям передовой артистич. общественности [27 янв. (8
февр.) 1874; годом раньше на той же сцене оыли исполнены три картины из
"Бориса Годунова"]. Вопреки травле, к-рая была организована реакц.
печатью, спектакль (с участием крупнейших оперных артистов: И. А.
Мельникова, О. А. Петрова, Ю. ф. Платоновой, Ф. П. К омисса ржевского и
др., дирижёра Э. Ф. Направника) имел огромный успех у демократич.
публики.
В 70-х гг. чётко определяются эстетич. воззрения М. (письма к В. В.
Стасову, А. А. Голенищеву-Кутузову и др.). Он напряжённо искал решения
коренных идейных проблем, выдвинутых ходом общественного развития
России, стремился показать решающую роль нар. масс в истории,
противопоставить высокую моральную чистоту и благородство духовного
облика людей из народа нравственному разложению и упадку совр. ему
бурж.-дворянского общества. Крупнейшей работой М. в 70-х гг. была опера
"Хованщина" (начата в 1872), написанная на сюжет (подсказанный Стасовым)
из времён стрелецких восстаний (конец 17 в.). Композитор сам писал
либретто этой оперы, опираясь на широкий круг историч. и лит.
источников. Определив "Хованщину" как "народную музыкальную драму", он
тем самым подчеркнул главенствующую роль народа в её действии.
Одновременно с "Хованщиной" создавалась опера "Сорочинская ярмарка"
на собств. либретто М. по о. п. Гоголя (начата в 1874). Стремясь к
правдивой обрисовке нац. характера, М. внимательно изучал укр. нар.
песни, использовав многие из них в музыке оперы.
Если в творч. отношении 70-е гг. представляли для М. пору наивысшего
расцвета, то личная судьба его складывается в этот период глубоко
трагично. Чрезвычайно болезненно воспринял композитор травлю "Бориса
Годунова" господствующими общественными кругами и большей частью
критики. Кроме того, он испытывал материальные трудности. В 1881 М.
тяжело заболел и умер (в Николаевском солдатском госпитале).
Неоконченную оперу М. "Хованщина" после смерти композитора дописал и
оркестровал Римский-Корса-ков (1883). Впервые опера была исполнена